суббота, 25 мая 2024 г.

От оценки персонала к управлению талантами

 


Управление талантами снова в тренде. В соответствии с исследованием, проведенным PricewaterhouseCoopers, 79% топ-менеджеров называют дефицит квалифицированных кадров своим основным бизнес-риском.

К сожалению, управление талантами для многих компаний остается темой абстрактной, поскольку на предприятиях попросту отсутствуют некоторые базовые HR-процессы. Стержнем технологии «управления талантами» является оценка персонала. Как известно, управлять можно только тем, что можно измерить. И если мы хотим управлять талантами, нам нужно научиться применять методы оценки и измерения, которых множество.

В среде HR-специалистов (а иногда и провайдеров профессиональных услуг), есть некоторая терминологическая путаница. Это не только мешает, но и приводит к неоправданным ожиданиям от инструментов оценки.  В английском языке для задач, связанных с оценкой персонала, есть несколько терминов: assessment, review, appraisal, exam, evaluation, testing, grading и др. Применяются они в разных обстоятельствах,  и обозначают процедуры, так или иначе связанные с контролем и измерением. Не кажется ли Вам странным, что в российской практике все это часто обозначают одним термином «оценка персонала»?

Мы подготовили небольшой обзор инструментов оценки и комментарии по источнику возможных проблем и ограничению применения таких инструментов. 

Вид оценки

Назначение

Инструмент

Ограничения

Оценка знаний (тестирование) кандидатов и сотрудников

Проверка знаний

Профессиональное тестирование

Сотрудник прошедший хорошо тест, на практике может не применять знания, не имея навыков или желания.

Оценка личностных качеств сотрудника

Определение мотивационного профиля сотрудника

Психологическое тестирование

Под вопросом достоверность методик. Тестирование дает вероятностное проявление оцениваемого качества.

Оценка результативности сотрудника

Определение степени достижения поставленных целей

Performance appraisal, Rating

Сложность процедуры:  необходимо фиксировать договоренности о целях, отслеживать динамику исполнения в течение периода. Руководитель, проводящий оценку должен обладать необходимыми навыками. 

Оценка отдельных компетенций, обратная связь от руководителя и коллег

Выявление текущего уровня управленческих навыков, определение областей развития

Методика 360 градусов

Сложность процедуры: администрирование процедуры при большом количестве участников. Трудоемкость обработки результатов.

Необходима атмосфера доверия и открытости.

Оценка сотрудника на соответствие определенной модели компетенций

Комплексная оценка сотрудника. Сопоставление с моделью компетенций текущей должности или с несколькими другими (позициями кадрового резерва)

Центр оценки (Assessment center), People review

Сложность процедуры, обусловленная   включением в себя нескольких методик и необходимостью адаптации с учетом особенностей бизнеса. Требует серьезной подготовительной работы, привлечения экспертов и консультантов. 

Оценка должностной позиции

Определение суммы компенсации для позиции с учетом уровня компетенций и ответственности. Сравнение уровня вознаграждения со средними показателями по рынку и конкурентами

 

Грейдирование (Grading)

Требует подготовительной работы и высокой квалификации консультантов, реализующих процедуру. Трудоемкость процедуры: формирование обзора зарплат по рынку труда по категориям,  ранжирование компетенции должностной позиции с учетом рынка труда и возможностей компании.




Любая периодическая оценка персонала (как, например, оценка 360 градусов) может превратиться в ад для HR-руководителя. Процедура требует не только сложной подготовительной работы: определения критериев оценки для каждой позиции, формирования списка сотрудников подлежащих оценке, определения оценивающих; но и высокой трудоемкостью процесса администрирования: мотивационные мероприятия с менеджерами (встречи, разъяснения, обучение), рассылка опросных листов, сбор и консолидация результатов оценки, оповещение о результатах и формирование планов развития.

При этом, если результаты оценки сотрудников не связаны с планами их развития и обучения, то такая оценка имеет низкую ценность в глазах, как менеджеров, так и рядовых сотрудников. Кроме того, забегая вперед, у сотрудника будет низкая мотивация в развитии своих компетенций, если он не понимает связи между своим карьерным ростом и результатами оценки.  И напротив, включение в кадровый резерв на руководящую должность – может стать сильным мотивирующим фактором для сотрудника по развитию необходимых компетенций. Другими словами, оценка персонала, выдернутая из контекста задач развития окажется неэффективной.

И еще один важный момент. Полноценное управление талантами возможно тогда, когда есть возможность наблюдать в динамике результаты прошедших процедур оценки. В идеале – в единой базе, когда все заинтересованные лица (руководители, наставники, HR-специалисты) имеют доступ к историческим данным по прошлым оценкам сотрудника и реализации его планов развития.

Для перехода к полноценному управлению талантами необходимо не только внедрение ряда базовых HR-процессов, связанных с оценкой, но и создание digital-инфраструктуры, способной поддерживать такие процессы. 


Александр Белов - действующий консультант в области KPI-управления, бизнесмен с опытом управления 20 лет

https://tinyurl.com/ym68858a

Комментариев нет:

Отправить комментарий