воскресенье, 12 мая 2019 г.

Джиллиан Тетт. Проклятие эффективности, или Синдром «шахты»

Синдром «шахты», или «силосной башни» (the silo effect), волнует бизнес-сообщество уже не одно десятилетие. Усложнение организационной структуры, сужение специализации подразделений и сферы деятельности их сотрудников может привести к размытости общей стратегии компании и забвению ее основной цели. Шеф-редактор газеты Financial Times Джиллиан Тетт определяет синдром «шахты» более широко — как «любое строгое разделение функций, полномочий и представлений», в том числе взглядов и установок. Отвечая на вопрос, неизбежно ли возникает эта проблема при развитии организации, автор книги переводит анализ в русло социальной и культурной антропологии и предлагает нетривиальные бизнес-решения.
Джиллиан Тетт. Проклятие эффективности, или Синдром «шахты». – М.: Олимп-Бизнес, 2017. – 336 с.

Чтобы функционировать во все усложняющемся мире, нам не обойтись без узкоспециализированных групп экспертов. Но одновременно нам нужно и связное, гибкое видение жизни. Чтобы совладать с эффектом «шахты», нужно двигаться вперед, искусно балансируя на тонкой грани между двумя этими противоположностями. Я считаю, что эффект «шахты» – феномен прежде всего социально культурологический. Разобщенность возникает везде, где социальные группы и организации условливаются классифицировать мир и происходящее в нем строго определенным образом.
Культурная антропология уже больше столетия занимается пристальным изучением вопросов формирования и эволюции подобных систем классификации. Дело в том, что антропологи давно поняли: процесс классификации является основополагающим для становления человеческой культуры; более того, культура любого человеческого сообщества, по сути, определяется совокупностью доминирующих в нем таксономических классификаций.

Часть 1. Функциональные «шахты» и «бункерное» мышление


Глава 1. Нетанцующие


Социальные системы, которые когда-либо изучали антропологи, объединяет одна общая черта. Тенденция к использованию формальных и неформальных систем классификации и культурных правил для разделения мира на изолированные группы. Культурные нормы настолько неразрывно вплелись в нашу повседневную жизнь, а система классификации, которую мы используем, кажется нам столь естественной и неизменной, что мы редко подвергаем ее сомнению.
Психологи заметили, что наш мозг зачастую имеет дело с так называемыми мнемоническими приемами или ментальными маркерами, благодаря которым мы группируем наши мысли и воспоминания по определенным темам, чтобы упростить запоминание. Иногда процесс группировки происходит сознательно. Но, по мнению психолога Даниэля Канемана, чаще всего человек делает это неосознанно (см. Даниэль Канеман. Думай медленно… решай быстро). Группировка идей позволяет нам устанавливать порядок и организовывать наши мысли. В то время как процесс классификации универсален, способ классификации таковым не является: различные общества используют множество различных систем классификации для организации представления о мире.
Например, различные категории животных могут вызывать различные ассоциации в различных регионах. Джаред Даймонд наблюдал за тем, насколько по-разному в различных культурах мира формируется отношение к флоре и фауне. Ученый замечает, что в то время, как понятия «лошадь» во Франции или «кошка» в Китае ассоциируются с мясом, в Америке данные категории животных не относят к пригодным для употребления в пищу (см. Джаред Даймонд. Ружья, микробы и сталь).
Классификации социальных отношений различаются еще больше. При этом все люди полагают, что их способ поведения является «естественным», «нормальным» или «предопределенным». А то, как другие люди танцуют (или классифицируют мир) естественным не является. Данное разнообразие иллюстрирует простой, но крайне важный вывод: модели поведения, которые мы используем для организации нашей жизнедеятельности, определяются социальными, а не биологическими факторами.
Способ организации пространства зависит от нашего взгляда на мир, но и определяет его. То, как мы конструируем учреждения, находит отражение и в нашей системе классификации. Все мы являемся творениями своей среды в физическом, социальном и ментальном смыслах, несмотря на то что мы, как правило, этого не замечаем. Привычка, как известно, – вторая натура.
Любые решения, которые ежедневно принимают люди, никогда не бывают незначительными или бессмысленными. Небольшие сигналы постоянно отражают и укрепляют соотношение сил. Наши взгляды на то, что считать красивым, уродливым, устаревшим, модным или первоклассным, классифицируют людей (и предметы) по особым ментальным и социальным сегментам. Люди не обязаны быть заложниками наследуемых ими ментальных карт. Но вот вопрос, в какой мере человек в состоянии изменить культурные нормы, был и остается предметом жарких обсуждений.

Глава 2. Ловушки для осьминогов


В ноябре 1999 года Sony представила два гаджета: цифровой музыкальный плеер Memory Stick Walkman и цифровой аудиоплеер Vaio Music Clip. Причина, по которой Sony представила не одно, а два разных цифровых устройства Walkman, заключалась в ее абсолютной раздробленности: отдельные подразделения гигантской империи разрабатывали собственные – различные – цифровые музыкальные продукты. Это привело к разрушительным последствиям. Всего через пару лет Sony выбыла из обоймы цифровых музыкальных игроков, предоставив компании Apple с ее iPod штурмовать рынок. Но больше, чем «бункерное» мышление, поражало то, что в самой Sony мало кто разглядел, сколь ненормальной стала ситуация, и еще меньше было тех, кто желал переломить настроение разобщенности.
Для большей части персонала Sony также вполне естественным было то, что сотрудники подразделения, разрабатывающего компьютеры, обособлены от сегмента компании, занимающегося музыкой. Некоторые менеджеры и сотрудники все же подмечали недостатки в данной модели. В частности, обеспокоенность высказывал британец Стрингер, руководивший всеми операциями Sony в Америке: «Что не так с Sony? Основная проблема – функциональная разобщенность».
Начинала компания Sony отнюдь не как бюрократический бегемот (подробнее о классификации компаний на основе их рыночного поведения см. Андрей Юданов. Конкуренция: теория и практика). Японской группе, возникшей после Второй мировой войны, был присущ дух необычной открытости и творчества. Sony стартовала с дюжиной сотрудников и капиталом, эквивалентным 500 долларов. В 1980-х годах Sony функционировала как единая корпоративная единица, разделенная на девятнадцать продуктовых подразделений. В 1994 году Sony была преобразована в так называемую систему отдельных компаний, сгруппированных по восьми автономным направлениям.
Хотя функциональная специализация сделала корпорацию более эффективной, по крайней мере на первых порах, она выявила и недостатки. Как только руководители новообразованных компаний поняли, что они несут ответственность за состояние своего баланса, они тут же попытались «защитить» собственные подразделения не только от внешних конкурентов, но и от внутренних «родственных» групп. Желания делиться новаторскими идеями или обмениваться лучшими сотрудниками с другими подразделениями поубавилось. Сотрудничество прекратилось, как и практика мозгового штурма, и долгосрочные инвестиции, не предполагающие немедленной отдачи. Никто не хотел рисковать.
Генеральный директор компании Идеи знал об этих проблемах. На вопрос журналистов о том, почему Sony продолжает реорганизацию, Идеи ответил, что он пытается выстроить оптимальную систему, стимулирующую взаимодействие между различными подразделениями. За пределами электронного гиганта мир развлечений, мультимедиа и электроники менялся очень быстро: технологическая революция размывала границы между различными классами программного и аппаратного обеспечения, внешними устройствами и их контентом. Но внутри корпорации стены между подразделениями только выросли.
В компании Apple, напротив, доминировала совершенно иная культура. Джобс не позволил инженерам Apple экспериментировать отдельно в собственных подразделениях. Он придерживался автократического стиля управления и противился возникновению функциональных подсистем в компании, так как опасался, что это побудит менеджеров защищать концепции существующих продуктов и прошлые успехи, а не прорываться в будущее. Позднее преемник Джобса Тим Кук говорил: «У нас нет подразделений с собственными прибылями и убытками. У нас составляется отчет о прибылях и убытках на всю компанию».
В 2001 году Apple выпустила портативный цифровой музыкальный плеер iPod. Всего через несколько месяцев слово «iPod» стало не только мощным брендом, но и обозначением целой категории товаров, как когда-то это произошло с первенцем Sony Walkman. В итоге Sony пришлось признать поражение и убрать с рынка свои менее конкурентоспособные предложения. Пальма первенства перешла к Apple.
Летом 2005 года Говард Стрингер, британец, отвечавший за деятельность Sony в Северной Америке был назначен на пост генерального директора. Стрингер объявил о намерении встряхнуть корпорацию. Он представил план реструктуризации, предполагавший «похудение» компании за счет увольнения почти десятой части 180 тысячного персонала Sony, сокращения различных бизнес моделей на 20% и уменьшения количества производственных площадок с 65 до 54. Это должно было превратить расползшуюся до критических размеров компанию – «корпоративного осьминога, запустившего щупальца в многочисленные сферы деятельности», – в оптимально сбалансированное модернизированное предприятие. «Если такая компания, как Apple, может создать финансовую стабильность на основе двух трех продуктов… мы тоже сумеем перестроить структуру и деятельность Sony и вернем ей былую мощь», – объяснял Стрингер.
«Шахтная» структура Идеи будет демонтирована. Чтобы ускорить культурные перемены, Стрингер настоял на необходимости ротации внутри различных подразделений групп молодых инженеров, разработчиков «софта», для обмена новыми идеями и практиками. Он даже просил младших сотрудников высказывать свое мнение на встречах – и тем подрывал привычную для японцев иерархию.
Однако, через несколько месяцев до Стрингера дошло, что он столкнулся с упорным сопротивлением. Никто из японских сотрудников никогда не оспаривал его распоряжений публично. Что бы он ни говорил, ему всегда согласно кивали в ответ. Но Стрингер понял: проследить за тем, что происходит на местах после выхода его распоряжений, невозможно. Кроме того, Стрингер не мог проводить собственные неформальные исследования, так как не говорил по-японски. «Я даже не мог побродить по коридорам, потолковать с людьми, как привык это делать, потому что не знал языка, – позднее вспоминал Стрингер.
В 2006 году, в первый год на посту генерального директора, Стрингер думал, что сможет преобразовать компанию. В 2013 году он сдался. До 2002 года Sony неизменно опережала Samsung в списке крупнейших в мире компаний по версии журнала Forbes. Однако к 2005 году, после прихода Стрингера, Sony опустилась на 123 позицию, тогда как Samsung заняла 62 место. К 2012 году Samsung и Sony находились соответственно уже на 12 и 477 позициях. Падение японской компании стало самым сенсационным в истории рейтинга Forbes. Никто не удивился заявлению Стрингера об уходе с должности генерального директора. Если вам хорошо за счет максимизации прошлых успехов, появляется тенденция к ослаблению совместной деятельности (синергизма)… а конкуренция не признаёт внутренних границ.

Глава 3. Когда гномы слепнут


UBS – один из крупнейших швейцарских банков, известный своей консервативностью. Но на волне кризиса 2008 г. он объявил о потере почти 19 млрд долларов США. В начале 2000-х менеджмент банка стремился сделать UBS одним из трех крупнейших инвестиционных банков мира. Консультанты из Ernst&Young и Oliver Mercer Wyman считали, что, если UBS хочет быстрого роста и конкуренции с крупнейшими организациями Уолл-стрит, банку нужно занять нишу, известную как секьюритизация,[1] в особенности та, которая связана с ипотечными облигациями. В результате секьюритизации кредиты вроде ипотечных превращаются в облигации, которыми затем торгуют банки и другие инвесторы. Впоследствии так называемые секьюритизированные облигации зачастую образуют новые пакеты ценных бумаг с использованием деривативов, что еще больше усложняет дело.
UBS создал в нью-йоркском представительстве подразделение, занимавшееся торговлей так называемыми «обеспеченными долговыми обязательствами», или CDO. Их изготовление можно сравнить с тем, как мясник делает сосиски. Вместо того чтобы просто взять тушу и продавать стейки, мясник берет множество разных частей, нарезает их и смешивает, стараясь угодить клиенту, а затем помещает все это в новые оболочки и выставляет на продажу. Процесс создания CDO воспроизводит это применительно к финансам. Банк начинает с накопления кредитов, выданных потребителям (юридическим или физическим лицам), затем разделяет их по уровням кредитного риска, смешивает и продает новым клиентам в виде так называемых CDO. Такие обязательства могут удовлетворять, подобно сосискам, разные вкусы, быть более или менее рисковыми и обеспечивать более высокий или более низкий доход.
В 2005 году, когда банк начал формирование CDO, внутренние специалисты по риск менеджменту не сразу пришли к решению о том, как нужно классифицировать эти новые инструменты в банковской отчетности. Следует ли их относить к категории «ипотечных кредитов», которые считаются среднерисковыми? Или их стоит причислить к активам с рейтингом ААА, так как они считаются сверхбезопасными? В итоге они решили сфокусироваться на рейтинге ААА и отнести в отчетности подобные инструменты к соответствующей группе. Это означало, что если такого рода активы останутся на балансе банка, то организации не нужно создавать большие резервы на случай возможных убытков. Подсчитывая все активы банка во внутренней отчетности, предназначенной для правления банка, риск менеджеры и аудиторы, как правило, даже не выделяли CDO как отдельную категорию, а просто объединяли эти обязательства с другими активами с рейтингом ААА вроде казначейских ценных бумаг. Из-за такой системы классификации активы на нью-йоркском складе CDO исчезли из поля зрения.
Шестого августа 2007 года доктрина UBS начала разрушаться. Стало ясно, что фатальная проблема связана с сегментом секьюритизации. Заемщики отказывались от оплаты огромных долгов по ипотеке, и напуганные инвесторы распродавали ипотечные облигации по бросовым ценам. Это привело к снижению цен на CDO на 30%. Но вдвойне беспокоило то, что в UBS никак не подготовились к развитию такого сценария. И снова проблема заключалась в системе классификации, и банкиры не могли ее решить. Начав масштабную продажу «суперстарших» финансовых инструментов в 2005 году, менеджеры UBS классифицировали их как «легко реализуемые» (или продаваемые на рынках) продукты, а не как «кредитные» активы или «кредитный портфель» (ссуды).
Разграничение было неоднозначным и теоретическим. Тем не менее был в нем и практический смысл: если инструменты классифицировались как «легко реализуемые», от банков не требовалось формирование значительных резервов капитала на балансе. Соответственно, UBS никогда не образовывал большие резервы капитала на случай, если стоимость CDO снизится. Согласно моделям, используемым банкирами для оценки рисков этих финансовых инструментов, такие активы не должны были потерять более 2% стоимости. Следовательно, ситуацию с возникновением более крупных убытков UBS не рассматривал. Теперь рыночная цена CDO упала на 30 %, пробив дыру в бухгалтерии банка.
Потери росли, и руководителя отдела по управлению рисками бесцеремонно уволили. Новый руководитель взялся за изменение всей системы классификации. Впервые CDO перестали относить к «безопасной» категории в бухгалтерии банка. Вместо того чтобы объединять их с казначейскими ценными бумагами и прочими активами с рейтингом ААА, для них создали отдельную категорию. Затем специалисты по риск менеджменту в первый раз подсчитали суммы, которыми банк рисковал на ипотечном рынке. Увиденная картина их шокировала.
Прошли месяцы после кризиса, и новые руководители UBS попытались устранить ущерб. Отдел банка, где работали специалисты по риск менеджменту, был тщательно проверен, а его разрозненные команды были объединены в одно целое. «Мы полностью изменили линии подчинения – специалисты по рискам больше не отвечали перед руководителями бизнеса, – объяснял Филип Лофтс, руководитель отдела кредитного риска. – Мы впервые соединили сотрудников, контролирующих рыночный и кредитный риски, в одном подразделении. Они больше не замыкались в отдельных функциональных подразделениях, они объединились, и не только на высшем уровне банка».
Руководитель инвестиционного подразделения Алекс Фридман стал практиковать коллективные обсуждения с участием персонала из разных отделов банка, поощряя обмен идеями в непринужденной беседе. UBS поставил перед собой новую цель: стать гибким банком с тесными внутренними связями. Жесткие границы необходимо было разрушить.

Глава 4. Матрешки


История племени экономистов в кризисе 2008 г. особенно показательна – во многом потому, что демонстрирует, как искушенные эксперты, не подвергающие сомнению собственные идеи, дружно спотыкаются на ровном месте. Подобно деревенским жителям из рассказа о жизни Бурдье, экономисты настолько засмотрелись на «танцоров» (то есть на те фрагменты экономической картины, которые принято рассматривать), что не обратили ни малейшего внимания на «нетанцующих» (иначе говоря, на те части картины, которые традиционно окружены всеобщим молчанием). «Из-за чего случился кризис? Отчасти он стал следствием нашей эпистемологии, систематизированного научного подхода к познанию мира», – признал впоследствии Пол Такер, заместитель главы Банка Англии.
Идеи – вот что главное, а все экономисты пользовались одними и теми же идеями. Они все были жертвами «бункерного» мышления.
В XVIII и XIX веках, во времена таких пионеров экономической науки, как Адам Смит, Томас Мальтус, Дэвид Риккардо и Джон Стюарт Милль, считалось совершенно естественным рассматривать основополагающие экономические факторы и движущие силы в тесной связи с анализом политических и культурных явлений. Но уже к концу XIX столетия экономика выделилась в обособленную от других общественных наук дисциплину. К середине столетия такие экономисты, как Роберт Лукас из Чикагского университета, выстроили целые теоретические концепции на основе гипотезы о возможности исчерпывающего моделирования и прогнозирования экономики исходя из рациональной природы человеческих ожиданий и побуждений. Исходя из этого, экономисты принялись разрабатывать все более сложные математические модели и применять их для выявления и осмысления экономических тенденций.
Еще до того, как Лукас разработал концепцию экономики «рациональных ожиданий», другой видный экономист, Гарри Марковиц, создал так называемую «модель ценообразования капитальных активов», позволяющую оценивать уровень риска, связанного с активами, – и, как следствие, их предполагаемую ценность – статистическими методами. Однако, большинство этих моделей не имеют никакого практического применения (великий австрийский экономист Людвиг фон Мизес в своем Трактате по экономической теории обошелся без формул).
В Федеральной резервной системе и Банке Англии экономику и финансы рассматривали обособленно друг от друга. Аналитики финансовых рынков заседали в своем отделе, исследователи макроэкономики – в своем. Та же самая картина полного раскола наблюдалась и в университетах. «Чистые» экономисты обучались на экономических факультетах, а будущие финансисты и финансовые аналитики – в бизнес школах. Такое разделение отразилось на организации работы СМИ. В редакции Financial Times, где я работала, отдел экономики и группа обзора финансовых рынков размещались в разных секциях.
В конце декабря 2006 года руководитель отдела финансового надзора Банка Англии Пол Такер обратил внимание на необычное поведение статистического показателя М4. M4 – совокупная денежная масса, то есть суммарный объем собственных и заемных денежных средств, находящихся в обращении в национальной экономике. Классическая теория экономики гласит, что при быстром экономическом росте совокупная денежная масса прирастает пропорционально росту потребительских цен, то есть инфляции. И наоборот: при замедлении роста экономики замедляется и рост денежной массы, часто сокращая инфляцию.
Но в декабре 2006-го эта устоявшаяся взаимосвязь нарушилась. Инфляция в Великобритании держалась на низком уровне – около 2% в год. Экономика росла стабильно, но все-таки умеренными темпами. А совокупная денежная масса в Великобритании увеличилась за год на 15%. Основным источником быстрого роста денежной массы оказались заимствования и ссуды фирм, отнесенных в статистических отчетах к категории «Остальные финансовые компании» (ОФК), по сути – к категории «прочее», то есть не укладывающееся в общепринятую классификацию. Их определением служило перечисление того, чем они не являются: они не были банками, брокерами, страховыми компаниями или чем-то еще, что известно статистикам. Коллеги Такера интуитивно предположили, что к этому потайному подразделу отнесено в основном то, что связано с CDO, SIV, «каналами» и другими причудливыми тварями из финансовых джунглей.
Насколько сильно это сказывалось на экономике в целом? Вопрос о влиянии денег ОФК на макроэкономику изучен очень слабо». ОФК оказались подобны «нетанцующим» в деревне у Бурдье. Экономисты рассматривали лишь то, что им полагалось изучать по долгу службы, а именно – экономические модели, позволяющие собирать и анализировать статистические данные о «реальной» экономике. По сути, они закрывали глаза на сегменты экономики, расположенные за пределами этой «реальности», и даже не пытались установить хоть какую-то связь с этими областями. К слову, разрыв между финансами и экономикой оказался укоренен в сознании настолько глубоко, что многие экономисты не замечали даже наличия проблемы как таковой. Они могли часами спорить между собой, уточняя используемые ими математические формулы. Но редко кто задумывался о возможности критического переосмысления и уточнения используемой классификации, как и об ограничениях, которые она накладывает.
Одна из причин невнимания к этому сумеречному миру заключалась в том, что там изъяснялись на таком инопланетном языке. В мире непрерывно усложняющихся технологий все мы невольно сторонимся непонятного нам специализированного жаргона, понять который не в состоянии.
Такер вместо того чтобы называть все эти финансовые новшества странными аббревиатурами вроде SIV и CDO, предложил новый термин – механизированное финансирование. Или, может быть, суть происходящего способно выразить понятие «финансовая матрешка»? Эти новообразования настолько взаимосвязаны, так вложены одно в другое, что похожи на русские матрешки.
Однако механизированное финансирование оказалось труднопроизносимым и не прижилось. Когнитивный и языковой прорыв состоялся летом 2007 г. на конференции Федерального резервного банка Канзас Сити. Первые признаки кризиса появились в начале лета: на американском фондовом рынке резко упали цены на ипотечные облигации. Управляющий активами Пол Маккьюли заявил, что сейчас реальная проблема заключается в массовом изъятии вкладов из теневой банковской системы, уподобив происходящее типичному наплыву требований об изъятии вкладов в обычных банках. Если массовое бегство вкладов оттуда продолжится, последствия могут быть крайне опасными, потому что никто на этот сектор никакого внимания раньше не обращал. Именно эти 1,3 триллиона, сокрытые от нас в теневой банковской системе, опасны в ближайшей перспективе.
До этого момента большинство высокопоставленных экономистов и финансистов даже не задумывались о том, что находится за пределами привычного мира банков и хедж фондов. И вдруг Маккьюли неожиданно дал этому неведомому миру имя. Отныне банкиры будут использовать его в своих выступлениях, журналисты – в броских заголовках, а экономисты – в графиках, газетных колонках и блогах. Более того, вместе с новым термином Маккьюли предложил и рамочную модель для понимания причин замерзания рынков. В технических деталях бегства денег разобраться было по-прежнему сложно. Но основополагающая причина была названа: вкладчики теневых банков запаниковали тут же, как только поняли, что те использовали их деньги для тихой скупки ипотечных ценных бумаг. Лишившись финансирования, эти структуры стали обрушиваться одна за другой.
Если бы теневые банки были небольшими, дальнейших последствий паника бы не имела. Но проблема, по словам Маккьюли, заключалась в том, что они тесно сплелись со многими частями финансовой системы незаметным для ее руководителей образом. Лишь после того, как явлению было дано подходящее название, банкирам удалось перефокусировать свой взгляд и рассмотреть источник напасти.
Как же так получилось, что экономисты не увидели надвигающегося кризиса? Основная причина внезапной «слепоты» высокопоставленных финансистов и экономистов – фрагментированность финансово экономической системы.
Извлекая уроки из кризиса 2008 г., университеты пересмотрели программы курсов макроэкономики и финансов, и теперь эти предметы преподаются в тесной привязке друг к другу. А среди самих студентов резко возрос интерес к курсам поведенческих финансов – дисциплины на стыке экономической науки и психологии (подробнее см. Ричард Талер. Новая поведенческая экономика).

Часть 2. Разрушители «шахтной» структуры управления


Глава 5. Программисты с табельным оружием


Бретт Голдстейн занимался разработкой и поддержкой интернет сервиса. Но после 11 сентября 2001 года он решил посвятить себя служению людям, и выбрал для этого полицейское управление своего родного города – Чикаго.
У Департамента полиции Чикаго сложилась репутация едва ли не самой неповоротливой и косной силовой структуры страны. Многие из 13 000 сотрудников проработали там всю жизнь, следуя по стопам отцов, дедов и даже прадедов, также служивших в полиции. Ничего удивительного, что и полицейское начальство чуть ли не поголовно принадлежало к этому сплоченному племени. В полиции Чикаго подозрительно косились на любых людей со стороны, не говоря уже о переехавших в Чикаго недавно.
Но в начале двухтысячных полицию Чикаго основательно перетряхнули после серии скандалов, связанных с жестокостью и коррупцией в полицейских рядах, которые выделялись даже на фоне истории города, запятнанной коррупцией, насилием и прочими противоправными действиями. В 2007 году руководство города, стремясь придать полиции новое лицо, назначило суперинтендентом полицейского управления Джоди Вайса, ставшего первым за пятьдесят лет человеком со стороны на этом посту.
«Как у человека пришлого, у меня не было каких-то особых связей в полицейском управлении, да и с городом меня по-настоящему ничто не связывало. Думаю, это позволяло мне максимально объективно оценивать работу управления, – делился своими наблюдениями Вайс. За долгую карьеру он насмотрелся на то, как структурные подразделения полиции, ФБР и ЦРУ скрывали информацию друг от друга.
Попав в полицейскую академию, Голдстейн осознал, что шагнул в совершенно иной мир с иными культурными ритмами и иными представлениями о нормах. По сути, его вынудили задуматься над вещами, которые раньше представлялись очевидными и потому не требующими осмысления. Оказывается, вся одежда курсанта, даже спортивная экипировка, которую приносишь с собой, – шорты, футболки, обувь, – все должно быть без рисунков, надписей и даже без логотипов!
Учебу Голдстейн окончил с лучшими результатами в классе, что давало ему право выбрать район Чикаго для работы. Отклонив тихие пригороды, он попросил отправить его на патрулирование одного из самых неблагополучных районов Чикаго.
Со временем он почувствовал, что постепенно меняется внутренне под воздействием нового опыта. Но случались и другие дни, когда он понимал, что узнаёт много нового об окружающем мире. Прежняя его жизнь программиста была не правилом, а исключением – ведь в большинстве своем люди так не живут. Он обрел более широкий взгляд на мир.
Летом 2009 Вайс предложил Голдстейну попробовать разработать какие-нибудь компьютерные модели, помогающие выявлять причины всплеска убийств. Голдстейн установил, что важнейшим фактором, вне всяких сомнений влияющим на статистику убийств, являлась миграция преступных групп по городу, сопровождавшаяся переделом сфер влияния. Голдстейн собрал воедино все имеющиеся отчеты о перемещениях преступных групп в централизованную базу данных, используя метод геопространственно-временного представления данных.
В начале 2010 года Вайс запустил эксперимент. Он поручил Голдстейну приступить к регулярному составлению карт убийств, и на их основе доводить до сведения офицеров полиции наиболее вероятные районы очередных вспышек насилия.
К концу 2010 года Голдстейн и Вайс были вознаграждены. Их карты данных стали не просто сигнализировать о вероятных местах вспышек насилия в целом и в среднесрочной перспективе, но и позволяли даже иногда прогнозировать изменения в ближайшем будущем. В 2011 году число убийств стало снижаться.

Глава 6. Социальное (пере)программирование


Летом 2010 года, 39 летняя Джоселин Голдфейн устроилась на работу в Facebook. До прихода в Facebook Голдфейн успела семь лет проработать в VMware, компании – разработчике технологии облачных вычислений, дослужившись до должности главного инженера, руководителя сотни программистов.
Во всех других крупных компаниях различные функциональные подразделения, как правило, ревностно охраняют свои «делянки» от посторонних (и друг от друга), а конкуренция между отделами настолько острая, что никто не допускает вторжения смежников на свою территорию. Собственно, именно из-за богатого опыта «межплеменной розни», полученного ею в других крупных ИТ компаниях, Джоселин и побаивалась переходить в Facebook. Ей претили непомерно разросшиеся бюрократические структуры, а главное – отсутствие горизонтальных связей между ними.
Но, осмотревшись в Facebook, она поняла, что эта соцсеть-гигант принципиально отличается от всего, что она видела раньше. Ее гораздо меньше, нежели конкурентов, раздирали внутренние противоречия и соперничество.
Большинство пользователей Facebook даже не догадывались, что в основе сети лежат закономерности, изучаемые кластерным анализом и анализом динамики взаимодействия структур (подробнее см. Кластерный анализ: сетевые графы и определение сообществ). И если в рамках таких дисциплин, как антропология, психология или социология, взаимодействие между людьми в обществе традиционно анализировалось описательными методами, инженеры Facebook относились уже к новому, быстро завоевывавшему позиции поколению специалистов по обработке и анализу данных.
Компания расширялась столь стремительно, что летом 2008 года число штатных инженеров программистов выросло до ста пятидесяти. 150 человек – это так называемое «число Данбара». Робин Данбар показал, что предельный размер устойчивой социальной группы пропорционален величине мозга. Человеческий мозг позволяет сформировать круг отношений с приблизительно 150 людьми. При превышении группой этого порога ее невозможно и дальше удерживать от распада за счет крепких личных связей между членами и их привычки к взаимодействию, а для дальнейшего сохранения группы требуются принуждение или бюрократическая иерархия.
В Facebook создана обучающая программа для новичков. Целью было обеспечить, чтобы все впервые пришедшие в Facebook инженеры программисты знали набор используемых здесь программных кодов. Но курсы могут дать нечто большее, ведь если всех начинающих прогнать через совместную подготовку в малых группах, это приведет к выработке у них сплоченности. А поскольку по завершении ознакомительного курса вчерашние новобранцы не останутся в одном подразделении, а будут рассеяны по всей компании, то завязавшееся общение поспособствует установлению между ними устойчивых связей.
Второй ритуал Facebook – «хак-месячник», ставший развитием идеи «учебки». Фактически это программа ротации. Проработал кто-то над одним и тем же проектом год-полтора – тут мы подходим, хлопаем по плечу: дескать, хватит, иди поработай над чем-нибудь еще месяц другой! «Из живого интереса люди делают свое дело заметно лучше, – объясняет Майк Шреп. – Страсть приумножает силы и перевешивает все остальное». Новый ритуал способствует еще и слому барьеров между проектными группами. Циркуляция сотрудников между командами специалистов не дает группам застывать и замыкаться в себе.
Еще одним оружием топ менеджмента Facebook в борьбе с разобщенностью стала сама платформа Facebook. С первых же дней существования компании ее руководители понимали, что одним из преимуществ соцсети является возможность налаживания горизонтальных коммуникативных связей как альтернативы жесткой иерархии. Кто бы из руководителей или сотрудников Facebook ни публиковал сообщение, оно сразу же становилось общедоступным. Удивительный контраст на фоне положения дел в большинстве крупных корпораций, где указания начальства рассылаются в виде циркуляров по электронной почте, а любая информация распространяется вверх и вниз по иерархическим цепочкам, в которых часто застревает.
Один из приемов, которому мы учим здешних менеджеров, – это называть всех собственными именами. У нас непозволительны формулировки типа «а эти недоумки из шестой группы» или «и тут эти тупицы из отдела маркетинга», поскольку это признак расчеловечивания группы. Ведь когда перестаешь различать отдельные лица в составе команды – вот тут-то и начинаются проблемы».

Глава 7. Перевернуть окуляр


Когда в конце XIX столетия антропологи впервые занялись изучением незападных культур, они осознали, что у разных народов и обществ – разные представления о человеческом организме и разные понятия о здоровье и болезни. Затем, уже в XX веке, появился даже особый раздел – «медицинская антропология», посвященный изучению представлений о здоровье и их практическом воплощении в различных человеческих сообществах. Эта дисциплина – одна из самых быстроразвивающихся в антропологии, и она аргументированно утверждает, что здоровье – понятие не биологическое, и даже не чисто естественнонаучное. Это еще и культурный феномен. Физиология человеческого организма, возможно, и носит универсальный характер. Но вот представления о «здоровье» и «болезни» варьируются в зависимости от культуры даже в пределах одного общества.
Тоби Когроув страдал дислексией. Расстройство оказалось благословением, – делился он своим наблюдением. – Из-за накладываемых им ограничений я так и не стал жертвой стадного менталитета. Мне пришлось прокладывать свой собственный путь к познанию и пониманию происходящего в окружающем мире». Также, по его мнению, дислексия преподала ему и второй хороший урок: ключ к инновациям – в неуважении к сложившимся границам. Творческие идеи начинают бить фонтаном именно тогда, когда люди черпают и смешивают понятия из различных источников. «Многие мои… идеи были вдохновлены сравнениями и предметами, не относящимися к кардиохирургии, но требовавшими сотрудничества с профессионалами других специальностей», – отмечал он. «Инновации происходят в пограничных областях – там, где одна дисциплина соприкасается с другой». Или, иными словами, там, где размываются границы узкой специализации.
В 2004 году Косгроув получил назначение на должность главы огромной Кливлендской клиники в штате Огайо, одного из крупнейших медицинских центров США, с годовым бюджетом в 6 млрд долларов и штатом в 40 тысяч сотрудников. Клиника входила в число лучших в Америке. Косгроуву хотелось фундаментально переосмыслить устройство медицины и оспорить обоснованность ее разделения на изолированные специализации. Он замыслил подвергнуть критическому исследованию те классификационные системы, которые используются профессионалами для упорядочения мира.
По словам Косгроува, пришла пора избавиться от привычной классификации достигшего уже 43 тысяч человек штата больницы и отказаться от таких терминов, как «врач» или «медсестра». Вместо того чтобы носить чисто медицинские названия, медработники теперь должны были называться «опекунами» и отвечать не только за лечение соматических заболеваний, но и за душевное и эмоциональное состояние больных.
Вместо привычного разграничения отделений по названиям врачебных профилей, Косгроув решил разделить их по категориям пациентов и их заболеваниям. По сути, это означало создание системы новых многопрофильных институтов лечения конкретных болезней (например, онкологических) или систем организма (например, головного мозга), которая должна была заставить хирургов, терапевтов и врачей прочих специальностей заниматься лечением пациентов совместно.
«Если у людей болит голова, им просто хочется, чтобы им помогли, – делился своим наблюдением Косгроув. – Их не интересует, нужен ли им невролог, нейрорадиолог или кто-то еще. Так что имеет смысл объединить все эти специальности организационно».

Глава 8. Бадьи в разрезе


Преодоление разобщенности – не только средство самозащиты: оно может использоваться и в качестве наступательного оружия. Задумываясь о системах классификации, используемых в обществе, люди получают конкурентное преимущество перед соперниками. Если какое-то учреждение страдает от разобщенности, это обязательно открывает дополнительные возможности перед кем-то еще. В случае Sony неспособность японской корпорации планомерно развить успех и перенести идею аналогового плеера Walkman на цифровую основу позволила конкурентам из Apple с их iPod захватить лидирующие позиции на рынке цифровых мини устройств.
«Нам нравится „бункерное“ мышление, – обронил как-то Энрю Тодд Фелдстайн, соучредитель хедж-фонда Blue Mountain. – По крайней мере, у других. Мы на нем зарабатываем». Blue Mountain Capital специализируется на торговле кредитными деривативами. Т.е., ценными бумагами, выигрыш по которым достается инвесторам, правильно угадавшим, будут или не будут просрочены выплаты по кредитам.
Функциональная разобщенность подразделений крупных банков создает порочные стимулы к операциям. Они кажутся осмысленными на микроуровне (в плане получения быстрой выгоды отделами). Но оказываются неразумными при рассмотрении на макроуровне (невыгодными для банка в целом).
Фелдстайна интересовало, как люди используют системы классификации для организации собственного мира и представлений о нем – особенно в случае ошибочной таксономии. Распространенным предметом изучения антропологов является несоответствие общепринятой классификации мира реальному положению вещей, что наблюдается повсеместно.
В фонде Фелдстайна выискивали неувязки между котировками различных ценных бумаг. Это был чисто технический и часто малопонятный вариант биржевой игры. Но именно по причине туманности для непосвященных и «технического» характера используемой фондом стратегии ниша была не занята, что значительно упрощало Фелдстайну и компании получение прибылей.

Заключение. Как соединить разделенное

Люди должны периодически переосмысливать таксономии, которые они используют для систематизации мира, или даже искать им альтернативы. Обычно большинство из нас применяют общепринятые системы классификации. Но они крайне редко бывают идеальными, поскольку устаревают и перестают удовлетворять потребности заинтересованных групп. Инженеры компании Sony не ставили под вопрос эффективность «шахтной» структуры и в результате упустили инновационные возможности.
Тем же недугом до 2008 года страдали и экономисты, поэтому они не заметили, насколько вырос уровень использования заемного капитала. А вот в Кливлендской клинике врачи попытались полностью изменить свои представления об организации медицинской помощи. Они адаптировали их к представлениям пациентов о здоровье, а не к жестким установкам врачей.
Распределение банковских продуктов по отделам отражает мышление банкиров, а не инвесторов или вкладчиков. Промышленные компании часто организованы с учетом специфики производства, существовавшей еще пятьдесят лет назад, или различных компетенций инженеров, а не запросов современных клиентов.
Для борьбы с разобщенностью можно использовать информационные технологии. Компьютеры не рождаются с неискоренимыми стереотипами. Их можно запрограммировать так, чтобы они сортировали информацию различными способами и тестировали разные варианты систематизации данных. Проще и быстрее перегруппировать байты в памяти компьютера, нежели изменить менталитет людей. Тем более что техника, в отличие от людей, не сопротивляется таким изменениям. Еще один важный вывод6 данные не могут сами себя систематизировать и уничтожить разобщенность; необходимо, чтобы кто-то особым образом запрограммировал компьютеры. А для этого прежде всего нужно богатое воображение.
Как же нам развить воображение, которое позволило бы изменить системы классификации как в киберпространстве, так и в реальном мире? Один из возможных способов – воспользоваться принципами антропологии. Эту науку лучше рассматривать как особый образ мышления, способ видения мира. Поскольку антропологи рассматривают все, что видят, в совокупности, то они в конечном итоге добираются и до тех сторон жизни, о которых люди предпочитают умолчать, считая их слишком личными, несущественными или неинтересными. Антропологов завораживают общепринятые умолчания.
Они внимательно слушают рассказы людей о своей жизни, а затем сравнивают их с тем, что происходит на самом деле. Поразительно, насколько существенна разница между тем, что люди говорят, и тем, что они делают.
Антропологи часто сопоставляют различные общества, культуры и системы. Это помогает им обнаружить характеристики, лежащие в основе деления на социальные группы. Такое сравнение полезно для изучения иных культур и незаменимо для понимания своего собственного общества. Когда мы попадаем в другой мир, мы не только узнаём многое о других людях, но и можем увидеть нашу собственную жизнь свежим взглядом и с большей ясностью. Мы становимся одновременно «своими» и «чужими».
В любом обществе считают свою собственную культуру естественной. Наши собственные социальные нормы и способы классификации кажутся нам такими привычными, такими неизменными, что мы крайне редко задумываемся о них. Но антропологи знают, что классификационные системы, которые мы используем для описания нашего мира и мышления, вовсе не являются постоянными. Они не присущи нам от природы, а являются результатом воспитания. Мы можем изменить наши представления о культуре, если на самом деле хотим этого. Мы можем также изменить формальные и неформальные правила, которые используем для упорядочения мира, – если остановимся и задумаемся.
К сожалению, в современном мире больше всего ценится узкая специализация. Поэтому такие виды деятельности, которые требуют больших временных затрат, но не дают мгновенных результатов, – общение с сотрудниками из других отделов, ротация персонала, работающего в различных подразделениях, или поездки для изучения инноваций – считаются чем-то второстепенным. Однако мир, разделенный на специализированные фрагменты, полон неучтенных рисков и упущенных возможностей.
[1] Секьюритизация – привлечения финансирования путём выпуска ценных бумаг, обеспеченных активами, генерирующими стабильные денежные потоки; например, портфель ипотечных кредитов, автокредитов, лизинговые активы, коммерческая недвижимость, генерирующая стабильный рентный доход и т.д.

The Five Levels of Leadership


In his book, The 5 Levels of Leadership, John C. Maxwell unfolds leadership as a step-by-step process with discernable and definable stages. He noted from the beginning that this concept of leadership was developed about 5 years ago. To him leadership is influence, if people can increase their influence on others, they can lead more effectively.
The ‘five levels of leadership’ defines leadership as a verb not a noun. The challenge of leadership is to create change and facilitate growth. The 5 levels provide a clear step for growth, John Maxwell noted.
Overview of the 5 levels
Level 1: Position: People who make it to this stage are the lowest stage and may not be leaders but just bosses, J. Maxwell noted.
Level 2: Permission: People follow the leader at this stage because they want to. To back this point, he said one can like people without leading but an individual cannot leader people well without liking them.
Level 3: Production: This stage is based on the result. People follow based on what leaders have done for the organization. Leaders at this stage become change agents.
Level 4: People development: Over here, John Maxwell noted that, leaders reproduce themselves. Meaning, they change the lives of people they lead.
Level 5: Pinnacle:  The highest leadership accomplishment is developing other leaders to level 4 and this is what Level 5 is about. It involves high level of challenge. People follow this kind of leaders for who they are and what they represent.
In this book, John Maxwell explain further by stating ten (10) insights to help people understand these leadership levels. Below are the insights;
  1. You can move upper level but you must never leave the previous level behind.
  2. You are not on the same level with every person. You may be at level two with your family at home but level 3 with your employees at work.
  3. The higher you go, the easier it gets for you to lead.
  4. The higher you go the more time and commitment is required to win a level. There is no easy way to get up.
  5. Moving up the levels goes slowly but going down goes easily.
  6. The higher you go the greater the returns.
  7. Moving further always require further growth. Every risk at a higher level is a natural extension of what the leaders have by then developed.
  8. Not climbing the levels limits you and your people. If your leadership is a 4 out of 10, you effectiveness would be nothing more than 4.
  9. When you change positions or organizations, you seldom stay at the same level.
  10. And finally, you cannot climb the level alone.
John C. Maxwell later in this book proposed a leadership assessment text from the leader’s point of view and the follower’s point of view. Now let’s look at the five levels of leaders into details.
LEVEL 1 – POSITION
It comes with a title or job description according to John Maxwell and it is the starting place for every level of leadership. People rely heavily on the positions to lead and there is nothing wrong with having a leadership position. In his own words, Maxwell noted that, it’s the bottom floor and the foundation upon which influence must be built. Leaders at this initial level have been invited to the leadership table, but they may not yet be able to command respect outside of their stated authority.
Upside: First, it is given to people because they have leadership potential, according to Maxwell. It is a privilege and hence authority is recognized. Secondly, the position allows potential leaders to shape and define their leadership. Quoting the Board chairman of Lead2lead, John Maxwell said, “Leadership is much less about what you do and much more about who you are”.
To succeed at this stage, one must know his values. Values, to J. Maxwell can be in three areas, Ethical values, Relational values and success values. And finally, he noted, mature leaders use their positions to drive high performance.
Down side:  1. Having position is often misleading. It promises more than it can deliver, according to John Maxwell. Leaders of position often have the “I have arrived aspect.” Positional leaders make people feel small. To Maxwell, leadership is action not positions. Positions often devalue people.
2. Positional leaders feed on politics. They work to gain titles.
3. Positional leaders place rights over responsibilities. Positional leaders who rely on rights develop a self of entitlements. They expect to be served instead of serve people. To add to the point Maxwell quoted Abraham Lincoln “Nearly all men stand adversity but if you want to test a man’s character, give him power”.
4. Positional leaders are often lonely. Leadership is not about standing on top of other but standing beside others.
5. Positional leaders get branded and stranded. The position doesn’t make the leader the leader makes the position.
In concluding this part, Maxwell noted some points needed to make the most out of leve1.
  1. Stop relying on position to push people. The best leader don’t use positions to get things donem they use others skill.
  2. Trading entitlements for commitment. Leadership to Maxwell is not a right, it’s a privilege. Good leaders don’t take anything for granted. They keep working and leading.
  3. Leave your position and move towards you people. Quoting Socrates, Maxwell noted “ let him that would move that world, first move himself”.
LEVEL 2 – PERMISSION
This is the second level of leadership according to John Maxwell. Over here, YouCan’t Lead People until You like People. On this level, leaders listen to people and people listen to them.  Leaders at this stage need to make people know they matter. Focus on the value of each person.
True leadership comes into being at Permission Level. In Level 1, subordinates did what they were asked only to avoid punishment and to keep their job. However, at Level 2, people begin to follow willingly because the leader has built relationships with them. Since they get along with the leader, they gladly go along with him or her.
Some downsides are as follows; first, this kind of leadership is too soft for some people.  Moreover, leading by permission can be frustrating for high achievers. In addition, Maxwell noted that, Permission leaders can be taken advantage of. This level requires openness to be effective and also difficult for people who are not naturally likeable by others. To be more likeable, one needs to make choices to care about others and find something likeable about everyone.
This level according to Maxwell also forces you to deal with the whole person. To solve the problems of this level one must do the following;
  1. Develop a people-oriented leadership style.
  2. Practice the golden rule.
  3. Become a chief encourager of your team
  4. Strike a balance between Care and Candor. What makes a family great is not what makes a team great. Family values commitment over contribution, business values contribution over commitment, Maxwell noted. Care without Candor leads to dysfunctional relationship, Candor without care leads to distance relationships, but care with candor leads to developing relationships.
Good leaders must embrace both care & candor, Maxwell emphasized.
LEVEL 3 – PRODUCTION
To Maxwell this level of leadership communicates the vision through actions. When follows see good results, they get a good reason to follow. Production qualifies and separates leaders from people who merely occupy leadership positions. According to John Maxwell, in Level 3, leaders’ influence intensifies as they consistently generate results. Producers create a winning culture, and they reap the benefits of positive momentum and high morale. In addition, their reputation for making things happen begins to attract high-achievers to the team.
Over here, if you remove production, people would stop to follow. That is a major downside according to Maxwell.  The weight of leadership here is heavier. Another downsides is that being productive can make you think you’re a leader whiles you not. Production leaders also require making difficult decision.
Persevering at this stage is helpful. Production leaders must pay particular attention to level 2. Understand how your personal gifts contribute to the vision to be able to succeed at this level. Developing your people in to a team is also good to be successful at the level according to Mawell.
LEVEL 4 – PEOPLE DEVELOPMENT
Over here, John Maxwell noted that, leaders reproduce themselves. Meaning, they change the lives of people they lead. In his own words, this level involves helping individual leaders grow extends your influence and impact at Level 4, leader’s transition from producers of profits to developers of people.  They come to understand that people are an organization’s most appreciable asset, and they reproduce their influence by growing their teammates into leaders.
To Maxwell developers acquire an eye for talent, and they do their utmost to bring the best out of each person within their sphere of influence. As they unleash the unique strengths of the people on the team, the entire organization rises to new heights.
At this level, people follow because of what you have done for them personally and that’s important to note. People love to follow you because you are developing them and start feeling happy because they’re being better, and become loyal to you and give you the credit.
LEVEL 5 – PINNACLE: 
The highest leadership accomplishment is developing other leaders to level 4 and this is what Level 5 is about. It involves high level of challenge. People follow this kind of leaders for who they are and what they represent.
To Maxwell, only naturally gifted leaders reach the Pinnacle. By Level 5, leaders have gained a reputation for excellence, and people follow them on account of who they are and what they represent. Pinnacle leaders have created a legacy that transcends their organization and extends beyond their industry. Developing leaders that can in turn develop leaders is hard work and takes a great deal of skill, focus, and a lifetime commitment. But those leaders that do create Level 5 organizations. They create opportunities that other leaders don’t. Level 5 leaders leverage their own leadership through others. “When you lead an organization, you can’t be focused on just fulfilling the vision or getting work done.” John Maxwell.
Best behaviors at this level include, making room for other leaders at the top. To Maxwell, developing leaders at this level require great skills. In addition, to be of best behavior, one needs to see potential leaders at who the can be rather than who they are.
As a level 5 leader you need to decide what you want your legacy to be. Change leaders and make them greater.
Key Laws of leadership at this level
  1. The Law of Respect
  2. The Law of Intuition
  3. The law of timing
I would conclude with a message from John C Maxwell, “No matter where you are in your leadership, remember, what got you to where you are can get you ahead of the next level. “The goal of life is not to live forever; the goal of life is to leave something that would live forever.”
https://bitlylink.com/fiKZQ

RACI




Spectrum of Stakeholder Engagement


https://bitlylink.com/QP0zW

12 Vital Ecommerce KPIs Online Shop Owners Should Monitor

How do you make sure your superpowers are fully maximized? Before jumping into any process of improving your website, you need to STOP, gather all the data you can and look at what it’s telling you. Knowing and understanding the real facts that have a negative impact on sales will help you to come up with the most efficient fixes.
You should regularly monitor a series of e-commerce KPIs, which will let you know if the business is heading in the right direction or not.
Take a look at the following infographic to find out the most important KPI’s:


воскресенье, 5 мая 2019 г.

Роберт Куинн. Позитивная организация

В бизнесе можно выделить две основные парадигмы управления: ориентация на результат и ориентация на людей. Основная идея книги «Позитивная организация» – лидеры должны быть «двуязычными». Они должны уметь совмещать обе концепции. В приложении к книге автор предлагает «Генератор позитивной организации» – инструмент, который можно использовать для преобразования вашей организации.
Роберт Куинн. Позитивная организация. – М.: Олимп-Бизнес, 2016. – 208 с. Библиотека Сбербанка.


Глава 1. Позитивная организация


Все мы обладаем набором предположений (допущений) и убеждений, которые помогают нам ориентироваться в окружающем мире. Эти предположения и убеждения мы постепенно перенимаем у людей, рядом с которыми живем и работаем. От них, а также из собственного опыта мы узнаем, что работает, а что – нет. Со временем эти допущения и убеждения складываются в нашем сознании в подобие карт, в соответствии с которыми мы реагируем на все, что наблюдаем и испытываем в окружающем мире. Такие ментальные карты ориентируют нас во всех сферах жизни.
По моему опыту, есть несколько распространенных типов отношения менеджеров к корпоративной культуре. Первые – назовем их «отказниками» – игнорируют сам факт существования корпоративной культуры и часто либо вовсе не замечают ее воздействия, либо отказываются его признать. Другие, «скептики», признают существование корпоративной культуры; они даже пытались изменить ее, но, потерпев неудачу, пришли к ошибочному заключению, что это невозможно. А поскольку опыт не лжет, «скептики» уверены в том, что стремление к совершенству нереалистично и непрактично.
И, наконец, «сторонники». Эти менеджеры на себе испытали давление организационных структур, но они убеждены, что изменить корпоративную культуру можно, поскольку в какой-то момент попытались сделать это – и добились успеха. Книга Кэрол Дуэк Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей подтверждает наличие таких энтузиастов. Она пишет, что для некоторых менеджеров характерна «установка на рост». Они верят, что их сотрудники могут учиться и изменяться, и эта вера побуждает их соответствующим образом выстраивать свою профессиональную деятельность.
Первое испытание при создании позитивной организации – увидеть ее не как нечто статичное, а как систему напряженностей. Второе – разглядеть все напряженности, а не только те, которые мы привыкли улавливать. То есть видеть всю систему в целом. Наконец, третье: усвоить, что любой позитив – такой, например, как полная вовлеченность – может привести к истощению и обернуться негативом. Задача состоит в том, чтобы удерживать динамическую систему в позитивной зоне рис. 1.

Рис. 1. Структура внутренней напряженности в организациях; чтобы увеличить изображение кликните на нем правой кнопкой мыши и выберите Открыть картинку в новой вкладке
Для примера взглянем шире на полную вовлеченность и истощение. Отказ от вовлеченности в работу организации и баланс между работой и семьей, полная вовлеченность и истощение расположены на одной линии, пересекающей всю схему. Жизненный баланс и полную вовлеченность мы обнаружим на противоположных сторонах внутреннего круга. Мы называем эту область положительной зоной. То есть оба эти свойства являются положительными – но противоположными.
Полная вовлеченность позитивна, поскольку мы хотим, чтобы люди использовали в работе весь свой потенциал. Но если зайти слишком далеко, вовлеченность приведет к истощению и обернется негативом (обратите внимание на сектор внешнего круга, соседствующий с полной вовлеченностью). А теперь посмотрим на жизненный баланс, расположившийся на противоположной стороне положительной зоны. Если придавать ему слишком большое значение, дело может дойти до пренебрежения своей работой или полного отказа от нее.
Схема «Структура внутренней напряженности в организациях» полезна тем, что наглядно показывает: обычно мы, имея самые лучшие намерения, выделяем для себя только одну из набора противоположных положительных ценностей. Даже осознавая пользу двух противоположных позитивных свойств, мы затрудняемся увидеть, как они смогут работать вместе. Тем не менее способность удерживать обе положительных идеи одновременно позволит с большей вероятностью создать позитивную организацию и удержит нас от ухода в негативную зону. Удержание двух противоположных идей и создание правильного баланса между ними – вот навык, который вы можете приобрести.

Глава 2. Стать «двуязычным» руководителем


В вопросах лидерства, организационной деятельности и подходе к людям большинство руководителей пользуются общепринятыми представлениями и допущениями (рис. 2, левый столбец). Такие руководители являются «простаками». «Простак» не означает «тупица». Тупицы никогда не достигают вершин в корпоративной иерархии. «Простак» обладает ограниченной ментальной картой в части устройства организации. Руководителям необходимо учиться и меняться. Им нужно выйти за рамки собственной ментальной карты, чтобы стать более эффективными.

Рис. 2. Стать двуязычным: обладать позитивной ментальной картой без отказа от стандартной
Обучаясь, руководители обретают способность добавлять к своей ментальной карте новые убеждения и допущения, что, в свою очередь, позволяет им увидеть те аспекты реальности, которые прежде были от них скрыты. Альберто Вайсер, бывший генеральным директором Bunge, сказал, что многие из тех, с кем он контактирует в организации, замурованы в общепринятой модели мышления, и ему приходится строить общение с ними соответствующим образом. Он может делать это, потому что когда-то сам был таким, как они. Некогда циничный Альберто и сейчас способен говорить на языке контроля и давления, но теперь он умеет, помимо этого, руководить, наделяя людей полномочиями и мотивируя организацию к росту. Он говорит на двух языках.
Простейшее определение позитивной организации: система, в которой люди преуспевают, превышая ожидания. Это организация, обладающая такой корпоративной культурой, в которой люди чувствуют себя вовлеченными, взаимодействуют, растут и демонстрируют эффективность. Приобретение позитивной ментальной карты не означает утрату (либо отказ) от стандартной карты; просто это более сложный, комплексный способ мышления и видения. Он позволяет рассматривать идеи, на первый взгляд противоположные, и понимать, каким образом они могут работать в организации одновременно. Этот способ мышления обеспечивает вас способностью видеть, как ограничения, так и возможности. Организация рассматривается одновременно и в виде властной пирамиды, и как сеть общественных отношений. Обрести позитивную ментальную карту означает стать двуязычным.

Глава 3. Задать высшую цель


В DTE Energy Гэрри Андерсон столкнулся с культурой объяснения: если менеджеры усматривали корни какой-нибудь проблемы в корпоративной культуре, то именно она и объявлялась причиной. Это снимало с менеджеров какую бы то ни было ответственность. Корпоративную культуру тут рассматривали не как инструмент для создания успешной организации, но лишь как ограничение – менеджеры «знали», что культуру изменить невозможно.
Гэрри был разочарован привычными подходами к управлению организацией, и это заставило его радикально пересмотреть свою модель лидерства. Он начал действовать исходя из идеи длительного непрерывного совершенствования. Шел 2009 г. Гэрри видел, как DTE Energy процветает посреди чудовищной рецессии. Он отмечал, что сотрудники «стали воспринимать компанию как свою и демонстрировали полную вовлеченность». Они добровольно отдавали работе свободную энергию. В то же время за пределами DTE ситуация была ужасающей. Обанкротилась General Motors.
В числе членов правления DTE Energy был Джо Роблес, который поделился с Гэрри одним важным принципом: главная задача лидера – объединить людей общей целью. Прежде Гэрри, скорее всего, воспротивился бы такой точке зрения. Согласно обычной ментальной карте, задача менеджмента – решать проблемы, постоянно поддерживая равновесие, и обеспечивать с помощью финансовых стимулов заинтересованность людей в работе. Но с позиций позитивной ментальной карты компания – это также и социальная сеть, которая должна двигаться вперед коллективно, обучаясь, развиваясь и меняясь, как единое целое.
Начав процесс в 2008 году, DTE Energy продолжала наращивать обороты. Стоимость ее акций практически утроилась. Показатели вовлеченности персонала переместились в верхние строчки гэллаповских рейтингов. Компания дважды завоевала звание лучшего работодателя, став первой в истории энергетической компанией, достигшей такого результата. Гэрри отметил, что премию получали многие организации, но среди них не было компаний сферы ЖКХ с большим числом работников, являвшихся членами профсоюза.
Мы можем многому научиться у Гэрри. Из его рассказов можно почерпнуть важные уроки, касающиеся достижения целей. 
Урок 1. Ответственность за поставленную цель. Если мы не сосредоточимся на изучении того, как брать на себя стратегическую роль лидера, определяющего цель и видение, нам останется решать тактические проблемы и предоставлять информацию для принятия решений. Генеральный директор решает множество тактических задач, и все же высшим приоритетом для него должно стать постоянное привлечение сотрудников к достижению стратегических целей компании. Руководители часто уклоняются от работы, необходимой для того, чтобы организация осознавала общую цель, потому что не видят в ней реальную работу
Урок 2. Видеть связь между целью и умением слушать. В основании стандартной ментальной карты лежит убеждение в главенствующей роли экспертных знаний, иерархии и контроля. Один из ключевых уроков позитивной ментальной карты состоит в том, что нам нет нужды быть «экспертом», контролирующим все и вся. На самом деле задача – внимательно слушать, слышать и знать людей. Находить общие для всех желания и выражать их так, чтобы это никого не оставляло равнодушным.
Урок 3. Воплощать в себе цель. Лидер дает окружающим представление об идеале, становясь носителем этого идеала. Он выходит за рамки личных интересов и постоянно демонстрирует неподдельную приверженность благу.
Урок 4. Принимать людей такими, какие они есть. Многие люди находятся в плену у стандартной ментальной карты. Они не стали двуязычными и не понимают силу таких идей, как коллективная цель и позитивная организация. Обретая позитивную ментальную карту, мы не теряем обычную. Напротив, мы становимся носителями обоих языков управления и можем говорить с людьми на том языке, который им понятен. Лидер поступает мудро, если он сначала принимает людей такими, какие они есть; потом овладевает их вниманием и уделяет им свое; и, наконец, предлагает им новый опыт, новые идеи и новые возможности, приобщает их к новому опыту, новым идеям, новым способностям.

Глава 4. Поощрять откровенный диалог


Обычная ментальная карта отражает политическую природу организаций. Ее неотъемлемая черта – стремление индивидуума к самосохранению, страх перед уязвимостью, которая возникает в откровенном диалоге. Эта позиция свойственна столь большому числу людей, что поколебать ее и добиться от них собственного мнения очень трудно.
Питер Блок, известный автор и консультант в области бизнес лидерства, писал: «Позволить личному стать публичным. Наша потребность в приватности и страх перед проявлением личного – важнейшие причины того, почему организационные изменения в большей степени риторика, нежели реальность. Реальные изменения вырастают из нашей готовности признать нашу уязвимость, признаться в собственных неудачах и согласиться с тем, что множество наших историй не имеют счастливого конца».
Искренность, аутентичность поведения порождают изменения в корпоративной культуре, поворачивают организацию в сторону позитива. Исследования показывают: если лидер искренен, аутентичен, то идущие за ним с гораздо большей вероятностью поднимутся с уровня страха перед тем, что они неспособны осуществить, к уровню сосредоточения на том, что они уже в состоянии сделать. При таком подходе идущие за лидером готовы создавать «более позитивную версию самих себя».
Наказывая за ошибки, гендиректор создает обычную, закрытую корпоративную культуру, в которой руководство никогда не услышит ни слова правды. Весьма вероятно, что и отношения между сотрудниками не носили бы искреннего, открытого характера. В рамках такой корпоративной культуры люди живут в страхе. Некоторые руководители искренне верят, что это хорошо; они стремятся к тому, чтобы сотрудники их боялись, – так они подтверждают свою власть. Однако люди, живущие в страхе, не способны работать с отдачей. Общепринятая, основанная на страхе логика – это логика, в которой проигрывают все.
Руководитель никогда не говорит с одним конкретным человеком: вся организация непрерывно ловит сигналы, содержащиеся не только в словах шефа, но и во всем его поведении. Каждый такой разговор служит кирпичиком в построении корпоративной культуры. Беседа с одним – это беседа со всеми. Благодаря открытому и откровенному диалогу сотрудники, занимающие нижние ступени, начинают чувствовать себя защищенными и готовыми замечать недостатки.

Глава 5. Увидеть возможность


Люди, несмотря на свои стандартные убеждения, слова или действия, часто хотят лучшего будущего. Задача лидера – видеть такой скрытый потенциал. Поскольку совершенство почти всегда носит скорее эпизодический характер, нежели постоянный, большинство людей справедливо убеждены в собственном несовершенстве. Но вслед за этим – верным – предположением, они делают второе – неверное. Они ошибочно полагают, что не способны достичь совершенства вовсе. Таким же образом они делают заключение и по поводу своей организации.
Переходя к позитивной ментальной карте, мы принимаем реальность ограничений (честно оцененных и обоснованных) и в то же время рассматриваем реальность возможностей (чтобы двигаться вперед и расти). В качестве лидеров мы можем непрерывно находиться в поиске совершенства и использовать его для изменения корпоративной культуры.

Глава 6. Идти к общему благу


Обычная ментальная карта предполагает, что люди действуют исходя из личного интереса. Позитивная ментальная карта допускает, что человека можно увлечь работой на благо общих интересов. Если это допущение реализуется, организация становится позитивной. Я вижу свою задачу в том, чтобы переключить людей с естественного стремления заботиться о собственных интересах на необычное стремление к достижению общего блага. Решая эту задачу, я пытаюсь донести трудноуловимую идею: организация – это система не только политическая, но также и нравственная.
Исследования показывают: те, кто стремятся к общему благу, имеют больше шансов мотивировать других людей, подталкивать их к новым идеям и вдохновлять на творчество. Все это говорит о том, что просоциальная личность ориентирована на позитивную ментальную модель. Такие люди меняют фокус, переключаясь с «эго системы» на то, что некоторые называют «экосистемой».
Этот внутренний сдвиг – от борьбы со старым к ощущению и предчувствию возникающей возможности – является сегодня сущностью любой серьезной лидерской деятельности. Он переносит нас из эго системы, заточенной на заботу только о себе, в экосистему, цель которой – забота о благополучии всех, и себя в том числе…
Мы попросили людей из нескольких консалтинговых фирм составить три рассказа о случаях, когда они проявили себя наилучшим образом. Собрав полученные данные, мы провели комплексный анализ и выяснили, что представление профессионалов об успехе строится на мифах. Под мифами в данном случае мы понимаем не ложные убеждения; мы имеем в виду истории, сценарии, рассказы или рецепты, которым они пытаются следовать.
Миф об интенсивном достижении успеха. Я проявляю себя наилучшим образом, когда могу создать ситуацию, которая позволит мне продемонстрировать мои способности и получить положенное вознаграждение. Миф об общем удовлетворении. Я проявляю себя наилучшим образом, когда могу делать то, что согласуется с моими ценностями. Меня мотивирует не вознаграждение, а цель. Я служу людям.
Большинство людей увлечены тем, что «интенсивно достигают успеха». Они готовы к тому, чтобы «рулить» изменениями, и именно это мы ищем в лидерах – способность «делать дело». Процент тех, кто пытается действовать так, чтобы были удовлетворены все, гораздо меньше. В процессе формирования коллектива они поддерживают обратную связь и остаются восприимчивыми к альтернативным мнениям. Такие лидеры всегда открыты и готовы учиться вместе со всеми. Первый миф делает акцент на достижении цели. Второй в большей степени ориентирован на людей. Двуязычные лидеры, обладающие способностью к эффективному изменению корпоративной культуры, объединяют эти две категории.

Глава 7. Доверять спонтанно возникающим процессам


Работая с ведущими специалистами хирургического отделения, мы разработали программу изменений. Через год заведующий показал презентацию с результатами программы. Последний слайд демонстрировал механизм распространения инфекции, понятным любому хирургу – именно на это и рассчитывал их шеф. Инфекция – комплексная система, которая адаптируется и растет. Она развивается как результат динамических взаимодействий внутри и вне самой себя.
Заведующий отметил, что в первый день года, прошедшего с момента начала программы, никто не мог представить себе те нововведения и практики, которые теперь стали реальностью. Результаты, сказал он, возникли спонтанно и развивались, как инфекция: они начались с изменений в общении и обсуждениях, происходивших годом ранее в аудитории, и продолжились в госпитальных кабинетах и коридорах. Заведующий не планировал и не прорабатывал эти изменения. Так же как инфекция, позитивная корпоративная культура возникла самостоятельно, в результате изменения характера взаимодействий, и будет продолжать распространяться в той степени, в какой хирурги будут культивировать стремление к такой культуре и готовность учиться позитивному взаимодействию. Заведующий хирургическим отделением достиг того, чего редко удается достичь: он помог своим людям понять, что такое самоорганизация.
«Рано или поздно, – говорит Дэн, генеральный директор крупной корпорации – каждый лидер приходит к пониманию того, насколько мала власть, которой он реально обладает. Становится невозможно добиваться результата с помощью одной только силы лидерства. Я думаю, мне необходимо было прийти к осознанию того факта, что одной только моей приверженности, моих планов, моего понимания того, куда мы движемся, – недостаточно. Что мою вовлеченность и приверженность цели должен разделять каждый из моих людей».
Рональд Хейфец, эксперт международного уровня в сфере теории и практики лидерства, делает различие между техническими проблемами и адаптивными. Технические проблемы легче распознать и поручить их быстрое решение специалистам; решения реализуются непосредственно и прямолинейно и обычно не встречают сопротивления. Адаптивные проблемы труднее распознать, и их нередко отвергают, т. к. они требуют изменения ценностей, убеждений, ролей, отношений и подходов. Люди, которые их выявляют, в конце концов сами же над ними и работают. Эта работа часто зависит от сотрудничества – вопреки существующим разделениям и ограничениям. Решение таких проблем требует применения экспериментального метода проб и ошибок, который приводит к новым открытиям. Решение адаптивных проблем занимает много времени, их невозможно осуществить путем административных предписаний, и обычно они вызывают сопротивление.
Действовать сообразно позитивной ментальной карте означает видеть в организации не только стабильную иерархическую структуру, но также и постоянно меняющуюся социальную сеть, в которой каждый обладает доступом к информации и возможностью влияния. В такой среде у людей появляется потенциал для действий во имя общего блага: они совершают неожиданные поступки, чувствуют себя уверенно, добиваются роста, преодолевают трудности, выходят за пределы отведенной им роли, говорят то, что думают, видят новые возможности и пользуются ими, выстраивают социальные структуры с высоким качеством контактов и обратной связью и, в конечном итоге, превышают ожидания.
Спонтанное возникновение новых процессов и навыков и самоорганизация – вещи, которые трудно понять. Еще труднее – способствовать данным процессам. Для этого нам нужно отказаться от роли экспертов и доверять людям, которые работают над той или иной проблемой. Сначала такой подход может показаться хаотичным, поэтому надо запастись терпением.

Приложение. Генератор позитивной организации


Шаг № 1. Оценка. Вернитесь к схеме на рис. 1. Обведите фразы, которые описывают позитивные и негативные черты вашей организации. Это упражнение поможет вам осознать и представить себе ее сильные и слабые стороны, а также увидеть напряженности между ними. Идентифицировав негативные качества, проверьте противостоящие им положительные характеристики и представьте себе изменения, которые создали бы позитивное напряжение между этими противоположными парами.
Шаг № 2. Создание видения. Представьте себе, что в одной руке у вас ваша организация в том виде, в каком она существует сегодня, а в другой – такая, какой вы хотели бы видеть ее в следующем году. Но что же так сильно отличает вашу будущую организацию? Как люди в ней относятся друг к другу? Каким образом достигают процветания? Насколько обусловлены корпоративной культурой организации решения, риски и новшества? Каков стиль лидерства? Чем мотивированы люди? Какие поступки вознаграждаются и каким образом?
Рассмотрите пять рычагов воздействия, которые мы обсудили в этой книге: 1) задать высшую цель; 2) поощрять откровенный диалог; 3) увидеть возможность; 4) идти к общему благу; 5) доверять спонтанно возникающим процессам. Какие из них помогут вашей организации стать позитивной?
Шаг № 3. Анализ практик реальных позитивных организаций. Изучите 100 позитивных практик, применявшихся в реально существующих организациях. Эти практики разбиты на пять категорий – согласно пяти рычагам воздействия. Используя свое видение в качестве руководства к действию, вы можете выбрать, какие категории и практики хотели бы рассмотреть в первую очередь. (Я привожу практики, показавшиеся наиболее интересными лично мне. – Прим. Багузина.)
Выбор проектов. Приступая к работе в компании Facebook, новые сотрудники попадают на семь недель в «лагерь для новобранцев». В течение этого времени они изучают новые проекты, запуск которых должен вот-вот состояться, и имеют возможность выбрать любой, над которым хотели бы работать. Они получают место в этом проекте вне зависимости от того, укомплектована уже команда или нет.
Открытая бухгалтерия. В Zingerman’s сотрудники осваивают работу с финансами на реальной отчетности и финансовых планах. Каждый имеет о них полное представление и поэтому знает, как наилучшим образом содействовать финансовому успеху компании.
Взаимный обмен. В Plains All American Pipeline сотрудники время от времени делают презентации под названием «Один день из жизни», на которые приглашают коллег из других департаментов для беглого ознакомления с работой тех или иных подразделений.
Совместное формирование будущего. В Conductor каждый призван помогать формированию будущего. Раз в год все сотрудники проводят день (его называют «День Прорыва») в командах, которые сами организуют. Команды обсуждают и развивают идеи улучшения продукции, организации офиса или компании в целом.
Соответствие корпоративной культуре. Вместо того чтобы обращать внимание на показатели эффективности, менеджеры Zappos оценивают корпоративную культуру и дают сотрудникам обратную связь о том, насколько они ей соответствуют и как поддерживать ее наилучшим образом.
Консьерж услуги. Bronson Healthcare видит в сотрудниках прежде всего людей и содержит службу, помогающую им решать личные проблемы, которые могут возникнуть в течение рабочего дня.
Шаг № 4. Выбор подходящих практик. Выберите от трех до шести практик, показавшихся вам максимально полезными для создания позитивной организации. Запишите их.
Шаг № 5. Изобретение подходящих практик заново. Теперь изучите вышеупомянутые практики и воссоздайте их заново так, чтобы они соответствовали вашей ситуации. Вам необходимо изобрести от трех до шести практик, соответствующих следующим критериям:
  • Каждая воссозданная практика соответствует вашей конкретной ситуации.
  • Вы верите, что каждая из этих практик будет работать.
  • Перспектива внедрения практики воодушевляет вас.
  • Вы можете внедрить практику без чьего бы то ни было разрешения.
Закончив, распечатайте страницу и разместите в таком месте, чтобы новые практики постоянно находились в зоне вашего повышенного внимания.