суббота, 17 октября 2015 г.

Принципы Сунь Цзы в современном бизнесе

Как работают принципы из стратагем «Искусство войны» при разработке бизнес-стратегий и решении практических задач управления.
Принципы Сунь Цзы в современном бизнесе
Базис философии Сунь Цзы основывается на четырех составляющих: изучение и знание своего положения и ситуации врага; манипуляция (комбинация необычного и обычного); создание возможности для легкой победы и применение максимальной силы в соответствующий момент.Все эти составляющие связаны с понятием силы. Японский бизнес-гуру Кеничи Омае самым важным изречением Сунь Цзы считал следующее: «Лучшая стратегия — добиться своих целей без борьбы». Другими словами, достичь их можно только в беспроигрышной ситуации или с позиции абсолютной силы. Если вам говорят иначе, это неправда, поскольку нельзя, отдав атомную бомбу, вести диалог с позиции силы и пытаться достичь чего-то без борьбы, показать себя бессильным и быть при этом влиятельным. Когда вы остаетесь без главного ресурса — силы, впоследствии любая победа неэффективна. Если вы не сильны, то невлиятельны и слабы.
Книга Сунь Цзы «Искусство войны» насквозь пропитана идеями эффективности и скорейшей абсолютной победы с позиции силы, мощи и могущества. В данной статье рассмотрим несколько идей, связанных с силой, мощью и могуществом у Сунь Цзы в отношении процесса управления, а именно:
  • победа в начале боя;
  • мягкость воды как элемент силы;
  • скорость как элемент силы;
  • сила как одно целое.

ПОБЕДА В НАЧАЛЕ БОЯ, или создание возможности для легкой победы

В древности считали, что человек добра в битве побеждает того, кого легко победить. Поэтому победы человека, искусного в ведении битвы, не имеют славы отважных и мудрых, они — безупречны. Это означает, что человек вступает в поединок там, где победа гарантирована, и завоевывает уже проигравшего врага.
Искусный в ведении битвы человек занимает позицию, где поражение невозможно, и не теряет своего шанса победить врага. Победоносная армия вступает в битву только после того, как обеспечит себе условия для победы в отличие от побежденной армии, ищущей победы лишь после вступления в схватку.
Что мы здесь имеем? Хороший генерал/лидер/менеджер должен обладать сверхпреимуществом — он просто не может не победить. Он обеспечивает условия для своей победы и контроля над ситуацией, а его враги/конкуренты принимают эти правила. На языке бизнеса такую тотальную победу могут обеспечить любые стратегии снабжения будущего поля бизнеса: установление стандартов, создание спроса, оболочек, индустрий. По моему мнению, это хорошо отражается в концепции Стратегии Голубого Океана. Яркие примеры — Apple с его операционной системой и замыканием продуктов на нее, создание конфигураций для разработчиков и их зависимости от оболочки. Компания в данном случае своей системой-оболочкой создала условия для победы, все остальные ищут ее после того, как вступили в схватку.
Принцип: лучше покорить вражескую армию без борьбы — требует длительной подготовки и культивирования ощущения победы еще в начале битвы и отражает уверенность и знания, она (победа) метафизическая, больше, чем игра. Ощущение победы требует прежде всего предельных усилий над собой, а для этого нужен незаурядный ум.
Подняться над заурядностью и собой, сделать сверхусилие — именно так характеризуется процесс инновационности в наши дни. Ломка стандартов и создание новых продуктов и индустрий определяют позицию победителя. Победа очень часто должна быть непонятной для большинства, а именно: победа, которую могут понять обычные люди не является совершенной. Способность поднимать опавшие листья не может быть признаком большой силы, видеть солнце и луну не может быть признаком проницательного зрения, слышать гром не говорит о признаке хорошего слуха.
Любая абсолютная победа требует осмысления. Это создание паутины вокруг стратегий врага или конкурента, когда менее искусный игрок до последнего может думать, что он выигрывает, не зная, что является частью ловушки, комбинации или стандарта, и его ведут к решающей битве, которая уже предрешена.
Другой китайский стратег, Мэй Яо-чэнь, говорил: «Определи свой план внутри и создай потенциал ситуации извне — так достигнешь победы».
Гордон Гекко, герой фильма «Уолл-стрит», хвастался: «Я не бросаю дротики в доску, а ставлю на очевидные вещи. Читай книгу Сунь Цзы «Искусство войны», и тебе станет понятно, что каждая битва выигрывается перед ее началом».
Концентрация важна не только во время войны, но и в процессе моделирования ситуации при подготовке ее или деловой сделки. Она требует привлечения всех необходимых ресурсов для достижения цели.
Ду Му, известный китайский поэт времен династии Тан, говорил: «Потенциал ситуации нельзя осознать заранее. Иногда пользу для себя можно извлечь из того, что полезно для противника. Тогда можно контролировать импульс развития событий и так добиваться победы».
Что касается ситуаций и позиций, то очень часто это всего лишь ментальная игра. Умение не только поставить себя в ментальные координаты, но и создать их себе и врагу. Александр Вандегрифт, генерал-майор морской пехоты США, сказал: «Позицию редко теряют из-за того, что она уничтожена, но почти всегда потому, что лидер сам решил: ее невозможно удержать».
Чжан Юй, китайский поэт эпохи Мин, говорил: «Потенциал ситуации достигается в результате следования событиям. Ситуацию определяет их развитие, поэтому о ней нельзя говорить наперед».

МЯГКОСТЬ ВОДЫ КАК ЭЛЕМЕНТ СИЛЫ

Принципы использования войск подобны воде, поскольку в ее характере избегать высоты и течь вниз. Победоносные войска избегают силы и нападают на слабость. Как вода направляет свое течение согласно особенностям земли, так и армия творит собственную победу, учитывая особенности врага.
Одной из лучших иллюстраций такого подхода является стратегия компании Toyota, где используются гибкие производственные линии, которые легко могут быть переконструированы под новую модель автомобиля.
Сунь Цзы: «Высокий стандарт использования войск — когда нет позиции. Даже наиболее глубоко внедренные шпионы не смогут найти твоих позиций, а величайший мудрец — путей против армии. Поэтому победа в результате приспособления к обстоятельствам врага никогда не будет одержана войсками; все знают, что я сделал для того, чтобы победить, но никто не знает, какие методы и стратегии использовал.
Выигрышные стратегии никогда не повторяются, они приспосабливаются, учитывая бесконечно меняющиеся ситуации.
Армия никогда не имеет стабильной позиции и формы. Поэтому человек, который побеждает, учитывая особенности врага, считается божественным».
Toyota всегда разрешает всем желающим посмотреть на производственные линии. Все видят процесс, результат, выражающийся в эффективности и адаптивности компании, но воспроизвести это не могут. Эксперты говорят, что поведенческие паттерны победителя невидимы, не описаны в инструкциях, и требуется много времени, чтобы их постичь. Все по Сунь Цзы.
Критические аспекты Toyota: практики, инструменты принципы видимые, а управленческое мышление и привычки — невидимые. Логику производственных принципов и практик трудно понять без понимания фундаментальной логики компании. Даже сотрудники не могут четко ее воспроизвести.
У Сунь Цзы данный принцип звучит следующим образом: «Искусный в ведении войны может вести всю армию так, как будто он ведет одного человека. Он ставит воинов в ситуацию без выбора. Искусство генерала состоит в том, чтобы сохранять спокойствие, а свои мысли недосягаемыми для других. Он должен быть строгим и хорошо организованным, способным скрывать информацию от солдат и офицеров, чтобы они ничего не знали о его стратегиях. Ему необходимо их менять, чтобы солдаты не поняли его замыслы; менять местоположение военного лагеря и ходить разными маршрутами, чтобы те не догадались о его намерениях».
Невозможно понять принципы Toyota и через обратный инжиниринг, так как в данном случае мы увидим решение лишь определенного отрезка времени, а компания постоянно совершенствует и меняет процессы и продукты, поэтому паттерны такого совершенствования, работающие в ней, непостижимы.
Если мы попытаемся повторить или сделать реинжиниринг, у нас ничего не выйдет, поскольку нет цели и понимания того, что делать. Ведь давно известно, что сама сущность войны делает абсолютную определенность невозможной, а слишком большое количество участников-игроков лишь увеличивают ее.
Успех зависит от способности адаптироваться к меняющимся ситуациям. Известный баскетбольный тренер Джон Вуден говорит: «Чтобы обстоятельства менялись нам на благо, необходимо сначала изучить ситуацию, а потом приспособиться к сложившимся условиям». Мы можем распланировать свой путь до мельчайших деталей, но все же возникает нечто непредвиденное. В таких случаях нам нужно уметь приспосабливаться.

СКОРОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ СИЛЫ

Американский актер и юморист Вилл Роджерс говорил: «Нужно постоянно двигаться, даже если ты на правильном пути, тебя обгонят, если будешь сидеть на месте».
Сунь Цзы: «Скорость — самое важное в использовании армии. Используй шанс, когда враг не готов. Иди теми путями, где тебя не ждут. Нападай на врага там, где он не обороняется».
Поскольку во время войны планы рушатся, инструкции и информация понимаются неправильно, коммуникации нарушены, то имеют место ошибки и непредсказуемые явления. Именно естественный беспорядок создает возможности для оппортунистического ума. Речь идет о стратагеме: «Используй шанс, чтобы забрать овцу», что метафорически отражает постоянную, всеобъемлющую готовность воспользоваться любым шансом. То есть речь идет о постоянной бдительности и открытости к малейшим возможностям.
Сунь Цзы: «Если враг дал тебе шанс, быстро его используй. Нападай на самое важное для него место, не договариваясь с ним о дате битвы. Следи за закономерностями изменений в стане врага и принимай стратегические решения, учитывая их. Вначале веди себя, как девственник, тогда враг расслабится и раскроется, затем будь быстрым, как заяц, который бежит, и противник не будет иметь времени защититься».
Война — это столкновение человеческой воли и испытания на выносливость и внутреннюю силу, что в современных условиях действительно и в отношении бизнеса.
Сунь Цзы: «То, что позволяет скорости бурного потока нести на себе камни, есть мощь».
«То, что позволяет скорости хищной птицы поразить свою жертву, есть рассчитанность удара».
Чжан Юй комментирует: «Хищник, желая схватить птичку, непременно рассчитывает расстояние, внимательно наблюдает за ней и только потом нападает, поэтому он в состоянии поразить свою жертву».
Большая преобладающая сила должна быть похожа на удар молотком: сфокусированной, прямой и быстрой — хардбол (от английского «hard» — «жесткий» и «ball» — «шар»). Это военно-тактическая командная игра с применением пневматического оружия, стреляющего свинцовыми и стальными (в медной оболочке) шариками и пулями. Армия атакует врага подобно камню, который крушит яйцо; в этом заключается принцип использования сильного для нападения на слабого. У Сунь Цзы есть изречение: «Бить камнем по яйцу» (современная китайская идиома: бить яйцом по камню, что означает — без шансов).
Чтобы сделать эту идиому более сокрушительной, скажу, что в китайском переводе, подразумевается яйцо еще без скорлупы, поэтому сила и ее использование должны быть бескомпромиссны подобно камню, который разбивает его.
Пять принципов хардбола перекликаются с Сунь Цзы и, по нашему мнению, иллюстрируют современную бизнес-науку:
  • игроки в хардбол без устали фокусируются на конкурентных преимуществах;
  • хардбол-конкуренты пытаются конвертировать конкурентное преимущество в решающее;
  • хардбол-игроки прибегают к косвенным атакам;
  • они поддерживают волю к победе у своих работников;
  • хардбол-игроки определяют яркую линию, за которую нельзя перейти.

Искусство силы

Если в этимологическом словаре найти слово «мощь» (могущество, стратегическое преимущество), в трактате Сунь Цзы, то можно увидеть, что оно состоит из двух знаков: знаков "искусство" и "сила".
В сознании древних китайцев слово «могущество» («мощь») было синонимом понятия «искусство силы». Книга Сунь Цзы «Искусство войны» посвящена этому понятию, объясняет его и предоставляет инструкции, как этого добиться, чтобы с его помощью достичь абсолютного могущества.

СИЛА КАК ОДНО ЦЕЛОЕ

Если продолжать предыдущую тему, то нас могут заинтересовать такие вопросы: как хардбол-игроки поддерживают волю к победе у своих работников; как создать среду, где все стремятся достичь бизнес-целей?
Сунь Цзы: «Во время битвы сложно отслеживать местоположение друг друга постоянно, поэтому используются сигнальные флаги, гонги и барабаны как средство коммуникации, их смысл в объединении ушей и глаз. Когда все солдаты объединены в одно целое, смельчаки не смогут атаковать, а трусы — бежать. Это искусство управления большими армиями».
Ключевым здесь является понятие «объединенные в одно целое».
В современной науке есть доказательства для этого явления даже на нейронном уровне. Вот как об этом говорят эксперты: «Это определенное ощущение «резонанса» (или одного целого) возникает в значительной степени бессознательно благодаря зеркальным нейронам и циркуляции веретенообразных нейронов.
В процесс вовлекается и другой тип нейронов-осцилляторов, которые координируют людей, физически регулируя, как и когда их тела будут двигаться вместе. Осциллятор можно увидеть в действии, когда наблюдаешь за людьми, собирающимися поцеловаться. Их движения напоминают танец — одно тело реагирует на другое безошибочно. Такую же динамику демонстрируют два виолончелиста, играющие вместе. Они не только водят смычком по струнам в унисон, более того, благодаря осциллятору правые полушария мозга обоих музыкантов больше скоординированы, чем правое и левое полушария мозга каждого из них».
Согласно философии, принятой в управлении морскими пехотинцами США, можно рассматривать человеческую возможность коммуницировать интуитивно с помощью взаимопонимания, используя минимум ключевых, хорошо понятных фраз или даже предвидя мысли друг друга, что является более действенным путем коммуникации, чем детальные, развернутые инструкции.
Почему возникает такая эффективная коммуникация? Почему в команде исчезают барьеры понимания и границы иерархии, когда речь идет о достижении и знании?
Выглядит несколько иронично, но настоящая скромность зависит от безграничной самоуверенности. Сильное эго не противоречит скромности и смирению, оно необходимо и важно для настоящей скромности. Нужно чрезвычайное количество уверенности, отваги и самоуважения, чтобы показать уязвимость, поделиться достижениями, преодолев зависть и подозрение. Необходимо бесстрашное самоуважение, чтобы принять тот факт, что наша скромность будет ошибочно воспринята как робость или неполноценность в огне конкуренции. И только здоровое эго фокусируется на том, что важно для успеха без постоянных сомнений по поводу несостоятельности по сравнению с делами или заработками других людей.
Согласно утверждению Нассима Талеба, американского эссеиста, математика и трейдера, Джордж Сорос, принимая финансовое решение, продолжает искать доказательства того, что его теория неверна. Это наверняка настоящая самоуверенность — способность смотреть на мир без необходимости искать знаки, которые льстят вашему эго.
Безграничная уверенность в собственных силах позволяет сконцентрироваться на самом важном для успеха. Здесь уместно употребить японскую поговорку: зрелый рис опускает голову.
Есть еще один неожиданный подход к получению поддержки: «пригласить львов» критиковать идею. Это провокационно и вызывает опасения. Для чего это нужно делать? Некоторые люди, умевшие получать поддержку эффективнее всех, действовали вопреки естественному инстинкту маргинализировать тех, кто, по их мнению, не одобрил бы новую идею и упирался. Успешные люди не просто не нивелируют мнения несогласных, но и приветствуют их.
Другой интересный пример из жизни Линкольна. Историк Дорис Кернс Гудвин в книге «Команда соперников» рассказывает о том, что Линкольн окружил себя разными людьми, включая соперников с сильным эго и высокими амбициями. Такие люди чувствовали себя свободно в испытании его авторитетом и не боялись спорить с ним. То есть Линкольн ставил себя в ситуацию, далекую от персонального комфорта, что позволяло ему реализовывать свой потенциал и способности гораздо лучше остальных.


5. СИЛА

Сунь-дзи сказав: принцип керування великою армією — той самий, що й кількома вояками. Наказувати великій армії — те саме, що й кільком воякам, це — питання організації комунікацій. Що допомагає солдатам із різних частин війська могти протистояти ворогові, то це — прямі й непрямі стратегії. Армія атакує супротивника подібно до каменюки, що трощить яйце; в цьому полягає принцип використання сильного для нападу на слабке.
Зазвичай, під час бою використовують прямі методи, а до непрямих удаються, аби перемогти. Тому стратегії генерала, досвідченого в уживанні непрямих метод, — безмежні, як небо й земля, й такі ж невичерпні, як річки та потоки. Взоруючись на сонце й місяць, він сідає, аби знову зійти, немовби чотири пори року, він минає свій час, аби знову повернутися.
Є не більше ніж п’ятеро головних нот, але їхніх змін і трансформацій неможливо переслухати; маємо не більше як п'ятеро основних кольорів, але відтінків, породжених їхніми змінами й трансформаціями, годі сприйняти зором; основних смаків — не більше ніж п'ятірко, проте утворені завдяки їхнім змінам і трансформаціям присмаки переважають кількість тих, що їх можливо відчути насмак. У будь-якому протистоянні в арсеналі маємо не більше ніж прямі й непрямі стратегії, але їхні зміни й трансформації — безмежні. Непряме та пряме підтримують і підсилюють одне одного так само, як коло без початку й кінця. І кому до снаги їх вичерпати?
Швидкість стрімкої води може рухати кругляками (*) — це й називають силою. Хижа птаха падає на здобич і шматує її згідно з точним розрахунком часу та відстані. Тільки ж-бо бувалий у бойових бувальцях здатен володіти жахливою силою й точним визначанням часу та місця. Його сила скидається на натягнутий лук-самостріл, а розрахунок терміну й відстані — на відпускання язичка того лука-самостріла. Навіть серед метушні й гуркоту бойовища його не заскочить сум'яття. І навіть у хаосі баталії він тримає лаву, і його перемогти — зась.
Удавай, що ти в безладі, коли добре організований; клей із себе боягуза, бувши сміливим, показуй, буцімто слабкий, тоді як тебе сповнюють сили. Відмінність між хаосом і ладом полягає в організації та структурі; різниця між сміливістю й боягузтвом випливає з перебігу січі, а між слабкістю та силою — з використання потужности армії. З огляду на це досвідчений у воєнних діях маніпулює ворожими рухами, створює умовини, що змусять ворога їм підкоритися. Він спокушає супротивника принадами й очевидно, що той скористається цим. У такий спосіб він змушує недруга рухатися й очікує його сповнений своїх сил.
Обстріляний військовик шукає перемоги зі становища й обставин, не вимагає занадто багато від своїх людей. Отож бо й спроможний вибрати правильних і довірити їм розвинути перевагу зі стратегічної позиції. Той, хто знає, як посилювати стратегічні козирі, посилає своїх людей на бойовище подібно до покотючих колод і кругляків. Колодам і круглякам природно бути непорушними на поземній (**) площині, але на похилій вони — на кшталт покотилів (***); квадратне має здатність зупинятися, а кругле — скочуватися. Отим бо й сила командира, що набив руку, залучавши людей до баталії, скидається на натиск від падіння кругляків, що котяться донизу з великої висоти.
Переклад с давньокитайської Сергія Лесняка


    (*) кругляк — камінь круглястий
    (**) поземний — горизонтальний
    (***) покотило — кружало, коло, обід, горщик тощо; одно слово, те, що котиться
Об авторе:
    Сергей Лесняк, директор RR Commodities (Шанхай, Китай).

Комментариев нет:

Отправить комментарий