воскресенье, 6 марта 2016 г.

Бизнес — Путь Героя



Брайан Солис

Жизнь предпринимателя и бизнесмена может стать героической, если набраться смелости, шагнуть в неизведанность и пойти дорогой перемен

Каждый честный предприниматель, прежде чем оказаться на бизнес-олимпе, проходит свой нелегкий путь. Это Путь Героя. «Герой набирается смелости отправиться из мира повседневности в область удивительного и сверхъестественного: там он встречается с фантастическими силами и одерживает решающую победу. Из этого исполненного таинств приключения герой возвращается наделенным способностью нести благо своим соплеменникам». Этими словами Джозеф Кэмпбелл, американский исследователь мифологии, описал дорогу, которую проходят все архетипные герои. Эти слова из книги «Тысячеликий герой» очень подходят для описания истории успеха большинства великих предпринимателей. Все исторические мифы основаны на единой повествовательной линии. Большинство известных нам историй успеха состоят из похожих этапов и приводят к похожим результатам. Более того, не только отдельные люди, но и целые компании проходят Путь Героя.
Героическая жизнь
Жизнь каждого из нас — это тоже Путь Героя, нужно только бесстрашно отвечать на ее вызовы. Стоит лишь начать движение — и жизнь сама поведет нас, если мы, естественно, не станем сопротивляться этому. Чем же мифические истории похожи на нашу жизнь?
1. Все идет как по маслу, пока не происходит нечто такое, что бросает Герою вызов.
2. Далее — ситуация выбора: принять вызов судьбы и совершить что-то великое или укрыться в своем царстве (либо избушке) и жить по прежним стандартам. Поколебавшись, Герой все же принимает вызов и ступает на неизведанную тропу. Это начало Пути Героя.
3. После этого — шаг вперед. Герой не подозревает о реальных опасностях, поджидающих его на этом пути, и не знает о том, какие ресурсы понадобятся для осуществления задуманного.
4. Затем Герой обязательно встречает своего Учителя (это может быть не только конкретный человек, но и, например, книга, тренинг, опыт), который и дает ему ресурс — некое знание, технику, силу.
5. Следующий шаг — битва с Демоном (Демон — любое препятствие, которое стоит на пути достижения успеха и принимает самые разные формы — от внутренних комплексов и неэффективных установок до материальных или технических трудностей).
6. Герой всегда побеждает злого Демона благодаря ресурсу, полученному от Учителя.
7. Потом Герой возвращается до­­мой и передает полученные зна­ния, выполняет просветительскую миссию, делится своим ресурсом с другими.
Мифы, легенды, сказки — это проекция нашей с вами жизни. Придумывая метафоры о приключениях, страхах и метаниях героев, а затем описывая их стратегии победы, люди рассказывали о собственных вызовах, сомнениях, фобиях и способах их преодоления. Они нашли безопасный способ рассказать правду о самих себе. На этом пути каждый может узнать себя.
Дорогой перемен
Путь Героя — прекрасное отражение нашего мира перемен в области управления, а также роли, которую играют руководители в создании культуры трансформации и инновации бизнеса. Будучи человеком, признающим необходимость перемен, вы отправляетесь в это эпическое путешествие, по пути наталкиваясь на преграды, но благодаря усердному труду, непоколебимости и поддержке окружающих подобно героям Кэмпбелла одерживаете решительную победу. Добраться до цели непросто, но вознаграждением для вас будет развитие бизнеса.
Человечество всегда искало «волшебный рецепт» успеха. А кроется он в том, чтобы сделать первый шаг. Главное — начать. Желание, помноженное на знания и решительность первого шага, — ключ к изменениям. А желание — это мотивация, осознание того, что вам нужны перемены, чувство «я больше так не хочу!». А за этим желанием всегда стоит энергия, которая станет топливом для достижения цели. Знание — понимание того, как достичь желаемого. Это может быть техника, алгоритм, план или любой другой ресурс. Первый шаг — это действие: иногда «вопреки» или «несмотря ни на что». Ведь даже если вы горите желанием, знаете, что необходимо предпринять и как это можно осуществить практически, владеете инструментами достижения цели, но так и не делаете первый шаг — все тщетно! Если Герой не принимает вызов, то его жизнь не меняется.
Признанный прорыв
В каждом из нас живет Герой. Американский юрист и правовед Оливер Уэнделл Холмс-младший в свое время сказал: «Разум, од­­нажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежнее измерение». Слишком часто эмоции, ассоциирующиеся у потребителей с тем или иным брендом, представляют собой ответную реакцию на действия многих компаний. Чтобы вывести эти эмоции на передний план и построить определенный потребительский опыт, понадобится не только внутренняя трансформация. Однако каждый путь с чего-то начинается. Если вы сможете признать, что мир вокруг вас постоянно меняется, — это уже достойное начало. Но особо отметить, сформулировать и донести до сознания своей компании вы должны именно то, насколько меняется поведение ваших клиентов, как эти изменения влияют на процесс принятия решений и как эти решения в свою очередь определяют общую картину бизнеса. Ежедневно изменяющееся поведение клиентов не только уже сегодня влияет на показатели работы вашей компании, но все глубже проникает в суть вашего бизнеса. Поэтому необходимо меняться самим и при этом внимательно следить за трансформацией своих клиентов.
Привычный вам бизнес закончился. Главный этап пути — открытие. Чтобы двигаться к чему-то конкретному, нужно найти обоснования. Отправляясь в путь, намереваясь совершить открытие, вы не только узнаете, где теряете свои деньги, но и отыщете новые места и поддерживающие стратегии, благодаря которым ваши деньги вернутся к вам и приумножатся.
В новых измерениях деньги тратятся и зарабатываются в огромных количествах, стоит лишь впустить новый поток информации, которая всегда расширяет возможности. Любые перемены зависят от того, насколько хорошо вы умеете слушать, учиться и адаптироваться.
Перемены — это то, о чем говорит каждый из нас, и все знают, что одни только слова ничего не стоят. Нам всем известно также, что перемены неизбежны и редко происходят безболезненно. Пожалуй, самая большая сложность, связанная с переменами, в том, чтобы осознать их необходимость тогда, когда что-то еще можно сделать. Зачастую время оказывается упущенным, или, что еще хуже, конкуренты спохватываются раньше. И тогда по умолчанию мы попадаем в ситуацию, где все наши последующие действия начинают носить скорее импульсивный или реактивный, нежели стратегический характер.
Волна технологического развития одновременно вызывает чувст­во трепетного благоговения и нан­о­сит сокрушительные удары. По мере того как передовые технологии все глубже проникают в повседневную жизнь и рабочую рутину (электронные устройства, приложения, сети и проч.), они нарушают устоявшиеся нормы и влияют на поведение. Со временем они накладывают отпечаток на то, как люди работают, общаются, обмениваются информацией и принимают решения. Однако с помощью каких систем, процессов и протоколов мы сможем признать прорыв прорывом, оценить появившиеся возможности или протестировать новые идеи? Настало время ответить на этот вопрос.
Конец привычного мира
В своей последней книге «The End of Business as Usual» я ввел понятие цифрового дарвинизма — эволюции поведения потребителя, в рамках которой общество и технологии возникают и развиваются быстрее нашей способности адаптироваться к ним. И реальность такова, что роль, которую сегодня технологии играют в нашей жизни, обрекает нас на постоянную борьбу за выживание — против цифрового дарвинизма.
Скромность — особый дар, в ко­тором современный бизнес нуждается как никогда. Сегодня он не просто столкнулся лицом к лицу с угрозой разрушения, подрывное воздействие уже распространяется на потребительские рынки и каналы, непосредственно влияющие на процесс принятия решений и поведение человека. Статистические данные, опубликованные Колледжем Бэбсона, признанным лидером среди подобных учебных заведений в сфере бизнес-образования, заставляют о многом задуматься: «Более 40% компаний, занимавших в 2000 году верхние строки рейтинга Fortune 500, в 2010-м в него даже не попали».
Нередко мы с болью признаем, что история имеет тенденцию к повторению. Статья, вышедшая в начале 2011 года в журнале Forbes, стала предвестником неспокойного периода, ожидающего нас впереди. Ее первая строка гласила: «Конец близок. Почему в ближайшие годы рейтинг Fortune 1000 покинут 70% компаний?». Автор статьи ссылался на результаты исследования, приведенные в книге Эдварда Лоулера и Кристофера Уорли «Built to Change», показавшие, что в период с 1973 по 1983 год 35% компаний, занимавших верхние строки рейтинга Fortune 1000, были там новичками. В течение следующего десятилетия — с 1983 по 1993 год — эта цифра выросла до 45%, а затем, между 1993 и 2003 годами, опять подскочила — до 60%. При сохранении данной тенденции в период с 2003 по 2013 год список компаний, входящих в рейтинг Fortune 1000, обновится более чем на 70%. Как отмечает автор: «Три четверти существующих промышленных магнатов будут низвергнуты со своего трона».
В этот список входят: Blockbuster, Hostess, Mervyns, Borders, KB Toys, Pontiac, Compaq, Kodak, Tower Re­­cords, CompUSA, LIFE, Woolworths, E. F. Hutton, Merry-Go-Round и многие другие. Речь идет о выживании как наиболее приспособленных, так и приспосабливающихся. Для повышения качества обслуживания клиентов и взаимоотношений с ними требуется нечто большее, чем присутствие в новых направлениях бизнеса. Здесь нужна смелость, умение проявить настойчивость, чтобы сломить сопротивление. Ведь в конечном счете все сводится к тому, как вы выстраиваете работу с лидерами отрасли и лидируете ли сами в развитии культуры ориентированности на клиента и способствуете ли расширению его полномочий. Это и запускает в действие механизм реальных перемен.
Вы должны пойти по особому пути, чтобы впустить в свою жизнь изменения, открывающие двери к новому, усовершенствованному опыту работы внутри и за пределами организации. Вам и вашей компании придется одолеть Путь Героя, иначе ее ждет забвение и в конечном итоге смерть.


Последняя книга  Брайана Солиса «Конец обычного бизнеса» вышла в издательстве  W. W. Norton & Company  в 2011 году.

Солис ссылается  на исследование  из книги  Эдварда  Лоулера и Кристофера Уорли  «Built to Change», вышедшей в 2006 году.

Комментариев нет:

Отправить комментарий