ВВЕДЕНИЕ
Стиль управления обуславливается уровнем общих и профессиональных знаний, опытом, идеалами и ценностными ориентациями, темпераментом - всем тем, что определяет содержание личности руководителя. Главное отличие деятельности по управлению от других форм деятельности состоит в принятии социально значимых, влияющих на интересы многих людей решений и ответственности за их эффективность перед собственником.
Руководитель организации в процессе управленческой деятельности выполняет должностные обязанности и принимает решения в определенном, свойственном только ему стиле работы.
Изучение управленческого стиля в последние годы стало одним из приоритетных направлений в процессе оптимизации человеческой деятельности, а так же в изучении его личности. Знание и грамотное применение стиля руководства позволяет решить проблему профессиональной компетентности сотрудников, достигать эффективности в достижении запланированных результатов деятельности.
Руководитель не может выработать такой стиль деятельности, который удовлетворял бы всех членов коллектива и способствовал бы решению любых задач. Поэтому необходимо применять синтез имеющихся стилей и гибко реагировать на изменения внешней и внутренней организационной среды. Понимание всех возможностей многообразия способов управления, четкое и гибкое видение проблем делают руководителя более свободным в решениях, а его деятельность более эффективной.
Актуальность данной работы определяется необходимостью гибкого применения комплекса существующих стилей руководства в постоянно меняющейся рыночной среде. Гибкость и выбор адаптивного стиля выражается в оптимизации управленческого стиля, в освоении руководителем современных методов управления.
Цель работы - рассмотрение существующих стилей руководства и факторов, влияющих на выбор стиля.
Задачи работы:
1.Определить понятие и характеристики существующих теорий стилей управления;
2.Рассмотреть современные виды стилей руководства;
3.Определить факторы, влияющие на выбор стиля;
4.Рассмотреть применение существующих стилей руководства в зарубежной и российской практике.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ТЕОРИИ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА
1.1. Понятие и традиционные стили руководства
Стиль управления - это совокупность приемов, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Эффективность того или иного стиля определяется тем, насколько он помогает воздействовать на сотрудников с целью решения существующих в данный момент целей и задач. [1]
Научные исследования менеджмента и психологии говорят о том, что для большинства подчиненных при получении приказа от руководства имеют значимость следующие факторы: тон, манера поведения руководителя, конкретные слова, которыми произнесены инструкции. Важным для подчиненных является принятие в расчет или игнорирование мнения персонала, выбор заданий и ролей, соответствующих компетенциям способностям и личным качествам сотрудника.
Из перечисленных факторов складывается конкретный стиль руководства.[2] В основном, он обусловлен уровнем имеющихся общих и профессиональных знаний, опытом, идеалами и системой ценностей руководителя, а также его темпераментом – т.е., всем тем, что определяет содержание его личности.
Чаще всего управленческие стили классифицируются по характеру отношений между руководителем и подчиненными. На этом основана и самая известная у нас в стране и за рубежом типология Курта Левина, рассматривающая три основных управленческих стиля.
1. Авторитарный. Для него характерны высокая централизация руководства, доминирование единоначалия. Руководитель, решая сам большинство вопросов, единолично принимает и отменяет решения. Преобладающий метод управления - приказы. Авторитарный руководитель всегда очень строго контролирует работу подчиненных, требователен к четкости выполнения его указаний. Инициатива сотрудников не поощряется. Руководитель такого стиля не поясняет сотрудникам ожидаемые выгоды от выполнения задания, плюсы и минусы для них и компании в целом. Нельзя считать авторитарный стиль однозначно неприемлемым для руководства, он может быть весьма полезен на этапе становления организации и на выходе ее из кризиса. Основной недостаток такого стиля в том, что он сокращает инициативность сотрудников, снижает комфортность пребывания в коллективе (моральный климат), способствует текучести кадров.
2. Демократический. Ему присуще определенное распределение полномочий между руководителем и подчиненными. Руководитель, принимая решения, старается, особенно в сложных ситуациях, советоваться с сотрудниками. Устная регламентация руководителя чаще выражается в просьбах, советах, а не приказах. При проведении контроля-всегда отмечаются положительные результаты и инициативы. Такой руководитель сочетает в себе требовательность и справедливость. В общении с подчиненными старается быть вежливым и доброжелательным. Демократичный руководитель старается создать команду. Решения о распределении заданий, назначениях принимаются с учетом знаний, навыков, способностей, опыта сотрудников. Внедрение инноваций обсуждается с сотрудниками. Демократический стиль достаточно эффективен при построении команды, руководитель стремится к сочетанию выполнения целей организации и сотрудников.
Стиль демократическое руководство является очень открытым и предполагает коллегиальный стиль работы команды. Идеи свободно перемещаются среди группы и обсуждаются открыто. Этот стиль необходим в динамичных и быстро меняющихся средах. Демократический стиль руководства означает содействие общению, поощряя людей поделиться своими идеями, а затем синтезировать всю имеющуюся информацию в воплощении лучшего решения.
Минусы такого стиля управления: на внедрение проектов и обсуждение проблем тратится больше времени, руководитель может добиться успеха только при наличии у него таланта убеждения, определенных психологических знаний. [3]
3. Либеральный (или стиль невмешательства) характеризуется отсутствием должного участия руководителя в процессе управления. Решение проблем часто происходит без его участия. Либеральный руководитель не принимает решения без указаний сверху, он является своеобразным передатчиком между вышестоящим звеном и подчиненными. В целях исполнения заданий используются уговоры, требовательность к подчиненным низкая, контроль эпизодический, фактически ответственность за качество работы целиком лежит на подчиненных и одновременно на них не возлагается.
По мнению К.Левина наиболее предпочтителен авторитарный стиль. Но, ни один из стилей не присутствует в чистом виде, исследователи чаще рассматривают стили как смешанные.
А авторитарного стиля имеются два подвида:бюрократический и патерналистский. Бюрократический стиль использует жесткую административную иерархию. Функционал всегда четко распределен между сотрудниками, так же как и степень ответственности. В организации действует жесткая система контроля, а в процессе принятия решений сотрудники не участвуют. Контакты на предприятии формализованы, регламенты пересматриваются редко, ответственность индивидуальная (не командная).
Руководитель, использующий патернализм фактически является хозяином, решения принимаются единолично. Указания не обсуждаются, их исполнение подлежит строгому контролю. При наличии строгой иерархии взаимоотношениям часто присущ личностный характер, руководство рассматривает предприятие как принадлежащую ему семью. Соответственно ответственность за недоработки сотрудники несут коллективную. При распределении обязанностей не берутся в расчет навыки и знания подчиненных, назначения происходят, исходя из личных предпочтений.
Признаки основных стилей обобщены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Характеристика основных стилей руководства[4]
Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными | Стили руководства | ||
Авторитарный (автократичный) | Демократичный | Либеральный | |
Приемы принятия решений | Решение принимает в одиночку | Вопросы согласовывают с линейными руководителями | Сам решить не может- ждет решения от высшего уровня |
Способ доведения решения до исполнителей | Приказывает, распоряжается | Предлагает, согласовывает | Просит, упрашивает, требовать не умеет |
Распределение ответственности | Берет на себя или делегирует | В соответствии с порядком делегирования | Снимает с себя всякую ответственность, ответственности боится |
Отношение к инициативе | Подавляет полностью | Поощряет, использует в интересах дела | Отдает инициативу в руки подчиненных, самоустраняется |
Отношение к подбору кадров | Боится квалифицированных работников | Подбирает деловых, грамотных работников | Подбором кадров не занимается, не участвует |
Отношение к недостаткам собственных знаний | Считает, что сам все знает | Постоянно повышает свою квалификацию, учитывает критику | Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных |
Стиль общения | Держит дистанцию, не общителен, не доступен для подчиненных | Дружески настроен, любит общение, стремится к командной работе | Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе |
Характер отношений с подчиненными | Диктуется настроением | Ровная манера поведения. Постоянный контроль за своими эмоциями | Мягок, покладист, не любит конфликты |
Отношение к дисциплине | Приверженец формальной жесткой дисциплины, регламентирование, приказы, инструкции | Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный контроль, устанавливает точки контроля | Требует формальной дисциплины, но контролировать не может |
Отношение к моральному воздействию на подчиненных | Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам | Использует различные виды стимулов постоянно, стимулы меняет | Требует формальной дисциплины |
Существует теория эффективности перечисленных стилей во времени, то есть эффективность применяемого стиля руководства меняется в течение времени управления организацией – рис.1.1.
I – авторитарный стиль;
II – либеральный стиль;
III – демократический стиль.
Рис.1.1. Динамика эффективности стилей руководства во времени
Можно пояснить график следующим образом:
- авторитарный стиль эффективен при создании организации и стадии роста, когда требуются жесткие и быстрые решения в сложных условиях становления. Далее стиль становится неэффективным, так как требуется взаимодействие с людьми, а не просто директивные указания.
- демократический стиль имеет волнообразную эффективность, так как должен сочетаться с другими стилями, например с авторитарным, когда требуется быстрое и решительное воздействие.
- либеральный стиль не имеет эффективности, с его помощью нельзя должным образом организовать сотрудников.
С данной динамикой по смыслу пересекается и модель эволюционного развития Ларри Грейнера – рис.1.2[5]. Грейнер соединяет в своей модели возраст компании и ее размер. Если компания молодая и небольшая чаще всего рост происходит через креативность - создатели полны идей и стремятся воплотить их в жизнь. С ростом компании появляется необходимость рационализации и включения распорядительных инструментов, далее возникает необходимость в делегировании и координации подразделений. В большой компании для роста эффективности необходимо сотрудничество, так как чем больше компания, тем сложнее осуществлять контроль.
Рис.1.2. Модель эволюционного развития компании Ларри Грейнера
На начальной стадии, когда компания небольшая, появляется кризис лидерства, одной креативности недостаточно, необходимо четко организовывать процесс, требуется лидер. При росте через директивное руководство со временем может возникнуть кризис автономии, руководитель уже не может принимать решения единолично. Руководитель начинает делегировать полномочия линейным руководителям, компания растет, возникает кризис контроля. Необходимо контролировать решения в растущей компании. При излишнем доверии и бесконтрольности (либеральный стиль) может возникнуть кризис границ- подчиненные перестают воспринимать указания руководства. Руководитель должен создать команду и уже команда будет контролировать процесс развития компании.
1.2. Влияние стилей руководства
В современных рыночных условиях стиль руководителя выступает как один из немаловажных факторов успешной деятельности предприятия, влекущий за собой укрепление позиций на рынке товаров и услуг. Но это происходит лишь в том случае, когда руководители используют эффективные стили руководства, отвечающие как потребностям самого предприятия, так и его сотрудников.
«Стиль руководства – это определенная система методов воздействия руководителя на сотрудников, находящихся в его подчинении, также это «стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующихся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя».
Руководитель каждой организации или предприятия вырабатывает и применяет присущий ему уникальный стиль руководства. Учитывая большое количество факторов и условий, стиль руководителя приобретает конкретное содержание и направленность.
Существует несколько общепризнанных классификаций стилей руководства, но наиболее распространенная основывается на представлениях Курта Левина. Согласно ей выделяются автократический (авторитарный), демократический и либеральный стили, различающиеся по степени сосредоточенности у руководителя функций руководства и участии его и руководимого им коллектива в принятии решений.
При этом автократический (авторитарный) стиль подразумевает жесткое руководство, не терпящее промедления в выполнении поставленных задач.
При демократическом стиле руководитель распределяет между сотрудниками ответственность, поощряет и развивает отношения между подчиненными, стремясь уменьшить внутригрупповое напряжение; создает атмосферу товарищества и делового сотрудничества.
При либеральном стиле членам коллектива дается полная свобода принимать свои собственные решения.
Особое значение стиль руководителя имеет для крупных и широко известных организаций и фирм, так как именно они постоянно работают с общественным мнением, используя как собственные подразделения паблик рилейшнз, так и привлекая внешние агентства. В этом случае стиль руководителя становится освещенным в широких кругах заинтересованных структур и конкретных лиц.
Создание эффективного стиля руководства в управлении предприятием, представляет собой сложный и длительный процесс, складывающийся из фирменного стиля, его индивидуальности и идентичности, определения социально-значимой роли руководителя в управлении предприятием. Именно эти факторы зачастую становятся определяющими в конкурентной среде, обеспечивая общественный рейтинг предприятия и его финансовый успех в конечном итоге.
Поиск эффективного стиля руководителя в управлении предприятием является одной из актуальных задач современного менеджмента. Как и в любой другой сфере, успехи предприятия неразрывно связаны с управленческой деятельностью руководителя, а без эффективного стиля руководства страдает корпоративная репутация предприятия.
Суть такого утверждения заключается в том, что работа по формированию стиля руководителя представляет собой важное вложение в будущее предприятия, которое необходимо для достижения серьезных долговременных результатов. Положительно воспринимаемый стиль руководителя позволит добиться высоких результатов в различных направлениях деятельности предприятия: сокращения текучести кадров; привлечения на предприятие высококвалифицированных, опытных специалистов; повышения имиджа предприятия и доверия со стороны общественности и партнеров; формирования положительного климата внутри предприятия и, как следствие, постановки долговременных целей и их достижения.
Вопросам формирования стиля руководителя и его влияния на управление предприятием хозяйствующих субъектов посвящено множество работ отечественных и зарубежных исследователей. Однако, несмотря на проведенные исследования, большинство руководителей различных предприятий, в том числе спортивной направленности, не придают значения четко разработанному стилю руководства, что приводит к значительным колебаниям в деятельности предприятия: от блестящих побед до прекращения деятельности в виду слабых конечных результатов трудовой деятельности.
Если современный руководитель постоянно меняет стиль руководства, не придерживается определенных управленческих правил, не прислушивается ко мнению коллектива, не проводит исследований в данном направлении, то в этом случае ему угрожает возможное неповиновение со стороны сотрудников компании, их халатное отношение к работе и самому предприятию, а также уход ценных кадров к более сильному конкуренту.
Следует учесть, что формирование стиля руководителя представляет собой долгую и кропотливую деятельность. Именно длительная, системная и целенаправленная работа по формированию эффективного стиля руководства может в реальной мере способствовать складыванию положительного восприятия предприятия во внутренней и во внешней среде. Стратегия по формированию эффективного стиля руководства может принести реальную пользу только тогда, когда она рассчитана не на дни или месяцы, а на годы. Это и обеспечивает настоящий успех компании.
Стратегия по формированию эффективного стиля руководителя должна последовательно и осознанно пройти различные стадии. Среди ключевых ступеней формирования эффективного стиля руководителя можно выделить следующие:
1. Исследование текущего состояния стиля руководителя в управлении предприятием. На этом этапе проводится подробный ситуационный анализ стиля руководителя, изучаются все его компоненты – внутренние и внешние. Исследуются мнения сотрудников, партнеров и потребителей услуг относительно стиля руководителя. Анализируется информационное поле (объем информации о руководителе предприятия в СМИ) и оценивается отношение СМИ к самому руководителю и его организации. Также определяются основные аспекты восприятия стиля руководителя в управлении предприятием на основе дополнительного опроса сотрудников и партнеров предприятия. Выявляются проблемные места и разрабатываются направления для совершенствования стиля руководителя.
2. Формирование стратегии по разработке эффективного стиля руководителя. На этой стадии, на основании проведенных исследований, вырабатываются меры по совершенствованию стиля руководителя по каждому из определенных направлений. Если стиль руководителя критикуется в СМИ, то следует разработать и опубликовать положительную информацию о руководителе как личности: его семейное положение, наличие детей, образование и пути продвижения по карьерной лестнице. Описать его увлечения (спорт, музыка, активный отдых и т.д.), а также спонсорскую и благотворительную деятельность (если таковых не имеется, то следует провести мероприятия в данном направлении). Далее перечислить достижения и планы на будущее.
С помощью менеджеров выявить основные элементы, формирующие стиль управления руководителя: целесообразность распределения полномочий; установление степени ответственности; особенности характера процесса принятия управленческих решений; эффективность методов руководства; эффективность контроля за деятельностью подчиненных; отношение подчиненных к самостоятельности; степень их инициативы; определение уровня сотрудничества и доверия между подчиненными и руководителем; отношение сотрудников к нововведениям; выявление их заинтересованности в образовательном и профессиональном росте.
Если стиль руководителя не устраивает сотрудников коллектива, то разработать мероприятия по его улучшению в их глазах. В этом случае разработать план мероприятий, включающих проведение собраний по обсуждению значимых для сотрудников вопросов и проблем, индивидуальных бесед-консультаций с сотрудниками.
Если стиль руководителя не устраивает партнеров, то следует разработать примерные мероприятия следующего содержания: встречи с партнерами в непринужденной обстановке (ресторан, спортивный клуб, совместные выезды на отдых и другое), проведение круглых столов, разработка совместных стратегий долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества и другое.
Исходя из имеющегося потенциала, ставятся основные цели и задачи, а также разрабатываются основные этапы реализации этих задач на календарный год.
3. Формирование внешнего стиля руководителя. В целях построения эффективного стиля руководителя следует пригласить стилиста, который проведет оценку внешнего вида руководителя и разработает программу его улучшения: в одежде, обуви, прическе и другое.
4. Формирование психологического портрета руководителя. В этих целях следует пригласить психолога, который оценит руководителя по следующим параметрам: речевая грамотность, вербальная и невербальная коммуникабельность. В случае выявления недостатков, включить работу психолога с руководителем в календарный план руководителя.
5. Формирование стилистической обстановки вокруг руководителя. В целях формирования эффективного стиля руководителя также следует пригласить дизайнера. Обстановка того места, в котором руководитель принимает людей, является важным сопутствующим фактором стиля руководства. Располагающая к беседе и обсуждениям обстановка является дополнительным фактором стиля руководителя.
6. Реализация и контроль стиля руководителя. Деятельность по реализации стратегии ведется в двух направлениях. С одной стороны, поэтапно осуществляются намеченные меры по реализации стратегии формирования эффективного стиля руководителя. С другой стороны, ведется регулярный мониторинг текущего состояния стиля руководителя – как в публикациях СМИ, так и в глазах сотрудников, партнеров, потребителей товаров и услуг. Это позволяет своевременно оценивать развитие ситуации, принимать тактические решения по формированию эффективного стиля руководства.
Продуманная и целенаправленная стратегия по формированию стиля руководителя в управлении предприятием, имеет ряд преимуществ перед разовыми акциями. Так, произвольное, нерациональное размещение статей на платной основе в СМИ, нерегулярные мероприятия по улучшению мнения о руководителе со стороны партнеров и потребителей не могут в достаточной мере способствовать складыванию позитивного мнения о руководителе в восприятии целевых групп.
Стратегия по формированию эффективного стиля руководителя в управлении предприятием, опирающаяся на планомерные исследования, позволит руководителю своевременно корректировать свои действия в руководстве коллективом и всем предприятием в целом.
Причем нельзя забывать, что идеального руководителя не существует. Место несуществующего «идеального руководителя» должна занять взаимодополняющая команда менеджеров, каждый член которой умеет выполнять одну из ролей в совершенстве, а остальными владеет на приемлемом уровне. При этом важно, чтобы в команде не было руководителей, которые концентрируются только на одной роли, полностью забывая про остальные. Такие перекосы делают менеджмент неэффективным и ставят под угрозу судьбу организации.
Таким образом, формирование эффективного стиля руководителя – это вложение в будущее предприятия, которое необходимо для достижения серьезных долговременных результатов. Лишь положительно воспринимаемый стиль руководителя в делах управления предприятием, может получить поддержку со стороны сотрудников, партнеров, общественности и других структур. Это будет способствовать не только улучшению стиля руководства и подъему авторитета руководителя, но и формированию положительной репутации, имиджа, узнаваемости предприятия и, как следствие, повышение его конкурентоспособности и устойчивости в условиях рынка любого масштаба.
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ СТИЛИ РУКОВОДСТВА И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫБОР СТИЛЯ
2.1. Современные виды стилей руководства
В последнее время выделены другие стили, или типы, руководства: новаторско-аналитический, новаторско-интуитивный, консервативно-аналитический, консервативно-интуитивный, соучаствующий, руководство, основанное на видении.
Зная характеристику каждого стиля, руководитель может выбрать наиболее важные приемы управления.
Предложенные стили отражают следующие элементы поведения руководителя: преданность фирме, энергичность, новаторство, готовность к принятию новой информации и идей, генерирование большого числа идей и альтернатив, быстрое принятие решений и хорошая интеграция коллективных дел, четкость в формулировке целей и установок, готовность учитывать мнение других, терпимость к неудачам.
Соучаствующий стиль- это проведение регулярных совещаний руководителя с подчиненными, открытость в отношениях, вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений, делегирование руководителем, подчиненным ряда полномочий, участие рядовых работников в планировании и изменении планов, создание особых групповых структур, наделенных правом самостоятельно принимать решения, предоставление работнику возможности автономно разрабатывать те или иные проблемы, формулировать новые идеи, внося вклад в развитие инновационных процессов.
Новаторско-аналитическийстиль преобладает в крупнейших преуспевающих японских фирмах, так как способен обеспечить выживание в условиях острейшей рыночной конкуренции. Руководитель, использующий данный стиль, отличается особой преданностью организации, энергичностью, новаторством, чуткостью к новым информации и идеям, генерацией большего числа идей и альтернатив, скоростью принятия решений, интеграцией коллективных действий, четкостью формулировок целей и установок, готовностью учитывать мнение других, терпимостью к неудачам.
Личные качества руководителя отличаются широким видением ситуации, умением работать с людьми, не входя глубоко в их личные проблемы.
Новаторский стиль может опираться на аналитическую деятельность или на интуицию руководителя. Этот стиль включает высокую ориентацию на эффективную работу в сочетании с доверием и уважением к людям.
Руководитель открыт для инноваций ипри этом руководитель часто рискует, опираясь на интуицию: ведь это может привести как к успеху, так и к проигрышу. Именно этот стиль руководства более других обеспечивает выживание в условиях острейшей рыночной конкуренции. Он предполагает преданность организации, энергичность и новаторство, чуткость к новым информациям и идеям, генерирование большего числа идей и альтернатив, высокую скорость принятия решений, хорошую интеграцию коллективных действий, ясность в формулировках целей и установок, готовность учета мнений, терпимость к неудачам.
Консервативный стиль включает аналитическое обоснование выполнения целей и задач, но может опираться и на интуицию руководителя. Привычный установленный порядок, предсказуемое поведение руководителя, тщательное обдумывание любого начинания, допущение риска только в исключительных, зачастую просчитанных вариантах деятельности, поощрение обдуманных, подтвержденных точными расчетами действий, осуждение предложения новых интересных идей, оценка деятельности, опирающаяся на опыт руководителя, его решения, препятствуют проявлению инициативы подчиненными.
Руководство, основанное на видении. Попытку четко выразить суть руководства, основанного на виденье, делали много авторов. Например, Снайдер и Грейвз писали: "Организация XXI века требует руководства, основанного на виденье. Без него она не сможет функционировать. Это организация, деятельность которой ведется в условиях постоянных и радикальных изменений в науке и технике; это организация, которая работает в сложных условиях глобализации бизнеса и экономики в целом, что сталкивается с самым широким спектром индивидуальных запросов потребителей и непрерывным потоком невероятно переменчивых требований многочисленных покупателей. Не имея четко осознанными и принятого всеми ее членами общего направления, такая организация будет просто саморазрушается. Виденье – это "клей, который совмещает индивидуумы в коллектив, объединенный общей целью... Если оно понятно и принято всеми сотрудниками, виденье способно смело вести компанию навстречу любым трудностям, адаптируя и вдохновляя руководителей и сотрудников на борьбу с ними". [6]
Опрос 1500 руководителей высшего уровня из 20 стран свидетельствует о постоянно растущей важности руководства, основанного на виденье. Респондентов попросили описать основные характеристики и способности, желаемые для руководителей высшего ранга в XXI веке. Чаще других вспоминалась (назвали 98% респондентов) способность донести до сотрудников "ясное содержание своего виденья". Основными отличными признаками успешного виденья являются возможности, ориентированные на ценности, какие осуществимые, образные и четко определенные. В виденье должны отражаться уникальные возможности, которые предлагают принципиально новые способы выполнения работы и способствуют формированию репутации организации. Кроме того, любое виденье, которое не отображает будущее компании обречено на неудачу. Виденье должно максимально учитывать особенности времени и обстоятельств и отображать уникальность организации. Как пример можно привести предельно простое видение, предложенное Биллом Гейтсом (BillGates) для компании Microsoft: "Компьютер на каждый стол и в каждый дом". [7]
2.2. Выбор стиля и определяющие его факторы
Применение того или иного стиля руководства зависит от характера и содержания труда. Так, на промышленных предприятиях, где высок уровень кооперации труда и взаимодействия работников при выполнении общего задания, высока степень технологической привязанности человека к своему рабочему месту и зависимость личного успеха от успешной работы товарищей, наилучшим будет руководство, ориентированное на отношение.
В реальных ситуациях организационного поведения выбор стиля, как правило, не является величиной постоянной.
В зависимости от сложившихся условий руководитель может варьировать его в определенном диапазоне — от ориентированного на отношения до ориентированного на задачу. В зависимости отличных качеств руководителя, уровня квалификации и взаимоотношений подчиненных, наконец, от содержания самой работы поведения может меняться, каждый раз приспосабливаясь к новым условиям. Такой диапазон поведения, в рамках которого руководитель может варьировать свой стиль, называется адаптивностью.
Конкретный стиль управления в реальных условиях определяют факторы:
-задачи и функции коллектива;
-условия работы коллектива;
-размеры и структура коллектива;
-индивидуальные качества и опыт руководителя;
-уровень компетенций сотрудников;
-уровень зрелости и сплоченности коллектива.[8]
Уровень зрелости и сплоченности коллектива также называют уровнем развития производственной группы. Психологи выделяют четыре ступени развития производственной группы:
-номинальная (диффузная) группа;
-группа-ассоциация;
-группа-кооперация;
-группа-коллектив.
Для членов номинальной группы типичным является отсутствие опыта совместной работы и сплоченности. Сама группа рассматривается только с перспективы ее развития. Примером типичной номинальной группы является вновь созданное подразделение.
Очевидно, что предпочтительным стилем руководства такой группой является авторитарный стиль. Руководителя должны отличать требовательность, четкость в постановке задач, целей и ближайшей перспективы, контроль за деятельностью подчиненных, готовность брать на себя ответственность. Его внимание должно быть направлено также и на выдвижение неформальных лидеров. Никакие самые прекрасные качества руководителя-демократа не способны обеспечить успех развития и деятельности такой группы, если он сначала не выступит с жесткой системой объективных требований к работникам, не сформирует ядро, на которое сам будет в дальнейшем опираться, не наладит дисциплину труда.
Члены группы-“ассоциации” четко представляют себе как ближайшие, так и более отдаленные цели. В этой группе идет процесс выдвижения неформальных лидеров. Однако группа еще разобщена: каждое новое дело требует “раскачки”, единство, взаимопомощь носят эпизодический характер.
Руководитель при управлении такой группой должен сочетать в себе единоначалие с опорой на сложившийся актив.
В группе-кооперации преобладают сотрудничество, взаимопомощь. Работники уже хорошо знают друг друга, появляются общие интересы, формируется общественное мнение. Группа стремится к сплочению, однако нет еще взаимной ответственности, устойчивыхсопереживаний. При руководстве такой группой следует шире привлекать подчиненных к обсуждению производственных ситуаций, принятию решений, поощрять инициативу.
В группе-коллективе каждый ее член ощущает себя частью целого, отлаженного механизма, общая цель значима для всех. В группе развиты взаимопомощь, взаимная требовательность и ответственность. Требования руководителя воспринимаются как требования работников друг к другу.
Такая группа становится практически самоуправляемой. Достижение поставленных целей осуществляется в основном на демократических началах.
Как мы видим, по мере совершенствования уровня развития группы, становления межличностных отношений должен гибко меняться и стиль руководства: от жесткого авторитарного до коллегиального.
Существует также и другая точка зрения о важности факторов, перечислим факторы в таблице 2.1.[9]
Таблица 2.1
Факторы, влияющие на выбор стиля
Ситуация (стрессовая, спокойная, неопределенная) | При дефиците времени, в экстремальных ситуациях, в условиях острейшей рыночной конкуренции вполне оправдан авторитарный стиль |
Задача (насколько четко структурирована) | При решении сложных проблем, требующих множественности решений, теоретического анализа и высокого профессионализма исполнения, наиболее приемлем демократический стиль |
Группа (ее особенности по полу, возрасту, этнической принадлежности, времени существования, личностных характеристик) | Для сплочения группы, заинтересованной в успехе деятельности, решении задачи, адекватным будет демократический, а в творческих коллективах - даже либеральный стиль руководства |
Черты личности руководителя | Стиль мышления, целеустремленность, работоспособность, организаторские способности |
Как видно из вышесказанного, рассматривать тот или иной стиль руководства, взятый сам по себе, вне определенного контекста и вполне конкретных последствий, не представляется перспективным. Стиль руководства должен быть соотнесен с эффективностью деятельности возглавляемого руководителем коллектива. Связь между стилем и эффективностью деятельности обусловлена наличием множества факторов (особенностями коллектива и его отдельных членов, спецификой решаемых задач, величиной коллектива, продолжительностью совместной работы и т.д.). Судить об эффективности или неэффективности принятого стиля руководства можно только исходя из учета имеющихся условий его реализации.
Стиль руководства не является неизменным набором характеристик конкретного руководителя или сложившимся стереотипом взаимоотношений внутри подразделения или организации. Он подлежит изменению с ростом профессионального мастерства, опыта работы руководителя и коллектива, а также с учетом текущей рыночной ситуации. Кроме того, на выбор стиля влияет так называемое ресурсное поле, те ресурсы и их качество, которыми располагает руководитель в данной ситуации. Покажем это на схеме:[10]
Стиль руководства
Рис.2.1. Ресурсное поле руководителя
Все составляющие ресурсного поля не являются статичными, они меняются во времени, по мере повышения профессионализма, приобретения новых знаний, состава и подготовленности команды.
В целом стиль руководства должен быть гибким и учитывать все многообразие факторов существующей среды.
2.3. Стиль руководства в зарубежной и российской практике
Обратимся к зарубежному опыту применения стилей руководства.Американские методы управления используются в практике управления многих стран. В американских компаниях к управленческому персоналу предъявляют такие требования как: образование, практический опыт работы, психологическая совместимость, умение командной работы.
Американский стиль ориентирован на задачу, четкую регламентацию действий, мотивацию, основанную на достижении целей компании. Стиль по традиционной типологии можно назвать авторитарным. В последнее время в него внедряются демократические элементы, которые позволяют учитывать фактор отношений, но только в целях улучшения командной работы[11].
Японские методы управления отличаются от американских методов. Японский метод управления отличается своей направленностью: основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский менеджер - повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. В американском менеджменте основной целью является максимизация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями. Очевидна разница в акцентах.[12] По мнению японского специалиста по менеджменту ХидекиЙосихара, существует шесть отличительных признаков японского менеджмента:
- Гарантия занятости и создание обстановки доверительности.
Такие гарантии ведут к стабильности кадрового состава и уменьшают текучесть кадров. Стабильность стимулирует работников к доверительным отношениям, вызывает чувство принадлежности к фирме. Японский служащий не беспокоится об угрозе увольнения и может спокойно трудиться на благо компании.
- Гласность и ценности корпорации.
Политика фирмы и ее цели доступна всем уровням сотрудников, система информации открытая. Это создает атмосферу участия и общей ответственности за результат.
-Управление, основанное на информации.
Главным считается получение и использование достоверной информации, анализ экономических данных и корректировка действий.
-Управление, ориентированное на качество. Качество-главная задача японского менеджмента. Речь идет не только о качестве продукции, но и качестве самого управления.
-Постоянное присутствие руководства на производстве.
Для быстрого решения возникающих проблем, руководство максимально приближено к производственному процессу, в том числе и путем размещения руководителя непосредственно в цехе.
По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.
- Поддержание чистоты и порядка.
Порядок считается основой качества.
В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и управляющими.
Руководитель в основном использует демократический стиль управления, так как подчиненные имеют высокий профессиональный уровень и заинтересованность в результатах труда.[13]
Таким образом, на американских предприятиях преобладает авторитарный стиль руководства и существует необходимость его усовершенствования. Японские менеджеры используют демократический стиль, если следовать традиционной типологии.
Обратимся еще к китайскому опыту.
Ценность современного «китайского менеджмента» заключается в ее изменчивости и гибкости. Это соответствует национальным традициям и зависит от неопределенности, внутренних и внешних изменений. Жесткий режим менеджмента, или казарменный менеджмент, не применим к быстрому изменению обстановки. Через многие неудачи западные предприятия обобщали и создали гибкий менеджмент, совпадающий с китайским подходом к менеджменту: учитывать обстановку, изменения законодательных актов для принятия решения с учетом условий задачи.
Ещe одна характерная черта китайского менеджмента - высокая оценка человека. Менеджмент понимается как управление людьми и делами, при этом человек находится на первом месте. Американский менеджмент основывается на формуле: «Есть спрос - будет удача», которая определяет цель для достижения успеха в бизнесе. Японский менеджмент основывается на принципе: «Совместной жизни - совместное развитие», на основе которого возникает общее дело и которое не учитывает личных особенностей человека[14]. Китайский менеджмент выступает за долгосрочное развитие предприятия, а создание прибыли контролирует человек, поскольку именно он занимается делами, т.е. результат зависит от человека. Все направлено на развитие потенциала человека, с этим связано взаимодействие работников в группе, рациональный подход к решению вопросов.
Западные исследователи полагают, что китайскую систему организации бизнеса и управления им можно эффективно использовать там, где требуется максимальная скорость оборота капитала и отдачи на инвестиции. Ведь скорость и гибкость - это те самые качества, которые дают преимущества любому технологическому уровню производства. Опыт свидетельствует, что компания с низкими технологиями может быстро «подрасти», стоит только запустить технологическую цепь, и все компоненты предпринимательской сети перестанут быть простыми сборщиками готовых деталей. Благодаря мгновенной диффузии инноваций становится возможным проникновение китайских фирм в высокотехнологичные отрасли (например, производство машин и запасных частей к ним, дизайн и т. п.)[15].
Сегодня китайская система менеджмента также способна обеспечить максимальную эффективность везде, где востребовано ускоренное принятие решений. Максимальный эффект от этого преимущества китайского стиля специалисты ожидают в финансировании розничной торговли, гостиничном деле, судостроении и других сферах, где производство может осуществляться на основе единиц, имеющих не более 800 человек каждая (не включая работающих на контрактной основе), или же в областях, где система принятия решений должна быть централизованной.
Китайская модель демонстрирует экономическую устойчивость мелких фирм в неблагоприятных фазах цикла - компании снижают издержки и выживают благодаря политике «затягивания поясов». Существенное значение имеет то обстоятельство, что мелкая фирма, управляемая по-китайски, способна достаточно легко и быстро схватывать новые тенденции в рыночном спросе. Поскольку будущее всемирного хозяйства неразрывно связано с углублением специализации на международном уровне, то фирма, работающая в режиме гуан-си, определенно сможет идти в фарватере сдвигов, происходящих в сфере личного потребления и диктуемых стремительно развивающейся индивидуализацией вкусов и предпочтений покупателей[16].
Таким образом, фирма может быть небольшой и управляться по-китайски, и тем не менее, вписываться в условия международной специализации (особенно внутриотраслевой), основываясь на максимальной утилизации креативной кооперации.
Если попробовать классифицировать китайский стиль управления, то можно сказать что он является новаторским, ситуативным. Предприятия стремятся быстро приспособиться к меняющимся условиям, поэтому руководители должны быть гибкими.
В практике российских предприятий существуют оба стиля управления. Авторитарный стиль наиболее распространен в высшем менеджменте. Вероятно, это объясняется высокой изменчивостью российской экономики, способствующей успеху быстрых действий, ведь авторитарный стиль рассчитан на четкое реагирование без лишних обсуждений. Но по мере захвата рынков и роста собственных организаций автократы столкнулись со «встроенным» побочным эффектом автократичного управления: удержать завоеванное оказалось даже труднее, чем захватить. Выросшие организации оказались неспособными адаптироваться к постоянно меняющейся среде, вследствие чего резко увеличилось время принятия и исполнения решений. Руководители были поставлены перед фактом непрохождения и искажения информации, что повлияло на эффективность бизнеса в целом.
Надо признать, что директивный стиль управления, который сегодня является самым распространённым в российской практике, постепенно отживает своё. Это связано с целым рядом причин: изменениями, происходящими на рынке труда, изменениями в социальной сфере и экономике.[17]
Руководители передовых предприятий поняли необходимость гибкого изменения стиля, адаптации к реальным организационным ситуациям.
К сожалению, многие руководители, пройдя определенные тренинги и получив теоретическую информацию, применяют знания однобоко. Во многих компаниях принята западная модель руководства с четкой ориентацией на задачу, персонал проводит обучение по командообразованию, но в целом, организация не имеет общей идеи и мотивации сотрудников. Привнесенные западные образцы встречают сопротивление у сотрудников, так как модели не адаптированы к реальной ситуации, не учитывают степени зрелости коллектива.
По итогам второй главы основные выводы следующие: современный руководитель должен учитывать все факторы, влияющие на выбор стиля руководства и не останавливаться на выборе какого-либо одного жестко зафиксированного стиля. Стиль руководства должен меняться вместе со степенью зрелости коллектива, с конкретной задачей. Применение зарубежных моделей требует обучения не только руководящих кадров, но и обучения всего коллектива, выстраивания единой корпоративной культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Типовые индивидуальные стили руководства представляют собой модели, где собраны определенные черты стиля: авторитарный, демократический, либеральный. Эти стили являются только теоретическими. В современной практике нет четкого следования какому-либо одному стилю.
Большинство работ по исследованию стиля руководства принадлежит американским ученым. Зарубежные исследователи создают модели, однозначно отражающие реальность (Левин, Макгрегор), и в результате приходят к многообразию стилей, поскольку практика показывает бесчисленное множество вариантов (примером может служить «Управленческая решетка» Р. Блейка и Д. Моутона). Ситуационный подход, как гибкое изменение стиля, был заложен Фидлером и продолжен в теориях Митчелла-Хауса и Херсли-Бланшара.
Самым эффективным стилем в западных теориях признан адаптивный стиль с ориентацией на командную работу.
В целом, все авторы теорий разделили стили руководства на две категории: ориентированные на задачу и ориентированные на отношения.
Современные теории стилей пополнились новаторским стилем и руководством, основанным на видении. Ключевое значение приобретают необходимость изменений и четкое видение руководством стратегических целей компании.
Рассмотренные в работе американские и японские стили руководства позволяют их разделить на авторитарный и демократический или стиль «ориентированный на задачу» и «стиль, ориентированный на отношения». Российская практика показала необходимость изменения традиционно авторитарного стиля и адаптацию к передовым моделям не только руководства, но и всего коллектива, т.е. создание эффективно работающей команды.
Наиболее применимым в российской деловой жизни оказался комбинированный стиль руководства, при котором руководитель может быть жестким или мягким в зависимости от конкретных внутренних и внешних условий, собственных целей, профессиональных или индивидуальных особенностей подчиненных. Выбор комбинированного стиля подтверждает сегодняшнюю актуальность ситуационного подхода. Используя рассмотренные в данной работе модели, которые предложены различными исследователями, руководитель сможет в конкретной ситуации проанализировать, подобрать и оценить результаты от использования того или иного стиля руководства.
В настоящее время стиль руководства не является жестким параметром, он должен меняться вместе с влияющими на его выбор факторами: задачами, условиями, размерами, уровнем зрелости коллектива, компетенциями сотрудников и руководства. Только при учете всех факторов, выбранный стиль будет эффективен для сотрудников и организации в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Антонова Н.В. Психология управления. М.:ВШЭ ,2010.272 с.
- Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник,5-е издание. М.: Инфра .М.,2010 576 с.
- Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд.. СПб.: Питер, 2008. 608 с.
- Жуджунь Дин, Ковалев М.М. Феномен экономического роста Китая. Мн.: БГУ,2008.446 с.
- Захарова Л.И. Психология управления.М.:Логос,2010.376 с.
- Карпов А.В.Психология менеджмента: Учебное пособие. М.:Гардарики,2007.584 с.
- Кошелева А.О.От профессиональной ориентированной технологии формирования управленческой компетенции к зрелости личности// «Образование и общество»,2008 №5 с.29-32.
- Маслова В.Управление персоналом. М.:Юрайт-Издат,2011.488 с
- Миронова Л.И.Адаптировать корпоративную культуру к новому облику компании//»Кадровое дело»,2009 №6 с.11-15.
- М.Мескон, М.Альберт, Ф., Хедоури. Основы менеджмента,3-е издание. М: Вильямс,2011.672 с.
- Полукаров В.Л. Основы менеджмента. М.: КноРус, 2008. 240 сс
- Розанова В.А. Психология управления.М.:Альфа-Пресс,2008. 384 с.
- Семенов А.К.,НабоковВ.И.Основы менеджмента: Учебник. М.:Дашков и К,2008.556 с.
- Третьякова Е.Л. Теория организации. М.: Кнорус,2013 224 с.
- Тюрина А.Д. Теория организации.М.:Эксмо,2008.160 с.
- Хлебников Д. Каким должен быть стиль управления компанией на разных этапах существования// Генеральный директор,№10,2012. С.66
- Яськов Е.Ф. Теория организации. М.:Юнити-Дана,2010 272 с.
- Статьи по управлению персоналом URL: www.hr-seminars.ru (дата обращения: 06.03.2019).
Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд.. СПб.: Питер, 2008 ↑
М.Мескон, М.Альберт, Ф., Хедоури. Основы менеджмента,3-е издание-М: Вильямс,2011 ↑
Полукаров В.Л. Основы менеджмента. М.: КноРус, 2008 ↑
Третьякова Е.Л. Теория организации. М.: Кнорус,2013 ↑
Хлебников Д. Каким должен быть стиль управления компанией на разных этапах существования// Генеральный директор,№10,2012 ↑
Кошелева А.О.От профессиональной ориентированной технологии формирования управленческой компетенции к зрелости личности// «Образование и общество»,2008 №5 ↑
Кошелева А.О.От профессиональной ориентированной технологии формирования управленческой компетенции к зрелости личности// «Образование и общество»,2008 №5 ↑
Семенов А.К.,НабоковВ.И.Основы менеджмента: Учебник. М.:Дашков и К,2008. ↑
Тюрина А.Д. Теория организации.М.:Эксмо,2008 ↑
Яськов Е.Ф. Теория организации. М.:Юнити-Дана,2010. ↑
Маслова В.Управление персоналом. М.:Юрайт-Издат,2011 ↑
Статьи по управлению персоналом URL: www.hr-seminars.ru (дата обращения: 10.01.2014) ↑
Статьи по управлению персоналом URL: www.hr-seminars.ru (дата обращения: 10.01.2014) ↑
Жуджунь Дин, Ковалев М.М. Феномен экономического роста Китая. Мн.: БГУ,2008 ↑
Жуджунь Дин, Ковалев М.М. Феномен экономического роста Китая. Мн.: БГУ,2008 ↑
Жуджунь Дин, Ковалев М.М. Феномен экономического роста Китая. Мн.: БГУ,2008 ↑
Миронова Л.И.Адаптировать корпоративную культуру к новому облику компании//»Кадровое дело»,2009 №6 ↑