пятница, 9 сентября 2016 г.

Памятка по стратегическому управлению бизнесом




Рецепт 1: Создавайте стоимость, а не бухгалтерскую прибыль!

Обоснование:
Цели:
          Основополагающей целью владельца является создание богатства акционеров  (т.е. стоимости бизнеса)
          Управление бизнесом есть управление стоимостью компании
          Каждый развитый рынок с течением времени стремится к олигополии; при этом олигополистов отпроигравших отличает размер капитала (т.е. стоимости бизнеса)
          Чем более явно система управления бизнесом ориентирована на максимизацию стоимости, тем выше шансы на превращение в олигополиста
          Занять устойчивое положение олигополиста на рынках компании
          «Привязать» систему показателей эффективности бизнеса к задаче максимизации стоимости
          Построить корпоративную культуру и системы компенсации и мотивации, ориентированные на максимизацию стоимости бизнеса
          Качественно (в разы) повысить стоимость, свободный денежный поток  и экономическую прибыль компании
Действия:
Результаты:
          Построить систему корпоративных стоимостных моделей компании и ее элементов (продуктов, брендов, бизнес-единиц, клиентов и т.д.)
          Построить систему сбалансированных стоимостных показателей эффективности на основе системы стоимостных моделей
          Построить системы мотивации, компенсации и контроля, ориентированные на стоимость
          Провести переориентацию корпоративной культуры на максимизацию стоимости
          Стоимостные модели компании в целом и ее отдельных элементов
          Система сбалансированных стоимостных показателей, «привязанных» к стоимостным моделям
          Ориентированная на стоимость корпоративная культура компании и система мотивации
          Качественный рост стоимости компании
          Устойчивое положение олигополиста на рынках компании

Рецепт 2: Основа бизнеса – стратегические цели его владельцев

Обоснование:
Цели:
          Предприниматели занимаются бизнесом для достижения финансовых и личностных целей
          Основополагающей финансовой целью является максимизация своего богатства (т.е. стоимости)
          Основополагающими личностными целями являются реализация себя в компании (своих идей, ценностей, принципов) и достижение соответствующего статуса в обществе
          Стратегические цели должны быть согласованы с внутренними и внешними реалиями
          Определить стратегические финансовые цели компании (объем стоимости, сроки создания, способ превращения в «живые деньги»)
          Определить стратегические личностные цели владельцев бизнеса
          Согласовать стратегические цели с внутренними и внешними реалиями компании
          Разработать корпоративные планы на основе стратегических финансовых целей и корпоративный кодекс на основе личностных целей владельцев бизнеса
Действия:
Результаты:
          Определить исходные стратегические цели владельцев – финансовые и личностные
          Провести анализ внутренних и внешних реалий компании
          Скорректировать стратегические цели владельцев с учетом внутренних и внешних реалий
          Разработать стратегический бизнес-план и другие корпоративные планы на основе стратегических финансовых целей
          Разработать корпоративный кодекс на основе личностных целей, идей и принципов владельцев бизнеса
                    Четкий перечень стратегических финансовых и личностных целей владельцев бизнеса
                    Оптимальное соответствие между стратегическими целями владельцев и внутренними и внешними реалиями компании
                    Система корпоративных планов, основанных на стратегических финансовых целях
                    Корпоративный кодекс компании, основанный на личностных целях, идеях и принципах владельцев бизнеса



Рецепт 3: Оптимизируйте бизнес-процессы, а не функции!

Обоснование:
Цели:
          Стоимость создается не в функциональных подразделениях, а в бизнес-процессах, создающих имеющие ценность внутренние и внешние продукты
          Потери времени, сил и денег «на стыках» между функциональными подразделениями в бизнес-процессах достигают 90% и более
          Оптимизация (реинжиниринг) бизнес-процессов позволяет повысить эффективность работы и создаваемую стоимость в десятки раз
          Составить электронную «карту» ключевых бизнес-процессов компании
          Сменить функциональную организационную структуру компании на намного более эффективную процессную
          Провести оптимизацию ключевых бизнес-процессов компании
          Внедрить процессное мышление в корпоративную культуру компании
Действия:
Результаты:
          Составить карту существующих ключевых бизнес-процессов компании
          Построить модели оптимальных бизнес-процессов
          Реализовать оптимальные бизнес-процессы в виде правил, процедур и зон ответственности сотрудников
          Перестроить организационную структуру компании
          Провести реинжиниринг корпоративной культуры компании
          «Электронная карта» корпоративных бизнес-процессов - эффективный инструмент управления бизнес-процессами
          Качественно более эффективная организационная структура компании
          Значительно более благоприятная и эффективная корпоративная культура
          Качественное повышение эффективности и стоимости, создаваемой в бизнес-процессах и в компании в целом

Рецепт 4: Каждый проект компании – инвестиционный проект!

Обоснование:
Цели:
          Проекты, как и процессы, есть важнейшие инструменты создания стоимости в компании
          Важнейшие показатели эффективности любогопроекта – созданная стоимость (NPV) и внутренняя доходность (MIRR)
          Управление бизнесом есть управление портфелем корпоративных проектов
          Формирование портфеля проектов следует осуществлять на основе ключевых финансовых показателей проектов – чистой текущей стоимости (NPV) и коэффициента внутренней доходности (IRR) и эффекта синергетики между проектами
          Сформировать оптимальный портфель корпоративных проектов (с точки зрения создания стоимости)
          Сформировать единую систему управления проектами (финансовую и операционную)
          Сформировать оптимальные процедуры подготовки, отбора и утверждения проектов
          Радикально повысить стоимость, создаваемую в корпоративных проектах

Действия:
Результаты:
          Аудит существующего портфеля проектов с точки зрения финансовой эффективности
          Аудит существующей системы управления проектами – операционной и финансовой
          Разработка и применение шаблонов операционных и финансовых моделей проектов
          Реструктуризация портфеля проектов компании
          Реорганизация системы управления проектами – операционной и финансовой
          Разработка и реализация процедур подготовки, отбора и утверждения проектов
                    Шаблоны финансовых и операционных моделей инвестиционных проектов
                    Оптимальный портфель проектов компании
                    Процедуры подготовки, отбора и утверждения корпоративных проектов
                    Единая система финансового управления корпоративными проектами
                    Единая система операционного управления корпоративными проектами
                    Качественное повышение эффективности проектов и создаваемой в них стоимости

Рецепт 5: Управляйте знаниями, а не информацией!

Обоснование:
Цели:
          Важнейшим недостатком существующих информационных систем является ориентация на работу с информацией, а не со знаниями
          Знание – это информации, позволяющая принять решение или совершить действие, создающие дополнительную стоимость (по сравнению с отсутствием )
          Чем более эффективно организовано управление знаниями в компании, тем больший объем стоимости создается в компании (и тем выше стоимость бизнеса)

          Построить оптимальную систему корпоративных знаний, ориентированную на максимизацию стоимости бизнеса
          Реализовать оптимальные процедуры управления внешними и внутренними знаниями
          Реализовать оптимальную электронную систему управления знаниями
          Реализовать оптимальную систему приобретения знаний сотрудниками
          Качественно повысить стоимость бизнеса
Действия:
Результаты:
          Построить систему ключевых факторов стоимости бизнеса
          Определить перечень знаний, необходимый для максимизации стоимости бизнеса
          Провести аудит имеющихся знаний в ИС и головах сотрудников
          Разработать и реализовать бизнес-план построения системы управления знаниями
          Разработать и реализовать процедуры развития системы управления знаниями
          Оптимальная система знаний в информационной системе компании и «в головах сотрудников»
          Оптимальные процедуры управления знаниями
          Высокоэффективная электронная система управления знаниями
          Отлаженная система приобретения и систематизации знаний
          Качественное повышение стоимости компании

Рецепт 6: Ведите бизнес электронными, а не допотопными средствами!

Обоснование:
Цели:
          «Скорость есть Бог; время есть Дьявол» - сущность современной мировой экономики
          Чем выше скорость принятия и реализации оптимальных решений и реакции на внешние изменения, тем выше стоимость бизнеса
          Максимизация скорости принятия и реализации решений и реакции на внешние изменения требует перехода к электронному ведению бизнеса
          Ядром системы электронного ведения бизнеса является стоимостная модель компании
          Построить интегрированную систему электронного ведения бизнеса (стратегического и оперативного), ориентированную на максимизацию стоимости
           Построить максимально эффективную «электронную нервную систему компании»
          Осуществить максимально эффективную интеграцию компании в «электронное бизнес-сообщество»
          Качественно повысить стоимость бизнеса
Действия:
Результаты:
          Провести оптимизацию стратегических и оперативных бизнес-процессов в компании
          Провести «электронизацию» стратегических бизнес-процессов компании (переход к электронной реализации бизнес-процессов)
          Провести электронизацию оперативных бизнес-процессов (путем выбора и внедрения оптимальнойERP-системы)
          Осуществить интеграцию стратегической и оперативной систем в единую систему
          Осуществить интеграцию с системой управления знаниями
                    Единая интегрированная система электронного ведения бизнеса, ориентированная на максимизацию стоимости компании
                    Эффективная электронная нервная система, позволяющая максимально быстро реагировать на внешние и внутренние изменения
                    Занятие устойчивого положения в электронномбизнес-сообществе, быстрыми темпами идущего на смену традиционному
                    Качественное повышение стоимости бизнеса



Рецепт 7: Идеи – важнейший двигатель роста и успеха компании!

Обоснование:
Цели:
          В современном быстро меняющемся мире жизненные циклы продуктов и технологий постоянно сокращаются
          Основой продуктов и технологий являются идеи(внутренние и внешние)
          Чем более эффективными являются технологии управления идеями и их превращения в высокодоходные инвестиционные проекты, тем эффективнее бизнес и выше его стоимость
          Превратить компанию в высокоэффективныйбизнес-инкубатор
          Разработать и реализовать технологии генерации, обнаружения, оценки, отбора и структурирования идей внутри и вне компании
          Разработать и реализовать высокоэффективные технологии превращения идей в высокодоходные инвестиционные проекты
          Качественно повысить стоимость бизнеса
Действия:
Результаты:
          Провести аудит существующей системы управления идеями в компании
          Разработать и реализовать оптимальные технологии управления идеями и соответствующими инвестиционными проектами
          Разработать и реализовать современные эффективные технологии бизнес-инкубатора и внутреннего венчурного финансирования
          Отлаженные и максимально эффективные структуры и технологии бизнес-инкубатора
          Оптимальные технологии генерации, обнаружения, оценки, отбора и структурирования идей и их превращения в высокодоходные инвестиционные проекты
          Оптимальные технологии мотивации идей
          Качественное повышение стоимости бизнеса

Рецепт 8: Подготовленные кадры решают все!

Обоснование:
Цели:
          Стоимость в компании создают люди (менеджеры и специалисты)
          Чем более высокой и оптимальной квалификацией обладают сотрудники компании, тем эффективнее бизнес и выше его стоимость
          Поскольку основой бизнеса являются стратегические цели владельцев, основными направлениями обучения являются создание стоимости и технологии реализации личностных целей владельцев
          Знания и навыки быстро устаревают, поэтому обучение должно быть постоянным
          Организовать оптимальную программу долгосрочного обучения персонала (первое высшее, МВА, краткосрочные курсы и т.д.)
          Организовать оптимальную программу краткосрочного обучения сотрудников (тренингов и семинаров)
          Обеспечить оптимальный уровень квалификации сотрудников компании в каждый момент времени
          Качественно повысить стоимость компании
Действия:
Результаты:
          Провести аудит потребности в знаниях и навыках сотрудников, необходимых для максимизации стоимости и реализации личностных целей владельцев
          Провести аудит имеющихся знаний и навыков сотрудников компании
          Разработать и реализовать оптимальную программу долгосрочного обучения
          Разработать и реализовать оптимальную программу краткосрочного обучения

                    Оптимально обученные и подготовленные сотрудники компании (менеджеры и исполнители)
                    Программы постоянного обучения и повышения квалификации
                    Оптимальные системы и программы краткосрочного и долгосрочного обучения сотрудников компании
                    Качественное повышение стоимости бизнеса – реализация финансовых целей владельцев бизнеса
                    Максимальная реализация личностных целей владельцев бизнеса

 Олег Черемных, М.В.А. (Техасский университет)
Тренер-консультант по стратегическому управлению бизнесом
E-mail: cheremnykho@cnt.ru

6 советов по проведению совещаний

Картинки по запросу 6 советов по проведению совещаний

Плохо организованные совещания абсолютно бесполезны и даже вредны. Потому что сами по себе они добавочной стоимости не создают, а вот времени на них тратиться может огромное количество. Каким должно быть собрание, чтобы действительно двигать, а не стопорить рабочий процесс? Как сделать его полезным при минимуме затрачиваемого времени? Ответы на эти вопросы не вычитаешь в книге, не услышишь на конференции и семинаре. Однако, обобщив и проанализировав опыт, я разработала шесть основных правил проведения совещаний.

 Марина Корсакова,  руководитель департамента мероприятий в России, «Пять звезд» 

В этой статье вы прочитаете:  
Ключевые правила проведения совещаний 
Примеры проведения совещаний 
Правила проведения совещаний, о которых пойдет речь в статье, разработаны мной на основе многолетнего корпоративного опыта. Надеюсь, они помогут вам ответить на вопросы: «Как правильно проводить совещания? Какие правила проведения совещаний необходимо учесть?»

 Правило № 1. Хороший менеджер ищет не повода назначить совещание, а возможности избежать его 

Как правильно проводить совещание, чтобы повысить его результативность? Эффективность собрания можно рассчитать чисто математически. Десять человек тратят на то, чтобы обсудить тезис, гораздо больше времени, чем двое: каждому нужно высказаться, каждого придется выслушать. Тем более что во время собраний коллективная мысль принимает самые причудливые формы. 

Если отвлечься от идеи дисциплины, действительно ли всем участникам, приглашенным на совещание, необходимо на нем присутствовать? Не эффективнее ли будет серия коротких встреч с глазу на глаз? К тому же во время совещания возникает так называемая групповая динамика, когда случайное «доколе?» грозит перерасти в стихийное раздражение. Насколько эффективным будет обсуждение проблемы в такой обстановке?

И уж точно не следует проводить собрание, если нужно отчитать сотрудника. Увольняйте, если больше не верите в его успех, или беседуйте наедине. Ругать человека прилюдно значит свести его мотивацию к нулю. Также не стоит собирать совещание, если надо обсудить проблему, в которой вы еще не разобрались и даже не представляете, как разложить ее по задачам. Такое собрание — это разговор ни о чем.


Правило № 2. Каждому собранию — свой формат в зависимости от цели 

Для каждого типа собраний существует наиболее удобный формат, и поэтому, планируя совещание, руководитель должен ответить себе на вопрос: какова моя цель? И если ответа на этот вопрос нет (или он сформулирован как «обсудить»), не стоит торопиться назначать время и дату. Собрание, не имеющее цели, не может привести к результату. 

Правило № 3. Придерживаться сценария 

Планируя совещание, непременно продумайте его сценарий в зависимости от цели собрания, состава участников и выбранного формата. Сценарий «проблемного» собрания может выглядеть как на рисунке 1, а может и по-другому. Универсальное правило проведения совещания здесь только одно: в хорошем совещании, как и в хорошей драме, должны быть завязка, развитие действия, кульминация и развязка.


Правило № 4. Необходимо тщательно подготовиться к собранию 

Начинать процесс подготовки к собранию следует с хорошей пояснительной записки по проблеме, которую планируется рассматривать на совещании. Записка направляется всем участвующим в обсуждении руководителям и специалистам. Такое письмо излагает факты, формулирует вопросы и дает возможность сформировать конкретные предложения и всесторонне их обдумать, базируясь не на предположениях, а на объективных данных. А после собрания следует написать письмо-протокол, показывающее, какого прогресса удалось достичь. Это письмо содержит уже конкретный план действий.

В комплексном плане решения какой-либо проблемы совещание — это «серединка сэндвича». Весь план может выглядеть, например, как на рисунке 2. На этом примере легко увидеть, что собрание само по себе проблем не решает. Шаг 2 без предваряющего его шага 1 превратится в действо эмоциональное, но ничем не подкрепленное, как и шаг 5.


Относитесь с уважением ко времени участников совещания: готовьтесь к нему сами и помогайте подготовиться коллегам, чтобы потом использовать общие 20–30 минут с максимальным КПД.

 Правило № 5. Решить, какие совещания, для чего и как часто будут проводиться 

Частота проведения собраний зависит от типа собраний, их целей и сферы деятельности компании. Например, ведущие проект разработчики ПО проводят scrum-meeting1 каждый день, но для работников коммерческого отдела можно рекомендовать вторник и четверг. 

1Scrum — набор организационных принципов, применяемых при разработке программного обеспечения, особенно в сжатые сроки. Сам спортивный термин scrum позаимствован из регби и означает схватку вокруг мяча.Scrum-meeting — ежедневное жестко структурированное15-минутное собрание команды, пульс проекта.

В любом случае коммерческий директор может разработать для своей компании некий пакет совещаний (таблица 1). Обязательно обратите внимание на формулировку «построить алгоритм устранения проблемы» — она очень важна. 

Ведь совещание проводится именно для того, чтобы составить план действий, руководствуясь которым мы устраним проблему и перестроим нашу работу так, чтобы она не появлялась впредь. Конечно, невозможно полностью абстрагироваться от вопроса «кто виноват?», но ответ на него необходим для того, чтобы затем поставить вопрос «что делать?».
.
Таблица 1. Форматы корпоративных собраний 

 Цель собрания
 Рекомендуемый формат
 Обменяться информацией, синхронизировать действия
 Планерка. Каждый из участников четко отвечает на стандартные вопросы, например «Какую задачу решаю, как далеко продвинулся?», «Когда ожидается результат?», «Какие есть препятствия, какая помощь необходима?». Важно, чтобы модератор пресекал попытки участников перейти к обсуждению проблем: для этого будут назначены специальные время и место. На планерке достаточно заявить о проблеме — коротко, четко, конструктивно
 Похвалить одних, отругать других, воодушевить всех
 Идеологическое собрание. Ругать прилюдно не надо, а похвалить и воодушевить — пожалуйста! Такое собрание должно быть позитивным, но тем не менее по существу — будьте готовы привести конкретные убедительные факты
 Решить проблему
 «Проблемное» собрание. К такому совещанию нужно тщательно подготовиться. Инициатор собрания, посвященного работе с конкретной проблемой, продумывает сценарий собрания, готовит вопросы к обсуждению, исполняет роль фасилитатора, искусно направляющего обсуждение проблемы в продуктивное русло
  Обучить
 Учебное собрание. Этакий мини-тренинг без отрыва от производства, который должен быть управляемым — качественно подготовленным и отлично модерируемым. К этому же формату относятся так называемые кружки качества, на которых анализируется прошлый опыт и формулируются выводы по улучшению будущих процессов и результатов
  Взять ситуацию под контроль (SOS)
 Экстренное собрание. Это способ быстро найти выход из сложившегося опасного положения. Не давайте такому собранию плавно превратиться в «проблемное» — созванное внезапно, оно в таком случае будет обречено на поражение. Быстро и деловито примите решения по экстренным событиям: кто, что, когда и как будет делать. Обсудить проблему, которая привела к сигналу SOS, нужно позже в формате полноценного «проблемного» совещания

Правило № 6. «Проблемные» совещания требуют стереовзгляда на проблему 

Это очень важное правило проведения совещаний. Для того чтобы «проблемное» собрание прошло успешно, нужно убедиться в том, что присутствующие видят проблему со всех сторон. Для развития стереовзгляда вполне годится метод де Боно «шесть шляп» (рисунок 3): каждый участник собрания как будто носит (или все по очереди надевают одну и снимают другую) шляпу определенного цвета, диктующую психологическую модель и принципы его поведения.

Очевидно, что, если большинство присутствующих на собрании носят Красную шляпу, нас ожидает бесполезная трата времени и нервов — мы не сможем ничего решить. Участник в Желтой шляпе необходим, чтобы воодушевлять присутствующих, участник в Черной шляпе помогает удержаться от необдуманных рисков, а участник в Синей шляпе не дает собравшимся забыть о цели встречи и побуждает их двигаться вперед. 

Резюме собрания — это инструмент управления, эффективный лишь в умелых руках. Поэтому необходимо совершенствоваться в его применении. 

Задайте себе следующие вопросы: достижению какой цели должно способствовать проведение данного совещание? Какую роль выполняет каждый из участников? Как дать им возможность лучше подготовиться к совещанию? Готов ли я сам? По какому сценарию провести совещание? Каков должен быть его результат? И не торопитесь назначать совещание, если на эти вопросы нет четких ответов. 

Вспомните правило № 1 — ищите повод избежать собрания!

Таблица 2. Пример пакета собраний 

 Мы встречаемся…
 Чтобы…
 Раз в неделю, в четверг вечером
Кратко обсудить текущие задачи и выяснить, что сделано, какие цели достигнуты и какие есть препятствия и проблемы 
 Если есть необходимость, но не чаще одного раза в неделю
Провести «проблемное» совещание, построить алгоритм устранения проблемы 
 В конце каждого месяца (квартала)
 Кратко обсудить вклад этого месяца(квартала) в выполнение квартального(годового) плана продаж, оценить промежуточные результаты, скорректировать ожидания и план действий


Командные встречи отнимают гораздо больше времени, чем вы можете себе представить, однако вы можете извлечь из них максимум пользы.
Встречи и собрания поглощают массу времени и сил. Специалисты в области продаж считают, что на внутренние переговоры у них уходит до 40% рабочего времени, которое можно было бы потратить на поиск новых клиентов, звонки партнерам, написание коммерческих предложений, составление презентаций и обслуживание клиентов.
Разумеется, внутренние переговоры необходимы, однако стоит ли тратить на них столько времени? Если вы хотите повысить продуктивность работы, следуйте этим простым советам.
1. Оцените важность мероприятия
В начале собрания умножьте количество человек в комнате на величину прибыли, которую каждый из присутствующих мог бы заработать за это время. Запишите полученную цифру на доске.
Люди обычно забывают, что альтернативная стоимость встреч и собраний бывает крайне высокой. Фактически, каждое собрание – это своего рода инвестиция. Помните об этом и не растрачивайте свое время попусту.
2. Обозначьте желаемый результат
Перед тем, как начать собрание, определите, что должно измениться после его проведения. Планируете ли вы принять важное решение, нанять или уволить одного из сотрудников, разработать стратегию развития компании, определить объем финансирования проекта или изменить существующую политику?
Общие собрания нацелены на изменение, развитие, прекращение или возобновление функционирования важных аспектов работы предприятия. Если вы планируете просто передать сотрудникам какую-либо информацию, вы потратите время впустую, поскольку существуют иные, более эффективные способы связи. Встречайтесь только для того, чтобы сделать что-либо конкретное.
3. Четко определите вопросы, которые хотите обсудить
Если вы определите несколько тем – к примеру, не больше трех – вы сможете сократить число участников собрания, уменьшить количество затрачиваемого времени и расширить поле для деятельности. Я неоднократно присутствовал на заседаниях, полностью состоявших из пространных обсуждений, не приводивших к каким-либо конкретным действиям. Провести такие переговоры можно было бы посредством электронной почты.
Если вы не планируете ничего делать, не назначайте встречу. Если планируете – сделайте это быстро и возвращайтесь к работе.
4. Следите за временем
В «Правилах распорядка Роберта», самом популярном своде правил для проведения собраний, указано, что длительность мероприятия определяется руководителем, поскольку он лично заинтересован в сокращении издержек. Обозначая тему беседы, отведите на обсуждение определенное количество времени. Когда оно подойдет к концу, выделите дополнительное время или примите решение на основе имеющихся фактов.
5. Избегайте повторений
Опытный руководитель умеет вовремя прервать выступающего или собрание целиком, если ему кажется, что все идеи уже высказаны и начинают повторяться. В этой ситуации следует подытожить сказанное, принять соответствующее решение и двигаться дальше.
6. Подведите итоги
Если вы заранее определите цели и ожидаемые результаты мероприятия, вы без труда сможете оценить принятые решения, определить ответственных за их исполнение и объявить об окончании собрания.
Собрания и встречи – затратный и не самый эффективный способ организации командной работы, который должен применяться лишь в исключительных случаях.
TOM SEARCY, inc.com