Маркетинг как социально-экономическое явление возник во второй половине ХХ века. Это связано с научно-технической революцией в общественном производстве, перенасыщением товарами в рамках национальной экономики. В высокоразвитых странах вопрос не стоит о производстве, как о реализации товаров. В связи с этим и возникает маркетинг.
Рынок и маркетинг по своей сущности тождественные понятия, хотя первый представляется общим по отношению к последнему. Маркетинг является производным от рынка. Содержание маркетинга имеет свою специфику и отличается от категории рынка.
Вызывает интерес определение рынка маркетологами. Так, Ф.Котлер пишет, что «рынок — совокупность, существующих и потенциальных покупателей товара»[1, c. 54]. Данное определение не включает некоторые основные элементы содержания рынка. Во-первых, в ней отсутствует другой агент — совокупность продавцов. Во-вторых, между продавцами и покупателями должны быть отношения по поводу купли-продажи.
В экономической литературе традиционно понимают под рынком совокупность отношений обмена[2, c. 85]. Это определение содержания рынка представляется односторонним. Рынок выражает совокупность отношений обмена и распределения товаров и услуг, так как «…распределение определяется как момент, исходящий от общества, а обмен — от индивидуума» [3, c. 715]. В определении содержания рынка также нужно включить условия возникновения и функционирования отношений обмена и распределения, и специфику их проявления. В содержание рынка нужно внести исходные и основные отношения собственности, как сущностные, а также отношения конкуренции, отношения, возникающие на основе общественно необходимых затрат труда. Тем самым ниже можно дать развернутое определение рынка. Содержание рынка выражает совокупность отношений обмена и распределения на основе общественно необходимых затрат труда, обеспечивающих реализацию сущностных отношений присвоения и отчуждения собственности в условиях конкуренции и несоответствия уровня развития производительных сил масштабам общественной деятельности. Данное определение дается, исходя из предшествующих фундаментальных исследований основ товарно-денежных, рыночных отношений, с использованием трудов многих авторов различных экономических школ.
Определение маркетинга должно основываться на содержании общей категории рынка. Вместе с тем маркетинг имеет свою особенность в содержании. Какое же определение маркетинга дают классики — маркетологи? Так, Ф.Котлер пишет: «Маркетинг — это социальный процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей индивидов и групп посредством создания и предложения, обладающих ценностью товаров и услуг и обмена или с другими людьми»[4, c. 30]. Данное определение страдает поверхностным подходом. Во-первых, маркетинг относится не только к социальному, но в основном к экономическому процессу. Во-вторых, продавцы товаров имеют дело со спросом покупателей, а не с нуждами и потребностями. Последние понятия приобретают для продавцов товаров смысл в том случае, если они имеют денежное, финансовое основание, которые в органическом единстве проявляются через спрос. В-третьих, маркетинг должен быть направлен на удовлетворение спроса не только индивидов или групп, но и всех покупателей, населения, фирм, отраслей национальной. В-четвертых, удовлетворение спроса потребителей должно осуществляться не только «посредством создания и предложения, обладающих ценностью товаров и услуг и обмена», но и обеспечением условий реализации совокупности обменов, то есть распределения. В-пятых, в определении содержания маркетинга Ф.Котлер опускает условия функционирования отношений обмена. Перечисленные замечания необходимо учесть в определении содержания маркетинга.
Другой автор буквально повторяет Ф.Котлера в определении маркетинга с некоторыми дополнениями. Ж.Ламбен отмечает: «Маркетинг — это социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний людей и организаций путем обеспечения свободного конкурентного обмена товарами и услугами, представляющими ценность для покупателя»[6, c. 4]. В данном определении маркетинга включено дополнение об обеспечении свободного конкурентного обмена товарами и услугами. Этот фрагмент содержания несколько расширяет понимание маркетинга. В целом по определению маркетинга вышеприведенного автора сохраняются все те же недостатки, что было высказано по отношению к Ф.Котлеру. Включение конкуренции в содержание маркетинга является необходимостью, ибо без сущностных отношений состязательности затухает сам процесс развития обмена. Некоторые авторы дают более упрощенные определения маркетинга. Так, Г.Барретт воспринимает маркетинг как процесс, «основная задача которого — управление выбором»[7, c. 1]. Здесь в содержание маркетинга вводятся понятия управление и выбор. Несомненно, отношения обмена и распределения должны подчиняться определенным управленческим механизмам, вытекающим из требований действия экономических законов. И выбор может существовать в условиях конкуренции. Далее Б.А.Соловьев пишет, что «маркетинг — это своего рода технология взаимоотношений людей на рынке. Одни производят, другие потребляют. И все должны быть довольны»[8, c. 13]. В данном определении маркетинг представляется как специфический механизм использования объективных рыночных отношений, также отмечается необходимость равноправия противостоящих сторон. Это подчеркивается Т.Амблером: «…маркетинг — среднее арифметическое двух рассмотренных нами ересей: необходимо удовлетворение потребностей обеих сторон маркетинга, притом что ни одна из них не должна «тянуть одеяло на себя» [9, c. 167].
Учитывая положительные стороны и недостатки в высказываниях вышеприведенных авторов, можно сформулировать определение маркетинга в следующем виде. Маркетинг выражает совокупность конкурентных отношений обмена и распределения на основе общественно необходимых затрат труда, служащая для обеспечения реализации сущностных отношений присвоения и отчуждения собственности в условиях несоответствия уровня развития современных производительных сил масштабам общественной деятельности, направленная на возмещение планируемых расходов продавцом, где деятельность последнего должна соответствовать требованиям удовлетворения спроса покупателей.
Данное определение выражает содержание маркетинга как объективно существующего современного социально-экономического явления в цивилизованных странах. Но в то же время маркетинг рассматривают как систему современных методов реализации сущностных отношений и экономических законов в направлении удовлетворения спроса покупателей и возмещения оптимальных затрат продавцов. Здесь нужно отметить, что под возмещением общественно необходимых затрат продавцов понимается получение средней или усредненной нормальной прибыли, заработной платы, окупаемость хозяйственной деятельности, средств и предметов труда.
В экономической литературе в основном речь ведут о маркетинге как о системе методов определения и удовлетворения спроса потребителей. Данные методы раскрыты достаточно объемно в научных и учебных изданиях. Однако эти методы, нацеленные на удовлетворение спроса потребителей, представляются неполными в отсутствии механизма использования экономических законов и сущностных отношений. Ведь совокупность экономических отношений и их механизм функционирования непосредственно и опосредованно воздействуют и обусловливают отношения отдельного продавца и покупателя. Тем самым развитие содержания маркетинга, отношения продавца и покупателя предопределяются механизмом действия экономических законов и сущностными отношениями.
Собственность, как исходное и основное отношение, обусловливает развитие содержания маркетинга. Маркетинг, нацеленный на удовлетворение потребностей покупателей, должен обеспечить реализацию отношений присвоения и отчуждения, так как товар, являясь клеточкой в содержании отношений собственности, служит исходным пунктом в функционировании рынка.
Существующие формы собственности предопределяют характер проявления механизма функционирования маркетинга. Так, общедолевая собственность транснациональных корпораций, акционерных обществ, кооперативов обусловливает преимущественно функционирование маркетинг отношений, тогда как частная и индивидуальная собственности — проявление в большей степени маркетинг трансакций. В экономической литературе под маркетингом отношений понимается установление фирмы с основными партнерами долгосрочных отношений. По этому поводу Т.Амблер пишет: «Маркетинг отношений — практика долгосрочных взаимовыгодных отношений с ключевыми партнерами, взаимодействующими на рынке: потребителями, поставщиками, дистрибьюторами в целях установления длительных, привилегированных отношений»[9, c. 43]. Маркетинг отношений должны реализовываться на основе механизма использования отношений собственности, экономических законов, сущностных отношений, а также, вытекающих из последних, «пучка прав собственности», «правил рыночной игры». Ведь для установления постоянных и долгосрочных отношений необходимо соблюдать «правила игры», заключенные и в содержании трансакций, в которых учитывают выгоду для каждой стороны, а также в целом и для всех.
Трансакционный маркетинг представляется формой проявления маркетинг отношений и выражает сделку в отдельности между двумя или более сторонами по поводу обмена ценностями. Поэтому Ф.Котлер пишет, что «трансакционный маркетинг входит составной частью в более широкую концепцию, получившую название маркетинг отношений»[4, c. 43]. Это положение дает сделать следующий вывод, что также трансакционный маркетинг обусловлен, как и маркетинг отношений, объективно функционирующими отношениями собственности, действиями экономических законов и «правилами рыночной игры».
В содержании маркетинга заключены хозрасчетные отношения, как отношения индивидуального воспроизводства на основе общественно необходимых затрат труда, что необходимо учесть в формировании механизма маркетинга. Если в хозрасчетных отношениях продавцы нацелены на индивидуальное воспроизводство, то в маркетинге последнее должно быть достигнуто на основе удовлетворения спроса потребителей. Об этом отмечает Т.Амблер: «Маркетологи же идут от конечного пользователя к реализации своих интересов. Основной логической посылкой является положение о том, что предприятие получит прибыль в результате удовлетворения нужд потребителя, если оно полностью осознает потребности клиентов»[9, c. 167].
Другой автор также придерживается данного положения, что является ключевой идеей в содержании маркетинга. «Концепция маркетинга, — отмечает Ж.Ламбен, — предполагает, что вся деятельность организации должна иметь главной целью удовлетворение потребностей пользователей, поскольку это наилучший путь достижения собственных целей роста и повышения рентабельности»[6, c. 4].
Однако при удовлетворении спроса покупателей необходимо учитывать свои возможности продавцам. Если расходы продавцов превысят доходы, а цены продаваемых товаров будут ниже издержек, то такое отношение купли-продажи приведет их к разорению. Поэтому в маркетинговых отношениях продавцы должны будут нацелены не только на первостепенное удовлетворение спроса покупателей, но и обеспечение индивидуального воспроизводства, возмещение издержек, получение нормальной и сверхприбыли для расширения коммерческой и хозяйственной деятельности.
В маркетинговой литературе рассматривается конкурентная борьба между субъектами рыночных отношений. В основном выделяется конкуренция между продавцами за доход, а между продавцами и покупателями — за избыточную ренту, когда любой из них становится потенциальным соперником. Далее рассматривается соперничество за повышение качества конкретного вида товара, что предопределяет противостояние и сталкивание интересов продавцов в более ограниченном масштабе отрасли: секторе, сегменте рынка. Здесь идет речь о внутриотраслевой конкуренции. Для подтверждения этих строк сошлемся на авторитетных специалистов, которые пишут: «Конкурируя за деньги потребителей, компании, на самом деле, сталкиваются с большим числом конкурентов… Конкурентами могли бы считаться все компании, которые борются за одни и те же деньги потребителей. …Многие компании подходят к проблеме выявления своих конкурентов с точки зрения отрасли, в которой они работают. Отрасль — группа компаний, предлагающих товары или класс товаров, которые в значительной степени являются взаимозаменяемыми»[10, c. 190–191].
Исследование конкуренции за деньги покупателей в высокоразвитых странах позволило маркетологам определить группу выгодных клиентов, к которым относятся средние потребители, то есть представители среднего класса. Специалисты пишут: «Маркетинг — это искусство привлечения и удержания прибыльных потребителей. Однако проводимые исследования показывают, что зачастую от 20 до 40 % потребителей убыточны для компаний. …Самые крупные потребители более требовательны, они получают большие скидки и поэтому снижают уровень прибыльности компании. Мелкие потребители платят полную цену и получают меньше услуг, но расходы на ведение дел с мелкими потребителями уменьшают их прибыльность. Во многих случаях самыми прибыльными оказываются средние потребители, которые платят практически полную цену и получают довольно значительный объем услуг»[10, c. 472–473].
Однако данное положение не в полноте приемлемо для развивающихся государств, в том числе для Казахстана и России, ибо в этих странах ещё не сформировался средний класс. Если средний класс не представляет большую часть активного населения, то такая страна обречена на низкую покупательную способность, узкий национальный рынок, отсталую экономику.
Так, в Казахстане прожиточный минимум в среднем на душу населения по состоянию на 2005 года составил по официальным сведениям 8201 тенге. В декабре 2005 г. среднемесячная номинальная заработная плата одного работника составила 44956 тенге и выросла по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 26,1 %, в реальном выражении — на 17,3 %. Однако 65 % населения располагало по размеру среднедушевого денежного дохода в месяц от 3000 до 16400 тенге и 33 % — свыше 17000 тенге [12, с. 12–17]. А около 1 % населения относятся к особо богатым людям, владеющим собственностью страны равным примерно 90 % от общей величины [13, с. 60; 13, с. 69]. Учитывая, что прожиточный минимум занижен, примерно, в 2 раза по расчетам специалистов ПРО ОНН, можно сделать только однозначный вывод: в Казахстане на начало второго тысячелетия около 65 % населения оказались на уровне и за чертой бедности. При таком раскладе доходности населения говорить о расширении национального рынка ещё преждевременно. Здесь нельзя даже думать о сравнении с рынками высокоразвитых стран, в которых средний доход на душу населения в десятки и сотни разы больше, чем в развивающихся государствах.
В условиях низкой доходности населения в развивающих странах ссужается поле деятельности маркетинга до минимума, сокращается количество субъектов конкурентной борьбы, наблюдается явное господство монополистов. В таком случае вопрос о полноценном и качественном удовлетворении нужд и потребностей, спроса большинства покупателей смещается с позиции главной цели, тем самым, внося изменения в основное содержание маркетинга, преобразуется данный процесс в квазимаркетинг, или отсутствие этого явления. Поэтому понятно скептическое отношение практиков и некоторых ученых к существованию и необходимости использования механизма маркетинга в условиях развивающихся стран.
Маркетинг, как организованная деятельность людей, направленный на удовлетворение спроса покупателей, представляется способом реализации сущностных отношений, закона планомерности, закона стоимости, закона спроса и предложения. В связи с этим данный процесс, направляемый на удовлетворение спроса покупателей, приобретает вид маркетинг менеджмента. В экономической литературе зарубежные авторы раскрывают содержание нового явления в следующей трактовке: «Маркетинг менеджмент (маркетинговое управление) — процесс планирования и реализации политики ценообразования, продвижения и распределения идей, продуктов и услуг, направленный на осуществление обменов, удовлетворяющих как индивидов, так и организации»[4, c. 46].
В содержании категории «маркетинг менеджмент» основное значение имеет понятие менеджмент, тогда как маркетинг представляется в большей степени в качестве цели, ибо любая целенаправленная организация деятельности людей вытекает от управления, а процесс удовлетворения нужд, потребностей, спроса покупателей в маркетинге является той задачей, которую решают и реализуют посредством менеджмента. Поэтому менеджмент представляется управлением деятельности людей для реализации маркетинговой цели: удовлетворение нужд, потребностей, спроса покупателей; и в целостности проявляется как маркетинг менеджмент. В основе маркетинга заложен менеджмент. В связи с этим Ф.Котлер объединил данные понятия в единую целостность и выпустил книгу «Маркетинг менеджмент», в которой рассматривает данный процесс.
В подтверждение вышеприведенного положения можно отметить высказывание представителя и российской школы маркетинга Б.А.Соловьева. Он пишет, что «механизм выполнения маркетингом своих функций основывается на разработке маркетинговой системы как части управленческой системы предприятия, включающей: «организацию, планирование, исследования, контроль»[8, c. 11].
Цель маркетинг менеджмента является удовлетворение спроса покупателей. Но для реализации данной цели необходимо знать спрос покупателей. В одних источниках экономической литературы подчеркивается, что «маркетинг обнаруживает неудовлетворенные потребности и разрабатывает соответственно адаптированные товары; …осуществляет план действий, что приводит к созданию и росту спроса на эти новые товары» [6, c. 16]. Данное высказывание Ж.Ламбена не представляется отражением полной информации об истинном состоянии и параметрах спроса покупателей. Определение параметров спроса покупателей необходимо в выявлении доли рынка. По этому поводу Т.Амблер отмечает: «Компании, производящие промышленную продукцию, считают, что оценить долю рынка конкурента практически невозможно, поскольку соответствующая информация просто-напросто отсутствует»[9, c. 303].
Фирмы определяют спрос покупателей преимущественно эмпирическим путем и поэтому невозможно оценить и выявить долю рынка конкурентов. На самом деле отсутствовали научные методы определения совокупной стоимости товаров, совокупного удовлетворенного и неудовлетворенного спроса.
Специфика маркетинговых исследований такова, что маркетологи больше всего заняты поиском путей решения частного вопроса, лежащего на поверхности. Однако без решения основных методологических проблем не раскрыть объективно и частные. Маркетологи не могут определить, исходя из учета своих индивидуальных затрат и опроса населения, покупателей, общественно необходимую величину спроса, соотношения овеществленных и живых затрат труда, уровень развития производительных сил, что позволило бы раскрыть механизм выявления удовлетворенного и неудовлетворенного спроса для компании и долю рынка конкурентов. В связи с этим маркетолог подчеркивает, что «получить некоторые данные весьма сложно: … оценка сильных и слабых сторон конкурента — получение информации о бизнесе каждого соперника, включая данные об объемах продаж, доле рынка, прибыли, норме возврата инвестиций, денежных потоках, новых капиталовложениях и использовании производственных мощностей. … Компании получают информацию о сильных и слабых сторонах конкурентов через вторичные данные из личного опыта и по слухам»[9, c. 303].
Для знания сильных и слабых сторон не обязательно иметь полную и подробную информацию о конкурентах, достаточно быть осведомленным по основным показателям: удовлетворенный и неудовлетворенный спрос, уровень соотношения индивидуальных овеществленных и живых затрат, общественно необходимых величин данных затрат труда как по отраслям, так и по фирмам.
Поэтому в национальных, региональных, местных статистических агентствах необходимо вести сбор данных и по вышеприведенным показателям для ежеквартального опубликования в информационно статистических сборниках, предназначенных для пользования субъектами рыночной экономики. Учет и знание общих экономических показателей необходимы для индикативного и стратегического планирования на уровне местного, регионального и национального масштабов и использования субъектами хозяйствования. При этом вполне сохраняются коммерческие тайны, секреты технологии производства, менеджмента, маркетинг менеджмента и многое другое фирм, компаний в рыночной системе.
Маркетологи при решении частных проблем, должны, прежде всего, исходить из требований механизма действия закона стоимости и закона спроса и предложения. Без знания механизма действия закона стоимости невозможно определить совокупную стоимость товаров и услуг, удовлетворенный и неудовлетворенный спрос, общественно необходимое соотношение затрат овеществленного и живого труда как на уровне макроэкономики, так и мезо- и микроуровнях. А механизм действия закона спроса и предложения позволяет выявить отклонения спроса или предложения от общественно необходимого параметра и тем самым находить пути и методы коррекции хозяйственной деятельности в направлении оптимизации затрат и повышения эффективности результата. Ориентация на механизм действия и функционирования сущностных отношений, экономических законов позволит выявить эффективные пути построения маркетинг отношений, которые представляют долгосрочные отношения между субъектами в экономической подсистеме интегрированного субъекта рыночных трансакций. «Конечный результат, к которому стремится маркетинг отношений, — формирование уникального актива компании, называемого маркетинговой системой взаимодействия. Маркетинговая система взаимодействия включает в себя компанию и все остальные заинтересованные в её работе группы: потребителей, наемных работников, поставщиков, дистрибьюторов, розничных торговцев, рекламные агентства, университетских ученых и всех, с кем компания установила взаимовыгодные, деловые отношения. Таким образом, — делает вывод Т.Амблер, — конкурируют уже не столько компании-производители, сколько системы взаимодействия в целом. В этом случае выигрывает та компания, которой удалось построить наиболее эффективную систему»[9, c. 43].
Построение эффективной системы маркетинг отношений, предопределено объективно функционирующими экономическими законами, формируется и их механизмами использования. К ним относятся методы определения стоимости, равновесной цены, эластичности спроса и предложения, общественно необходимых соотношений затрат овеществленного и живого труда, издержек фирм, торговых скидок, наценок и так далее. Однако на практике в маркетинг отношений преимущественно используют методы решения конкретных задач на уровне их поверхностного видения, упуская глубинные процессы, обусловливающие внешние проявления. Так, в ценообразовании используют в основном два подхода: «Самый простой способ ценообразования — начисление стандартной надбавки к себестоимости изделия» [9, c. 571]. Это первый подход, и второй: «Все большее число компаний при расчете цены исходят из ощущения ценности товара, когда в качестве ключевого фактора ценообразования рассматриваются не издержки продавца, а восприятие товара потребителем»[9, c. 575].
Эти подходы и методы формирования ценообразования не учитывают механизм действия закона стоимости. Поэтому многие мелкие и средние фирмы, не имея информацию, отражающую объективную действительность, принимают на основе поверхностных знаний волюнтаристические, субъективные решения в ценообразовании и других проблемах, в результате чего возникает преобладание негатива в бизнесе, в лучшем случае, или оказываются фирмы банкротами, в худшем.
Маркетинг отношений регулируется посредством маркетинг менеджмента, который представляет составную часть механизма использования закона планомерности в условиях концентрации и централизации общественного производства. Тем самым маркетинг менеджмент предполагает на основе объективно действующих экономических законов осознанное «согласование работы всех отделов компании»[9, c. 58], а также различные маркетинговые функции службы сбыта, рекламы, управления производством и реализацией продукта, исследования рынка и другие, которые должны быть взаимосвязаны, их выполнение скоординировано[9, c. 58].
Маркетинг менеджмент в высокоразвитых странах нацелен на гармонизацию интересов продавцов и покупателей, компании, потребителей и в целом общества. «Концепция социально ответственного маркетинга провозглашает задачей организации установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков, удовлетворение потребителей более эффективными, чем у конкурентов, способами и сохранение или укрепление благополучия покупателя и общества в целом. Её сторонники считают необходимым, — подчеркивает Т.Амблер, — достижение баланса прибыли компании, удовлетворения потребностей потребителя и общественных интересов»[9, c. 70]. Однако эта задача гармонизации интересов выполнимо при условии знания общеметодологических вопросов, механизма действия сущностных отношений, экономических законов.
Осуществление маркетинг менеджмента в развивающихся странах СНГ весьма проблематично, так как отсутствуют многие факторы социально-рыночной экономики. Так, ещё не сформирована инфраструктура цивилизованной экономики, правовая система не соответствует требованиям объективной необходимости, системе экономических отношений; экономические отношения находятся на уровне примитивного развития, где господствует «закон джунглей»- власть монополистов и высокопоставленных чиновников, и имеются проблемы в демократизации государственного регулирования, что обусловливает деформацию рыночных отношений.
Понятия и термины
Маркетинг; рынок; выбор; маркетинг отношений; трансакционный маркетинг; маркетолог; маркетинг менеджмент; маркетинговые исследования; маркетинговая система.
Рассматриваемые вопросы
1. Маркетинг как категория рынка.
2. Маркетинговая система в повышении эффективности управления фирм.
3. Переходная экономика в формировании маркетинга.
Комментариев нет:
Отправить комментарий