Другие Аспекты Стратегии
В данном разделе собраны интересные и полезные материалы, имеющие отношение к стратегии, и не нашедшие отражения в предыдущих разделах ресурса
Выбор стратегии
В данном разделе даются разъяснения, почему классические стратегии не всегда работают на практике, дается описание и характеристика нового типа стратегии - стратегии "X-факторы", а также приводится модель выбора оптимальной стратегии
Почему классические стратегии не работают?
На практике классические стратегии, при всей своей изящности и логичности, не всегда работают: фирмы, реализующие схожие стратегии, показывают весьма несхожие результаты. А компании, не имеющие четкого позиционирования (те, что по выражению Портера "завязли в центре" и должны были бы, по его мнению, умереть) преуспевают (!). В чем секрет?
Причины провала стратегии
Чаще всего провал стратегии объясняется неэффективностью ее реализации (см. раздел "Реализация стратегии"). Однако существуют и другие причины неудач, проистекающих из ошибки выбора наиболее релевантного для данного рынка типа стратегии.
Классические стратегии (Ресурсная стратегия и Стратегия конкурентного позиционирования) не всегда применимы и/или эффективны на практике. Так, классические стратегии направлены на приобретение компанией устойчивого конкурентного преимущества за счет овладения важными для данного рынка стратегическими ресурсами (компетенциями). Причем такие ресурсы (компетенции) должны быть в теории ценны, редки, и сложно поддающимися копированию и имитации. Однако, благодаря современным финансовым, информационным и управленческим технологиям, большинство ресурсов в наше время относительно легко доступны и имитируемы. Кроме того, не на всех рынках существуют важные стратегические ресурсы, определяющие успех работы на данном рынке
Классические стратегии (Ресурсная стратегия и Стратегия конкурентного позиционирования) не всегда применимы и/или эффективны на практике. Так, классические стратегии направлены на приобретение компанией устойчивого конкурентного преимущества за счет овладения важными для данного рынка стратегическими ресурсами (компетенциями). Причем такие ресурсы (компетенции) должны быть в теории ценны, редки, и сложно поддающимися копированию и имитации. Однако, благодаря современным финансовым, информационным и управленческим технологиям, большинство ресурсов в наше время относительно легко доступны и имитируемы. Кроме того, не на всех рынках существуют важные стратегические ресурсы, определяющие успех работы на данном рынке
Выбор оптимальной стратегии
На рисунке проиллюстрирован принцип определения эффективной стратегии в зависимости от стратегической важности ресурсов и возможности эксклюзивно контролировать эти ресурсы на выбранном рынке:
- Если для выбранного рынка какой-либо ресурс обладает стратегической важностью и при этом возможность эксклюзивного обладания (или обладания ограниченным кругом организаций) высока - наиболее предпочтительной является ресурсная стратегия.
- Если для выбранного рынка стратегическая важность каких-либо ресурсов не высока и, в тоже время, есть возможности для эксклюзивного контроля над какими-либо ресурсами - наиболее предпочтительной является стратегия конкурентного позиционирования.
- Для тех рынков, на которых нет стратегически важных ресурсов, и нет возможностей для получения эксклюзивного контроля каких-либо ресурсов, определяющим является влияние внешних факторов.
- И, наконец, для тех рынков, на которых стратегическая важность каких-либо ресурсов высока, но, в тоже время, нет возможности для приобретения эксклюзивного контроля над такими ресурсами - наиболее эффективной является стратегия "Х-факторы"
Стратегия «X-факторы»
Компания, реализующая Стратегию "X-факторы", фокусируется в своей деятельности в первую очередь на следующих четырех активностях:
- Определение стратегического капитала организации
- Определение проблемного поля
- Определение стратегических работ (проектов)
- Нивелирование провалов ("дыр") в исполнении стратегии
Стратегический капитал
Стратегический капитал - это совокупный фонд конкурентных активов организации. К ним относятся:
- Сильные и слабые стороны организации, возможности и угрозы
- Материальные ресурсы (продукты, люди, географическое расположение, оборудование)
- Нематериальные ресурсы (компетенции, связи, корпоративная культура)
- Рыночные ресурсы (клиенты, партнеры, доля рынка)
- Организационные ресурсы (структура, системы, технологии, процессы)
Проблемное поле
Проблемное поле - это совокупность наиболее значимых для выбранного рынка проблем и аспектов деятельности
На рисунке представлены примеры проблемных полей для рынка розничной реализации бензина и рынка негосударственного пенсионного обеспечения
На рисунке представлены примеры проблемных полей для рынка розничной реализации бензина и рынка негосударственного пенсионного обеспечения
Стратегические работы (проекты)
Стратегические работы (проекты) - это распределение инвестиций стратегического капитала организации в текущем периоде. Иными словами, это те работы, которым в настоящий момент времени устанавливается наивысший приоритет, уделяется наибольшее внимание первых лиц компании, и в которые инвестируется львиная доля стратегического капитала организации
Исполнительские провалы («дыры»)
Исполнительские провалы ("дыры") - это наиболее типичные ошибки реализации стратегии. К ним относятся:
- неверное определение ресурсов: времени, капитала, людей, проектов;
- пренебрежение или недостаточная погруженность в важные проблемы;
- неспособность или нежелание решать решаемые проблемы
Классические стратегии или Х-факторы Резюме
Хотя успех компании, несомненно, определяется выбором и четкой реализацией стратегии, крайне важно определить верный тип стратегии, наиболее релевантный для рынка, на котором компания осуществляет свою деятельность. Здесь, самыми важными факторами, определяющими выбор конкретного типа стратегии, являются факторы внешней среды (рынка), а именно существование на рынке ценных стратегических ресурсов и наличие возможностей для получения эксклюзивного контроля над данными ресурсами. Для рынков, где стратегически важные ресурсы существуют, но они НЕ уникальны и доступны большинству участников, наиболее эффективной может оказаться стратегия "X-факторы", предполагающая четкую организацию работ по созданию стратегически важных ресурсов и компетенций, и эффективное их применение к наиболее важным проблемным областям данного рынка.
Организация, реализующая стратегию "X-факторы", не ищет пути для создания уникального конкурентного преимущества (через обладание редким, важным ресурсом, или уникальную конкурентную позицию на рынке). Успех этой организации зиждется на правильном определении проблемной области своего рынка, на четкой и объективной оценке своего стратегического капитала, на умении организовать стратегические работы и избегать попадания в исполнительские провалы
Организация, реализующая стратегию "X-факторы", не ищет пути для создания уникального конкурентного преимущества (через обладание редким, важным ресурсом, или уникальную конкурентную позицию на рынке). Успех этой организации зиждется на правильном определении проблемной области своего рынка, на четкой и объективной оценке своего стратегического капитала, на умении организовать стратегические работы и избегать попадания в исполнительские провалы
https://pribylov.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий