Страховой запас — это уровень запаса, который снижает дефицит товаров из-за непредвиденных событий (когда прогнозы не соответствуют спросу, время поставки превышает ожидания).
Зачем нужен страховой запас?
1) неопределенность спроса
Например, у вас есть товары, которые имеют стабильный спрос, например туалетная бумага, и сезонные товары, такие как зонтики (которые вы продаете только тогда, когда идет дождь). Прогноз продаж по туалетной бумаге будет надежнее, чем по зонтикам. И поэтому по зонтикам страховой запас должен быть выше, чтобы компенсировать неопределенность в прогнозе.
2) неопределенность времени выполнения заказа
Если у вас длинный срок поставки, то товар может придти иногда раньше, а иногда позже запланированного срока. Эти колебания также должны быть покрыты страховым запасом.
Расчет точки заказа
Вы заказываете не тогда, когда ваши остатки достигли страхового запаса, а заранее за X дней до этого. Например, если срок поставки 10 дней, то должны заказать за 10 дней до того, как остатки опустятся до страхового запаса.
Формула точки заказа:
Точка заказа = Страховой запас + Средний объем продаж * Время выполнения заказа
Расчет страхового запаса
Основная формула страхового запаса:
Страховой запас = Средняя продажа * Дни страховки
Этот метод можно назвать «старомодным способом». Если в среднем вы продаете 100 штук в день, срок поставки 10 дней, а страховой запас 5 дней, то ваш страховой запас в штуках: 100 х 5 = 500 штук.
Пример расчета страхового запаса по основной формуле:
Средняя продажа (СП) = 100 штук/дней * 5 | Срок поставки (СРП) = 10 дней | Дни Страховки (ДС) = 5 дней
Страховой Запас (СЗ) = 100 * 5 = 500 штук
Точка заказа = СЗ + СП * СРП = 500 +100 * 10 = 1500 штук
Например, ваш страховой запас 500 штук, точка заказа 1500 штук (когда у вас на складе останется 1500, вы сделаете заказ на 2000 штук (по формуле оптимального заказа). За время пока товар будет к вам идти вы распродадите 1000 штук. Когда заказ прибудет на ваш склад, на остатках будет 500 штук страхового запаса.
Пример иллюстрирует соотношение страхового запаса и точки заказа.
Этот метод расчета является чрезвычайно простым, но требует постоянных ручных корректировок. Советуем использовать его вместе с ABC и XYZ анализом продаж.
Нормальное распределение
Нормальное распределение – это математический закон, который позволит предсказать вероятность продажи определенного количества.
Новая формула страхового запаса:
Страховой запас = Коэффициент обслуживания Z * Стандартное отклонение спроса * Квадратный корень от среднего срока поставки
Например, если вы продаете в среднем 1000 штук, у вас высокая вероятность продать 1000 штук в месяц, а вероятность продажи 500 или 2000 штук, например, гораздо ниже. На изображении видно, что это распределение является симметричным, то есть вероятность того, что вы продадите менее 1000 в следующем месяце, так же высока, как и вероятность продажи более 1000.
Страховой запас зависит от трёх факторов: уровня обслуживания, стабильности продаж и срока, на который рассчитывается страховой запас.
Уровень обслуживания определяет, с какой вероятностью покупатель сможет найти на полке нужный ему товар в нужном количестве.
Например, если вы хотите, чтобы средний уровень обслуживания (service rate или service level) составлял 50%, вам не нужен страховой запас, потому что у вас уже есть 50/50 шансов продать больше или меньше средней продажи.
С другой стороны, если вы хотите 90% уровня обслуживание, нормальное распределение даст коэффициент Z=1.28 для удовлетворения 90% спроса. Этот коэффициент используется в формуле, чтобы покрыть колебания спроса с 90% вероятностью.
Страховой запас также зависит от стабильности спроса. Стабильно продаваемая (т.е. примерно одинаковое количество из месяца в месяц) туалетная бумага требует меньший страховой запас, чем зонтики, даже если выставить для них одинаковый уровень сервиса. Поэтому средние продажи нужно умножить ещё и на стандартное отклонение. Стандартное отклонение показывает размах колебаний продаж вокруг среднего значения.
Очевидно также, что страховой запас, требуемый на 10 дней будет больше, чем страховой запас на 5 дней. Поэтому третий компонент формулы это количество дней поставки.
Какую формулу страхового запаса выбрать?
Если товар относительно редко продается – используйте основную формулу расчета страхового запаса. Если статистики по товару накопилось достаточно много – нормальное распределение.
Уровень сервиса лучше привязать к ABC-классу товара:
A – 95%, B – 90%, C – 85%
https://bit.ly/3wYiXqj
Комментариев нет:
Отправить комментарий