четверг, 13 ноября 2014 г.

Магия одного слова, или еще раз о тимбилдинге





Есть такая игра, популярная преимущественно в США и Канаде — лакросс, в которой две команды стремятся поразить ворота соперника резиновым мячом, пользуясь ногами и снарядом, представляющим собой нечто среднее между клюшкой и сачком. Ее изобрели американские индейцы для подготовки воинов и мирного разрешения конфликтов между племенами. Так вот, у игроков лакросса существует традиция. Перед началом состязания члены команды собираются в плотный круг и, держа друг друга крепко за плечи, дружно произносят слово «Вместе!».

Люди по своей природе — существа глубоко социальные. Нам присуще бессознательное стремление к привязанности друг к другу и желание работать сообща. Бесчисленное количество исследований свидетельствует о том, что социум невероятно важен для человека.
Профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Мэтью Д. Либерман (Matthew D. Lieberman) в своей книге «Social: Why our brains are wired to connect»(«Социум: почему наш мозг запрограммирован на коммуникации»), доказывает, что власть социального над мозгом огромна, и самое главное в иерархии ценностей — ощущение связи с другими людьми, а не потребность в еде и безопасности, как было принято считать со времен возникновения пирамиды Маслоу. Угрозу со стороны социума мы воспринимаем, как утверждает автор, во многом так же, как физическую боль. Отвержение, например, регистрируется нашим мозгом как «больно», и временно спастись от этой боли, по мнению Либермана, мы можем аспирином, как от боли головной.
Дэвид Рок (David Rock), основатель NeuroLeadership Institute («Институт нейролидерства») определил, что социальные связи (relatedness), наряду со статусом (status), автономией (autonomy), определенностью (certainty) и честностью (fairness), являются основными пятью источниками получения как удовольствия от присутствия в социуме, так и боли в случае угрозы с его стороны. Экспериментально было доказано, что сотрудники, которым грозила потеря социальных связей в коллективе, резко ухудшали показатели результативности в работе.
«Теоретически, современное рабочее место до отказа насыщено социальными связями. Так же, как и наши древние предки – охотники и собиратели, большинство из нас работает в командах», — пишет Хейди Грант Хэлворсон (Heidi Grant Halvorson) в статье «Менеджеры могут мотивировать подчиненных только одним словом» («Managers Can Motivate Employees with One Word»). «Но ирония состоит в том – продолжает она – что, даже трудясь в коллективе и участвуя в совместных совещаниях, только единицы могут сказать, что они и вправду делают свою работу в команде. Да и труд наш оценивают преимущественно по индивидуальным показателям. Да, многое из того, что мы делаем, происходит в коллективе, но в отличие от наших предков, объединявшихся для того, чтобы завалить лохматого мамонта, основную часть нашей работы нам приходится делать в одиночестве. А команда, которая может быть прекрасным источником получения удовольствия от совместного труда и повышения внутренней мотивации к работе, стала сегодня местом, где мы, зачастую, чувствуем себя как нигде одинокими».
Ощущение того, что ты не одинок, даже если физически работаешь самостоятельно, возвращает простое, но очень действенное слово «вместе». Это открытие, опубликованное в «Журнале Экспериментальной Психологии» (Journal of Experimental Psychologyв июле 2014 года сделали ученые Стэндфордского Университета. Слово «вместе» повышает внутреннюю мотивацию – поведение, когда люди делают что-то, не заставляя себя, а потому что они этого хотят, получают от этого удовольствие, а сама деятельность внутренне воспринимается ими как вознаграждение — в отличие от внешней мотивации, которая возникает при наличии внешнего вознаграждения или давления, и когда человек в большей степени руководствуется не собственным желанием, а чувством долга.
В эксперименте участники сначала встречались в малых группах, а потом каждый уходил в отдельную комнату, чтобы решить сложную задачу. Ученые разделили участников на две группы. Одна условно была названа «психологически вместе», а вторая, соответственно, «психологически в одиночку». Первой группе, прежде чем они разошлись по рабочим местам, было сказано, что они работают «вместе» и каждый будет получать подсказки или писать подсказки от кого-то или для кого-то из группы. Позже каждый получал подсказку, якобы лично подписанную одним из одногруппников.
Людям из второй группы просто было сказано, что каждый будет самостоятельно работать над задачей. Слово «вместе» при этом не прозвучало, а подсказки они получали и отправляли через экспериментаторов. У самих подсказок авторов не было.
В то время как каждый из участников эксперимента работал самостоятельно, различие было в том, что в одной группе участникам казалось, что они работают «вместе» со своими коллегами, а в другой – что они работают по отдельности или параллельно с членами своей группы.
Эффект этой маленькой манипуляции был совершенно неожиданным. Люди, которые думали, что работают сообща со своими «одногруппниками»:
  • сохраняли упорство при выполнении сложной задачи на 48-64 процентов больше, чем во второй группе
  • проявляли гораздо больший интерес, чем представили группы «психологически в одиночку», о чем сообщили в опросниках, предложенных экспериментаторами
  • меньше уставали, предположительно потому, что получали удовольствие от выполнения задачи
  • были в большей степени поглощены самим процессом выполнения задания и показывали лучший результат
  • охотно согласились через две недели в таких же условиях выполнить подобное задание, объем которого, однако, был на 53 процента больше, руководствуясь при этом собственным интересом.
«Результаты еще раз подтвердили важность тимбилдинга. «Простое чувство того, что ты – часть команды людей, работающей над задачей, сделало участников более мотивированными, — говорит Уолтон. — Более того, члены группы «психологического вместе» демонстрировали увеличение мотивации в процессе выполнения задачи, несмотря на то, что не было тех факторов, которые часто побуждают к усиленной работе – долга, конкуренции или давления со стороны руководства».
«Слово «вместе» — мощное социальное послание нашему мозгу. Само по себе оно, кажется, служит неким психологическим вознаграждением за то, что мы можем принадлежать к группе и трудиться над общей целью с людьми, которым доверяешь», — считает Хейди Грант Хэлворсон.
Авторы исследования не утверждают, что групповая работа во всех случаях является наилучшим средством для повышения мотивации сотрудников.
«Иногда групповая работа может иметь негативные последствия, например, когда людей принуждают работать вместе, — говорит Уолтон. — Наше исследование показывает лишь то, что в команде можно создать дух сплоченности, когда каждый работает индивидуально над своей задачей, и ощущение, что мы «работаем вместе», может существенно повысить уровень мотивации. Причем это не требует значительных усилий».
«Руководителям стоит почаще употреблять слово «вместе», — утверждает Хэлворсон. — Во всяком случае, не стоить упускать такую возможность. Я говорю вполне серьезно. Пусть это слово станет напоминанием вашим сотрудникам о том, что они не одиноки, и замотивирует их на достижение выдающихся результатов».

Комментариев нет:

Отправить комментарий