вторник, 26 июля 2016 г.

Глава 7 Контроль в системе операционного менеджмента 7.1 Система и процесс контроля




Условия и основные этапы процесса контроля

Контроль как одна из функций управления представляет собой процесс определения качества и корректировки выполняемой подчиненными работы, для того чтобы обеспечить выполнение планов, направленных на достижение целей предприятия. Таким образом, контроль входит в задачу менеджера любого уровня — от президента компании до мастера цеха.

Один из основоположников науки управления А. Файоль дал четкое определение контроля. "На предприятии контроль заключается в том, чтобы проверить, все ли выполняется в соответствии с утвержденными планами, разработанными инструкциями и принципами. Его цель — выявить слабые места и ошибки, своевременно исправить их и не допускать повторения. Контролируется все: предметы, люди, воздействия" [34, 27]. И далее ученый добавляет, что "... контроль есть первейшая обязанность тех руководителей, которые отвечают за выполнение каких-либо планов" [Там же].

В то же время планы — это лишь картины того, каким хотелось бы видеть будущее руководству. Множество обстоятельств может воспрепятствовать тому, чтобы задуманное реализовалось. Изменения законов, социальных ценностей, технологии, условий конкуренции и других переменных величин окружающей среды могут превратить планы, реальные в момент их формирования, в нечто совершенно недостижимое через некоторое время.

Для того чтобы менеджер любого уровня мог создать и поддерживать систему контроля реализации намеченных планов, необходимо наличие двух условий. Несмотря на это находятся люди, которые сосредоточивают все внимание на системах и методах контроля, не обеспечивая предварительно этих условий, концептуально заключающихся в следующем:

во-первых, контроль требует наличия планов, т. е. сначала составляется план, затем он превращается в нормативы, с которыми сопоставляются фактические результаты деятельности;

во-вторых, контроль требует наличия организационной структуры,

т. е. необходимо четко знать, кто на предприятии несет ответственность за отклонения от планов и принятие корректирующих мер.

Основной процесс контроля, какую бы область предприятия любого вида деятельности (материального производства или сферы услуг) он ни затрагивал, состоит из следующих этапов.

1.  Установление нормативов. Поскольку планы являются эталоном, в соответствии с которым строится система контроля, логика подсказывает, что первым шагом в процессе контроля должна быть разработка планов. Однако ввиду того, что планы различаются конкретным содержанием и степенью сложности и менеджерам обычно бывает трудно следить за всем сразу, устанавливаются определенные нормативы. Нормативы можно определить как критерии эффективности работы. Это заранее выбранные точки в общей программе планирования, в которых определяется эффективность деятельности,

с тем чтобы можно было сообщить менеджеру о ходе дела и избавить его от необходимости следить за каждым шагом в выполнении плана.

Существует много разновидностей нормативов. Самые лучшие из них — поддающиеся проверке цели и задачи (количественные или качественные). Поскольку конечные результаты, за которые отвечают те или иные сотрудники, являются наилучшими показателями выполнения планов, они представляют собой и лучшие показатели для контроля. Эти нормативы могут быть выражены в натуральных показателях (объем выпуска продукции, объем услуг, трудоемкость работ в человеко-часах, частота или количество отказов и др.). Их также можно выразить в поддающихся проверке качественных показателях или любым другим способом, который дает ясное представление об эффективности деятельности.

2.  Определение эффективности деятельности. Определение эффективности деятельности путем сопоставления с нормативами, даже если это не всегда получается на практике, должно в идеале проводиться с некоторым забеганием вперед так, чтобы можно было предугадать возможные отклонения раньше, чем они действительно произойдут, и принять соответствующие меры для их предупреждения.

Если нормативы составлены правильно и есть возможность точно определить, что же делают подчиненные, оценка фактических или ожидаемых результатов работы — дело весьма простое. Но существует немало видов деятельности, для которых трудно разработать точные стандарты. Это, как правило, нетехнические виды работ — финансовая деятельность и др. Важно помнить, что чем меньше операции или виды деятельности связаны непосредственно с операционной системой, с цехом, участком, тем сложнее, а часто и просто невозможен их контроль.

3. Корректировка отклонений. Если нормативы отражают организационную структуру и используются для оценки качества работы, корректировать отклонения намного легче, так как руководитель точно знает, кто персонально или какая группа несет за них ответственность и какие необходимо предпринять корректирующие действия.

Корректируют отклонения в работе тогда, когда контроль является частью общей системы менеджмента и сливается с другими функциями менеджмента. Менеджеры могут корректировать отклонения путем пересмотра планов или уточнения целей (это одно из применений принципов оперативного управления). Корректировать отклонения можно также в рамках организационных функций путем перераспределения, уточнения заданий или выделения дополнительных ресурсов, лучшего подбора и обучения кадров и т. п.

Иногда считается, что корректировка отклонений не является звеном процесса контроля, что это момент, когда в процесс вступают другие управленческие функции. Безусловно, было бы ошибкой считать, что контроль сводится лишь к определению эффективности работы путем сопоставления с нормативами и в случае отклонения от принятых норм никаких мер не принимается. Функции контроля связаны с другими управленческими функциями, что свидетельствует о системном характере деятельности менеджера и о том, что процесс управления — интегрированная система.

 

Информация в реальном времени и контроль

Одним из наиболее прогрессивных успехов науки и техники является создание систем информации в реальном времени благодаря использованию ЭВМ, ПК, электронного сбора, передачи и хранения данных. Информация о происходящем поступает в то время, когда те или иные события уже имеют место. С помощью различных средств стало возможным получение данных в реальном времени по многим операциям. Уже в течение многих лет авиалинии и железнодорожные вокзалы получают информацию о наличии свободных мест путем ввода в компьютер определенных параметров (номер рейса, поезда, дата и др.). В супермаркетах и крупных универмагах вводятся электронные кассовые аппараты, которые оперативно предоставляют информацию о каждой покупке в центральное накопительное устройство. В компьютерную программу можно вводить и получать информацию о товарных запасах, объеме проданных товаров на любой момент времени.

С помощью ЭВМ и ПК можно также вести учет проданных товаров по номенклатуре. Это позволяет менеджерам верхнего уровня управления осуществлять контроль в любое время и заказывать товары с учетом темпа их реализации.

Одновременно отметим, что на практике часто все, что связано с информацией, рассматривается в реальном времени как средство своевременного контроля в наиболее значимых для менеджера фазах производственного цикла. На рис. 35 видно, что информация в реальном времени, за исключением простейших и нестандартных случаев, не обеспечивает контроля в реальном времени. Возможны также получение информации в реальном времени по оценке эффективности выполненной работы, сопоставление этих данных с нормативами и выявление отклонений. Однако из рис. 35 следует, что анализ причин отклонений, разработка программы корректирующих действий и ее реализация требуют много времени.



Проведение корректирующих мероприятий требует много времени. Например, при контроле качества заводского товара может потребоваться много времени для того, чтобы выявить причину обнаруженного брака и предпринять корректирующие меры. Более сложен контроль качества товарно-материальных запасов, особенно на промышленных предприятиях. Если будет установлено, что объем товарно-материальных запасов превышает норму, потребуется несколько месяцев, чтобы довести его до требуемого уровня.

 

Опережающий контроль

Для эффективного управленческого контроля нужна система своевременного сообщения о необходимости применения корректирующих действий и о том, что если не будут предприняты неотложные меры, возникнут проблемы, для решения которых может потребоваться большое количество ресурсов — временных, финансовых, технических и др. Необходимость опережающего контроля очевидна.

На рис. 35 показан временной лаг обратной связи в процессе управленческого контроля. Его наличие убеждает в том, что для создания действительно эффективной системы нужен опережающий контроль. Отчетных статистических данных об отклонениях зачастую недостаточно либо они уже устарели.

Основоположник кибернетики Н. Винер признавал недостаточность простой обратной связи. Он отмечал, что там, где система имеет временные лаги, корректирующие действия должны предупреждать ошибки.

Сегодня широко известны такие методики опережающего контроля, как графические формы планирования и контроля, сетевое планирование и управление.

Графические формы планирования и контроля. Их еще называют линейными, календарными графиками выполнения работ и широко применяют во многих отраслях народного хозяйства, и в каждой они имеют определенные особенности.

Линейные графики — это лаконичные графические формы планирования и учета, дающие хорошие возможности для контроля за выполнением работ на любую дату, а также позволяющие предвидеть будущие трудности и своевременно предотвращать их. Рассмотрим линейные графики, применяемые в строительной практике (рис. 36).

Идеальный случай — график А на рис. 36 — показывает картину фактического выполнения объемов работ на конец каждого месяца в натуральных показателях, которые нужно подсчитывать для предъявления счета заказчику и оплаты работы. Прямая вертикальная линия отображает идеальный случай, когда фактическое выполнение всех работ полностью соответствует плановому. График Б характеризует более вероятное состояние стройки, когда какие-то работы выполняются с опережением или отставанием. С учетом принятых обозначений этот график дает следующую информацию.

Работа 23 закончена раньше планового срока без каких-либо последствий.
Работа 24 выполнена с небольшим опережением, следовательно, есть резерв.



Работа 25 выполняется с отставанием от графика на 2 дня. Но если дальше отставания не будет, работа будет закончена до допустимого срока позднего окончания работ; опасности пока нет, но работа взята на контроль.
Работа 26 выполняется с опасным отставанием, так как если даже все оставшееся время она будет выполняться по графику, то закончится позже срока позднего допустимого окончания работ (резерв — 2 дня, а отставание — 4 дня); 2 дня на графике обычно отмечают красным цветом как зону опасности.
Работа 27 начата с нарушением срока, но на ее выполнение еще есть время.
Работа 28 выполняется точно по графику.

В настоящее время такие графики, как правило, вручную не рисуют. Их вычерчивают по компьютерной программе и распечатывают. Руководство предприятия любого ранга, просмотрев графики всех объектов, в кратчайшее время получает полную информацию о ходе строительства объектов по времени. Таким образом, подобные линейные графики позволяют организовать опережающий контроль.

Сетевое планирование и управление (СПУ). Одной из лучших современных методик опережающего контроля является сетевое планирование, выражением которого служат сетевые графики СПУ. Они появились как результат трансформации линейных графиков (рис. 37).

Сетевое планирование и управление основано на использовании сетевых графиков и ЭВМ. Такие графики представляют собой цепи работ и событий, отражая их технологическую последовательность и связь. (Работа — это процесс, предшествующий свершению какого-либо события. Событие — это промежуточный или окончательный результат одной или нескольких работ, необходимых для того, чтобы можно было начать одну или несколько других работ. Событие свершается после выполнения всех входящих в него работ, причем момент свершения события является моментом окончания последней из них.)

На основе графика ЭВМ может проанализировать состояние процесса работы в заданный момент времени, определить последовательность выполнения работ, которые могут задержать выполнение плана к сроку (критический путь) и "посоветовать" руководству оперативно принять необходимые меры, т. е. выполнить функцию опережающего контроля. (Критический путь — непрерывная последовательность работ и событий от их начала до завершения, требующая максимума времени для выполнения.)



В экономике достаточно широко применяются также сетевые графики, ориентированные не на критерий времени, а, например, на сокращение стоимости работ.

Пример сетевого графика приведен на рис. 38. В кружках указаны номера событий; стрелки обозначают порядковый номер работы, а цифры над стрелками — плановую продолжительность работ в часах.



Расчеты по такой сети (например, нахождение критического пути) легко выполнять вручную. Реальные же сетевые графики содержат сотни и даже тысячи работ и событий. Проанализировать их может только ЭВМ или ПК. При этом важно отметить, что методы и программы расчетов по сетевым графикам стандартны, что позволяет выполнять расчеты для различных объектов.

Система СПУ имеет ряд существенных преимуществ:

заставляет руководителей очень четко прорабатывать и заниматься планированием, так как невозможно проанализировать сетевой график без составления плана и определения его составных;
заставляет продумывать осуществление проекта от начала до конца, так как каждый нижестоящий руководитель должен планировать событие (операцию), за которое отвечает;
концентрирует внимание на работах и событиях, находящихся на критическом пути;

• позволяет осуществлять опережающий контроль;

• позволяет своевременно интенсифицировать работу в нужных точках и на нужных уровнях организационной структуры.

Рассмотренная система СПУ называется СПУ/ВРЕМЯ. Существуют аналогичные системы, например СПУ/ЗАТРАТЫ, где в сетевом графике затраты соотносятся с деятельностью. Эта система широко применяется при формировании и реализации крупных НИОКР.

Оценка качества и разработка программы развития корпоративной культуры



Вопросы управления корпоративной культурой для всё большего количества компаний становятся высоко значимыми и актуальными, вовлеченными в реализацию стратегических бизнес-задач, а не просто «данью моды». Особенное место занимают случаи слияния-поглощения, когда, учитывая историю формирования кампании, в ее корпоративной культуре необходимо учитывать два пласта: старый и новый.
Старый – это архетипы материнской корпоративной культуры, которая является основой при формировании объединенной компании. Новый - это корпоративная культура включаемой компании, которая вносит новые бизнес-задачи, привносит свои способы корпоративного управления, переформатируя прежние, материнские.
Прямое совмещение двух корпоративных культур неизбежно порождает объемные проблемные поля, создается нервный социально-психологический климат в коллективе, имеет место преобладание негативных настроений и пессимистических установок.
Таким образом, управляющими корпоративной культурой в организации встает сложная и объемная задача – переломить негативную тенденцию на позитивную, сформировать свою корпоративную культуру на основе общей корпоративной культуры материнской кампании, адаптируя, интегрируя, переформатируя сложившиеся в коллективах традиции, установки, ожидания, ценности, отношения.
Учитывая, что корпоративная культура начинает рассматриваться как инструмент, повышающий эффективность бизнеса компании, который активно развивается, существенным становится момент изучения корпоративной культуры в ее развитии, выделяя инновационную часть, отвечающую за чувствительность к новым вызовам, и консервативную часть корпоративной культуры, отвечающую за стабильность ее воспроизводства.
Учитывая наличие различного понимания термина «корпоративная культура» в разных организациях и состава тезауруса, который за ним стоит, проведение аудита корпоративной культуры подразумевает этап согласования такого тезауруса. Если у клиента уровень терминологии недостаточен для формирования критериальной базы оценки своей корпоративной культуры, то можно опираться на ту или иную версию, приведенную в литературе.
Опираясь на свой опыт исследования и разработки, отмечаем, что изучение такого сложного комплекса корпоративной культуры требует не только социологического, но и культурологического подхода. Социологическое исследование предоставляет для культурологического исследовательский материал, срез текущей ситуации, а вся мощность изучения достигается за счет тщательности проработки концептуальной базы исследования, стандартизации и технологизации аналитических процедур, процедур оценки, квалификации и интерпретации полученных данных по корпоративной культуре.
Как правило, общее содержание такого проекта состоит в разработке выверенной нормативной базы развития корпоративной культуры на предприятиях организации, которая полностью учитывает текущую ситуацию, локализовано решает выявленные проблемы корпоративной культуры (опирается на проведенное исследование), обеспечивает соответствие уровня развития корпоративной культуры стратегическим ориентирам Компании и базируется на принятых корпоративных стандартах Компании.
Миссия такого проекта может состоять в формирование общей корпоративной среды компании, которая позволяет гибко, но с сохранением организованности реагировать на изменение стратегических бизнес-задач, обеспечивая полноту вовлечения потенциала коллектива в их решение, учитывая своеобразие коллективов и групп, но сохраняя общую идентичность, приверженность единым принципам.
Помимо этого, проект обеспечивает стратегический вклад проекта в развитие кадрового потенциала компании: повышение уровня самоорганизации персонала при использовании абстрактных оснований нормирования корпоративного поведения, взаимодействия и корпоративных отношений.
В качестве функция проекта можно назвать повышение эффективности и организованности корпоративного поведения, взаимодействия и взаимоотношений персонала на предприятиях компании.
 
Цели проекта по оценки качества и разработки уровня развития корпоративной культуры:
  1. Изучение текущего уровня развития корпоративной культуры компании в следующей структуре:
  • Реконструкция текущего состояния корпоративной культуры компании,
  • Оценка качества и уровня развитости текущего состояния этой культуры с внутрикорпоративной точки зрения и точки зрения внешней бизнес-среды,
  • Выявление и оценка существующего вектора развития корпоративной культуры с учетом динамики предшествующих изменений,
  • Выявление ключевых проблем в развитии корпоративной культуры Компании,
  • Выявление возможных направлений коррекции корпоративной культуры компании.
  1. Разработка обоснованной нормативной базы развития корпоративной культуры Компании в следующей структуре:
  • Политика компании в сфере корпоративной культуры, структура этой политики,
  • Описание оргструктуры компании, обеспечивающей эффективную реализацию этой политики,
  • Программа развития корпоративной культуры Компании,
  • Стратегия внедрения, реализации этой программы Компании.
 
Этапы проекта:
1.      Оценка качества корпоративной культуры компании
2.      Разработка нормативной базы развития корпоративной культуры компании:
2.1.   Разработка концепции развития корпоративной культуры
2.2.   Апробация основных положений концепции развития корпоративной культуры
2.3.   Разработка программы развития корпоративной культуры
 

ЭТАП 1. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КОМПАНИИ

Этап обеспечивает формирование представлений о текущем состоянии корпоративной культуры компании, квалифицированной оценки этого состояния, как с внутрикорпоративной стороны, так и со стороны внешней бизнес-среды, выявление в текущем состоянии того, что требуется сохранить, а что требуется устранить из корпоративной культуры Компании.
Учитывая важность данного этапа, в работе более подробно раскрывается технологическая карта этапа и приводятся критерии качества базовой процедуры этапа – процедуры оценки.
Технологическая схема 1-го этапа
 
Состав работ в рамках этапа:
1.1. Разработка инструментария проекта
1.1.1. Инвентаризация опыта:для корректного вхождения в историю развития корпоративной культуры компании разработчиком проводитсяизучение существующих материалов по корпоративной культуре компании: кодекс, стандарты, программы, материалы исследований и пр.
1.1.2. Согласование тезауруса проекта: концептуальная проработка и согласование значений ключевых тематических терминов, используемых в разработке. (Прим. разработчика: требуется в силу существования в практике изучения корпоративной культуры большого разброса понимания базовых терминов, задающих предметную область).
1.1.3. Согласование критериев оценки качества корпоративной культуры: верификация концептуального понимания базовых терминов в систему критериев измерения событий корпоративной культуры.
1.1.4. Разработка анкеты исследования и гайдов интервью.
1.1.5. Оптимизация структуры объекта /предмета исследования: после проведения серии согласований и уточнений предложенная разработчиком базовая структура объекта / предмета исследований будет оптимизирована за счет локализации проблемных зон и фиксации акцентов их изучения (см. схему «Базовая структура и типология конфликтных отношений в коллективе компании»).
1.1.6.Формирование в компании оргструктуры поддержки и внутреннего продвижения проекта.
 
 
 
1.2. Изучение текущего состояния корпоративной культуры компании
1.2.1. Проведение внутрикорпоративных экспертных интервью, обработка и анализ полученных данных, написание сводного отчета. Позволяют более глубоко изучить общие вопросы развития корпоративной культуры Компании, выделить сравнительные характеристики, понимание которых предполагает высокий уровень квалификации и владение соответствующей информацией.
1.2.2. Проведение анкетирования на предприятиях компании
1.2.2.1.Согласование структуры исследовательской выборочной совокупности.
1.2.2.2.Формирование категорий и состава респондентов, их общего объема, который должен обеспечить возможность сравнения данных по предприятиям Компании и категориям респондентов с утвержденным уровнем достоверности.
1.2.2.3. Формирование исследовательской группы: тренинг и инструктаж рабочей группы
1.2.2.4. Проведение анкетирования.
1.2.2.5. Сбор анкет в центр обработки.
1.2.3. Обработка, анализ данных анкетирования.
1.2.4. Проведение обсуждения состояния корпоративной культуры на форуме внутрикорпоративного Интранет-портала. Позволяет выявить неформальные отношения и оценки по теме исследования.
1.3. Изучение восприятия корпоративной культуры компании внешней бизнес-средой
1.3.1. Формирование пула экспертов:
1.3.1.1. Представители организаций-клиентов
1.3.1.2. Представители организаций-партнеров
1.3.1.3. Представители компаний-конкурентов
1.3.1.4. Представители бизнес-среды (бизнес-ассоциаций, аналитики)
1.3.1.5. Журналисты деловых / отраслевых СМИ
1.3.1.6. Представители органов местной исполнительной власти
1.3.2. Проведение внешних экспертных интервью
1.3.3. Обработка и анализ полученных данных.
1.4. Формирование системы показателей оценки качества корпоративной культуры Компании: (Прим. разработчика:оценка полученных данных о состоянии корпоративной культуры на основе сложившихся социологических критериев: средние значения по выборочной совокупности, не являются достаточными для изучения качества культуры, поэтому разработчик предлагает проведение специализированного экспертного исследования для формирования количественных стандартов такой оценки).
1.4.1. Проведение формализованного экспертного опроса (на основе общей  анкеты): ключевым специалистам Компании по корпоративной культуре высылается по электронной почте бланк экспертного опроса, который содержит шкалы общей анкеты с требованием указать требуемый уровень развития признака в текущий момент времени и через определенный период.
1.4.2. Обработка полученных материалов принятыми в социологии методами: формируется стандарт оценки качества текущего состояния корпоративной культуры.
1.5. Аналитика уровня развития корпоративной культуры: сводный анализ всех полученных материалов, формирование аналитического отчета по этапу.
Состав результата по данному этапу:
  • Описание текущего состояния корпоративной культуры Компании,
  • Оценка качества и уровня развитости корпоративной культуры,
  • Выявление и оценка существующего вектора развития корпоративной культуры,
  • Выявление и оценка того, что нужно сохранить в корпоративной культуре,
  • Выявление и оценка того, что нужно устранить в корпоративной культуре,
  • Выявление целесообразных направлений коррекции корпоративной культуры.
обеспечивает квалифицированную разработку нормативной базы развития корпоративной культуры Компании по формату принятия управленческого решения.
 

ЭТАП 2. РАЗРАБОТКА НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КОМПАНИИ

Для осуществления включенного, эффективного и организованного развития корпоративной культуры она должна иметь многоуровневую, иерархированную нормативную базу, разработку которой предполагается осуществить в 3 этапа:
2.1. Разработка концепции развития корпоративной культуры
2.2. Апробация основных положений политики развития корпоративной культуры
2.3. Разработка программы развития корпоративной культуры
 
Этап 2.1. Разработка концепции развития корпоративной культуры Компании
Этап направлен на разработку общих положений по развитию корпоративной культуры Компании, которые будут положены в основу программы ее развития.
 
Структура работ в рамках этапа 2.1.
 
 
Состав работ по этапу
2.1.1. Разработка политики развития корпоративной культуры включает следующие работы:
  • Фиксация системы взаимодействий, в которые включена корпоративная культура
  • Выявление функциональных требований, которые предъявляют другие направления развития компании к корпоративной культуре (бытие «для иного»)
  • Выявление функциональных требований, которые предъявляет корпоративная культура к другим направлениям развития (бытие «для-себя»)
  • Описание идеальной модели корпоративной культуры, которая может реализовать систему функциональных требований, приоритетов и принципов ее функционирования
  • Описание пути преобразования текущего состояния корпоративной культуры в состояние, соответствующее идеальной модели (развитие)
  • Описание приоритетов преобразования
  • Описание принципов движения Компании по приоритетным направлениям
  • Описание принципов реагирования системы корпоративной культуры на отвлекающие от развития факторы
2.1.2. Конкретизация политики развития для ключевых субъектов корпоративной культуры включает следующие работы:
  • Описание структуры базовых субъектов корпоративной культуры
  • Описание корпоративных ролей, которые играют эти субъекты в развитии корпоративной культуры
  • Описание факторов мотивации и вовлечения этих субъектов в развитие корпоративной культуры
2.1.3. Разработка содержания политики развития корпоративной культуре в структуре базовых субъектов включает следующие работы:
  • Выделение этапов в развитии корпоративной культуры
  • Выделение специфичных для субъектов направлений в развитии корпоративной культуры
  • Построение дерева целей по каждому направлению развития
  • Формулировка задач для субъектов реализации направлений развития
2.1.4. Описание оргструктуры проектного типа для реализации политики развития включает следующие работы:
  • Определение механизмов достижение поставленных целей и задач
  • Соорганизация механизмов достижения в организационные комплексы
  • Описание принципов управления организационными комплексами
  • Описание и разграничение зон ответственности субъектов
  • Описание обязанностей и полномочий субъектов, вовлекаемых в управление / самоуправление
2.1.5. Разработка бренд-гайда по корпоративной культуре: содержание по политике корпоративной культуры обладают высоким уровнем абстракции и требуют значительных усилий по их пониманию. Для упрощения процедур запоминания и понимания предусматриваются принципы визуализации содержаний, которые оформляются в гайд-бук корпоративной культуры (по аналогии с бренд-буком фирменного стиля).
 
2.2. Апробация основных положений политики развития корпоративной культуры
В силу того, что концептуальные разработки в области корпоративной культуры сложны и требуют вовлечения широко спектра представлений разработчика, вплоть до профессионального мировоззрения, то возможен определенный тренд в содержании разработки. Для контроля разработки, и оперативного согласования вводится этап апробации ключевых положений концепции развития корпоративной культуры Компании, который подразумевает использование ряда инструментов.
Структура работ в рамках этапа 2.2.
 
 
Проведение обсуждения содержательной части концепции предполагается осуществить в рамках хорошо зарекомендовавших себя инструментов, а именно:
Холл-тест: предлагает квалифицированным респондентам оценить правильность, адекватность и степень реализуемости предлагаемых в рамках концепции развития корпоративной культуры положений.
Холл-тест – качественно-количественный метод исследования, позволяющий эффективно тестировать на небольшой выборке интеллектуальные продукты (в том числе), опыт знакомства или использования которых у аудитории отсутствует. В связи с этим перед процедурой тестирования, осуществляется предварительное ознакомление аудитории с тестируемыми материалами.
Семинар по разработке оргструктуры (проектного типа) развития корпоративной культуры Компании. Позволит без разворачивания полномасштабного консалтингового проекта за счет внутренней самоорганизации Компании разработать эффективную, привязанную к реальным возможностям оргструктуру развития корпоративной культуры Компании. Для участия в семинаре приглашаются квалифицированные сотрудники Компании. Семинар проходит под непосредственным управлением разработчика.
Обсуждение на форуме бренд-гайда корпоративной культуры. Позволит вовлечь в разработку визуализаций креативный потенциал заинтересованной части коллектива Компании. Для обсуждения на форум выносятся варианты креативных концепций.
Фокус-группа по тестированию бренд-гайда корпоративной культуры, к участию в которой приглашаются квалифицированные сотрудники компании, обсуждает предлагаемые дизайнерские решения.
 
По результату разработки ожидается введение необходимых коррекций в содержание концепции корпоративной культуры Компании.
 
2.3. Разработка программы развития корпоративной культуры
Продолжение анализа концепции по критерию готовности к реализации с оценкой доступных общего типа ресурсов или возможностей их привлечь в разумные сроки позволяет перейти к формулировке стратегии реализации концепции развития корпоративной культуры, которая, в свою очередь, конкретизируется в программу развития корпоративной культуры Компании на фиксированный период времени за счет учета текущих обстоятельств. Программа разбивается на ряд коммуникативных и формирующих мероприятий, размещенных в наиболее эффективной последовательности их проведения. Конкретные сценарии мероприятий не приводятся.
Структура и состав работ по данному этапу приведены на следующей схеме.
 
 
 
Полное название статьи: "Оценка качества и разработка программы развития корпоративной культуры организации: эффективные типовые проектные алгоритмы".

 А.Л.Емельянов

Двойной учет. Становление



Методологическая версия решения одной проблемы

В вопросе об истоках всегда есть что-то таинственное. Имеется своя тайна и в вопросе об истоках бухгалтерского учета. Официальным годом рождения Бухгалтерского учета как профессии считается 1494 год — год публикации трактата «О счетах и записях» францисканского монаха, одного из крупных математиков Европы эпохи Возрождения Луки Пачоли. В этом трактате он систематически изложил основные принципы применения метода учета, который позднее и получил наименованиедвойной учет. Точности ради отметим, что ученый лишь теоретически описал, а не изобрел двойной учет. И, действительно, более тщательные исследования отнесли дату зарождения практики бухгалтерии на XIIIv.
С другой стороны, история показывает, что практика учета неизбежно возникала и реализовывалась при становлении каждойиз известных историкам цивилизаций. В Шумере и Египте, на Крите, в Индии и Китае, в древней Эбле и Финикии — везде среди самых ранних письменных памятников встречаются во множестве систематические записи о фактах хозяйственной жизни. По эмпирическим наблюдениям в доброй половине из известных нам случаев письменность зародилась именно в связи с необходимостью ведения таких записей.Это не удивляет: ведь, не фиксируя состояние дел (читай: «не делая записей») управлять невозможно. А без систематизации учетных записей невозможно управлять сколько-нибудь сложными, территориально распределенными или удаленными объектами. И каждая цивилизация, которая по понятию именно таковым объектом и является, при своем становлении обязана решить, в частности, и эту проблему. Иначе она (цивилизация) просто не состоится как таковая.Будем следовать сложившейся терминологии, и называть учетную деятельность во всех формах, сложившихся с момента ее возникновения без использования правила двойной записи термином простой учет.  Так вот, во всех упомянутых случаях записи велись именно с использованием приемов простого учета. Начиная же с XIII v. двойной учет распространился по всему миру, захватывая одну страну за другой так.
Возникает вопрос: почему до XIII v. не было двойной бухгалтерии?
Ни в Египетском государстве, просуществовавшем более трех тысячелетий (значит, дело не в зрелости государства), ни в Финикии - бывшим не одно столетие центром средиземноморской торговли, ни в Римском государстве с его прекрасно проработанным законодательством (значит, и не этот фактор ведущий), ни в Китае с его огромным чиновничьим аппаратом — нигде[1]
Нас, вслед за многими, привлек этот вопрос. При его рассмотрении мы будем отталкиваться от воззрений замечательного популяризатора теории и истории бухгалтерского учета В.Я.Соколова, на протяжении последних десятилетий регулярно освещавшего, в частности, и этот вопрос. Не имея возможности, да и не считая нужным приводить здесь анализ Я.В. Соколова (классику надо читать), мы обратимся непосредственно к результату.
Анализируя ответы на этот вопрос бухгалтеров прошлого и современников ВЯ.Соколов делает странный, на наш взгляд,  вывод[2]:
«На самом деле все было значительно проще, двойная запись родилась стихийно, из необходимости контролировать разноску по счетам... Это был исключительно процедурный прием... Уже потом, в конце ХЧШ в., для некоторых бухгалтеров стало приятной неожиданностью открытие того, что за двойной записью скрыто определенное содержание».
Однако такой ответ ровным счетом ничего не объясняет. И почему же именно в ХШ веке потребовалось усиление контроля? Это было востребованное временем изобретение, или «внутреннее дело одного из ремесленных цехов»? В самом деле, ну что за нужда — которой не было никогда ранее (за многие столетия), и ни при каких (весьма разных, как следует из простого перечисления цивилизаций) обстоятельствах— заставила массу людей из разных государств ввести процедуру, приносившую - кроме выгоды - массу проблем? Ведь не смотря на все заслуги двойной бухгалтерии, еще никто не отрицал колоссальные трудности его освоения, приводящие — даже в наше время — к массе проблем взаимопонимания между бухгалтерами и экономистами (не говоря уже о прочих специалистах).
Далее В.Я.Соколов предлагает следующую картину становления бухгалтерского учета.
«Правильнее эти критерии (предложенные Р. де Рувера — А.О.) назвать этапами эволюции двойной записи. Первый этап — двойная запись родилась как формальный прием, как следствие эволюции методов регистрации. Второй — двойная запись рассматривается как технический прием, позволяющий автоматически контролировать правильность записи хозяйственных оборотов. Третий — учет является единой законченной и замкнутой системой и, следовательно, использует единый денежный измеритель... Четвертый этап предполагает наличие в системе не только счетов собственника, но и учет финансовых результатов. Пятый связан с расширением сферы».
Ниже мы постараемся оспорить утверждение, что двойная запись – лишь формальный прием, за которым не стоит ничего кроме «эволюции» методов регистрации.

Проблема метода

Итак, В.Я.Соколова не устроил ни один из ответов предшественников и коллег.
Нас не устраивает ответ, предлагаемый им самим...
И тут возникает вопрос уже перед автором этой статьи, на что же рассчитывать ему? Как прийти к ответу неслучайному и убедительному? Чем принципиально должна отличаться новая версия от всех предыдущих? Ведь иначе она не избежит общей участи. Вот вопросы, которые реально встали при подготовке данной работы к публикации. 
Очевидно, что ни красноречие, ни личная убежденность, ни апелляция к авторитетному мнению, ни опора на исследования историков не могут обеспечить появление более высокого качества новой версии.
Итак, вопрос, поднимаемый нами, это вопрос о методе. Ибо только осознанный выбор, а затем и последовательное применение метода может служить в качестве альтернативы простой аргументации в пользу той или точки зрения. Как показали еще софисты Древней Греции — и в этом их величайший вклад в культуру мышления - аргументировать можно любую точку зрения. И сама по себе аргументация никогда не являлась достаточно убедительным доказательством. Что, собственно, мы и наблюдаем в периодической литературе: после обзора воззрений предшественников, авторы приводят критические тезисы против описанных точек зрения и предлагают собственную.
Что же касается вопросов, подобных рассматриваемому, то не только ответ, но и сама его постановка зависит от общего подхода исследователя. То есть нам предстоит выбрать метод. А для этого надо ответить себе на новый ряд вопросов.
  • Какова природа того феномена, который мы собираемся исследовать?
  • Какого он типа?
  • Каким именно методом изучаются феномены подобного типа?

Природа и тип феномена

Начнем с очевидного и бесспорного — с обобщенного описания.
1. Объектом нашего изучения выступает «учет». Учет мы рассматриваем как практику, а точнее говоря — как деятельность.
2. Продуктом этой деятельности выступают отчеты о хозяйственной жизни. Продукты эти используются внутри хозяйства (для целей управления хозяйством) или для целей «отчета предприятия» перед фискальными органами. Это обстоятельство позволяет вскрыть функциональные отношения между двумя деятельностями: учет не самостоятелен, и является сервисной  по отношению к управлению деятельностью.
3. Известно, что существование учета насчитывает не одну тысячу лет. Что учетная деятельность возникала с необходимостью везде, где уровень организация общества достигал уровня развития достаточного для изобретения письменности.
4. Известно также, что в какой-то момент принципы ведения учета претерпели резкое изменение. Эти изменения были очень существенными: стали существенно строже правила ведения записей, изменилась и расширилась профессиональная терминология, поменялась техника сведения данных, интерпретация сводных данных; новая форма ведения учета получила собственное имя - «двойной учет». Именно это изменение нас и интересует.
5. Далее по историческим меркам очень быстро, в течение нескольких столетий новая форма ведения учета распространилась во все сферы хозяйствования, невзирая на границы государств и на режимы, там существовавшие. 
Последнее обстоятельство свидетельствует в пользу неслучайности рассматриваемых явлений. Описание же в целом позволяет нам определить тип изучаемого объекта: мы имеем дело с актом развития (качественным скачком) деятельности, сервисной по отношению к функции управления.
Именно тип изучаемого объекта (точнее — тип предмета изучения) предопределяет и метод. Метод изученияразвивающихся объектов известен, даже знаменит, хотя и сложен. Это – метод Г.В.Ф. Гегеля восхождения от абстрактного к конкретному. Пожалуй, нет более эффективного и менее освоенного метода, чем этот.
Сказанное в частности означает, что мы беремся за постановку задачи не историческую, но логическую. Соответственно,все встречающиеся далее исторические параллели могут нами использоваться только в функции подсказок, не более. Ответ мы также получим чисто теоретический, то есть позволяющий правильно трактовать, объяснять те или иные исторические факты, но никак не подтверждать или опровергать их. Другое дело, что полученные нами результаты могут быть использованы в исторических исследованиях: знание сущности облегчает слежение за ее проявлениями.

Клеточка учета

Из предыдущего раздела, казалось бы, следует, что мы имеем дело с актом развития собственно «учетной деятельности». Однако это несовсем так. Вопрос «что именно претерпело развитие базисная управленческая деятельность или сервиснаяучетная» пока остается открытым — его предстоит доопределить.

Исходный предикат

Собственно этот вопрос — вопрос о поиске «клеточки», о той минимальной целостности, той единицы, которая в себе содержит всю необходимую полноту качеств развивающегося объекта – является отправным пунктом нашего исследования.
Техническая сторона поиска такой единицы — отдельная и весьма нетривиальная процедура, но в данном конкретном случае вопрос настолько хорошо проработан предшественниками, что нам осталось только воспользоваться прямыми указаниями.
В качестве исходного тезиса для построения клеточки, мы возьмем определение, данное в 1970г. Американским институтом присяжных бухгалтеров: «функция учета «обеспечить количественную информацию, главным образом финансового характера, о хозяйствующих субъектах (economic entity) в целях использования этой информации для принятия управленческих решений». (Хозяйствующий субъект — это самостоятельно функционирующая хозяйственная единица)[3]»
Засхематизируем натуральное представление процесса, описанного в данном определении. Мы получим цикл движения информации (причем нам важно, чтобы эта схема была достаточно абстрактна, чтобы быть корректной для обоих случаев).
 
Схема 1. Информационный цикл в хозяйственной деятельности
Внешнему взору легко различить следующий цикл процедур, в которые учетная деятельность включена — как сервис:
1. Данные о происходящем на предприятии доводятся до Учетчика, например, в виде так называемых первичных документов
2. Учетчик обрабатывает содержащиеся там данные, сводит их в «своды» или сведения
3. Своды, или подготовленные по ним отчеты (3) передаются Управленцу
4. Управленец после изучения отчетов вносит в свои действия по управлению объектом (в нашем случае – хозяйственной деятельностью предприятия)  коррективы (4); то есть распоряжается иначе, чем до них. 

Отождествление и разотождествление исходного предиката

Правомерно ли данный цикл использовать как клеточку для целей анализа акта развития учетной деятельности? И да и нет.
«Да» - потому, что любая учетная деятельность включена именно в такой цикл; этот цикл является обособленной и самодостаточной единицей хозяйственной деятельности.
«Нет» - потому, что на данной схеме не отражена специфика именно учетной деятельности. В самом деле, любая информационная служба может быть включена в данный цикл. Например,статистика или даже secrete service. Поэтому схема в данном виде недостаточна и требует уточнения.
Поиск уточняющего предиката
Очевидно, что от «внешнего» взора, зафиксировавшего в Схеме №1 форму процесса, ускользает его «внутренняя» логика, его содержание, а специфика учета содержится именно в ней. Раскроем его последовательно — шаг за шагом.
В нашем случае содержание процесса определить несложно. То именно движется по указанному циклу? Ответ очевиден — тексты в разном статусе: «Распоряжения — Документы - Отчеты- Распоряжения' ».
Поэтому далее нам придется последовательно рассмотреть 1) как строятся тексты вообще, а затем конкретизировать 2) как строятся тексты, описывающие именно хозяйственную деятельность. 

Уточняющий предикат. Текст и язык

Для прояснения природы собственно текста, нам достаточно обратиться к результатам психологии, на протяжении теперь уже прошлого века, решавшей проблему взаимоотношения мышления и речи, и возникшей на ее основе методологии[4]. Как мы увидим, это весьма актуально и для понимания сущности самой бухгалтерской деятельности.
Не вдаваясь в подробности, изложим требуемый материал в нескольких тезисах, которые сделают понятным и используемые далее термины.
Прежде всего, различим речь и язык (см. Схема 2).
  
 Схема 2. Взаимоотношение речи и языка
На схеме видно, что входящие в состав языка слова состоят из двух частей — знаков слов (которые и входят в состав речи), и из значений слов (которые позволяют сформулировать мысль),
Будем называть речью (или текстом) то, что изложено, результат изречения. Изречения делаются с помощью того или иного языка.
Очевидно, любой человек, который владеет языком, может произвести бесконечное множество текстов. Язык — то, с помощью чего автор создает речь (текст), средство изречения.
Переформулируем последний тезис: именно средство (язык) предопределяет полученный результат (текст). То есть, конечно, содержание речи всегда определяет автор, но и за языком остается весьма важная роль: именно язык позволяет транслировать нужное содержание в принципе. Или не позволяет – и тогда язык надо менять. Это как раз наш случай.
Но что дает нам такой экскурс для понимания сути бухгалтерской деятельности?

Уточнение. Тексты и язык бухгалтера

Применительно к теме нашей статьи вышесказанное позволяет локализовать постановку проблемы. С точки зрения семиотики разница между простым и двойным учетом сводится именно к языку. Возникновение двойного учета — переход на описание хозяйственной жизни проводками, изменение названий сторон счета, переосмысление старых понятий, правил и введение новых — означает, что акт развития претерпел именно язык.
Как зафиксировал бы лингвист, произошло изменение парадигмы языка, то есть изменилось содержание и составбазовых понятий языка, принципов его строения.
Однако что именно вызвало к жизни эти изменения, пока остается нераскрытым.

Язык и сознание

Вернемся к Схеме 1. Из нее очевидно, что язык учета должен использоваться минимум дважды: он используется Учетчиком для описания хозяйственной жизни, и используется Управленцем (а в нашем случае – предпринимателем) для чтения отчетов и осмысления сложившейся на предприятии ситуации.
Последнее — нетривиально. Переформулируем: Предприниматель мыслит в понятиях того языка, в которых построен отчет. Ситуация может быть лучше или хуже, но сам язык ее описания не меняется (почти никогда).
Здесь мы вновь сталкиваемся с двойственностью, но совсем иного рода: при построении языка (а как раз для бухгалтерского языка очевидно, что он именно «строится» и «перестраивается», а не просто возникает стихийным образом) необходимо учитывать как особенности объективно протекающей хозяйственной жизни, так и субъективногосознания предпринимателя.
Другими словами, каково сознание предпринимателя, таково и его предприятие. Верно и обратное — в силу того, что информационный цикл в схеме замкнут.
Здесь мы сталкиваемся с известным в бухгалтерских кругах эффектом: не только объективные изменения хозяйственной жизни влияют на субъективное восприятие ее, но и субъективные изменения, привносимые особенностями сознания предпринимателя, и даже учетные процедуры также оказывают влияние на течение объективных процессов хозяйственной жизни. И все это воплощено в используемом языке.
Этот момент требуется подчеркнуть еще раз. Язык учета не просто отражает состояние сознание предпринимателей своего времени. Дело обстоит существенно иначе. Используемый[5] язык и есть обобщенное сознание предпринимателей конкретной эпохи.
Вопрос изменения бухгалтерского языка неразрывно связан с вопросом изменения предпринимательского сознания и организации хозяйственной жизни. Развитие одного из элементов взаимообуславливает развитие остальных.
До тех пор, пока язык выполняет свою функцию — то есть принципиально позволяет решать стоящие задачи, или, другими словами, до тех пор, пока понятия языка адекватны базовой задаче — язык используется и развивается эволюционно — без изменения его парадигмы (системы базовых понятий и принципов построения языка).
Чтобы пересмотреть парадигму, например сменить простой учет двойным,  требуются весьма серьезное давление обстоятельств. Перед предпринимательством должна возникнуть принципиально новая задача.
Что это может быть за задача?

О сознании предпринимателя и предприятии

В контексте вышесказанного можно сказать, что момент зарождения двойного учета совпадает с изменением  значения термина «предприятие».
В самом деле, в русском языке у этого термина два значения — «одноразово предпринятое действие» и «постоянно функционирующая организация». Конечно, и предпринятое купцом«хождение за три моря», и «налаживание торгово-сбытовой деятельности» имеют общие черты, но есть и принципиальная разница. Для темы развития учета важен субъективный аспект вопроса.
Так, Купец «видит» (мыслит, осознает) свое дело как цепочку одноразовых предприятий, по каждому из которых ставит себе задачу «дешево купить, дорого продать». Основные трудности купеческого дела связаны никак не с подсчетом денежной суммы, вложенной в предприятие, а с риском в ходе самого предприятия.
Совсем иначе смотрит на свое дело капиталист. Анализируя возможные сделки, он ищет те, которые приносят систематическую, неслучайную и постоянную выгоду. И, однажды найдя, он организует постоянную схему купли-продажи. Умение «видеть» свое дело не просто как разовую выгодную сделку, но как постоянно воспроизводящийся процесс - цикл, которому требуется придать более организованный характер, наладить дело - это совсем иные требования, чем предъявлялись ранее. 
Этимологическая шутка
Предприятие  выходит на новый качественный уровень и становится организациейкогда рисунок ее процесса приобретает организованный характер; а именно — вид замкнутого воспроизводящегося цикла одноразовых ранее процессов.
Деньги не всегда — капитал. Они становятся таковыми, когда они вложены «в Организацию», то есть в цикличный воспроизводящийся хозяйственный процесс, построенный и оптимизированный с целью максимизации самовозрастания.
Для целей ясности дальнейшего изложения мы будем различать купцов и капиталистов, а терминпредприниматель будем использовать в обобщающем значении.
 
Становление капитализма вытеснило купеческий подход к делу. Просто потому, что в конечном итоге он оказался более эффективным. А на смену простого натурального учета, «простого учета», пришла бухгалтерия, то есть «двойной учет».
Можно ли считать это случайностью? С точки зрения исторической – даже скрупулезный анализ ситуации на такой вопрос ответ будет носить вероятностный характер. С логической же точки зрения (как ее понимал Г.В.Ф.Гегель, и вслед за ним К.Маркс) правомерен только положительный ответ.
 
 
 
Схема 3. Две модели учета.
В самом деле, что должен обеспечить учет модели 1? Его заботит сохранность имущества и определение успешности предприятия.
Способ определения успешности предприятия купца прост: здесь периодически возникает ситуация легкого подведения итогов – это момент окончания очередного предприятия. В простейшем случае можно себе представить, что после продажи товаров все деньги оказались в кассе. А это позволяет определить и барыш. И вообще, как показывает опыт становления предпринимательства в России в начале 90-х годов XX века, в ситуации, когда постоянен и велик риск потерять все, когда налаженность предприятия влияет на успех дела меньше, чем колебания в законодательной сфере и личные отношения – в такого типа ситуации точный учет не нужен и рассматривается как бесплодные умствования (в лучшем случае – как защита от налоговых органов).
 
Основная особенность учета в организации (модель 2), состоит в том, что не существует такого момента времени, когда можно достаточно просто подсчитать общую сумму капитала. У цикла часто не бывает конца и начала, а капитал в каждый момент времени вложен и в материалы, и в готовую продукцию, в наши обязательства и в обязательства перед нами. Сумма, одномоментно оказывающаяся в кассе, на практике всегда составляет весьма незначительную долю от капитала.
Но главное даже не в этом. Источником «благополучия» Предпринимателю начинает видеться не собственно имущество (товар), но сам цикл товарооборота. Именно его теперь подлежит оптимизировать. И – следовательно, учету и оценке подлежит не столько имущество (вещи), сколько его движение. А еще точнее – движение всего, что вовлечено в цикл предпринимательской деятельности.

Выводы

1. По нашей версии, бухгалтерский учет следует трактовать как количественное описание финансовой стороны предпринимательской деятельности. В основе учета лежит «то, с помощью чего описания строятся», то есть язык.
2. Поскольку бухгалтерский учет является сервисной деятельностью по отношению к управлению, и предпринимательской деятельности вообще, то бухгалтерский язык должен быть адекватен как сознанию управленца, так и природе управляемого объекта. Онтология[6] предпринимательского сознания, бухгалтерский учет как язык и управляемая деятельность - взаимообуславливают друг друга и меняются согласованно.
3. Зарождение двойного учета – в этом подходе – следует понимать как исчерпание возможностей «старого» языка и переход на «новый». По нашей версии исторически это было вызвано налаживанием всей инфраструктуры среды в Европе в XVвеке, в которой осуществляется хозяйственная деятельность, и возможностью перехода от разовых предприятий к циклическому характеру ведения предпринимательской деятельности. Связанные с этим изменения предпринимательского сознания и оформились как появление принципиально нового взгляда на объект управления.
4.  В части бухгалтерии принципиальность изменений заключается в изменении предмета учета - переход от «учета единиц имущества» (простой учет) к «учету перемещения финансовых единиц» (двойной учет). Учету отныне подлежит не объект, а процесс, единицей которого предстает «хозяйственная операция», и ее содержание - «движение капитала[7]». В этом нам видится суть и источник изменений.
5. Таким образом, сложившиеся принципы бухгалтерского учета нами трактуются как внешне представленное отражение сознания предпринимателя, а их кардинальная смена – как акт развития предпринимательской деятельности вообще и предпринимательского сознания в частности.
6. Попутно отметим, что информативной оказывается не самая «мощная» система учета, а та, которая соответствует взглядам («видению», сознанию) на деятельность предпринимателя и сложившейся среде. На каждом историческом отрезке времени доминирует та система учета, которая формирует у управленца передовые (для этого уровня развития экономики) взгляды на правила ведения бизнеса.
 
Остапович А.О.



[1] Даже если предположить (вслед за В.Я. Соколовым), что двойной учет мог возникать, а мы просто об этом не знаем, но неоспоримым является исторический факт, что он нигде не стал доминирующим.
[2] Я.В.Соколов «Основы теории бухгалтерского учета» - М.: «Финансы и статистика», 2000г. – стр. 270
[3] Приводится по Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета: Пер. с англ. / Под ред. Соколова — М.: Финансы и статистика, 1994.
 
[4] В качестве базовых понятий, использованных в данной работе, применен категориальный аппарат, разработанный методологом О.С. Анисимовым. Им же разработан язык схематических изображений, также использованный в данной статье.
[5] ' Здесь речь идет об «обобщенном» предпринимателе. Но этот тезис верен и для конкретного случая — с точностью до того, что «используемый» язык должен быть реально, а не формально используемым; в последнем случае он превращается в «пустой звую> (то есть за звуком-знаком нет осмысленного значения).
 
[6] Картина мира как она представляется предпринимателю
[7] Учет «движимости» обеспечивается процедурой бухгалтерской проводки; размер же капитала представляет содержание проводки.