вторник, 10 сентября 2024 г.

Менеджмент. Раздел 7 Управление персоналом фирмы. Глава 3. Управление конфликтами и стрессами

 


Содержание главы

 

Раскрывается природа и типы конфликтов, рассматривается модель конфликта* как процесса, основные типы конфликтов и их характеристика.

       

Даётся характеристика источников конфликта: распределение ресурсов, взаимозависимость задач, различия в целях, представлениях и ценностях, манере поведения и жизненном опыте, а также неудовлетворительные коммуникации.

       

Рассматривается последовательность управления конфликтной ситуацией, даётся характеристика структурных и межличностных методов разрешения конфликта. Охарактеризована модель стрессовой реакции, признаки стресса, организационные и личностные факторы, вызывающие стресс.


  1. Определение и виды конфликта*.
  2. Модель конфликта как процесса.
  3. Основные типы конфликтов.
  4. Источники возникновения конфликтов.
  5. Управление конфликтной ситуацией.
  6. Структурные методы разрешения конфликтов.
  7. Межличностные методы разрешения конфликтов.
  8. Понятие и признаки стресса.
  9. Симптомы стресса.
  10. Основные причины стресса: организационные и личностные.

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов двух или нескольких людей.

Конфликт - это факт человеческого существования.


Параграф 1. Природа и типы конфликтов


В теории управления слово "конфликт"* имеет множество толкований и определений. Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов двух или нескольких людей.


       Характерными чертами конфликта являются:

  • противоречивые позиции сторон по тому или иному вопросу;
  • противоположные цели, интересы, желания, влечения;
  • различие в средствах достижения целей.

       Конфликт - это факт человеческого существования. Мир бизнеса характеризуется тем, что здесь сталкиваются различные цели и интересы людей, фирм, компаний. Поэтому и конфликты проявляются наиболее четко и рельефно.

       

Конфликт в организации - организационный конфликт - может принимать различные формы. Но какова бы ни была природа организационного конфликта, менеджер* должен изучить, понять и управлять им. Если конфликт в организации неуправляем, это может привести либо к снижению эффективности её работы, либо к её ликвидации. Наоборот, управляемый конфликт обеспечивает процветание организации.

       

Исследования показывают, что всех работников по приверженности к конфликтам можно разделить на три группы: устойчивые к конфликтам, удерживающиеся от конфликта и конфликтные. Численность третьей группы составляет где-то около 6-7% от всей совокупности работающих. Это относительно многочисленная группа трудных людей, создающая различные эксцессы в системе управления. Примерно такие же данные приводятся психологами зарубежных стран.

       

По данным английского исследователя менеджмента Роберта Брамса, только 10% работников являются трудными субъектами. Этот вывод сделан на основе опроса 400 менеджеров различных британских компаний. По его мнению, чтобы обеспечить в подразделении благоприятный психологический климат, надо прилагать главные усилия лишь к десятой части персонала. Остальные 9/10 сами стремятся к упорядоченности.

       

Следует иметь в виду, что возникновение конфликта внутри организации не всегда следует рассматривать как негативное явление. Современная теория управления рассматривает некоторые конфликты как желательные. Если конфликт обеспечивает в большей мере реализацию закона необходимого разнообразия, помогает найти большее число перспективных альтернатив, делает процесс принятия решений группой более эффективным, обеспечивает самореализацию отдельной личности, то такой конфликт называется функциональным и ведет к повышению эффективности организации. В связи с этим менеджеры часто сознательно стимулируют конфликт, чтобы "встряхнуть" сотрудников, оживить организацию, найти новое более эффективное решение. Считается, что если в организации нет конфликтов, то там что-то не в порядке. В жизни не бывает бесконфликтных организаций. Важно, чтобы конфликт не был разрушительным. Если люди избегают конфронтации, то организация нездорова. Поэтому задача менеджера - спроектировать конструктивный управляемый конфликт.

       

Однако следует иметь в виду и то обстоятельство, что отдельные, чаще всего межличностные конфликты носят разрушительный характер. Поэтому если в результате конфликта не происходит достижения целей организации и не удовлетворяются потребности отдельной личности, то такой конфликт называют дисфункциональным, приводящим к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Модель конфликта показана на рис. 6.15.


Рис. 6. 15. Модель конфликта как процесса

       

Менеджер* согласно своей роли находится обычно в центре конфликта в организации и призван разрешить его всеми доступными средствами. Оставлять конфликт без внимания - это все равно, что оставлять в пустом доме тлеющие угли. Вообще аналогия между конфликтом и пожаром достаточно глубокая: и тот, и другой легче предотвратить, чем потушить; в обоих случаях фактор времени может стать решающим, так как и конфликт, и пожар страшны своим разрастанием. Управление* конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят около 20% своего рабочего времени на изучение и улаживание различного рода конфликтов.

       

Чтобы эффективно управлять конфликтом, необходимо знать не только природу, но и типы конфликтов, причины их возникновения.

       

Типы конфликтов. Существуют четыре основных типа (уровня) конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой и внутриорганизационный (см. рис. 6.16.).

       

Эти уровни тесно связаны между собой. Например, внутриличностный конфликт может заставить индивида действовать агрессивно по отношению к другим и вызвать тем самым межличностный конфликт.


Рис. 6. 16. Основные типы конфликтов.

       

Источниками конфликта могут быть дефицит ресурсов, неодинаковый вклад в дело, недостаток самостоятельности, неоправдавшиеся ожидания и т.п. Рассмотрим основные типы конфликтов.

  1. Внутриличностный конфликт имеет место внутри индивида и часто по природе своей является конфликтом целей или познавательным конфликтом. Конфликтом целей внутриличностный конфликт становится, когда индивид выбирает и пытается достигнуть взаимоисключающие цели. Примером внутриличностного конфликта может быть выбор места работы выпускником университета. Внутриличностный конфликт приобретает познавательную окраску, когда индивид признает несостоятельность своих мыслей, расположений, ценностей или своего поведения в целом. Человек начинает ощущать дискомфорт и пытается выйти из этого состояния через изменение своих мыслей, расположений, ценностей и поведения или через получение большего количества информации о проблеме. Определенная степень рассматриваемой несостоятельности существует всегда. В противном случае наш внутренний мир был бы в постоянной гармонии с внешней средой.

  2. Межличностный конфликт вовлекает двух или более индивидов, воспринимающих себя как находящихся в оппозиции друг к другу в отношении целей, путей их достижения, расположений, ценностей или поведения. Проявляется он как столкновение личностей по поводу целей и познания, а также и в чувственном плане. Например, борьба руководителей за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы и т.п. Каждый считает, что если ресурсы ограничены, то он должен убедить вышестоящее руководство выделить их именно ему, а не другому руководителю.

  3.        

    Другая форма проявления межличностного конфликта - столкновение личностей, обладающих различными чертами характера, темперамента, ценностными ориентациями, которые в силу различия в целях не в состоянии ладить друг с другом. Они психологически не совместимы.

  4. Конфликт между личностью и группой. Конфликт возникает в случае, если личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы, когда ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности.

  5. Межгрупповой конфликт возникает в организациях, состоящих из множества формальных и неформальных групп. Поскольку у различных групп существуют свои, отличные от других групп цели, неизбежны конфликты даже в самых эффективных организациях. Такое противостояние может носить профессионально-производственную (конструкторы - производственники - маркетологи), социальную (рабочие и руководство) или эмоциональную ("лентяи" и "труженики") основу.

       

Наиболее ярким примером может служить - непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией. Установлено, что угроза забастовки становится реальностью, когда число недовольных работников предприятия качеством труда или величиной вознаграждения за труд превышает 50% общего числа работающих. Периодическое проведение мониторинга позволяет выявить причины недовольства и количество недовольных и тем самым предотвратить забастовку.

       

Кроме того, по направленности конфликты делятся на горизонтальные, вертикальные и смешанные. К горизонтальным относятся конфликты, в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг другу. К вертикальным конфликтам относятся те из них, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие.

       

Конфликты, имеющие вертикальную оставляющую, т.е. вертикальные и смешанные конфликты, составляют в среднем 70-80%. Они наиболее нежелательны для руководителя. Каждое его действие рассматривается через призму этого конфликта.

       

По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые - субъективными.


Параграф 2. Причины конфликтов


Наибольшей похвалы достоин тот руководитель, который предупреждает конфликты или, по крайней мере, гасит их в зародыше. Значит, чтобы управлять конфликтами, нужно их предвидеть, а чтобы их предвидеть, необходимо знать причины, приводящие к конфликтным ситуациям. Каждый конфликт* имеет свою причину (источник) возникновения. Причины, порождающие конфликты, можно сгруппировать в шесть основных групп (см. рис. 6.17.).

Рис. 6. 17. Источники возникновения конфликтов.


  1. Распределение ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Перед руководством всегда стоит задача, как распределить ресурсы таким образом, чтобы наиболее эффективно достигнуть целей организации в целом. А так как психологически любой руководитель стремится получить побольше ресурсов, то необходимость делить ресурсы ведет к различным видам конфликтов.

  2. Взаимозависимость задач. Системный комплексный подход в решении задач управления приводит к тому, что большинство их тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Исходя из этой взаимосвязи и сущности системного подхода формируется и организационная структура*. Неправильное построение, устарелость организационной структуры, нечеткое разграничение прав и обязанностей часто является следствием нарушения принципа единоначалия. В случае же, если работник имеет двойное, тройное подчинение, он вынужден сам реализовать поступившие от руководителей приказы по степени их важности по своему усмотрению, требовать того же от своего непосредственного руководителя, либо хвататься за все подряд. Таким образом, конфликтная ситуация налицо. В этом случае необходима структурная реорганизация, четкое разделение и кооперация труда, делегирование полномочий, подчинение взаимозависимых подразделений одному общему руководителю более высокого ранга.

  3. Различия в целях. Все подразделения в структуре организации наделены конкретными частными целями. При этом следует иметь в виду, что чем выше уровень специализации в подразделениях, тем больше вероятность возникновения конфликтов. Объясняется это обстоятельство тем, что специализированные подразделения, имея собственные цели, уделяют их достижению больше внимания, чем достижению целей организации в целом. Например, отдел сбыта заинтересован в производстве широкого разнообразия продукции, так как это совпадает с интересами потребителя, дает возможность повысить конкурентоспособность, расширить рынки сбыта, увеличить объем продаж. Цели же производственных цехов, выраженные в категориях затраты-выпуск, легче достигаются при ограниченном номенклатурном разнообразии. Кроме того, конфликт возникает часто в ситуациях, когда в процессе достижения цели подразделения сталкиваются интересы различных людей или социальных групп.

           Дело в том, что в стремлении добиться поставленной цели каждый индивид осознанно или неосознанно формирует в глубинах своей психики положительный исход своей деятельности. И когда кто-то или что-то препятствует осуществлению этого намерения, возникает конфликт.

  4. Различия в представлениях и ценностях. Цели и желания их достижения являются основополагающими в представлениях людей относительно конкретных ситуаций. Объективная оценка ситуации заменяется субъективным мнением, ориентированным на благоприятный исход дела лишь для них и их группы, что является причиной конфликта. Различия в ценностях - весьма распространенная причина конфликта. Профессиональный персонал научно-исследовательского подразделения ценит свободу и независимость. Если их руководитель будет пристально следить за дисциплиной и сроками выполнения работ, конфликт, очевидно, неизбежен. Этот конфликт базируется на различии ценностных ориентиров.

  5. Различие в манере поведения и жизненном опыте. Эта причина конфликтов зависит от характеров и темпераментов отдельных личностей. Встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность по отношению к другим и которые готовы оспаривать каждое слово. Такие люди и создают вокруг себя конфликтную ситуацию. Исследования показывают, что люди с высоким уровнем авторитарности и догматичности и низким уровнем самоуважения в структуре личности скорее вступают в конфликт. Различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между членами трудового коллектива и увеличивают возможность появления конфликтов.

  6. Неудовлетворительные коммуникации. Несвоевременная, неполная, недостоверная информация является причиной конфликта потому, что создает нервозную обстановку в подразделении, ведет к необходимости переделывать работу, срывает сроки выполнения работ, снижает качество, а отсюда и материальные вознаграждения сотрудников. Другие распространенные проблемы передачи информации, вызывающие конфликт, - неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Утаивание информации (в том числе неосознанное), ставящее подчиненного в положение неопределенности (особенно в условиях сокращения штатов и реорганизаций), также ведет к появлению конфликтов.


Параграф 3. Управление конфликтной ситуацией


 В идеале считается, что менеджер* должен не устранять конфликт*, а управлять им и эффективно его использовать. При этом работа менеджера осуществляется в такой последовательности:

    - изучение причин возникновения конфликта;
    - ограничение числа участников конфликта;
    - анализ конфликта;
    - разрешение конфликта.

       Для разрешения организационных конфликтов широко используются два метода: структурные и межличностные.

       Структурные методы. Эти методы связаны с использованием изменений в структуре организации для разрешения конфликтов, уже получивших развитие. Они направлены на снижение интенсивности конфликта. Рассмотрим четыре структурных метода разрешения конфликта.

  1. Разъяснение требований к работе. Руководитель должен четко изложить подчиненным их права и обязанности, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Уровень результатов работы сотрудника определяется определенными параметрами, оговаривается источник и получатель различной информации, сроки её представления, а также четко определяются политика, процедуры и правила.

  2. Координационные и интеграционные механизмы. Если подчиненные имеют разногласие по какой-либо проблеме, конфликта можно избежать благодаря иерархии полномочий, т.е. обращения к их общему начальнику, предлагая ему принять окончательное решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией. Избежать конфликтной ситуации помогает введение специального интеграционного механизма для конфликтующих подразделений, например общий заместитель, куратор или координатор, слияние различных подразделений и наделение их общей задачей, создание промежуточных служб, координирующих работу взаимозависимых подразделений (например, отделов сбыта и производства).

  3. Общеорганизационные комплексные цели. Идея, которая заложена в эти цели, - направить усилия всех участников на достижение общей цели. Таким образом, установление четко сформулированных целей для всей организации в целом будет способствовать тому, что руководители подразделений будут принимать решения, обеспечивающие успех деятельности всей организации.

  4. Структура системы вознаграждений. С помощью вознаграждений можно оказывать влияние на поведение людей таким образом, чтобы избегать дисфункциональных последствий конфликта. При этом система вознаграждений должна быть ориентирована на то, чтобы поощрять людей, которые вносят свой вклад в достижение общих целей, комплексно подходят к решению проблемы, и наоборот, наказывать штрафом за неконструктивное поведение.

       Межличностные методы. Когда вы находитесь в конфликтной ситуации, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль поведения, учитывая при этом ваш стиль, стиль других вовлеченных в конфликт людей, а также природу самого конфликта. К. У. Томас и Р. Х. Килменн выделили пять типовых стратегий (стилей) поведения в конфликтных ситуациях. Их система позволяет ориентировать любого человека в случае попадания его в конфликтную ситуацию с общим источником конфликта - несовпадение интересов двух и более сторон.

       Стиль поведения любого человека в конфликте определяется: мерой удовлетворения собственных интересов; активностью или пассивностью действий; мерой удовлетворения интересов другой стороны; индивидуальными или совместными действиями.

       Графически это изображается посредством сетки Томаса-Килменна, которая определяет место и название стилей поведения (рис. 6. 18).


Рис. 6. 18. Стили разрешения конфликтов.


Исходя из предложенной модели выделяют пять способов регулирования конфликтов:


  1. Конкуренция (соперничество, соревнование) - разрешение конфликта силой, как стиль характеризуется большой личной вовлеченностью и заинтересованностью в разрешении конфликта, но без учета позиций другой стороны. Это стиль "выигрыш - проигрыш" в межличностном конфликте. Для применения данного стиля необходимо обладать властью или физическими преимуществами. Такой стиль может в отдельных случаях помочь в достижении индивидуальных целей. Однако в общественном мнении этот стиль не пользуется популярностью.

  2. Стиль, предполагающий уход из конфликта, связан с отсутствием личной настойчивости и желания кооперироваться с другими по его разрешению. Здесь налицо попытка стоять в стороне от конфликта, не брать на себя ответственность за разрешение конфликта. При таком подходе в конфликте проигрывают обе стороны. Такой стиль приводит к неодобрению бездействия со стороны других.

  3. Разрешение конфликта через сотрудничество. Как стиль характеризуется высокой степенью личной вовлеченности в него так и сильным желанием кооперировать свои усилия с другими для разрешения межличностного конфликта. При таком подходе выигрывают обе стороны. Подобные люди считаются динамичными, о них у других складывается благоприятное впечатление. Они правильно считают, что каждый участник конфликта имеет равные права при его разрешении и точка зрения каждого имеет право на существование.

  4. Стиль приспособления побуждает войти в положение другой стороны, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другой стороны. В основе этого стиля лежит стремление кооперироваться с другими, но без внесения в эту кооперацию своего сильного интереса. Это стиль наподобие "не выигрыш - выигрыш" окружающими оценивается положительно, но как у слабых натур.

  5. Стиль компромисса предполагает умеренный учет интересов каждой из сторон, а отсюда и необходимость идти на определенные уступки. В целом этот стиль оценивается благоприятно и относится к типу "непроигрыш - непроигрыш". Во многих ситуациях стиль компромисса позволяет достичь быстрого разрешения конфликта, особенно в случаях, когда одна из сторон имеет явное преимущество.

       

Таким образом, выигрывают обе стороны лишь в ситуации сотрудничества, когда удовлетворяются интересы обеих сторон. Однако этот стиль является наиболее трудным, поскольку для совместного принятия решений требуются желание, усилия и время для разрешения конфликта. Именно стиль сотрудничества приводит к оптимальному решению вопроса. Знание этих стилей разрешения конфликта позволяет каждому сознательно делать тот или иной выбор, исходя из конкретной ситуации.


Параграф 4. Природа и причина стресса


Природа стресса. Стресс (от англ. stress - напряжение) - это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Стресс - обычное и часто встречающееся явление (повышенная раздражительность или бессонница перед ответственным событием - экзаменом, докладом и т.п.). В любой даже с благоприятным психологическим климатом организации существуют ситуации, которые вызывают стресс, например, нехватка времени для выполнения всего объема работ.

       

Появляется нервозность, обеспокоенность (стресс), когда ситуация выходит из-под контроля. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидов и организаций. Отсюда необходимость различать допустимый уровень стресса и чрезмерный стресс дорого обходится и сотруднику и организации: снижается эффективность и благополучие человека, а болезни, порожденные стрессом, укорачивают ему жизнь. Особенно это относится к руководителям высшего ранга, ответственность которых неизмеримо выше, чем у рядового сотрудника. В этом случае стресс характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением (рис. 6.19).


Рис. 6. 19. Модель стрессовой реакции.

       

К физиологическим признакам стресса относятся язвы, гипертония, боль в спине, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию.

       

Причины стресса. Основной причиной стресса являются перемены, нововведения, частота которых в современных условиях резко возросла. Любая перемена, даже позитивная, например, повышение статуса работника, нарушает баланс нашего окружения, к поддержанию которого мы стремимся.

       

Если менеджер* ощущает наличие частых стрессов, он должен стремиться к устранению факторов, которые делают стресс чрезмерным. При этом необходимо четкое представление симптомов стресса (рис. 6.20.).


Симптомы стресса

1. Проблемы здоровья.

2. Проблемы со сном.

3. Нервозность и напряжение.

4. Хроническое переживание.

5. Неспособность к отдыху.

6. Чрезмерное употребление алкоголя или курение.

7. Чувство неспособности справиться с чем-либо.

8. Эмоциональная неустойчивость.

9. Впечатлительность и легкая ранимость.

Рис. 6. 19. Типичные симптомы стресса.

       

По мере того как менеджер решает собственные проблемы с напряженностью, он одновременно должен решать аналогичные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая факторы риска в отношении стрессовых симптомов. Поэтому менеджеры должны стремиться к исключению источников стресса как для себя, так и для своих сотрудников.

       

Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс: организационные и личностные (рис. 6.21.)


Рис. 6.21. Основные причины стресса.

       

Организационные факторы. Перегрузка работника является первой причиной стресса в организациях. В этом случае возникает беспокойство, чувство безнадежности и материальных потерь.

       

Вторым фактором является конфликт ролей, когда работнику предъявляют противоречивые требования. Конфликт ролей может произойти, например, в результате нарушения принципа единоначалия. В результате возникает чувство беспокойства и напряжения.

       

Третий фактор - это неопределенность ролей. В этом случае работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования будут не очень противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны.

       

Четвертый фактор - неинтересная работа. Исследования показали, что люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньшее беспокойство и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой.

       

Кроме того, стресс может возникнуть в результате плохих условий труда (температурный режим, недостаточное освещение, чрезмерный шум), а также из-за информационной недостаточности, неправильного соотношения между полномочиями и ответственностью.

       

Личностные факторы. Потенциальными причинами стресса, которые могут привести к снижению результатов работы, относятся многие события, которые происходят за пределами организации, т.е. в личной жизни работника. Наибольшее влияние оказывают смерть супруга, развод, болезнь, смерть близкого родственника и т.п.

       

Учитывая влияние стресса на производительность, руководитель должен научиться справляться со стрессом сам и помочь снизить уровень стресса своих сотрудников. Сделать это можно, используя следующие рекомендации.

       

Исходя из влияния той или иной работы на результаты фирмы, разработать систему приоритетов в своей деятельности.

       

Научиться говорить "нет" при достижении предела в объеме работ, который вам предстоит выполнить, либо настаивайте на отнесении сроков выполнения ранее данного вам задания.

       

При выдвижении противоречивых требований со стороны вашего руководства (конфликт ролей) объясните несостоятельность и невозможность их выполнения.

       

Каждый день найдите время для отключения и отдыха. В этот период выбросите работу из головы, расслабьтесь, обратитесь к приятным мыслям и образам.

       

Добивайтесь надлежащего вознаграждения за эффективную работу.



https://tinyurl.com/jb8eyw34

Gantt Chart vs. Roadmap: What’s the Difference?

 


Is a Gantt Chart a Roadmap?

One question we’ve heard many times at ProductPlan is: Aren’t Gantt charts and roadmaps just different ways of viewing the same thing? We understand the confusion. Both tools display information related to completing a long-term project, such as developing a product. Both tools also set milestones for various aspects of the project over time.

But our answer to this common question is a clear No: Gantt charts and roadmaps are different tools with very different strategic purposes. We’ll explain those differences in this post.

Gantt Charts vs. Roadmaps

What is a Gantt chart?

Gantt chart is a bar chart that displays a detailed schedule of tasks related to a single project. The two defining elements of Gantt charts are:

  1.     They represent a linear schedule.
  2.     They capture task dependencies.

In other words, Gantt charts help show cross-functional teams what work they must complete, in what order, before they can move on to the next stage of a project.

Another way to understand this: A Gantt chart can help a team set a plan that details how they will complete a project. On the other hand, a roadmap will help them define and communicate why they should complete it. We’ll discuss that below.

What is a roadmap?



roadmap sets a strategic plan and goals for completing a major undertaking, such as building and releasing a product.

The defining elements of roadmaps are:

  1.     They focus on high-level plans (not the details).
  2.     They communicate the strategic thinking and objectives behind those high-level plans.
A company can use a roadmap and Gantt chart for the same large-scale initiative. The roadmap defines the why behind the project. The Gantt chart establishes how and when. Let’s discuss a hypothetical example.


 Roadmap for a housing development project.

Imagine a real estate development company planning to build a new residential neighborhood of single-family homes.

Before they can start working on the task-level details (applying for building permits, renting construction equipment), they need to decide on their big-picture strategy and plans. In other words, the roadmap comes before the Gantt chart. The roadmap could include:

A high-level theme: Build a quality neighborhood for young families

A broad timeline of milestones:

  • Models will be done by X timeframe.
  • Sales offices will be up and running by X timeframe.
  • The properties will be sold in 3 phases, over 18 months.

The roadmap captures the high-level strategy. It will also help the company communicate its strategic thinking to investors. The team can also use the roadmap as a strategic guidepost, a tool they can check in with periodically to make sure they’re executing according to their plan.

Gantt chart for a housing development project.

After the company agrees on these strategic plans and objectives, it can translate those high-level plans into the detailed, task-dependent steps its various teams will need to complete. This is where there the Gantt chart comes into play.

The Gantt chart will contain such details as:

  • The excavation and leveling will take X days and must be complete by this date.
  • The government affairs team needs to secure all relevant city permits by this date.
  • The utility teams must coordinate with the city to run piping and electricity by this date.
  • The underground piping work will take X days and must be complete by this date.
  • The concrete must be poured and foundations laid by this date.
  • The plumbing and electrical teams must complete their work by this date.
  • The drywall and flooring teams must complete their work by this date.
  • The interior designers need to submit their drawings and plans by this date.

In reality, this list would be much longer and contain much more detail. The point is, the Gantt chart represents each task that must be completed, in order, before the company can move onto the next one.

For example, if the government affairs team fails to secure the right permits, the utility team cannot run piping and other neighborhood services. If the piping isn’t laid under each lot, the foundation teams can’t begin pouring concrete.

Are Gantt Charts Agile?

Although agile organizations often use Gantt charts, the charts themselves do not reflect or support the agile framework.

When it comes to building products, agile emphasizes flexibility and adaptability. The approach also encourages teams to iterate often and frequently push out new versions to gain user feedback.

In fact, Gantt charts represent the opposite of agile. They emphasize linear work, task dependencies, and high levels of detail. They favor mapping out every step of a project before starting, setting do-or-die deadlines, and focusing on the output rather than the strategic outcome, which roadmaps focus on.

In other words, Gantt charts represent more of a waterfall approach to development and project management. And the agile methodology was designed specifically as an answer to the shortcomings of waterfall.

Are Product Roadmaps Agile?

This is another key difference between roadmaps and Gantt charts. While Gantt charts do not support the quick changes of direction often required in an agile environment, product roadmaps can definitely represent the agile framework.

Roadmaps capture only the high-level strategic plans and desired outcomes of a large initiative, such as building a product. Because roadmaps keep their focus high-level, they give a cross-functional team a lot of freedom in translating that strategy into tasks, timelines, priorities, and resource allocation.

How Can You Leverage Both Gantt Charts and Product Roadmaps?

Although these tools take different approaches to move projects forward, Gantt charts and product roadmaps can support each other in an organization. Here’s how that might work in practice.

The cross-functional team will first create a product roadmap to:

  • Develop and capture a high-level strategy for the product.
  • Communicate the strategy to relevant stakeholders to ensure everyone is aligned around a shared set of goals and plans for the product.
  • Present the roadmap to the executive team (and perhaps investors) for approval to proceed with the high-level plan.
  • Make the roadmap accessible to all relevant contributors across the company, so anyone can check in to ensure their daily tasks are still on track and supporting the big-picture plans.

Then the team can translate the roadmap’s plans into a detailed Gantt chart that will:

  • Break the project into time-based steps, phases, and detailed tasks.
  • Display all task dependencies (and their related deadlines) across the schedule.
  • Set expected timelines and due dates for each task and each stage of the project.

Gantt charts and roadmaps serve very different purposes. But an organization doesn’t have to choose between them. If used properly, they can work together to help a team combine their plan’s strategic elements with the tactical detail needed to execute that plan successfully.

https://tinyurl.com/2rhtucfm

понедельник, 9 сентября 2024 г.

Рейтинг найкращих бізнес-клубів України за рейтингом Ukrainian Business Award

 


Можна розвивати свою справу повільно, методом спроб і помилок, а можна отримати цінну інформацію та поради від колег і досягти успіху набагато швидше. Головне – як це правильно зробити. Для розвитку власної справи важливий обмін досвідом та нетворкінг. Саме для цього існують бізнес-клуби, ТОП-10 яких ми презентуємо. 

До нашої десятки увійшли: CEO Club Ukraine, S CLUB, СУП, Club 100, Prizma Club, Board, Young Business Club, Holders, WIN-WIN Club, Business Woman Club. Звичайно, бізнес-клуби є переважно закритими спільнотами та не зобов’язані розголошувати внутрішню інформацію. Тому ми аналізували ті дані, які знайшли у відкритому доступі та до яких можна доторкнутися. 

Найдовше об’єднує підприємців CEO Club Ukraine. За понад 12 років на ринку вони об’єднали чимало підприємців, мають 100% позитивних відгуків. Річна вартість членства у клубі орієнтовно 5000$*, але потрапити в клуб не так просто. Для цього потрібно заповнити анкету, пройти кілька етапів і лише після детального розгляду кандидат може бути зарахований у клуб. Кількість резидентів цього клубу є закритою інформацією, та на сайті можна побачити один з критеріїв – річний оберт власників бізнесу має становити від 10 млн $. Клуб має лише одну філію (у Києві), 12 спікерів** та проводить близько 8 заходів на місяць. Ще один критерій, за яким цей бізнес-клуб привертає до себе увагу – чітка проукраїнська позиція. У них є свій власний волонтерський проєкт та загалом найбільше активностей у сфері волонтерства та допомоги ЗСУ.


Наступним у нашому рейтингу відзначимо Business Woman Club. Це закритий бізнес-клуб суто для жінок, що має чіткі критерії вступу. Він відносно молодий, до складу входять майже 90 резидентів. Різноманітні заходи для учасників проводять 19 менторів та спікерів**, тому календар подій клубу досить насичений. В середньому, в учасників є можливість відвідати 7-8 заходів щомісяця. Рівень вступного внеску невідомий, а от річний оберт компаній резидента має бути більше ніж 200 000$. 

Ще одним закритим бізнес-клубом є S CLUB. Наразі до його складу входять 60-65 резидентів, максимальна ж кількість не може перевищувати 100 осіб. Щоб потрапити до нього, потрібно залишити заявку, пройти інтерв’ю та зустріч із засновниками, після чого приймається рішення про вступ. Згідно з даними їх офіційного сайту, лише 7 осіб можуть бути додані до резидентів на місяць. Річна вартість членства коштує близько 1800$*, критерії, за якими обираються резиденти також чітко прописані на сайті. Річний оберт бізнесу резидента має складати не менше 135 000$, бізнес має бути екологічним та не молодше 3 років. Цей клуб на ринку вже 10 років та має 100% позитивних відгуків. Саме тут найбільша кількість менторів** і дуже різноманітні формати зустрічі учасників. 

Ще один відносно молодий клуб підприємців – WIN-WIN Club, об’єднує 70 резидентів (із можливих 150), дає змогу розвиватися, спілкуватися та проводить 3-4 заходи на місяць різного формату. Річна вартість членства орієнтовно складає 3000$*, а сам річний оберт резидента не менше 265 000$. Мають одну філію в Україні та поки жодного позитивного відгуку. Проте, все ще попереду. 

Спілка Українських підприємців, або СУП – вже 7 років об’єднують підприємців країни маючи понад 1000 резидентів у своєму складі. Проводять більше ніж 100 заходів на рік та мають дуже багато спікерів**. Учасниками можуть бути як мікробізнеси, так і великі бізнеси. Долучитися доволі просто, а розмір членського внеску коливається в залежності від розміру бізнесу*. Показово, що річний оберт не має значення для вступу в СУП. Велика кількість резидентів впливає на відсоток позитивних відгуків про спілку. Але показник у 85% не такий малий, а от можливостей для розвитку набагато більше. Для обміну досвідом проводиться близько 4 заходів на місяць, а календар подій можна переглянути на сайті спілки.


Наступним у нашому рейтингу є клуб Holders. Їх представництво є не лише в Україні, а кількість резидентів налічує близько 150 осіб. Щоб стати учасником потрібно заповнити заявку, пройти співбесіду і сплатити членський внесок, який орієнтовно складає 1702$* на рік. Річний оберт бізнесу резидента має становити не менше 500 000$. Саме у цьому клубі проходить найбільше заходів на місяць – орієнтовно 10-13 за останніми даними. Клуб на ринку вже 10 років, активно співпрацює із ЗСУ та волонтерами. 

Club 100 – наступний учасник рейтингу. Тут може бути лише 100 учасників і не більше. Річна вартість членства складає 4000$*, а річний оберт – не менше 1 млн доларів. Клуб достатньо молодий, на ринку всього 3 роки. 7 спікерів** збирають учасників та проводять різноманітні зустрічі резидентів 3-4 рази на місяць. 

Понад 7 років на ринку діє Young Business Club. Він представлений у 8 країнах та має 16 філій. Об’єднує більше ніж 1100 резидентів, які мають змогу зустрітися на різноманітних івентах, бізнес-сніданках та тренінгах (понад 10 разів на місяць). Членство у клубі коштує 3600$*, а річний оберт учасника має становити не менше 100 000$ та має 1 спікера*. Цей клуб має найбільший чистий прибуток серед інших, а також багато допомагає волонтерам та Збройним Силам України. 95% позитивних відгуків про клуб доводять, що це більше ніж бізнес-спільнота. Показово, що саме у Young Business Club є власний мобільний додаток, телеграм-чати, внутрішні клуби та різноманітні знижки. Ну і вступити в Young Business Club можна вже після 20 років. 

Найдорожчим (виходячи з річної вартості) клубом є Prizma Club. 6000$* на рік має сплатити резидент, а оберт бізнесу має бути не менше 1 млн доларів. У клубі 100 учасників, які зустрічаються 3-4 рази на місяць. 4 рази на рік відбувається велика зустріч усіх резидентів, також проводяться секретні зустрічі та ще різні активності у форматі воркшопів чи тренінгів. 

Остання бізнес-спільнота нашого рейтингу ТОП-10 – Board, має найбільшу кількість резидентів – 1800 осіб з 9 країн (всього 29 філій). 200+ менторів**, та підприємців-лідерів, що вже створили успішні компанії у різних сферах, діляться цінним досвідом з власниками малого та середнього бізнесу. Кожен учасник отримує доступ до понад 3200 подій щороку для власної траєкторії розвитку, спільні стратсесії та форсайти, які дають можливість краще адаптуватися до майбутнього і стати лідером змін в галузі. Для міжнародної бізнес-спільноти Board річний оберт компанії та вік учасників не є критерієм відбору. Для Board важливі самі підприємці, їх прагнення до розширення горизонту мислення та відповідність цінностям: чесності, відкритості, довірі, взаємоповазі та взаємодопомозі, win-win партнерстві.

Річний внесок у великих містах України складає 2200$. У частині міст (особливо прифронтових) річний внесок для учасників нижчий, оскільки Board покриває частину вартості для стимулювання розвитку локального підприємництва (з повномасштабним вторгненням засновники та регіональні партнери Board знизили вартість участі до символічної суми на певний період, тим самим надали гуманітарну допомогу бізнесу на суму 30 млн грн).

Показово, що саме у цій спільноті є 3-місячний випробувальний термін. Board має найбільшу кількість партнерів серед усіх проаналізованих клубів та 95% позитивних відгуків. Непоганий відсоток, враховуючи кількість учасників. Не можна оминути рівень чистого прибутку клубу — він один з найбільших серед усієї десятки.

Підсумовуючи, хотілося б зазначити, що бізнес-клуби лише набирають обертів в Україні. Правильно підібране оточення допоможе у розвитку та підтримає у скрутний час, що дуже цінно на цьому етапі. Бізнес-клуби – гарна можливість знайти партнерів, можливості та ідеї. 

* Клуби залишають за собою право не розголошувати річну вартість членства
** Кількість спікерів може змінюватися, є конфіденційною інформацією та не розголошуються за бажанням чи вимогою клубу .

Свої оцінки виставили і наші члени журі: Анна Клименко (HRD YouControl), Олександр Степанов (HBD — керівник відділу розвитку бізнесу UBTA — Ukrainian Business & Trade Association) та Ілля Славгородський (СЕО — Ukrainian Business Award). 

Висновок за Результатами Ukrainian Business Award: ТОП-10 Бізнес-Клубів: 

Команда Ukrainian Business Award проаналізувала діяльність кожної і може оголосити результати голосування у ТОП-10 Бізнес-клубів України.


Місце в рейтингуКомпаніяБалиБали %
1Board21,12679947100,0
2Young Business Club17,3049863481,9
3CEO Club Ukraine15,7208136274,4
4Business Woman Club8,60862988740,7
5S CLUB8,01980172438,0
6Holders7,22815283934,2
7СУП6,82061146232,3
8Prizma Club6,3179599629,9
9Club 1004,68582807222,2
10WIN-WIN Club4,15641663119,7


https://tinyurl.com/5vk6cb3t