Система стратегического управления – подсистема управления организацией, которая охватывает все вопросы долгосрочного планирования деятельности и реализации долгосрочных планов.
Как любая система, система стратегического управления содержит в следующие составляющие:
- процессы,
- стратегические планы (стратегии),
- отчеты о реализации стратегических планов,
- нормативную документацию,
- органы стратегического управления,
- подразделения и сотрудников, связанных с разработкой и реализацией стратегии и другое.
Система стратегического управления и роль её основных элементов
С некоторыми вариантами определений стратегии развития мы ознакомились на предыдущем уроке. Теперь займемся понятиями более высокого уровня, в рамках которых стратегии развития и создаются.
О каких понятиях идёт речь? О том, что определяет саму возможность регулярного создания и обновления стратегии развития в организации. Ясно, что стратегия развития не может появиться сама по себе, стратегия – продукт функционирования определенной системы внутри организации.
Что это за система? Это система стратегического управления.
Некоторые считают, что система стратегического управления является неким циклом. Но как система вообще может быть циклом? Эта ссылка приведена, чтобы проиллюстрировать низкое качество информации в сети, особенно по таким сложным темам.
Сегодняшний урок даст правильное понимание. Ради этого мы даём возможность в бесплатном курсе ознакомиться с фрагментом закрытого урока из нашего практикума по внедрению системы стратегического управления.
Что такое система стратегического управления и из чего она состоит
Система стратегического управления, как и любая другая подсистема управления, содержит в себе множество составляющих, которые позволяют ей функционировать. Состав этой системы вы можете видеть на схеме ниже.
Как вы видите, система стратегического управления охватывает достаточно много составляющих. В этом уроке мы рассмотрим некоторые из их подробнее.
Начнем с процессов, связанных со стратегическим управлением компанией.
Процесс стратегического управления как составная часть системы
Процесс стратегического управления (стратегическое управление) – управленческий процесс организации, направленный на повышение её конкурентоспособности в долгосрочном периоде (долгосрочной конкурентоспособности), включающий в себя поиск и идентификацию изменений внешней и внутренней среды, формулирование, согласование и реализацию экономически эффективного способа реагирования.
Есть основания полагать, что процесс стратегического управления является основным процессом для компании. Ведь он предназначен для выживания организации в долгосрочном периоде. Те компании, которые имеют качественный процесс стратегического управления, живут дольше и лучше. Это подтверждено реальными научными исследованиями.
Обратите внимание, процесс стратегического управления, в отличие от стратегического планирования, является более широкой концепцией, и включает в себя:
- разработку стратегий,
- реализацию стратегий,
- стратегический контроль,
- корректировку методов реализации стратегий,
- корректировку целей.
Фактически, мы имеем дело со знаменитым циклом Деминга, применённым к контуру управления долгосрочными изменениями.
При этом обратная связь в стратегическом управлении осуществляется по принципу “тройной петли”, первая из которых заключается в корректировке методов реализации стратегий, вторая – в корректировке целей, а третья – в корректировке гипотез будущего развития, из которых мы исходим при разработке стратегии. Подробнее смотрите в видео выше.
Все три типа обратной связи должны быть отражены в процессах стратегического управления и их формальном нормативном обеспечении (регламентах) или в неформальном обеспечение через устоявшиеся управленческие процессы (управленческие рутины). В противном случае система стратегического управления вряд ли сможет выполнять свои задачи полноценно.
Стратегия развития как часть системы стратегического управления
Для лучшего уяснения понятия системы стратегического управления повторим одно из определений стратегии развития. На нём будет базироваться многое из того, что мы изучаем на следующих уроках этого бесплатного курса, а также на других наших обучающих программах.
Стратегия развития – логически обоснованное и сбалансированное по времени и ресурсам описание направлений развития, сфер деятельности и способов достижения долгосрочных целей организации с указанием состава, последовательности действий и необходимых для их реализации ресурсов (материальных и нематериальных).
Для нашего начального курса такого определения вполне достаточно и уже из него мы видим основные требования к системе стратегического управления. Она должна обеспечить создание стратегии развития со свойствами, никак не менее перечисленных в определении выше.
Хочу также отметить, что стратегии организаций бывают разные и в большинстве случаев требуется сделать не один документ, а комплект долгосрочных планов.
Обычно речь идёт о стратегии высшего уровня управления или корпоративной стратегии. Если же в компании только одно направление деятельности, то такая стратегия может называться бизнес стратегией. При этом в диверсифицированной корпорации с несколькими направлениями деятельности такие бизнес стратегии являются стратегиями второго уровня. Они создаются на базе корпоративной стратегии.
Следующим уровнем стратегий являются функциональные или инфраструктурные стратегии, которые обеспечивают своевременную адаптацию составных частей компании к реализации стратегии верхнего уровня. Для функциональных стратегий верхним уровнем может быть бизнес стратегии и/или корпоративная стратегия.
Также нам понадобится понимание о том, что такое отчеты о реализации стратегий, нормативная документация по процессу стратегического управления, регламенты, проектные документы по внедрению стратегического управления (например, техническое задание, план проекта и т.п.) и другие документы. Подробно эти документы мы изучаем в практикуме по внедрению системы стратегического управления.
Дополнительные понятия из области стратегического управления
Следующие понятия также пригодятся нам по ходу прохождения этого бесплатного курса.
Долгосрочная конкурентоспособность компании – интегральная характеристика эффективности компании, означающая ее способность выдержать конкуренцию в неблагоприятных рыночных условиях в течение продолжительного периода времени. Подробнее об этой характеристике можно почитать в специальной статье о долгосрочной конкурентоспособности.
Механизмы и инструменты управления – присущие конкретной организации системы и инструменты, с помощью которых осуществляется управление ее деятельностью (системы совещаний, принятия и трансляции решений, мотивации, обучения, информационные системы и т.п.). Некоторые из этих инструментов можно найти в последней колонке слайда ниже.
Каскадирование – процесс последовательной детализации стратегий (компании или корпорации), на исполнительский уровень (блоки, департаменты, отделы, работники), в ходе которого стратегические задачи верхних уровней преобразовываются в конкретные задачи и мероприятия на нижних уровнях. Подробно об этом мы рассказываем в уже упомянутом практикуме по внедрению системы стратегического управления.
Интеллектуальный капитал – все неденежные и нематериальные ресурсы, которые полностью или частично контролируются организацией. Эти ресурсы, как правило, задействованы в создании стоимости не сами по себе, а совместно с другими ресурсами.
Стратегически сфокусированная организация – организация, вся деятельность которой направлена только на реализацию её стратегии. Деятельность подразделений и сотрудников такой организации не содержит наследуемых, структурно обусловленных и других не создающих вклад в реализацию стратегии функций.
Стратегический диалог – элемент системы стратегического управления, охватывающий вопросы внутриорганизационных коммуникаций (взаимодействие между акционерами, руководством и работниками), которые направлены на выявление, формулирование и согласование видения развития организации, определение путей его достижения и управление конкретными действиями по достижению этого видения. Данное понятие используется при оценке системы управления компании с точки зрения способности реализовать стратегию развития.
Ответы на частые вопросы по системе стратегического управления
- Какое определение стратегии правильное?
По большому счету для бизнеса не важно, какое определение у стратегии, важно то, что она содержит, и как это помогает реализации целей. Упомянутое выше определение стратегии является наиболее полным. Требования к содержанию стратегии, перечисленные в этом определении, продуманы именно с точки зрения большей эффективности реализации стратегии развития. - Стратегия развития – это документ или нет?
Как правило, стратегия развития это документ, электронный или бумажный. Дело в том, что стратегия развития является продуктом соглашения сторон, учитывает состояние окружающей среды, гипотезы и допущения о её развитии в будущем, имеющиеся на определенный момент времени. Отобразить это вне документа или базы данных практически невозможно. - Что должно входить в этот документ?
Состав стратегии определяется несколькими факторами: организационным уровнем стратегии (корпоративный, бизнес, функциональный, инфраструктурный, личный), субъектом стратегии (корпорация, бизнес-направление, подразделение), целями, состоянием и динамикой окружающей среды и др. Подробнее мы говорим об этом в практикуме по разработке стратегии компании или подразделения. - Стратегия у компании одна или несколько?
Стратегия, как таковая, одна. Но для удобства управления ей на разных уровнях организации могут создаваться несколько взаимосвязанных документов, например, корпоративная, бизнес или функциональные стратегии. - Что такое долгосрочные планы подразделений?
Эти планы, при соблюдении ряда условий по их содержанию, могут являться стратегиями. Если подразделение занимается управлением какой-либо функциональной областью организации, то такая стратегия может называться функциональной, иногда, инфраструктурной. - На какой срок разрабатывать стратегии? Чем они отличаются от планов?
План – это четкий порядок действий, как правило, на год, без обоснования этих действий. Стратегия же создается на 3-5-10-20 и более лет в зависимости от отрасли и специфики бизнеса. Она является основой для последующей разработки планов подразделений и даже личных планов сотрудников.
©Дмитрий Рыцев
https://strategium.space/
Комментариев нет:
Отправить комментарий