пятница, 28 октября 2022 г.

Анализ потенциала рынка (BDI, CDI, GPI)

 BDI, CDI, GPI — индексы, использующиеся в маркетинге для оценки и анализа потенциала рынка. BDI и CDI анализ постоянно используется специалистами по стратегическому маркетингу и менеджементу для определения границ и возможностей целевых сегментов. Индекс BDI позволяет оценить потенциал для роста бренда в отрасли, а значение CDI говорит о потенциале роста объема продаж товарной категории (без привязки к конкретным торговым маркам).

BDI (Brand Development Index)

BDI (Brand Development Index)или индекс развития бренда – показатель, позволяющий оценить уровень развития/ силу бренда в отдельном регионе продаж. Говорит о предпочтении бренда в отдельном регионе. Измеряется в %.

Если BDI >100% — показатель считается высоким для региона и уровень развития продаж бренда в регионе высокий. Чем показатель больше 100%, тем сильнее бренд в регионе.

Если BDI <100% - показатель считается низким для региона и уровень развития бренда в регионе является низким. Чем показатель меньше 100%, тем слабее бренд в анализируемом регионе.

Формула расчета

Индекс BDI для региона А = (% от общих продаж бренда, который приходятся на регион А / % от общего населения страны, который проживает в регионе А)*100

  • % от общих продаж бренда в регионе А рассчитывается как: выручка от реализации бренда в регионе А / выручка от реализации бренда в стране в целом
  • % от общего населения страны региона А рассчитывается как: численность населения региона А / численность страны в целом

CDI (Category Development Index)

CDI (Category Development Index) или индекс развития категории — показатель, позволяющий оценить уровень развития категории в отдельном регионе продаж. Говорит о том, насколько продажи категории значимы и развиты в анализируемом регионе продаж по отношению к продажам категории на рынке в целом.

В отличие от индекса BDI в индексе CDI учитываются продажи всех брендов, представленных на рынке. BDI показывает уровень текущего развития бренда в регионе, CDI показывает уровень потенциального развития бренда в регионе.

Если CDI >100% — показатель считается высоким для региона, а категория развитой для данного региона. Чем показатель больше 100%, тем выше уровень развития категории в регионе.

Если CDI <100% - показатель считается низким для региона, а категория не развитой для данного региона. Чем показатель меньше 100%, тем слабее уровень развития категории в регионе.

Формула

Индекс CDI для региона А = (% от общих продаж категории, который приходятся на регион А / % от общего населения страны, который проживает в регионе А)*100

  • % от общих продаж категории в регионе А рассчитывается как: объем продаж категории в регионе А / объем продаж категории в стране в целом
  • % от общего населения страны региона А рассчитывается как: численность населения региона А / численность страны в целом

GPI (growth potential index)

GPI (growth potential index) или Индекс потенциала роста – показатель, позволяющий оценить возможность роста бренда (другими словами, потенциал бренда) на отдельных рынках. Измеряется в %.

Определяется как соотношение индекса развития категории в регионе (CDI) и индекса развития бренда в регионе (BDI).

GPI = ( CDI / BDI ) * 100

Практика: выбираем стратегию роста

Продемонстрируем на практике, как анализ индексов BDI и CDI используется для исследования, оценки и анализа потенциала рынка. В зависимости от того, какие значения имеют индексы BDI и CDI, определяется маркетинговая стратегия развития продаж продукта на рынке. Существует 4 сценария взаимосвязи показателей BDI и CDI:


Первый вариант:

Если регион имеет высокие показатели индексов BDI и CDI, значит бренд имеет высокую долю рынка в регионе и регион обладает высоким потенциалом продаж (т.е. является ключевым в продажах всей категории). Такой регион должен быть всегда под максимальным контролем и вниманием, так он может обеспечить лидерство бренда на рынке.

В данном случае целесообразно в продвижении бренда делать акцент на укрепление лидерства бренда в регионе. Усиление давления в данном регионе возможно (для повышения SOV) в случае, если есть возможность выделения дополнительного бюджета или для повышения конкурентоспособности по медиа-весам в сравнении с ключевыми конкурентами.

Второй вариант:

Если регион имеет высокий потенциал (высокий CDI), а бренд слабо представлен в регионе (низкий BDI). Рекомендуется сосредоточить усилия бренда на максимальном приросте продаж и формировании лидерства в регионе.

В продвижении бренда целесообразно усилить значимо усилить давление в данном регионе, выбрать дополнительные каналы коммуникации для формирования намерения приобрести бренд среди целевой аудитории, усилить активность бренда дополнительными акциями в местах продаж.

Третий вариант:

Если регион имеет низкий потенциал (низкий CDI), а бренд наоборот очень хорошо представлен в регионе (высокий BDI). Рекомендуется не тратить дополнительные усилия на формирования бренда в данном регионе, бренд-коммуникацией поддерживать существующий уровень продаж. В продвижении бренда не рекомендуется усиливать точечно давление на данный регион.

Четвертый вариант:

Если регион имеет низкий потенциал (низкий CDI), и бренд слабо представлен в регионе (низкий BDI). Рекомендуется использовать низко стоимостные способы повышения уровня продаж бренда в регионе, значимо не концентрировать усилия на увеличении продаж, а поставить цели постепенного долгосрочного роста. В продвижении бренда можно использовать точечное усиление, но только за счет низко-стоимостных каналов коммуникации.

https://bit.ly/3NhQllS

Доступность, потенциал и емкость рынка

Рынок есть совокупность товарных потоков (включая услуги), валютных, кредитных и иных отношений внутри национальных хозяйств страны или между странами. Рынок является сферой постоянных контактов между продавцами, покупателями, посредниками, банками, страховыми компаниями, средствами массовой информации. Рынки делятся на товарные и финансовые, внутренние и международные.

Товарный рынок представляет собой систему экономических связей между производителями и потребителями данного товара и внутри групп производителей и потребителей. Различают следующие виды классификаций товарных рынков:

v  по народнохозяйственной структуре страны;

v  по уровню доходов в стране;

v  по территориальному признаку

v  по товарно-отраслевому признаку;

v  по отношению к общественному производству;

v  по характеру конечного использования;

v  по сроку использования.


Народнохозяйственная структура страны делит рынки по типам экономического развития: натуральное хозяйство, страны-экспортеры сырья, промышленно - развивающиеся страны и промышленно - развитые страны; Классификация рынков по уровню доходов связана с доходами населения страны, различают: страны с низким уровнем доходов, страны с очень низким и очень высоким уровнем доходов, страны с низким, средним и высоким уровнем доходов, страны с преимущественно средним уровнем доходов. Территориальный признак делит рынки на внутренний, национальный, региональный и мировой.


В данной классификации первичным элементом является внутренний рынок, под которым подразумевают сферу товарного обмена, ограниченную государственными границами. Национальный рынок, в отличие от внутреннего, имеет такой элемент функционирования, как экспортно-импортные операции. Таким образом, национальный рынок - это сфера осуществления внутриторговых и внешнеторговых операций. Региональный рынок - объединяет национальные рынки стран, расположенные на одной территории, например, рынок стран Северной Америки. Мировой рынок - может быть закрытым, открытым или преференциальным. Закрытый мировой рынок - это внурифирменные поставки, представляющие товарооборот между филиалами, дочерними и головными предприятиями корпораций (ТНК). Открытый мировой рынок - это обычная коммерческая деятельность неограниченного круга независимых покупателей и продавцов. Преференциальная зона мирового рынка - торговые сделки по долгосрочным контрактам, торговля между региональными торгово-экономическими группировками (ЕЭС, Канада - США). Товарно-отраслевой признак классификации рынков выделяет рынки машин и оборудования, материального сырья и топлива, сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров.


По отношению к общественному производству рынки делятся на две группы: рынки товаров материального производства (сырье, машины и оборудование и т.д.); рынки товаров духовного производства(технологии, ноу-хау, произведения искусства, книги и т.д.). Характер конечного использования товаров выделяет рынки товаров производственного и потребительского назначения. Срок использования товаров классифицирует рынки по долговременному использованию, краткосрочному и одноразовому.
Решение о выборе рынка принимается индивидуально каждой формой. Ее задача - выбрать “ключевой” рынок, который в будущем принесет максимальную прибыль. При выборе “ключевого” рынка решаются следующие задачи:

Ø  определение доступности рынка;

Ø  расчет собственных издержек производства и сбыта товара в настоящем и их возможные изменения;

Ø  определение емкости рынка в настоящем и будущем (прогноз емкости).

Степень доступности рынка определяется географическим положением, транспортными издержками, условиями поставки, таможенными барьерами. Собственные издержки зависят от потенциальных возможностей предприятия и его экономической политики. Емкость рынка в значительной степени определяется его потенциаломПотенциал рынка - это прогнозная совокупность производственных и потребительских сил, обуславливающих спрос и предложение. Различают производственный и потребительский потенциал рынка. Производственный потенциал выступает в форме возможности произвести и представить на рынок определенный объем товаров и услуг. Потребительский потенциал проявляется в виде возможности рынка поглотить (т.е. купить) определенное количество товаров и услуг. Потребительский потенциал характеризуется емкостью рынка.

Емкость рынка - количество (стоимость) товаров, которое может поглотить рынок при определенных условиях за какой-либо промежуток времени. Емкость рынка какой-либо страны по некоторому товару в течение календарного года рассчитывают на основе данных промышленной и внешнеторговой статистики по следующей схеме (в физических единицах или по стоимости):


С=Р1+Р2-Е+I,

где С - емкость рынка (полное потребление данного товара на данном рынке);

Р1 - национальное производство данного товара на рынке;

Р2 - остаток товарных запасов на складах предприятий-изготовителей;

Е - экспорт;

I - импорт.

https://cutt.ly/k3Afl2T

четверг, 27 октября 2022 г.

Стратегическое мышление: продвинутая инструкция по развитию

 


Стратегическое мышление – это сознательная когнитивная деятельность человека (умственный или мыслительный процесс) в контексте долгосрочного временного горизонта, направленная в будущее, использующая как рациональные, так и абстрактные методы обработки информации и отражающая способность человека анализировать прошлые и возможные будущие события, а также оценивать их долгосрочные последствия с целью синтеза  и принятия стратегических решений.

Стратегическое мышление – ценный навык не только для предпринимателей или сотрудников организации, стремящихся вверх по карьерной лестнице. Такое качество становится необходимым для каждого человека, начиная уже со школы. В сфере профессионального развития стратегическое мышление позволяет стать более значимым для своей организации и подтвердить способность управлять значительными ресурсами.

Без стратегического мышления маловероятно получить повышение или добиться успеха в качестве руководителя или предпринимателя. Но кроме карьеры и бизнеса в жизни есть множество других важных вещей. Поэтому отсутствие стратегического мышления может сослужить плохую службу в любой момент, обычно самый неподходящий.

Существующие подходы к развитию стратегического мышления часто сводятся к долгосрочному финансовому планированию, как это показано в ролике ниже. Однако, в этой статье мы раскроем эту тему гораздо шире.


Считается, что стратегическое мышление нужно для того, чтобы предугадывать события и принимать решения, оптимальные на долгосрочном горизонте. Поэтому по мере развития вашей карьеры вам нужно делать обоснованный прогноз ситуации, оценку вариантов развития и правильно распределять ресурсы компании.

Это не всегда просто, но на работе вы являетесь частью коллектива, с которым делите даже самые трудные вызовы. При этом ваши рабочие задачи более или менее ясны и скоординированы.

Вообще, организации вообще для того и создаются, чтобы распределять ответственность, но этого нельзя сказать о других сторонах жизни. Когда вы выходите из офиса, цеха или учреждения, возможность разделить ответственность за решения с другими становится крайне ограниченной.

При этом ставки резко повышаются, а вопросы эффективной работы в вашей зоне ответственности внезапно превращаются в фундаментальные решения, от которых в прямом смысле зависит ваша жизнь и жизнь ваших близких.

И хотя внешне это часто выглядит довольно безобидно, множество на первый взгляд незначительных жизненных решений складываются сначала в малые ручейки, а потом в устойчивый и бурный поток развития, застоя или деградации.

Поток несёт вас по жизни и истинное направление этого потока неплохо было бы распознать как можно раньше.

Стратегическое мышление – мышление действия

Для принятия долгосрочных решений нужны навыки, отличающиеся от тех, что люди используют каждый день. Разрозненное применение стратегических подходов тоже не даст достаточного эффекта. Они должны быть сплетены в стройную методологию личного стратегического анализа и планирования и применяться, по возможности, синхронно. Потому что окружающая обстановка динамична настолько, что ваши данные могут устареть к моменту, когда они особенно нужны.

Стратегическим мышлением нельзя овладеть, прочитав книгу или статью. Оно должно материализовываться в конкретных жизненных решениях в виде стратегических планов, дорожных карт и проектов, готовых для реализации.

Стратегическое мышление – это мышление действия!

Поэтому в своей работе я создаю научно-обоснованные подходы процессно-ориентированного стратегического управления и адаптирую их в практические методы реализации целей, которые способны применять не только компании, но и люди. Часть моих разработок опубликована в статьяхнаучных журналах, в открытых и закрытых уроках практикумов по стратегическому менеджменту на русском и английском языках.

Другая часть моих разработок – фундамент новой экономики, связывающей нано и мега уровни, личные планы и векторы развития цивилизации. Разработки получают продолжение в операционной системе Ноосфереум – основе эффективной и справедливой экономики мира.

Часть этих знаний – это методы использования стратегического мышления в различных сферах жизни. Поэтому сегодня мы начнем с того, что такое стратегическое мышление и как его развить, а затем изучим некоторые аспекты его формирования и практического применения.

Для того, чтобы в нужные моменты использовать возможности и избегать угроз, нужно быть, а не казаться стратегичным. Для этого нужно применять правильные методы. Давайте приступим. 

Существует пять важных аспектов для улучшения вашего стратегического мышления:

  1. Время для планирования будущего, выявления тенденций и определения приоритетов.
  2. Понимание собственных ограничений, ресурсов и видение будущего.
  3. Качественная информация для стратегического анализа через использование передовых аналитических методов и надёжных источников информации.
  4. Качественные методы для выявления и сравнительного анализа возможных вариантов развития и создания чётких планов.
  5. Глубокое понимание причинно-следственных связей в физическом и информационном мире.

Как общество мешает вашему стратегическому мышлению

Социальная природа человека не всегда приносит пользу. Живя в обществе, мы привыкли, что нас направляют, нам дают понять, нами манипулируют. И далеко не всегда это происходит в наших интересах.

Школа помогает нам осваивать новые знания и социализироваться, но именно здесь возникает первый перекос приоритетов. Оценка за сиюминутный результат и вчерашний урок затмевает собой главные цели. Тысячи таких микроскопических и повседневных задач способны сбить с толку любого стратега. Что уж говорить о школьниках?

Так со школьной скамьи повседневная реальность не помогает, а мешает нам думать стратегически и развивать стратегическое мышление. А в остальное время родители и окружение незаметно формируют наш менталитет, плотно укрепляя его арматурой вековых комплексов и создавая железобетонные конструкции, мешающие не только объективно посмотреть на своё будущее, но и просто взглянуть на себя со стороны.

Когда вы начинаете профессиональную жизнь это только помогает окружающим, ведь им нужны те, кто будет выполнять задачи, а не ставить их. Вы с радостью погружаетесь в новую для себя сферу, что естественно, востребовано обществом и приносит доход.

И вот тут возникает тонкий момент. Увлёкшись исполнительской рутиной и осваивая всё больше новых навыков, вы теряете правильный фокус. Набор этих навыков и знаний определяете не вы, а другие. Нет никакого секрета в том, что именно этот набор в значительной степени определяет доступные вам траектории развития в карьере и жизни.

Сначала всё идёт прекрасно, вы учитесь, выполняете задачи и растёте внутри компании. Но эти обманчивые микроуспехи продолжатся только до определённого уровня. Рано или поздно такой подход приведёт к стагнации карьеры или вашего развития в других сферах. И стагнация ещё не худший результат.

В стратегической теории есть так называемые эффекты Пенроуз, которые как бы закрепляют в компаниях процессы, способствовавшие промежуточным успехам. К людям это тоже относится. Проблема в том, что мир динамичен, а корпорации, как и люди не живут вечно. И промежуточные успехи ничего не гарантируют.

Когда стратегическое мышление нужно включать обязательно

Управление промежуточными успехами и, в особенности, сферами, в которых их необходимо достигать, очень сильно коррелирует со стратегическим мышлением. В компаниях этими вопросами занимается высший менеджмент, а вам, к сожалению, собственное стратегическое развитие некому делегировать. Вы – последняя инстанция, а заодно и исполнитель. Или вы думаете, этим займётся некий коуч?

Мы вплотную подошли к моменту, когда способность к стратегическому мышлению определяет ваши перспективы на десятилетия. Существует мнение, что думать стратегически нужно только лидерам и большим руководителям. Но кто, если не вы лидер и руководитель вашей жизни? Вы действительно готовы доверить её неквалифицированному «костолому»? И я сейчас, как вы понимаете, вовсе не про медиков.

Есть хорошие новости: самая востребованная в жизни способность предполагать последствия и учитывать долгосрочные эффекты своих решений может быть благополучно натренирована. Освоить стратегическое мышление могут даже те, для кого стратегия сразу вызывает ассоциации густого тумана и полной дезориентации. Чтобы стать стратегом нужно загрузить ваш мыслительный процессор правильными задачами.

Нужно также понимать, что стратегическое мышление это процесс, а не разовая задача по созданию, например, стратегического плана. Здесь всё очень тесно переплетено и стратегия должна быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Насколько быстро это происходит – одно из основных качеств стратегического мышления.

Мыслить стратегически не значит медленно. Важно делать это правильно и быстрее других. Тут важное значение имеют методы, которые вы используете. Все так или иначе следят за ситуацией и делают свои выводы. Мозги у всех приблизительно одинаковые, вопрос в том, какую пищу для размышления вы им даёте и какие методы обработки информации используете. И конечно, насколько эффективно вы реализуете принятые решения.

Некоторые считают, что можно просто заставить себя мыслить стратегически: анализировать информацию, подвергать всё сомнению, генерировать новые идеи. Постойте, но не этим ли мы занимаемся всё время? Значит дело в другом. В том, как это делать.

Важнейшая характеристика стратегического мышления – временной горизонт

Принято считать, что все люди умеют мыслить и обрабатывать поступающую информацию, чтобы принимать разумные решения. Допустим, что это так, но у этого важного мыслительного процесса есть одно дополнительное, но важное измерение: временной горизонт мышления. Он показывает, какой временной период в будущем вы учитываете при принятии решений сегодня.



У человека нет волшебного глаза, чтобы заглянуть в будущее, поэтому приходится подключать другие методы получения информации. Далеко не всем удаётся справиться с этой задачей и принимать верные решения.

В корпорациях вопросами наблюдения за внешней средой занимаются специальные подразделения, цели остальных – выполнять распоряжения и создавать продукты или услуги. Если вы занимаетесь только последним, то неприятная ситуация, когда ваши продукты или услуги никому не нужны, не за горами.

В этом случае мы получаем обратную связь, когда она уже прямая и болезненная. Гораздо безопаснее отслеживать тенденции, мысленно прогнозировать проблемы и реагировать на них заранее, когда на это ещё есть время и другие ресурсы. Все мы видим то, что видно невооружённым глазом, поэтому ваше стратегическое конкурентное преимущество лежит в том, чтобы увидеть то, что недоступно другим.

Многие тысячелетия естественного отбора доказали важность не только предвидения долгосрочных последствий наших решений, но и поиска правильных ответов на изменения. Часто это называют интуицией.

Если разобраться, то правильное интуитивное решение просто учитывает гораздо больше информации и не содержит видимых причинно-следственных связей. Прорывное решение вырабатывается не в линейном временном ряду, а в объемном пространстве с множеством измерений. Одним из измерений этого пространства действительно является время, и чем выше временной горизонт вашего мышления, тем оно стратегичнее.

У большинства это пространство ничем не заполнено. Задача состоит в том, чтобы заполнить его нужной информацией, готовой стать топливом для идеи в любой момент. Озарение может возникнуть только в сознании, наполненном правильной и своевременной информацией.

То, чем наполнено мыслительное пространство, зависит только от вас. И если не вы заполняете его, то это делают другие.

Стратегическое мышление: какие данные брать и где

Наш мозг получает миллиарды бит информации, но до осознания доходят лишь небольшая часть из них. Осознанная человеком информация могла бы цениться дороже золота, если бы не являлась всего лишь отражением повседневности. К сожалению, мыслительные мощности подавляющего большинства людей по большей части загружены тем, что имеет весьма небольшое отношение к стратегическому мышлению. И эта печальная ситуация полностью определяется тем, на что люди фокусируют своё внимание.

Что можно сделать? Нужно поработать над тем, какой информацией вы «снабжаете» свой мозг и какие методы её обработки и принятия решений вы используете. Это и есть основные составляющие пресловутого стратегического мышления.

Успешные корпорации занимаются этой работой на постоянной основе. Чем вы хуже?


Также полезно развивать наблюдательность, чтобы распознавать микросигналы в окружающей вас среде. Микродинамика в вашем окружении может быть частью макротенденций, которые влияют на весь мир и возвращаются к вам обратно, многократно усиливаясь. Так что наблюдательность можно, пожалуй, назвать частью стратегического мышления.

В концепции динамических способностей, которая является одной из основ моих разработок для корпораций, есть понятие sensing или ощущение. Корпорации должны развивать в себе способность слышать и видеть самые мелкие, но важные детали окружающего мира. Каждая из них может представлять собой угрозу или возможность. И в том, и в другом случае их нужно как можно раньше распознать.

Этой задаче служат специальные инструменты стратегического анализа, например, так называемые PESTLE и SWOT. Эти методы могут использоваться и для личного планирования. Они позволяют фокусировать внимание и природную наблюдательность человека не на перипетиях сюжетов очередного сериала, а на своей жизненной траектории и том, под каким углом она устремлена в будущее.

Стратегическое мышление не только для карьеры

Вопросами будущего развития корпораций занимается специальная наука – стратегическая теория фирмы. Освоив её азы и некоторые практические подходы, вы сможете стать стратегичнее других, а заодно и улучшить свои карьерные перспективы.

Важно понимать, что стратегический выбор включает в себя не только ответ на вопрос «что делать». Это означает и то, чего не делать. Это актуально не только для корпораций, но и для каждого человека. Но наиболее интересные моменты возникают на пересечении корпоративных и личных стратегий.

Вы должны понимать стратегию компании не только для эффективной работы в качестве сотрудника. Это даёт свои плоды для карьеры и роста. Стратегия компании понадобится и для того, чтобы сопоставить её с вашей стратегией, найти совпадения и расхождения и сделать свой стратегический выбор на годы.

В идеале должна быть синергия и взаимное обогащение: компания получает ваши знания, труд и время, а вы получаете деньги, а также то, что обязательно понадобится вам через 3, 5 или 25 лет. Иначе это невыгодный обмен.

Чтобы понять это, нужно не только пресловутое стратегическое мышление, но и личный стратегический план.

Множество карьерных траекторий, открытых в современной экономике, к сожалению, закрываются для кандидатов не только низким эмоциональным интеллектом, но отсутствием стратегического мышления. Если первое развить в зрелом возрасте достаточно сложно, если вообще возможно, то второе вполне поддаётся тренировке.

И не обязательно работать стратегом в успешной организации. Должностей в стратегических департаментах мало, это не массовая профессия. Прелесть в том, что стратегическое мышление пригодится на любом рабочем месте.

Да, наличие такого мышления не отменяет важности профессиональных знаний и навыков. Но именно стратегический подход даёт возможность выбрать правильную комбинацию знаний и навыков, востребованную на рынке.

Что становится причиной успехов мировых лидеров? Кто-то подумает про стечение обстоятельств. Но как оказаться в нужное время и в нужном месте? Что даёт возможность в нужный момент воспользоваться этим удачным стечением обстоятельств?

Вопрос риторический.

Процесс разработки стратегии как основа стратегического мышления

Далеко не все стратеги хорошо разбираются в стратегической теории. У них своя рутина, презентации, отчёты и корпоративные интриги. Поэтому не все они чётко понимают, чем отличаются видение и миссия, цели и стратегия, бизнес-модель и бизнес-план. Никакого регулярного процесса разработки стратегии в большинстве компаний тоже нет.

Поэтому то, о чём я буду говорить в этой главе, может сослужить вам хорошую службу, когда нужно будет улучшить систему управления компанией. Там полно возможностей.

Я надеюсь, вы понимаете, что стратегический план обосновывает и описывает ваши цели и пути их достижения. Он как бы трансформирует размытое видение отдалённого будущего и вашей позиции в нём в конкретные и последовательные шаги, находящиеся в чёткой взаимосвязи.

Это большая работа и в ней можно легко заблудиться. Поэтому на первый план выходят чёткие дорожные карты, которые выводят вас из состояния полного тумана к чёткому представлению о том, что и когда нужно делать.

Представьте себе поездку в машине по просёлочной дороге ночью без знаков и навигатора. Неприятное ощущение, не правда ли? При этом наличие навигатора поможет вам выйти к цели даже без дорог. Разница потрясающая, но есть несколько нюансов.

Над навигатором для вас работают тысячи, а возможно и миллионы людей. Это космос, картография, программное обеспечение, электроника, в конце концов электричество. Именно навигатор помогает вам выбрать правильный путь на основе нескольких оптимизационных критериев.

Вам нужно создать такой навигатор для своего путешествия по жизни. Сначала нужно хорошо изучить ситуацию и себя самого, чтобы видение и цели были ваши, а ничьи другие. Затем используются инструменты, которые помогают расшифровать долгосрочные цели в краткосрочные шаги и их последовательность.

В ходе этой работы вам придется много раз выбирать различные траектории, но прелесть в том, что все опции сохраняются и вы можете при необходимости перескакивать с одного маршрута на другой. Это то, что я называю динамической стратегией.

Кому подойдёт стратегическое мышление и как его освоить

Кстати, о траекториях. Понятно, что для достижения целей, особенно в карьере, необходимы определённые знания и навыки. Порядок их приобретения называют образовательной траекторией.

Прежде, чем строить такую траекторию, нужно развить быть стратегическое мышление. А если вы уже хорошо прогулялись по своему жизненному пути, то вам уже понятны перспективы, которые маячат впереди. В этом случае вы должны отнестись к развитию этого навыка ещё более серьёзно. У вас больше пищи для стратегических размышлений, но нужно подойти к этому анализу правильно.

Освоить стратегическое мышление и навыки применения соответствующих инструментов можно только практической работой. Книжек и советов экспертов в онлайн курсах будет недостаточно. Вы должны самостоятельно разработать личную стратегию по определённой методике. Вы, конечно, можете разработать стратегический план для компании, но я рекомендую начать именно с себя, мы же о стратегическом мышлении говорим.

Поэтому перед тем, как выбрать следующий курс, решите вопрос с этой наиболее важной компетенцией для разумной жизни. Вы можете заниматься нейросетями и искусственным интеллектом, строить самолёты или дома, двигать биотехнологии или товары на складе, запускать блокчейн или создавать дизайн сайтов, сидеть в офисе, подметать улицы и работать в любой другой сфере, можно даже нигде не работать, жить на пенсию или пособие по безработице. Но именно стратегический план даст вам возможность по-настоящему заняться дизайном собственной жизни.

Запомните, удалить ошибки дизайна гораздо дешевле, чем исправить «железобетон» многолетней выдержки. Но даже бетон поддаётся, если у вас есть правильная технология, а в нашем случае правильный план.

Раз уже мы начали с образовательной траектории, то она является одной из важных частей личного стратегического плана. Формировать её на основе только внешней информации неправильно, нужно учесть ваши особенности, например, с помощью тестов, и сопоставить их со стратегическими целями. Важно также понимать, что обучение будет тесно переплетено с другой вашей деятельностью.

Но как же всё это успеть?

Управление временем и стратегическое мышление

Я затрагиваю практические аспекты, потому что просто думать стратегически недостаточно – должен быть результат. Поэтому важно учесть причинно-следственные связи и детально планировать достижение целей через продуманные и последовательные шаги. Лучше всего планировать и отслеживать реализацию ваших целей в виде личных стратегических проектов.

Проектное планирование позволяет находить окна даже в очень напряжённом графике, не брать на себя неисполнимых обязательств и осознавать реальные сроки работы.

Реализация стратегии часто сталкивается с непреодолимыми препятствиями. Даже корпорации далеко не всегда достигают своих стратегических целей. Этому много причин, часть из них исследованы в моих статьях. В основном это связано с некачественным планированием и распределением ответственности. Вот и ещё целый комплекс причин, почему правильные методы анализа и планирования незаменимы для качественной стратегии.

Такая стратегия должна учитывать все мыслимые и немыслимые препятствия и ресурсы времени. Именно проектное планирование позволяет хорошо проработать временные затраты на реализацию целей. Да, это уже не тот список дел, к которым мы все привыкли. Это серьёзная работа с вычислением критического пути и балансировкой ресурсов. Но это работает и для личных проектов.

Что делать, если при планировании вы поняли, что времени не хватает? Когда нельзя делегировать, есть такие варианты:

  • снижать планку,
  • изыскивать новые подходы или
  • перераспределять время.

Последний вариант не так уж плох в наш информационный век.

На диаграмме видно, что средний человек может сэкономить до 38% своего времени и перераспределить его на более важные задачи. Что уж говорить о типичных прокрастинаторах, их незанятые ресурсы просто огромны.



Давайте признаем, регулярно выделять время на свои стратегические измышления крайне трудно. А вот на понятный и достижимый результат в виде разработанной с помощью чёткой дорожной карты стратегии гораздо легче. После этого вы легко и осознанно замените малополезные занятия на прямую работу по реализации целей.

Если ваша задача улучшить стратегическое мышление, то разработка личной стратегии и её реализация – это поистине квантовый скачок в нужном направлении.

Практический путь к стратегическому мышлению

В специальной прокачке каких-то мыслительных способностей мало смысла, особенно если это оторванные от реальности упражнения. Каждый подход к инструменту стратегического анализа или планирования должен решать конкретные проблемы и задачи. Поэтому оптимально будет направить вашу энергию на самую практичную задачу – создание стратегического плана.

На сколько лет создавать план?

Этот вопрос тесно связан с временным горизонтом мышления, о котором я говорил ранее. Всё индивидуально, но как выбрать оптимальный горизонт стратегического планирования? Этому посвящён специальный урок в курсе по разработке личной стратегии, однако вы можете определить свой горизонт за 10 минут с помощью специального теста. Один из его результатов – это рекомендуемый горизонт личной стратегии.

Какой бы временной горизонт не был, самая большая ошибка думать, что тенденции сохраняются. В большинстве случаев всё наоборот: будущее нелинейно.

В стратегическом планировании важно понимать системную динамику и цикличность. Поэтому чем больший горизонт выбирать, тем легче распознавать правильные тенденции. Такой подход повысит качество вашего плана, а если вы ошибётесь в деталях, то наиболее вероятно, что вы не ошибётесь в главном.

Также полезно иметь запасные варианты. Нужно учитывать даже самые маловероятные сценарии и выбрать для себя альтернативные пути развития в разных обстоятельствах. Чтобы увидеть сценарии и успеть к ним адаптироваться, нужно провести настоящий стратегический анализ. И это не просто рассуждения, а практическая работа и использование подходящих инструментов.

Кстати, полезно обсуждать альтернативные сценарии с другими людьми. В моем методе разработки стратегии есть обязательный этап под названием синхронизация. Он предназначен для того, чтобы сверять свои мысли с экспертами или другими людьми в вашем окружении.

Своевременная синхронизация не позволит возможно ошибочным выводам увести вас далеко от реальности. Это один из принципов метода Scrum, который является одной из важных частей методологии. Он позволяет сделать стратегию наиболее гибкой за счёт своевременного выявления проблем и быстрой адаптации к ним. Иметь запас времени за счёт применения правильных подходов – бесценно.

Как повысить качество стратегии

В стратегии очень важны две составляющие: данные и методы, используемые для:

  • построения гипотез,
  • формулировки целей,
  • разработки методов их реализации.

Ошибочные данные и методы сведут на нет даже самое продвинутое стратегическое мышление.

Для объективности данных необходимо использовать не только мейнстримовскую информацию. Постарайтесь искать нетрадиционные источники данных, альтернативные и даже крайние мнения. Всегда полезно проработать сценарий действий на случай тектонических сдвигов в окружающей среде, о которых общество и авторитетные аналитики обычно не догадываются. Да и собственный организм тоже не стоит переоценивать, учитывайте возможные проблемы в сфере здоровья.

Военные придумывают всякие штуки, чтобы вовремя обнаруживать угрозы. В наше время у каждого должен быть свой радар, сканер, бинокль, дрон, щуп и оксиметр в одной коробке. И это не стратегическое мышление, а стратегический план.

Что касается методов, то я бы хотел остановиться на одном не часто используемом инструменте. Это бизнес-модель, причем не Канва бизнес-модели Остервальдера, а кое-что посложнее, но стоящее того. Я говорю о бизнес-модели с замкнутым циклом создания стоимости. Парадоксально, но понятие бизнес-модели применимо и к личной стратегии.

Это оправданно: человек, как и компания, создаёт ценность для других и получает для этого необходимые ресурсы. В этом легко убедиться, пройдя небольшой курс по построению бизнес-моделей.

Разрабатывая бизнес-модель, вы анализируете, как компании или люди создают ценность для других, по каким каналам доставляют эту ценность, какие ресурсы и через каких поставщиков получают и каким образом преобразуют ресурсы в ценность для потребителей. Бизнес-модель охватывает весь круговорот ресурсы-работа-ценность-деньги, включая особенности используемой компанией или человеком экосистемы.

Обязательно анализируются конкуренты и особенности предлагаемой ими потребительской ценности. Но бизнес-модель – это лишь один из умных инструментов, которые помогут повысить качество вашего стратегического плана.

Роль других людей в реализации вашей стратегии


Давайте изучим роль окружения. Главной причиной провала в реализации стратегии корпораций является сопротивление. Почему сопротивление или, допустим, отсутствие поддержки других людей не может сыграть негативную роль в достижении ваших целей? Почти наверняка сыграет.

В шутливом законе Мерфи о том, что если что-то может пойти не так, то оно пойдёт не так, есть только доля шутки.  Поэтому работа с людьми, коллективами и компаниями, от которых зависит реализация ваших целей является обязательной, независимо от того, есть у вас стратегическое мышление или нет.

Я уже упоминал синхронизацию, необходимую при разработке стратегии. В этой работе есть две части: сопротивление и поддержка. Каждый промежуточный этап разработки стратегии желательно согласовывать с людьми, от которых зависите вы или которые зависят от вас. Они могут помочь или помешать вашим планам.

Если мешающих легко исключить из вашего круга общения, то считайте, что вам повезло. А если нет, то задача становится сложнее.

Вы можете сколько угодно работать с убеждениями и даже мировоззрением ваших оппонентов, но нужно добиться того, чтобы они хотя бы не мешали реализации ваших целей. Если это не удастся, то, к сожалению, есть риск попасть в большой процент тех, чьи цели пали из-за сопротивления и активного противодействия других.

Для получения поддержки других людей или организаций полезно предварительно аккуратно поделиться своими планами и найти взаимную выгоду. Попробуйте вовлечь их в свой стратегический анализ и найти компромисс. В принципе, это обычный подход по продвижению внутри корпорации, но и в обычной жизни мы часто сталкиваемся с конкуренцией и сопротивлением.

Фактически, вы формируете свою команду, поэтому вам понадобятся кое-какие виды интеллекта, связанные с взаимодействием между людьми, например, эмоциональный и социальный. И перед тем, как выбрать ту или иную стратегию достижения целей, неплохо бы их оценить. Этой работе посвящены два урока курса по разработке личной стратегии.

Как сделать стратегию по настоящему динамической

Переход с одной траектории на другую не означает спонтанности. Такой сдвиг целесообразен при резких изменениях внешних или внутренних условий или при обоснованных ожиданиях таких изменений.

Понять необходимость сдвига поможет мониторинг прогресса реализации стратегии. Вы сопоставляете получаемую информацию с вашими ожиданиями и стратегическим планом и принимаете решение. Это своего рода обратная связь по реализации стратегии.

Вообще существует три типа обратной связи, каждая из которых приводит к изменениям разного уровня. Мы подробно изучаем их в курсе. Если кратко, то первый тип сигнализирует о низкой эффективности реализации стратегических проектов. Если хотите аналогии, то это, например, двойка по программированию.

Второй тип обратной связи говорит о том, что вы учите не тот предмет, чтобы достичь цели. Допустим, чтобы стать программистом вы решили сначала изучить программирование, а потом математику. В данном случае вы ошиблись со стратегией достижения цели.

Третий тип обратной связи поможет вам понять, что цель стать программистом является ошибочной и она основана на ложных гипотезах. Такие гипотезы могут появляться из-за ошибок в исходных данных, использовании ложных источников информации или неправильных методов анализа.

Поэтому необходимо периодически оценивать прогресс достижения целей. Для этого ваши планы должны быть достаточно подробными. Это позволит если не измерить, то понимать степень вашего продвижения к цели и своевременно делать правильные выводы.

Не нужно ждать следующего года, чтобы понять, двигались ли в нужном направлении и насколько эффективно. Проектный менеджмент поможет анализировать прогресс с точностью до задач в ваших планах. Пробуксовка на одной из них мгновенно выявит проблему, требующую решения.

Как уже отмечалось выше, стратегия – непрерывный процесс адаптации и решения сложных проблем. Мониторинг реализации планов – одна из важнейших составляющих этого процесса.

Кстати, саморефлексия помогает своевременно выявлять внутренние проблемы. Например, если вы обнаружили у себя лень в решении какой-то стратегической задачи, то это первый признак необходимости пересмотра стратегии. Значит вы что-то не учли и нужно перепроверить, в том ли направлении вы двигаетесь.

Как связаны мотивация и качество стратегического плана

Я уже говорил про процесс стратегического планирования как основе вашего стратегического мышления. Действительно, такой подход позволяет сбалансировать повседневность и стратегические цели. В противном случае у стратегии по определению нет шансов. Спросите себя, что легче, сделать стратегический анализ или залипнуть в видеороликах или других развлечениях? Ответ очевиден.

Поэтому разработать стратегию по чёткой методологии будет похоже на некий квест, когда вы шаг за шагом разгадываете одну или несколько загадок. Прелесть в том, что это загадки про вас и ваше будущее. Пройдя квест единожды, не будет проблемой повторить это упражнение. Именно этого и нужно добиться: вы реализовываете проект по разработке личной стратегии один раз и потом по необходимости подкручиваете отдельные части плана по уже понятным и освоенным алгоритмам.

Сразу после разработки возникает дополнительный эффект: мощная мотивация реализовать свой стратегический план. Отсутствие мотивации и неверие в собственные силы – известные негативные факторы для развития. В ходе разработки стратегического плана вы начинаете настолько глубоко понимать свои возможности, что препятствия, ранее казавшиеся существенными, становятся прозрачными. А действительно серьёзные только увеличивают вашу решимость найти эффективные пути обхода.

Очевидно, что если ваша стратегия недостаточно качественна, не идёт из глубин вашего сознания и не учитывает вашей природы, то вы вряд ли сможете её придерживаться. Поэтому на курсе используются несколько направлений тестирования и профориентации, несколько инструментов целеполагания, а также другие инновационные и проверенные инструменты, чтобы обеспечить наиболее разносторонний подход к стратегическому анализу и планированию.

Затем по всем этим перепроверенным, но иногда всё ещё иллюзорным мечтам мы проходим «катком» ресурсного планирования и балансировки трудозатрат. И это именно тот этап, до которого не доходят не только большинство домашних стратегов, но и многие крупные компании. А потом им приходится удивляться, почему всё пошло не так.

Кстати, и на уровне государственного планирования люди часто оперируют лишь пожеланиями, даже не представляя себе, чем они должны быть подкреплены, чтобы быть успешно реализованными.

Цитаты и аналогии про стратегическое мышление

Про планирование есть много цитат, но больше всех мне нравятся слова Бенджамина Франклина о том, что если вы проваливаетесь в планировании, то вы планируете провалиться. Интересная игра слов, не так ли? Как я понимаю, речь идёт о провале в каком-то проекте или начинании.

А что означает провал с точки зрения всей жизни?

Помните, был такой мем, в котором единица каждый день умножалась на одну целую и одну десятую или на девяносто девять сотых и так 365 раз по числу дней в году? В итоге получается потрясающий результат. Эти коэффициенты символизируют степень ваших ежедневных усилий по достижению целей. Небольшая разница каждый день и такая впечатляющая разница через год.


К этой аналогии сложно придраться, но есть один нюанс. Почему вы думаете, что вы прикладываете ваши усилия к единице? Вы уверены, что вы направляете свои ежедневные и ежечасные усилия на единицу, а не на ноль?

Если выбор цели был ошибочным, то умножайте е хоть на три и работайте круглосуточно, итог будет один – зря потраченное время. Это может быть месяц, год, десять лет или вся жизнь.

Личный стратегический план радикально повысит вашу уверенность в правильности направления ваших усилий. И кто знает, может быть это будет уже не единица, как у остальных, а что-то большее, что даст вам особое преимущество. Мы с вами уже знаем, что обстоятельства и мир вокруг слишком динамичны, чтобы надолго оставлять преимущество одним и не давать шансов другим.

В этом постоянно меняющемся мире есть только один правильный способ уворачиваться от препятствий и использовать возможности: действительно уворачиваться от препятствий и действительно использовать возможности. Делать это эффективно поможет стратегический план, постоянно обновляемый с помощью специальных методов и отражающий динамику мира вокруг вас или динамику ваших внутренних приоритетов.

Реализация стратегии как апофеоз стратегического мышления

Это и есть практика стратегического мышления и стратегического действия, направленного в будущее. Хороший метод позволит вам реже перестраивать свои планы, лихорадочно перебирая варианты. Даже при тектонических сдвигах и в безвыходной на первый взгляд ситуации у вас будет значительно больше информации и времени для принятия верных решений.

Если вы считаете, что более актуальной задачей является стратегия бизнеса, то я всё же рекомендую сначала разработать личную стратегию. В рамках этой работы бизнес или организация является будет всего лишь одним из проектов. Это поможет взглянуть на него более объективно и лучше понять свою роль в нём.

Любой навык вырабатывается практикой. Создание и реализация своего стратегического плана – самый практический путь к развитию не только стратегического мышления как такового. Это путь к реализации ваших жизненных целей. Это путь, наполненный озарениями и мотивацией. Личный стратегический план может превратить вас в пронзительный луч, преобразующий не только вас, но и мир вокруг.

Лучше начать эту работу сегодня и не отдавать её во власть буквально испепеляющей многие наши начинания повседневности. Любая дорога начинается с первого шага.

Разработка продвинутого стратегического плана займёт у вас некоторое время и, возможно, значительное. Вам потребуется несколько структурированных атак в виде стратегического анализа, самотестирования, планирования и просто размышлений.

Рекомендую запланировать эту работу на 2 месяца. Это нормальный темп, который может себе позволить даже самый занятой человек. Это позволит достичь результата и не полностью отключаться на это время от повседневной жизни.

Результаты практического применения стратегического мышления

Эта работа – сознательный и сфокусированный в будущее поток ваших интеллектуальных усилий. Она улучшит ваше стратегическое мышление и подарит обоснованный и в меру амбициозный жизненный план на годы или десятилетия вперёд.

Также вас ждёт полезный в карьере побочный эффект – вы значительно повысите квалификацию в стратегическом управлении компаниями. Как такое возможно? Очень просто. В ходе разработки персональной стратегии вы:

  • оцените свою конкурентоспособность и её составляющие, например, виды интеллекта, способности и компетенции,
  • увеличите масштаб и горизонт мышления,
  • пройдёте подробные профориентационные тесты,
  • продумаете возможные образовательные и карьерные траектории,
  • поймёте, что для вас лучше: работодатель или свой бизнес,
  • изучите основы гибкого метода управления проектами Скрам, что пригодится в работе,
  • проведёте макроанализ среды, выявите возможности, угрозы, ваши силы и слабости,
  • выработаете первичные протостратегии,
  • создадите модель доходов и расходов и долгосрочный финансовый план,
  • сформулируете миссию и видение,
  • проанализируете себя по 20 сферам жизни,
  • построите личную стратегическую карту,
  • запланируете несколько стратегических проектов и оптимизируете необходимые для них ресурсы,
  • приступите к реализации личных целей,
  • объедините всё это в понятный план действий, реализация которого поправит проблемные места и откроет новые горизонты.

Если вам нравится воспринимать мир, как пространство вариантов, то это пространство ещё нужно увидеть.

Стратегическое мышление – это не профессия и не то, что выделяет человека в толпе Homo sapiens. Это луч, которым вы освещаете траекторию своей жизни в новом дивном мире.

Как как быстро окупится ваш стратегический план? Зависит от того, сколько стоит ваша жизнь 🙂

Правильная стратегия бесценна.

Но у всех разные обстоятельства. Поэтому создан специальный тест, который поможет оценить необходимость разработки личной стратегии с учётом ваших конкретных обстоятельств.

Если у вас есть некоторые сомнения, то пройдите этот тест и примите обоснованное решение.

Действуйте стратегически!

©Дмитрий Рыцев - автор является основателем проектов Strategium.Space и NooSphereum

https://bit.ly/3W8nT9S