SWOT матрица является завершающим шагом в построении SWOT анализа деятельности предприятия и помогает сделать правильные выводы по проведенному анализу и найти правильные стратегии для роста бизнеса. Она представляет собой 4 квадранта с тактическими действиями, которые помогают увеличить конкурентоспособность товара за счет сильных сторон, снизить угрозы от внешних факторов и эффективно использовать возможности роста бизнеса.
Разрабатываем стратегию
Давайте рассмотрим каждый из четырех типов стратегий матрицы SWOT более подробно.
S-O действия
S-O действия являются стратегиями роста, представляют собой мероприятия или программы, использующие сильные стороны товара для охвата каждой из возможностей. Для определения таких действий необходимо проанализировать сильные стороны и возможности в составленной таблице swot анализа. Просматривая каждую из возможностей, задавать вопрос: как при использовании данной возможности максимально использовать существующие сильные стороны товара?
W-O действия
W-O действия являются стратегиями защиты, представляют собой мероприятия или программы, направленные на улучшение, изменение или преодоление «слабых сторон» для использования найденных возможностей. Для определения таких действий необходимо проанализировать слабые стороны и возможности в составленной таблице свот анализа. Просматривая каждую из возможностей, задавать вопрос: какие из слабых сторон необходимо преодолеть для охвата и для максимального использования этой возможности? Что необходимо сделать для преодоления слабых сторон?
S-T действия
S-T действия являются стратегиями защиты и помогают правильно использовать сильные стороны компании для предотвращения возможных угроз. Для определения таких действий необходимо проанализировать сильные стороны и угрозы. Просматривая каждую из угроз, задавать вопрос: какая сильная сторона товара может защитить или минимизировать риски от данной угрозы?
W-T действия
W-T действия являются стратегиями защиты и представляют собой мероприятия, направленные на улучшение и преодоление слабых сторон товара для предотвращения или минимизации рисков угроз. Для определения таких действий необходимо проанализировать слабые стороны и угрозы. Просматривая каждую из угроз, задавать вопрос: какая из слабых сторон товара повышает риск данной угрозы? Как необходимо укрепить «слабую сторону», чтобы риск возникновения угрозы стал минимальным.
Пример SWOT анализа: сеть Wall-Mart
Большинство концепций и инструментов, используемых в стратегическом планировании, сложно использовать в первый раз без наглядных примеров. Данный пример является хорошим дополнение теоретической части SWOT анализа.
Сильные стороны
Широко-известная торговая марка на рынке. Известность марки упрощает выбор потребителя, повышает доверие и позволяет товару попасть в потребительскую корзину брендов, из которых выбирает потребитель.
Возможность реализации товара по самым низким ценам. Низкие цены представляют экономическую выгоду для покупателей, позволяют привлечь клиентов, чувствительных к цене, формируют лояльность к магазину.
Широкий ассортимент продукции с точки зрения товарных категорий, а также представленность всех крупных брендов рынка. В сети Wall-mart покупатель всегда может найти то, за чем пришел, а значит останется удовлетворенным и придет в следующий раз. Широта и полноценность ассортимента очень важный критерий для торговых сетей.
Удобное расположение магазинов. Магазины Wall-mart располагаются в местах с высоким трафиком, что максимизирует количество покупок. Потребитель не будет раздумывать: идти или не идти в магазин.
Слабые стороны
Низкий уровень географической экспансии. Wall-mart проигрывает нескольким брендам торговых сетей по международному присутствию.
Продажа китайских товаров. Реализация данной товарной группы имеет высокий % брака, что омрачает имидж магазина и снижает доверие покупателей.
Проблемы с персоналом. За последние несколько лет компания пережила много конфликтных вопросов, связанных с персоналом, что снизило вовлеченность сотрудников в компании.
Возможности
Увеличение продаж через интернет-магазин. Является одним из лучших способов увеличить продажи на тех территориях, где компания не имеет своих магазинов.
Выход на новые крупные рынки, где компания не присутствует в настоящий момент.
Увеличение ассортимента и включение брендов, которые еще не реализуются сетью.
Использование нестабильности в экономике. Проведение рекламной кампании с акцентом на «выгодные низкие цены сети» может обеспечить приток новых покупателей.
Угрозы
Агрессивный рост и экспансия других крупных известных сетей. Существует несколько крупных сетей, которые также используют концепцию «привлекательных низких цен и широту ассортимента», которые могут быть существенной угрозой для потери доли рынка.
Барьеры вступления на новые рынки. Несмотря на высокую известность, Wall-Mart сталкивается с политическими, социальными и правовыми барьерами в некоторых странах. Что затрудняет международную экспансию.
Пример составления SWOT анализа для розничной торговли
Данный пример SWOT анализа магазина является наглядной инструкцией и может быть использован для любой точки розничной торговли: аптеки, продуктового магазина, отдела игрушек, одежды, бытовой техники и т.п. Пример может быть успешно применим и к интернет-магазину.
Особенности SWOT анализа магазина
Для того, чтобы магазину быть эффективным, необходимо предоставить покупателю возможность купить то, что он хочет; там, где он хочет; тем способом, который для него наиболее приемлем; по приемлемым для него ценам; с гарантией того, что он не понесет дополнительные финансовые затраты.
Все факторы внутренней и внешней среды, которые участвуют в SWOT анализе должны быть связаны с перечисленными выше критериями успеха.
Варианты сильных и слабых сторон для магазина
Именно среди данных факторов необходимо искать сильные и слабые стороны компании:
- Широта ассортимента и наличие топового ассортимента
- Представленность известных брендов и производителей
- Цены и наличие специальных ценовых акций на топовые товары
- Удобство расположения для целевого покупателя и уровень географической экспансии
- Легкость навигации среди ассортимента в магазине = легкость найти то, что необходимо
- Внешний вид точки – заметность и привлекательность вывески
- Обстановка торговой точки: чистота, дизайн интерьера, размер торговых площадей, качество выкладки в магазине
- Комфортность перемещения по торговой точке для покупателя, в т.ч. с детьми
- Наличие возможности заказов по интернет (или доставка по телефону)
- Наличие программ лояльности для постоянных покупателей
- Квалифицированность персонала и скорость обслуживания
- Возможные формы оплаты
- Упаковка товара
- Гарантия возврата и постпродажный сервис
- Наличие программ для управления запасами
- Реклама торговой точки
- Современные технологии обслуживания
- Знание торговой марки магазина и доверие к магазину
Варианты угроз и возможностей для магазина
Основные возможности роста для розничного магазина заключаются в:
- увеличение кол-ва ТТ или экспансия в более мелкие регионы и города
- увеличение траффика на 1 ТТ
- выход на интернет-аудиторию (как один из способов привлечения новых покупателей)
- расширение ассортиментных групп
- увеличение объема покупки на покупателя (с помощью акций, спецпредложений, активных продаж)
- поиск и отслеживание способов снижения стоимости аренды, стоимости затрат на хранение товара, на ведение бухгалтерии, на персонал и прочие организационные расходы
- поиск методов снижении налогового бремени
Основные угрозы для розничного магазина заключаются в:
- Изменение предпочтений потребителей, изменении моды, появлении новых интересов (как следствие новых требований к ассортименту магазина)
- Снижение дохода у целевой аудитории, как следствие экономического спада или нестабильности в экономике
- Снижение фактических располагаемых средств у покупателя, как следствие роста ипотечного кредитования и потребительских кредитов
- Увеличение затрат на арендную плату и затрат на поддержку торговой марки в большем размере, чем потенциальный рост продаж
- Рост отпускных цен на товары
- Изменение правового и налогового регулирования отрасли
- Появление конкурентов, продающих сопоставимый товар или более дешевые товары-заменители
Готовый пример-презентация SWOT анализа магазина
Пример SWOT анализа предприятия
Особенности SWOT анализа предприятия
При поиске сильных или слабых сторон, угроз или возможностей роста в процессе составления свот анализа помните следующие отличия производственной компании от предприятия торговли:
- Нет или ограничен прямой доступ к покупателю, есть посредники
- Принимает решения о позиционирование продукта и может выставлять требования к дилерам относительно условий продаж продукта
- Может влиять на потребительские качества и характеристики товара
- Может влиять на упаковку продукта
- Может регулировать цену продукта
- Имеет бюджет на продвижение своего товара
Этап первый: поиск сильных и слабых сторон
Первым шагом рассмотрите все варианты сильных и слабых сторон,и по каждому направлению выделите не менее 3 параметров, по которым можно оценить конкурентоспособность бизнеса.
Таб.1 Пример поиска сильных и слабых сторон при составлении свот-анализа
Вторым шагом проведите дополнительную генерацию идей сильных и слабых стороны продукта, ответив на 6 вопросов:
- Какие конкурентные преимущества имеет товар?
- Основные причины покупки товара?
- Какие характеристики товара помогают устанавливать более высокую цену?
- Назовите основные недостатки товара
- Перечислите основные причины отказа от товара
- Что мешает устанавливать более высокую цену на продукт?
Таб.2 Пример дополнительной генерации идей для SWOT анализа предприятия
В результате первых двух шагов вы получите список возможных сильных и слабых сторон компании.
Третьим шагом проанализируйте каждый выбранный фактор:
- отметьте те факторы, которые являются ключевыми факторами успеха на рынке
- проранжируйте все факторы по степени влияния на продажи и прибыль компании от 1 до …
- по каждому фактору сравните свой товар с товарами ключевых конкурентов: параметры, по которым ваш товар лучше конкурентов — сильные стороны продукта, и наоборот
Этап второй: проверка важности сильных и слабых сторон
Не все перечисленные слабые и сильные стороны следует использовать в свот-анализе. Необходимо исключить незначительные факторы. Для этого проведите оценку важности выбранных параметров, оценив влияние каждого параметра на удовлетворенность клиентов и на прибыль компании.
Таб.3 Пример оценки важности сильных сторон
В результате проверки все незначительные параметры отсеются и итоговый рейтинг сильных и слабых сторон будет готов.
Таб.5 Итоговый список сильных и слабых сторон товара
Этап третий: поиск возможностей роста
Перечислите возможные варианты источников роста продаж, основываясь на информации данной статьи. Придумайте дополнительные источники роста, ответив на 2 вопроса:
- Каким образом еще компания может увеличить продажи?
- Какие существуют пути снижения затрат?
Составьте рейтинг возможностей роста бизнеса по вкладу в продажи или прибыль компании:
Таб.6 Предварительный рейтинг возможностей роста компании
Этап четвертый: проверка реальности каждой возможности роста
Исключаем лишние возможности, не влияющие на прибыль бизнеса и удовлетворенность клиентов:
Таб.7 Проверка возможностей роста
И получаем итоговый рейтинг возможностей для использования в свот-анализе:
Таб.8 Итоговый рейтинг возможностей роста
Этап пятый: поиск угроз бизнеса
Перечислите возможные варианты угроз, используя информацию данной статьи. Подумайте над дополнительными угрозами бизнеса, ответив на 2 вопроса:
- Какие еще факторы могут повлиять на снижение объемов продаж компании?
- Какие еще факторы могут повлиять на рост себестоимости или снижение прибыли?
Составьте рейтинг угроз бизнеса по вкладу в продажи или прибыль компании:
Таб.9 Предварительный список угроз для конкурентоспособности компании
Этап шестой: проверка значимости угроз бизнеса
Исключаем лишние угрозы для бизнеса, не влияющие на прибыль бизнеса и удовлетворенность клиентов в течение 5 лет:
Таб.10 Проверка списка угроз бизнесу
И получаем итоговый рейтинг угроз для использования в свот-анализе:
Таб.11 Итоговый рейтинг угроз для таблицы SWOT анализа
Этап седьмой: пример составления таблицы SWOT анализа
Переносим все факторы в таблицу свот анализа, сохраняя рейтинг важности.
Таб.12 Таблица SWOT анализа
Этап восьмой: написание выводов по проведенному SWOT анализу
Составляем выводы по проведенному свот анализу, используя рекомендации данной статьи.
Таб.13 Выводы по SWOT анализу
Комментариев нет:
Отправить комментарий