вторник, 30 марта 2021 г.

Конспект по книге Нила Рекхэма «СПИН-продажи

 


В конспекте я кратко расскажу про технологию СПИН-продаж на примере. Чтобы узнать выгоды использования этого метода, получить больше примеров и аргументации — читайте полную версию книги.


Mark Nelyubin


Продажа состоит из четырех этапов:

  • Начало встречи
  • Исследование
  • Демонстрация возможностей
  • Получение обязательств

Начало встречи

На этом этапе мы совершаем действия, которые помогут растопить лед.

Не существует лучшего способа начать встречу. Лучшие продавцы гибкие и действуют по ситуации.

Однако, есть основа, которая позволяет получить право на то, чтобы завдавать вопросы для првоедения этапа исследования. Чтобы этого добиться, хорошее вступление должно прояснить:

  • кто вы такой;
  • зачем вы здесь (но не с помощью подробностей о продукте);
  • получите ли вы право задавать вопросы.

Здравствуйте, коллеги! Спасибо, что нашли время для встречи. Меня зовут Марк. Я менеджер проектов компании IT-Agency. Мы занимаемся комплексным построением продаж в интернете. Чтобы помочь вам и найти точки роста мне потребуется понять, что у вас есть сейчас. Могу ли я задать вам несколько вопросов о том, как у вас устроены маркетинг и продажи?

Исследование

На этом этапе мы задаем вопросы, которые помогут выявить потребности и подобрать решение.

У продавцов есть соблазн сразу перейти к решению и начать описывать его преимущества. Этого не нужно делать, пока вы не выявили боли и не сформировали потребность.

Помнить об этом принципе мне помогает аналогия с врачом. Врач не выписывает лекарство, пока не узнал симптомы, не осмотрел, не получил результаты анализов и диагностики с помощью приборов. Точно также нет смысла предлагать клиенту сайт, когда на самом деле достаточно небольшой статьи.

В рамках книги по СПИН-продажам мы рассмотрим только ту часть исследования, которую можно провести в рамках встречи. Нил Рэкхем делит вопросы на четыре типа — ситуационные, проблемные, извлекающие, направляющие:

  • Ситуационные вопросы помогают выяснить общую информацию
  • Проблемные вопросы помогают выявить трудности,
  • Извлекающие вопросы помогают осознать серьезности проблемы,
  • Направляющие вопросы помогают осознать выгоды конкретного решения.

Рассмотрим каждый тип вопросов подробнее.



Ситуационные вопросы

Общие вопросы о клиенте. Слишком большое количество ситуационных вопросов может раздражать покупателя. Необходимо задавать минимум таких вопросов и четко осознавать цель каждого вопроса.

Примеры:

  • «Какую должность вы занимаете?»
  • «Как долго вы работаете на этом месте?»
  • «Вы принимаете решения о покупке?»
  • «Каковы ваши цели в этой области?»
  • «Чем вы занимаетесь, каким делом?»
  • «Ваш бизнес процветает?»
  • «Каков ваш годовой объем продаж?»
  • «Сколько человек у вас работает?»
  • «Какое оборудование вы используете в настоящее время?»
  • «Как долго вы им пользуетесь?»
  • «Вы его купили или взяли в аренду?»
  • «Сколько человек используют это оборудование?»

Проблемные вопросы

Вопросы, которые помогают найти проблемы клиента.

Примеры:

  • Довольны ли вы имеющимся у вас оборудованием?
  • Каковы недостатки существующего способа управления?
  • Позволяет ли существующая система легко справляться с пиковыми нагрузками?
  • Нет ли проблем с надежностью старой техники?

Как подготовить проблемные вопросы? Перед встречей запишите как минимум три возможные проблемы, которые могут быть у покупателя и которые вы сможете решить с помощью своих продуктов или услуг. Затем выпишите вопросы, которые помогут выявить эти проблемы.

Извлекающие вопросы

Вопросы, которые помогают осознать последствия проблемы и увеличивают ценность решения.

В книге есть несколько примеров извлекающих вопросов. Я выбрал самый простой и понятный. Ситуация — вы ездите на старой машине, и ваш друг интересуется её состоянием с помощью извлекающих вопросов.

  • Друг (ситуационный вопрос): Как твоя машина, Нил?
  • Я: Неплохо. Стареет, конечно, но все еще бегает.
  • Друг (проблемный вопрос): Не хочешь ли сменить?
  • Я: Да нет, я могу еще на этой поездить.
  • Друг (извлекающий вопрос): Но ей минимум семь лет. Ты уже не можешь требовать компенсацию за износ, используя машину для работы.
  • Я: Похоже, да.
  • Друг (извлекающий вопрос): То есть ты каждый год теряешь пару тысяч?
  • Я: Я этим не занимался, не думаю, что сумма так велика, но, возможно, ты и прав.
  • Друг (извлекающий вопрос): А разве семилетняя машина не расходует слишком много бензина?
  • Я: Верно, я постоянно ее заправляю. Она всегда была прожорлива, а в последнее время особенно.
  • Друг (извлекающий вопрос): Должно быть, она влетает тебе в копеечку?
  • Я: Да, она дорогая в обслуживании.
  • Друг (извлекающий вопрос): Насколько я знаю, такие старушки и масла потребляют намного больше?
  • Я: Да. Каждый раз при заправке я подливаю литр масла — получается намного дороже, чем мне бы хотелось.
  • Друг (извлекающий вопрос): А как сказывается возраст твоей машины на ее надежности?
  • Я: Это проблема. У меня была всего пара поломок — обычное дело, но каждый раз, собираясь в длительное путешествие, я беспокоюсь, удачно ли оно пройдет.
  • Друг (извлекающий вопрос): А если она сломается, у тебя не возникнет проблем с запчастями для семилетней«машины?
  • Я: Мне пока везло, но ты снова прав.
  • Друг (извлекающий вопрос): Не будет ли для тебя накладно сломаться где-нибудь в чистом поле и прождать два месяца, пока доставят запчасти?
  • Я: Да, безрадостная перспектива. Знаешь, я начинаю думать, что пришло время сменить автомобиль. Какую из новых машин среднего размера ты посоветуешь?

В этом примере друг своими вопросами постепенно убеждает сменить машину.

Направляющие вопросы

Вопросы, которые помогают выбрать решение и осознать его ценность.

Пример вопросов:

  • Важно ли для вас решить эту проблему?
  • Почему это важно?
  • Как это поможет?
  • Чем еще полезно это решение?
  • Принесет ли пользу кому-либо еще?
  • Может ли это помочь еще в чем-то?

Пример ситуации с использованием направляющих вопросов:

  • Продавец:… Итак, ваша основная проблема — большой процент брака в материале, используемом вами для технических тестов. (Направляющий вопрос.) Из ваших слов я сделал вывод, что вас интересует решение, позволяющее сократить процент брака.
  • Покупатель: Верно. Это серьезная проблема, и ее надо решать.
  • Продавец (направляющий вопрос): Допустим, вы получите материал, которым вашим техникам будет проще пользоваться, это поможет?
  • Покупатель: Это один из аспектов. Но существует ряд других факторов, таких как температура процессора и окисление проявителя.
  • Продавец: Да, я понимаю, что есть и другие факторы. Как вы сказали, более простой в использовании материал — лишь один из них. (Направляющий вопрос.) Не могли бы вы пояснить, каким образом наличие более простого в использовании материала поможет вам?
  • Покупатель: Это наверняка сократит какой-то процент брака, который мы получаем на стадии засветки.
  • Продавец (направляющий вопрос): А это стоит того?
  • Покупатель: Вероятно. Я точно не знаю, сколько мы на этом теряем. Должно быть, достаточно…
  • Продавец (направляющий вопрос): Может ли более простой материал помочь вам в чем-то еще?
  • Покупатель: «Для установки ваших кассет не требуется опытный техник. Если у нас будет материал, столь простой в использовании, что с его установкой справится даже помощник, то в этом случае техник сможет уделить больше времени обработке, а это, в свою очередь, решит некоторые проблемы обработки, с которыми мы сталкиваемся. Слушайте, а мне это нравится…»

Как работают извлекающие и направляющие вопросы

Извлекающие и направляющие вопросы помогают осознать явные потребности, а проблемные — скрытые потребности.

  • Скрытые потребности — недостаточно четкое выражение покупателем своей проблемы, трудности или недовольства текущей ситуацией.
  • Явные потребности — осознанное выражение покупателем желания, необходимости или намерения действовать.

Скрытая потребность

Говорит о проблеме и боли

Я расстроен тем, что здесь заставляют ждать обслуживания.

Мои ежемесячные почтовые расходы слишком высоки

В последнее время моей машине часто требуется дорогостоящий ремонт

Явная потребность

Говорит о решении и его функциях

Мне нужно меньшее время реакции…

Мне нужен способ сократить почтовые расходы

Мне нужна недорогая в обслуживании машина

Согласно исследованию из книги, успешные продавцы по сравнению с неуспешными выявляют столько же скрытых потребностей, но в два раза больше явных потребностей. От умения вытаскивать явные потребности зависит успех продажи.

В чем разница между извлекающими и направляющими вопросами?

Извлекающие вопросы

сконцентрированы на проблеме, делают ее серьезнее и значительнее

более уникальные, т.к. относятся к конкретной проблеме покупателя

развивают скрытую потребность, результатом становится осознание очевидной проблемы

Направляющие вопросы

ориентированы на решение, обнаруживают пользу или ценность решения проблемы

более универсальные, т.к. не привязаны к конкретному решению

трансформируют скрытую потребность, результатом становится стремление к решению

Рассмотрим пример диалога, где чередуются извлекающие и направляющие вопросы:

  • Продавец (извлекающий): Медленная работа имеющейся у вас системы создает препятствия на других стадиях процесса?
  • Покупатель: Да, в основном на подготовительной стадии.
  • Продавец (направляющий): Подготовительная стадия — та область, работу в которой вы хотели бы ускорить?
  • Покупатель: Да. Сейчас на подготовку уходит слишком много времени.
  • Продавец (извлекающий): А так как подготовка — очень трудоемкий процесс, потраченное время, по-видимому, означает существенный рост затрат?
  • Покупатель: К сожалению, вы правы.
  • Продавец (извлекающий): А каким образом это влияет на вашу конкурентоспособность в таком малоприбыльном бизнесе, как ваш?
  • Покупатель: Это не помогает.
  • Продавец (направляющий): То есть вы хотели бы добиться сокращения расходов на подготовку?
  • Покупатель: Несомненно, это повысит нашу конкурентоспособность.
  • Продавец (направляющий) : Может ли это помочь вам в чем-то еще?

Как подготовить извлекающие и направляющие вопросы

Как планировать извлекающие вопросы:

  • Запишите потенциальную проблему покупателя
  • Подумайте, к каким последствиям может привести эта проблема
  • Выпишите каждое последствие, которое может усугублять проблему
  • Отметьте любые вопросы, которые приходят вам в голову в связи с этими трудностями

Рассмотрим логику построения извлекающих вопросов на примере, описанном выше.

Потенциальная проблема — существующая машина слишком сложна в использовании. Выпишем все последствия и извлекающие вопросы, которыми можно их достать.

Последствие

Недовольство операторов

Нехватка квалифицированного персонала для пользования машиной

Высокая стоимость обучения операторов

Есть проблемы с выработкой

Вопрос

Приводит ли проблема к повышению текучести кадров?

Есть ли трудности с подбором персонала? Хватает ли ресурсов текущей команды? Приходится ли выплачивать сверхурочные?

Какие текущие затраты на обучение команды?

Какой объем производственных отходов?

Как планировать направляющие вопросы:

  • Запишите потенциальное решение проблемы покупателя
  • Подумайте, какие возможности дает это решение
  • Выпишите каждую возможность, которая добавляет ценности решению
  • Отметьте любые вопросы, которые приходят вам в голову в связи с этими возможностями

Рассмотрим логику построения направляющих вопросов на примере нового iPad.

Потенциальная проблема — человеку неудобно читать книжки с телефона и носить с собой бумажные книги. Потенциальное решение — iPad.

Начать можно с универcальных вопросов:

– Почему вы считаете, что важно иметь iPad?

– Как он поможет?

— Что вы сможете делать такого, чего не можете делать без iPad?

– Будет ли доволен кто-то еще из членов семьи, если мы купим iPad?

– В чем преимущества iPad перед смартфоном и компьютером?

Выпишем все возможности и направляющие вопросы, которыми можно их достать.

Возможность

Большой экран с диагональю в 9,7 дюймов, удобно читать книжки и смотреть фильмы

Быстрый процессор позволит работать без зависаний, можно устанавливать любые игрушки, смотреть фильмы в 4к

Стилусом можно писать и рисовать, делать яркие конспекты

Вопрос

В чем польза большого экрана?

Какие возможности дает высокая скорость работы?

Как вам идея о том, чтобы делать все заметки в одном месте?

Демонстрация возможностей

После этапа исследования будет понятна ситуация, скрытые и явные потребности. Теперь можно продемонстрировать продукт и рассказать его выгоды.

Нил Рэкхем выделяет 3 категории свойств продукта — характеристики, преимущества, выгоды:

  • Характеристики — технические факты о продукте.
  • Преимущества — польза продукта для потребителей.
  • Выгоды — как продукт удовлетворяет явные потребности конкретного покупателя.

Рассмотрим на примере iPad:

Характеристика

Процессор A10 Fusion. Современная 64‑битная архитектура. Четыре ядра. Более 3,3 миллиона транзисторов.

Apple Pencil

Преимущество

отлично подходит для работы с видео 4K, игр со сложной графикой и новейших приложений с дополненной реальностью

напишите подробную заметку, нарисуйте картину акварелью, поставьте подпись на документ.

Выгода

любые приложения запускаются мгновенно и не зависают

можете делать конспекты по учебе и хранить их в одном месте, не нужно таскать с собой блокноты и тетради

Успешные продавцы рассказывают о выгодах. Клиент решает, что ваше решение устранит его проблемы и окупит вложения.

Получение обязательства

В небольших продажах следующий шаг — продажа товара. В крупных продажах долгий цикл сделки, поэтому нужно назначить промежуточный шаг.

Четыре успешных действия, которые помогут правильно завершить встречу:

  • Уделять внимание исследованию и демонстрации возможностей. Успешные продавцы уделяли основное внимание стадиям исследования и демонстрации возможностей. Особенно много времени у них занимало исследование.
  • Убедиться, что охвачены все ключевые вопросы. В крупных продажах и продукт, и потребности покупателя достаточно сложны. Опытные продавцы берут инициативу в свои руки и спрашивают покупателя, если ли еще какие-то вопросы или пункты, на которые следует обратить внимание.
  • Подвести итог выгодам. В крупной продаже встреча может длиться несколько часов и охватывать широкий спектр вопросов. Маловероятно, что покупатель имеет ясную картину по всем темам, которые были обсуждены. Успешные продавцы собирают все части воедино, резюмируя ключевые пункты обсуждения, прежде чем перейти к получению обязательства.
  • Предлагать обязательство. Во многих книгах о продажах говорится, что самый простой метод закрытия — попросить сделать заказ. Следовательно, термин «запрашивать заказ» является общеупотребительным в обучении продажам. Однако, как показали наши исследования, успешные продавцы не «запрашивают». На всех прочих стадиях продажи запрашивающий тип поведения срабатывает эффективнее, чем информирующий, и мы в этом убедимся в следующей главе. А здесь в момент получения обязательства успешные продавцы не спрашивают, а рассказывают. Самый естественный и самый эффективный способ подвести встречу к удачному завершению — предложить покупателю следующий шаг.

Пример удачного завершения встречи:

  • Продавец (проверяя ключевые интересы): Есть ли еще какие-то вопросы, которые мы не обсудили?
  • Закупщик: Нет, думаю, мы уже все оговорили.
  • Продавец (суммируя выгоды): Да, мы точно убедились в том, что новая система ускорит выполнение заказов и будет проще в использовании, чем существующая. Мы также обсудили способ контроля издержек. На самом деле, судя по всему, вы получите впечатляющие выгоды от смены системы, особенно если учесть, что новая решит проблему надежности, которая так вас беспокоила.
  • Закупщик: Да, когда вы вот так все суммируете, смена системы кажется крайне значимой.
  • Продавец (предлагая обязательство): Тогда могу я предложить вам в удобное для вас время посмотреть одну из этих систем в действии?

Как оценить успешность встречи

У крупной продажи может быть 4 итога:

  • Заказ. Подписание договора или оплата денег.
  • Прогресс. Событие, способствующее продвижению продажи вперед, в направлении получения заказа.
  • договоренность с покупателем о посещении демонстрации продукта в офисе продавца;
  • гарантированный вывод вас на человека, принимающего решения на более высоком уровне;
  • договоренность провести пробу или тестирование вашего продукта;
  • доступ к тем подразделениям компании-клиента, которые прежде были для вас недоступны.
  • Отсрочка. Покупатель не дает согласия на какое-либо определенное действие, которое продвинуло бы продажу вперед.
  • «Фантастическая презентация, мы поражены. Давайте встретимся как-нибудь еще раз».
  • «Нам понравилось то, что вы говорили, и мы с вами свяжемся, если захотим продолжить нашу беседу»
  • Отказ. В крайнем случае такой покупатель ясно дает понять, что никакой сделки не будет. Возможны и другие варианты отказа: покупатель не соглашается на будущую встречу или отвергает вашу просьбу о встрече с более высокопоставленным лицом в его компании.

Успешная встреча — та, которая привела к заказу или прогрессу. Как добиться успеха? Намечайте цели, способные вызвать определенные действия со стороны покупателя, — например:

  • «Добиться того, чтобы клиент пришел на демонстрацию продукта»,
  • «Добиться встречи с его начальником»
  • «Познакомиться с отделом планирования»

Внедрение СПИН

Технология СПИН — это умение, которое нужно практиковать. В этом помогают 4 правила:

  • Практикуйтесь только в одном типе поведения единовременно. Не нужно хвататься сразу за все. Выберите один тип поведения, в котором будете практиковаться. Не переходите к следующему, пока не будете уверены, что отработали первый.
  • Тренируйте новый тип поведения минимум трижды. Внедрять новые навыки тяжело. В начале любое дело с новыми навыками будет получаться хуже, чем без них. Никогда не судите, эффективен ли новый тип поведения, пока не потренируете его как минимум трижды.
  • Количество важнее качества.
  • Практикуясь, сконцентрируйтесь на количестве, используйте новый тип поведения как можно чаще. Не задумывайтесь о качественных показателях, таких как плавность или наилучшее построение фразы, — все это препятствует эффективному овладению навыком. Старайтесь достаточно часто использовать новый тип поведения, и качество вскоре придет само.
  • Современный метод изучения английского. «Не думайте о произношении и временах. На данный момент не имеет значения порядок слов, и не страшно, если вы ошибетесь в грамматике. Сейчас нужно одно: говорить, говорить и говорить». Другими словами, делается упор на количество, а не на качество — говорить «вообще» намного важнее, чем говорить хорошо.
  • Нас не волновало, хорошо или плохо задавались вопросы, но мы заботились о том, чтобы люди задавали их в большом количестве. В конце обучения, в финальных ролевых играх, студенты задавали дюжины проблемных вопросов. Когда они вернулись к работе, отзывы покупателей скоро подсказали им, какие из вопросов наиболее эффективны. В результате, как и в случае с изучением языка, качество задаваемых вопросов резко повысилось.
  • Практикуйтесь в безопасных ситуациях. Новые навыки вызывают неловкость и неудобство, они могут даже негативно повлиять на покупателя. Всегда испытывайте новые типы поведения в безопасных ситуациях, до тех пор пока не почувствуете себя комфортно. Не используйте важные встречи для тренировки новых навыков.

Концепция воспринимаемой ценности

Теория потребительской ценности товара (или воспринимаемой ценности — perceived value) объясняет причину потребительского выбора и помогает ответить на вопрос «Какой из товаров скорее всего купит потребитель и почему?». В основе теории лежит гипотеза о том, что покупатель выбирает тот товар, который обладает наибольшей для него ценностью — именно поэтому такую теорию часто называют концепцией восприятия цены продукта.


Потребитель всегда имеет свое личное представление о реальной стоимости товара, которое складывается из нескольких параметров: характеристик и внешнего вида товара, уровня сервиса, имиджа бренда, компетентности обслуживающего персонала, рисков совершения неверной покупки.

Универсальная формула

Формула для определения воспринимаемой ценности товара выглядит следующим образом:


Воспринимаемая ценность – это разница между ценностью товара и общими издержками, которые несет потребитель при покупке товара, где ценность товара – сумма всех выгод, которые получает покупатель, приобретая товар, а издержки потребления – риски, которые ожидает понести потребитель при покупке и использовании продукта компании.

В ценность товара входят: характеристики товара (качество, количество функций, надежность, срок службы, привлекательность), условия гарантии или постпродажного обслуживания, качество сервиса, компетентность персонала, сроки и качество доставки, общий корпоративный имидж компании.

Оценивая издержки потребления, потребитель оценивает следующие виды затрат: временные затраты, финансовые затраты, затраты эмоций, риск совершения неправильной покупки, риск не принятия покупки референтной группой.

Воспринимаемая ценность и стратегия компании

Согласно теории воспринимаемой ценности компания должна снижать издержки потребления и увеличивать ценность товара в глазах потребителя до тех пор, пока ее товар не будет обладать наибольшей ценностью в сравнении с конкурентами. Если воспринимаемая ценность ниже, чем у конкурента, то цена на товар тоже должна быть ниже, чем у конкурента до тех пор, пока характеристики и имидж продукта не будут улучшены.


Как снизить издержки потребления?

Издержки потребления необходимо снижать с помощью минимизации рисков , которые несет потребитель при покупке и потреблении товара, например:

  • предоставлять возможность опробовать продукт перед покупкой или снизить цены на первую покупку — такие меры уменьшат финансовые риски покупателя (= риск пустой траты денег и покупки продукта ненадлежащего качества)
  • упростить процесс покупки, сократить длительность покупки — такие меры снизят временные затраты клиента и сделают покупку более приятной
  • предоставить полную понятную информацию о товаре
  • инвестировать в рост осведомленности бренда для повышения доверия к продукту, информировать о характеристиках продукта и снижать риск совершения неверной покупки

Как повысить воспринимаемую ценность товара?

Повышение воспринимаемой ценности покупки заключается в создании привлекательного товара, формирование правильного первого впечатления от продукта, например:

  • улучшение внешнего вида товара, создание красивой привлекательной упаковки товара
  • придание товару имиджевых характеристик, которые ценны для целевой аудитории
  • улучшение качеств продукта, увеличение функций
  • использование привлекательных текстов, продающих товар
  • проведение рекламной кампании по улучшению имиджа продукта и повышению осведомленности о товаре

Оценка воспринимаемой ценности

В общемировой практике существует 2 способа оценки и определения воспринимаемой ценности: опрос и сравнительный анализ.

Первый способ: опрос. Просто спросите потребителя о том, сколько, по его мнению, может стоить товар от бренда Х с набором ХХ характеристик и сравнить цену с конкурентом.

Второй способ представляет собой более сложный сравнительный анализ товара компании с конкурентными продуктами:

  • Провести сравнительный анализ всех характеристик товара с конкурентами. В анализ должны войти все параметры ценности товара.
  • Провести сравнительный анализ всех издержек товара с конкурентами.
  • По каждому параметру, участвующему в анализе, проставить уровень важности (например от 1 до 5, хотя шкала может быть любой)
  • Сравнить суммы баллов с конкурентными товарами

Использование на практике

Теория потребительской ценности часто используется для установки конкурентной цены на товар. При установлении цены производители обращают внимание на разницу между воспринимаемой ценностью и реальной стоимостью продукта:

  • Если ВЦ (воспринимаемая ценность) выше реальной стоимости, то такой товар будет привлекательным для потребителя
  • Если ВЦ ниже стоимости продукта, то такой товар вызовет настороженность у потребителя
  • Товар, который обладает более высокой разницей между ВЦ и реальной стоимостью, вероятнее всего будет приобретен целевой аудиторией

Видео-курс

Данный материал доступен в формате видео-лекции:


https://bit.ly/3fwb2eK

Считаем LTV: что особенного в этой метрике и почему всем нужно за ней следить

 


Автор: Софья Шпак

Все вокруг считают и анализируют. Метрик много и запутаться в них очень просто, мы понимаем. Сегодня поговорим о самой важной, которую нужно считать регулярно и всем, — LTV.

LTV (Lifetime Value) — это прибыль, которую приносит вам пользователь за всё время работы с ним. Вокруг этого показателя крутится маркетинг, работа над привлечением и удержанием клиентов, особенно если речь идёт о e-commerce. У этой метрики много названий, но суть у них одна. Вы можете встретить обозначения clv или cltv (customer lifetime value) — это то же самое, но LTV (lifetime value) считается от установок, а CLTV (customer lifetime value) от платящих пользователей.

Необходимо следить, чтобы расходы на привлечение клиента не превышали доходы от всего цикла взаимодействия с ним, иначе вы просто разоритесь. Например, вы продаёте аквариумы для рыбок. Привлечение каждого нового клиента обходится вам в 200$. В этом случае анализ показывает, что вам необходимо составить стратегию таким образом, чтобы выручка от клиента была в 3-4 раза больше, то есть около 1000$.

Зачем вам нужно считать LTV (Lifetime value)

Понятно, что все хотят выполнять KPI и никто не хочет работать в убыток. Маркетинговая стратегия как раз и строится на том, чтобы доходы превосходили расходы, а коэффициент ltv/clv — показатель текущего состояния. Это ещё не всё. Пройдёмся по основным преимуществам, которые дает анализ этой метрики.

  • Определение самых лояльных клиентов. Клиентов с самым большим коэффициентом LTV можно назвать лояльными. Чаще всего это клиенты с самым большим средним чеком или клиенты с чеком поменьше, но которые часто совершают покупки и приносят вам больше прибыли. Необходимо уделить им особенное внимание и поработать над их удержанием.
  • Оптимизация работы по удержанию. Мы уже обсуждали, зачем нужно знать и анализировать метрики удержания клиентов, а пожизненная ценность клиента (LTV) — одна из самых важных метрик. Если показатель CAC (customer acquisition cost) выше показателя CLTV (customer lifetime value), необходимо сконцентрироваться на увеличении продолжительности цикла работы с клиентами или поиске более эффективных каналов привлечения. 
  • Понимание поведенческих факторов. Вы сможете настраивать коммуникацию с клиентом на сайте в зависимости от величины коэффициента ltv и понимать, что именно подталкивает его к покупке. 

Как рассчитать LTV

Есть несколько формул расчёта коэффициента LTV (CLV), применять их следует в зависимости от особенностей вашей компании, ваших KPI и цели расчётов. Рассмотрим основные и самые распространённые формулы расчета LTV (lifetime value).

1 способ: продвинутый

Более точная формула, но для её использования необходимо знать ещё два показателя.

Показатель Lifetime — это метрика, которая показывает, в течение какого времени человек остается активным пользователем продукта (цикл от первого до последнего запуска сервиса).

Показатель ARPU — средняя прибыль от одного клиента за период. Для его расчета нужно разделить ваш регулярный доход за период на количество клиентов за этот же период.

Теперь нужно перемножить эти метрики, и получится ltv/clv.


Предположим, вы хотите рассчитать коэффициент LTV для сервиса с ежемесячной подпиской, в среднем её покупают сразу на полгода. Стоимость месячной подписки —  30$. Получается, что ltv будет 30 x 6 = 180$.

Поскольку для расчётов берутся средние показатели стоимости продукта/чека и lifetime, вам не избежать погрешности. Зато вы легко можете считать lifetime value за любой период и для сегмента пользователей с любым средним чеком.

2 способ: суперсила

Для расчёта коэффициента ltv (lifetime value) по этой формуле необходимо использовать больше показателей. Вам потребуется знать:

Показатель AOV (Average Order Value) — средняя стоимость заказа или средний чек.

Показатель RPR (Repeat Purchase Rates) — частота повторных покупок.

Показатель Lifetime — продолжительность вашей дружбы с клиентом (уже говорили выше).

Теперь перемножьте эти показатели и получите ваш LTV.


Итак, у вас интернет-магазин посуды. Вы знаете, что ваш средний чек составляет 600 рублей. У вас есть постоянные покупатели, они возвращаются дважды в год, и ваш средний показатель Lifetime — 5 лет. Считаем: 600 * 2 * 5 = 6000 рублей.

Формула носит прогностический характер: вы не можете быть до конца уверены, что клиент останется с вами эти желаемые 5 лет или что его средний чек не изменится. Её очень удобно использовать для того, чтобы наметить ориентир.

Вы можете рассчитать LTV для своего бизнеса прямо сейчас, потому что мы подготовили для вас отличный калькулятор со всеми тремя формулами 🙂

Метрики, связанные с LTV

Есть несколько важных метрик, которые связаны с LTV (CLV). Это CAC, ROI, Churn, ARPU, ACV. Имеет смысл анализировать их все в комплексе, чтобы получать чёткое понимание, что происходит с бизнесом сейчас и над чем нужно поработать, чтобы выполнять KPI и получать больше прибыли.

LTV и стоимость привлечения клиента (CAC)

Первый показатель — CAC (Cost of customer acquisition, стоимость привлечения клиента)

CAC (стоимость привлечения клиента) — это сумма, которую вы тратите на привлечение одного покупателя. CAC (стоимость привлечения клиента) можно назвать метрикой-ориентиром, по которой можно оценивать свой уровень LTV/CLV. Как раз при анализе этих двух показателей приходит реальное понимание того, насколько прибыльный у вас бизнес.

Для расчета стоимости привлечения клиента (CAC) по базовой формуле, необходимо разделить сумму расходов компании за период на количество клиентов, которых удалось привлечь за этот же период.


Например, вы настроили одну рекламную компанию, она обошлась вам в 350$, с её помощью вы получили 70 новых клиентов. Получается, что ваш CAC 350 / 70 = 5. Один новый клиент стоит вам 5$.

Существует даже небольшая шпаргалка по оценке соотношения LTV и CAC.

Итак, проанализируйте, как ваши LTV и CAC относятся друг к другу:

1:1 или меньше — вы скоро разоритесь, нужно срочно что-то менять, чтобы увеличить прибыль.

2:1 — вы почти не получаете прибыли, скорректируйте стратегию.

3:1 — оптимальное соотношение; всё хорошо, но ещё есть, куда увеличивать доход.

4:1 — просто блеск, вы работаете очень эффективно.

LTV и коэффициент окупаемости инвестиций (ROI)

ROI (Return On Investment) показывает, насколько окупились траты на проведение той или иной рекламной кампании. В маркетинге эту метрику называют ROMI — Return On Marketing Investment. Считать и анализировать её необходимо, чтобы понимать, насколько эффективно на привлечение клиентов работает ваша реклама или маркетинговая кампания.

Формула расчёта эффективности рекламы зависит от типа бизнеса, но в общем виде выглядит так:


Допустим, вы запустили рекламную кампанию за 940$. Реальная прибыль от неё составила 2300$. Считаем ROMI по формуле: ((2300 – 940) / 940) * 100% = 144% — неплохой результат. За каждый вложенный в рекламу доллар вы получаете обратно почти полтора доллара.

Подсчёт LTV/CLV помогает узнать ROMI на привлечение нового клиента и оптимизировать этот показатель. Держите под контролем значение LTV: чем оно выше, тем лучше работает маркетинг и сильнее эффект от рекламной кампании, а значит, выше её реальная окупаемость и показатели KPI.

Подробнее про формулу ROMI для увеличения эффективности маркетинга и привлечения клиентов можно узнать из статьи

LTV и Отток клиентов (Churn)

Отток — крайне неприятная, но необходимая метрика. Она показывает, сколько человек реально прекратили взаимодействие с вами, их пожизненный цикл завершился. Влиянию Churn на жизнь компании у нас посвящена статья. Сейчас просто напомним общую формулу:


К примеру, если в этом месяце вас покинули 130 клиентов, а всего их было 500, то по формуле отток составил 130 / 500 = 0,26 или 26%.

LTV и churn находятся в обратной пропорции: чем выше отток, тем ниже lifetime value клиента. И напротив, если ожидаемый LTV клиента меньше затрат на его удержание, то эти расходы не имеют смысла.

LTV и ARPU (Average Revenue Per User)

ARPU (Average Revenue Per User) — это показатель средней прибыли, которую вам приносит один активный пользователь в течение определенного периода. Коэффициент ARPU помогает компаниям строить прогнозы по поводу увеличения будущей прибыли, выполнения KPI и принимать стратегически важные решения на основе этого показателя.

Рассмотрим формулу Average Revenue Per User на конкретном примере. 

Предположим, если вы хотите посчитать средний доход за 30 дней, необходимо разделить общую прибыль компании за 30 дней на количество активных в этот промежуток времени пользователей.


К примеру, за это время сервисом пользовались 800 человек. В выборку попадают абсолютно все пользователи: от тех, кто сейчас на бесплатном триале, до пользователей с самым высоким средним чеком. Главное условие, чтобы пользователь хоть как-то взаимодействовал с сервисом в выбранный период. 

Доход за это время составил $9400. Подставляем данные в формулу и считаем, что ваш ARPU за эти 30 дней: 9400 / 800 = $11,75.

Как мы уже писали выше, ARPU поможет в расчете LTV по продвинутой формуле.

LTV и ACV (annual contract value)

LTV (lifetime value) достаточно гибкая метрика, которая позволяет считать прибыль от одного пользователя все время жизни в проекте. Но в случае, если вы заключаете с клиентами многолетние контракты, вам может пригодиться другая формула — ACV.

ACV (annual contract value) — это стоимость контракта с пользователем за год. Для расчета ACV нужно разделить полную стоимость контракта на количество лет, на которое он действует.

Рассмотрим пример: клиент заключил с вами контракт на 3 года с чеком на $120 000. Считаем ACV по формуле: $120 000 / 3 года = $40 000.

Как увеличить LTV?

Даже если вы в целом довольны тем, как идут дела, нет предела совершенству. Поговорим о популярных и (что важно) эффективных способах увеличения коэффициента ltv/clv.

Email-рассылка

Мы уже описывали 5 стратегий емейл-ремаркетинга для повышения LTV. Этот маркетинговый метод помогает в удержании клиентов и увеличении LTV по двум причинам:

  • клиент регулярно видит вас в листе входящих сообщений и запоминает ваш бренд. Когда ему потребуются ваши услуги, он обязательно про это вспомнит.
  • рассылку достаточно просто сегментировать и персонализировать, поэтому эффект от неё будет выше, чем от письма сразу для всех клиентов.

Главное, не забывайте делать письма реально полезными, а не рекламными. Не нужно спамить или засыпать клиентов одинаковыми скучными письмами, так вы сделаете только хуже.

Ещё один важный момент — регулярность. Частота отправки зависит от вашей аудитории, но необходимо её соблюдать. Обратите внимание, что чем дольше пользователь является вашим подписчиком, тем аккуратнее стоит отправлять ему маркетинговые письма. Если вы отправляете письма слишком часто, есть вероятность, что вы начнете его раздражать и он отпишется. Если разделить подписчиков по длительности цикла дружбы с вами, то частота отправки будет примерно такая:

Длительность подпискиЧастота отправки
До 1 месяцаКаждый день
До 3 месяцевТрижды в неделю
До полугодаРаз в неделю
Более полугодаРаз в месяц

Программа лояльности

Подробная статья про лояльность у нас тоже есть. Отношение клиентов к вам обычно измеряется при помощи простого вопроса: “Насколько они готовы рекомендовать вас друзьям?” Задайте его покупателям и вы увидите реальную картину.

Для увеличения лояльности вам нужно подружиться с клиентами и работать над удержанием. Персонализируйте вашу коммуникацию, делайте маркетинговые предложения, которые точно заинтересуют конкретного клиента. Мы знаем, как собирать данные клиентов без нарушения GDPR и использовать их в деле, и с радостью поможем вам.

Выстраивайте эмоциональную связь. Необходимо понять, какой формат общения находит наибольший отклик у ваших клиентов и поможет в удержании. Доказано, что если они по-настоящему прониклись вами, то не уйдут к конкурентам, даже если их предложения будут выгоднее. При этом ваш показатель пожизненной ценности клиента (ltv) увеличится в разы.

И конечно, не забывайте благодарить тех, кто с вами давно, и постоянно поддерживать их лояльность. Запустите премиальную программу, предлагающую бонусы постоянным клиентам. Вы увидите, что вскоре их число увеличится.

Работа с удержанием

Вы наверняка много раз слышали об этом, но правило настолько важное, что стоит повторить ещё раз: работа над удержанием помогает увеличить прибыль больше, чем работа над привлечением. Сложно посоветовать универсальную стратегию удержания: всё зависит от вашего бизнеса.

Лояльность, кстати, тоже сильно влияет на уровень удержания, но это не всё. Не забывайте о своих клиентах после того, как они сделали покупку: предлагайте помощь, пусть ваша команда поддержки будет всегда готова ответить на любой вопрос. 

Допродажи

Не забывайте о допродажах и кросс-продажах – это товары, сопутствующие покупке. Например, если пользователь купил пару обуви, можно предложить средства для ухода за ней или подходящие сумки. Согласно многим маркетинговым исследованиям, этот приём приносит больше прибыли, чем продажи новым клиентам, значительно увеличивает показатель ltv/clv и помогает выполнению KPI.

Lifetime value — это показатель того, как идут дела у компании. Определите периодичность и регулярно анализируйте ltv, чтобы держать руку на пульсе. Если вдруг что-то пойдёт не так, мы обязательно вам поможем.

Желаем высокого LTV!

FAQ

Что такое LTV?

LTV (Lifetime Value) — это показатель прибыли, которую клиент приносит вашему бизнесу за весь пожизненный цикл работы с вами.

Как считать Lifetime Value?

Есть два самых распространенных способа расчета коэффициента LTV: для более простой формулы потребуются показатели Lifetime и ARPU, для более детальной формулы AOV, RPR и Lifetime.

Чем отличается LTV от CLV?

Это разные обозначения для одного и того же показателя. По-другому метрика LTV может называться CLV или CLTV (Customer lifetime value).

Как LTV связана с CAC, ROI, ARPU?

По соотношению LTV и CAC (Customer acquisition cost) вы можете понять, насколько прибыльный ваш бизнес.

Соотношение LTV и ROMI (Return on Marketing Investment) покажет реальную прибыль от рекламы. 

ARPU (Average Revenue Per User) — это показатель, который показывает средний доход с каждого пользователя за определенный период и в связке с показателем Lifetime поможет в расчете LTV.


https://bit.ly/2PcXXfT