четверг, 27 июля 2023 г.

«Диффузия инноваций» Э. Роджерс. Инструмент #21

 


«Диффузия инноваций» стремится объяснить: как, почему и с какой скоростью новые идеи и технологии распространяются через разные культуры. Концепция  была сформулирована Эвереттом Роджерсом в 1962 году в книге с аналогичным названием «Диффузия инноваций». Исследователь интересовался, как нововведения в сельском хозяйстве распространяются по фермам. Он заметил: в то время как некоторые люди сразу же начинали использовать новые семена или модернизированное оснащение, другие сопротивлялись замене старых и менее эффективных методов.

Т.о. Роджерс синтезировал более чем 508 исследований и создал теорию внедрения инноваций среди отдельных лиц и организаций.  Ее ключевые понятия включают в себя:

  • Инновации – идеи, процессы и технологии, которые пользователи считают новыми (см. матрицу И. Ансоффа «Товар/рынок»)
  • Пользователи – те, кто принимают инновацию. Они делятся на пять типов по скорости принятия/вовлечения в потребление инновации
  • Критическая масса – точка, когда людей, принявших инновацию, хватает для ее самодостаточности.
  • Процесс принятия – пятиступенчатый процесс (по мнению Роджерса), ведущий к принятию/непринятию продукта или идеи.
  • Дополнительные ключевые факторы – это связь (коммуникация), время и социальные системы.

Этапы принятия инноваций

Роджерс выделил пять основных шагов:

Осведомленность. Первый шаг заключается в том, чтобы потенциальный пользователь узнал о существовании инновации. Собственно, это формулирует цели маркетинговой кампании – повысить уровень активной известности вашего товара/услуги.

Убеждение. Рекламное сообщение должно демонстрировать выгоды от использования продукта и ключевое отличие от предыдущих, привычных решений.

Решение. На этом этапе необходимо вовлечь пользователя в потребление.

Реализация. Подразумевает регулярное/повторное использование вашей инновации.

Подтверждение. Число пользователей, которые решат дальше использовать ваш продукт, определит диффузию инновации. Важнейшим шагом этого этапа является получение и распространение положительных рекомендаций.

«Диффузия инноваций» в практике

Скажу честно, использовал теорию «Диффузия инноваций» на протяжении 20 лет, даже не зная имени автора. Теперь знаю. Но модель  прекрасна, даже без ссылки на Роджерса. И для маркетинговых кампаний в целом и для PR-проектов в частности. Помню, как в Казахстане, в роли директора по стратегическому развитию, рассчитывал потенциальный объем потребления макаронных изделий.  Вместе с аналитиком решали, в какой период сможем выйти на 100 %-ную загрузку производства. С учетом того, что в те годы казахстанцы не слишком сильно были погружены в потребление макарон. Потому в качестве одной из моделей расчета использовали концепцию «Диффузия инноваций». Получались очень интересные цифры. Как оказалось впоследствии, очень даже близкие к реальности. Понимая, с каким типом пользователя из пяти групп мы работаем, также было легко сформулировать семантическое ядро рекламной кампании.

Интересно, а учитывают ли тренеры в своей работе тип участника по модели Роджерса? Ведь тренинг это тоже своего рода инновация. Как минимум в части формирования нового поведения. А среди участников есть и «пионеры», и «консерваторы».

Диффузия инноваций, часть первая


Недавно наткнулся на отличную статью о диффузии инноваций «How To Have Users Spread Your Innovation Like Wildfire» за авторством Виктора Йокко для Smashing Magazine. Статья показалась мне интересной, поэтому решил перевести ее для «Хабрахабра». Вторая часть уже на подходе.

Мы — дизайнеры, и мы хотим, чтобы как можно больше людей использовало то, что создано нами. Не имеет значения, это специализированное хирургическое устройство или что-то боле распространенное, как смартфон или видеоигра.

Мы часто фокусируемся на удобстве нашего продукта. Реже обсуждаем факторы, влияющие на его принятие. Люди не сразу же берут в обиход даже самые лучшие и практичные технологии, их внедрение происходит поэтапно. Чтобы прижиться, инновация должна войти в жизнь правильно. А проектным группам надо учитывать удобство и то, как продукт распространяется среди людей.

Эверетт Роджерс (1931-2004) был профессором коммуникаций и сельской социологии в университетах США. Он построил свою карьеру на исследовании распространения идей и технологий среди людей. Теория “диффузии инноваций” пытается определить и рассмотреть связанные с этим факторы. Проектные группы (дизайн-команды), понимающие и учитывающие эти нюансы, имеют наибольшие шансы на принятие их продукта широкими и ждущими массами.

Эта серия статей из двух частей расскажет о применении диффузии инноваций к диджитал-дизайну и покажет примеры того, как команды могут учитывать в работе эти принципы. В первом тексте я проведу простое обозрение теории и обсужу два ее главных компонента: разные типы пользователей и ключевые шаги принятия инноваций.

Типы пользователей и процесс принятия


Распространение новых идей и технологий среди людей — штука сложная. Иногда даже хорошие продукты не могут похвастаться большими цифрами (например, в США просто нельзя использовать асбест как строительный материал для домов).

Плохие идеи в действии: запреты в Америке

Сельский социолог Эверетт Роджерс написал в 1962 книгу, в которой попытался объяснить понятие “диффузия инноваций”, распространение новых идей и технологий. Теория показывает способы появления продукта на рынке, который будет принят и разойдется в обществе. Ее ключевые понятия включают в себя:

  • Инновации — идеи, процессы и технологии, которые пользователи считают новыми. Это может быть что-то совершенно новое (как в случае изобретения современного кондиционера Уиллисом Карриером), свежим подходом к существующей идее (игровые консоли PlayStation от Sony) или выходом продукта на другой рынок (например, 3D-фильмы на домашних ТВ).
  • Пользователи (прим. переводчика — в оригинале называются “adopters”; для более легкого понимания заменил на ближайший по смыслу в русском языке вариант) — те, кто принимают инновацию. Роджерс различает пять типов людей, о которых мы и поговорим.
  • Критическая масса — точка, когда людей, принявших инновацию, хватает для ее самодостаточности.
  • Процесс принятия — пятиступенчатый процесс (по мнению Роджерса), ведущий к принятию/непринятию продукта или идеи.
  • Теория диффузии инноваций описывает шесть характеристик, определяющих приятие/неприятие. Вторая статья и расскажет о них.

Дополнительные ключевые факторы — это связь (коммуникация), время и социальные системы. О них тоже поговорим во второй статье.

Роджерс интересовался тем, как инновация в фермерстве распространяются по селам. Он заметил: в то время как некоторые люди сразу же начинали использовать новые семена или модернизированное оснащение, другие сопротивлялись замене старых и менее эффективных методов. Мы больше не считаем стальной плуг современной технологией, которую нужно принять. Мы будем смотреть на сегодняшние смартфоны или завтрашние умные часы как на вчерашний плуг. Это и есть доказательство актуальности теории. По факту, последнее издание труда Роджерса поднимает вопрос изменения правил игры Интернетом в плане коммуникаций и принятия новшеств. Теория диффузии инноваций применима к созданию как материальных, так и диджитал продуктов.

Инновации вчера и сегодня: стальной плуг Джона Дира и Apple Watch

Пользователи: инноваторы, отстающие и все, кто посередине

Исследование Роджерса описывает пять типов пользователей. В целом, каждая категория говорит, когда инновация будет принята человеком. Некоторые “ярлыки” распространены и знакомы. Давайте пройдемся по ним и их атрибутам в хронологическом порядке принятия:

Инноваторы

Большинство из нас слышало и использовало этот термин. Инноваторы — те, кто мнется в очереди за свежим продуктом. Это может быть даже заведомо неудачная технология (вспомните только игровую консоль от Laserdisk). Обычно такие люди имеют хороший заработокразбираются в науке, стоящей за новинкой, и имеют высокий статус в своей социальной группе. Другими словами, они достаточно крутые, чтобы не сильно пострадать, если обзаведутся чем-нибудь не тем. Плюс, они и не собираются долго использовать этот продукт. Все равно в будущем появится еще что-нибудь новое и блестящее.

Исследователи утверждают: 2.5% популяции людей — инноваторы. Иногда они задают направление развития, но остальные на их мнение не опираются в выборе технологий. Общеизвестно: инноваторы купят недолгосрочные вещи, а потом быстро заменят их чем-нибудь другим. Например, Ричард Брэнсон — инноватор. Большинству людей будет трудно догнать его по покупкам, да и очень немногие попытаются.

Ричард Брэнсон, неприлично богатый инноватор. Попробуй догнать его, если сможешь.

Инноваторы — не та категория пользователей, на которую надо фокусироваться, если хотите, чтобы как можно больше людей использовали ваш продукт. Например, сильно отличающийся от нормы бутик привлечет внимание только этих инноваторов.

Если вы ориентируетесь на инноваторов, вам нужно точно понимать, почему ваш продукт крутой. Как пользователи отличат его от других? Ваш дизайн должен отражать социальный статус, который любителям новинок по нраву. Он яркий и с примесью последних технологий.

Ваш продукт даже не должен быть шибко полезным: инноваторы просто купят то, что привлечет их внимание. Впрочем, если ваша разработка не особо практична, то вряд ли она пойдет дальше инноваторов, а они быстро заменят ее чем-нибудь новым.

Первопроходцы

Первопроходцы видят необходимость в новшествах или изменениях. Они знают, что нужно конкретное решение для конкретной проблемы. Исследователи утверждают: 13.5% пользователей в этой категории. Как и у инноваторов, у них высокий доход, чаще всего они хорошо образованы и могут похвастаться высоким социальным статусом.

Первопроходцы избирательнее инноваторов. Они должны видеть практическую ценность продукта, прежде чем его опробовать. Ко всему прочему, это лидеры мнений, в последствии они часто задают тренд развития. Когда “поздние” (later adopters) решают взяться за что-нибудь новое, скорее всего это обусловлено успехом среди первопроходцев.

Рекомендуется фокусировать львиную долю ваших усилий на первопроходцах. Ориентируйтесь на них, чтобы сделать вашу инновацию общепринятым явлением среди потенциальных покупателей. Вещи, по-новому решающие старые проблемы, обладающие высоким качеством и долгосрочной практичностью, подходят этому типу пользователей.

Сначала вам надо понять, какие у вас первопроходцы. Это можно сделать посмотрев на выбранный рынок. Кто активно ищет решение проблемы? Кто лидер мнений? Кто принимает решения о покупках и уже использует похожие на ваши продукты? Дальше надо вовлечь пользователей в работу. Это можно сделать несколькими способами:

  • Проведите серию интервью, чтобы понять отношение, мнение и поведение пользователей относительно вашей разработки.
  • Пригласите людей на дизайн-сессии вашего продукта, они подскажут идеи и что нужно делать, чтобы обратиться к проблеме и как лучше с этим справиться.
  • Предложите им стать бета-тестерами, чтобы они делились с вами отзывами.

Это поможет проинформировать людей о вашей инновации, показать продукт не только потенциальным первопроходцам, но и раннему большинству (early majority), считающемуся с их мнением.

Раннее большинство

Эти люди пользуются советами первопроходцев. Потребуется много времени, чтобы они захотели принять инновацию. Это случится только тогда, когда она уже проверена другими. Раннее большинство имеет меньший чистый доход, они не так сильно влияют на общество, как первопроходцы, и, прежде всего, меньше хотят рисковать. Им нужно доказательство того, что она практичная и задержится надолго. Но это не значит, что нужно игнорировать эту категорию. Исследователи утверждают, что 34% от всех пользователей — раннее большинство. Если вы хотите набрать критическую массу, эти ребята вам понадобятся.

Не фокусируйтесь на раннем большинстве, если ваша инновация по-настоящему уникальна. И я вам очень рекомендую включать эту категорию людей в ваши юзабилити-тесты. Эти потенциальные покупатели должны считать ваш продукт стоящим вложений времени и денег, которые им придется потратить на адаптацию своих привычек. Имея при себе отзывы раннего большинства о практичности вашей разработки, вы сможете учитывать их нужды в финальном дизайне.

Немало времени пройдет, прежде чем ваша инновация распространится среди раннего большинства. Пользователям из предыдущих категорий нужно будет время, чтобы разобраться с вашим продуктом и определить его пользу. Люди могут не расценить ваш труд очень новаторским к тому времени, как он достигнет раннего большинства.

Фокусировка на раннем большинстве подсобит в демонстрации продукта (и в дальнейшем в маркетинге) и получении отзывов. Эти пользователи должны убедиться на опыте первопроходцев, что они экономят свое время и деньги с вашей разработкой, либо они должны ассоциировать ваш продукт с социальным статусом, к которому они стремятся. Например, изначально только врачи и важные люди использовали пейджеры. Многие хотели получить эти штуки, чтобы остальные считали их крутыми (конечно, сейчас пейджер никому не нужен).

Позднее большинство

Эти люди скептично относятся к инновациям и не думают их принимать, пока первопроходцы и раннее большинство не докажут успех этих продуктов. Считается, что “поздние” составляют 34% от общего числа пользователей. У них маленький доход, социальный статус ниже среднего, нет влияния на окружающих. Эти люди не склонны к риску и не примут новшество, пока предыдущие категории не докажут его пользу. К этому времени пройдут годы с момента выхода тогдашней новинки.

Когда ваш продукт получит признание позднего большинства, у вашей команды уже будут отзывы других групп. Скорее всего вы успеете даже внедрить их в свою разработку и обновить дизайн. Вы должны сфокусироваться на обеспечении информацией предыдущих категорий и новых способах использования вашей разработки. Изначальные технологии и идеи будут уже не такими свежими. Пришло время опять привносить новшества. Позднее большинство сыграет ключевую роль в поддержке вас, в то время как вы будете работать над будущими идеями.

Если ваша разработка изначально вышла с множеством наворотов, возможно, вам придется сделать облегченную версию для позднего большинства, которое в них не особо нуждается. Apple ориентировалась на эту категорию со своим iPhone 5C. В Купертино считали, что ценовой барьер мешал потенциальным “поздним” обзавестись их смартфоном.

Отстающие

Отстающие в последнюю очередь принимают инновацию. Обычно их надо чуть ли не заставлять идти вперед. В целом, они вообще не склонны к риску, у них низкий или вообще отсутствующий доход, они никак не связаны с инноваторами или ранним большинством, практически вообще не влияют на окружающих в своих социальных группах. Ваша двоюродная бабушка из глубинки, отказывающаяся использовать мобильный телефон, и есть отстающая. Например, такие люди отказывались использовать электронную почту, пока работа не продиктовала им условия иметь ее.

Вы не должны создавать для отстающих. Они добровольно не принимают инновации. Если ваш продукт значительно влияет на нужных пользователей, от них же и будет зависеть, как сопротивление отстающих будет подавлено. Это может быть через правила (как в случае с эл. почтой), налоги или какие-нибудь другие наказания для тех, кто отказывается идти вперед.

Определить, кто относится к какой группе, очень важно. Это повлияет на ваш маркетинг и то, как вы будете исследовать различные категории людей. Нет никакого универсального подхода в этом вопре. Например, отстающий с каким-нибудь старым телефоном может всегда иметь самую новую швейную машинку. Они просто распределяют свои ограниченные ресурсы. Ваша команда должна разобраться, какие люди в каких категориях находятся, как они относятся к вашему продукту.

Телефоны с дисковым набором — выбор отстающих

Шаг за шагом: процесс принятия


Мы ознакомились с характеристиками пользователей и тем, как с ними обращаться. Теперь стоит поговорить про процесс принятия. Исследователи диффузии инноваций определили его пять основных стадий. Понимание и учет этих нюансов позволит вам правильно давать нужную информацию потенциальным покупателям.

Заметьте, что потраченное время на каждом из этих шагов может занять как считанные секунды, так и долгие годы. Все зависит от индивидуальности пользователя. Инноватор, столкнувшийся с чем-то свеижм, захочет приобрести это и быстро перейдет с первого на третий этап за один день. Раннее большинство может знать о вашем продукте, но понадобятся годы, чтобы достаточное количество первопроходцев приняло вашу разработку и в последствии повлияло на остальных.

Осведомленность

Первый шаг заключается в том, чтобы потенциальный пользователь узнал о существовании инновации. Но у них пока нет возможности, чтобы получить больше информации.

Этот этап в значительной степени определяет ваш маркетинг. Как вы заставите потенциальных покупателей узнать о вашем продукте? Они вообще в курсе, что есть проблема, которую решает ваша инновация? Определитесь, какие методы маркетинга сработают лучше всего. Если ваша разработка является обновлением существующего продукта, у вас есть преимущество в работе с уже осведомленной аудиторией. Попробуй сделать что-нибудь из списка:

  • Рассылка э-мейлов существующим пользователям о скором обновлении или релизе
  • Выделите новые функции в статьях на сайте вашей компании
  • Сделайте обновление бесплатным

Расскажите людям, почему обновленная версия лучше оригинала или как новшество решает критические проблемы. Не останавливайтесь на существующих пользователях. Апдейт или релиз позволит привлечь новых пользователей к вашему продукту. Проведите исследование потенциальных пользователей и определите, как лучше представить им вашу инновацию.

Если ваш продукт — первое поколение, тогда у вас другие проблемы. Вам придется найти способ осведомления еще недоступных людей. Это можно сделать таким образом:

  • Реклама в актуальных медиа
  • Предложите опробовать бесплатно ваш продукт пользователям похожих разработок
  • Обеспечьте ревьюеров доступом к вашему продукту, попросив их сделать обзор на популярных сайтах
  • Публичные демонстрации вашего продукта

Вам нужно культивировать интерес вокруг вашей инновации, показать, как она решает существующую проблему, дать возможность потенциальным пользователям легко найти информацию о вашем продукте.

Например, если вы делаете видеоигру или консоль, подумайте про E3, ежегодную выставку игр, и сделайте там анонс релиза.

Убеждение

Потенциальные пользователи теперь знают про вашу инновацию и активно ищут информацию о ней.

Информация очень важна на этом этапе. Ваша команда должна быть готова к встрече с потенциальными покупателями, пытающимися узнать что-то новое. Проведите исследование, узнайте наиболее интересующие вашу аудиторию вопросы, прежде чем займетесь маркетингом.

Разместите информацию так, чтобы можно было ее легко найти. Есть много способов точной “доставки” ее потенциальным пользователям:

  • онлайн-видео
  • статьи и публикации в журналах
  • ссылки в соц. медиа
  • новый сайт или улучшение существующего
  • презентации на конференциях и шоу
  • пробные периоды использования

Описанное выше поможет вам получить хорошую долю инноваторов и первопроходцев. Вам они понадобятся, чтобы получить отзывы и смоделировать использование продукта для привлечения внимания раннего большинства и других групп.

Удостоверьтесь, что вами ваша информация точная. Создание неоправданных ожиданий очень пагубно и разочаровывает пользователей.

Продолжая пример выше, хочу сказать: анонсировав игру или консоль на E3, ваша команда может захотеть поставить стенд с информацией (например, буклетами) о вашем продукте. Дайте ссылки на места, где можно найти видео, коды для скачивания пробных версий и увидеть рекламные материалы. Это обеспечит огласку.

Решение

Это очень важный момент! Потенциальные пользователи будут решать, пробовать инновацию или нет. Исследовали отмечают: это наиболее личный шаг в процессе принятия. Поэтому нет никакой формулы по успешному убеждению кого-либо. Каждый будет принимать решения, основываясь на доступной инормации, своем времени, финансовых ресурсах, конкурирующих инновациях, своих ценностях и убеждениях.

Успех инновации определяется решениями потенциальных пользователей. Ваша команда должна создать прозрачность во время шага убеждения. Вы не бессильны. Вы можете сделать многое, чтобы помочь будущим покупателям:

  • Обеспечьте ясный посыл. Почему ваш продукт стоит своих денег?
  • Обеспечьте доступность продукта. Учитывайте то, как люди будут искать его:
    • Если это что-то материальное, его будут продавать в обычных магазинах, в сети или по предзаказу?
    • Если это диджитал-продукт, его будут скачивать, покупать в компьютерном магазине или получат другим путем?
    • Если ваша инновация — идея, то как с ней ознакомятся? Через книгу, вебинар, очные занятия или лекции?
    • Потенциальные покупатели могут позволить себе эту покупку? Помните, что у всех групп ресурсы разные, да и тратят они их по-своему.

Ответы на эти вопросы подскажут вам метод и время, когда ваши потенциальные пользователи должны получить доступ к продукту.

Реализация

Этот шаг вовлекает в себя использование самой инновации. Индивидуумы уже ознакомились с ней, получили к ней доступ, решили, будут брать ее или нет. Пользователи протестируют продукт в различных ситуациях, основываясь на его предназначении (например, ежедневное использование в случае офисного оборудования или несколько дней в году для новогодней елки).

Поздравляем! Люди теперь используют ваш продукт. Но не время расслабляться. Пользователи будут пробовать все, что вы сделали. Все ваши исследования и тесты сыграют свою роль на этом этапе. Если ваша инновация полезная и практична, у нее большие шансы на принятие теми, кто дошел до этого шага.

Подтверждение

Пользователи окончательно определяются с решением касательно использования вашего продукта.

Число пользователей, которые решат дальше использовать ваш продукт, определит диффузию инновации. Разработка имеет большие шансы, если вы сделали основные шаги, описанные в предыдущих пунктах, и правильно обратились ко всем категориям пользователей. Еще очень хорошо, что на этом этапе у вас могут появиться евангелисты, рассказывающие про ваш продукт и рекомендующие его друзьям и семье.

Активно собирайте информацию о людях, которые дальше используют ваш продукт, как и о тех, кто прекратил это делать. Определите, что сработало, а что — нет. Даже инновация с высоким уровнем принятия нуждается в доработке. Разобравшись, вы удовлетворите как нынешних, так и будущих пользователей.

Если ваша инновация не достигла критической массы, не все потеряно. Ваша команда имеет отличный шанс понять и проанализировать слабые моменты и то, как с ними обращаться в будущем. Проведите исследования и интервью с теми, кто опробовал ваш продукт и решил от него отказаться. Это поможет вам со следующей разработкой. Возможно, проблема в чем-то простом и очевидном, как цена или плохое функционирование технологии, либо конкурирующий продукт делает то же, что и ваш, только лучше. Все, что вы найдете, поможет вам в дальнейшем.

iPhone: история любви


Пройдемся по концепциям, описанным в статье, на основе непостижимо успешной и уже обычной вещи — iPhone.

Стив Джобс в июне 2007 на ежегодной конвенции MacWorld анонсировал выход первого iPhone, назначенный на 9-ое января. Время и место были стратегически важны:

  • Аудитория MacWorld — инноваторы и первопроходцы продуктов Apple.
  • У потенциальных покупателей было 6 месяцев на поиск информации для принятия решения. Да и дополнительное время было очень важным для AT&T, так как люди успели перейти со своих операторов связи.

Реклама была направлена на убеждение людей в промежутке между анонсом Джобса и запуском iPhone.

9 января 2007: Стив Джобс анонсирует iPhone

Когда продукт запустили, многие пользователи прошли через этапы решения, реализации и подтверждения практически мгновенно. Частично это было из-за легкости использования и приложений, доступных людям сразу же.

iPhone сразу был дорогой штукой: только более-менее состоятельные люди могли себе его позволить. Но была возможность сбить сцену, подписав контракт на два года с AT&T. Apple неспроста выбрала такую стратегию. Выручка в таком случае полностью покрывала “скидку”.

Со временем раннее большинство поняло, что iPhone задержится надолго и стоит своих денег. Это та стадия, когда “поздние” начали понемногу принимать в свою жизнь телефон от Apple и другие похожие продукты.

Стратегия постоянного обновления iPhone эффективна как минимум по трем причинам:

  • Улучшения делают инноваторов счастливыми, а девайсы — современными.
  • Первопроходцы и раннее большинство могут сразу же обзавестись новой моделью и потенциально сэкономить деньги, если же время релиза совпало со временем продления/окончания контракта.
  • Позднее большинство может сэкономить деньги, купив модель предыдущего поколения.

Ко всему прочему, стратегия Apple подстегивает частые апдейты. Выход новых моделей и версий ОС вынуждает разработчиков работать над кодом и оптимизировать приложения для запуска на свежем железе и софте. Пользователи со старыми моделями получают меньше выгоды от обновленных аппов. Это еще один повод для перехода на новые поколения iPhone.

Apple дошла уже до насыщенности рынка. Подобные девайсы, как Samsung Galaxy S и прочие, отняли долю у iPhone. Растущая конкуренция в некогда совершенно новом рынке — черта широкой диффузии. Apple пытается справиться с этим, создавая планшеты и умные часы.

Одно уж точно ясно: Apple понимает, как работает диффузия инноваций и то, как подстраиваться под различные типы пользователей.

Вывод


В первой статье о диффузии инноваций мы охарактеризовали пользователей и процесс принятия. Использование этих факторов в маркетинге и исследованиях значительно улучшит то, как воспринимают ваш продукт. Не каждая разработка будет иметь успех iPhone, но любая компания может перенять опыт Apple в диффузии инноваций.

Диффузия инноваций, часть вторая


Теория диффузии инноваций эксперта по коммуникациям и социолога Эверетта Роджерса пытается идентифицировать и объяснить факторы, ведущие людей к принятию нововведений. Проектные группы (дизайн-команды), понимающие и учитывающие эти нюансы, имеют наибольшие шансы на принятие их продукта широкими и ждущими массами.

Диффузия инноваций — комплексный процесс. В нем проектные группы должны использовать свои теоретические знания для маркетинга и обращения с критическими факторами, о которых мы сейчас и поговорим.

Я прошелся по типам пользователей и процессе принятия в первой части рассказа. Вторая половина расскажет про пять характеристик инновации, определяющих ее использование. Согласно теории, это определит ее долгосрочные перспективы.

Характеристики инноваций


Люди не сразу привыкают к чему-то новому. Они делают осознанное решение. Это нечто преднамеренное. Возвращаясь к предыдущей части, скажу, что это третий шаг принятия инновации. Ему нужно уделять очень много внимания, это один из самых важных моментов. Теория выделяет пяти характеристик, определяющих использование инноваций:

Относительное превосходство

Относительное превосходство определяет, насколько лучше продукт в сравнении с предыдущим поколением или его аналогом. Изменения могут быть такими:

  • улучшенный сервис
  • объединение нескольких функций в один инструмент
  • уменьшенная нужда во вспомогательных ресурсах
  • расширение полномочий пользователей
  • улучшенный интерфейс
  • улучшенная настраиваемость
  • увеличенная долговечность
  • увеличенная продуктивность
  • уменьшение усилий пользователя
  • уменьшенное влияние на окружающую среду
  • экономия денег
  • экономия места
  • экономия времени

В 1980 и ранних 90-х программы WordStar и WordPerfect продемонстрировали относительное превосходство над существующими продуктами. В офисах чаще всего использовались печатные машинки, занимавшие много места. Они выполняли только одну функцию, всегда нуждались в обслуживании и обновлении запчастей на регулярной основе (да еще и шумные они, эти штуковины).

Как только компьютеры стали более распространенными, WordStar и WordPerfect освободили людей от пишущих машинок. Превосходство было очевидным. Программы не только не нуждались в дополнительном физ. пространстве (кроме, собственно, компьютера). Больше не нужны были чернила и корректирующие ленты, редактура документа стала легче благодаря печати, файлы можно было сохранять и передавать на дискетах. Вскоре печатные машинки вообще исчезли из офисов, их заменили компьютеры с программами для обработки текстов.

Программы для обработки текстов и пишущие машинки

Ваша команда столкнется с относительным превосходством самыми различными способами. Если этого нет, то это никакая не инновация, и вообще игра не стоит свеч. Вам надо найти потенциал вашего продукта еще на стадии планирования разработки. С этого момента надо работать над этими сильными сторонами, чтобы иметь перевес в свою сторону при сравнении с конкурентами.

Исследование рынка должно подчиняться определенной логике. Вы определили спрос на инновацию? Какие есть конкурирующие продукты? Расставив акценты на проблеме, которую решает ваша разработка, и на том, как она это делает, вы поймете ее относительное превосходство.

Вы должны четко выделить относительно превосходство вашего продукта в маркетинге. Чем лучше ваш товар существующего? Как он решает неудовлетворенные потребности? Вы должны четко осознавать эти вещи, а рекламные материалы — их показывать и доказывать, почему вы превосходите аналогичные продукты.

Вам нужно проводить исследования для поддержки ваших утверждений. Например, вы говорите, что ваш продукт легче конкурирующей вещи. Но вы уверены, что это надо пользователям? Им это как-то сэкономит деньги или уменьшит зависимость от целых нескольких вещей, объединив в себе их функции? Докажите это, а потом используйте факты в рекламе.

Совместимость

Совместимость — показатель того, как инновация ассимилируется в жизни людей. Потенциальные покупатели должны знать, что ваш продукт “совместим” с ними. Если ваш товар требует больших изменений в образе их жизни или ему нужны дополнительные продукты, то скорее всего вы обречены на провал. Инновации успешны лишь тогда, когда люди незаметно для самих себя принимают их в свою жизнь. Когда они заменяют что-то.

iPad — отличный пример продукта с хорошей совместимостью с потенциальными покупателями. Многие перестали использовать смартфоны и ноутбуки для чтения почты, серфинга в сети и просто просмотра видео в Интернете.

Вашей команде надо понимать для кого и что они разрабатывают. У вас не получится сделать инновацию с испольщ для общества, у которого нет электричества. Вам нужно глубокое понимание условий, в которых будет ваша разработка к моменту релиза. Ответьте на следующие вопросы, держа в голове совместимость вашего продукта:

  • Как ваша инновация подойдет жизням пользователей?
  • Какие изменения в поведении нужны, чтобы ваш продукт прижился?
  • Какие доп. продукты нужны для успеха вашей инновации (например, высокоскоростное подключение к Интернету, газ и т. д.)
  • Какие существующие продукты вы замените?
  • Как сочетается ваша инновация с психологической моделью и убеждениями людей?

Эти вопросы обязательны. Честно говоря, успех вашего продукта зависит от того, как инновация уживается с убеждениями, отношениями, ценностями и поведением потенциальных покупателей.

Совместимость не вынуждает делать инновации менее “новаторскими”. Давайте пройдемся по успеху iPad’а еще раз, отметив его ключевые факторы.

iPad появился как раз во время “эволюции” человеческих взглядов. Многие думали, что новые технологии призваны облегчить ежедневную рутину (убеждение), что это хорошее явление (отношение). Люди уже использовали ноутбуки и смартфоны для серфинга в сети (поведение).

Wi-Fi сделал интернет доступным, это позволило основным функциям iPad’а работать практически везде (технология). В конце-концов, достаточно людей желали потратить деньги на эти типы технологий, чтобы показать их как нечто стоящее позднему большинству. Эти факторы сделали iPad совместимым с жизнями людей.

iPad как пример совместимости

Знания Apple о их рынке привели к успеху iPad'а. И вряд ли бы его постигла та же судьба, если бы его выпустили до появления повсеместного Wi-Fi или массового доступа к цифровым фильмам и музыке. Вашей проектной команде нужно четкое понимание потенциала рынка и условий, которым надо соответствовать для лучшей совместимости продукта с жизнями покупателей. Если успех зависит от доступности еще какого-то товара, нужно разобраться с тем, что он из себя представляет, достаточно ли распространен и не будет ли мешать потенциальным покупателям пользоваться вашим продуктом.

Сложность против простоты

Сложность и простота — важны нюансы в том, как люди учатся использовать ваш продукт. Сложность ставит палки в колеса прогресса. Каверзность инновации = трудности в ее принятии в свою жизнь людьми. Потенциальные покупатели обычно не имеют достаточно времени, чтобы разбираться со всеми тонкостями. Чем более интуитивно понятен товар, тем лучше он уйдет в массы. Все просто.

Машина для разделения печенья Oreo — отличный пример слишком сложной штуковины. Даже если людям вздумается, что им нужно такое устройство, уровень требуемых усилий непомерно велик. Потенциальные покупатели будут вынуждены перечитывать инструкцию множество раз, долго в нее вникать. Эта машина — наглядная иллюстрация такой характеристики, как совместимость. Размер тут имеет значение (он же огромен), не у всех есть целая комната для автоматизированной системы по разделению печенья. Карманная переносная версия с большей вероятностью имела бы успех.

Вашей команде надо целиться на простоту, тщательно изучите каждую деталь вашего продукта. Высокие технологии не сразу должны значить высокую обучаемость им. Относитесь к юзабилити-тестированию как к стандартной практике. У этого есть своя очевидная практическая польза:

  • Итерируйте дизайн вашего продукта. Результаты юзабилити-тестов должны напрямую влиять на эти итерации. Присмотритесь к проблемам, с которыми сталкиваются при использовании вашего продукта, уделите внимание терминологии, с которой ваши пользователи незнакомы, преподнесите информацию в понятном ключе.
  • Если не справляетесь с выявленными в результате юзибилити-тестов неувязками, опишите их в FAQ, подсказках, видеоинструкциях и других обучающих материалах.
  • Если ваш продукт — штука сложная, с множеством стандартных и расширенных опций, можно все равно найти «золотую середину». «Быстрый старт» — крутой пример упрощения хитрых систем. Купив телевизор или компьютер, скорее всего в коробке вы найдете один лист с описанием того, как подключить этот продукт для его базового использования. Это подходит большинству людей. Расширенная инструкция с описанием всех функций чаще всего предстает в виде загружаемого PFD-файла или просто лежит рядом. Вот так всем угодили.
Краткая инструкция для быстрого старта от Amazon fireTV. Полная версия занимает 39 страниц.

Апробативность

Апробативность — характеристика, показывающая, как хорошо люди могут исследовать ваш товар перед покупкой. Это важный момент в принятии инновации. Человеку нужно знать, что из себя представляет ваш продукт и даже сделать «пробный заезд». В этом весь смысл демо-версий и бета-релизов. Потенциальные покупатели должны понимать, какой их жизнь станет после принятия продукта.

Надо обеспечить людям возможность опробовать ваш товар. Есть множество примеров грамотного подхода к этому вопросу в диджитал-продуктах. У Sirius XM есть 30-дневный бесплатный период, во время которого пользователь может прийти к мнению, что подписка стоит своих денег. Вы можете предложить бесплатную ограниченную версию вашего продукта с возможностью оплатить дополнительные функции. Join.me эффективно пользуется этим приемом: предлагает «бедноватую» бесплатную версию своего сервиса трансляции изображения с рабочего стола. Пользователи видят преимущества платных услуг и активнее ими пользуются.

Join.me: вы конечно можете «поделиться» управлением вашим курсором. На это обойдется в копеечку.

Вы можете предложить версию своего продукта без рекламы, позволив пользователям самостоятельно решать, платить или нет за нее. Такой подход у Pandora. Можно слушать музыку бесплатно, но после нескольких песен обязательно проигрывается реклама. Хочешь избавиться от нее? Оплати Pandora One.

Pandora предлагает платную подписку на свой сервис без рекламы.

Стоит понять, какой из этих методов лучше всего подходит вам в работе с потенциальными покупателями. Исследуйте свою аудиторию или оцените, как ваши конкуренты работают с пробными версиями их продуктов. В апробативности самая важная вещь — это высокое качество пробной версии, показывающее опыт, который хотела создать ваша команда. Пользователи будут принимать решение на основе именно этого нюанса. Не надо думать, что этот «триал» — лучший шанс для тестирования и сбора отзывов. Вы принесете больше вреда, чем пользы, если у вас будет полная ошибок и проблем бесплатная версия. Спешный выпуск незаконченного пробного продукта — определение самосаботажа.

Видимость

Видимость — степень заметности результатов использования продукта. В первой части мы выяснили, что далеко не все сразу принимают инновации. Все те, кто идут после первопроходцев, опираются в своем выборе на наблюдение за этой группой. Видимость уходит далеко за пределы более «поздних» категорий. Абсолютно все типы пользователей должны видеть преимущества принятия и использования инновации.

Разберитесь, как люди будут видеть плюсы вашего товара. Вот несколько способов их подчеркнуть:

  • Сравнение. Потенциальные покупатели прежде всего должны видеть преимущества вашего товара над другими. Сравнение — хорошая штука, когда у вас есть легкоразличимое превосходство над конкурентами. Например, хитрые владельцы магазинов специально ставят самые лучшие телевизоры напротив моделей поменьше и/или похуже для создания контраста и более очевидной разницы.
  • До и после. Какой будет жизнь человека после начала использования вашего продукта? Показав положительную разницу, вы окажете немалое влияние на потенциальных покупателей. Есть ли какие-нибудь заметные перемены в каких-либо аспектах, к которым приводит ваш товар? Если ваше приложение учит иностранным языкам, можете сделать акцент на среднем количестве новых слов, которые можно выучить с помощью него.
  • Рекомендации. Люди очень хорошо воспринимают впечатления окружающих. Конечно, рекламные кампании на традиционных каналах информации — вещь важная и нужная, но еще более важно слышать отзывы обычных людей. Например, онлайн-обзоры. Люди, пишущие рекомендации и ревью, очень сильно влияют на общественное мнение и потенциальных покупателей. Сделайте так, чтобы о вашем продукте появились тексты на релевантных сайтах.

Точное следование этим советам необязательно. Подойдите творчески к представлению преимуществ вашей инновации. Придумайте способ охватить как можно больше форм медиа, чтобы увеличить охват людей, узнавших о вашем продукте.

Blockbuster и Netflix: сказка о инновации (в каком-то роде)


Давайте пройдемся по характеристикам инновации уже на примере стримингового видео-сервиса Netflix. Однажды, где-то в году 2001, существовал гигант видеопроката по имени Blockbuster. Тысячи магазинов, десятки тысяч работников — дела шли отлично, подавляющая доля рынка принадлежала этой сети. Blockbuster спокойно себе сидел и наблюдал за происходящим, ведь все было хорошо. Было. Потому что Blockbuster не заметил в свое время Netflix, маленького, но более инновационного конкурента, который уже был близок к свержению гиганта.

Blockbuster: много магазинов, много работников, мало инноваций.

Netflix появился в 1997 году. За менее чем 15 лет он (с помощью Redbox) изменил полностью рынок видеопроката до такой степени, что Blockbuster объявил о своем банкротстве и в 2011 приказал долго жить. Все это произошло из-за инновационности Netflix и его продуктов.

Относительное превосходство

В 2001 пользователи Netflix оплачивали ежемесячную подписку на получение DVD по почте.

Это дало очевидное превосходство над Blockbuster и другими «кирпичными» магазинами. DVD по почте было намного удобнее для большинства людей, так как они регулярно получали письма дома или в офисе. Пользователи реже попадали под штрафы за задержку по прокату дисков, а это в свою очередь порочило и убивало образ Blockbuster.

Netflix развивался параллельно с технология. С 2001 года стремительно начало расти количество домов, подключенных к Интернету. В 2007 Netflix начал предоставлять возможность потокового воспроизведения фильмов и ТВ-программ. Пользователям больше не нужно было ждать, пока доставят их заказ. Надобность в возврате вообще пропала. И если у вас есть ноутбук или ПК, у вас есть доступ ко всему контенту всегда и везде.

Сегодня Netflix предлагает свои услуги еще и на игровых консолях, смартфонах и планшетах. Пользователи всего в нескольких кликах от просмотра их любимых программ в любом разрешении на любом экране. Netflix перешел от почты, которая была весьма затратной и полагалась на не самый надежный способ доставки контента, на Интернет. Компания сохранила свое относительное превосходство благодаря инновациям и росту технологий.

Сложность против простоты

Netflix взял простую вещь и сделал ее еще проще. Это основная характеристика успешной инновации: возьмите что-нибудь и сделайте это лучше, чем остальные. Концепция проката видео не была новой. Netflix облегчил процесс: пользователи смотрят фильмы тогда, когда им удобно и в такой очередности, какая им подходит, а потом могут быстро их вернуть.

Позже Netflix пошел еще дальше и начал давать рекомендации на основе поведения пользователей. Система советует контент на основе оценок, ранее поставленных клиентом. Это показывает Netflix экспертом в глазах людей. Сервис не только поставляет контент, а еще курирует и рекомендует фильмы и программы.

Апробативность

Модель Netflix особенно хорошо обращается с апробативностью. У компании отличный бесплатный период, знакомый практически всем. В начале потенциальные покупатели могли просто убедиться в удобстве получения и возврата DVD по почте. Как только появился стриминг и стал общепринятой нормой, люди очаровывались магией видео по запросу целый месяц.

Контент Netflix постоянно растет, поэтому пользователи просто не могут ознакомиться со всем за один лишь месяц. Плюсы пробного периода полностью оправдывают его продолжительность. У людей с «триалом» точно такие же возможности, как и у полноценных клиентов. Они могут смотреть все, что хотят. Если они все-таки не решаются на подписку уже за деньги, то сразу теряют доступ ко всему.

Пробный период Netflix: один месяц и вы уже на крючке до конца жизни

Видимость

Netflix еще и силен в этом вопросе тоже. Помните, мы говорили, что надо делать заметным не только сам продукт, но и плюсы от его использования?

Сделав выбор в сторону Blockbuster, люди чувствовали недостатки его системы еще в 1999 году. Имели место быть штрафы за возврат с опозданием, новинки трудно было достать, да и нужно было немало ходить, чтобы взять напрокат или вернуть фильм.

Недостатки Blockbuster сделали видимость превосходства Netflix очень высокой. Месячная подписка — никаких штрафов за задержку. Это был сервис с доставкой по почте — никакой дополнительной работы. Можно было менять очередность получения фильмов — смотрите всегда то, что хотите. Когда потенциальные клиенты узнали про Netflix, им уже не нужно было объяснять его преимущества. А дальнейшие попытки Blockbuster предлагать доставку почтой и стриминг видео только подтвердили успех Netflix.

Netflix увеличил видимость продукта и своими упаковками. Ярко-красный конверт для DVD хорошо сработал. Люди видели соседа, достающего из почтового ящика посылку от Netflix, и понимали, как легко и просто пользоваться услугами именно этой компании.

“Эй, а где ты достал этот DVD?”. Фирменные упаковки Netflix улучшили узнаваемость бренда.

Netflix 15 лет был инноватором индустрии. Компания прошла через воду, огонь и медные трубы, экономические проблемы, убившие Blockbuster, тогдашнего ее главного соперника. Да, часто будущее Netflix было под вопросом, но фокусировка на отзывах пользователей и инновациях сделали свое дело. Чтобы сохранить свою конкурентоспособность, Netflix придется продолжать создавать инновации.

Не останавливайтесь!


Вашей проектной команде стоит почаще обращаться к концепциям, изложенным в диффузии инноваций. Я рекомендую просто выписать все изложенные выше характеристики и то, как ваш продукт с ними соотносится. И да, было бы неплохо визуализировать экосистему, в которой ваша разработка существует. Включите в документ эти моменты:

  • В каких условиях условиях ваша инновация может процветать (например, повсеместный доступ к высокоскоростному Интернету)?
  • Какие технологии должны быть совместимы с вашим продуктом (например, должен ли смартфон уметь запускать какие-либо приложения)?
  • Какие исследования рынка и потенциальных покупателей надо провести?
  • Что вы можете проконтролировать и чем можете манипулировать (например, сделки с дистрибуторами контента)?
  • Какие продукты конкурируют с вашим (в том числе и физические, и цифровые)?
  • Какие у них недостатки и в чем ваше превосходство?
  • Как конкуренты рекламируют их продукты? Какие маркетинговые кампании наиболее успешны?
  • Есть ли самое удобное время для выхода вашего продукта (например, когда ваш продукт решает возникающие у людей в проблемы)?
  • Какая форма апробации у вас?
  • Очень важно то, как выглядит время «после». Каким будет мир, если ваша инновация станет повсеместной?

И добавьте в список еще вопросы из предыдущей части:

  • Вы узнали, кто и в какую категорию пользователей попадает?
  • Кто у вас первопроходцы и ранее большинство?
  • Как потенциальные покупатели узнают про вашу инновацию?
  • Как люди могут получить больше информации о вашем продукте?


Ответы на эти вопросы — сложный труд, но он того стоит. Используйте визуализацию и ответы на ваши вопросы как карту, чтобы идти дальше и развиваться. Конечно, идеально ничего не получится, но узнайте как можно больше о том, что влияет на ваш успех. Проектные команды, разбирающиеся в диффузии инноваций, имеют превосходство над конкурентами, такими знаниями не обладающими.

https://habr.com/

Диффузные модели распространения инноваций


В современном мире наблюдается частое возникновение и быстрое распространение новых технологий. Слово "инновация" не сходит с уст известных политиков, ученых, бизнесменов. От того, как скоро люди начинают использовать те или иные нововведения, зависит изменение их уровня жизни. В данной статье приведены две наиболее известные теории распространения инноваций - дифффузные модели Эверетта Роджерса и Френка Басса.

Зарождение теории

Инновация - нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции. В процессе существования все инновации проходят через четыре ключевых этапа:

  • знание или осведомленность об инновации;
  • убеждение посредством оценки достоинств инноваций;
  • решение о принятии или неприятии нововведения;
  • подтверждение правильности принятого решения.


Концепция распространения инноваций основана на теоретических разработках жившего в XIX веке французского ученого-правоведа Габриэля Тарда. В своей книге «Законы имитации» (1903) Тард предложил теорию S-образной кривой, отражающей законы принятия инноваций, и отметил важность фактора межличностной коммуникации. В 40-е годы ХХ века американцы поставили эту концепцию на научную основу. В настоящее время наиболее распространенными теорими являются диффузная модель распространения инноваций Э. Роджерса и диффузная модель Ф. Басса.Что подразумевается под диффузией инноваций?

Диффузия инновации - процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для общества.То есть, диффузия - коммуникационный процесс, на протяжении которого новая идея или новый продукт принимается рынком.

Диффузная модель Эверетта Роджерса

Роджерс в своей работе "Диффузия инноваций" исследовал уровни принятия различных инноваций. Он обнаружил, что большая часть графиков принятия инноваций членами общества напоминает стандартную колоколообразную кривую (нормальное распределение), разделенную на 5 частей.


Распределение принимающих инновацию во времени. Модель Э.Роджерса

Он дал название каждому сегменту, основываясь на стандартных девиациях, и примерную оценку для каждого их них:

  1. Новаторы - 2,5%;
  2. Ранние последователи - 13,5%;
  3. Ранее большинство - 34%;
  4. Позднее большинство - 34%;
  5. Отстающие - 16%.

Новаторы - способные на риск, открытые всему новому индивиды. В своих социальных отношениях они более космополитичны, чем члены других категорий. Такие люди склонны образовывать между собой своеобразные клики, устанавливая связь друг с другом, невзирая на географические расстояния.

Ранние последователи - источник информации о нововведениях, с их мнением считаются. Индивиды, принадлежащие к этой категории, пользуются авторитетом у других членов сообщества ввиду своей успешности и готовности принятия инноваций.

Раннее большинство - категория людей, не желающих принимать новые идеи или технологии первыми. Раннее большинство предпочитает сначала обдумать все "за" и "против", на что порой уходит довольно много времени, а потом принимать инновацию. Данная категория выполняет важную функцию легализации нововведения, демонстрируя остальной части сообщества, что инновация полезна и ее принятие желательно.

Позднее большинство - скептически и недоверчиво относятся к преимуществам нововведения. Они не предпринимают никаких действий и выжидают до тех пор, пока большая часть сообщества не опробует и не примет инновацию. Иногда мотивирующим фактором для позднего большинства служит давление социальной группы. В других случаях принятие инновации обуславливается экономической необходимостью.

Отстающие - члены социума, привязанные к прошлому, к традициям и очень неохотно принимают что-либо новое. Они предпочитают общаться с людьми того же склада ума. К тому времени, когда отстающие наконец принимают инновацию, общество может уйти так далеко вперед, что "инновация" уже устареет.

Диффузная модель Френка Басса

Суть модели Басса заключается в том, что рост количества потребителей инновационного продукта объясняется двумя эффектами:

  • Эффект рекламы;
  • Эффект межличностной коммуникации.
Распределение принимающих инновацию во времени. Модель Ф.Басса.

На начальном этапе жизненного цикла продукта преобладает эффект рекламы, так как почти никто не знает о продукте и, соответственно, не может его купить. По мере роста количества потребителей эффективность рекламы снижается, но зато возрастает эффект межличностного общения. Модель хорошо иллюстрирует принципы усиливающей обратной связей (количество потребителей продукта увеличивает поток новых потребителей за счет эффекта межличностной коммуникации). В отличие от Роджерса Басс выделил не 5, а всего 2 категории людей:

  • люди, которые сами пробуют новый продукт в первую очередь, и узнают о нем из разных сообщений;
  • люди, которые узнают о новом продукте от первой категории, прислушиваются к их мнению. Действие рекламы тут значительно снижается.

В большей степени интересно мнение первой категории, так как то, что является нормой для новатора, завтра станет нормой для большинства.

Математическая модель диффузии инноваций

Математическая модель диффузии инноваций Басса имеет вид:

 - количество принявших инновацию в момент времени t;

 - потенциал рынка;

 - суммарное число принявших инновацию в момент времени t;

 - коэффициент внешнего влияния;

 - коэффициент внутреннего влияния.

Литература

[1] Д. Брайант, С. Томпсон Основы воздействия СМИ// Издательский дом «Вильяме» - Москва – Санкт-Петербург – Киев, 2004. – 124с.

[2] Л. Л. Делицын Развитие информационных и телекоммуникационных технологий в России как процесс распространения инноваций в неоднородном обществе.

https://science.fandom.com/

Платежные системы для бизнеса. Альтернативные способы перевода ЗП в военное время

 Множество IT-шников, включая программистов, маркетологов, рекламщиков и представителей других творческих профессий обязаны продолжать зарабатывать удаленно. А задача работодателей — постараться обеспечить максимально бесперебойные выплаты зарплат. В новом материале разберем альтернативные платежные системы для украинского бизнеса. 


Мы все надеемся, что украинская банковская система выстоит полностью или с минимальными потерями, но нужно предусмотреть разные сценарии. Сейчас нужно ознакомиться с альтернативными платежными системами. В случае непредвиденных ситуаций, они помогут получить зарплаты.

Как появились и зачем нужны альтернативные платежные системы

Нам в Украине повезло с банковской системой. У многих граждан установлено сразу несколько банковских приложений и в каждом большой набор функций. Поэтому раньше мы не задумывались об альтернативных платежных системах. Они нужны были только для работы с другими странами.

В странах «первого мира» банки считаются одним из самых закостенелых институтов. Там простой перевод средств от одного человека к другому только недавно стал похожим на то, как у нас это делается в 3 клика. Причем интересно то, что украинские и зарубежные банки пользуются одинаковыми платежными системами — Visa и Mastercard.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что в западных странах IT-индустрия создала более быстрые и удобные финансовые инструменты.

Почему вам сейчас нужно смотреть на альтернативные платежные системы

Мы очень рады за всех, кто сейчас в Украине находится в безопасности и может продолжать работать. Сложнее тем, у кого часть коллектива уже выехала из страны. Многие люди продолжают работать удаленно в украинских компаниях. Им может быть неудобно пользоваться картой украинского банка, а вам неудобно юридически проводить такие выплаты.

Возьмем самый простой пример — двойная конвертация. Это дополнительные расходы, когда гражданин Украины с гривневой картой хочет купить что-то в другой стране за местную валюту.

Для примера возьмем Польшу. При транзакции в магазине, ваши гривны меняются на основную валюту платежной системы (Visa — $, Mastercard — €), а уже эта валюта меняется на злотые и поступает на счет предпринимателя. На таких операциях вы теряете больше денег из-за комиссий за обмен.

Также не забывайте, что большинство клиентов у сегодняшнего аутсорсного IT и рекламы сейчас находятся на западе. Если и в вашей компании так, то скорее всего, вы уже пользовались Payoneer или другим подобным сервисом для приема оплаты работы. Не всегда удобно выводить деньги из системы, а потом из банка переводить работникам. Поэтому можно отправлять зарплату сразу в валюте и внутри одной альтернативной платежной системы.

Основные альтернативные платежные системы

Все, о чем мы поговорим дальше, может работать вообще без участия банков или свести их участие к минимуму. 

Payoneer

Начнем с одной из самых распространенных альтернативных платежных систем в Украине — Payoneer. Большинство удаленных специалистов и аутсорс-компаний, работающих с западом, получают оплату именно через него.

Основной минус — сервис рассчитан только на бизнес-переводы. То есть, вы не сможете запустить автоотправку сумм. Перед выплатой, работник должен сформировать счет, ввести в сервисе электронный адрес, привязанный к аккаунту работодателя, и отправить счет. Вы оплачиваете этот счет из собственных средств в Payoneer или система спишет деньги с вашего банковского счета.

Вышеописанное неудобно, но плюсы довольно существенные:

  1. Бесплатная регистрация и нет комиссии за обслуживание.
  2. Комиссия за вывод средств — 0-3%.
  3. Платежи проводятся за 15 минут.

Вот ссылка на страницу с тарифами официального сайта Payoneer.

Пользователь Payoneer может выводить деньги на банковскую карту, а может заказать карту от самого Payoneer. Ее годовое обслуживание обойдется в $30, но вы не теряете на конвертации и сразу можете пользоваться полученными средствами. 

PayPal

PayPal полноценно заработал в Украине после начала войны. Раньше украинцы могли только отправлять деньги через систему. Очень удобно для заграничного онлайн-шопинга, но неудобно для личных переводов. Деньги вывести реально, но приходилось обращаться в конвертационные сервисы и терять до 15% на комиссиях.

Сервис PayPal работает с Visa и Mastercard. К нему можно привязывать украинские и иностранные карты.

На момент написания статьи, у PayPal действует поддержка украинских граждан — полная отмена всех комиссий на переводы украинским аккаунтам до 30 июня 2022 года. Не исключено, что если ситуация не изменится, эту меру продлят.

Сейчас главное ограничение — через систему доступны только личные переводы. Как юридическое лицо, не можете принимать оплату за услуги от иностранных партнеров, но выплатить зарплату можете.

В Европе, США и Канаде нет проблем с привязкой местных карт к PayPal. Если ваши сотрудники оформят счет и карту там, то без проблем смогут получать на нее деньги. Клиенты украинских банков пока часто жалуются на проблемы с привязкой. Точно все работает у ПриватБанка, но с другими могут быть проблемы.

По умолчанию, PayPal не берет комиссию за открытие счета, отправку платежей на личные счета в США и вывод денег с PayPal на личный счет.

Комиссия может взиматься при переводе денег с личной карты и транзакции. Тут политика сервиса максимально гибкая. В каких-то странах комиссии нет вообще (Андорра, Хорватия, Исландия и Монако). В других странах комиссия не берется, если не нужно конвертировать валюты. Подробнее на официальном сайте.

Сейчас украинской гривны нет в PayPal. Рассчитываться можно в других валютах (доллар, евро), а выводить деньги на украинскую карту с конвертацией в гривны.

Хотя сейчас комиссия не берется, на сайте уже появились условия для личных и корпоративных переводов для Украины:

  1. В евро — 0,35 евро + 3,4% от суммы.
  2. В долларах — 0,3 доллара + 3,4% от суммы.

Отдельно будет комиссия за конвертацию 2,5-4,5%, в зависимости от валюты.

Skrill

Данный сервис считается одним из самых популярных в мире наравне с вышеперечисленными. Он дает возможность:

  1. Оплачивать покупки.
  2. Получать деньги от друзей и клиентов, почти из любой страны и в любой валюте.
  3. Отправлять деньги другим пользователям Skrill с комиссией 1,45%.
  4. Покупать и продавать криптовалюту.

Регистрация, оплата на сайтах и отправка денег на другие счета полностью бесплатные.

Разумеется, не все так просто. В Skrill нужно внимательно относиться к выводу денег. Можно переплатить. Например, за вывод на Visa вы заплатите 7,5%, а за вывод на Mastercard 4,99%. Все тарифы сервиса тут.

Что касается получения денег, то тут ситуация следующая:

  1. Зачисление на счет Skrill — бесплатно.
  2. Пополнение своего счета с банковской карты — 2,5%.
  3. Перевод другому аккаунту Skrill — 1,5%.
  4. Конвертация валют — 3,5%.

Возможно это будет важно для вас или ваших сотрудников. У Skrill есть партнерство с Mastercard и вместе они выпускают фирменные платежные карты. Они доступны только для резидентов европейской экономической зоны. Если у вас в штате есть люди, переехавшие в Европу, они могут получить и расплачиваться такой картой.

Payeer

По своему функционалу, Payeer очень похож на предыдущие сервисы. Его основное конкурентное преимущество — анонимность. Пользователь проходит верификацию только по собственному желанию.

Основные возможности Payeer — перевод денег внутри платежной системы, вывод средств в разных валютах и торговля криптовалютами.

Для использования Payeer, нужно зарегистрировать собственный кошелек и пополнить его обычными деньгами или криптовалютой.

Основные тарифы:

  1. Открытие счета — бесплатно.
  2. Обслуживание — бесплатно.
  3. Внутренние переводы в системе — 0,5%.
  4. Конвертация валют — от 0%.
  5. Пополнение с карты — 3,99%.
  6. Работа с криптовалютой — 0,095%.

Все тарифы Payeer по этой ссылке.

Сейчас Payeer работает с евро, долларами и несколькими криптовалютами (Bitcoin, Bitcoin Cash, Ethereum, Dash, Ripple). Под каждую разновидность денег можно завести отдельные кошельки и не терять в конвертации.

Пополнять кошелек в Payeer можно с карт украинских банков. Можно попробовать снизить комиссию через онлайн-обменники. Например, вы хотите с карты Монобанка пополнить Payeer. Обменники работают так, что вы как бы пересылаете деньги с карты Моно на другую карту Моно, а ваш партнер с одного кошелька Payeer на другой. Комиссия в системе составит 0,5% вместо 3,99%.

Снятие денег Payeer возможно на банковскую карту Украины, ЕС, США и Канады. В Украине комиссия составит 1,99%. Стандартное время зачисления — в течение одного дня (обычно почти сразу).

Wise

Данный сервис работает в 80 странах, а значит, в них можно получать и переводить деньги. Поддерживается 54 валюты. В Украине Wise работает официально.

Основные тарифы:

  1. Открытие счета — бесплатно.
  2. Обслуживание — бесплатно.
  3. Конвертация валют — бесплатно.

Подробнее о ценообразовании по этой ссылке.

Для перевода через Wise только одной из сторон нужен аккаунт в системе. То есть, вы заводите себе аккаунт и ваши дальнейшие действия следующие:

  1. Вам нужно пополнить счет аккаунта Wise из любого удобного банка.
  2. Ваш сотрудник передает вам свои банковские реквизиты (украинский, европейский, США или канадский банк). Обычно это номер IBAN.
  3. Вы оформляете перевод в Wise. Размер комиссии будет от 1% до 2,5%, в зависимости от срочности перевода.
  4. Система переводит деньги с вашего аккаунта на счет работника.

Такие транзакции можно сделать регулярными. То есть, вы можете один раз выставить срок и суммы платежей на всех сотрудников, а система автоматически проведет транзакции.


Как выбрать подходящий сервис?

Для этого, ответьте на несколько вопросов:

  1. Это сервис доступный и выгодный?
  2. Как он защищает личные данные пользователей?
  3. Вашим клиентам и работникам будет удобно пользоваться сервисом?
  4. Какие условия работы?
  5. Что пишут другие владельцы бизнеса про данный сервис?

Вышеописанные сервисы уже зарекомендовали себя как надежные, но они далеко не единственные. Если по каким-то причинам все вам не подойдут, всегда можно поискать альтернативу.

Мы надеемся, что вы и дальше сможете оплачивать труд своих работников через привычные банковские переводы. Последние события показали, что ни в чем нельзя быть уверенным (кроме стойкости ЗСУ 😀). Лучше заранее подготовиться к возможным проблемам и подыскать «запасной аэродром» в лице альтернативных платежных систем.

В это тяжелое время поддержка, советы и взаимопомощь очень важны. А если вы HR — присоединяйтесь к нашему чату “Make HR not war”, где вы сможете найти много полезного.

Помочь защитникам: bit.ly/3hzpm5Z

Команда HURMA
https://hurma.work/


5 моделей принятия решений

 

Редактор: Дарья Краснопевцева

Чтобы находить ответ быстрее и эффективнее

Все мы ежедневно принимаем решения разной степени важности: какой йогурт выбрать, какого кандидата нанять, какую стратегию подбора предпочесть. Чтобы делать осознанный выбор, можно опираться на одну из моделей принятия решения. 

Модель принятия решений — это структурированный процесс, который позволяет быстрее и эффективнее выбирать наиболее подходящую опцию. В зависимости от времени, ресурсов, опыта и знаний можно отдавать предпочтение одной или другой модели.

Рациональная модель

Эту модель лучше всего использовать, когда у вас несколько возможных решений и достаточно времени для оценки каждого из них. Так, этот подход подойдет для выбора сотрудника из пула кандидатов.

Процесс принятия решения в рациональной модели:

  1. Определите проблему.
  2. Определите критерии успешного решения. Например, вы выбираете кандидата. Тогда критериями могут быть скиллы, релевантный опыт и соответствие корпоративной культуре.
  3. Определите вес каждого критерия в определении конечного результата: какие-то факторы более критичны, другие — менее.
  4. Выработайте несколько решений. Не забывайте, что эти решения должны соответствовать выбранным критериям.
  5. Оцените каждое решение на соответствие критериям. 
  6. Выберите опцию, которая лучше всего соответствует заданным параметрам. Например, один кандидат может лучше вписываться в культуру компании, а у другого сильнее жесткие навыки. Если вы решили, что хард-скиллы важнее соответствия корпкультуре, то стоит выбрать второго человека.
  7. Реализуйте решение.
  8. Оцените результаты, чтобы понять, можно ли эффективно применять подобную модель в дальнейшем. 

Интуитивная модель 

В основе этой модели лежат инстинкты и интуиция. Здесь буквально руководствуются ощущением, что сделанный выбор — единственно верный. Такой подход рекомендуется использовать в командах, которые хорошо разбираются в предложенной области, но не обладают достаточными ресурсами для исследований и тщательного анализа. 

Интуитивная модель обычно менее структурирована. Здесь команда должна опираться на накопленные знания, уметь замечать паттерны и применять схожие решения.

Модель принятий решений на основе распознаваний

В модели принятия решений на основе распознаваний также предлагается опираться на инстинкты и опыт. Однако по сравнению с интуитивной моделью она более структурированная.

Лучше всего эту модель использовать людям с развитым воображением и креативностью.

Модель состоит из трех этапов:

  1. Проанализируйте доступную информацию и определите возможные решения.
  2. Мысленно проиграйте сценарий развития событий для каждого из решений.
  3. Сделайте выбор в пользу решения, которое показало лучший результат в ходе мысленного эксперимента.

Модель Врума — Йеттона

Модель Врума — Йеттона предлагает выбирать, опираясь контекст. Здесь необходимо ответить на 7 «да/нет»-вопросов, чтобы определить один из 5 наиболее подходящих стилей принятия решений в конкретной ситуации.

Отвечать на вопросы нужно по такой схеме:



Стили принятия решений в модели Врума — Йеттона

Автократический стиль АI. Вы решаете проблему самостоятельно или принимаете решение на основе имеющейся у вас информации.

Автократический стиль АII. Вы самостоятельно решаете проблему на основе информации, которую для вас собрали подчиненные. Подчиненные могут не знать, зачем нужны эти данные. От них не требуется искать и оценивать альтернативные решения, нужно лишь подготовить информацию.

Консультативный стиль СI. Чтобы найти решение, вы в личной беседе описываете проблему тем сотрудникам, кого это касается, а затем выслушиваете их предложения и идеи. Рабочая группа при этом не собирается. Решение, которое вы принимаете, может отражать или не отражать влияние подчиненных.

Консультативный стиль CII. Для решения проблемы собирается рабочая группа из сотрудников, весь коллектив слушает и обсуждает идеи и предложения. Решение, которое вы принимаете, также может отражать или не отражать влияние подчиненных.

Групповой стиль GII. Вы собираете группу подчиненных, которым излагаете проблему. Затем все вместе ищете и оцениваете альтернативные решения и пытаетесь совместно найти оптимальное. Руководитель выступает в роли председателя. Он должен принять и реализовать решение, которое группа определит совместными усилиями.

Модель ограниченной рациональности

Иногда надо действовать быстро. Нет времени тщательно изучать данные в поисках наилучшего решения, нужно выбрать лишь «достаточно хорошую» опцию. В этом случае подойдет модель ограниченной рациональности. Она предлагает: 

  1. Ограничить выбор до небольшого количества альтернатив. 
  2. Вместо утомительного анализа каждой опции выбрать первый же вариант, который соответствует критериям.

Такая модель подходит для использования в кризисных ситуациях, когда на счету каждая минута.


https://huntflow.ru/

Восемь ошибок в управлении изменениями

 


Брюс Харфам

Покупка или самостоятельная реализация технологии редко обеспечивает все ожидаемые преимущества. И одна из самых распространенных причин того, что ожидания не оправдываются, – проблемы с управлением изменениями.

В технологическом мире понятие управления изменениями нередко упрощают – сводят его к обучению и тем самым упускают стратегическое значение процесса. Ассоциация специалистов по управлению изменениями (Association of Change Management Professionals, ACMP) дает следующее определение: «Управление изменениями – это применение структурированного подхода к переводу организации от текущего состояния к последующему для достижения желательных преимуществ».

Перечислим восемь наиболее распространенных ошибок, приводящих к провалу управления изменениями.

1. Незнание точного круга заинтересованных лиц

Успешное управление изменениями требует активного участия заинтересованных лиц, но, если не разобраться, кто именно к ним относится и что им требуется от проекта, ваши усилия по управлению изменениями бесполезны.

Отказ от определения круга заинтересованных лиц – распространенная ошибка. Чтобы составить их «карту», следует ответить на следующие вопросы: каковы основные группы заинтересованных лиц, что о них известно, почему они заинтересованы в проекте и как получают информацию. Без такой карты не удастся наладить необходимый обмен информацией.

2. Отсутствие активного участия руководителей

Когда в организации меняются сами принципы работы, персонал будет ориентироваться на топ-менеджеров. Если они всегда будут оставаться «за кулисами», лишь одобряя бюджеты и поручая максимум работы другим, это подорвет управление изменениями. Поэтому руководству нужно появляться на совещаниях, выражать поддержку переменам, разъяснять цели перемен и принимать решения, способствующие достижению этих целей. Если топ-менеджеры поддерживают преобразования лишь на словах, не подкрепляя их действиями, в них не будут видеть проводников перемен.

3. Замалчивание неопределенностей

Бывший министр обороны США Дональд Рамсфельд известен высказыванием о существовании неопределенностей двух видов: «известные неизвестные» и «неизвестные неизвестные». С последними организациям справляться особенно трудно. Замалчивание неопределенностей оборачивается множеством негативных последствий, в том числе снижением доверия к лидерам и потерей ценных специалистов.

Организаторы перемен нередко стараются делиться подробностями, только когда таковые станут известными, сообщая лишь те сведения, в которых уверены. Но по мере того, как у заинтересованных лиц накапливаются вопросы без ответов, они начинают укрепляться в мысли, что ответы на самом деле известны, но утаиваются, поскольку являются худшими из возможных. Поэтому настоятельно рекомендуется сообщать заинтересованным лицам не только все, что уже известно, но и все, на что пока нет конкретных ответов, а также уточнять, когда именно ответы могут появиться.

Привычка предполагать худшее может иметь непредвиденный побочный эффект и в более крупных организациях. В KPMG приводят в пример поставщика финансовых услуг, входящего в рейтинг Fortune 500. Этот поставщик внедрил новое решение для портфельного и проектного управления. Когда у заинтересованных лиц накопилось много вопросов о перспективах, они все больше стали склоняться к мысли, что внедрение новой системы приведет к сокращению штата. И тогда несколько руководителей проектов уволились из компании. Однако новая инициатива вовсе не была нацелена на сокращение отдела руководства проектами. Если бы его представителей заблаговременно привлекли к участию в инициативе, объяснив, почему их вопросы остаются без ответа, возникшей ситуации можно было бы избежать.

Как ИТ-директора и бизнес-руководители могут исключить подобные проблемы? Прежде всего нужно поощрять сотрудников задавать вопросы. Если вы не знаете ответа на какие-то из них, это следует открыто признать, помня о том, что предполагать худшее – обычная реакция на молчание в период неопределенности.

4. Неразъяснение цели перемен

В процессе управления изменениями помните поговорку «Лучшее – враг хорошего». Если никто, включая высшее руководство, неспособен связно объяснить основания для проведения программы перемен и критерии ее успеха, то это первейший признак неудачи. Если уже в самом начале вам говорят нечто вроде «я точно не знаю, чего мы хотим добиться», это верный знак того, что донесение информации об инициативе провалилось и поддержкой такая инициатива не пользуется.

Топ-менеджеры нередко не утруждают себя ответом на самый важный вопрос, возникающий у подчиненных: для чего? Ведь руководители так долго занимались планированием инициативы, что ответ им кажется очевидным. Но они не принимают во внимание то, что сотрудникам может быть непонятна суть решаемой проблемы, особенно в том случае, если они не участвовали в планировании проекта. Нужно довести инициативу до сведения сотрудников, причем сначала разъяснить цель, а потом изложить пути решения.

5. Привлечение бизнес-пользователей только после запуска проекта

Гений, в одиночку занятый новой разработкой, окружен ореолом таинственности. В мире технологий тоже есть подобная тенденция, проявляющаяся в стремлении держать новые проекты в секрете до тех пор, пока они не будут доведены до совершенства. Но если перед вами стоит задача осуществить масштабные перемены, такой подход не сработает. Один из предвестников возможного провала – отсутствие участия конечных пользователей внедряемой системы. Если их не привлекать, вы рискуете нарваться в последние минуты на сюрпризы, связанные, например, с трудностями привыкания к системе и c отсутствием функций, которые могли бы быть полезными. Для успеха внедрения важно, чтобы заинтересованные лица из пользовательских групп участвовали в проекте еще на этапе закупки.

Одна из грубейших ошибок управления изменениями – привлекать лишь очень небольшое число сотрудников при внедрении новой платформы или рабочего процесса. Если не консультироваться по поводу новшества с большинством будущих пользователей, то итогом может стать свертывание проекта.

Если вы в чем-то сомневаетесь, лучше проведите широкомасштабное тестирование, а не ограничивайтесь внедрением с участием узкой группы сотрудников.

6. Проектная команда фокусируется только на самом проекте

Помните, когда вы последний раз участвовали в перспективном проекте? Это была возможность выпустить новый великолепный продукт, кардинально повысить эффективность деятельности или, возможно, внедрить новейшую технологию. Но в пылу энтузиазма можно утратить связь с бизнес-пользователями.

Одним из ранних признаков провала управления изменениями может быть ситуация, когда руководители проекта общаются и совещаются лишь между собой, а не взаимодействуют с теми, кого затронут перемены.

7. Нехватка ресурсов для управления изменениями

Любой руководитель проекта сможет припомнить истории о борьбе за ресурсы – о бесплодных переговорах с руководителем в попытке «занять» у него разработчика, о проблемах с получением средств на закупки и т. п. Но если за ресурсы постоянно приходится бороться, проект, скорее всего, ждут проблемы. Отсутствие специально выделенных на проект ресурсов – еще один знак беды. Крупномасштабным проектам нужны самостоятельные ресурсы. Решить проблему можно путем найма подрядчиков и консультантов, которые возьмут часть проекта на себя или помогут сотрудникам в их основной работе во время проведения перемен.

8. Игнорирование персонального влияния перемен

Один из самых главных и простых вопросов, связанных с преобразованиями: какие последствия трансформация сулит лично мне? Если руководители проекта неспособны дать ответ, вероятность успеха снижается.

технологической отрасли на руководящих позициях зачастую работают талантливые, целеустремленные инженеры. Во многих случаях такие руководители неверно расставляют акценты при управлении изменениями и информировании о преобразовании. Чтобы избежать этого, нужно не забывать о влиянии перемен на каждого человека. Если вам не удается довести до сведения каждого сотрудника, как преобразования отразятся конкретно на его жизни и работе, подчиненные не будут стремиться к тому, чтобы принять изменения.

– Bruce Harpham. 8 ways you’re failing at change management. CIO. JAN 3, 2018


https://www.osp.ru/

среда, 26 июля 2023 г.

50 Business Models built on free

 


In his latest book Free: The Future of a Radical Price Chris Anderson lists fifty examples on free business models organized into three groups, Direct Cross-Subsidies, Two-sided markets, and Freemium. Below you have the list for free, that I hope Chris doesn't mind. Buy the book to get examples for each + the rest of the book (Freemium):

Free 1: Direct Cross-Subsidies - Any product that entices you to pay for something else
  • Give away services, sell products
  • Give away products, sell services
  • Give away software, sell hardware
  • Give away hardware, sell software
  • Give away cell phones, sell minutes of talk time
  • Give away talk time, sell cell phones
  • Give away the show, sell the drinks
  • Give away the drinks, sell the show
  • Free with purchase
  • Buy one, get one free
  • Free gift inside
  • Free shipping for orders over $25
  • Free samples
  • Free trials
  • Free parking
  • Free condiments
Free 2: Three-party markets - A third party pays to participate in a market created by a free exchange between the first two parties
  • Give away content, sell access to the audience
  • Give away credit cards without a fee, charge merchants a transaction fee
  • Give away scientific articles, charge authors to publish them
  • Give away document readers, sell document writers
  • Give woman free admission, charge men
  • Give children free admission, charge adults
  • Give away listings, sell premium search
  • Sell listings, give away search
  • Give away travel services, get a cut of rental car and hotel reservations
  • Charge sellers to be stocked in a store, let people shop for free
  • Charge buyers to shop in a store, stock seller merchandise for free
  • Give away house listings, sell mortgages
  • Give away content, sell information about the consumers
  • Give away content, make money by referring people to retailers
  • Give away content, sell stuff
  • Give away content, charge advertisers to be featured in it
  • Give away resume listings, charge for power search
  • Give away content and data to consumers, charge companies to access it through an API
  • Give away "green" house plans, charge builders and contractors to be listed as green resources
Free 3: Freemium - Anything that is matched with a Premium Paid Version
  • Give away basic information, sell richer information in easier-to-use form
  • Give away generic management advice, sell customized management advice
  • Give away federal tax software, sell state
  • Give away low-quality MP3s, sell high-quality box sets
  • Give away Web content, sell printed content
  • Give away online games, charge a subscription to do more in the game
  • Give away business directory listings, charge businesses to "claim" and enhance their own listings
  • Give away demo software, charge for the full version
  • Give away computer-to-computer calls, sell computer-to-phone calls
  • Give away free photo-sharing services, charge for additional storage space
  • Give away basic software, sell more features
  • Give away ad-supported service, sell the ability to remove the ads
  • Give away "snippets" sell books
  • Give away virtual tourism, sell virtual land
  • Give away a music game, sell music tracks
Free 4: In the book Chris also mentions a fourth type of Free that is not listed as it is not considered a business model: Nonmonetary Markets. An example that comes to my mind is to spend nights writing a blog without advertising to build a reputation, continuously develop ideas and concepts, keep yourself updated in a field, get feedback, and get into contact with smart individuals...