воскресенье, 27 марта 2016 г.

9.4. Методы определения монопольной власти и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов



В экономической литературе имеется большой интерес к определению конкурентоспособности и, следовательно, пределов влияния или «власти» субъектов в хозяйствующем пространстве. В учебниках по экономической теории предлагаются экономико-математические модели определения монопольной власти, концентрации рынка и степени власти над ценой в условиях олигополии[1, с. 170–171].
Автором измерения монопольной власти представляют английского экономиста А.Лернера, который предложил в 30-е годы ХХ века формулу определения данного показателя, где она названа как индекс Лернера [1, с. 170].
А.Лернер отмечал, что «именно эту … формулу я хочу предложить как показатель монопольной власти. ЕслиР = цене и С = предельным затратам, то индекс степени монопольной власти имеет вид (Р – С)/Р»[2, c. 157–175]. В учебной литературе данная степень монопольной власти обозначается через ; цена — ; предельные издержи  и в целом формула выглядит в следующем виде:
.  (60)
Индекс Лернера () должен находиться в интервале между 0 и 1. По данной формуле можно отметить, что чем больше разрыв между  и , тем больше будет степень монопольной власти[1, с. 170].
Определение монопольной власти по вышеприведенной формуле А.Лернера представляется в некоторой степени некорректной. Поскольку в данном случае не учтено влияние и участие других субъектов, функционирующих в едином хозяйствующем пространстве, где они все являются конкурентами, стремящимися к расширению своего поля действия и увеличению доли власти. Определение монопольной власти без учета конкурентов бессмысленно, так как власть бывает над кем-то.
Здесь нужно уточнить содержание понятия «монопольной власти». На основе чего следует заняться подбором математического аппарата для выявления параметров господства монопольной власти. Под монопольной властью нужно понимать: во-первых, господствующее положение субъекта в хозяйствующем пространстве среди конкурентов и быть лидером; во-вторых, регулирование монопольными ценами, по которым реализовывалась бы основная масса товаров; в-третьих, расширение масштабов хозяйственной деятельности; в-четвертых, усиление конкурентоспособности за счет повышения качества продукции, снижения себестоимости и трансакционных издержек; в-пятых, увеличение степени коэффициента приведения индивидуальных затрат к общественно необходимой величине[3, с. 132–134], характеризующей усредненный уровень техновооруженности и технологичности организации.
Здесь отметим, что монопольную власть нужно определять на основе показателей, характеризующих взаимодействие конкурентов в едином хозяйствующем пространстве. К таким показателям относятся валовая выручка монополиста (Pm) за определенный период времени (квартал, полугодие, год), совокупность издержек (Cm) данной корпорации (фирмы), валовая прибыль (∑R), получаемая всеми субъектами в хозяйствующем пространстве.
Валовая выручка монополиста показывает в стоимостном выражении общий объем реализованного товара или услуг, тем самым характеризуя собственную долю в общем товарообороте. При этом для определения монопольной власти необходима величина получаемой прибыли, поскольку от которой зависит сама власть. Только прибыль позволяет расширять масштабы хозяйственной деятельности, инвестировать и обновлять производство, сокращать ниши конкурентов. Данную получаемую монопольную прибыль (Rm) можно рассчитать из разницы от валовой выручки монополиста (Pm) и суммы издержек данной фирмы (Cm), то есть это будет выглядеть в следующей форме: Rm Pm – Cm.    (61)
Однако для определения монопольной власти (L) нужно учитывать влияние конкурентов. Это можно представить как соотношение монопольной прибыли к прибыли всех участников (∑R) конкурентной борьбы за тот же период или выразить в таком виде:
.    (62)
В форму определения монопольной власти А.Лернера соотношение разницы цены и предельных издержек к цене не отражает взаимоотношение конкурентов, тогда как по формуле (47) отношение монопольной прибыли к совокупной прибыли, получаемой всеми конкурентами, выявляют долю прибыли монополистов, что и характеризует количественно монопольную власть. Однако для полноты определения монопольной власти необходимо выявлять доли продаж или валовой выручки монополиста в общем объеме.
В экономической литературе, по мнению некоторых авторов, индекс Герфиндаля позволяет определять степень власти и концентрацию рынка () на основе доли продаж () [1, с. 171]:
.         (63)
Однако в данной формуле Герфиндаля в определении монопольной власти отсутствует непосредственная зависимость между прибылями, как конечными результатами конкурентов, и опосредованно показано взаимовлияние и взаимосвязь доли прибылей и выручки от общего объема продаж. Поэтому, с учетом названных выше недочетов, предлагаются следующие экономико-математические модели определения полной монополистической власти () и совокупности доли влияния других субъектов рынка ().
Для определения () индекса полной монополистической власти с учетом доли монопольной прибыли и выручки от общего объема продаж необходимо выявить долю продаж монополиста или субъекта хозяйствования (). Ниже предлагается формула ее определения:
,       (64)
где  — выручка монополиста;  — общая выручка субъектов хозяйствования, включая и монополиста. Теперь можно определить  по следующей формуле: . (65)
На основе определения индекса полной монополистической власти с учетом доли монопольной прибыли и выручки от общего объема продаж () можно выявить совокупность доли влияния других субъектов рынка . (): . (66)
Далее, используя метод расчета индекса полной монопольной власти, можно определить всю совокупность подольной власти субъектов хозяйствования (), которую можно было бы представить в следующей форме:
,         (67)
где  — индекс полной власти немонопольной первой фирмы, и так далее  — индекс полной власти немонопольной энной (n) фирмы в интегрированной форме. Далее с учетом вышеизложенного материала формулу (53) представим в следующем виде:. (68)
Определение параметров влияния власти субъектов в хозяйствующем пространстве характеризует конкурентоспособность фирм на основе учета доли прибылей и выручек относительно общего их объема. Такой подход вытекает из внешнего проявления результативности фирм. Однако будет не полным, если не учесть потенциальную возможность или состояние субъектов, исходя из определения уровня их техновооруженности и технологичности, то есть учета соотношения овеществленных и живых затрат к общественно необходимым величинам[3, с. 254–258].
Таким образом, для определения власти хозяйствующих субъектов необходимо рассчитывать доли прибылей и выручек, исходя от общего их объема, что позволяет в совокупности с учетом коэффициента приведения индивидуальных затрат к общественно необходимым величинам характеризовать в целом конкурентоспособность фирм.
Понятия и термины
Монопольная власть; монопольная прибыль; концентрация рынка; конкурентоспособность фирм.
Рассматриваемые вопросы
1.  Сущность монопольной власти.
2.  Конкурентоспособность хозяйствующих субъектов и методы ее определения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий