четверг, 27 октября 2016 г.

15.2. Экономический кризис в структуре цикличности общественного хозяйствования


Экономика может пребывать в состоянии равновесия или неравновесия. Равновесное состояние национальной экономики предполагает сбалансированность совокупного спроса и предложения, которая вытекает из обеспеченности общественного потребления производством. Тогда как нарушение пропорциональности развития составных частей структуры национальной экономики приводит к неравновесию. Однако экономический рост может продолжаться как при равновесном, так и неравновесном развитии макроэкономики. Равновесие является исключительно редким состоянием развития макроэкономики. На практике развитие экономики проявляется преимущественно через неравновесие. Здесь нужно отметить, что не всякое неравновесие может представляться в качестве проявления экономического кризиса (греческое слово krisis — исход, поворотный пункт)[1, с. 413]. Данное явление лаконично описывает П.Самуэльсон: «Экономика никогда не находится в состоянии покоя. Процветание сменяется паникой или крахом. Национальный доход, занятость и производство падают. Цены и прибыли понижаются, а рабочие выбрасываются на улицу. В конце концов достигается нижняя точка и начинается оживление. Восстановление может быть медленным или быстрым. Оно может быть неполным или, наоборот, настолько сильным, что породит новый бум. Новая полоса процветания может означать продолжительный, устойчивый уровень оживленного спроса, обилие свободных рабочих мест, повышение цен и растущий жизненный уровень. Или она может означать быстрое инфляционное вздутие цен и рост спекуляции, за которыми последует новый тяжелый кризис»[2, с. 238].
Экономический кризис в экономике западных стран происходил за счет относительного перепроизводства товаров и услуг, тогда как в развивающих и странах с централизованной экономикой — недопроизводства потребительских товаров и услуг. В первом случае совокупное предложение превышало спрос, во-втором — наоборот, совокупный спрос превышает предложение.
Кризисы в рыночной экономике проявляются на протяжении около 200 лет. Промышленный кризис впервые был зафиксирован в 1825 году в Англии, где повторное проявление отмечено в 1836 году. В это же время промышленный кризис наблюдался и в США. На начальной стадии развития капитализма в 1847 году кризис распространяется в группе таких промышленных странах: Англия, США, Франция и Германия. В 1857 году разразился первый мировой экономический кризис[3, с. 91].
Впервые К.Маркс исследовал промышленный кризис капиталистического производства. Он рассматривал «кризис как проявление всех противоречий буржуазной экономики»[4, с. 564] и далее писал, что «кризис есть насильственное восстановление единства моментов, ставших самостоятельными, и насильственное превращение в нечто самостоятельное таких моментов, которые по существу составляют нечто единое»[4, с. 571]. Он также отмечал о главной причине продолжительности цикла: «Средний срок, в течение которого обновляется машинное оборудование, является одним из важных моментов для объяснения многолетнего цикла, через которых проходит промышленное развитие с тех пор, как консолидировалась крупная промышленность»[5, с. 237]. Здесь можно дополнить то, что на срок длительности цикла влияет также обновление зданий, сооружений и многих объектов, о чем писали и другие ученые.
Кризис представлялся как основополагающая фаза промышленного или экономического цикла. Он состоял из четырех фаз: кризиса, депрессии, оживления и подъема. На рисунке 28 изображены отрезки кривой линии, характеризующие различные фазы данного цикла.
Наклонная линия А во временном отрезке аb представляет фазу экономического кризиса; B — депрессия (b–c); C — оживление (c–d); D — подъем (d–f); Т — экономический цикл (а1f1); Y — валовой национальный продукт; t — время.
Некоторые исследователи склонны к исключению термина «кризис» и предлагают понятие «рецессия», которое означает падение или сжатие. Так, например, американский экономист У.К.Митчелл отмечает, что «... слово «кризис» является неудачным термином для обозначения одной из четырех фаз экономического цикла»[7, c. 391]. Он предлагает следующие понятия: сжатие, оживление, экспансия, вершина. Принимая данное положение, П.Самуэльсон пишет: «Митчелл и многие другие экономисты разделяют цикл на четыре фазы, из которых две наиболее важные называют периодами «экспансии» и «сжатия». Фаза экспансии приходит к концу и сменяется фазой сжатия на так называемой верхней поворотной точке, или «вершине». Точно так же фаза сжатия кончается и открывает путь экспансии на нижней поворотной точке, или точке «оживления»... Не каждая вершина дает «процветание» в смысле низкой безработицы; но и низшие точки обычно теперь не означают кризис»[2, c. 241]. Предлагаемая модель экономического цикла будет выглядеть следующим образом (см. рис. 29).

Рис. 29. Графическая модель традиционной структуры экономического цикла [6, c. 332]

Рис. 30. Модель современных экономических циклов [2, c. 241]
Во временном отрезке а–b наклонная линия представляет фазу сжатия; точка b — оживление; экспансия — (bb1c); точка с — вершина; ломанная линия аbb1–c — экономический цикл на временном отрезке a1c1.
По данной модели экономического цикла видно, что депрессия сократилась до минимума, и представляется точкой оживления, которая с процессом подъема представляют экспансию. Здесь можно было бы отметить, что на современном этапе развития экономические циклы проявляются по вышеприведенным двум моделям. Высокоразвитым странам свойственна модель современных экономических циклов, тогда как развивающимся — модель традиционной структуры экономического цикла, поскольку в них процесс депрессии занимает некоторое продолжительное время.
Далее, если смотреть шире на составляющие экономического цикла, то лучше всего выделять две стадии: кризис и экономический рост (подъем), которые характеризовали бы спиралеобразное развитие общественного хозяйствования. Тогда экономический кризис, как стадия цикла, включает такие фазы: падение, депрессия, оживление. На самом деле кризис — это состояние «болезни» экономики и должен охватывать периоды падения, депрессии, оживления, то есть до достижения предкризисного уровня. А последующий период, соответствующий уровню, превышающий предкризисный, уже относится к стадии экономического роста или процветания системы.
В экономическом цикле важным периодом является «сжатие», где происходит спад производства, причинами которого являются существенное перепроизводство или недопроизводство товаров и услуг, отклоняющихся от объективно предельных величин, обусловленных диспропорциональным развитием составляющих структуры национальной экономики, обновлением основных средств производства, несоответствием денежного и товарного предложения.
Сжатие выполняет очистительную функцию на основе механизма цен. В период сжатия резко падают цены на устаревшие товары, курсы акций, что приводит к сокращению производства, заработной платы, росту безработицы, обесцениванию и нехватке наличных денег, необходимых для обеспечения платежей, существенному снижению прибыли и банкротству фирм и организаций. От этого страдают в основном мелкий и средний бизнес, но также могут оказаться в состоянии банкротства и крупные корпорации. Инфляция, вызванная обесценением денег, и рост безработица вызывают социальную напряженность в обществе, что заставляет политиков, государство интенсивно реагировать и корректировать действия рыночного механизма в направления снятия причин и последствий негативных процессов в развитии экономики.
Сжатие, как санирующий процесс, способствует выявлению негативных причин и способов от их избавления, что позволяет находить пути к обновлению в развитии экономики.
Период сжатия завершается в точке депрессии или оживлении в зависимости от степени адаптации экономики и общества, государства. Если процесс адаптации экономики к негативным условиям довольно длительный, то депрессия проявляется в низком уровне цен, нормы прибыли, вялым ведением торговли, застоем производства. Тогда функция депрессии представляется в приспособлении к новым реалиям развития экономики.
Депрессия подготавливает условия к переходу на новый этап оживления экономики. В данный период застоя обостряется конкурентная борьба, что приводит к снижению издержек, удержанию низкого уровня заработной платы, обновлению основных средств производства, введению технических и технологических усовершенствований и инноваций. Такие процессы позволяют повысить эффективность и удешевить производство при новых ценах, предопределенных сжатием. Далее обновление основного капитала обусловливает расширение производства машин, оборудования, что вызывает увеличения спроса на сырье, материалы, на дополнительное количество рабочей силы. Следовательно, это ведет к увеличению спроса на предметы потребления и созданию условий расширения производства. Тем самым осуществляется переход к периоду оживлению. Однако в современных условиях высокоразвитых странах в период сжатия экономики одновременно осуществляется её адаптация к новым реалиям развития, и оно завершается в точке оживления, минуя депрессию.
Периоду оживления свойственно повышение цен товаров, заработной платы, процентной ставки, масштабное увеличение инвестиций, сокращение числа безработных, активизация бизнеса, торговли, что ведёт к расширению воспроизводства. Тем самым функция оживления выражается в обеспечении расширенного воспроизводства и достижения предкризисного уровня развития экономики. Здесь нужно отметить, что в модели современных экономических циклов, свойственных высокоразвитым странам, период оживления входит, как составная часть, в экспансию. Поскольку оно протекает быстротечно, ускоренно и на рисунке показывается как точку отчета к переходу на уровень экспансии, где она включает в содержание процессы оживления и подъема. Периоду подъема или экономического роста свойственно динамичное развитие экономики, появление новых производств, объектов, расширение действующих, значительное увеличение товарооборота, денежных ссуд, инвестиций, снижение безработицы до условно нормального уровня — 5,5–6,5 % [6, с. 361], создания условий опережения роста предложения по сравнению со спросом и диспропорционального развития составных частей структуры национального хозяйства. Всё это создают предпосылки для нового кризиса и проявления экономического цикла. Вышеприведенные составляющие экономического цикла можно представить в виде следующей таблицы 16.
Экономический рост выполняет функцию расширенного воспроизводства и динамичного развития экономики, тем самым, выходя за пределы платежеспособного спроса и усиливая противоречия в структуре воспроизводства общественного производства[3, с. 89].
Далее, рассматривая периоды экономического цикла, определили, что он состоит из двух стадий: кризиса и экономического роста, и четырех фаз: сжатия, депрессии, оживления, подъема. Первые три фазы относятся к стадии экономического кризиса, а подъем — экономическому росту.
Экономический кризис начинается с падения валового выпуска, валового национального или внутреннего продукта по сравнению с предыдущим периодом, который становится точкой отчета сжатия. Так, если глубина падения производства в экономике западных странах в «Великую депрессию» 1929–1933 годы составила 40–50 % и рост уровня безработицы до 25 %, при этом фаза сжатия занимала около 45 % всего времени, то на современном этапе конца двадцатого века эти показатели существенно снизились. Например, в США падение производства в 1990–1991 годы продолжалось почти 9 месяцев и привело к сокращению ВВП только на 1,4 %. Если сравнивать это с предшествующими спадами 1973–1975 и 1981–1982 годами, то оно было более коротким[9, с. 591, 593].

Таблица 16
Стадии и фазы экономического цикла[8, с. 78]
стадииФазы циклаОбщая характеристика
кризис1СжатиеСпад производства; увеличение массы нереализованной продукции; уменьшение доходов до величины издержек; растет ссудный процент; сокращаются кредиты, массовые банкротства, рост безработицы и инфляции; падают котировки акций; обесценение основного капитала.
2ДепрессияСохраняются темпы спада производства (застой); затухает падение инвестиционного и потребительского спроса; стабилизируются рост массовой безработицы и инфляции, снижение цен на товары и услуги; начинается накопление капитала в экономике и появление точки оживления.
3ОживлениеРост объемов производства до предкризисного уровня; увеличение спроса на потребительские товары и услуги и факторы производства; обновление основного капитала, повышение цен, уменьшение безработицы, инфляции.
рост4ПодъемПродолжения роста объемов производства и обновления основного капитала; увеличение инвестиционного и потребительского спроса; повышение цен и доходов, уменьшение безработицы и инфляции до допустимых минимальных пределов.
Однако здесь нужно отметить, что колебание ВВП вокруг его объективно предельной величины за одноименный период, в частности, фрагмента снижения — не представляется характеристикой фазы спада стадии кризиса. В то же время это сигнализирует о возникающих проблемах в экономике, на которые необходимо обратить внимание и реагировать, принимать меры. Здесь так же нужно отметить, что если объективно предельная величина или реальный ВВП за отчетный период будет ниже номинальной или соответственного показателя предыдущего года, то это явный признак кризиса, хотя номинальные величины ВВП представляются равными.
На колебания экономических показателей, характеризующих проявление экономического кризиса, непосредственно влияет механизм взаимосвязи капитала (основного и оборотного) — К, заработной платы —W, прибыли — Р, инвестиции — I, выпуска продукта — Y (например, ВВП). В экономической литературе существуют два основных направления объясняющих внутренний механизм экономического кризиса, к которым относятся неокейнсианское (Дж.Кейнс, Дж.Хикс, П.Самуэльсон, Э.Хансен и др.) и неоклассическое (Дж.Хикс, Дж.Дьюзенберри и др.). «Основная гипотеза неокейнсианцев сводиться к стремлению предпринимателей сравнять фактический капитал с его равновесным уровнем. Это и есть та самая первопричина, которая приводит в действие весь циклический механизм» [6, с. 342–343]. У неоклассиков «суть цикла сводится к нарушению «нормальной», или «равновесной» пропорции запас/поток, т.е. направленного капитала и объема ежегодного производства»[6, с. 343].
Здесь необходимо рассматривать внутренний механизм экономического кризиса с позиций трех уровней развития экономик: на уровне микро и мезоэкономики (взаимосвязи K —капитала, L — труда, I — инвестиции,P —валового выпуска, D — спроса, S — предложения); на уровне макроэкономики (диспропорциональность развития отраслей, подразделений и секторов (финансовый и нефинансовый) национальной экономики, совокупного спроса — D и совокупного предложения — S); на уровне мегаэкономики — мировой экономики (диспропорциональность развития отраслей, подразделений и секторов (финансовый и нефинансовый), совокупного спроса — D и совокупного предложения — S). Все элементы внутренних структур различных уровней экономик, стремясь к оптимальности — объективно предельным величинам, равновесию, предопределенные действиями экономических законов, вызывают колебания и порой экономические кризисы, сигнализируя о правильно выбранном пути развития или «болезненном состоянии» экономической системы. Данные уровни развития экономик в современных условия глобализации органически взаимодействуют и обусловливают развитие всех элементов экономики того или иного уровня.
Далее рассмотрим взаимосвязи уровней цен, безработицы, инфляции. Уровень цен характеризует динамику или состояние ВВП, что позволяет установить связь с безработицей и инфляцией. Эту связь можно рассмотреть по рисунку 31.
Данная модель рисунка показывает, что уровни цен и инфляции имеют прямо пропорциональную связь, тогда как последние показатели и безработица находятся в обратной зависимости. Однако при определенных условиях уровень безработицы может быть постоянным и находиться на предельной точке (1), что можно пронаблюдать через ломаные линии 32независимо от роста инфляции, как показано на рисунке. На нашем условном примере при превышении инфляции 20 % безработица останавливается на предельной точке 15 %. Эта модель представляется усовершенствованным вариантом «Кривой Филипса» и модернизированного предложения П.Самуэльсона и Р.Солоу, которые заменили ставки заработной платы на темпы прироста цен [10, c. 412].
По поводу модели «Кривой Филипса» Н.И.Базылев и С.П.Гурко отмечают, что она «работает» только в краткосрочном периоде... В соответствии с концепцией Филипса инфляция в определенный промежуток времени снижает безработицу. Однако ожидания повышения заработной платы и связанный с ними рост благосостояния со временем ослабевают, так как инфляция съедает прирост номинальной заработной платы. Поэтому предложение труда и соответственно занятость снижаются... Идет рост безработицы в условиях инфляции, т.е. возникает стагфляция»[10, c. 413]. Это показано на рисунке 37 смещением линии (f 2f 1) по направлению стрелки до пунктирных линий (А). Такое положение подтверждается и шведским ученым К.Эклундом, который на основе собственного анализа пришел к выводу, что «Кривая Филипса на большом отрезке времени, соединяющая исходное положение до начала инфляции и конечное положение, когда экономика полностью приспособилась к более высокому уровню инфляции, в данном типе анализа принимает форму вертикальной линии. Это значит, что не существует сколько-нибудь долговременного устойчивого соотношения между инфляцией и безработицей» [11, с. 255–257].

Рис. 31. Модель взаимосвязи уровней цен, безработицы, инфляции
В современных высокоразвитых странах существование предельной величины безработицы предопределено профсоюзами, с которыми считаются не только государство, но и предприниматели, поскольку их отношения имеют юридическую силу, утвержденные на договорном и законодательном уровнях. А также самому государству не выгодно увеличение безработицы, так как данный процесс снижает ВВП, увеличивая социальную напряженность и негативное давление на исполнительную и законодательную власть. Здесь нужно отметить, что существует взаимосвязь между увеличением безработицы и снижением уровня ВВП или ВНП, а так же повышением процентного уровня негативных сторон общественного развития.
Так, например, американский экономист А.Оукен установил в 1960 годы в США, что «каждый процент циклической безработицы уменьшал фактический объем ВВП на 3 % по сравнению с ВВП при полной занятости» [3, с. 115]. Также определено американским ученым М.Харвей Бренером на основе анализа данных о населении США в 1970 году, что повышение уровня безработицы на 1 %, продолжающее в течение шестилетнего периода, обусловливает соответственное увеличение показателей «социальной патологии» в обществе, которые выражаются в процентах: общая смертность — на 2 %; числа самоубийств — 4,1; убийств — 5,7; заключенных в тюрьмах — 4; психических больных — 4 [6, с. 362–363]. Конечно, вышеприведенные зависимости социально-экономических показателей могут иметь и другие пропорции, исходя из условий и специфики развития национальных экономик.
Далее, если говорить об экономическом кризисе в Казахстане, который продолжался около 11 лет, начиная с 1992 по 2003 годы, где фаза сжатие соответствует периоду с 1992 по 1997 годы, депрессия — 1998, оживление 1999–2003 годы, а подъем или стадия экономического роста начался с 2004 года. Здесь начало подъема учитывается только по сравниваемому экономическому показателю ВВП 1991 года, а если принять во внимание систему показателей, то данную исходную дату экономического роста придется пересмотреть.
К причинам экономического кризиса в Казахстане нужно отнести факторы политические, экономические и социальные. Республика Казахстан, приобретя независимость, утратила ряд традиционных экономических связей в пространстве бывшего СССР. Страна заново строила политические, экономические, общественные институты, осуществляла переход из тоталитарного, так называемого социалистического государства на рельсы рыночной экономики и демократии. Она страдала от недопроизводства потребительских товаров и услуг, что обусловлено было диспропорцией в структуре народного хозяйства, явным преобладанием развития производства средств производства по сравнению производства предметов потребления, которые примерно составляли 25 % от всей продукций промышленности, тогда как другая часть приходилась на военную продукцию и средства производства[1, с. 422]. Ученые отмечают о глубине спада экономики на уровне от 60 до 70 % за 1993–1995 годы в Казахстане по сравнению с 1990 годом[12, с. 229]. Это сопоставимо с Великой депрессией тридцатых годов двадцатого века стран Запада и, в частности, США.
Современное развитие национальных экономик также характеризуется ростом ВНП, ВВП при соответствующем росте инфляции. Здесь нужно отметить, что превышение темпов роста инфляции по отношению к росту ВВП или ВНП представляется предкризисным состоянием или рецессией, а если данный процесс сопровождается снижением реального дохода основной массы населения, то это — состояние экономического кризиса. Так, например, в Казахстане 2007 году инфляция составила 18 %, а темпы роста ВВП — 9 %, при этом реальные доходы большинства населения упали от 20 до 50 %, то такое положение вполне можно назвать состоянием экономического кризиса, поскольку уровень благосостояния населения, его реальный рост представляется основным критерием характеристики прогрессивного развития национальной экономики, а снижение — кризис, хотя наблюдался рост номинального ВВП.
Таким образом, структура экономического цикла общественного хозяйствования состоит из стадий «экономического кризиса» и «экономического роста». При этом первая стадия проявляется через три фазы: сжатия, депрессии, оживления, а вторая — подъем, каждая из которых выполняют свою функцию в цикличном развитии экономики.
Понятия и термины
Экономический кризис; депрессия; ожидание; подъем; стадии цикличности; фазы цикличности; рецессия.
Рассматриваемые вопросы
1.  Сущность экономического кризиса.
2.   Стадии и фазы проявления экономического кризиса.
3.  Механизм функционирования экономического кризиса.

среда, 26 октября 2016 г.

Organisational Structure

What is organisational structure?


Organisational structure refers to the levels of management and division of responsibilities within a business, which could be presented in an organisational chart.


For simpler businesses in which the owner employs only himself, there is no need for an organisational structure. However, if the business expands and employs other people, an organisational structure is needed. When employing people, everybody needs a job description. These are its main advantages:


  • People who apply can see what they are expected to do.
  • People who are already employed will know exactly what to do.
Here is an example of a Job Description taken from the book:


When there are more than one person in a small business and they all do different things, it means that they are specialising in different jobs.

Delegation

Delegation refers to giving a subordinate the responsibility and authority to do a given task. However, the final responsibility still lies with the person who delegated the job to the subordinate. Here are the advantages of delegation for managers and employees, as well as why some managers choose not to delegate.

Pros for the manager:
  • By letting subordinate do smaller tasks, managers have more time to do more important tasks.
  • Managers are less likely to make mistakes if tasks are done byspecialist employees.
  • Managers can measure the success of their task more easily.
Pros for the subordinates:
  • Work becomes more interesting and rewarding.
  • Employees feel important and trusted.
  • Helps train workers, giving them better career opportunities.
Why some managers don't want to delegate:
  • Managers are afraid that their employees will fail.
  • Managers want total control.
  • Managers are scared that the subordinate will do tasks better than them, making them feel insecure.
Delegation must mean:
  • reduction in direct control by managers or supervisors.
  • An increase in trust of workers by managers or supervisors.
Organisational charts

Eventually, when a business grows larger and employs many people, they will have to create an organisational chart to work out a clear structure for their company. Here is another example of an organisational chart from the book:


Here are the most important features of the chart:
  • It is a hierarchy. There are different levels in the business which has different degrees of authority. People on the same level have the same degree of authority.
  • It is organised into departments, which has their own function.
  • It shows the chain of command, which is how power and authority is passed down from the top of the hierarchy, and span of control, meaning how many subordinates one person controls, of the business.
Advantages of an organisational chart:
  • The charts shows how everybody is linked together. Makes employees aware of the communication channel that will be used for messages to reach them.
  • Employees can see their position and power, and who they take orders from.
  • It shows the relationship between departments.
  • Gives people a sense of belonging since they are always in one particular department.
Chain of command and span of control:


Here are two organisations, one having a long chain of command and the other a wide span of control. Therefore, the longer the chain of command, the taller the business hierarchy and the narrower the span of control.  When it is short, the business will have a wider span of control. 


In recent years, people have began to prefer to have their business have a wider span of control and shorter chain of command. In some cases, whole levels of management were removed. This is called de-layering. This is because short chains of commands have these advantages:
  • Communication is faster and more accurate. The message has to pass through less people.
  • Managers are closer to all employees so that they can understand the business better.
  • Spans of control will be wider, meaning that the manager would have to take care of more subordinates, this makes:
    • The manager delegate more, and we already know the advantages of delegation.
    • Workers gain more job satisfaction and feel trustedbecause of delegation.
However, if the span of control is too wide, managers could lose control. If the subordinates are poorly trained, many mistakes would be made.

Functional departments

Here is an example of an organisational chart from a larger business from the book:


Here are they key features of this graph:
  • The business is divided into functional departments. They usespecialists for each job and this creates more efficiency. However, workers are more loyal to their department than to the organisation as a whole. Therefore, conflict can occur between different departments. Managers working in these departments are called line managers, who have direct authority and the power to put their decisions into effect over their department.
  • Not only are there departments, there are also other regional divisionsthat take care of outlets that are situated in other countries. They use the local knowledge to their advantage.
  • There are some departments which do not have a distinctive function but still employs specialists and report directly to the CEO/Board of Directors. These departments are the IT department, and theEconomic Forecasting department. Some say the HR department fits in this category. These departments give specialist advice andsupport to the board of Directors and line managers, and the managers of these departments are called staff managers. They are often very highly qualified personnel who specialises in only their area. 
Here are the pros and cons of employing staff managers:

Pros:
  • Staff managers help and provide advice for line managers on things such as computer systems.
  • Helps line managers concentrate on their main tasks.
Cons:
  • There may be conflict between the two groups on important decisions and views.
  • Line employees may be confused and do not know who to take orders form, line or staff managers.
Decentralisation

Decentralisation refers to a business delegating important decisions to lower divisions in the business. In a centralised structure important decisions are taken at the centre, or higher levels of management.

Advantages of a decentralised structure:
  • Decisions are made by managers who are "closer to the action".
  • Managers feel more trusted and get more job satisfaction due todelegation.
  • Decisions can be made much more quickly.
  • The business can adapt to change much more quickly.
Decentralisation means that:
  • Less central control.
  • More delegation.
  • Decisions taken "lower down" in the organisation.
  • Authority given to departments/regions
Different forms of decentralisation:
  • Functional decentralisation: Specialist departments are given the authority to make decisions. The most common of these are:
    • Human Resources.
    • Marketing.
    • Finance.
    • Production.
  • Federal decentralisation: Authority is divided between differentproduct lines. e.g separate truck/car/bus divisions.
  • Regional decentralisation: In multinationals, each base in each country has authority to make its own decisions.
  • Decentralisation by project means: For a certain project, decision-making authority is given to a team chosen from all functional departments.
Is complete decentralisation a good idea?

It is dangerous to let the lower-level management make all the decisions. Therefore, it is wise for the central management to decide on major issueslong-term decisionsgrowth and business objectives. If these issues are notcentralised then there would be a lack of purpose or direction in the business.

суббота, 22 октября 2016 г.

Учет враждебности рынка при осуществлении внешнеторговой деятельности


Вишняков Я.Д., Рыбкин С.А.

“В вашем распоряжении имеется 95 процентов факторов,
но вы затрачиваете еще шесть месяцев на то, чтобы добыть последние 5%.
К моменту, когда вы их, наконец, добыли, оказывается, что
они уже устарели, так как рыночная ситуация претерпела изменения.
Вся жизнь – это фактор времени”.
Ли Якокка
В экономической теории внешняя торговля рассматривается не только как форма экономического сотрудничества, но и как мощный стимул развития внутреннего производства. Обратимся к основным положениям теорий, рассматривающих свободу торговли и экспорт в качестве факторов экономического роста.
Классики английской политической экономии Адам Смит (1723–1790), Давид Рикардо (1772–1823) и Джон Стюарт Миль (1806–1873), развившие основы экономического либерализма, выступали за свободный выбор и принятие решения при использовании производственных средств, что обеспечивает свободный перелив возможностей и факторов производства между отраслями и формирование оптимальной структуры производства.
А.Смит в своем фундаментальном труде “Исследование о природе и причинах богатства народов”2  (1776) утверждал, что наилучшее международное разделение труда должно установиться стихийно, автоматически, в ходе конкуренции, в результате действия “невидимой руки Провидения”. По его мнению, никакое регулирование со стороны государства не приведет к такому выгодному международному разделению труда, какое образуется в результате развития экономики, предоставленной самой себе. “Очевидно, что каждый человек, сообразуясь с местными условиями, может гораздо лучше, чем это сделал бы вместо него любой, государственный деятель или законодатель, судить о том, к какому именно роду отечественной промышленности приложить свой капитал...”
А.Смит переносил на внешнюю торговлю образ действия патриархального главы семьи – мелкотоварного производителя. “Основное правило каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовлять дома такие предметы, изготовление которых обойдется дороже, чем при покупке их на стороне... То, что представляется разумным в образе действия любой частной семьи, вряд ли может оказаться неразумным для всего королевства”. Он приводит в пример мощный стимул личного интереса, чтобы показать, что “Благосостояние нации” (название основного труда А.Смита, 1776) растет быстрее всего при отсутствии ограничений на импорт и экспорт. Стремясь только к собственному благу, люди направляются “невидимой рукой” к более высоким целям общества.
Учение А.Смита было развито Д.Рикардо в теорию относительных преимуществ. В работе “Начала политической экономии и налогового обложения”3  (1817) Д.Рикардо доказал выгодность международной специализации труда. Любое искусственное вмешательство в определение цены на рынке приводит к снижению относительных преимуществ. Он отмечал: “При системе полной свободы торговли каждая страна, естественно, затрачивает свой капитал и труд на такие отрасли, которые доставляют ей наибольшие выгоды. Это преследование индивидуальной выгоды самым удивительным образом связано с общим благом для всех. Стимулируя трудолюбие, вознаграждая изобретательность, утилизируя наиболее действенным образом все те силы, которые дает нам природа, этот принцип приводит к самому эффективному и наиболее экономному разделению труда между разными нациями”. Согласно его теории сравнительных издержек экспортно-импортные потоки активизируют перестройку национальной экономики, оптимизируя ее отраслевую структуру в соответствии с требованиями международного разделения труда.
Фактор “экспорт” является также составной частью макроэкономического рассмотрения экономики и оказывает существенное влияние на политику в отношении цены, спроса и занятости. Это послужило исходным пунктом для теорий платежных балансов, представляющих зависимость и влияние экспорта на валютный курс, национальный доход и уровень цен.
В этой связи интересна специальная форма монетарных теорий внешней торговли – “теория роста за счет экспорта”, получившая свое развитие в Великобритании и представленная в немецкоязычном информационном пространстве автором Гирш4 . Ростом экспорта обеспечивается и стимулируется экономический рост, что опять в свою очередь оказывает положительное влияние на дальнейшее развитие экспортного производства. Приводится в действие так называемая спираль роста доходов населения от роста доходов государства. Помимо реального количественного увеличения макроэкономических факторов возможно представить рост в качественном отношении. Улучшение структуры экспорта приводит к необходимости развития высокотехнологичных производств, наличию квалифицированных специалистов и, соответственно, высокооплачиваемых рабочих мест, повышению выплат на охрану окружающей среды, социальных выплат, увеличению числа спортивных и культурных мероприятий. С другой стороны, доходы от экспорта позволяют покрыть импорт высококачественной продукции и также повысить жизненный уровень.
В Российской Федерации до 1992 года экспортно-импортная политика осуществлялась через систему внешнеэкономических объединений. В рамках государственной монополии на внешнюю торговлю за каждым объединением закреплялась, в соответствии с его ведомственной подчиненностью, своя группа товаров и услуг. Экономическая стратегия внешнеторгового объединения определялась вышестоящими инстанциями (министерствами, ведомствами) в виде заказов-нарядов. Основной задачей объединения была реализация государственной экономической стратегии.
В настоящее время, когда структура российского экспорта существенно изменилась, изменились товарные группы, предлагаемые на внешний рынок, особую важность приобрел вопрос правильной оценки новых рынков, на которые пытаются выйти со своими товарами российские организации. В экономической литературе широко представлены подходы для определения влияния того или иного фактора на успешность продвижения товара на рынок. Однако комплексного метода, позволяющего всесторонне определить отношение рынка к товару, определить и учесть враждебность рынка, в современных условиях не существует. В настоящей статье представлен один из возможных вариантов учета враждебности рынка при стратегическом планировании и управлении деятельностью внешнеторговой компании при развитии ее активности на новых рынках.
Описание общего подхода к определению коэффициента враждебности рынка
Можно рассматривать несколько категорий враждебности рынка относительно развития внешнеторговой активности, полагая рынок одной из компонент окружающей среды, в которой реализуется предпринимательская деятельность:
  • естественная (априорная) враждебность;
  • наведенная, т.е. как ответная реакция на внешнеторговую активность и на немедленные и долговременные ее результаты и последствия;
  • организованная (в случае, когда враждебность рынка относительно развития активности нового участника внешнеторгового бизнеса инициируется, развивается и регулируется в качестве опосредованной враждебности, связанной с конкурентной борьбой в пределах, соответствующих определенной нише рынка).
В российской экономической литературе появился и развивается комплексный подход к общей проблеме взаимоотношений предпринимательской деятельности (бизнеса) и окружающей среды. Это направление нашло свое отражение в работе Я.Д.Вишнякова, С.В.Лозинского “Бизнес и окружающая среда: коэффициент враждебности окружающей среды развитию бизнеса”5 . В соответствии с подходом, развитым авторами, предлагается оценивать враждебность любой экономической и предпринимательской среды с помощью коэффициента враждебности, имеющего значение от 0 до 1 в зависимости от степени противодействия рынка внедрению на него нового товара. Зона в окрестности 0 является зоной минимальной (наименьшей) враждебности, она наиболее благоприятна для развития деловой активности. Напротив, зона вблизи 1 является зоной максимальной (наибольшей) враждебности, т.е. эта зона наименее благоприятна для развития бизнеса. Коэффициент враждебности должен представлять собой комплексный показатель, учитывающий возможности всех значимых взаимодействий деловой активности и окружающей среды.
Авторами5 рассматриваются три предположения при определении коэффициента враждебности. Первое предположение основано на утверждении, что коэффициент враждебности может изменяться циклически и отсюда предлагается считать Квр=sin t или Квр=cos t, где t – показатель времени. Второе предположение рассматривает зависимость коэффициента враждебности от периода бизнес-процесса и от масштаба времени бизнес-процесса. Третье предположение основывается на утверждении, что коэффициент враждебности является суммой коэффициентов враждебности частных факторов.
Учитывая, что разработанная нами модель расчета коэффициента враждебности должна находить свое реальное воплощение в практической деятельности внешнеторговых компаний, задачей настоящего исследования является разработка практических рекомендаций по определению комплексного коэффициента враждебности и его составляющих, а также выбор и апробирование критериальных оценок эффективности использования этого коэффициента. Для выполнения данной задачи необходимо определить коэффициент враждебности как величину, включающую в себя показатели, отражающие возможные реакции тех или иных рыночных факторов на появление нового товара на данном рынке. Целесообразно перед расчетом коэффициента враждебности проводить первоначальную оценку рынка согласно алгоритму, представленному на рис.1.
Первоначально требуется определить: существует ли вообще рынок и если существует, то какой тип конкуренции на нем присутствует. Следующим важным этапом является определение рынка относительно его расширения. И на одном из последних этапов выясняется наличие специальных ограничений на товар со стороны государства. Полученный результат позволит дать предварительный ответ на вопрос: “целесообразно ли выходить с определенным видом товара на данный рынок”. Кроме того, в результате глубокого и всестороннего анализа конкретного рынка создается база для разработки оптимальной стратегии продвижения на этот рынок конкретного товара.
Принимая во внимание, что предлагаемый коэффициент враждебности является комплексным показателем враждебности рынка относительно развития некоторой внешнеторговой активности, будет логично представить его состоящим из набора отдельных показателей, характеризующих каждый конкретный фактор рынка, т.е. коэффициент враждебности можно представить как:
при этом ;
i=1,2,3,..., n;
Sj – поправка на относительную значимость (j=1,2,3,..., n), рассчитывается на основе поправочного процента ;
Kiвр – коэффициент враждебности i-го фактора.
С точки зрения практической ценности и применимости коэффициента враждебности в экономическом анализе необходимо определять те факторы, оценка которых позволяет в полной мере представить, насколько перспективна работа по внедрению на конкретный рынок. Расчет коэффициентов враждебности для каждого конкретного фактора позволяет определять при дальнейшем анализе наиболее критичные для рассматриваемого товара проблемы на пути завоевания рынка. Таким образом, проводимый анализ существенно расширяет возможности корректировки стратегии и тактики выхода на рынок.

Рисунок 1. Алгоритм предварительного анализа рынка
Наиболее значимыми параметрами, характеризующими отношение рынка к новому товару, по общему мнению специалистов, работающих в области внешней торговли, являются характеристики таможенного регулирования страны, на территории которой реализуется активность рассматриваемого рынка. Это объясняется тем, что, как показывает мировая практика, наиболее часто используемые рычаги влияния на экономическое развитие страны лежат в области тарифных методов. С их помощью государство защищает интересы национальных производителей и, соответственно, создает временные краткосрочные или долгосрочные препятствия для входа на внутренний рынок этого государства зарубежных производителей в целях повышения конкурентоспособности товаров, произведенных в данной стране.
Следующим значимым фактором является уровень стабильности цен на данный товар, с которым организация планирует выйти на новый рынок. Этот фактор определяет вероятность и прогнозируемость колебаний цены товара. Естественно, непрогнозируемые резкие скачки цен делают рассматриваемый рынок малопривлекательным. Во многом уровень стабильности цен характеризует состояние экономики страны и ее политической устойчивости.
Значимым фактором, также характеризующим развитие рынка, является показатель затрат, необходимых для вхождения на рынок. В зависимости от уровня конкуренции на конкретный товар затраты на рекламу, получение необходимых сертификатов и других необходимых документов могут быть слишком велики. К тому же сегменты рынка, на которые рассчитан товар, уже могут быть заняты, и, кроме того, господствующие фирмы могут применять различные методы рыночного давления на фирму, представляющую на рынке новый товар. Это может привести к чрезмерному увеличению затрат на вхождение на рынок. Из вышесказанного следует, что имеется еще один важный фактор – уровень конкуренции. Соответственно, чем выше ее уровень, тем враждебнее относится рынок к новому товару.
Важнейшим рычагом успешного освоения новых рынков является надлежащая обеспеченность информацией о потребителях, производителях, посредниках, торговых организациях, а также о состоянии рынка и многое другое. Иными словами важное значение имеет информационная среда данного рынка. Важно не только количество доступных источников получения информации, но также и качество самой информации, ее достоверность.
Кроме того, одним из существенных факторов является уровень трансакционных издержек. Под трансакционными издержками понимаются затраты, связанные с работами по подготовке и подписанию контрактов. Они включают в себя стоимость испытаний образцов, командировки сотрудников, подготовку и подписание контракта, услуги связи, транспортные расходы, расходы по приему делегаций и др. В зависимости от рода товара и специфики рынка трансакционные издержки могут достигать больших размеров, что в свою очередь может сделать осуществление контракта малорентабельным.
Наконец государственная поддержка экспорта (импорта), в качестве доминирующего фактора, может сделать возможным экспорт (импорт) продукции даже при условии, что все остальные факторы неблагоприятны. Наиболее распространенный вид государственной поддержки – дотация производства (полная или частичная) экспортных видов продукции. В настоящее время из-за известных трудностей в экономике нашей страны государственная поддержка экспорта практически не осуществляется. Исключение составляют государственные дотации сырьевым областям производства.
Процедура определения коэффициента враждебности
Поскольку величина коэффициента враждебности лежит между 0 и 1 (0 – минимальная враждебность среды; 1 – максимальная враждебность среды, Квр [0,1] ), то сумма всех его составляющих должна также лежать в этом диапазоне. Соответственно, если мы определим по каждому из вышеперечисленных факторов его коэффициент враждебности, то мы получим все данные, необходимые для расчета обобщенного комплексного коэффициента враждебности конкретного рынка относительно конкретного товара. В качестве составляющих коэффициента враждебности выделяются:
  1. - коэффициент враждебности таможенного регулирования;
  2. – коэффициент враждебности, связанный с уровнем стабильности цен;
  3. - коэффициент враждебности затрат, необходимых для вхождения на рынок;
  4. – коэффициент враждебности, связанный с уровнем конкуренции;
  5. – коэффициент враждебности информационной среды;
  6. – коэффициент враждебности трансакционных издержек;
  7. - коэффициент враждебности емкости рынка;
  8. – коэффициент враждебности, связанный с государственной поддержкой;
  9. – коэффициент враждебности цены равновесия.
Для получения объективной адекватной оценки реальной величины коэффициента враждебности среды необходимо правильно определить и реализовать порядок подсчета каждой его составляющей. Распределение факторов по степени доступности информации представлено на рис.2. К числу факторов, информация по которым наиболее легко доступна, относятся: таможенное регулирование (размеры таможенных пошлин и сборов определяются нормативными актами), уровень стабильности цен (обычно данные по ценам за предшествующие периоды находят широкое отражение в специальных и прочих изданиях), а также трансакционные издержки (транcакционные издержки всегда калькулируются при подготовке продвижения товара. Единственной причиной их неожиданного изменения могут быть только форс-мажорные обстоятельства). К факторам, информация по которым вероятностно доступна, относятся информационная среда (всегда остается вероятность того, что не все информационные источники были задействованы) и государственная поддержка (часто государственная поддержка оказывается конкретному хозяйствующему субъекту, а ее размер и порядок предоставления зависит от каждого конкретного случая). Наконец к факторам, информация по которым наиболее трудно доступна, относятся: затраты вхождения на рынок (затраты вхождения на рынок обычно носят прогнозный характер), уровень конкуренции и емкость рынка (полнота информация по этим факторам всегда недостаточна ввиду трудности ее получения).

Рисунок 2. Распределение факторов по степени доступности информации
Для определения предлагается применять следующий подход. является показателем, состоящим из двух частей, одна из которых характеризует экспортную враждебность, другая импортную. Иными словами, товар, пересекая границу, облагается сборами на стороне экспортера (обычно эти сборы минимальны), а затем сборами на стороне импортера. Коэффициент враждебности будет выглядеть:
где Кэк – фактический размер сборов на стороне экспортера для данного товара в долях к стоимости товара;
Кимп – фактический размер сборов на стороне импортера для данного товара в долях к стоимости товара;
Кmaxэк – максимальная величина сборов в стране импортера (если товар экспортный) или же максимальная величина сборов в стране экспортера (если товар импортный). В настоящее время ее можно определить исходя из наиболее жестких норм, применяемых при торговле с Россией. Так, суммарное налогообложение ряда товаров из РФ составляет по действующим нормам КОКОМ 100%. Это же относится и к экспорту в РФ определенных групп товаров.
Кmaxимп – максимальная величина сборов при импорте в стране импортера или же максимальная величина сборов при экспорте в стране экспортера в % от стоимости товара. В настоящее время можно при нять за 75%. Эта величина зафиксирована в соглашении России с ЕС о максимально допустимых величинах импортных сборов. В случае экспорта сборы составляют значительно меньший объем.
Итак, Квртам примет вид:
Для фактора уровня стабильности цен целесообразно применять следующую формулу для подсчета Кврвр.ц:
где DIS – дисперсия изменения цен на данный товар за отчетный период на рассматриваемом рынке. В качестве отчетного периода предлагается брать предшествующий год;
С – цена на товар, с которым предполагается выйти на этот рынок.
В случае, если DISС, принимается за 1.
целесообразно определять исходя из формулы:
 ,
где U – доля от годового дохода фирмы, характеризующая стоимость вхождения на
рынок с данным товаром;
D – годовой доход фирмы. Принимается за 100 долей.
Итак, будет иметь вид:
 .
Показатель предлагается рассчитывать исходя из отношения разницы стоимостного выражения общего объема предлагаемого товара на рынке (Пр) и величины платежеспособного спроса на данный товар на рассматриваемом рынке (У) к стоимостному выражению общего объема предлагаемого товара на рынке.
Иными словами:
 .
Величину платежеспособного спроса целесообразно определять исходя из фактического объема продаж за предшествующий период с поправкой на четко определенные тенденции, выявленные в процессе его анализа. Величину объема предлагаемого товара можно определить из наличия аналогичного товара в продаже, на складах, размеров контрактов, подписанных на поставку аналогичного товара.
Без сомнения, при расчете основной трудностью может стать достоверность информации и ее полнота. Все это может стать причиной необъективности показателя в целом.
Коэффициент враждебности информационной среды является суммарным и состоит из качественного показателя информационной среды (Ккач) и количественного показателя информационной среды (Ккол). В информационную среду входят информационные системы Интернет, базы данных специализированных учреждений и организаций, а также другие информационные источники.
=(Ккач + Ккол):2
Ккач характеризует достоверность информации и выражается как отношение разницы общего объема информации (0б) и достоверной информации (Р) к общему объему информации:
Ккач.
Ккол показывает, насколько полно информационная среда отражает реальное положение вещей на рассматриваемом рынке. Ккол целесообразно рассматривать как отношение разницы общего количества хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке (Оо) и количества хозяйствующих субъектов, охваченных информационными системами (Ох), к общему количеству хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке:
Ккол,
соответственно:
=(Ккол + Ккач):2.
Коэффициент враждебности трансакционных издержек считается как отношение величины трансакционных издержек по контракту (Тр) к стоимости контракта (Vk):
.
Все компоненты легко доступны, поскольку, как правило, затратная часть на подготовку контракта всегда хорошо известна. Если же предварительно трудно оценить возможную величину трансакционных издержек, то в этом случае можно воспользоваться данными компаний, уже осуществлявших подобного рода сделки.
Коэффициент враждебности емкости рынка частично связан c коэффициентом враждебности уровня конкуренции. Данный коэффициент предлагается рассчитывать, исходя из определения доли рассматриваемого рынка по требуемому товару в общем объеме мирового спроса на данный товар. Соответственно будет выглядеть как отношение (У) к мировому платежеспособному спросу на данный товар (Ум):
.
Коэффициент враждебности государственной поддержки рассчитывается как отношение стоимости контракта (Vk) к возможной стоимости этого же контракта, осуществленного без государственной поддержки (Ст). Снижение стоимости контракта относительно (Ст) может быть как за счет понижения стоимости товара благодаря дотированию экспортного производства, так и за счет иных методов государственной поддержки.
.
Коэффициент враждебности цены равновесия является самостоятельной характеристикой, тесно связанной с такими коэффициентами, как , , , , . Он особенно важен при рассмотрении ситуации в экспортно-импортных процедурах, происходящих между странами с развитой рыночной экономикой и cтранами с дефицитной смешанной экономикой. Дело в том, что цена равновесия, или равновесная цена, являющаяся ценой товара при условии равенства объема предложения объему спроса, характеризует частный случай ценообразования и устанавливается на короткое время. В то же время она является хорошим ориентиром для заключения взаимовыгодных сделок. Примером цен равновесия могут служить цены на Лондонской бирже металлов, на которые часто ориентируются российские экспортеры. Вместе с тем, следует учитывать, что если в странах с развитой рыночной экономикой цены равновесия (имеются в виду цены на товар и услуги) растут постоянно, но относительно медленно, то в странах с переходной экономикой, в частности в странах СНГ и России, цены равновесия изменяются крайне быстро и их затруднительно использовать в качестве экономического индикатора. В этих условиях государственное регулирование цен (административное установление максимальной цены) может привести к нежелательным последствиям, в частности к активизации теневой экономики.
Таким образом, при выявлении трудностей в объективном определении следует пользоваться только одним ценовым показателем.
Поскольку не всегда влияние различных факторов на внешнеторговую деятельность равнозначно, целесообразно учитывать это в расчете общего коэффициента враждебности. С этой целью вводится поправка на относительную значимость. Величина этой поправки определяется на основе поправочного процента Rj, вычисляемого в процентном отношении к взвешенной величине i-го коэффициента враждебности . Величины Rj могут определяться экспертным путем.
Пример расчета коэффициента врАждебности
Для того, чтобы наглядно продемонстрировать механизм расчета коэффициента враждебности, рассчитаем его для планируемой поставки чугуна из России в Узбекистан по годовому контракту объемом 18000 тонн.
Пусть цена чугуна, по которой возможна поставка для российского экспортера, составляет 110-00 долларов США, объем потребления чугуна в Узбекистане за прошлый год составил 60000 тонн.
Для определения коэффициента враждебности, связанного с таможенным регулированием, потребуется определить сборы для российского экспортера на территории России и на территории Узбекистана. Таможенных пошлин и НДС при экспорте чугуна в России не существует, поэтому Кэк=0. НДС в Узбекистане составляет 15%, а таможенная пошлина – 5%. Кимп, =15+5=20.
.
Чтобы определить коэффициент враждебности для уровня стабильности цен, рассчитаем дисперсию цены на чугун на базе прошлогодних цен. Пусть в прошлом году контракты на поставку чугуна заключались по следующим ценам: 90, 110, 120, 115, 112 и 112,5 долларов США за тонну. Цена чугуна российского экспортера, как было сказано выше, составляет 110-00 долларов США за тонну.
, тогда
.
Затраты вхождения на рынок в данном случае будут практически отсутствовать, поскольку товар предназначен для промышленного применения, с ним знакомы местные потребители и следовательно проведение рекламных мероприятий, выставок и пр. не требуется. Поэтому мы можем принять U=O:
.
Платежеспособный спрос на чугун в Узбекистане составляет 60 тысяч тонн. Данная величина взята, исходя из потребления чугуна в Узбекистане в прошлом 1997 году. Пусть объем предлагавшегося поставщиками чугуна на рынок Узбекистана составил 90 тыс. тонн. Соответственно:
.
Коэффициент враждебности информационной среды в данном случае рассчитывается достаточно просто. Потребителей чугуна в Узбекистане всего два завода. Информация о них присутствует практически во всех возможных базах данных. Поэтому P=2, Ох=2, Оо=2, Об=2.
.
Пусть трансакционные издержки по контракту составят: услуги связи- 4000-00 долларов США, командировочные расходы в Узбекистан специалистов для подготовки контракта – 6000-00 долларов США, прием делегации из Узбекистана – 6000-00 долларов США. Итого – 16000-00 долларов США. Стоимость контракта при объеме поставки 18000 тонн и цене 110-00 долларов США за тонну составит 1980000-00 долларов США.
.
Для расчета коэффициента враждебности емкости рынка нам потребуется величина мирового платежеспособного спроса на чугун. Ее мы берем исходя из потребленного в мире объема чугуна за предшествующий 1997 год. Ум = 30940000 тонн.
.
Поскольку данная поставка чугуна не имеет государственной поддержки, то коэффициент враждебности данного фактора будет иметь вид:
.
Для корректного определения общего коэффициента враждебности необходимо учесть поправку относительной значимости. Для этого определим величины поправочного процента для каждого из рассчитанных факторов.
В связи с тем, что государственная поддержка при поставках чугуна практически всегда отсутствует, мы можем понизить величину взвешенного на 90%. Мы повышаем остальные взвешенные коэффициенты на 90%:(8-1). Взвешенный коэффициент таможенного регулирования мы можем повысить на 6% по сравнению с оставшимися ввиду некоторого превосходящего влияния на поставку чугуна размеров таможенных пошлин и сборов. Получаются следующие значения: R1=18%; R2=12%; R3=12%; R4=12%; R5=12%; R6=12%; R7=12%, R8=90%.
Итак, общий коэффициент враждебности нового рынка составит:
Квр = (0,016225+ 0,01218+0+ 0,0462+ 0+ 0,00112+ 0,00028+ 0,0125) = 0,064.
Оценивая полученную величину показателя коэффициента враждебности, можно сказать, что она приближается к нулевой отметке, что свидетельствует о перспективности рассматриваемой в данном примере поставки чугуна в Узбекистан.
Заключение
Продемонстрированная выше методика определения комплексного коэффициента враждебности Квр, включающего отдельные показатели (), характеризующие наиболее влиятельные факторы в практике внешнеторговой деятельности, позволяет рассматривать с системных позиций процедуру изучения новых рынков и представляет возможность формализовать ее в интересах успешного продвижения на них конкретных товаров и услуг. Это, в свою очередь, обуславливает переход исследований рынка на качественно новый уровень с систематическим использованием комплексов вычислительной техники и информационных систем для ускорения и оптимизации обработки информации, необходимой для принятия управленческих решений в области международного экономического сотрудничества и при экспортно-импортных операциях. Полученные в результате этих исследований данные делают процесс принятия решений объективным и обоснованным. Принципиальным результатом внедрения данной методики в практику внешнеэкономических отношений будет разработка научно обоснованной экономической стратегии внешнеторговых фирм и компаний методами стратегического менеджмента в условиях быстро меняющейся обстановки, как на рынке, так и в целом в социально-экономической среде в режиме реального времени, а также использование возможностей ее модификации непосредственно в процессе реализации стратегии.