понедельник, 29 января 2024 г.

Модель «Конкурирующих ценностей» К. Камерон и Р. Куинн. Инструмент #28

 


Одним из критических факторов успеха проекта становится  соответствие компании одному из квадрантов модели «Конкурирующих ценностей» Камерона-Куинна. Модель «Конкурирующих ценностей» рекомендуем использовать в рамках анализа корпоративной культуры элементов «7S McKinsey».

«Клан»

Клановая культура присуща либо небольшим фирмам, которые находятся на самых первых этапах своего жизненного цикла. Либо моно-компаниям с одним (реже двумя) собственниками на этапе «давай-давай» Адизеса. Такие компании чаще всего работают в условиях большой неопределенности, что требует большой гибкости в принятии решений. Успех таких организаций зависит в первую очередь от сплоченности коллектива, готовности сотрудников выполнять самые разнообразные задачи для закрепления положения компании на рынке. Но как только компания начинает расширяться, открывать филиалы, и ее состав превышает 200…250 человек, то компания переходит в «Бюрократию». Потому что бюрократия – это плата за масштаб.

«Бюрократия»

В тех организациях, которые работают в достаточно стабильных условиях, а также характеризуются нацеленностью на выполнение в большой степени однообразных задач, требующих интеграции деятельности всех подразделений, существуют условия для возникновения бюрократической культуры. К таким организациям можно отнести многие государственные органы управления, компании, которые имеют постоянных поставщиков и потребителей. Т.е. компании, производственный процесс которых не подвержен неожиданным изменениям в связи с изменениями потребностей рынка или возникновением новых технологий. Но, как только усиливается конкуренция, компании приходится  перемещаться в «Рыночную культуру»

«Рынок»

Рыночная культура формируется в тех организациях, которые осуществляют свою деятельность на рынках, характеризующихся достаточной стабильностью спроса и жесткой конкуренцией. Соперничество между компаниями на этих рынках нацелено в первую очередь на увеличение своей рыночной доли. Если потребители начинают повышать требования к поставщикам, вторым приходится или укрупняться или уходить в ниши. Фрагментироваться. Т.е. уходить в «Адхократию» (ad hoc – «сделано для»).

«Адхократия»

Адхократия присуща тем организациям, которые работают в условиях большой неопределенности, деятельность которых связана с инновациями. Чаще всего деятельность таких компаний организована по проектам, каждый из которых является уникальным: IT-компании, дизайнеры, НИИ, консалтинг и пр. Честно говоря, адхократичных организаций не встречал. Ну, кроме как в зеркале. Но это не считается.

По опыту большинство наших клиентов находятся либо в «Клане», либо в «Бюрократии». Поэтому профессиональный менеджмент им не был нужен. Да и от регламентов первые тип компаний бегал как от огня. Но стратегический ландшафт поменялся, а новых навыков не прибавилось. Ведь «я 10-, 15-, 20- лет и безо всяких ваших моделей прекрасно жил». Жил. Тогда. А сейчас надо меняться. Но тяжело и больно, поэтому не хочется

https://utraining.ru/


Система конкурирующих ценностей: анализ корпоративной культуры

Все компании имеют свою собственную уникальную культуру. Некоторые компании эффективны и успешны, потому что они быстры, легко адаптируются и всегда находятся на передовой. Другие известны своей медленной, неуклонной эволюцией, надежными ценностями и долговечностью.

Понимание вашей собственной корпоративной культуры важно, потому что эта культура будет влиять на принимаемые вами решения, на процессы, которые вы хотите внедрить, и результаты, которые вы можете ожидать от своих команд. Но правильно определить корпоративную культуру может быть непросто!

Тут и вступает в дело система конкурирующих ценностей. Она не только облегчает компаниям определение своей корпоративной культуры, но и помогает лидерам принимать правильные решения, распознавать противоречия, присущие их организации, и работать с ними, а также повышать ценность и эффективность.

В этой статье мы рассмотрим, что именно представляет собой модель системы конкурирующих ценностей, и покажем вам, как вы можете использовать ее на своем рабочем месте, чтобы улучшить свою собственную производительность и производительность вашей команды.

Понимание инструмента

Система конкурирующих ценностей (The Competing Values Framework, CVF/СКЦ) была впервые опубликована в 1983 году Р. Квином и Дж. Рорбахом в результате их исследований организационной культуры и лидерства.

СКЦ была создана для того, чтобы помочь организации понять свою культуру и определить, что делает ее действительно эффективной.

Модель основана на выводе о том, что большинство организаций можно описать с помощью двух измерений, представленных горизонтальной и вертикальной осями, каждая из которых проходит между противоположными или "конкурирующими" значениями. На практике это означает, что даже самые трансформационные и инновационные компании имеют несколько предсказуемые модели. СКЦ помогает организациям определить отправную точку и предсказать, каких точек напряжения и компромиссов они могут ожидать при внедрении изменений.

Рисунок 1. Система конкурирующих ценностей

Первое измерение представлено на вертикальной оси и показывает, в какой позиции между двумя крайностями полной гибкости и абсолютной стабильности находится культура организации. Google, например, хорошо подошел бы к "гибкому" концу этой оси, в отличие от такой организации, как Нью-Йоркская фондовая биржа, которая ожидаемо бюрократична и последовательна.

Второе измерение представлено на горизонтальной оси и показывает, является ли организация более внутренне или внешне ориентированной. Организации с сильной, внутренне ориентированной культурой выигрывают от эффективных взаимоотношений между членами команды и четко определенных процессов. В организациях, ориентированных на внешние рынки, культура уделяет большое внимание оценке удовлетворенности клиентов и конкурентоспособности.

Как вы можете видеть на рисунке 1, две пересекающиеся оси создают четыре квадранта, каждый из которых представляет наборы значений и типичных действий. Организации в каждом секторе описаны следующим образом:

  1. Клан (сотрудничество) – сектор клана в верхнем левом углу представляет командную работу, эффективные отношения, расширение личных возможностей и управление талантами. Это раздел “ориентация на людей”.
  2. Рынок (конкуренция) – этот сектор, в правом нижнем углу, противоположен клану. Он олицетворяет достижение цели, быстрое реагирование и конкурентоспособность. Это раздел "задачи и цели".
  3. Адхократия (созидание) – сектор созидания расположен в правом верхнем углу. Он олицетворяет инновации, креативность и планирование на будущее. Это раздел "неформальность и предпринимательство".
  4. Иерархия (контроль) – этот сектор, расположенный в нижней левой части, представляет бюрократию, структуру и эффективность. Это раздел "формальность, стабильность".

Нет лучшего или худшего квадранта, такого, к которому нужно стремиться. Более того большинство организаций в той или иной степени демонстрируют все эти характеристики. Но важно то, что характеристики одного или, возможно, двух секторов будут явно доминирующими. "Правильный" сектор для организации в конкретный момент времени будет зависеть от того, что она производит или какие услуги предоставляет; на каком этапе жизненного цикла находится; от условий, в которых она работает; ее положения на рынке и источника ее конкурентного преимущества.

Использование инструмента

Как только вы определили, в каком секторе находится ваша организация, вы можете использовать эти знания для улучшения ценностей и поведения, типичных для этого сектора, чтобы укрепить существующую культуру.

С другой стороны, если ваша нынешняя культура приводит к проблемам, вы можете обратить внимание на качества диагонально противоположного квадранта. Включив некоторые из них в практику вашей компании или вашей команды, вы, возможно, сможете добиться позитивных изменений. Однако вы должны знать, что вам придется идти на компромиссы в противоположном секторе. Например, если вам нужно поощрять творческий подход, ожидайте, что вы немного потеряете контроль. С другой стороны, если вы хотите, чтобы ваша организация сосредоточилась на том, чтобы быть конкурентоспособной, вы можете обнаружить, что в вашей команде меньше возможностей для заботы и сотрудничества. Если вы используете СКЦ для прогнозирования подобных последствий, вам должно быть легче справиться с ними.

СКЦ имеет широкий спектр применений, в том числе:

- Определение руководящих ролей и обязанностей.

- Разработка новой организации или отдела.

- Повышение эффективности работы внутри организации или отдела.

- Оценка качества продукции или отделов.

- Найм сотрудников.

- Определение эффективных подходов к обучению.

СКЦ в действии

Давайте возьмем пример образовательной издательской компании, у которой есть серьезные проблемы с моральным духом. Сотрудники перегружены работой, а атмосфера в офисах очень бюрократическая, жесткая и затхлая. Руководители компаний знают, что им необходимо внести радикальные изменения, чтобы оживить свою рабочую силу.

Используя СКЦ, они могут быстро увидеть, что их корпоративная культура находится в квадранте контроля. Противоположный сектор — это сектор созидания.

Имея это в виду, руководители компании разрабатывают план, который позволит их команде начать экспансию в этот сектор. Каждую неделю они выделяют членам команды небольшое количество времени для реализации собственных проектов по разработке продуктов. Один редактор использует это время, чтобы позвонить кому-нибудь из отдела продаж. В результате он получает обратную связь от покупателей книжных магазинов, что приводит к изменению дизайна обложек для ключевой серии книг. Затем продажи резко возрастают, поскольку магазины предоставляют более привлекательным книгам лучшие позиции на полках.

Членам команды также предоставляется больше гибкости в том, как они выполняют свою работу, и вводятся награды за творческие решения старых проблем. В результате один сотрудник склада предлагает гораздо более экономичный способ борьбы с возвратами продукции из магазинов.

Определив свою текущую позицию, а также ее полную противоположность, издатель смог вдохнуть новую жизнь в свою команду, потому что стало ясно видно, куда им нужно идти.

Использование СКЦ для изучения лидерских ролей

СКЦ не просто рассказывает вам о корпоративной культуре. Ее можно расширить, чтобы определить стили лидерства, которые, как правило, считаются соответствующими культурам в каждом секторе. Вы можете видеть это на рисунке 2.

Рисунок 2. Лидерские роли в модели конкурирующих ценностей

Типичными чертами лидерства в каждом квадранте являются:

  1. Клан (сотрудничество) – лидеры в этом квадранте, как правило, описываются как наставники, фасилитаторы или создатели команды. Они объединяют всех вместе, когда наступают трудные времена, и поощряют стремление к общим целям. Они помогут членам своей команды развить навыки, необходимые для более эффективной совместной работы.
  2. Рынок (конкуренция) – лидеры в этом секторе ориентированы на результат и обычно ориентированы на краткосрочную перспективу. Им нравится брать ответственность на себя и действовать быстро, заключая сделки с клиентами.
  3. Адхократия (созидание) – лидеры в этом секторе являются провидцами, которые выступают за перемены и изменение мышления и часто не слишком беспокоятся о риске. Они не просто обладают богатым воображением, но и стремятся воплотить свои идеи в реальность.
  4. Иерархия (контроль) – лидеров в этом квадранте лучше всего описать как менеджеров. Они сосредоточены на организации, решении проблем и обеспечении того, чтобы все было сделано правильно. Они скрупулезно относятся к тому, чтобы уделять внимание деталям, оставаться в курсе событий и быть строгими в своем анализе.

В то время как команда или организация в основном вписываются в тот или иной квадрант, отдельным лидерам легче переключаться между квадрантами, применяя различные стили руководства в зависимости от ситуации. Наиболее эффективные лидеры смогут привнести элементы стиля лидерства из любого сектора, на который нацелена более широкая группа.

https://dialog.guide/

Модель конкурирующих ценностей и 4 типа корпоративной культуры


 Ким Кэмерон и Роберт Куинн. Youtube/Talks at Google

Автор: Игорь Щемелинин (MBA), создатель Freeconcept Consultancy

 Модель конкурирующих ценностей — разработка двух американских профессоров менеджмента Кима Кэмерона и Роберта Куинна. Модель позволяет определить направленность корпоративной культуры в двух измерениях, каждое из которых располагается между двумя полярными состояниями организационной культуры. 

Первое измерение распространяется между полюсом гибкости, свободы действий и динамичности и полюсом стабильности, порядка и контроля. Второе измерение — между ориентацией внутрь организации, интеграцией и единством на одном полюсе и внешней ориентацией, дифференциацией и соперничеством на другом. Пересечение двух описанных измерений дает плоскость. В зависимости от того, в какой точке этого двухмерного пространства находится организация, ее можно отнести к одному из четырех типов культуры. 4 типа корпоративной культуры по Кэмерону и Куинну включают: к иерархии, клану, рыночной культуре или адхократии.

Модель Конкурирующих Ценностей. Источник: Cameron KS, Quinn RE. [1] 

Модель конкурирующих ценностей на практике 

Применив модель конкурирующих ценностей Кэмерона и Куинна, мы можем оценить корпоративную культуру любой организации и отнеси ее к одному из четырех типов корпоративной культуры. В свою очередь, понимание того, к какому типу относится та или иная компания, будет полезно для того, чтобы проанализировать ее проблемы и понять, почему она оказывается неспособна достигать определенные цели. 

Допустим, организация стремится создавать инновации, но у нее это не получается. Вполне возможно, что проблема кроется в ее корпоративной культуре. Например, речь идет о компании с внутренним фокусом и превалированием ценности стабильности и контроля т.е. речь идет об иерархии. Ничего удивительного, что инновационное мышление в таких условиях не процветает. Иерархия плохо совместима с творчеством и новаторством.

Flickr/freeimage4life 

Выход один, работать над трансформацией корпоративной культуры. Без этого ничего не получится, сколько ни инвестируй в инновационные проекты. 

Таким образом, модель конкурирующих ценностей определяет 4 типа корпоративной культуры и дает возможность выявить несоответствия целей компании и ее организационной культуры. А выявив несоответствия можно заняться их устранением — либо менять культуру организации, либо пересматривать ее цели и стратегии. 

Рассмотрим 4 типа корпоративной культуры на примерах реальных компаний. 

Модель конкурирующих ценностей: адхократия

4 типа корпоративной культуры: Адхократия. Flickr/Rawpixel Ltd 

Модель конкурирующих ценностей предполагает, что адхократия — это тип корпоративной культуры, предусматривающий гибкость, свободу действия работников и ориентацию во внешний мир. 

Facebook — пример адхократии 

Компанией с такой культурой является Facebook. Рассмотрим свидетельства этого. 

Ориентация Facebook во внешний мир 

Как высокотехнологичная компания Facebook находится в постоянном поиске новых (лучших в индустрии) людей. Для того, чтобы удерживать лидирующие позиции в быстро эволюционирующей среде информационных технологий, ему нужен постоянный приток интеллекта. Помимо поиска новых талантливых работников, приобретение интеллекта осуществляется за счет поглощения других компаний, обладающих искомыми знаниями и технологиями.[2] 

Facebook собирает информацию о своих потребителях, включая личную информацию[3], а также ориентирован на рыночные потребности клиента. [4] Помимо этого, Facebook как платформа использует большое число независимых разработчиков программного обеспечения для встраивания их приложений в социальную сеть.[5] 

Все эти особенности демонстрируют внешнюю ориентированность культуры Facebook.

Компания старается брать из внешнего мира все, что она может и использовать для собственной работы и развития. Поэтому Facebook является примером организации с внешней ориентацией культуры. 

Flickr/Quim Gil 

Ориентация компании Facebook на внешний мир логична, учитывая профиль организации. Однако она не исчерпывается открытой коммуникацией с пользователями соцсети, но и, например, выражается в том, что разработчики не только имеют право публиковать свои научные данные и докладывать их на научных и отраслевых конференциях, но и обязаны делать это.[6] 

Гибкость и свобода действий работников в Facebook 

Facebook является примером открытой корпоративной культуры, предполагающей гибкость и свободу действий работников. В компании приветствуется инициатива любого работника, будь он высокопоставленный менеджер или практикант. Более того, инициатива считается не только привилегией, но и обязанностью работника.

Команда Facebook (платформные решения). Flickr/Niall Kennedy 

Такая культура предполагает, что человеку необязательно обладать большим опытом для того, чтобы сделать вклад в общее дело. У работников имеется значительная свобода в реализации своих задач, а также в самовыражении. Логическим следствием подобного подхода является высокий уровень доверия сотрудникам, которые должны стремиться его оправдать. Компания поощряет своих работников за смелые решения, даже если какие-то из них оказываются неверными.[7] 

Еще одна черта — наличие многочисленных каналов прямой и обратной связи как по вертикали, так и по горизонтали[8], что ведет к свободному и неограниченному распространению информации внутри компании. 

Модель конкурирующих ценностей: рынок

4 типа корпоративной культуры: Рыночная культура. Flickr/Joe Macri 

Культура по типу рынка предполагает внешнюю ориентацию компании в сочетании с фокусом на стабильности и контроле. 

Apple — пример рыночной культуры 

Если применить модель конкурирующих ценностей Кэмерона и Куинна для анализа Apple, то компанию можно будет характеризовать как рынок. Убедимся в этом. 

Внешний фокус и дифференциация Apple 

Как и Facebook, Apple постоянно ищет таланты, столь необходимые для инновационных разработок. Однако использует эти таланты Apple несколько иначе (об этом ниже). Точно так же компания активно «приобретает интеллект» путем поглощения других компаний, обладающих необходимыми знаниями и технологиями.[9]. Кроме того, компания Apple активно собирает информацию о своих потребителях [10] и ориентирована на рыночные потребности клиента. [11]. Что немаловажно, Apple широко использует внешних контрактных производителей (например Foxconn).[12] Все эти черты характеризуют корпоративную культуру Apple как внешне ориентированную.

Apple. Flickr/atmtx Закрытая культура Apple — секретность и контроль 

Компания Apple обладает одной из самых закрытых культур. 

Подозрительность и секретность, царящие в ней, ведут к тому, что работникам достаточно сложно донести до организации свои идеи, даже если речь идет о высокопоставленных менеджерах. На них наложены многочисленные ограничения, например, в найме новых сотрудников. Отличительной чертой такой культуры является преобладание секретности над взаимодействием.[13] 

Работники Apple ограничены в обсуждении любой информации, касающейся компании, за ее пределами. Многие из них (особенно это касается R&D) подписывают соглашения о конфиденциальности, запрещающие им говорить о работе с семьей и друзьями.[6] Политика компании запрещает публикацию научных данных, полученных в процессе разработки, в то время как это является общей практикой в сфере IT разработки, позволяющей компаниям создавать себе имя, имидж, а также рекрутировать лучших людей в индустрии и находить партнеров.

Закрытость культуры проявляется и в том, что компания препятствует свободному распространению информации не только за пределами организации, но и внутри нее. Отсутствует циркуляция информации и обмен опытом между разными подразделениями и даже между командами в пределах одного подразделения.[14] 

Иногда разработчики работают над какой-то частью продукта, но не имеют представления, каков будет целый продукт. В некоторых случаях работники не должны даже говорить с коллегами по работе. Новым работникам зачастую поручаются фиктивные проекты, над которыми они трудятся месяцами для того, чтобы в компании убедились в их надежности. В офисе компании имеются закрытые переговорные, а электронные пропуска позволяют лишь ограниченное перемещение по помещениям.[15] 

4 типа корпоративной культуры: клан

4 типа корпоративной культуры: Клан. Flickr/Tim Bartel 

Корпоративную культуру, обращенную внутрь компании, направленную на интеграцию и консолидацию и в то же время дающую работникам определенную свободу действия и обладающую гибкостью, модель конкурирующих ценностей определяет как клан. 

Toyota — пример культуры клана 

Внутренний фокус и интеграция Toyota 

Далеко не все организации обращены ко внешнему миру. Некоторые предпочитают создавать свой собственный «внутренний мир», с определяемыми ими самими отношениями между его элементами. 

Производственная система Toyota представляет собой продукт культуры, ориентированной внутрь компании. Toyota не заимствовала ни философские предпосылки, ни организационные системы других предприятий (таких как, Ford, который, в свое время был эталоном для всей автомобильной индустрии), а создала свою собственную уникальную производственную систему — Toyota Production System, опирающуюся на сформировавшуюся в компании за годы работы философскую концепцию, часто называемую «Путем Toyota».[16]

Музей Toyota. Toyota Commemorative Museum of Industry and Technology. Flickr/cotaro70s 

Компания является не потребителем идей, поглощющим их из внешней среды и приспосабливающим под свои нужды, а, скорее, их продуцентом, создающим их внутри себя. Многие элементы TPS ассоциируются в автомобильной индустрии с надежностью и эффективностью. Некоторые компании пытались ввести их на собственном производстве, но задача оказалась не из легких. Ведь элементы системы вне системы и философии, которым они принадлежат, работают плохо, а философия компании и TPS развивались внутри Toyota десятилетиями.[17] 

Взаимодействие Toyota с внешним миром 

Как и любая растущая организация, компания Toyota нуждается в притоке рабочей силы. Однако после длительного процесса отбора персонала, новые сотрудники проходят достаточно длительный процесс адаптации, необходимый для их интернализации, а затем, в большинстве случаев, остаются в компании на долгие годы, становясь ее неотъемлемой частью 

Внутренняя ориентация культуры Toyota проявляется и в работе с поставщиками. Контроль цепи поставок является законодательным требованием ряда стран, а также стандартом в области менеджмента качества. Однако большинство организаций останавливаются на отборе, аудите и квалификации поставщиков. В то же время, Toyota гораздо теснее работает со своими поставщиками, интегрируя их в свою производственную систему и помогая внедрить на их производствах TPS. Таким образом, компания интернализирует и поставщиков, представляющих собой независимые компании. 

Toyota предпочитает выращивать собственный ключевой персонал, а не искать менеджеров на рынке труда. А любое решение прежде чем принимается, длительное время рассматривается внутри компании.[18] 

Все описанное выше характеризует Toyota как компанию с внутренне ориентированной культурой. 

Гибкость и открытость — основа производственной системы Toyota 

В основе производственной системы Toyota лежит стандартизация. Казалось бы, что может быть менее гибкое, чем система, построенная на стандартах. Казалось бы, стандартизация должна снижать влияние человеческого фактора на рабочие процессы. Она сужает сферу ответственности работника, уменьшает потребность организации в знаниях и способностях отдельных людей, нивелирует значение фактора лидерства. И, в конечном счете, делает культуру компании более закрытой, т.к. лишает людей возможности влияния на процессы. Все это так. 

Но только не в Toyota.

Flickr/Asian Development Bank 

Дело в том, что для Toyota стандартизация — это не установление единственного верного способа выполнения определенной работы, а стабилизация мастерства на достигнутом уровне для дальнейшего совершенствования.[19] В свою очередь, совершенствование требует от работников наличия знаний, способностей и определенной культуры. 

Производственной культуре Toyota характерны следующие особенности: 

  • Полномочия делегируются работникам 
  • Правила и процедуры способствуют не сужению, а расширению полномочий работников 
  • Организационная иерархия не препятствует организационному обучению, а способствует ему.

 Все это придает культуре Toyota черты открытой корпоративной культуры. В сочетании с внутренним фокусом мы получаем культуру по типу клана. 

4 типа корпоративной культуры: иерархия

4 типа корпоративной культуры: Иерархия. Flickr/Travis 

Иерархия — Microsoft, Sony, Nokia 

Крупные компании достаточно часто обладают культурой, которую модель конкурирующих ценностей определяет как иерархию. Это связано с тем, что в больших организациях голоса отдельных людей (иногда даже высокопоставленных менеджеров) теряются или подавляются доминирующей над человеком системой. Поэтому корпоративная культура оказывается закрытой для работников организации, которые практически никак не могут повлиять на процессы компании.
Flickr/BinnX 

С другой стороны, большие организации зачастую остаются глухи и к сигналам рынка. Они слишком громоздки для того, чтобы адекватно воспринимать и перерабатывать информацию поступающую извне. Многочисленные уровни организации представляют собой порой непреодолимый барьер для информации, поступающей с рынка. Компании оказываются замкнуты сами в себе. Их культура — закрыта и направлена скорее на интеграцию корпоративной структуры, чем на обеспечение должной реактивности. 

Например, компании Microsoft, Sony и Nokia в свое время оказались невосприимчивы ни к сигналам рынка, ни к собственным работникам. Это позволяет характеризовать культуру каждой из компаний как закрытую, с внутренним фокусом и направленную на стабильность и контроль иерархию. [20], [21], [22]

Источники 

1. Cameron KS, Quinn RE. Diagnosing and changing organizational culture: based on the competing values framework. San Francisco. Jossey-Bass. 2006. 33-45. 
2. Heath A. Mark Zuckerberg explains Facebook’s secrets for acquiring companies. Business Insider. January 18, 2017. 
3. Felix S. This Is How Facebook Is Tracking Your Internet Activity. Business Insider. September 9, 2012. 
4. Templeman M. How Facebook Is Becoming A Customer Service Hub. Forbes. December 22, 2015. 
5. Kirkpatrick D. Facebook’s plan to hook up the world. CNN. May 29, 2007. 
6. Shead S. Facebook’s AI director explained why some of the world’s brightest minds might not want to work for Apple. Business Insider. November 1, 2016. 
7. Feloni R. The 5 values Facebook looks for in every employee. Business Insider. February 9, 2016. 
8. Mejia Z. Facebook’s HR chief discusses 5 key tenets of its winning culture. CNBC. July 17, 2017. 
9. Edwards J. There is a 40% chance Apple will acquire Netflix, according to Citi. Business Insider. January 1, 2018 
10. Bershidsky L. Why Microsoft and Apple don’t need to sell your data. New York Post. April 3, 2018. 
11. Denning S. Another Myth Bites The Dust: How Apple Listens To Its Customers. Forbes. August 26, 2011. 
12. Blodget H. This Article Explains Why Apple Makes iPhones In China And Why The US Is Screwed. Business Insider. January 22, 2012. 
13. Bort J. How Apple’s culture of secrecy wears down its top developers. Business Insider. January 13, 2017. 
14. Clark J. Apple’s Deep Learning Curve. Bloomberg Businessweek. Oktober 29, 2015. 
15. Gebler D. Is Apple’s Culture of Secrecy a Liability? Five Ways to Transparency. The Huffington Post. September 19, 2012. 
16. Лайкер Д. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. 11-е издание. Москва. Альпина Паблишер. 2016. 31-46. 
17. Лайкер Д. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. 11-е издание. Москва. Альпина Паблишер. 2016. 31-78. 
18. Лайкер Д. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. 11-е издание. Москва. Альпина Паблишер. 2016. 224-285. 
19. Лайкер Д. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. 11-е издание. Москва. Альпина Паблишер. 2016. 191-198. 
20. Huy Q, Vuori T. What could have saved Nokia, and what can other companies learn? Insead knowledge. March 13, 2014. 21. Tabuchi H. How the tech parade passed sony by. The New York Times. April 14, 2012
22. Ritholtz B. What’s behind Microsoft’s fall from dominance? The Washington Post. September 6, 2013. 

https://businessrevisor.ru/


Как составить матрицу компетенций для подбора и оценки персонала

 


Редактор: Анна Ефимова

Разобрались, что входит в матрицу и кто ее составляет

Матрица компетенций упрощает работу эйчаров и рекрутеров. Она помогает определить и закрепить навыки, которые нужны специалисту на должности, а также сэкономить время на оценке сотрудников и кандидатов.

О том, как составить матрицу компетенций, поговорили с Lead Talent Manager в Playrix Димой Зинченко. Дима рассказал, что входит в содержание документа, кто его может разработать, а также поделился своим вариантом матрицы компетенций рекрутера.

Дима Зинченко, Lead Talent Manager в Playrix, соавтор телеграм-канала Talent Insiders


Что такое матрица компетенций

Матрица компетенций — это документ, который включает перечень навыков, необходимых сотрудникам для успешного выполнения работы на должности, а также методику их оценки.

Некоторые разделы матрицы компетенций напоминают профиль должности. Оба инструмента описывают знания и умения специалиста на определенной роли. Однако матрица — более объемный документ, который помогает не только на этапе подбора.


Содержанием матрицы является скиллсет — это навыки специалиста и уровень их проявленности в зависимости от грейда. Еще в матрицу может входить описание желательного опыта и образования сотрудника, а также критерии соответствия культуре компании. 

Различия между этими инструментами условны. Вы можете составить профиль должности, включив в него систему оценки, и тогда получится матрица компетенций. Поэтому я рекомендую не зацикливаться на терминах и отталкиваться от ваших целей и задач.

Зачем нужна

Почти в любом HR-процессе пригодится матрица компетенций персонала.

Подготовка к подбору

Подробная и актуальная матрица компетенций поможет рекрутеру:

  1. Подготовиться ко встрече для снятия заявки на подбор. У рекрутера уже будет вся необходимая информация о требованиях к кандидату, останется уточнить у заказчика детали об обязанностях и команде. 
  2. Составить стратегию поиска. По матрице компетенций рекрутер может сделать вывод, насколько редкого специалиста ему нужно найти и в какие сроки это можно сделать. Также матрица является базой для разработки стратегии поиска. 
  3. Синхронизироваться с нанимающим менеджером о сроках закрытия позиции. Если рекрутер знает рынок, он сможет примерно предположить, какое время займет поиск сотрудника с навыками из матрицы и на какую зарплату рассчитывают такие специалисты.

Оценка кандидатов

Матрица помогает понять, какие навыки нужно проверить, чтобы удостовериться в релевантности специалиста. На основе документа рекрутер может сформировать списки вопросов для интервью и продумать другие испытания для кандидатов. 

Оценка сотрудников

Знания и навыки, описанные в матрице, — ориентир для оценки команды. Инструмент можно использовать для принятия решения о прохождении испытательного срока или для обоснования повышения зарплаты сотруднику.

Определение понятных и прозрачных карьерных треков

Чтобы сотрудник понимал, как он может расти в компании, он должен иметь четкий план действий. В матрице компетенций обычно прописывают знания и навыки, которыми должен обладать специалист на определенной должности с разбивкой по грейдам. Это помогает сотруднику понять, что ему нужно освоить, чтобы претендовать на следующий уровень.

Так может выглядеть план развития навыка, составленный на основе матрицы компетенций

Также матрица помогает менеджерам развивать специалистов своих команд. С ее помощью проще понять, на каком грейде сейчас находится сотрудник и что ему нужно делать, чтобы продвинуться дальше. Эта информация упрощает составление индивидуального плана развития.

Виды профессиональных компетенций

Для формирования списка компетенций чаще всего используют стандартные хард- и софт-скиллы. Однако ограничиваться только описанием мягких и жестких навыков не нужно. В матрице также имеет смысл прописать желательный опыт специалиста, образование, наличие pet-проекта и другие нюансы, которые помогут точнее определить портрет подходящего сотрудника.

Список ключевых компетенций можно расширить дополнительными навыками. Обычно это более узкие умения. Например, для рекрутера это может быть устойчивость к фрустрации или умение скрапить данные. Обычно список дополнительных компетенций выносят в отдельный блок матрицы, так как к ним обращаются при наличии времени для оценки или когда необходимо выбрать одного из двух кандидатов, но по ключевым компетенциям они равны. 

Методы разработки

Заимствование готовой матрицы

Многие ведущие компании выкладывают в интернет собственные матрицы компетенций, например:

Готовый документ — это возможность вдохновиться best practice и даже перенять полезные составляющие матрицы. Но при разработке своего документа стартапам и зрелому бизнесу нужно ориентироваться только на свои цели и относиться с осторожностью к любым референсам.

Готовые решения под бизнес

Чтобы создать матрицу компетенций, можно обратиться к подрядчику. Консалтинговые компании работают со многими сферами, поэтому имеют широкую экспертизу, которая полезна для создания матрицы.

Обычно созданием матрицы занимаются консалтинговые компании, работающие в сфере HR, например гиганты вроде McKinsey и Deloitte, но их работа по карману только крупному бизнесу.

Выбирая подрядчика, рекомендую обращать внимание на 3 фактора:

  1. Имеет ли компания опыт работы с заказчиками вашей специфики. Например, компания Playrix разрабатывает мобильные игры. Подбирая подрядчика, я бы узнал о его опыте в этой или смежных нишах. 
  2. Работал ли подрядчик с компаниями со схожей корпоративной культурой. Консультанты с фокусом на корпорации могут не подобрать нужный подход к работе с криптостартапом.
  3. Как компания выстраивает взаимодействие с клиентами. Если подрядчику достаточно одной встречи, чтобы составить матрицу компетенций, и он не проводит глубинные интервью с сотрудниками и бизнесом, это повод насторожиться. Скорее всего, вы получите документ, не учитывающий специфику вашей компании.

Самостоятельная разработка

С составлением матрицы компетенций может справиться проектная команда сотрудников компании. В нее должны войти люди, чаще всего взаимодействующие со специалистами на должности, для которой формируется матрица компетенций.

Нанимающим менеджером и специалистом, который проводит технические интервью, может быть один человек

Желательно выбрать лидера проектной команды, который опишет цели документа, составит план работ, назначит ответственных и будет контролировать сроки. Такой подход может звучать бюрократично, но он поможет учесть все нюансы при создании документа и приведет к результату. Обычно лидером проектной команды становится рекрутер или эйчар.

Чтобы матрица получилась более объективной, покажите драфт документа стороннему консультанту. Им может быть эксперт индустрии или рекрутер, который специализируется на аналогичных вакансиях. Эксперт сможет непредвзято оценить матрицу и привнести что-то новое в документ.

Как создать матрицу компетенций

Сбор и анализ информации

Чтобы матрица компетенций работала, ее необходимо составлять, основываясь на целях компании, департаментов или команд. Для этого следует провести интервью с генеральным директором, топ-менеджером, руководителями подразделений и команд. Важно, чтобы их видение было одинаковым, иначе матрица получится бесполезной.

Например, генеральный директор хочет увеличить прибыль в 3 раза за 2 года, а руководитель департамента продаж считает, что компании важно сохранить текущие показатели. Для достижения каждой из этих целей компании нужны менеджеры по продажам с разным набором компетенций.

Если вы заметили конфликт целей, помогите участникам прийти к единому мнению и только потом начинайте составлять матрицу. 

Определение ключевых компетенций

Чтобы сформулировать список компетенций, рекрутеру важно понять:

  • для какой должности создается матрица;
  • какие цели стоят перед сотрудником на этой должности;
  • какие задачи специалист выполняет или будет выполнять, если его еще нет в штате;
  • какие навыки и качества нужны специалисту, чтобы справляться с задачами.

Цель, задачи и навыки специалиста должны быть основаны на цели компании.

Чтобы получить информацию о должности, поговорите с нанимающим менеджером и лидом команды. Если такие специалисты уже есть в компании и пока их не нужно нанимать, обсудите портрет сотрудника с руководителем направления, в котором предусмотрена должность.

На основе этих данных и понимания рынка рекрутер составляет примерный список компетенций. Его необходимо обсудить на встрече с проектной командой. Это поможет убрать лишнее и добавить недостающее. Но будьте готовы, что каждая сторона может тянуть одеяло на себя. Например, нанимающий менеджер захочет добавить огромное количество компетенций и превратить кандидата в «единорога». Чтобы разрешить спор, опирайтесь на цели компании и вызовы, которые должен преодолеть специалист на должности. Оценивайте все компетенции с этой точки зрения и оставляйте только те умения и навыки, которые будут требоваться сотруднику ежедневно.

Чтобы убедить бизнес сократить список компетенций, покажите, какова емкость рынка таких кандидатов или насколько большое количество этапов интервью потребуется для оценки компетенций. Вряд ли нанимающий менеджер согласится на 2 финальных интервью по 2 часа, а технический интервьюер — на 6 часов сессии лайвкодинга. 

Описание компетенций и индикаторов

Компетенции должны быть сформулированы так, чтобы любой пользователь матрицы их легко понял. Обычно это короткие и емкие описания, например:

  • навыки тайм-менеджмента;
  • знание булевой логики;
  • умение оценивать резюме. 

Однако такие формулировки не помогут объективно оценить, на каком уровне находится специалист. Поэтому стоит продумать индикаторы компетенций — то, как компетенция проявляется в работе. 

Так могут выглядеть компетенции и их индикаторы для рекрутеров разных грейдов:


Индикаторы должны представлять собой конкретные способности специалиста, а не ограничиваться оценками «‎Высокий», «‎Средний», «‎Низкий».‎ ‎Иначе определение уровня специалиста будет необъективным.

Определение шкалы оценки

В моей матрице каждый навык оценивается по 10-бальной шкале. 1 балл соответствует уровню джуна, 10 баллов — уровню хэда. Оценить, насколько развит навык, помогают индикаторы.

На собеседовании каждому ответу кандидата присваивается определенный балл, а сумма этих баллов — ориентировочный грейд специалиста. 

Например, рекрутер, который может планировать и организовывать свою работу, определять приоритеты и следовать расписанию задач, получает 3 балла за компетенцию «‎Тайм-менеджмент». ‎ 

Делать так много грейдов не обязательно, можно ограничиться базовыми — джуниор, мидл и сениор. Главное, каждому индикатору присвоить балл, чтобы создать систему оценивания

Определение эталонных показателей

Приступая к поиску, рекрутеры часто держат в голове идеальный портрет кандидата, составленный на основе матрицы. Но важно помнить, что матрица — это карта и ориентир для изучения рынка. Не зацикливайтесь на определенных параметрах сотрудника. Иногда развитые софт-скиллы и высокий потенциал могут перекрыть недостаток баллов по жестким навыкам.‎ 

Также будьте аккуратны в совокупной оценке. Не всегда кандидат, набравший максимум по большинству компетенций или минимум по нескольким, будет соответствовать определенному грейду. Чтобы верно определить уровень специалиста, опирайтесь не только на сумму баллов, но и на конкретные показатели по каждой компетенции и собственное впечатление. 

Сборка, тестирование и доработка варианта

Можно купить специальную программу для создания матрицы, где она будет выглядеть аккуратно и красиво. Однако во время работы может оказаться, что сервис негибкий: в нем неудобно вносить изменения или некуда писать комментарии.

Поэтому черновик матрицы рекомендую составлять в гугл-таблицах — это бесплатный и гибкий инструмент. Финальную версию можно перенести в вашу базу знаний.

После завершения работ протестируйте матрицу на реальных задачах. Исходя из вашей цели, сравните результаты до и после. Оцените, повысилось ли качество финальных кандидатов или проходят ли успешнее испытательный срок нанятые специалисты.

Чтобы тестирование было валидным, оно может длиться от нескольких месяцев до года.

Матрица должна быть простым и понятным инструментом. Поэтому завершите тестирование опросом всех пользователей о том, насколько удобно им было применять матрицу и понимают ли они ценность инструмента. 

Матрицу необходимо доработать в трех случаях:

  1. Инструмент не выполняет задачу. Например, даже при наличии матрицы срок поиска сотрудников на должность не уменьшился.
  2. Инструмент неприменим. Такое может произойти, если в нем закреплены нереалистичные компетенции специалиста или не продумана система оценки навыков.
  3. Инструментом неудобно пользоваться. Например, на заполнение отчета после интервью требуется слишком много времени. 

Как пользоваться матрицей

Матрица — всего лишь набор компетенций. Очень важно выбрать валидные методы оценки для каждой цели использования документа: ревью внутренних специалистов или кандидатов. 

Примеры методов для внутренней оценки сотрудников по матрице компетенций: 

  • анализ регулярных задач, которые выполняет сотрудник, и оценка баллами уровня их решения;
  • оценка методом 360 градусов для большей объективности, чтобы учесть мнение коллег и руководителя; 
  • с помощью ассессмента можно провести глубокую и комплексную оценку, чтобы определить соответствие специалиста роли. Также ассессмент можно использовать как этап внутреннего конкурса на ключевую позицию. 

По сумме баллов можно определить потенциальный грейд сотрудника.

Для оценки кандидатов можно использовать:

  • структурированное интервью — задавать одинаковые вопросы всем специалистам и сравнивать ответы;
  • имитацию реальных задач — собрать кейс-интервью на основе реальных задач, которые уже успешно решались в компании. Затем сравнить, насколько ответы кандидата соответствуют ожиданиям от специалиста на должности.

Допустим, нужно оценить кандидата-рекрутера. Подумайте, как проверить каждую компетенцию, закрепленную в матрице. Например, умение генерировать поисковые гипотезы можно проверить с помощью тестового задания, а способность составлять карту поиска — на техническом интервью. 

Проведите все этапы подбора, задавая одинаковые вопросы специалистам, сопоставьте ответы с индикаторами в матрице и присвойте соответствующие баллы.‎ 

Пример способов проверки навыков рекрутера с разбивкой по этапам. Столбец «‎Грейды» формируется на основе баллов, где 1 — владение на уровне джуна, а 10 — хэда. Так как на этапе тестового задания оценивается 6 компетенций, минимальное количество баллов которое можно набрать, — 6, что соответствует уровню джуна

Баллы каждого этапа можно визуализировать с помощью лепестковой диаграммы.


Чтобы сравнить результаты нескольких специалистов, сопоставьте их суммы баллов на каждом этапе или наложите лепестковые диаграммы друг на друга, чтобы увидеть различия в навыках.

Когда стоит пересматривать матрицу компетенций 

Один из главных недостатков матрицы компетенций — негибкость. Обычно документ получается объемным и на его пересмотр уходит много времени. Поэтому стоит назначить ответственного сотрудника, который будет отвечать за актуальность матрицы. Например, в Тинькофф эту функцию выполняют лидеры профессии. Также эту роль может взять на себя руководитель проектной команды. 

4 красных флага, которые укажут, что документ пора актуализировать:

  1. Технические интервьюеры замечают, что матрица не соответствует рынку. Например, мало кандидатов соответствуют уровню сениора‎. 
  2. Рекрутеры не могут найти специалистов нужного уровня. Либо ожидания таких кандидатов выше ваших зарплатных вилок и средних по рынку.
  3. Грейды, описанные в матрице, не совпадают с реалиями рынка. Например, вы ищете специалиста уровня мидл, но на рынке это сениоры.
  4. Кандидаты не проходят испытательный срок и не справляются с реальными задачами. Или справляются очень легко и быстро, поэтому теряют мотивацию. 

Чтобы отслеживать красные флаги, попросите каждого, кто работает с матрицей, давать фидбэк после использования документа. Так вы быстрее поймете, что инструмент не выполняет свою задачу.

Второй способ постоянно поддерживать матрицу в актуальном состоянии — раз в 3–6 месяцев организовывать встречу проектной команды, которая определит методы оценки документа, проведет глубокую аналитику его использования, а также сопоставит матрицу с реалиями рынка.

Какие ошибки можно совершить, составляя матрицу компетенций

Начинать составление матрицы с поиска примеров

Референсы загоняют в рамки и могут натолкнуть на решения, которые не подходят вашей компании. Шаблонами стоит пользоваться, только когда вы уперлись в порог некомпетентности — столкнулись со сложностью, которую не можете решить.

Составлять матрицу в одиночку

Документ не должен делать только рекрутер или нанимающий менеджер. Это совместная работа — только так получится создать актуальную и объективную матрицу.

Не продумывать систему оценки

Компетенции, индикаторы и грейды должности — это всего лишь информация. Самое важное — понять, как каждый участник HR-процессов может ее использовать. Поэтому ключевая задача — продумать систему оценки специалистов и варианты применения матрицы.

Пренебрегать подготовкой инструкции по работе с матрицей

Документ может получиться объемным, поэтому не будет лишним составить инструкцию по применению.

Выводы

  1. Матрица компетенций — это список навыков, которые необходимы сотруднику на определенной должности, и система их оценки.
  2. Матрица компетенций помогает:
    • подготовиться к найму и организовать его;
    • продумать этапы подбора и критерии оценки кандидатов;
    • оценивать и развивать сотрудников;
    • мотивировать специалистов расти.
  3. Не стоит скачивать готовую матрицу из интернета. К референсам лучше обращаться тогда, когда вы попытались создать собственный документ и столкнулись со сложностями.
  4. Создание матрицы компетенций состоит из 5 этапов:
    • собрать и проанализировать информацию о целях компании;
    • определить ключевые компетенции, которые необходимы сотруднику на должности;
    • описать компетенции и их индикаторы — то, как компетенции проявляются в работе специалиста;
    • сформировать систему оценки компетенций;
    • составить черновик  документа, протестировать и при необходимости скорректировать его.
  5. Чтобы правильно определить уровень специалистов с помощью матрицы, нужно продумать валидную систему оценки. Затем следует оценить в баллах уровень владения компетенцией, сравнить всех кандидатов по сумме баллов или сопоставить лепестковые диаграммы, созданные на основе оценок.
  6. Если рынок изменился и рекрутеры не могут найти кандидатов, описанных в матрице, документ стоит пересмотреть.


https://huntflow.ru/

Using the crowd as a part of the business model

 

https://www.freeimages.com/vector/business-people-set-4740325

Crowdsourcing or mass collaboration has become popular words for using an external group of people as part of the value creation and value capturing process. Organizations have for a long time used groups of external participants for various contests and market research activities, what is new is the scale, speed and cost of conducting such and other activities.

Enabled by computers and the Internet a virtual crowd of people has the ability to access information and easily interact with organizations to help solving problems, contribute with information and ideas, suggest improved or new designs, comment or vote for new ideas, or test new products or services. Organizations at the same time have the ability to occasionally provide and seek for value in different crowds or integrate it as part of their business models.

Who are the people participating?
Using an external group of people as part of the value creation or value capturing process can take many different forms and the crowd may be big or small, and comprise of amateurs working in their spare time or professionals participating as part of their business model. It is often people that in one way or another are related to the organization or its value network such as customers or community stakeholders, but with the use of intermediary platforms, solutions to an organization's problem might come from people in completely different industries and technology areas.

Money is not important
People partake for different reasons in different activities but also for different reasons within the same activities. A common denominator for partakers is the pleasure and satisfaction to be involved and contribute, to solve challenges, especially when participators have a common vision with the organization. One example is when improving a product or service that the participator wants to use, not only providing value but also receiving value. In addition, recognition and status from the organization or other participants, when showing off creativity, problem solving skills or expertise is often argued highly important incentives for voluntary participation. Other non-financial incentives can be learning from doing, learning from others, and access to exclusive prototypes or versions.

Show me the money!
Organizations seeking help in the crowd often combine different non-financial and financial rewards. Getting an award for solving a problem, a cash bonus for generating a winning design, a price cut on the final product, invitation to exclusive events, gift cards or a royalty based on future product sales are common financial rewards for participation. InnoCentive, an intermediary platform connecting companies, academic institutions, public sector and non-profit organizations, rewards solution providers between $5000 and $1000000 for solving problems.

Some examples where organizations use the crowd to create and capture value:
  • Understand and stay relevant to customers; test new ideas, products and services, discover emerging market needs and trends in user behavior, test and assess brand perception and appeal of marketing material. Example: Nokia Concept Lounge
  • Funding of new ideas; use community to decide investment strategy for mutual funds, provide means for a crowd to make commitments for future products or services. Example: Sellaband
  • Find answers to complex problems not solvable internally; research and discovery and access expertise from other industries. Example: Goldcorp
  • Innovate faster and more profitable; using the crowd to rank and prioritize new ideas, detect challenges. Example: Spreadshirt
  • Improve current products and enhance customer experience; using power users with high demands, basic users with basic needs, non-users with no current needs, using the crowd to openly review products and services, allowing users to customize their products. Example: Lego Factory
  • Create the product or service itself; using user generated content as major part of a value proposition in the business model. Example: iStockPhoto
  • Market and distribute ideas and products; using social platforms and the fact that participation often creates a sense of ownership. Example: Business Model Generation Book
Questions before using the crowd
  • Will the expected output answer key business needs?
  • What will be the value proposition towards participants?
  • Will the organization be able to motivate and incentivize participation?
  • Are the tasks suitable for distributed activities?
  • Can the tasks be broken into small chunks?
  • Are there adequate resources and capabilities within the organization to manage the process?
  • Are there effective filters, such as the crowd itself that can effectively identify what is valuable and what is crap?
  • What will be the added costs and risks from the activity?
  • What would happen if other actors in the value network or competitors knew about or participated in the activity?
  • Will the organization be able to manage the costs and risks?
  • Will the business benefits exceed the added costs and risks?
  • Should the invitation be open or closed?
  • Can anyone participate or should there be criteria of approval?
  • What information should be provided and what should be kept secret?
  • Should the participants see each other’s ideas or contributions?
  • Should it be possible for participants to build on each other’s ideas?
  • How should own and participant's intellectual property rights be managed?


https://tbmdb.blogspot.com/

International Business: Management Processes and Practices. Unit - Negotiations in International Business

 


























https://egyankosh.ac.in/