пятница, 13 сентября 2024 г.

Управленческие компетенции: способы оценить и развить навыки руководителя

 


Редактор: Анна Ефимова

Топ навыков, важных для менеджера в современном бизнесе

По мнению большинства россиян, опрошенных сервисом Работа.ру, эффективный руководитель отмечает потенциал других людей, обладает сильными коммуникативными навыками, уверенно принимает решения, продуктивен, ориентирован на результат и не игнорирует команду. 

Все эти характеристики можно отнести к группе управленческих компетенций, которые помогают лидеру мотивировать сотрудников, планировать работу и добиваться целей.

Но найти такого менеджера непросто. Даже если кандидат кажется подходящим по предыдущему опыту в резюме, важно оценить его управленческие навыки в процессе подбора, чтобы не допустить ошибку найма.

Редакция Журнала Хантфлоу разобралась, какие ключевые навыки нужны руководителю для эффективного управления и с помощью каких инструментов рекрутеры могут оценить их. Добавляйте статью в закладки, она вам точно пригодится.

Что такое управленческие компетенции

Управленческие компетенции — это знания, умения, навыки и личные качества, которые помогают руководителю эффективно взаимодействовать с командой, принимать взвешенные решения и достигать поставленных целей.

По мнению Кейт Уильямс, менеджера по маркетингу продукции в SurveySparrow, управленческие компетенции имеют решающее значение в любом бизнесе, поскольку от действий руководителей зависит успех организации. 

При этом компетенции руководителей — это не статичный набор навыков, а динамичная система, которая постоянно развивается и адаптируется к изменяющимся условиям рынка и бизнеса.

Алексей Баранов, Executive Coach по методологии Gallup / Clifton Strengthsfinder: Через 10 лет появится поколение психологически проработанных лидеров Хантфлоу Инсайт

Зачем эйчарам проверять и развивать управленческие компетенции менеджеров


Ключевые компетенции руководителя 

Создание команды

«Когда члены команд хорошо общаются и сотрудничают, легко добиться прогресса в достижении бизнес-целей‎», — говорится в статье Blink. ‎ 

Крепкие связи между специалистами помогают укреплять доверие в коллективе, налаживать связи между подразделениями, выстраивать эффективную коммуникацию, усиливают вовлеченность и производительность специалистов.

«Способность лидера объединять разрозненные группы людей в сплоченную и высокопроизводительную команду является стержнем для продвижения и роста‎», — отмечает автор блога ZIGURAT. ‎ 

Качества, которыми обладает лидер с навыком создания эффективных команд: 

  • эмпатия и эмоциональный интеллект. Менеджер учитывает эмоциональные потребности команды, помогает налаживать рабочие отношения и мотивирует сотрудников. Предвидит конфликты и умеет предотвращать их;
  • коммуникабельность. Руководитель умеет четко доносить информацию, находить общий язык с членами команды и слышать их;
  • гибкость и адаптивность. Лидер готов корректировать подходы к работе в зависимости от условий реальности.

Helicopter View, или способность смотреть на бизнес и процессы «‎сверху»‎ 

«Взгляд с вертолета‎»‎ — это способность видеть не только детали, но и отстраняться, чтобы охватить картину в целом. Навык помогает лидеру выявлять системные проблемы в процессах, которые блокируют реализацию задач. 

Helicopter View предполагает, что лидер не практикует микроменеджмент, а доверяет своей команде повседневные дела, чтобы самому сосредоточиться на долгосрочных целях и стратегии. Такой подход демонстрирует веру в способности специалистов и дает сотрудникам возможность проявлять инициативу и учиться на собственном опыте.

Умение брать ответственность

Исполнительный директор EMEA Нуну Маркес Вейга говорит: «Одно из самых важных решений, которое может принять лидер, — это взять на себя ответственность за свои действия и поступки команды‎». 

По мнению‎ Вейги, принятие ответственности означает признание ошибок и их последствий, а также предполагает проактивность в предотвращении повторения неудач.

«‎Когда лидеры берут на себя ответственность, они подают пример команде. Они показывают, что готовы признавать свою неправоту и что они ценят честность и прозрачность. Это способствует формированию культуры доверия и открытого общения, что необходимо для успешной организации»‎, — продолжает Нуну Маркес Вейга.

Стратегическое планирование

Навык стратегического планирования предполагает, что руководитель может предвидеть будущее, ставить долгосрочные цели и разрабатывать план для их достижения. 

«‎Современному бизнесу необходимы навыки стратегического планирования», — говорится в статье Vantage Circle. По мнению авторов, этот навык помогает:

  • анализировать ситуации;
  • понимать проблемы;
  • ставить цели;
  • определять сильные и слабые стороны решения;
  • готовиться к рискам.

Проактивность

Автор блога Открытого университета Каталонии Адриа Тунеу Пуч определяет проактивность как способность брать на себя ответственность за выполнение задач, которые приводят к положительным результатам, а не просто реагировать на ситуации или ждать, пока другие возьмут инициативу.

Проактивный менеджер умеет предвидеть потребности бизнеса и команды, выявляет возможные проблемы, разрабатывает стратегию их недопущения или преодоления. 

Есть и менеджеры с реактивным стилем управления. Они ставят цели и реагируют на проблемы и вызовы по мере их возникновения. Это тоже важная черта успешного лидера, поскольку не все сложности можно предугадать заранее.

Фаина Лернер, Рексофт Групп: Менеджеры, оставшиеся в России, могут построить то, чем будут гордиться Хантфлоу Инсайт

Умение управлять обязанностями и временем

Способность управлять временем и обязанностями помогает верно распределить нагрузку между членами команды и спланировать ресурсы. Ошибки на этих этапах могут привести к срыву дедлайнов или неверному распределению ролей, из-за чего возможны хаос в процессах и конфликты.

Как оценить компетенции руководителя

Расскажем про четыре метода, которые помогут оценить уровень навыков кандидата на руководящую роль или текущего лидера.

Интервью по компетенциям

Интервью по компетенциям основывается на реальном опыте специалиста. Чтобы ответы были содержательнее, при формулировании вопросов используют методику STAR.



Примеры вопросов для руководителя по методике STAR:

  • Расскажите о ситуации, когда ваша команда столкнулась с серьезной проблемой. Какая задача стояла перед вами, какие действия вы предприняли и каков был результат?
  • Приведите пример, когда вы внедрили новую стратегию или процесс в команде. Какова была задача, какие шаги вы предприняли и каким был результат?
  • Расскажите о ситуации, когда вам нужно было мотивировать команду для достижения сложной цели. Какая задача стояла перед вами, как вы действовали и каков был результат?
  • Опишите случай, когда вам пришлось принимать трудное решение, несмотря на возражения команды. Какую задачу вы решали, какие действия предприняли и каков был результат?
  • Расскажите о проекте, где вам пришлось координировать работу разных отделов. Какова была задача, какие шаги вы предприняли и каким был результат?

Метод «360 градусов»

Обычно этот метод используют для оценки сотрудника, который проработал в компании не менее 3 месяцев, однако его можно адаптировать и для процесса найма.

По мнению продакт-менеджера банка Точка‎‎ Светланы Лукашиной, метод оценки «360 градусов» позволяет собрать и сравнить мнения разных людей, с которыми кандидат на менеджерскую позицию будет взаимодействовать на работе.

Для оценки с помощью метода 360 градусов необходимо:

  1. Собрать группу людей, которые будут оценивать специалиста.
  2. Объяснить группе цели, принципы и критерии оценки.
  3. Разослать анкеты и провести опрос.
  4. Подвести итоги, дать обратную связь специалисту.
  5. Если кандидат на руководящую роль выбирается из действующих сотрудников, определить его зоны роста, составить индивидуальный план развития.


Так может выглядеть характеристика специалиста по итогам методики

Проводить оценку методом «360 градусов» в процессе найма можно после интервью кандидата со всей командой.

Метод оценки «360 градусов» идеален для компаний с открытой культурой, где люди не боятся и умеют давать честную обратную связь.

Светлана Лукашина,
продакт в Точке, эксперт по оценке персонала

Оценивайте кандидатов эффективнее и быстрее с Хантфлоу

Формы обратной связи в Хантфлоу помогут упорядочить оценку специалистов на любую роль, а также получить структурированный фидбэк нанимающих менеджеров. 

Варианты использования форм:

  • чек-листы для интервью, которые помогут вам не забыть проверить важную компетенцию кандидата;
  • сбор обратной связи от заказчиков. Каждый участник процесса подбора будет оценивать кандидата по четко обозначенным критериям, а не в свободной форме, после чего система автоматически рассчитает сводную оценку специалиста.

Все ответы заказчиков будут представлены в единой сводке. Можно просмотреть итоговые результаты или ответы конкретного человека

Центр оценки

Центр оценки, или ассессмент, помогает определить уровень развития навыков и спрогнозировать эффективность работы специалиста на должности. Это точный, но дорогой метод, так как для его проведения нужны эксперты по ассессменту в компании или подрядчики.

У крупных федеральных консалтеров проект может стоить от 500 тысяч до 1 млн рублей. В региональных компаниях цены ниже — от 300 до 800 тысяч.  

Анна Донская,
HRD в компании «Инновации детям‎»


Ассессмент можно использовать для оценки кандидатов на ключевые позиции, формирования кадрового резерва управленцев, составления индивидуального плана развития и изучения потенциала сотрудников

В процесс ассессмента обычно входят такие оценочные инструменты: 

  • моделирующие упражнения,
  • интервью по компетенциям,
  • аналитические упражнения,
  • письменные кейсы,
  • устные презентации,
  • ролевые игры,
  • групповые дискуссии,
  • интервью.

Чтобы анализ специалиста был всесторонним и объективным, нужно разработать матрицу оценки компетенций. Она может выглядеть так:



Психометрические тесты

Психометрические тесты помогают оценить разные аспекты личности кандидата на руководящую роль.

Тип тестовЧто помогают оценитьПример
Тесты на оценку когнитивных способностейПодходят для оценки интеллектуальных и аналитических навыков кандидата.Тест на критическое мышление Уотсона Глейзера

Прогрессивные матрицы Равена
Личностные тестыПомогают оценить устойчивость специалиста к стрессу, открытость новому, подходы к решению задач.Типология личности Майерс — Бриггс

Модель DISC

PAEI-тест Адизеса

Личностный анализ Хогана
Тесты на оценку эмоционального интеллектаПодходят для оценки способности кандидата понимать свои эмоции и управлять ими, а также эффективно взаимодействовать с эмоциями других людей.Тест на эмоциональный интеллект Мэйера — Сэловея — Карузо MSCEIT

Оценка эмоционального фактора (EQ-i 2.0)
Тесты на оценку лидерских качествПомогают выявить важные качества лидера: стратегическое мышление, умение принимать решения, проактивность и ответственность. Тест на оценку лидерского потенциала Korn Ferry

Как развить компетенции руководителя

В каких случаях нужно развивать компетенции руководителя:

  1. Идеальный кандидат на роль руководителя — текущий линейный сотрудник. Он отлично знает процессы и особенности бизнеса, давно знаком с коллективом и лоялен к компании, но никогда не руководил.
  2. На рынке есть менеджер, который знает особенности сферы и может привнести новое, но у него недостаточно компетенций для руководящей роли в вашей компании.
  3. Текущему руководителю подразделения не хватает навыков для эффективной работы.

HR в iRecommendWork Ольга Пышко считает, что одним из инструментов развития недостающих компетенций может быть индивидуальный план развития сотрудника — ИПР.

В составлении ИПР должны принимать участие сам специалист, его руководитель и эйчар. Чтобы составить план, нужно:

  • определить бизнес-цель компании;
  • выделить 2–3 ключевые компетенции, которые необходимы специалисту для достижения бизнес-цели;
  • составить план прокачки компетенций, который может состоять из развития на рабочем месте, специальных заданий и проектов, обучения на опыте других, самостоятельного развития;
  • определить сроки по каждому пункту программы развития, например установить, когда сотрудник должен пройти курс;
  • согласовать ИПР с руководителем сотрудника.

Пример формы индивидуального плана развития сотрудника



Если сотрудник не хочет реализовывать индивидуальную программу развития, нужно понять причины. Это может свидетельствовать о системных проблемах и неудовлетворенности процессами.

Например, так бывает, если специалист перегорел, потому что уже давно ожидает продвижения. В результате у сотрудника падает мотивация к развитию — зачем, если все равно нет никакого результата.

Ольга Пышко,
HR в iRecommendWork


Выводы

Для эффективного менеджмента требуются развитые ключевые управленческие компетенции руководителя, например умение создавать команды, навыки стратегического планирования, ответственность, проактивность. Эти скиллы помогают достигать целей компании и поддерживают высокий уровень вовлеченности и мотивации сотрудников. 

Эйчарам и рекрутерам важно уметь выявлять и развивать ключевые навыки менеджеров. Для этого подойдут интервью по компетенциям, метод «360 градусов», центр оценки и психометрические тесты. Так компания сможет находить и развивать сильных лидеров, способных привести бизнес к успеху.

https://tinyurl.com/4zutrvwd

Как работать в рабочее время

 


Несколько лет назад один из клиентов обратился к нам с запросом: "Помогите справиться с этим хаосом вокруг. У меня в последнее время усиливается странное ощущение, что я могу нормально работать только до начала рабочего дня, после окончания рабочего дня и по выходным дням".

Мы провели хронометраж времени менеджеров среднего звена, и оказалось, что полезное время их работы составляет 3 часа 27 минут из 8-часового рабочего дня! Все остальное время тратилось на многочисленные переключения, потери и прерывания.

Чуть позже мы нашли многочисленные исследования, что прерывания на работе стоят экономике США 588 миллиардов долларов в год. В офисных пространствах США отвлечения крадут 40-60% самого продуктивного рабочего времени. Примерно 3-5 часов каждый день! И точно к таким же результатам в ходе наших исследований мы пришли в России.

В этой статье мы расскажем о главных причинах, почему же не получается работать в рабочее время, и что с этим делать.

1. Расфокусировка на второстепенные задачи

Представьте себе такую ситуацию: Вы не спали 36 часов. День, ночь и еще день. И вот вам дают 24 часа, чтобы выспаться. Хватит ли этого времени? Конечно да, скажет большинство! Но есть нюанс: каждые 5 минут вас будут на одну секунду будить. Это займет в сумме всего 5 минут из предоставленных 24 часов, и 23 часа и 55 минут вы можете спать. Не правда ли, сложно придумать более мучительное испытание? Но ведь интеллектуальная деятельность очень похожа на процесс сна: подготовка, фокусировка, создание ценности в состоянии потока, чувство удовольствия от полученного запланированного результата.

Когда мы задаем на наших тренинг-сессиях участникам вопрос, есть ли у них ощущение утром, когда они планируют свой рабочий день, что сегодня они обязательно все успеют сделать, то, как правило, большинство участников с улыбкой поднимают руки. Ведь в начале дня наш план дня выглядит вот так:

рис. 1.  Как мы обычно планируем. Крупные блоки задач - цветные прямоугольники

А потом наступает рабочее время, вступает в свои права повседневный хаос (автор этого термина - Александр Фридман). Когда мы задаем следующий вопрос на тренинг-сессии, кто часто испытывает чувство вины в конце рабочего дня, что опять ничего не успел - почти все снова поднимают руки. Потому что обычно рабочий день выглядит как-то так:

рис.2 Как мы обычно работаем

Важные дела делаются до начала рабочего дня и после его окончания, и даже в этом случае часто не удается успеть самое главное. Ведь каждое переключение, даже на 1 секунду, стоит в среднем около 2 минут времени, пока внимание быстро переключится с одной задачи на другую и обратно и полностью сфокусируется. И чем сложнее задачи выполняет сотрудник в течение дня, тем больше времени и энергии уходит на переключение внимания.

Все эти многочисленные "Есть секунда?", "Не отвлекаю?", "Можно тебя на 5 секунд?" стоят на самом деле гораздо дороже, чем одна или пять секунд. И непонимание этого является одной из причин хаоса в организации.

2. Непонимание стоимости хаоса

Когда самолет тратит максимальное количество топлива? При взлете и посадке. Аналогично, человек тратит максимальное количество энергии при переключении между задачами. Когда же мы находимся на эшелонной высоте (вошли в состояние потока), то энергия тратится незначительно и работать в таком состоянии продуктивно можно долго.

Разберемся, как работает процесс переключения внимания. Для этого представим структуру нашего внимания в виде такого своеобразного прицела:


Представьте, что у каждого человека есть станок, который решает интеллектуальные задачи. Это головной мозг. И он устроен следующим образом:

Есть зона сознания, в которой находится решаемая задача. Это центр прицела. В этой зоне может находится одна и только одна решаемая задача. Например, если мы ведем автомобиль, то мы сфокусированы на процессе вождения. Или если мы пишем новое коммерческое предложение, готовим отчет, планируем будущее. Одна и только одна задача.

Есть зона предсознания, которая помогает нам фокусироваться на решаемой задаче. Как правило, в этой области находится знаменитое "семь плюс/минус две" мысли, которые обеспечивают возможность фокуса на решаемой задаче. Это "семь плюс/минус два" очень сильно зависит от текущего уровня энергии человека. 

Например, при вождении автомобиля мы обращаем внимание на дорожные знаки, пешеходов, разметку дороги, показания приборов, ближайший поворот, показатели навигатора, зеркала заднего и бокового вида. Если есть энергия (семь плюс два), то можно еще послушать аудиокнигу или поболтать с пассажиром. Если лишней энергии нет (семь минус два), то поездка, скорее всего, будет происходить в тишине или с фоновой музыкой. Никаких аудиокниг Достоевского или серьезных разговоров.

Еще пример: если вы сфокусированы на написании коммерческого предложения, то в зоне предсознания у вас может находиться конечная цель, ограничения политики продаж, результаты разговора с клиентом, потребности клиента, специальные предоставленные условия, и, конечно, обещание до 18:00 обязательно отправить предложение клиенту на почту.

Есть зона бессознательного, в которой находится все, о чем вы сейчас не думаете, но можете начать думать в следующий момент. Условно, количество информации там настолько огромно, то будем считать его бесконечным. 

Представим процесс фокусировки внимания для наглядности вот так:


Что происходит при переключении внимания? Из бессознательного мы достаем нужные мысли, а из предсознания текущие мысли - убираем.


Если задача, на которую мы отвлекаемся, простая, то мы можем сохранить часть информации в своей зоне внимания и включиться обратно быстро. Если переключение неожиданное, эмоциональное, то мы переключаемся полностью, тратя на это время и энергию. А потом тратим время и энергию на обратное переключение.

Такое переключение может занимать разное количество времени. Чем сложнее задача, тем больше времени нужно на переключение. В среднем можно принять время, необходимое на переключение внимания и новую фокусировку, равным примерно 2 минутам.

Если брать среднее количество отвлечений в день, равным 100, и каждое в среднем по 2 минуты - то получается уже более 3-х часов! Плюс снижение энергии во второй половине дня, так как каждое переключение забирает энергию.

Секрет эффективной работы: это умение концентрировать внимание на самой главной приоритетной задаче и не переключаться ни на что до тех пор, пока задача не будет сделана. Несмотря ни на какой внешний хаос.

Что из себя представляет этот хаос? Это постоянные отвлечения, которые особенно актуальны для офисных сотрудников. И первый из них - это общий кабинет (Open Space), где вместе работают сотрудники.

3. Хаос в общем кабинете или OpenSpace

Самое неожиданное место, где наши клиенты находят существенные резервы повышения продуктивности - это общий кабинет (Open Space). Сталкивались ли Вы со следующими ситуациями:

- постоянные звонящие и отвлекающие от дела телефоны;

- эмоциональные переговоры прямо на рабочих местах;

- телефонные разговоры вокруг сидящих сотрудников;

- постоянные крики сотрудников через весь OpenSpace, в том числе нецензурные;

- звонящие без ответа телефоны ушедших с рабочего места сотрудников;

- банальная невоспитанность сотрудников;

- недостаток движения и физической активности;

- недостаток положительных эмоций;

- гнетущая атмосфера в офисе;

- недостаток солнца зимой.

Этот список еще можно продолжить. И каждая из этих ошибок стоит переключения внимания, приводит к потерям времени и энергии.

Но внешние факторы - это еще не все. Часто мы сами являемся причиной того, что не удается поработать в рабочее время.

4. Постоянное чувство вины из-за невыполненного плана на день

Почему многие испытывают в конце рабочего дня чувство вины? Причиной являются плохие навыки личного планирования времени. А как правильно? Чередовать оперативную работу (хаос) и зоны максимальной фокусировки. Например, так:


Для этого очень важно договориться с самим собой и не отвлекаться во время выполнения сфокусированной работы.  А потом сразу целым блоком решать все накопившиеся оперативные вопросы. И реалистично принимать решение, задерживаться после работы, чтобы выполнить серую задачу, или перенести ее на следующий день.

Рекомендуемое соотношение времени оперативной работы и времени сфокусированной работы - 40% на 60%.

Если в компании есть культура личного планирования, то на этом фундаменте можно создать корпоративную культуру планирования времени и назначения встреч.

5. Хаос в назначении встреч

Во всех компаниях менеджеры как-то планируют встречи. Но в большинстве компаний, к сожалению, мы часто встречаем следующие ситуации:

- принцип открытых дверей превращается в принцип "проходного двора";

- встречи назначаются по телефону, часто это занимает много времени;

- перманентный форс-мажор: постоянные случайные неконтролируемые встречи;

- нет единого информационного инструмента для планирования времени;

- встречи, которые не укладываются в тайминг.

Для того, чтобы преодолеть эти ошибки, важно друг с другом договориться о правилах назначения встреч. Например, открыть друг другу электронные календари и назначать встречи заранее на свободное место в календарях друг друга.

Если каждый менеджер умеет планировать свое время, то назначать встречи можно будет гораздо быстрее. А если таких встреч в неделю наберется десяток, то экономия составит 10 минут в неделю - это почти час в месяц.

Но назначение встреч - не самый частый вид коммуникаций по сравнению с почтой и звонками. Вот где просто кладезь возможностей по повышению оперативной управляемости. 

6. Потеря информации при коммуникациях

Признайтесь честно, как часто вы встречаете следующие ситуации:

- постоянные срочные телефонные звонки вместо почтовых сообщений;

- ощущение, что письма уходят как "в черную дыру";

- по теме письма Вам непонятно, что от вас хотят;

- много разных вопросов в одном письме;

- постоянные отвлечения на новые письма;

- кто-то использует почту, а кто-то – нет;

- достигнутые договоренности не фиксируются и не выполняются;

- сотрудники не перезванивают на пропущенные звонки.

И каждая из этих ошибок при исправлении сулит выгоды в десятки минут в неделю! Как их исправить? Договориться! Например, "Одно письмо - одна тема!" или "Формулируем письма в результат-ориентированной форме: начинаем с глагола и заканчиваем результатом".

Если культуру эффективных коммуникаций создать не так сложно, то с эффективными совещаниями все сложнее.

7. Неэффективные совещания

Хорошее совещание должно давать энергию. То есть люди должны выходить с совещания гораздо более сфокусированными и энергичными, чем они были до совещания. К сожалению, часто мы видим ситуацию наоборот. Почему это происходит? Вот некоторые причины:

- в компании решение всех вопросов смешаны в одно совещание;

- совещания начинаются и заканчиваются не вовремя;

- не определены роли участников совещания;

- долго формируется (или вообще не формируется) протокол совещания;

- неподготовленные совещания;

- "срочные" совещания;

- участники совещания постоянно отвлекаются во время совещания;

- нет времени работать - потому что в день 8 совещаний.

Результатом совещаний являются задачи участникам совещания. И здесь мы сталкиваемся со следующей причиной того, что не получается работать в рабочее время.

8. Невыполненные и просроченные задачи

Эта тема уже сложнее, чем предыдущие. Ведь для того, чтобы понять, почему задачи не выполняются в срок, надо сначала понять, какие это задачи - административные поручения, процессные заявки, проектные задачи или функциональные.

Когда сотрудники компании смогли увидеть различия между административными поручениями, процессными заявками, проектными и функциональными задачами, можно уже настраивать правила субординации.

9. Нарушение субординации

Главными ошибками субординации мы можем назвать:

1. назначение задач "через голову" руководителя;

2. назначение двух ответственных за выполнение одной задачи;

3. постоянные обвинения друг друга "кто виноват?" вместо постоянного улучшения "что виновато";

4. диктатура на этапе принятия решения и демократия на этапе его выполнения;

5. все отвечают за все и никто ни за что: непонятны и размыты зоны ответственности;

6. искажение информации по ходу ее следования;

7. неконструктивная борьба за власть руководителей на глазах у подчиненных;

8. нереализация проектов улучшения из-за доминирования оперативной работы

Этот список тоже можно продолжить. 

Но все вышеперечисленные правила не помогут начать работать в рабочее время, если в компании нет культуры игры по правилам. 

Этот список тоже можно продолжить. Как настроить правила субординации Вы можете прочитать из моей статьи "О правилах субординации".

10. Правила вообще не работают

Первые лица редко когда осознают всю сложность ситуации с оперативным управлением. Они обычно огорожены личными кабинетами, строгими секретарями. А вот у их подчиненных уже начинаются очень большие потери.

К сожалению, во многих компаниях в начале нашего сотрудничества мы видим ситуацию, когда все сотрудники, в том числе высшее руководство, безразлично к правилам. "Даешь добычу!", "Где деньги?", "Результат превыше всего!" - вот что зажигает многих менеджеров.  Правила же создают эффективность. Но правила не дают энергию. Они дают возможность не тратить энергию зря, не повторять уже сделанных ошибок, работать в рабочее время.

Что выбираете Вы - решать Вам.

p.s. для удобства мы систематизировали основные ошибки оперативного управления в виде вот такой интеллект-карты. 

 


 


Сергей Бехтерев
https://tinyurl.com/4x24t29p

четверг, 12 сентября 2024 г.

Management Functions and Organisational Processes. Block-2 Managerial Processes-I. Unit 4 - Planning

 






























https://tinyurl.com/3bpttkz5

What is A BCG Matrix? Definition, Guide and Examples

 


Gary Fox

BCG Matrix stands for Boston Consulting Group Matrix which has been used for over 50 years as a method to analyse a portfolio of products.

What Is The BCG Matrix?

The BCG Matrix, otherwise known as the growth share matrix, is a portfolio management framework that helps companies decide how to strategically manage a portfolio of products or services.


What are the four quadrants of the BCG Matrix?

Dogs: These are products with low growth or market share.
Question marks or Problem Child: Products in high growth markets with low market share.
Stars: Products in high growth markets with high market share.
Cash cows: Products in low growth markets with high market share

How to use the BCG Matrix model

The Boston Consulting Group’s product portfolio matrix (BCG matrix) is designed to help with long-term strategic planning, to help a business consider growth opportunities by reviewing its portfolio of products to decide where to invest, to discontinue or develop products. It’s also known as the Growth/Share Matrix.

The Matrix is divided into 4 quadrants. Each quadrant represents a relative position based on market growth and relative market share.

The BCG is more relevant to larger organizations with multiple services and markets. However, smaller businesses that have a broad range of products can use this to analyse their products.

Often the 80:20 rule applies. In other words, eighty per cent of profits come from twenty per cent of the products and therefore the BCG matrix provides a method to analyse your portfolio and decisions.

The Four Quadrants Explained

Think of the BCG Matrix as mapping a portfolio of products or services.

Dog products

The recommended advice is to remove any dogs from your product portfolio as they are a drain on resources.
However, this can be an over-simplification since it’s possible to generate ongoing revenue with little cost. For example, in the automotive sector, when a car line ends, there is still an after-market i.e. the need for spare parts. After SAAB ceased trading and producing new cars, a whole business emerged providing SAAB parts.

Question mark products

As the name suggests, these products often require significant investment to push them into the star quadrant. The challenge is that a lot of investment may be required to get a return. For example, Amazon (see the Amazon business model)developed the Firephone but failed to gain traction in the smartphone market. Despite a serious amount of investment, it flopped and failed to compete against the established players such as Apple and Samsung.

Star products

Can be the market leader though require ongoing investment to sustain. They generate more ROI than other product categories.

Cash cow products

The simple rule here is to ‘Milk these products as much as possible without killing the cow! Often mature, well-established products. The company Procter & Gamble which manufactures Pampers nappies to Lynx deodorants has often been described as a ‘cash cow company’.

Advantages and disadvantages of the BCG Matrix

Benefits of the matrix:

  • Easy to perform;
  • Helps to understand the strategic positions of a business portfolio;
  • It’s a good starting point prior to further analysis.

Growth-share analysis oversimplifies the factors involved in assessing the future of a business portfolio. Some other limitations include:

  • Business can only be classified to four quadrants. It can be confusing to classify an SBU that falls right in the middle.
  • It does not define what ‘market’ is. Businesses can be classified as cash cows, while they are actually dogs, or vice versa.
  • Does not include other external factors that may change the situation completely.
  • Market share and industry growth are not the only factors of profitability. Besides, high market share does not necessarily mean high profits.
  • It denies that synergies between different units exist. Dogs can be as important as cash cows to businesses if it helps to achieve competitive advantage for the rest of the company.

BCG Matrix Example

The BCG Model is based on products rather than services, however, it does apply to both. You could use this if reviewing a range of products, especially before starting to develop new products.

Looking at the British retailer, Marks & Spencer, they have a wide range of products and many different lines. We can identify every element of the BCG matrix across their ranges:

  • Stars

Example: Lingerie. M&S was known as the place for ladies underwear at a time when choice was limited. In a multi-channel environment, M&S lingerie is still the UK’s market leader with high growth and high market share.

  • Question Marks/Problem Child

Example: Food. For years M&S refused to consider food and today has over 400 Simply Food stores across the UK. Whilst not a major supermarket, M&S Simply Food has a following which demonstrates high growth and low market share.

  • Cash Cows

Example: Classic range. Low growth and high market share, the M&S Classic range has strong supporters.

  • Dogs

Example: Autograph range. A premium-priced range of men’s and women’s clothing, with low market share and low growth. Although placed in the dog category, the premium pricing means that it makes a financial contribution to the company.

You can also apply the BCG model to areas other than your product strategy.

For example, we developed this matrix as an example of how a brand might evaluate its investment in various marketing channels. The medium is different, but the strategy remains the same-  milk the cows, don’t waste money on the dogs, invest in the stars and give the question marks some experimental funds to see if they can become stars.

How the BCG Matrix Fits With Other Forms of Analysis

The BCG Matrix is a portfolio level of analysis. The two other types of analysis related to this are the Ansoff Matrix and the product lifecycle.



https://tinyurl.com/3efvdde7