суббота, 15 ноября 2014 г.

Плохой хороший перфекционизм



Обиднее всего было то, что, хотя ей и удалось сорвать несколько крупных кувшинок, до самых красивых дотянуться она не смогла. «До самого красивого никогда не дотянешься», – сказала, наконец, Алиса со вздохом досады. Льюис Кэрролл
«Perfectus» в переводе с латинского «абсолютное совершенство». Именно это слово стало прародителем понятия «перфекционизм» – стремления человека к совершенству, безупречности, высоким личным стандартам, доведению результатов любой деятельности до соответствия самым высоким эталонам. Очень ярко картину перфекционизма дополнил доктор Дэвид Бернс: мышление в терминах «все или ничего», при котором допускаются только два варианта выполнения деятельности – полное соответствие высоким стандартам или полный крах.
Разные исследователи по-разному преподносят понятие «перфекционизм» и классифицируют перфекционистов. Мы ограничимся простым подходом.
Разные люди, разные мотивы
Итак, какие перфекционисты бывают и что ими движет?
Этот вопрос обсуждался на январской конференции 2014-го года департамента профессиональной психологии Британского Психологического общества.
Доктор Пол Флаксман (Великобритания) поделился результатами собственных исследований. Он выделяет два вида перфекционистов:
1)      Оценочно-озабоченные перфекционисты. Они обеспокоены тем, как ДРУГИЕ видят их, от этой обратной связи зависит их ощущение собственной значимости. Следовательно, такие перфекционисты испытывают потребность соответствовать стандартам и ожиданиям других людей (причем эти ожидания зачастую они придумывают сами). Считают, что будут ценными сотрудниками, если выполнят свою работу идеально.
2)      Самофокусируемые перфекционисты: САМИ СЕБЕ формируют личные цели и стандарты, чаще всего – изнурительно высокие; постоянно оценивают и критикуют себя и свое поведение; устанавливают себе завышенные планки, при этом неспособны принимать и прощать себе несовершенство или ошибки.
Несмотря на различные внутренние состояния, внешние поведенческие проявления этих двух видов перфекционизма одинаковы.
«Перфекционизм в некоторой степени есть в каждом из нас, — считает Роберт Стивен Каплан, профессор практики управления Гарвардской школы бизнеса. – Проблемой он становится, когда превращается в навязчивую идею».
На различие здорового и патологического (невротического) перфекционизмов первым указал психолог Дональд Хамачек.
Здоровый перфекционизм предполагает достижение наилучшего результата или высоких целей. «Здоровый перфекционист» каждую задачу воспринимает как вызов. Это может быть как яркий лидер-вдохновитель, так и совершенно незаметный, работающий в тени, «невыпячивающийся» бухгалтер или программист, стремящийся выполнить свою работу «на шесть с плюсом» – но без всякого взаимодействия с внешним миром, без команды, в одиночку.
Такие сотрудники демонстрируют высокую продуктивность, активность, мотивацию для достижения цели, при этом, как правило, здраво и объективно оценивают свои реальные способности. Они ставят себе высокие цели и получают удовольствие от их достижения. Здоровый перфекционист может волноваться при выполнении задач, но его внимание направлено на них и на поиск оптимальных путей их выполнения. Если результат оказывается не лучшим – он удваивает усилия. Обычно такой человек обладает высокой самооценкой.
Невротический перфекционизм побуждается страхом перед неуспехом. Человек убежден, что несовершенный результат работы неприемлем, всегда неудовлетворен собой, так как одержим идеей стать еще лучше. Как правило, берется за задачи, не соответствующие его потенциалу и возможностям, и выполняет их не из удовольствия или амбиций, а из страха неудачи и отвержения. Такие люди могут доводить дело до совершенства бесконечно, загоняя себя в депрессию. Как правило, обладают низкой самооценкой, самоистязаются.
Полезный и вредный перфекционизм
«Совершенство складывается из мелочей» — именно такой здоровый посыл, лежащий в основе выполнения любой деятельности, делает из человека настоящего Мастера. Например, Стив Джобс был всегда внимателен к деталям; очень метко сказал про это Ричард Гурлей: «Внимание к деталям, в котором проявлялся его  перфекционизм, заставляло конкурентов выглядеть и чувствовать себя гостями из Средневековья».
Уинстон Черчилль сказал: «Совершенствоваться – значит меняться, быть совершенным – значит меняться часто».
Актер Дастин Хофман убежден, что нет ни одного человека, который согласится на услуги нейрохирурга, если тот не перфекционист.
Однако и тут, как в любом деле, можно перегнуть палку. Стремление к совершенству – прекрасное качество, если оно не перерастает в навязчивое желание достичь идеала, когда работа выполнена хорошо, а человек продолжает делать исправления и корректировки. Дотошное погружение в процесс снимает тревогу, но уводит от выполнения задачи. Если работник уделяет слишком много внимания мельчайшим, незначимым деталям в каждой задаче, это снижает его производительность.  А если он еще и руководитель, то, вдобавок, производительность его коллег и подчиненных может снизиться. Именно об этом писал Вольтер: «Лучшее – враг хорошего».
И еще несколько страшилок: перфекционисты могут скрывать свои ошибки, отказываться от намеченного во имя имиджа совершенного человека, превратно понимая понятие ответственности. И пока они живут по принципу «все или ничего», другие активно движутся вперед, развиваясь на своих промахах.
Еще одно проявление перфекционизма – прокрастинация (англ. Procrastination (задержка, откладывание) — постоянное «откладывание дел на потом». Перфекционист не может начать дело, пока в голове не увидит идеальной картинки от начала до конца. А этого может никогда и не случиться.
Что делать, если ваш подчиненный — перфекционист?
  • Давайте понять, что вы видите и цените не просто его работу, но и качество, с которым она выполнена; помните про похвалу. Переключайте его с процесса на цель деятельности (не «что мы делаем?», а «для чего мы это делаем?»).
  • Время от времени напоминайте ему об отдыхе, о том, что жизнь состоит не только из работы. Он может ответить «я не устал» — но это не всегда правда.
  • Обратите его внимание на уже сделанное, чтобы он мог расслабиться. Напоминайте, что часть задания всегда можно отложить на завтра.
  • Используйте в общении доброжелательный юмор, который позволит расслабиться и минимизировать напряжение.
Что делать, если перфекционист – начальник?
  • К сожалению, перфекционист часто не желает знать о таких понятиях, как личное время, семейные обязательства, забота о здоровье, хобби, наконец. Не удивляйтесь, что он не понимает, почему вы хотите уйти с работы в 19.00. Вежливо, но твердо отстаивайте границы, отделяющие работу от личной жизни.
  • Если отношения в вашей компании позволяют, попробуйте наладить с ним дружеские отношения. Возможно, он перестанет вас опасаться и «ослабит хватку».
Общие рекомендации по общению с перфекционистом
  • Если вы в чем-то не согласны с ним, то не критикуйте его, максимально обезличенно объясняйте свою точку зрения, чтобы отделить «дело» от «личности».
  • Не подчеркивайте значимость его ошибки или неудачи, он это и сам сделает, возможно, лучше вас. Акцентируйте внимание на том, что неудача не так страшна, а ошибку можно исправить. Помните: перфекционистов в мире не так много, и они имеют достоинства, которых не хватает другим людям. Умейте их различать и правильно с ними обходиться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий