воскресенье, 6 марта 2016 г.

Краудсорсинг и краудфандинг: секреты успеха



Дэн Гуменный



В чем суть и особенности краудсорсинга и краудфандинга: инструменты будущего для серьезного бизнеса, панацея для стартапов или строительство замков на песке?

Благодаря громким успехам стартапов в коллективном финансировании в интернете слово «краудфандинг» прочно вошло в деловой оборот. Заголовки новостей пестрят громкими фразами типа: «Краудфандинг завоевывает мир!». Но не все знают, что это — лишь частный случай всеобъемлющего феномена — краудсорсинга, а их брат — краудинвестинг.
Главное отличие краудсорсинга от краудфандинга в том, что привлекаются не денежные средства, а людские ресурсы. Краудсорсинг сегодня — это эффективная модель решения задач, которые стоят как перед бизнесом, так и перед обществом в целом. Суть этой модели в том, что практическое решение делегируется распределенной и весьма многочисленной группе людей, за счет чего стоимость и время достижения результата радикально снижаются.
Краудсорсинг для бизнеса имеет ряд неоспоримых преимуществ:
доступ к талантливым кадрам по всему миру; соответствие принципу меритократии: значение имеет только конкретный продукт.
Национальная принадлежность и профессиональная квалификация неважны. Как показало исследование, проведенное MIT (Массачусетский технологический институт), более успешными из зарегистрированных участников краудсорсингового портала InnoCentive были те, кто имел меньше практического опыта в соответствующей отрасли; поручение работы одного сотрудника компании большой группе людей;
получение необходимых материалов, идей и другой информации как результат работы привлеченной аудитории.
Есть время краудфандинга, а есть — краудсорсинга
В марте этого года Антон Носик — стартап-менеджер, один из «отцов» Рунета, создатель некогда экономически прибыльного интернет-СМИ «Лента.ру» — в своем блоге в «Живом Журнале» предостерег читателей торопиться с краудфандингом. В контексте бизнес-проектов он заявил: «Пока мы находимся на стадии «очень предварительных» обсуждений, ни с какими заявлениями о деньгах и планах выступать не надо. Лучше плавный, но уверенный старт к началу лета, чем отчаянный и громкий фальстарт сегодня. Даже если каким-то горячим головам кажется, что объявлять сбор денег нужно сию секунду, безотлагательно — спешка тут не поможет. Сейчас — время не крауд­фандинга, а краудсорсинга. От каждого, кто готов помочь, нужны не наличные деньги, а разумные мысли, соображения, схемы, советы, предостережения, изложенные в конструктивном ключе, без драматизма и пафоса». Антон подчеркнул, что для осмысленного стартапа избыток денег намного опаснее и губительнее, чем их отсутствие.
С момента вышеупомянутого поста Носика прошел месяц, и что же мы видим сегодня? Антон планирует до 1 сентября запустить с бывшей командой «Лента.ру» четыре новых медиапроекта. Он прокомментировал это следующим образом: «Я посчитал, что на самый дорогой из проектов, который строится после «Лента. ру», нужно $2 млн. Неделю назад инвесторы, которых у меня на данный момент шесть, предложили мне на него $7 млн. Я считаю, что каждый лишний доллар смертелен для стартапа, поэтому что-то мне с этим надо делать». Период краудсорсинга успешно преодолен, сделаны выводы и привлечены инвестиции сверх необходимого.
Таким образом, под краудсорсингом надо понимать не только разбивку некой работы на небольшие модули, но и сбор нематериальных ресурсов: идей, предложений, усовершенствований, да и просто личного опыта большого количества людей.
Секреты успешного краудфандинга
Интернет-платформам для краудфандинга стоит посвятить отдельный кейс. В данной статье обратимся лишь к одному из проектов, которому удалось произвести фурор на подобной платформе. Речь идет о гаджете Petcube и проекте его микроинвестирования на Kickstarter. Petcube — самый успешный в истории краудфандинга проект для животных. Суть гаджета, разработанного тремя украинскими предпринимателями, проста: с помощью блестящего куба, подключенного к интернету, хозяин получает возможность удаленно общаться со своим питомцем, используя для этого мобильное приложение. На выпуск продукта требовались $100 тыс., удачно собранные за неделю, а за весь период краудфандинга гаджет собрал $251225. Стартаперы обещают, что первые приборы пользователи получат уже в мае  текущего года.
Технический директор Petcube Александр Нескин рассказывает, что идея разработки гаджета родилась из естественной потребности чем-то занять своего щенка, который после въезда в новую квартиру отказывался оставаться один дома и раздражал соседей громким лаем. Чтобы его отвлечь, Александр собрал небольшого робота, состоящего из компьютерной платы Arduino, микромоторчика, веб-камеры и лазерной указки. Этот робот и стал прототипом будущего Petcube. Позже пришла идея делиться правом доступа к устройству с друзьями с помощью специально разработанного приложения для iOs. Именно друзья Александра — Андрей Клен в роли дизайн-директора и Ярослав Ажнюк, ответственный за маркетинг, — стали его первыми партнерами по бизнесу. Сейчас в Petcube работают более десяти человек, а представительства компании появились в китайском Шэньчжэне и в Сан-Франциско.
В чем же секрет успеха Petcube на Kickstarter? В интервью Hopes & Fears Алекс Нескин сказал: «Мы вложили много сил и времени в подготовку нашей Kickstarter-кампании. Изучили опыт подобных проектов, подготовили качественное видео (с этим помогла студия VGNC) и спланировали медийную активность. Все пресс-релизы были выверены до последней запятой, заранее был подготовлен большой список контактов заинтересованных в теме журналистов из западных изданий, запланированы обновления и дополнительные цели, которые привлекали бы внимание к Petcube на протяжении всей кампании. Но главное — мы предложили владельцам животных поддержать проект, решающий реальную проблему».
Несмотря на украинские корни, компания Petcube зарегистрирована в Соединенных Штатах и свой товар производит в первую очередь для западного рынка, на котором оказалась незаполненной большая ниша товаров для животных. Домашние питомцы есть у 60% семей в США, а 20% владельцев кошек оставляют включенным телевизор, когда утром уходят на работу, чтобы их питомцы не скучали. Американцы ежегодно тратят около $9 млрд. на различные принадлежности для животных, нанимают им нянь и оставляют в специальных отелях. Рынок гаджетов для животных на западе постоянно растет, но пока устройства не конкурируют, а дополняют одно другое. Хорошо бы в наш век всеобъемлющего интернета эти устройства синхронизировать. По словам основателей Petcube, компания работает также над тем, чтобы включить свой гаджет в единую структуру так называемого умного дома.
Важные задачи компании на сегодня: доставка предварительно оплаченных через краудфандинговую платформу гаджетов их владельцам и размещение своего товара на полках магазинов. Думаю, вскоре мы снова услышим о ее успехах.
Почему краудфандинг вам не нужен?
Краудфандинг — это панацея для бизнеса? Конечно же, нет! Ари Золдан, журналист, предприниматель, CEO технологического и медиаинкубатора 500-honoree Quantum Networks, рассказал, почему краудфандинг подходит далеко не всем. Для этого есть три серьезные причины.

1. Вы запросто обманетесь!
Каждый, кто когда-либо составлял бизнес-план, знает, какая это кропотливая работа: необходимо составить цепочку поставок, сделать прогноз по продажам, определить затраты и проч. Написать бизнес-план — все равно что сдать экзамены: нужно приложить максимум усилий, чтобы показать, на что вы способны. Не всякий инвестор потребует у вас бизнес-план, но вы не сможете договориться до тех пор, пока не подтвердите каждое решение, касающееся создания компании или развития продукта.
С краудфандингом все немного иначе. Даже если ваша цель — реальный бизнес, Kickstarter, Indiegogo или любой подобный сайт не попросит вас ответить на сложные вопросы в отношении вашего бизнеса. Что же касается того, каковы затраты на привлечение клиентов или размер вашего потенциального дохода, то для Kickstarter это неважно.
Оперировать цифрами — важно. Бизнес — это трудно. Как проверить, есть ли у вашей затеи право на существование? Убедите инвесторов, что у вас есть то, что им нужно. Краудфандинг позволяет лишь отсрочить столкновение с реальностью. Лучше, если вы ответите на все сложные воп­росы, до того, как потратите год собственной жизни и $100 тыс. чужих денег.

2. Вы изолируете себя от людей, которые действительно могут помочь.
Средства, полученные от профессионалов инвестиционного рынка, вынудят вас быть честным с собой, думая о своей компании. В то же время вы будете постоянно находиться на связи с экспертами, которые также думают о вашей компании. А это — реальное преимущество.
Опытный бизнес-«ангел» поможет справиться с нехваткой денег или десятком других непростых проблем, возникающих на этапе становления бизнеса, а краудфандинг даст лишь начальный капитал. Только опытный инвестор поможет со стратегиями захвата рынка, финансовыми практиками и прочими бонусами. А это — огромный шанс на успех. Человек с хорошими связями может открыть вам двери, что просто не под силу незнакомцам, которые скидываются по $50 на вашу мечту.
3. Опытные инвесторы не рекомендуют вкладывать в предприятия, начавшиеся с краудфандинга.
Реальный пример. Компания про­изводит снеки, использует
глобальную цепочку поставок в Западной Африке, ищет $50 тыс. на финансирование производства на indiegogo.com и одновременно с этим подает проект на рассмотрение бизнес-инкубатором. Она предлагает 11 видов вознаграждений за вклады — от личной благодарности на сайте до уик-энда в Напе (центр виноделия в Калифорнии, США) с угощением, вином и экскурсиями. При этом ни у кого из ее сотрудников нет экономического опыта, а компетенция есть только у руководителя. Опытный инвестор ответит такой компании: «Если вы хотите построить серьезный бизнес, зачем окружаете себя людьми без компетенции?».
Краудфандинг значительно влияет на ваш бизнес, но искажает мечту о нем. Помогает с добавочным финансированием или созданием тестового образца товара, но настоящие трудности начинаются у вас уже после того, как вы получите деньги. Вот тогда-то и понадобятся дисциплина, опыт и чувство времени. А появятся они лишь в том случае, если вы рискуете собственными деньгами или вас поддерживает серьезный инвестор. Как бы то ни было, но теперь вам важен доход от предприятия, а не «вознаграждения за вклады».
Краудсорсинг сегодня — не панацея для бизнеса, а всего лишь еще один инструмент, которым нужно владеть в наше турбулентное время, когда важна четко сформулированная задача и точный расчет. Прибавьте сюда немного везения, терпения и инициативы — и вашей компании удастся существенно сократить материальные и временные издержки, уменьшить риски, сделать счастливее себя и других.

«Выйди из себя!»
Сеть магазинов «Азбука Вкуса» в сентябре прошлого года запустила специальную крауд-платформу для сбора идей по улучшению собственных магазинов. Проект назывался «Выйди из себя!». Платформа получила закрытый статус — для ее использования требовалось пройти этап регистрации. Прогнозировалось, что в проекте примут участие 5 тыс. пользователей, среди которых 30% будут активными.
По данным компании Witology, партнера «Азбуки Вкуса», в этом проекте и его исполнителя — на деле в сборе идей приняли участие 2042 человека из Москвы и Санкт-Петербурга, получено было 6751 предложение, написано 1685 постов, 26135 комментариев, выставлено 98604 оценки. И это за полтора месяца — с октября по ноябрь 2013 года! Сумма, потраченная «Азбукой Вкуса» на проект, не оглашается, но можно предположить, что она была равна средней рекламной кампании за тот же период времени, а это — порядка $1 млн. Много это или мало, зависит от того, как компания распорядится полученным ресурсом.
Witology выделяет следующие результаты проекта:
  • получена обратная связь от клиентов супермаркетов «Азбука Вкуса» об ассортименте товаров, проводимых промоакциях, наборе сервисов;
  • разработаны предложения по улучшению ассортимента товаров, промоакций и сервисов, а также решения по их принципиально новому развитию;
  • составлены ранжированные списки идей, отражающие мнение покупателей о том, какие из них наиболее востребованы и значимы для улучшения розничной сети «Азбуки Вкуса»;
  • сформировано деятельное сообщество клиентов, лояльных к бренду и готовых работать над его дальнейшим развитием.
К сожалению, авторы проекта не указывают, какой процент пользователей был активен и делился идеями, ведь прогнозируемые 30% — более чем достойный показатель. Как правило, в подобных проектах соотношение цифр существенно отличается. По данным «отца» краудсорсинга Джеффа Хау (именно главным редактором Wired в 2006 году была написана статья «Восход краудсорсинга», давшая второе рождение этому термину) имеет место следующая разбивка аудитории:

Типы краудсорсинга
Создание контента
Одним из ярких примеров является «Википедия», где контент создается армией обычных пользователей интернета. Другой крупной сферой применения является создание графического контента, маркетинговых стратегий, копирайтинга, даже программного кода. Существуют как специализированные площадки: например, 99designs (в сообществе 295159 дизайнеров) для графических решений или TopCoder для разработки софта, так и глобальные платформы, покрывающие почти все типы контента. В частности, лидером по количеству активных участников является китайская платформа Witmart, объединяющая более 9 млн. человек (из них свыше 3 млн. дизайнеров-фрилансеров).
В основе платформ по генерации контента лежит механизм конкурсов, в результате которого объявляется один или несколько победителей, ставших счастливыми обладателями материальных или нематериальных призов. Схема конкурсов очень импонирует заказчикам услуги, потому что они бесплатно получают большое количество вариантов контента и могут выбрать лучшее, однако для исполнителей такая модель зачастую превращается в пустую трату времени.
Голосование
Данный тип чаще всего является составной частью других типов, в частности, создания контента. Голосование — стандартный этап любого краудсорсингового процесса, в рамках которого происходит отбор и сравнение полученных результатов. При этом может применяться как весовая схема, так и обычные «лайки».
Поиск решения
Это один из наиболее интеллектуально емких и наполненных типов. К нему относится огромное количество платформ, закрывающих любые вопросы, связанные с анализом информации и поиском решения. Это могут быть сложные научные задачи, на которых специализируются такие ресурсы, как Kaggle, CrowdFlower, InnoCentive, Academy of Ideas и множество других вплоть до утилитарных частных задач: Flightfox, а также платформа DARJEELIN.
Полноправными представителями этого типа являются платформы, ориентированные на сбор идей, их структурирование, обсуждение и выбор наиболее оптимального решения для компании. В западной терминологии эти процессы именуются открытыми инновациями (open innovation). Компании могут собирать как внутренние идеи — у сотрудников, так и внешние — у клиентов и партнеров.
Поиск людей
Ярким представителем данного типа краудсорсинга является российский проект Liza Alert, специализирующийся на поиске пропавших детей. Такие платформы обычно существуют на стыке онлайна и офлайна и для своей деятельности активно задействуют физический ресурс. Благодаря волонтерам, разбросанным по разным городам, поиск не ограничивается только территорией Москвы, а охватывает всю Россию.
Сбор информации
В рамках данного типа краудсорсинга от исполнителя не требуются глубокие знания предмета исследования. Обычно все сводится к чисто механическим действиям — сортировке фотографий, фильтрации звуков, идентификации образов или к наблюдательности, например, поиск пятен и фигур на поверхности Марса. Именно на таких проектах специализируется платформа Zooniverse, где можно найти множество интересных задач, в том числе упоминавшееся выше задание, связанное с Красной планетой.
Сбор мнений
Одним из безусловных преимуществ краудсорсинга является возможность обращения к сотням тысяч людей для получения от них обратной связи в виде мнений, различных откликов. Одни из крупнейших представителей — краудсорсинговые платформы Chaordix, Innopinion и DiscussIO (бывшая AnswerTap).
Тестирование
Лидер рынка — американская платформа uTest, предлагающая доступ к ресурсу из более чем 100 тыс. тестировщиков из 200 стран. Ее конкуренты работают в основном на локальных рынках или специализируясь на конкретных программных решениях, например, тестировании мобильных приложений.
Сбор средств — краудфандинг
Модели краудфандинга зачастую более понятны и прозрачны, что и обеспечивает его популярность в настоящее время.

Краудфа́ндинг (народное финансирование, от англ. сrowd fundingсrowd — «толпа», funding — «финансирование») — это коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов). Сбор средств может служить различным целям — помощи пострадавшим от стихийных бедствий, поддержке со стороны болельщиков, поддержке политических кампаний, финансированию стартап-компаний и малого предпринимательства, созданию свободного программного обеспечения, получению прибыли от совместных инвестиций и многому другому.
Изначально должна быть заявлена цель, определена необходимая денежная сумма, составлена калькуляция всех расходов, а информация по ходу сбора средств должна быть открыта для всех.
Краудфандинг может также относиться к финансированию компании посредством продажи малых долей предприятия широкому спектру инвесторов. Этот тип краудфандинга недавно получил особое внимание американских должностных лиц. В апреле 2012 года президент США Барак Обама подписал новый закон под названием JOBS Act (Jumpstart Our Business Startups Act), позволяющий стартап-компаниям собирать до $1 млн посредством краудфандинга, без подачи бумаг и регистраций на продажу акций, как практиковалось ранее
Предприниматель, стремящийся использовать краудфандинг (например, для стартового капитала), обычно использует интернет-сообщества, чтобы привлечь небольшие суммы денег от лиц, которые, как правило, не являются профессиональными финансистами. Диапазон вариаций достаточно широк, например:
  • Сбор денег у людей без всякой прямой материальной отдачи тем, кто пожертвовал определенные средства. Этот вид финансирования существует уже довольно долго, включая поддержку художников и благотворительный фандрайзинг. Иногда используется порог пожертвований, при котором все пожертвования аннулируются, если сумма пожертвований не пересекла установленного минимального порога до конечной даты сбора денег.
  • Другой вид предусматривает публичное освещение имени жертвователя/грантодателя в благодарность за предоставленные деньги. Лучший пример это «Страница на миллион долларов» (The Million Dollar Homepage).
  • Можно брать деньги взаймы (краудинвестинг)
  • Может быть предложен квази-акционерный капитал, но ни одна такая схема не должна подпадать под какие-нибудь финансовые положения, касающиеся первичного размещения акций.
  • Простой инвестиционный акционерный капитал. Когда несколько сторон вовлечены, это может потребовать много работы, поэтому есть платформы, чтобы это облегчить.
  • Подход, при котором тоже существует порог пожертвований как и в первом варианте, но здесь существуют вознаграждения в обмен на подарки или пожертвования.

Краудсо́рсинг (англ. crowdsourcingcrowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов») — привлечение к решению тех или иных проблем инновационной производственной деятельности широкого круга лиц для использования их творческих способностей, знаний и опыта по типу субподрядной работы на добровольных началах с применением инфокоммуникационных технологий.

Теоретические обоснования
Термин впервые введён писателем Джеффом Хау (англ. Jeff Howe) и редактором журнала Wired Марком Робинсоном (англ. Mark Robinson) в июне 2006 года. В то время как в аутсорсинге работа отсылается за пределы компетенции компании профессиональным исполнителям за определенные деньги, в краудсорсинге оплата работы не практикуется, или же она невелика. Всю необходимую работу делают неоплачиваемые или малооплачиваемые специалисты-любители, тратящие своё свободное время на создание контента, решение проблем или даже на проведение исследований и разработку. Для объяснения концепции привлечения трудовых ресурсов, координируемых через Интернет, приводится сравнение с добровольными вычислениями, в которых через Интернет привлекаются на добровольной основе вычислительные ресурсы широкого круга пользователей[1] (при этом иногда и сами проекты добровольных вычислений относят к одной из форм краудсорсинга.
Один из отличительных признаков краудсорсинга — разбивка работы на мелкие части (модули).
Краудсорсинг — часть того, что Эрик фон Хиппель называет «инновацией с расчетом на пользователя», при которой компании-производители полагаются на пользователей не только в вопросе формулировки потребностей, но и в определении изделий и усовершенствований, которые бы удовлетворили эти потребности. Но, в отличие от узкоспециализированных сообществ, разрабатывающих открытое программное обеспечение или модернизированные принадлежности для виндсерфинга, такая работа управляется и принадлежит только одной компании, которая продает результат. Перефразируя фон Хиппеля, можно сказать, что это направление создано в расчете на предполагаемое желание потребителей бесплатно или за небольшую цену поделиться своими идеями исключительно из интереса увидеть эти идеи воплощёнными.
Журнал Sloan Management Review (англ.) в сентябре 2011 года опубликовал статью о краудсорсинге Сусуму Огава, профессора маркетинга в Университете Кобе (англ.) в Токио, и Фрэнка Пиллера, профессора Мюнхенской бизнес-школы. Авторы статьи исследовали, как компании «уменьшают риск управления товарным производством», используя повсеместные дешевые информационные технологии для привлечения людей со стороны к процессу разработки дизайна. В своей работе они описали годы исследований в небольшом обзоре двух компаний, на примере которых показывали, как можно максимально эффективно привлекать покупателей к управлению.
Преимущества
  • Доступ к талантливым кадрам по всему миру.
  • Меритократия: значение имеет только конкретный продукт. Национальная принадлежность и профессиональная квалификация не важны. Как показало исследование, проведенное Массачусетским технологическим институтом, более успешными из зарегистрированных участников InnoCentive были те, кто имел меньше практического опыта в соответствующей отрасли.
  • Поручение работы одного сотрудника компании большой группе людей.
  • Получение необходимых материалов, идей и другой информации как результат работы привлеченной аудитории.

Разновидности

Среди множества разновидностей краудсорсинга выделяются:
  • Википедия — электронная энциклопедия, создаваемая преимущественно силами волонтёров.

Голосования и сбор идей
  • InnoCentive (англ.) — компания, приглашающая учёных за конкурсное вознаграждение от $10 тыс. до $100 тыс. решать задачи, которые ставят такие компании, какProcter & GambleDuPont и BASF;
  • Threadless (англ.) — компания по производству футболок из Чикаго, процесс разработки дизайна состоит исключительно из проведения онлайн-конкурса, победители еженедельного конкурса получают $2 тыс. и их работа запускается в производство;
  • Muji (англ.) — японская мебельная компания, через свой корпоративный сайт собирает идеи для своих изделий и принимает решение о запуске в производство по результатам конкурса;
  • Peer-to-Patent (англ.) — американский проект, основанный на принципе совместной работы: государственное патентное бюро на постоянной основе работает с открытым интернет-сообществом, в рассмотрении заявок на патенты участвует сеть волонтёров (учёные, технические специалисты, люди, чья квалификация позволяет принимать участие в процессе патентования).
Обработка научных материалов
  • eBird (англ.) — проект, который использует ресурсы любителей для наблюдения за птицами;
  • NASA Clickworkers (англ.) — проект NASA, созданный с целью проанализировать массив снимков марсианской поверхности силами астрономов-любителей[13].
  • Peer-to-Patent (англ.) — американский проект, основанный на принципе совместной работы: государственное патентное бюро на постоянной основе работает с открытым интернет-сообществом, в рассмотрении заявок на патенты участвует сеть волонтёров (учёные, технические специалисты, люди, чья квалификация позволяет принимать участие в процессе патентования).
Добровольные вычисления

Комментариев нет:

Отправить комментарий