среда, 5 июля 2017 г.

Барбара Оакли. Думай, как математик

Принято считать, что математики — это люди, наделенные недюжинными интеллектуальными способностями, которые необходимо развивать с самого детства. И большинству точность и логичность математического мышления недоступна. Барбара Оакли, доктор наук, доказывает, что каждый может изменить способ своего мышления и овладеть приемами, которые используют все специалисты по точным наукам. Она призывает читателей тренировать свой мозг и подтверждает на конкретных примерах, что каждый может изменить способ своего мышления и овладеть приемами, которые явно или неявно используют все специалисты по точным и естественным наукам. Прочитав эту книгу, вы научитесь: эффективно решать задачи из любой области знаний; освоите метод интерливинга (чередование разных типов задач); научитесь «сжимать» ключевые идеи так, чтобы их было удобнее удержать в памяти, и узнаете о возможностях своего мозга очень много нового! Книга будет особенно полезна студентам и школьникам.
Барбара Оакли. Думай, как математик: Как решать любые проблемы быстрее и эффективнее. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 284 с.

Глава 2. ЛЕГКОСТЬ — ЛУЧШИЙ ПОДХОД


Когда вы впервые начинаете просматривать главу учебника по математике или естественным наукам, полезно пробежать глазами весь раздел, составляя себе общую картину: взглянуть не только на схемы, диаграммы и фотографии, но и на заголовки разделов, выводы и даже на вопросы в конце текста (если они есть). На первый взгляд такой подход кажется нелогичным — вы ведь еще не читали главу! — однако он помогает настроить «мыслительный насос». Таким способом еще до того, как начать внимательное ознакомление с текстом, вы создаете незаметные нейронные зацепки для восприятия, которые облегчат вам усвоение материала.
Нейробиология выделяет два типа систем, попеременно используемых мозгом. Это системы, ответственные за состояние повышенного внимания и за более расслабленное состояние покоя – «сфокусированное мышление» и «рассеянное мышление». В рассеянном состоянии мозг способен незаметно, в качестве фонового процесса, обдумывать то, на чем вы в данный момент не сосредоточены. Сфокусированное мышление крайне важно для изучения математики и естественных наук. Оно предполагает прямое обращение к решаемой задаче и использует рациональный, последовательный и аналитический подход.
Рассеянное мышление дает нам возможность испытывать внезапные озарения и находить неожиданные решения, когда мы бьемся над какой-нибудь задачкой. Также оно ассоциируется с широким ракурсом и способностью видеть всю картину целиком. Такое расслабление позволяет различным участкам мозга возвращать догадки и озарения в активную зону. (Эдвард де Боно предложил термины «вертикальное» и «латеральное» мышление, которые примерно соответствуют моим терминам «сфокусированное» и «рассеянное» мышление; см.  Эдвард де Боно. Латеральное мышление.)
Для лучшего понимания сфокусированных и рассеянных мыслительных процессов мы немного поиграем в пинбол (метафоры — мощное средство для изучения математики и естественных наук; рис. 1).

Рис. 1. В игре, называемой «Пинбол», шарик (отождествляемый с мыслью) выбрасывается пружиной и начинает беспорядочно отскакивать от резиновых буферов, выстроенных в ряды. Два пинбольных автомата, изображенные здесь, — символы сфокусированного (слева) и рассеянного (справа) мышления. Сфокусированный режим соотносится с усиленной сосредоточенностью на конкретной задаче или понятии. Однако в сфокусированном состоянии вы порой внезапно обнаруживаете, что, глубоко сосредоточившись на задаче, пытаетесь ее решить с помощью неверных мыслей, гнездящихся в других местах мозга — не в тех, где находятся «правильные» мысли, нужные для решения задачи.
В качестве примера посмотрите на верхнюю «мысль», которую пинбол-автомат поначалу перебрасывает с места на место на левой иллюстрации. Эта мысль очень далека от нижнего участка мыслей и никак с ним не соединена. Обратите внимание: часть «верхнего» участка мысли движется по широким дорожкам — это значит, что нечто подобное вы уже обдумывали. Нижняя часть — новая мысль: под ней нет широких протоптанных путей.
Рассеянный, расфокусированный подход (справа) часто связан с широкой перспективой и представлением об общей картине. Этот способ мышления полезен при получении новых знаний. Как видите, рассеянное мышление не дает четко сосредоточиться на конкретной задаче, зато позволяет ближе подойти к решению, поскольку буфера поставлены редко и потому пути между ними длиннее.
При изучении математики и естественных наук может возникнуть «эффект установки», при котором уже имеющаяся у вас идея или начальная мысль препятствует поиску лучшей идеи или решения (подробнее см. Даниэль Канеман. Думай медленно… решай быстро). Мы видели это на иллюстрации с пинбол-автоматом, относящейся к сфокусированному состоянию: там изначальная мысль уходила в верхнюю часть мозга, хотя последовательность ходов, приводящая к верному решению, лежала в нижней части.
Почему мы мыслим в двух разных режимах? Ответ может быть связан с двумя главными задачами, которые приходилось решать позвоночным для того, чтобы выжить и передать гены потомкам. Например, птица сосредоточена на том, чтобы склевывать с земли мельчайшие частицы зерен, и при этом она должна следить за небом на случай появления хищников (например, ястребов). Как добиться выполнения двух таких несхожих задач? Конечно же, разделить их. Одно полушарие мозга фокусируется на сосредоточенном внимании, необходимом для клева пищи, а другое сканирует горизонт на предмет опасности. Если каждое из полушарий склонно к своему типу восприятия, шансы выжить повышаются. При наблюдении за птицами мы видим, что они сначала клюют, затем делают паузу и оглядывают горизонт — почти, как если бы переключались со сфокусированного на рассеянное восприятие.
У людей мозговые функции разделены схожим образом. Левое полушарие больше связано с тщательно сфокусированным вниманием. Правое больше отвечает за расфокусированное сканирование окружающей среды, взаимодействие с другими людьми и обработку эмоций.
Предлагаю вам когнитивное упражнение, которое поможет почувствовать переход от сфокусированного мышления к рассеянному. Сможете ли вы передвинуть всего три монеты так, чтобы повернуть треугольник углом вниз? Ответ в конце заметки.


Рис. 2. Передвиньте три монеты так, чтобы повернуть треугольник углом вниз
Остановитесь и вспомните. Отведите взгляд от экрана. Каковы основные идеи этой главы? Если вам не удалось вспомнить с первой попытки — ничего страшного. Продолжайте практиковать этот метод, и со временем вы заметите, что и читать, и запоминать становится легче.

Глава 3. УЧИТЬСЯ — ЗНАЧИТ ТВОРИТЬ

Стоит вам отвлечься от задачи, которой занимались, — и рассеянное мышление вступает в силу, мысль начинает перебегать от буфера к буферу по широкому пространству, пока не наткнется на решение.


Рис. 3. Гениальный изобретатель Томас Эдисон применял хитрый трюк для переключения со сфокусированного мышления в рассеянное. При решении сложных задач он не зацикливался на поисках решения, он просто отправлялся подремать, но не в постели, а на кресле в гостиной. Изобретатель брал в руку шарикоподшипник, а на пол ставил тарелку. Он расслаблялся, мысли переходили в свободное и открытое рассеянное состояние. Когда Эдисон засыпал, подшипник выпадал из руки и звякал о тарелку — от этого ученый просыпался и успевал ухватить мысли, пришедшие в расслабленный мозг, и использовать их для новых изобретений.
Рассеянное мышление не только помогает взглянуть на материал под другим углом, но и позволяет встроить новые идеи в уже знакомую картину, присоединить их к уже известным фактам. В свете этого становится ясен смысл выражения «Утро вечера мудренее»: перед принятием серьезных решений обычно полезно поспать.
Последите за собой! В следующий раз, когда вас что-то расстроит, попробуйте мысленно дистанцироваться и понаблюдать за своей реакцией. Раздражение и неудовлетворенность — иногда хорошие помощники, способные подтолкнуть к успеху, но иногда из-за них могут перекрыться участки мозга, играющие важную роль при обучении. Растущее недовольство обычно знак того, что пора сделать перерыв и переключиться в рассеянный режим.
Если вы в тупике, лучше всего спросить совета у однокашников, коллег или преподавателя. Чужое мнение даст вам другую точку зрения на то, как решить задачу, или новую аналогию для понимания новой концепции. Однако перед обращением к другим лучше сначала поработать над задачей самостоятельно, тогда основные понятия нужным образом отложатся в мозгу, и вы лучше воспримете сторонние объяснения. Усвоить материал — значит разобраться в знаниях, а для этого нужно эти знания иметь.
Важно упомянуть две главные системы памяти: рабочую память и долговременную память [19]. Рабочая — это часть памяти, которая имеет дело с текущей, сознательно обрабатываемой информацией. Прежде считалось, что рабочая память в состоянии удержать семь объектов («порций»), однако сейчас обычно полагают, что рабочая память удерживает всего четыре порции информации. Долговременную память можно сравнить со складом. Попавший в нее объект обычно остается там надолго.
Исследования показали: если для запоминания определенного материала повторять его 20 раз в течение одного вечера, результат будет куда хуже, чем в случае, если повторять его столько же раз на протяжении нескольких дней или недель. Это можно сравнить с возведением кирпичной стены. Если не оставлять времени на застывание раствора (т. е. на установление и укрепление синаптических связей), то хорошей конструкции не получится.
Пусть мозг поработает в фоновом режиме. В следующий раз, когда вам попадется сложная задача, поработайте над ней несколько минут, а когда зайдете в тупик — переключитесь на другую. Первая задача при этом будет обдумываться в рассеянном режиме, фоном. Когда позже к ней вернетесь, вы, скорее всего, приятно удивитесь тому, насколько продвинулись в ее решении.
Возможно, вас удивит информация о том, что при бодрствовании в мозгу образуются токсичные вещества. Во время сна клетки сжимаются, из-за чего расстояние между ними существенно увеличивается — а это все равно что повернуть кран: в таком состоянии жидкость вымывает токсины. Такая еженощная «уборка» — часть процесса, сохраняющего мозг в здоровом состоянии. Во сне мозг заново обращается к некоторым из самых сложных частей того, что вы пытаетесь выучить, и углубляет и усиливает нейронные связи. Мозг, которому недодают сна, попросту не в состоянии формировать нейронные связи, обычные для нормального мыслительного процесса.
Будьте готовы спорить. Существует отрицательная корреляция между уровнем креативности и «соглашательством»: обычно более творческие результаты показывают люди, не склонные соглашаться.

Глава 4. ПОРЦИИ ИНФОРМАЦИИ И ИЛЛЮЗИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ

При освоении математики и естественных наук один из главных шагов — создание понятийных порций, т.е. ментальных связок, объединяющих отдельные фрагменты информации через общий смысл (рис 4).


Рис. 4. Формирование порций информации. Когда вы впервые сталкиваетесь с новым математическим или естественно-научным понятием, оно часто приводит вас в замешательство — на верхнем рисунке это иллюстрируется головоломкой слева. Простое запоминание факта (в центре) без понимания или контекста не ведет к усвоению материала и осознанию того, как изучаемое понятие соотносится с другими: заметьте, что края фрагментов головоломки нигде не совпадают, так что вы не можете сложить их в единую картинку. Формирование порции (справа) — это мысленная связка, помогающая объединить оба вида информации по смыслу. Такое логическое единство делает порцию легкозапоминающейся и позволяет увидеть ее место среди прочего изучаемого материала.
Попытки вспомнить материал, который вы изучаете, — т. е. практика извлечения данных из памяти, — гораздо эффективнее простого перечитывания. Перечитывание может быть полезно лишь в одном случае: если вы при этом делаете значительные перерывы, так что все занятие становится упражнением по интервальному повторению материала.
Стивен Джонсон в своей блестящей книге Откуда берутся хорошие идеи описывает «медленную интуицию» — тихое, растянутое на годы чередование сфокусированного и рассеянного состояния, которое приводит к творческим прорывам разного масштаба — от эволюционной теории Дарвина до создания Интернета. Главная составляющая «медленной интуиции» — мысленный доступ к разным аспектам определенной идеи. В таком режиме некоторые аспекты случайным образом стыкуются с другими аспектами в пробном режиме, пока не возникнет новое понятие или подход.
Не понимаю! Что делать? Если вы не понимаете метод, которому вас учат, то остановитесь и попробуйте вернуться назад. Зайдите в Интернет и выясните, кто первым предложил этот способ или, кто раньше его использовал. Попытайтесь понять, каким образом первооткрыватель метода пришел к такой идее и почему этот прием до сих пор применяется, — так вы можете наткнуться на простое объяснение, которое даст вам необходимую информацию о том, почему этому методу решения учат студентов и зачем он вам может понадобиться.
Практика повторения математических и естественно-научных понятий и решения задач помогает формированию порций информации — надежных нейронных паттернов, богатых контекстами. В сущности, освоение любых навыков или учебных дисциплин требует большого количества упражнений с разными контекстами: это помогает создавать нейронные паттерны, необходимые для того, чтобы новый навык хорошо вписался в ваш стиль мышления.
Повторение материала вдалеке от привычного места занятий, например, во время прогулок, помогает укрепить знания, поскольку позволяет взглянуть на них с другой точки зрения.
Интерливинг, или чередование, — это вид деятельности, при котором вы имеете дело с разными типами задач, решение которых требует разных стратегий. Чередование лучше избыточных повторений.
Проводя время с родственником, другом или однокурсником, перескажите ему суть того, что вы изучали (из этой книги или из материала, относящегося к учебным предметам). Пересказ изучаемого материала не только подпитывает ваш энтузиазм и делает его заразительным, но также проясняет и укрепляет в сознании нужные понятия и идеи — так вы лучше будете их помнить в ближайшие недели и месяцы. Даже если вы изучаете очень сложные дисциплины, их упрощенное изложение тем, кто имеет другую специальность, может укрепить ваше собственное понимание предмета.

Глава 5. КАК НЕ ПОДДАТЬСЯ ПРОКРАСТИНАЦИИ

Прокрастинация — одна из крупнейших проблем нынешнего поколения. У нас столько соблазнов! Мысли текут примерно так: сейчас начну делать домашние задания, только сначала проверю Facebook, Twitter и почту. И даже не замечаю, как пролетел час. Даже когда я приступаю к заданиям, эти сайты у меня открыты на рабочем столе. Мне нужно найти способ просто-напросто сосредоточиться на учебе и домашних заданиях. Наверное, это сильно зависит от окружающей обстановки. Не нужно все откладывать на последнюю минуту.
Мы прокрастинируем в отношении того, что нам неприятно. Дистанцироваться от того, в чем вы не преуспеваете, довольно легко. Однако, чем лучше вы овладеваете каким-то навыком или предметом, тем больше удовольствия он вам доставляет.

Глава 6. ЗОМБИ ВОКРУГ НАС

Формирование порций информации — нейронных паттернов, автоматически образующихся в результате частого повторения, — очень близко соотносится с привычкой. Привычка — средство экономии наших сил, она позволяет освободить сознание для других видов деятельности (подробнее см. Чарлз Дахигг. Сила привычки. Почему мы живем и работаем именно так, а не иначе). При выполнении привычного действия вы не применяете сфокусированный режим для обдумывания того, что делаете. Это экономит вам силы.
У привычных действий четыре этапа: сигнал, последовательность действий, вознаграждение, вера. Ключевой метод перестройки привычки — найти чувствительное место: вашу реакцию на сигнал. Единственный шаг, который требует силы воли, — изменить реакцию на сигнал.
Эксперт по прокрастинации Пирс Стил, автор книги «Уравнение прокрастинации» (The Procrastination Equation), отмечает: «Если вы защищаете свой распорядок дня, со временем он начнет защищать вас».
Привычки сильны потому, что они формируют влечение на нейробиологическом уровне. Если вам нужно преодолеть предыдущую тягу к чему-то, придумайте новую награду.
Сосредоточьтесь на процессе, а не на «продукте». Процесс — это течение времени, а также привычки и действия, с ним ассоциируемые. «Я собираюсь 20 минут поработать». «Продукт» — это то, что должно получиться в итоге: например, выполненное до конца домашнее задание. Чтобы избежать прокрастинации, не сосредотачивайтесь на продукте.
Делайте пометки! Очень полезно заранее помечать для себя в книге конец ежедневной «нормы» занятий — закладкой или клейкой бумагой для заметок. Так процесс получается нагляднее: когда вы видите финишную прямую, повышается мотивация!
Метод помидора — это техника, призванная помочь сфокусировать внимание на короткий промежуток времени. Помидором он называется потому, что Франческо Чирилло, изначально разработавший эту систему тайм-менеджмента в 1980-х, использовал кухонный таймер в форме помидора. Метод помидора предполагает, что таймер будет выставляться на периоды по 25 минут. Как только таймер запущен, вы в игре. Никаких вылазок в Интернет, телефонных разговоров или SMS-переписок с друзьями. Этот метод подробно описан в книге: Нётеберг Ш. Тайм-менеджмент по помидору: Как концентрироваться на одном деле хотя бы 25 минут.
Вы можете возразить, что работать по таймеру — это стресс. Однако исследователи выяснили нечто примечательное и неожиданное. Если заниматься в условиях легкого стресса, то вы будете легче переносить тяжелые стрессы. Крупные профессионалы в таких разных сферах, как медицинская хирургия и компьютерное программирование, время от времени специально ищут тренеров, которые поместили бы их в стрессовую ситуацию и тем самым заставили бы работать с большей отдачей.
Многозадачный режим – иллюзия. Когда делаете сразу много дел, вы быстрее устаете. Каждое переключение внимания отнимает силы, хотя такие переходы кажутся мелкими, усталость от них накапливается, и в результате вы тратите больше энергии, чем нужно.
«Практика приводит к совершенству» — наглая ложь. «Практика делает вас лучше» — неправда. Говорят, что опыт — лучший учитель. Нет, лучший учитель — это неудача. Лучше всех учится тот, кто лучше справляется с неудачами и делает их ступенью для дальнейшего обучения».

Глава 8. СПОСОБЫ, СОВЕТЫ И ХИТРОСТИ

Признанный специалист по менеджменту Дэвид Аллен отмечает: «Люди, достигшие высокого уровня личной эффективности, сделали “трюки” обязательной составляющей своей жизни. Наше сознание принимает решения о действиях, тогда как наше подсознание почти автоматически вырабатывает поведение, способствующее достижению хороших результатов».
Автор книги Легкий способ перестать откладывать дела на потом Нейл Фьоре предлагает составлять подробное ежедневное расписание дел на неделю или две вперед, чтобы определить проблемные точки для прокрастинации. Следить за своим поведением при этом можно разными способами, главное — вести письменный отчет за несколько дней, который поможет изменить ситуацию (см. также Нейл Фьоре. Психология личной эффективности).
Лучший способ взять под контроль свои привычки очень прост: раз в неделю пишите короткий список ключевых задач на неделю. Затем ежедневно пишите список задач, над которыми нужно поработать или которые нужно завершить (см. Ежедневник: Метод Стивена Кови). Если не систематизировать дела посредством списка, они будут толпиться в мозгу, готовясь обосноваться в четырех или более ячейках рабочей памяти, и занимать ценное пространство. А после составления списка дел рабочая память высвобождается для решения задач (подробнее см. Использование метода Getting Things Done для работы с электронной почтой).
Дафна Грей-Грант — коуч, работающий с писателями, — обычно советует своим клиентам: «Съедайте лягушек сразу поутру». Делайте самую важную и неприятную работу в первую очередь, как только проснетесь. Это невероятно эффективно.
Простейший таймер, карандаш и бумага — часто самые действенные средства избегать прокрастинации, однако незачем пренебрегать достижениями технологии. Вот перечень некоторых из наиболее эффективных средств, предназначенных для студентов.
Таймеры. Метод помидора: http://pomodorotechnique.com/
Задачи, планирование, карточки:
30/30 — комбинация таймеров со списком дел: http://3030.binaryhammer.com/
StudyBlue — комбинация карточек и заметок с SMS-напоминанием, когда надо приступить к работе, а также с прямой ссылкой на материал: https://www.studyblue.com/
Evernote — одно из моих любимых средств, очень популярное из-за заметок со списком дел и возможности разрозненных записей отдельных фрагментов информации (заменяет бумажные блокноты, которые писатели носили с собой, чтобы записывать идеи): https://evernote.com/intl/ru/
Anki — одна из лучших систем для работы с карточками, имеет прекрасный алгоритм интервальных повторений, предлагает отличный набор готовых наборов карточек для различных учебных предметов: http://ankisrs.net/
Google Tasks and Calendar: http://mail.google.com/mail/help/tasks/
Ограничение времени пребывания на ненужных сайтах:
Freedom — предмет восторга для множества пользователей, версии для MacOS, Windows, and Android: https://freedom.to/
Взбодритесь сами и взбодрите других:
43 Things — сайт для установки целей: http://www.43things.com/
StickK — сайт для установки целей: http://www.stickk.com/
Coffitivity — тихий фоновый шум, похожий на звуки в кафе: https://coffitivity.com/
Самое доступное средство блокировки:
Отключите звук в компьютере и смартфоне!

Глава 9. ЗОМБИ-ПРОКРАСТИНАЦИИ

За многие годы я не раз слышала от студентов фразу: «На самом деле я же знаю материал». Они утверждают, будто провалили экзамен только потому, что плохо себя чувствуют в жесткой атмосфере тестирования. Однако часто их сокурсники рассказывают мне, что эти жалующиеся студенты совсем не занимаются или занимаются слишком мало. К сожалению, неверное представление о собственных силах порой доходит до самообмана. Я убеждена, что частично именно поэтому работодатели предпочитают нанимать тех, кто преуспел в математике и точных науках: хорошие оценки по этим дисциплинам часто являются объективными показателями способностей претендента справляться со сложными задачами.

Глава 10. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПАМЯТИ

Мнемонические приемы, которые использовались в древности и применяются до сих пор, основаны на природных способностях зрительно-пространственной памяти. Нашим предкам не нужна была вместительная память на имена и цифры, зато нужно было помнить то, как добраться домой после трехдневной охоты.
Метод «дворца памяти» основан на том, чтобы вызвать в памяти знакомое место – скажем, ваш дом – и использовать его в качестве визуальной основы: на нее можно наложить образы-понятия, которые вы хотите запомнить. Этот метод полезен для запоминания разрозненных предметов — например, списка покупок (молоко, хлеб, яйца). Чтобы заставить «дворец памяти» работать, можно вообразить, например, гигантскую бутылку молока в прихожей, хлеб на диване, а разбитое яйцо пусть стекает каплями с кофейного столика. Иными словами, вы должны вообразить, будто идете по знакомому помещению или местности, где в неожиданных местах торчат предметы, которые вам нужно запомнить (рис. 5). Одно из исследований показало, что человек, применяющий метод «дворца памяти», может запомнить более 95% списка из 40–50 предметов после 1–2 мысленных «прогулок» по местному университету, на территории которого были «разложены» эти предметы.


Рис. 5. Пройдитесь по «дворцу памяти» и расположите в нем запоминаемые предметы. Это полезный способ запоминать перечни — например, пять компонентов рассказа или семь этапов научного исследования.

Глава 11. ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ПО ЗАПОМИНАНИЮ

Один из лучших способов не просто запомнить, а постигнуть смысл математического и естественно-научного понятия — придумать для него метафору или аналогию, причем чем более зримым будет образ, тем лучше. Метафоры помогают зафиксировать идею в сознании, поскольку они устанавливают связь с уже существующими нейронными структурами.
Информация, которую вы не повторяете, легко теряется или забывается: метаболические вампиры высасывают ее из памяти.
Еще один способ облегчить запоминание — объединять явления, понятия, факты и прочее в группы (см. Барбара Минто. Принцип пирамиды Минто. Золотые правила мышления, делового письма и устных выступлений).
Существуют специальные фразы для запоминания, помогающие студентам удерживать в памяти информацию о различных явлениях: первая буква каждого слова в такой фразе является также первой буквой слова из того списка, который нужно запомнить. Простейший пример — предложение «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для запоминания цветов спектра.
Рукописные карточки помогают знаниям надежнее осесть в мозгу. И хотя исследований по этому поводу довольно мало, многие преподаватели отмечали, что, когда человек пишет ручкой, срабатывает его мышечная память.

Глава 12. УЧИМСЯ ЦЕНИТЬ СВОЙ ТАЛАНТ

Шахматным гроссмейстерам, врачам реанимации, боевым летчикам и представителям многих других профессий часто приходится быстро принимать сложные решения. В таких случаях они перестают прислушиваться к разуму и пускают в ход хорошо тренированную интуицию, полагаясь на широкий набор глубоко укоренившихся порций информации. В некоторых случаях осознанное «понимание» того, почему вы что-то делаете именно так, замедляет и усложняет процесс принятия решений, в результате чего вы делаете худший выбор.

Глава 13. ФОРМИРУЕМ МОЗГ

Наше понимание нейронного развития пока находится в зачаточной форме, однако проясняется одно: мы можем существенно менять мозг, меняя способ мышления. Если вы усвоили одну порцию по одному учебному предмету, то вам будет легче усвоить или сформировать аналогичную порцию по другому предмету. Основы математики, например, применимы к физике, химии и инженерным специальностям, а также используются в экономике, бизнесе и моделировании человеческого поведения. Вот почему студентам, специализирующимся на физике или инженерном деле, защитить магистерскую степень по бизнес-администрированию легче, чем тем, кто занимается языками или историей. Независимо от вашей профессии — нынешней или той, которой вы только овладеваете, — не замыкайтесь в одной области и обязательно изучайте математику и естественные науки.

Глава 14. РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО ЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ УРАВНЕНИЯ-СТИХИ

Работы Мандельброта по созданию новой геометрии дали нам понимание того, что порой даже то, что на глаз кажется громоздким и бессистемным (например, форма облаков или рисунок береговой линии), в некоторой степени тоже подчиняется определенному порядку (см. Бенуа Мандельброт. (Не)послушные рынки: фрактальная революция в финансах).
При изучении математики и естественных наук одно из самых важных действий — мысленно оживить абстрактные идеи. Теория относительности Эйнштейна возникла не в силу его математических навыков (он часто вынужден был прибегать к сотрудничеству с математиками, чтобы продвинуться в своих исследованиях), а благодаря его воображению. Он думал о себе как о фотоне, летящем со скоростью света, а затем представлял, как его может воспринимать другой фотон.
Упрощение — тоже важный фактор. Ричард Фейнман просил ученых, занимающихся естественными науками и математикой, объяснить свои научные идеи простым языком, так чтобы они были ему понятны (см. Леонард Млодинов. Радуга Фейнмана. Поиск красоты в физике и в жизни). Чарльз Дарвин делал почти то же самое. Стараясь прояснить ту или иную концепцию, он представлял, будто в его кабинет кто-то вошел. Он откладывал перо и пытался объяснить воображаемому собеседнику свою идею самыми простыми словами — так он находил способ, которым можно описать это явление в публикациях.
Понаблюдайте за тем, как вы беседуете с людьми об изучаемых вами дисциплинах. К своему удивлению, вы обнаружите, что ситуация, когда понимание приходит в результате попыток объяснить что-то себе или другим, встречается гораздо чаще ситуаций, когда объяснение обусловлено пониманием. Потому-то преподаватели так часто говорят, что впервые постигли материал лишь тогда, когда им пришлось его преподавать.
Перенос — это способность применить то, что вы изучаете, в новом контексте. Это одна из причин, почему математики любят преподавать математику абстрактную, не связанную с какой-либо наукой или практикой. Они стремятся показать учащимся суть понятий и тем самым облегчить перенос идей в другие сферы. Проблема состоит в том, что часто бывает куда легче понять математический принцип, если он применен к конкретной задаче, — пусть даже в будущем это осложнит его перенос в другие области. Неудивительно поэтому, что между приверженцами прикладного и абстрактного подходов к обучению математике существуют постоянные трения.

Глава 15. МЫ В ОТВЕТЕ ЗА СОБСТВЕННЫЕ ЗНАНИЯ

Упорство часто бывает важнее ума. Поставить себе целью усвоить материал самостоятельно — уникальный путь к овладению знаниями. Как бы ни были хороши преподаватели и учебники, при самостоятельном изучении других книг и видеоматериалов вы начинаете понимать, что материал, усвоенный с помощью преподавателей и учебников, — это всего лишь часть общей трехмерной реальности изучаемого предмета, связанной с другими, еще незнакомыми вам темами, к которым вы можете перейти в результате собственного выбора.
Научитесь при общении с преподавателями не застревать на фазе поглощения информации: заставьте себя раскрыть рот и начать задавать вопросы — четкие и по делу.

Глава 16. КАК ИЗБЕЖАТЬ ИЗЛИШНЕЙ УВЕРЕННОСТИ

Исследования дают массу свидетельств тому, что правое полушарие помогает отстраниться от конкретной цели и увидеть ее в общем ракурсе. В ситуациях, когда вы быстро делаете домашнюю работу или решаете задачи на контрольной, не перепроверяя выполненного, вы поступаете в некотором смысле как человек, отказывающийся задействовать определенные участки мозга. Вы не останавливаетесь, чтобы мысленно передохнуть и затем переосмыслить сделанное, имея в голове более широкую картину. Как заметил однажды ведущий нейробиолог Вилейанур Рамачандран, правое полушарие служит неким подобием «адвоката дьявола, проверяющего статус-кво и ищущего общие нестыковки», в то время как «левое полушарие всегда упорно пытается держаться старых путей» (см. Вилейанур Рамачандран. Мозг рассказывает. Что делает нас людьми). Майкл Газзаниги установил, что левое полушарие интерпретирует для нас окружающую жизнь и пойдет на многое, чтобы сохранить эти интерпретации неизменными.
Единицы измерения — ваши друзья. Если единицы по разные стороны знака равенства не совпадают, то уравнение неверно.

Глава 17. ЭКЗАМЕНЫ И ТЕСТЫ

Тестирование — необычайно мощный опыт обучения. Когда вам выдали задания, сначала бегло посмотрите на них и оцените то, что вам предстоит сделать (это вам нужно делать в любом случае). При этом не упускайте из виду задачу, которая кажется самой сложной. Затем приступайте к решению задач, начиная с самой сложной, однако твердо пообещайте себе переключиться с нее на что-то другое, если на первой-второй минуте дело застопорится или вы заподозрите, что идете по неверному пути. Такой метод очень полезен потому, что загружает в память первую, самую сложную задачу и затем переключается с нее на другие. Оба этих вида деятельности могут запустить в действие рассеянный режим. Техника «сначала сложное, затем простое» делает работу мозга более эффективной, поскольку она позволяет разным участкам мозга трудиться над несколькими задачами одновременно.
Если вы склонны паниковать перед экзаменом: ненадолго переключите внимание на то, как вы дышите. От глубокого вдоха кислород проникает в нужные участки мозга, а это служит сигналом того, что все хорошо, и помогает успокоиться. Одна из причин экзаменационного ступора — то, что студенты лихорадочно бросаются решать задачу раньше, чем в ней разберутся. Научитесь останавливаться на несколько секунд перед выполнением задания или тогда, когда зашли в тупик: это поможет найти лучший путь к решению и избавит от болезненного осознания того факта, что часть драгоценного времени ушла на решение задачи неверным способом.

Глава 18. РАСКРОЙТЕ СВОЙ ПОТЕНЦИАЛ

Десять способов преуспеть на экзамене. Что надо делать в процессе усвоения учебного материала:
  1. Стараться вспоминать.
  2. Проверять себя.
  3. При решении задач создавать порции информации.
  4. Следовать правильному режиму повторения материала.
  5. Применять разные подходы, практикуясь в решении задач.
  6. Делать перерывы.
  7. Объяснять материал воображаемому собеседнику и пользоваться простыми аналогиями.
  8. Сосредотачиваться.
  9. Сначала съедать лягушек.
  10. Помнить о своей мечте.
Десять способов провалить экзамен. Что не надо делать в процессе усвоения учебного материала:
  1. Пассивно перечитывать, т. е. просто сидеть и скользить взглядом по тексту.
  2. Делать слишком много выделений в тексте.
  3. Заглядывать в раздел ответов и, узнав способ решения задачи, считать, будто теперь вы знаете, как ее решить.
  4. Начинать готовиться к тестированию в последний момент.
  5. Раз за разом решать однотипные задачи, способ решения которых вы уже знаете.
  6. Превращать совместные занятия с друзьями в посиделки.
  7. Игнорировать необходимость прочитать нужный раздел учебника, прежде чем приступить к решению задачи.
  8. Пренебрегать возможностью консультироваться с преподавателями и сокурсниками в сложных случаях.
  9. Считать, будто можно надежно выучить материал, если постоянно отвлекаться.
  10. Мало спать.

ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Аллен Д. Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011.
Гладуэлл М. Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего? — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.
Голдакр Б. Обман в науке. — М.: Эксмо, 2010.
Грин Р. Мастер игры. — М.: Рипол Классик, 2014.
Де Боно Э. Латеральное мышление. — Мн.: Попурри, 2012.
Джеймс У. Беседы с учителями о психологии. — М., 1902.
Джонсон С. Откуда берутся хорошие идеи. — М.: АСТ, 2013.
Дойдж Н. Пластичность мозга: Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга. — М.: Эксмо, 2010.
Дуэк К. Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
Койл Д. Код таланта. — М.: АСТ, Астрель, ВКТ, 2011.
Колвин Дж. Талант ни при чем! Что на самом деле отличает выдающихся людей? — М.: Альпина Бизнес Букс, 2012.
Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. — М., 1968.
Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. Выпуск 2. Пространство. Время. Движение. — М.: Мир, 1965.
Фейнман Р. Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман! — М.: АСТ, Астрель, 2011.
Фейнман Р. Не все ли равно, что думают другие? — М.: АСТ, 2014.
Феррис Т. Совершенное тело за 4 часа. — М.: Добрая книга, 2013.
Фоер Дж. Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания. — М.: Альпина Паблишер, 2013.
Фьоре Н. Легкий способ перестать откладывать дела на потом. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
Эмметт Р. Книга для лентяя, или Как научиться не откладывать все на потом. — СПб.: Амфора, 2008.

Ответ на задание (см. рис. 2)





How To Think Visually Using Visual Analogies


Most research in cognitive science explores how we see things but little research is done on how we understand what we see.

Understanding is the ultimate test of how good your visualization is. So how can you make people understand? Show something familiar and analogize. If you know nothing else about visualization but pick the right analogy you are more than half way there. This is what a professional designer does - and there is no substitute for analogies.

How do you choose the right analogy? In this grid I organized analogies from the abstract down to the more detailed. I grouped them by similarity in shape. The goal is to enable you to quickly see the possibilities and “try them on” your information. With time you’ll be able to do all of this in your head. But for now this is a shortcut. 

Let’s start simple and abstract.

Charts, graphs, and diagrams

Let’s start with circular shapes.  (Most things in the universe are round!)

1. Pie Chart. The most popular and criticized. As Edward Tufte says, “…the only thing worse than one pie chart is lots of them”.  The father of modern infographics, Otto Neurath, also rejected pie charts in favor on the more semantic iconographics. Pie charts are best used when divided into two segments:  pie I’ve eaten and pie I have left.  With two segments you can still easily compare the slices in size - something that becomes difficult with more than two, hence the criticism.  Once you have three or more segments you have a comparison problem - our eyes are not used to comparing segments of a circle. We also are bad at comparing different pie charts. That leaves very few cases where a pie chart still works.

2. Venn Diagram. Here is another popular and misused analogy. One thing it does well - show overlap of two to three things. What it does not do well is show how large that overlap is. This diagram is better used when all you need to show is the overlap and nothing else, no data. 

3. Concentric diagram. This is an onion sliced sideways. In the middle is the most important thing, or the purpose of something. The importance should decrease going outward with every layer.

4. Circular chart. The principle here is comparing the length of something, where the whole circle is 100%. That mean we can’t change scale. This is a good way to display schedules, compare the lengths of lives, the time it takes to complete a project, etc. This is not good for showing periods that are so different in length that the smaller periods become invisible. 

5. Bubble chart. This chart is good for roughly comparing quantities. Again, circles are hard to compare precisely. But sometimes impreciseness is to our advantage. Some information is best digested in a rough comparison, especially if every circle is orders of magnitude larger or smaller. This works well for comparing vastly different budgets, stars and planets, populations of countries, nutritional values of foods, and so on.

6. Bubble race chart. Here we give meaning to the positions of bubbles. The closer to the top, the more educated the population of a particular country; or the hotter a star is. That is using the y axis only. Using both axes: the closer to the top and further to the right a bubble is, the more educated a population is and the longer they live.

7. Line chart - this chart is a series of points connected by straight lines - how dramatic the line looks quickly shows how something changes. This chart is versatile because it is so abstract. But little about it is memorable. Still, when the insight you want to communicate is just the changes in something - it works. This chart is the least infographic of all, with pie chart and bar chart not far behind.

8. Area chart - shows the difference between two or more line charts by filling with color the space below the line. Use this chart for trend comparison. 

9. Scatter plot - this chart works well for showing clusters and outliers. Here we want to show exactly where the values fall. The reader will not distinguish points inside clusters, but the points outside of clusters and the clusters themselves will grab the attention. 

10. Sunburst chart - (also ring chart or a multi-level pie chart) this is a pie chart with a hierarchy. There is meaning in how close a given pie chart is to the middle. For example, if the center is the beginning of time, then the closest pie chart is the first period since the beginning. Then you can show the periods within that period. This chart is commonly used to show disk space usage because there is a hierarchical relationship between folders in a computer and sub-folders.

11. Fan chart - shows things that double as they get further away from the center. It is used to show genealogy trees and evolution of ideas .

12. Windrose chart - shows how much of something goes into which direction. This chart started out as a way to show how strong the wind blew in each direction.

13. Bar chart - shows numbers through length of bars. Bar charts work better for showing a smaller number of values than bubble charts. The eye can easily compare the length of bars - use it when it’s important to show the exact value. But it’s better to not use it for comparison - use a tape diagram instead.

14. Tape diagram - shows ratios - how one number relates to another. Imagine you have a piece of tape to measure everything with. Your results will look like this: this is 2 pieces of tape long, this is 5 pieces of tape long, etc.  To make the diagram more meaningful, sections of tape can be substituted with simple icons.

15. Gantt chart - shows stretches of time and how they related to each other. This chart was first used for scheduling projects. Use it to show future predictions, court hearings, train schedules, etc.

16. Tree map - uses nested rectangles to show a hierarchy. This way you can divide rectangles into ever smaller ones (just make sure they are still visible). This way you can visualize budgets, then budgets within them, for example. 

17. Grid - is both a system for arranging things and a visual analogy. As a visual analogy it lets you know immediately that there is no hierarchy - every cell is equal. Yet, there is order. 

18. Periodic table - this is a grid where a cell the position within a column and /or row carries some meaning. For example, the more to the right your cell in the grid, the more reactive is the chemical element. Other examples are: the more to the right the more alcohol content a beverage has, but the further down the more sugar it contains.

19. Arc diagram - this one-dimensional diagram shows the interactions between any two nodes. It reveals patterns well.  Here are some ideas: wars between any two nations, interactions between characters of a novel, collaborations between music artists, etc.

20. Sankey chart - here the thickness of the line represents numbers. Think of a Sankey chart like a river flowing from the source. When the river starts it is one solid line, but as it flows down, it splits into the main river, smaller rivers, creeks, and streams.

21. Chord chart - similar to the arc diagram, a chord chart shows interactions between two nodes. The thickness of the resulting lines shows how strongly any two interact. In a circular chord chart such as this make sure that all variables are of the same type (homogeneous). Sample uses of this chart are the connections between different presidents as measured by the number of phone calls between them, foreign trade partnerships, drug interactions, trips between major cities in the U.S., etc.

22. Radar chart - the length of each spoke shows a number, similar to a bar chart. But in this case we are not emphasizing the difference between them. We are more interested in a rough comparison and the fact that there is a certain number of spokes. This chart is good for analyzing components, characteristics, ingredients of things we normally perceive as a whole.

23. Polar grid - shows characteristics of something similarly to a radar chart, but here you can add more spokes because you are not limited by the number of angles. Tip: you can make this chart in Illustrator using the chart tool.

24. Spiral graph - a time sequence where events closer to the present start furthest from the center. Use this graph to show predictions of the future, evolution, history of time, etc.

25. Timeline - a time sequence where events are shown starting at the top left corners, moving in a spiral. The spiral prompts the eye to follow the narrative naturally, without having to snap back to the start of the next line as we do reading text. Use timelines to visualize biographies, stories, and instructions. This was the first template I built in my infographic tool, Adioma.

26. Side-by-side comparison - two parallel lines with points itemizing the differences between two things. 

27. Abstract Tree - shows hierarchies and groupings. Anything that has sub-types can be presented as a tree.

28. Mind map - anything can be connected to anything here. Just like in the human mind, it seems, no matter how remote or unrelated, any number of things can connect. Use this for brainstorming, to show faulty logic, etc.

29. Decision tree - shows how decisions flow from each other where the shape of a node shows what kind of a decision this is

30. Block scheme or flowchart - shows a solution or an algorithm. The nodes in a block scheme communicate a call to action based on their shape. A rounded rectangle is start or finish, a diamond is a decision, a parallelogram is input or output, and a rectangle is a process. Use this chart for decision making, visualizations of strategies, court decisions, debates, etc.

Abstract Analogies

These are analogies because they are reminiscent of physical objects. But they are simplified and abstract.

31. Pyramid - shows a hierarchy where every upper layer is progressively smaller than every lower layer. This is how power and money are distributed in society. So are social classes and castes. More abstract notions also work - the Maslow pyramid of basic needs, degrees of politeness, nutritional value, etc.

32. Funnel - the reverse of a pyramid. Example: finding a spouse among all the potential candidates as they go through different stages of selection; customer conversion, etc.

33. Spoke wheel - All spokes support the center equally. But their order is not important.  This works for showing equal members or parts of anything: donors of an organization, types of knowledge, theories, probabilities,etc.

34. Cycle wheel - this type of wheel focuses on the never-ending nature of a cycle. This is especially helpful when we want to show that we are not sure what leads to what - a chicken to an egg or an egg to a chicken. 

35. Staircase - this analogy emphasizes the number of steps it takes to achieve something. We can also compare staircases - a staircase with a lot of small steps can lead to the same height as a staircase of few but larger steps. That is insightful. People are familiar with staircases enough to know how difficult it is to go up depending on how challenging the staircase. So you can vary the difficulty of your staircase by making it steeper, with dense steps, or otherwise.

36. Isotype - shows quantities of things with the number of objects (shaped as icons) rather than by enlarging object size like in a bar chart.  Isotype is a visual language invented by Otto Neurath.

37. Subway map - shows how routes with multiple stops intersect. Example: how lines of thought interact in your head, how different research objectives relate to each other, how the theories connect (or don’t connect), how the body transports blood, where stars are located in our galaxy and how they are moving relative to each other.

38. Speedometer chart - shows how increasing the value of something goes from safe to dangerous, slow to fast, etc.

39. Gears - moving one gear sets in motion all others. The insight is that even moving one small gear makes larger gears move. This analogy is about leverage: doing a small favor for someone may result in a much bigger reward down the road, a small program that benefits a disadvantaged community may save a lot of federal dollars in the long-term; building homeless shelters may result in reduction of crime, etc.

40. Puzzle - this shows how irregular pieces fit together despite looking like misfits.

41. Lever - this shows how a small thing can balance or even outweigh a big thing. This analogy works for showing a negotiation strategy, growth potential, a trend in favor of an underdog.

42. Scales - shows comparison, especially when a decision needs to be made. Use it to show pros and cons, positives and negatives, smart and stupid solutions, etc.

43. Chernoff faces - the human face is easily recognizable to people because we look at human faces daily to understand people’s motives, feelings, and familiarity. Every variable in the face - the eye, the nose, the mouth - all can be changed to convey information. The faces don’t just convey sentiment. Any metric that would easily be encoded into human sentiment would work here.

44. Head profile - shows the compartments inside the head - where different thoughts reside and how they are connected.

45. Genealogy tree - this is a variety of an abstract tree that helps trace lineage 

46. Anatomy - points out parts of an object or person, describing what each part does. Examples of use are anatomy of an entrepreneur, anatomy of a rapper, computer etc.

47. Maze - this analogy emphasizes how tangled the paths to a solution are; that there may be more than one way out; and what those outcomes are. Use this analogy to compare strategies, policies, etc.

48.  Map - aside from mapping lands and oceans, maps can be used figuratively to show the world of the Internet for example, where the lands are popular websites, and the oceans are the deep web. The key is to make the analogy tight - make a legend. Since maps can get overly details, it is important to analogy every small part of it.

Analogies

These are true analogies - they look like the physical objects you are familiar with.

49. Iceberg - shows that the visible part of something is much smaller than the underwater part. This is a standard analogy for describing effort, success, and abstract processes. 

50. Mountain - shows a challenge where winning means climbing to the top. The exact terrain of the mountain is your opportunity to carry on the analogy - is the peak out of reach, are the slopes steep all the way, or does it get easier to climb as you get higher?

51. Island - to show an isolated process, where the boundaries are clearly marked, but life inside is complex, an island works as an analogy.

52. Sandwich - multi-layered things with layers spread apart and suspended in the air reveal their innards. Buildings, vehicles, soil, and, of course, sandwiches, or any other dishes, but probably not people and other living creatures. 

53. Universe - this analogy describes things that revolve around a bigger thing without a visible force pulling on them - you can’t see gravity, but you know it exists - you feel it. This analogy works well for how people gravitate to an idea, for example. Or what kind of investors startups attract. You can build a galaxy out of these solar systems to compare them.

54. Clock face - definitely a familiar object to all, the clock makes insight obvious: time can be divided into discrete parts. Using different density of color we can give the segments a new meaning - how busy a building becomes during certain hours, etc.

55. Layers - different levels of something that can be peeled off to get to its heart. This is how you get to the truth, or the secret. Examples are investigations of what the budget was spent on, what excuses people use, etc.

56. Roller coaster - here the emphasis is on the times when things go from good to bad in a second, repeatedly. This is reminiscent of running a business, doing creative work, being in a relationship, parenting, and emotions in general.

57. Book shelf - the size of books shows the volume of information. Their order on the shelf also conveys information.

58. Root - shows how something takes hold. Examples: ideas, immigrants, virus in a body, celebrity in the media, etc.

59. Tree - shows branches splitting into ever smaller ones ones. This analogy describes knowledge, the spread of ideas, evolution of species, etc.

60. Circulatory system - this shows movement from the heart towards the outer parts of anything. Examples of use would be a transportation system - how the heart of the city is connected with the outskirts. Another feature of this analogy is showing two different things are moving depending on the direction - good blood from the heart and bad blood to the heart.

Allegories

These are stories, or a series of analogies. The key is that these stories are familiar enough that we don’t have to retell them, but we should analogize every part of them.

61. Life of a building - life activities in the different rooms of a building show how the same person or things can act completely differently depending on where they are in the building.

62. Life of a city - cities are notable for structuring their inhabitants into grids of apartments, streets, and neighborhoods while at the same time allowing for entropic movement along the sidewalks. This analogy works well for showing how a structure process works, combining the predictable with the random.

63. Marathon - a marathon is a type of timeline. The emphasis here is on the the state of things as the race progresses, especially at the final steps. This analogy works well for things that are  easier to start than to finish: building a company, writing a novel, 

64. Evolution - this is a type of a timeline as well, except here we are looking at a gradual change in something. The result of the evolution is something dramatically different than the start. Versions of computers over time, understanding of science, etc.

65. Food chain - in many areas of life there is big fish and then there is small fish. The big eat the small. This analogy applies to company acquisitions, to competition where there is only one winner, to budget reallocation, etc.

66. Concentration - when we want to compare things that never occur together, intentionally concentrating them in one place for comparison is powerful. This way we can compare landmarks that stand half a world away from each other, famous people separated by time and distance, countries that aren’t neighbors. Giving a bit of an overlap between them makes this effect even more visual. 

67. Experiment - shows where things are connected in an unusual way, especially where they are combined and then separated and combined again. Experiments are synthetic, though, and not as relatable as other natural analogies. Still, an experiment works for showing abstract research methodologies - the mixing of liquids and their movement in tubes.

68. Factory - a factory is a man-made environment. Use this analogy only if all the natural ones are not suitable. Not everyone has been to a factory. Some factories, especially those employing a lot of robots would seem alien to most people and would become an analogy within analogy - which doesn’t help. But most people would recognize a mechanical process inside a factory - the conveyor belt, the widgets, the assembly line.

69. Tool set -  describing how someone works can come down to their eye-view - what does that person see while they are working or following a process. 

70. Conveyor belt -  This is an automatically that adds or subtracts something from a series of identical objects. Schools or education in general (in the more cynical view of it), a creative process like novel writing, the passing of a law, quality control - all can be analogized as a conveyor belt. There may be a pejorative meaning to this analogy for things that most of us think should be personalized, like education and health care.

71. Road -  anyone has walked down a road. Anything that can be broken down into steps can be visualized as a road. A baking recipe, a way to sign up on a website, get a surgery, become an astronaut, pack a suitcase, etc. Any timeline will work as a road. But a road is more emotional than a timeline - so first ask if your message should be emotional.

72. Machine - again, a man-made object. Any contraption, even imaginary, will work as long as its parts are familiar. This analogy gives you a lot of freedom - you can construct any machine - but again there is, a danger of creating an analogy with analogy. If you are going to create a machine, same user interface principles apply as if you were actually making one - it should be clear which buttons do what, where the process starts and ends.

The key to making a visualization that works is connecting what your reader has seen before to new information. The more familiar the object the better. Remember, most people do not look for details in what surrounds them. Don’t expect most readers to remember what a robotic arm looks like and then analogize to it. As a rule of thumb, nature is more familiar to us than man-made objects. Things comparable in size with our bodies are more familiar than very small or very large things. 

How to find the best visual analogy?

Follow there 5 principles:

1. It looks familiar to most of people
2. It has a structure
3. It matches your narrative’s structure 
4. It is visible (something that can be seen)
5. It is visual (something that is easy to see)

So, a good visual analogy is an image of a very familiar physical object that closely matches your information in structure. 

What sort of objects are familiar to people? Between nature and man-made objects, nature wins (at least for now). 

Objects with fewer details are more familiar - because most people don’t look for detail. That means you should give readers a way to see your information design with and without details. At bird’s eye view, and up close.

If we take all detail out of objects, we are left with abstractions - graphs and charts. They are unemotional, and unmemorable. But it is a starting point. And a practical way to visualize information fast.

Therefore, it makes sense to look at all visual information as a continuum from the detailed and familiar (trees, stars, cities, etc) to the abstract and simplified (charts and graphs).  We can think of this continuum in the reverse because it takes less effort to create an abstract visualization. But it’s worth remembering that for your readers - it is the opposite: they are emotionally attached to detail; they find meaning in familiar objects; and they prefer the story to be visible. That describes most humans. But are most humans your readers?

This leads us to the million dollar question: who exactly are you readers? Here, I assume that the global Internet community of today - that is 3 Billion people, are your readers. If you create a visualization, wouldn’t you want it to be understandable to most people who might see it? Most people are not statisticians and not artists - they look at the world like people do, probably just like you.

Last, we know that we are visualizing information. But what sort of information? There is a well established field of data visualization - but data is something less than information. There is a field of information design - we are here. Since I strive to show the connection of the information to the reader as well as the information itself, numeric or not, I will call this knowledge visualization. Knowledge is information that you managed to connect to your life experience. Information becomes knowledge once it is acquired, understood, used, digested, or otherwise experienced.

In the end what matters is a strong connection to a mental image. This connection explains the information you are visualizing without you having to tell it - you have no space to do that in a visualization. 



information designer

вторник, 4 июля 2017 г.

Ежедневник: Метод Стивена Кови

Некоторое время тому назад я прочитал бестселлер Стивена Кови 7 навыков высокоэффективных людей. Надо отметить, что это одна из самых посещаемых страниц блога. Мне очень понравились мысли Кови по тайм-менеджменту, и я даже написал электронное письмо в издательство Альпина Паблишер, кратко изложив идею подготовки ежедневника на основе книги (это было в 2012 г.). Но оказалось, что такой ежедневник уже написан самим Кови. Это отличный подарок всем, кому симпатичны идеи Кови.
Ежедневник: Метод Стивена Кови. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 376 с. + вклейка 56 с.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЕЖЕДНЕВНИКОМ
Ежедневник состоит из основной части и вкладки. В основной части располагаются листы для ежедневного планирования. С их помощью вы сможете контролировать ваши приоритетные задачи на каждый день. Внизу каждой страницы вас ждет цитата, посвященная одному из семи навыков, взятая из бестселлера Стивена Кови Семь навыков высокоэффективных людей.
На вкладке, сделанной из плотной бумаги, находятся листы для еженедельного и ежемесячного планирования: еженедельный компас и планинг. Вы можете отделить листы еженедельного компаса (для этого специально сделана перфорация) и использовать их как закладки, чтобы вы всегда видели ваши еженедельные приоритеты при планировании каждого дня. На вкладке также располагается рабочий лист планирования целей и ценностей, а также таблица годовых расходов и доходов.
ВВЕДЕНИЕ В РУКОВОДСТВО ПО ПЛАНИРОВАНИЮ
Управление временем. Вы постоянно слышите этот термин, но что в действительности он означает? Как, собственно, нужно «управлять временем»? Можете ли вы управлять им или собой в рамках определенного периода, который есть у вас каждый день? Купив ежедневник, вы сделали первый шаг на пути к более эффективному управлению временем и своей жизнью. Ежедневник поможет вам сосредоточиться на самом главном и испытать больший успех в достижении самых важных для вас целей. Это руководство по планированию даст вам необходимый импульс!
Ежедневник составлен по образцу «книжечки» Бенджамина Франклина, которую он носил с собой, записывал в нее свои ценности, цели и планы, затем отслеживал по ней свои успехи (см. Уолтер Айзексон. Бенджамин Франклин). Мы трансформировали эту идею в инструмент, который в сочетании с изучением книги «Семь навыков высокоэффективных людей» помогает людям использовать время более разумно, чтобы они могли сосредоточиться на самом ценном. Руководство по планированию поможет вам выявить приоритеты и планировать исходя из них.
ДОСТИЖЕНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ
У Бенджамина Франклина был трехэтапный метод планирования и осуществления своих целей, который начинался с ценностей. Сначала он их определял, затем расставлял среди них приоритеты и уточнял каждую. Модель пирамиды продуктивности (рис. 1) показывает четыре этапа, позволяющие сосредоточить время на том, что является для вас самым ценным и чего вы хотите добиться в жизни, — ваших самых приоритетных целях. Давайте подробнее рассмотрим каждый из этих этапов.

Рис. 1. Пирамида продуктивности
Если вы не разработаете собственный план жизни, велика вероятность, что вы попадете в план кого-то другого. Как вы думаете, что они запланируют для вас? Немного.
Джим Рон
Этап 1: Определяйте ценности
Ценности лежат в основании пирамиды продуктивности, потому что наши ценности представляют собой то, что имеет для нас самое большое значение. Они являются источником наших желаний и помогают определять, на что направить свою энергию. Наши ценности должны быть движущей силой буквально всего, что мы делаем. Если этого не происходит, значит, в основании памятника нашей жизни — нашей личной пирамиды — имеется трещина, что может вести к нестабильности всей структуры.
Этап 2: Ставьте цели
Прекрасная жизнь создается и строится поэтапно, как пирамида. Думаете, древние египтяне начинали строительство без какого-либо проекта? Цели — это своего рода проект вашей жизни. Давайте узнаем, как эффективно ставить дели. Определите и пронумеруйте каждую цель. Подробно опишите, в чем состоит каждая из них и что требуется для ее осуществления. Определите временные рамки для каждой цели, которые помогут вам оценить свой успех. Делите крупные цели.
Разбейте свою цель на этапы и задачи и пронумеруйте их. Например, сколько денег нужно, чтобы купить описанный вами дом? Как вы предполагаете их заработать? Может быть, вашим первым шагом будет приобретение новых рабочих навыков, которые помогут вам получить повышение.
Полезный совет: На листе планирования целей записывайте их так, чтобы было понятно, как их достичь. Например, вместо того чтобы писать нечто абстрактное (допустим, «Я хочу быть более сострадательным»), напишите что-нибудь более четкое и измеримое (например, «Я стану волонтером в благотворительной организации»). Пользуйтесь ежедневными страницам и ежемесячным планингом. Просматривайте свои цели и решайте, когда вы будете выполнять каждую из отдельных задач.
Если ваша долгосрочная цель — собственный дом, то в качестве первого шага вы можете начать откладывать $200 в месяц на первый взнос. (Это должно быть записано на листе планирования целей.) Запишите: «Организовать прямой перевод $200 с текущего счета на сберегательный». Или если вы уже знаете день, в который хотите выполнить задачу, запишите ее в список приоритетных задач на этот день. Если какую-либо из этих задач пока не нужно или невозможно выполнить, запишите ее в список задач на следующие месяцы.
Этап 3: Планируйте еженедельно
Поскольку мы не знаем, что для нас действительно важно, важным кажется всё. Поскольку важным кажется всё, нам приходится делать всё. К сожалению, другие люди видят, как мы делаем всё, поэтому ожидают, что мы будем делать всё. Делая всё, мы так заняты, что у нас нет времени подумать, что действительно для нас важно.
Неизвестный автор
Доводилось ли вам испытывать нечто подобное? Большинству из нас когда-либо приходилось. Матрица управления временем служит инструментом, разработанным, чтобы вы могли понять, на что именно тратите свое время (рис. 2). Это инструмент, который изменит ваш образ мыслей и поможет вам отфильтровать бессмысленные срочные дела.

Рис. 2. Матрица управления временем
Модель матрицы управления временем была разработана как часть бестселлера Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей». Используя концепции важности и срочности, Кови понял, что всю нашу ежедневную деятельность можно легко поделить на четыре категории: важная и срочная, важная, но несрочная, срочная, но неважная и неважная и несрочная. Матрица управления временем разделена на четыре квадрата. Давайте более подробно рассмотрим каждый из них.
Квадрат I, или Квадрат необходимости, содержит задачи, которые являются одновременно срочными и важными. Квадрат III – квадрат-обманщик. В нем содержатся срочные задачи, которые часто кажутся важными, но в действительности таковыми не являются. Часто это приоритеты других людей. Квадрат IV – квадрат пустой траты времени и излишеств. Сюда попадает и злоупотребление телевизором! Если вы будете держаться подальше от Квадратов III и IV, у вас появится больше времени на деятельность из Квадрата II. В Квадрате II, Квадрате продуктивности и баланса, содержатся важные, но не срочные виды деятельности. Какую деятельность вы отнесли бы к Квадрату II?
Толстая горизонтальная линия, которую вы видите в матрице управления временем, отделяет важное от неважного. Если вы будете жить к северу от этой линии, в Квадратах I и II, то ваша жизнь будет более продуктивной и сбалансированной. В этом весь смысл!
Чтобы тратить больше времени в Квадрате II, нужно планировать дела еженедельно. Вы проактнвно планируете, как потратите свое время, а не реагируете на происходящее.
Начиная еженедельное планирование, важно не забывать о трех вещах. Во-первых, план нужно составлять до того, как неделя началась. Во-вторых, возможно, вам будет легче всего это сделать в тихом месте. И, в-третьих, запланируйте на этот процесс 20-30 минут.
Используйте карточку еженедельного компаса, входящую в ваш ежедневник. Этот инструмент, как настоящий компас, поможет вам не сбиться с пути и будет показывать направление в течение недели. Почаще обращайтесь к нему, чтобы он напоминал вам, что действительно важно.
Три шага к еженедельному планированию
1. Просмотрите свои роли. Первый шаг в еженедельном планировании — это просмотреть свои роли. Не забудьте о себе! Это роль «Затачивайте пилу» и ее четыре измерения, отмеченные в Компасе (физическое, социально-эмоциональное, интеллектуальное, духовное). Имейте в виду, что время от времени ваши роли могут меняться. Возможно, будут недели, когда найти обязанности в определенных ролях будут минимальными. Это не обязательно значит, что вы больше не играете эту роль — просто в эту неделю у вас небольшая передышка. На следующей неделе так может и не повезти!
2. Выбирайте «крупные камни» (рис. 3). «Крупные камни» — это ваши самые важные приоритеты на неделю. Просматривая роли и выбирая «крупные камни», спросите себя: «Что самое важное я могу сделать в этой рол и, что окажет самое большое положительное влияние?» Представьте, что вам дали кучу камней — некоторые из них довольно большие, а некоторые маленькие — и попросили набрать в ведро как можно больше. Лучший способ уместить все камни — сначала положить большие, а затем дать мелким камешкам заполнить пространство вокруг них. Сравните этот образ с вашей неделей. Сначала распределите самые важные дела, а затем — менее важные вокруг них. И каков результат? Более высокая производительность и внимание к делам, имеющим для вас высший приоритет.

Рис. 3. Роли и крупные камни
Выбрав «крупный камень» для каждой роли, запишите его. У вас не всегда может найтись «крупный камень» для каждой роли, и может оказаться больше одного «камня» для конкретной роли. Не забывайте о роли «Затачивайте пилу»! Некоторые выбранные вами «крупные камни» могут представлять собой встречи или задачи на неделю.
3. Составьте расписание на неделю. Сначала расставьте «крупные камни», а затем заполните промежутки остальными. Сила недельного планирования — в распределении сначала «крупных камней», прежде чем мелкие заполнят вашу неделю — а они заполнят! «Крупные камни» могут превратиться во встречи и задачи или стать сферой основного внимания на неделю. Задачи, связанные с личным развитием, которые невозможно включить в расписание, например, «Внимательно слушай», остаются в карточке еженедельного компаса в качестве напоминания. Сейчас хороший момент просмотреть на цели, так как в них могут найтись пункты, которые, возможно, вам захочется включить в расписание на неделю. Большинство «крупных камней» относятся к типу задач в Квадрате II (важно, но не срочно). Когда вы составили расписание и неделя началась, не позволяйте другим срочным, но менее важным вещам занять их место. Это важно для сохранения контроля над ситуацией, продуктивности и ощущения спокойствия в течение недели.
Этап 4: Планируйте ежедневно
Мы добрались до вершины пирамиды продуктивности! Каждое утро выделяйте от пяти до десяти минут, чтобы спланировать день. Как и в еженедельном, в ежедневном планировании есть три важных шага:
  1. Проверьте сегодняшние договоренности. Договоренности — это обещания себе или другим уделить чему-то определенное время. Поскольку вы уже выделили его в своем расписании, остальные задачи на день вам придется планировать вокруг них. Поэтому логично начинать каждый день с проверки договоренностей.
  2. Составляйте реалистичный список. Список не должен быть заполнен сверху донизу. Слишком плотно заполненный список может обескуражить вас, и вы почувствуете, что теряете контроль, так как у вас не остается возможности проявить гибкость или спонтанность. Вместо этого, проверив договоренности на день, определите количество оставшихся свободных часов, а затем расставьте разумное количество задач, которое вы сможете выполнить за это время (рис. 4).
  3. Расставьте приоритеты (АВС, 123). Этим вы определяете ценность и порядок пунктов в вашем списке, что позволяет не тратить время на то, что не представляет для вас ценности, и не жертвовать самыми важными вещами в вашей жизни в пользу менее существенных дел. Вы получаете прекрасную возможность определять, на чем сосредоточить свое внимание и свою энергию.


Рис. 4. Ежедневное планирование
Составить список приоритетов легко по принципу АВС, 123. А, В и С обозначают ценность каждой задачи, а 1, 2 и 3 — порядок или последовательность, в которой вы будете выполнять эти задачи. И, наконец, на каждой странице планировщика над списком приоритезированных задач на день вы найдете условные знаки, которые помогут вам легко отслеживать прогресс по каждой задаче. Вы найдете в нем знаки, указывающие, что задача была выполнена, переадресована, удалена, поручена кому-то другому или находится в процессе выполнения (рис. 5).

Рис. 5. Отслеживание прогресса по каждой задаче
ЦЕННОСТИ/МИССИЯ
Живете ли вы в соответствии со своими главными ценностями? Осознаете ли вы, что они собой представляют? Хватает ли у вас времени четко определить их для себя и честно спросить себя, как вы планируете свою жизнь, основываясь на них?
Эти вопросы кажутся простыми, но над ними нужно размышлять. В этом разделе с помощью предлагаемых действий вы подумаете о том, что доставляет вам в жизни самую большую радость. Далее следует несколько видов действий, которые помогут вам понять свои ценности и роли. Эти действия помогут вам накопить идеи, пока вы не будете готовы написать свое собственное Заявление о личной миссии.
Действие 1: Прояснение ценностей. Первый вид действий поможет вам определить свои ценности и написать позитивные, проясняющие утверждения о себе и своих ценностях. Ваша интерпретация ценности не обязательно должна быть точно такой же, как чья-то еще. Для вас честность может означать «Я никогда не лгу», а для кого-то другого — «Я честный, мне можно доверять в личных делах и бизнесе». Если вы вносите ясность в свои ценности, они становятся для вас более реальными. Когда вы пишете проясняющие утверждения, обязательно употребляйте положительные выражения, такие как «Я являюсь», «Я делаю», «Я буду».
Думайте о вещах, которые вы цените больше всего, например, честность, приключения или баланс, и используйте рабочие листы вкладки Действие 1: Ценности, чтобы их записать. Другие возможные ценности могут включать, но не ограничиваться следующими:
  • Цельность личности
  • Красота
  • Любовь
  • Терпение
  • Карьера
  • Сострадание
  • Смелость
  • Командная работа
  • Уважение
  • Образованность
  • Хорошая физическая форма
  • Благодарность
  • Верность
  • Духовность
  • Юмор
После того как вы определили и прояснили свои ценности, вы готовы определить свои роли.
Действие 2: Выявление и определение своих ролей. В центре внимания большинства людей находится несколько основных областей их жизни. Например, выступая в роли родителя, бегуна и менеджера проектов, вы будете иметь цели, относящиеся к семье, спортивным достижениям и карьере. Роли представляют эти различные области. Роль — это основное отношение, область ответственности или вклад. Размышляя о своих ролях в жизни, обдумайте четыре следующих примера:
Виктор: товарищ, опекун, волонтер, сотрудник.
Мария: жена/мать, стоматолог, член родительского комитета, художник.
Дмитрий: лидер, помощник, менеджер по работе с клиентами, друг, гражданский лидер.
Михаил: муж/отец, менеджер, коуч, хозяин, исследователь.
Роли отражают важные для вас отношения и основные обязанности или характеристики, связанные друг с другом. Выявляя и записывая свои роли, вы можете представлять, как бы вы хотели сыграть каждую из них. Например, если у вас есть роль супруга, ее основной характеристикой может быть поддержка. Вы начнете думать о том, как хотели бы себя вести, чего достичь и т.д.
Воспользуйтесь рабочими листами Действие 2: Роли, чтобы перечислить свои роли и основных людей, с которыми связана каждая из них. Например, с ролью родителя будут связаны дети. И, наконец, запишите разъясняющее утверждение, которое будет определять идеальное исполнение этой роли. Закончив, вы будете готовы перейти к видам действий, которые помогут вам написать Заявление о личной миссии.
Действия 3-6. Эти четыре вида действий помогут вам написать Заявление о личной миссии. Что вы цените: карьеру, отношения, свободное время? Пришло время провести мозговой штурм. Ниже перечислены четыре вида действий, которые вам помогут.
  • Действие 3: Начальные вопросы.
  • Действие 4: Быть, делать, иметь.
  • Действие 5: Что бы вы хотели услышать о себе.
  • Действие 6: Оценивающие вопросы.
Каждый вид действий помогает дополнительно прояснить, что вы цените и хотите включить в жизненные планы. В верхней части каждого рабочего листа имеются краткие инструкции. Закончив описывать виды действий 1–6, вы будете подготовлены к написанию Заявления о личной миссии.
Действие 7: Заявление о личной миссии. Теперь, когда вы обдумали все то, что больше всего цените, и определили, на что хотите тратить свое время, вы готовы написать Заявление о личной миссии. Ваше Заявление о личной миссии — это письменное провозглашение того, кто вы такой и что вы за человек. Оно должно отражать все то, в чем вы хотите поучаствовать за свою жизнь, что хотите сделать и каким человеком хотите быть. Ваше Заявление о личной миссии является утверждением ваших самых высоких приоритетов, которые вы определили в процессе предыдущих видов деятельности.
Личная миссия — это не то, что можно написать за вечер. Она требует углубления в себя, тщательного анализа, продуманных выражений и множества переработок в поисках окончательного варианта. Могут пройти недели, даже месяцы, прежде чем вы полностью удовлетворитесь достигнутыми результатами, почувствуете, что у вас получилось исчерпывающее и сжатое изложение ваших сокровенных ценностей и устремлений. И даже тогда вы будете регулярно возвращаться к написанному, внося некоторые коррективы, по мере того как с годами будут изменяться ваши взгляды и обстоятельства.
Стивен Р. Кови. «Семь навыков высокоэффективных людей»
ЛИЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
При запуске ракеты в космос в первые минуты она расходует больше энергии, чем за несколько следующих дней полета на расстояние почти миллион километров. Как и сила земного притяжения, привычки тянут нас к земле. Часто самой сложной частью отказа от дурной привычки или начала привыкания к эффективному навыку является первое усилие. Следующие советы могут помочь вам на стадии «взлета», когда вы меняете свои привычки:
  • Разбивайте задачу или цель на несколько маленьких, достижимых целей.
  • Делитесь своими успехами с человеком, который может помочь и поддержать вас.
  • В случае неудачи сразу же начинайте сначала.
Самая важная часть достижения успеха в овладении семью навыками — это ваши обязательства действовать. Пожалуйста, потратьте немного времени на то, чтобы дать себе обещание добиться успеха и выполнить его.
Я, ________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
обещаю, что:
  • прочитаю все, что решил прочитать, и сделаю все, что решил сделать;
  • еженедельно буду уделять некоторое время реализации на практике изученных принципов и навыков.
Подпись _____
Дата_________

Рис. 6. Вид страницы ежедневника