Развитие бизнес-модели – это проведение тактических или стратегических изменений в деятельности компании. Эти изменения могут проходить как на корпоративном уровне, так и на уровне каждой СБЕ в отдельности. На корпоративном уровне принимаются решения о ликвидации или создании новых бизнесов и формировании бизнес-портфеля компании. На этом уровне проводятся изменения в множественной бизнес-модели, если деятельность компании охватывает несколько стратегических областей бизнеса. Затем на уровне каждой СБЕ принимаются решения об изменении элементов бизнес-модели в течение определенного периода времени. При выработке корпоративной и бизнес-стратегии проведение изменений в бизнес-модели компании планируется на период от 3 до 5 лет. Если у компании нет долгосрочной стратегии развития, то планируются тактические изменения в ее бизнес-модели в течение одного года. Независимо от периода планирования, мы формируем целевую бизнес-модель предприятия «как надо» в результате развития существующей бизнес-модели «как есть».При построении целевой бизнес-модели изменения могут происходить во всех девяти блоках: в потребительских сегментах, каналах сбыты и взаимодействия с клиентами, ценностном предложении, видах деятельности, ключевых ресурсах, взаимодействии с партнерами и поставщиками, структуре расходов и доходов. Какие-то элементы прежней бизнес-модели мы можем оставить без изменений, усилить или ослабить, исключить или добавить новые. При этом изменения в одном из блоков могут «потянуть» за собой необходимые изменения в других блоках. Например, появление новой группы клиентов может привести к изменениям в ценностном предложении, а также каналах сбыта и взаимодействия с клиентами и т.д. Поэтому при исключении старых или добавлении новых элементов важно тщательно анализировать взаимовлияния между различными блоками бизнес-модели. Развитие бизнес-модели предприятия не может быть волюнтаристским. Оно должно основываться на анализе всех рыночных факторов и тенденций во внешней среде, сильных и слабых сторон компании, существующих возможностей и угроз. В результате этой работы мы получаем новый шаблон, в котором должны быть учтены все желаемые и необходимые изменения в существующей бизнес-модели. Целевая бизнес-модель служит основой для оптимизации организационной структуры и формулирования целей компании.
http://kulagin-oleg.livejournal.com/51841.html
Если у компании несколько, относительно самостоятельных, направлений деятельности, то для каждого из них необходимо разрабатывать собственную бизнес-модель. Такие направления получили название «стратегические области бизнеса» (СОБ). Каждую СОБ выделяют хотя бы по одной из трех переменных: ценностное предложение, продукты или услуги, группа покупателей. Если в разных видах деятельности в вашей компании присутствуют особенные, отличные от остальных, ценностные предложения, либо особые виды продукции или услуг, либо особые группы покупателей, то, скорее всего, речь идет о разных стратегических областях бизнеса. В этом случае для каждой СОБ строится своя бизнес-модель, в которой могут быть разные потребительские сегменты, разные каналы сбыта и взаимодействия с клиентами, разные ценностные предложения, разные виды деятельности, разные ключевые ресурсы, разные партнеры и поставщики, разные структуры доходов и расходов. И конкуренты могут быть разными. Все может быть разным. Конечно, что-то может совпадать, например, группы клиентов или каналы сбыта, но все равно это будут разные бизнесы.Если в компании имеется несколько СОБ со своими особенными бизнес-моделями, то говорят, что компания имеет множественную бизнес-модель. В этом случае важно понимать: возможна ли синергия между этими бизнес-моделями, в чем именно она будет заключаться, или это совершенно разные направления бизнеса, никак не связанные между собой? Например, оптовая фирма, занимающаяся дистрибуцией инженерного и сантехнического оборудования для строительных компаний, открывает новые направления бизнеса: монтаж оборудования на объектах заказчика и оказание логистических услуг сторонним организациям. Или компания, занимающаяся проектированием и обслуживанием инженерных систем безопасности, открывает новое направление бизнеса по обеспечению информационной безопасности, а также начинает издавать собственный журнал и, более того, открывает учебный центр в области безопасности бизнеса. Разумеется, во всех этих примерах необходимо создавать множественные бизнес-модели и искать возможности для синергии между старыми и новыми направлениями деятельности.Часто на практике в структуре компании сосуществуют разные СОБ, конфликтующие между собой, так как они требуют разных ключевых ресурсов, взаимодействия с разными клиентами и поставщиками, разных компетенций сотрудников, разных бизнес-процессов и т.д. Поэтому в организационной структуре компании для каждой СОБ целесообразно выделять отдельную стратегическую бизнес-единицу (СБЕ) со своим руководителем и достаточно широкими полномочиями для формирования бизнес-стратегии и управления собственными ресурсами. Тогда компания фактически становится холдингом и для управления ею создается корпоративный центр, выполняющий функции корпоративного управления. Мы сейчас не ставим себе целью подробное описание и анализ компаний с множественными бизнес-моделями. Это другая тема. Главный вывод в контексте нашей темы заключается в следующем: если деятельность компании охватывает несколько стратегических областей бизнеса, то для каждой из них разрабатывается своя собственная бизнес-модель и создается специальное подразделение – СБЕ. И в дальнейшем, стратегические цели и система показателей деятельности разрабатываются, начиная с корпоративного уровня. Затем они каскадируются «сверху вниз» на уровень каждой СБЕ в отдельности и далее внутри СБЕ на уровень ее подразделений и сотрудников. Поэтому перед тем, как формулировать цели бизнеса и разрабатывать систему KPI, необходимо структурировать компанию: выделить СОБ, для каждой из них разработать свою бизнес-модель, сформировать соответствующие СБЕ и построить административную и финансовую структуру организации.
Структура доходов – это артерии поступления денежных средств от разных видов деятельности и потребительских сегментов бизнеса. В бизнес-модели могут существовать два типа доходов: разовые доходы и регулярные доходы от периодических платежей клиентов. При разработке структуры доходов важно понимать: за что клиенты готовы платить? За что они платят в настоящее время? Каким образом платят? Как они бы предпочли платить? Какой вклад каждый поток вносит в общую прибыль компании?На практике существуют разнообразные способы создания потоков доходов: продажа товаров (доходы от продажи прав собственности на материальный продукт, например, продажа автомобилей); плата за использование (доход от пользования определенной услугой, например, плата за мобильную связь или за проживание в гостинице); оплата подписки (доход от продажи продолжительного доступа к услуге, например, продажа подписки на журналы или годовых абонементов в фитнесс-клуб); аренда/лизинг (доход от передачи клиенту временных прав на пользование определенным активом в течение определенного периода времени (например, плата за аренду недвижимости или лизинговые платежи за использование производственного оборудования); лицензии (доход от передачи прав на пользование защищенной интеллектуальной собственностью, например, продажа патентов на технологии в промышленном производстве); брокерские проценты (доходы от посреднических услуг, которые предоставляются двум или более сторонам в ходе сделки (например, комиссионные брокеров или агентов по недвижимости от каждой успешно заключенной сделки); реклама (доходы от оплаты рекламы товаров и услуг, например, рекламные доходы СМИ или организаторов спортивных мероприятий). На основе описанных выше блоков шаблона мы разрабатываем существующую бизнес-модель компании «как есть». А затем занимаемся ее развитием и формируем будущую бизнес-модель «как надо».
Данный блок описывает наиболее существенные расходы, необходимые для деятельности компании в рамках принятой бизнес-модели. Все элементы бизнес-модели так или иначе связаны с расходами: и создание ценностного предложения, и поддержание каналов сбыта и взаимодействия с клиентами, и приобретение и развитие ключевых ресурсов и т.д. По структуре расходов все бизнес-модели можно разделить на два полюса: с ориентацией на сокращение издержек и с ориентацией на создание ценности. Реально большинство бизнес-моделей находится где-то между ними. В моделях, ориентированных на снижение издержек, используются дешевые ценностные предложения. В моделях, ориентированных на создание ценности, особое внимание уделяется ценностным преимуществам бизнеса. А это обычно связано с высокими издержками. Хотя бывают и гибридные модели, обеспечивающие высокую ценность при относительно низких издержках. Расходы можно классифицировать по-разному: постоянные и переменные, прямые и косвенные. Постоянные расходы не зависят от объема производства товаров и услуг. Например, это постоянная зарплата персонала, арендная плата и др. Переменные расходы непосредственно зависят от объемов производимых товаров и услуг. Например, это затраты на используемое сырье и материалы. Прямые расходы относятся к основным бизнес-процессам компании: производству, продажам, маркетингу, логистике. Косвенные (или накладные) расходы относятся к обеспечивающим бизнес-процессам: ведение бухгалтерского и управленческого учета, юридическое сопровождение, управление персоналом и др. Переменные расходы, как правило, являются прямыми. Постоянные расходы, как правило, являются косвенными. Хотя не всегда. И это надо понимать. От четкого описания и классификации структуры расходов зависит правильность расчета разных видов прибыли компании: от маржинальной до чистой, и формирование такого важного документа в управленческом учете предприятия как отчет о доходах и расходах. С этим вопросом надо детально разобраться именно сейчас: при построении и оптимизации бизнес-модели организации.
Компании строят партнерские отношения с разными целями: для оптимизации и повышения эффективности производства, для снижения риска и неопределенности, для поставки товаров и осуществления совместной деятельности. Нашими партнерами могут быть производители или поставщики товаров для их продажи и распределения (например, производители и более крупные дистрибьюторы); поставщики ресурсов, необходимых для деятельности нашей компании (например, банки и инвестиционные компании – для финансов, производители – для комплектующих, оборудования и инструментов, строительные компании – для недвижимости, учебные заведения и кадровые агентства – для персонала и т.д.); поставщики услуг (например, логистические компании, учебные центры, консалтинговые фирмы, клининговые и кейтеринговые компании, рекламные агентства и т.д.), партнеры по совместной деятельности (например, в совместном предприятии, консорциуме или ассоциации) и даже конкуренты, с которыми мы можем заключать стратегические или тактические альянсы для получения преимуществ против остальных участников рынка (например, при проведении маркетинговых исследований, разработке новых технологий и т.д.).
В этом блоке описываются наиболее важные ресурсы или активы бизнеса. Любая деятельность требует тех или иных ресурсов. Ресурсы необходимы для создания ценностного предложения, для каналов сбыта, для взаимодействия с клиентами и поставщиками. Их можно разделить на инфраструктуру, технологическую платформу, нематериальные активы и финансы.Инфраструктура – это разнообразные материальные ресурсы, обеспечивающие деятельность компании. Например, это может быть производственное или торговое оборудование, офисные или складские помещения, земля, транспорт, инструменты и т.д. Технологическая платформа – множество ключевых технологий (ноу-хау), используемых компанией. Это могут быть производственные, коммерческие, логистические, информационные, управленческие и другие технологии. Технологии – важная часть нематериальных ресурсов. Поэтому мы выделили ее в отдельную группу. Нематериальные активы включают в себя интеллектуальную собственность (например, торговые марки, закрытая информация, патенты, авторские права, базы данных и пр.), знания и компетенции персонала, личные связи и отношения, имидж и репутацию компании, корпоративную культуру и др. Финансы – это необходимые финансовые ресурсы или финансовые гарантии, такие как денежные средства, фонды, кредитные линии.
Виды деятельности – это действия компании, необходимые для создания ценности для клиентов. Другими словами, это технология создания ценностного предложения, это описание того, чем занимается компания. Например, это может быть добыча и переработка каких-либо ресурсов (нефти, газа, угля, рыбы и т.д.), производство продукции (продуктов питания, жилых домов, автотранспорта, компьютеров, мебели и т.д.), розничные или оптовые продажи чего-либо, оказание разнообразных услуг (банковские услуги, лечение, обучение, связь, аренда, консультирование и т.д.). В этом блоке бизнес-модели мы просто перечисляем все направления деятельности компании.