четверг, 19 сентября 2024 г.

«Тип поставщика» Нил Рэкхем Инструмент #32

 


В 1999 году в книге  «PROдажи: новое мышление» Рэкхем вместе с Джоном Де Винсентисом описали продажи, в зависимости от типа поставщика. В программах закупок они предложили разделить поставщиков по категориям в зависимости от важности продукции для покупателя и наличия альтернативы: операционные, консультационные и партнерские типы поставщиков (продаж).

Операционный тип поставщика (продаж)

В операционных продажах покупатели имеют представление о своих потребностях, регулярно встречают информацию о товарах / услугах, которые собираются приобретать. К операционным продажам прибегают когда в товаре достаточно просто разобраться (свой опыт, мнение знакомых, открытые источники информации). Предлагаемые рынком  продукты условно одинаковы. И любая новинка практически молниеносно копируется конкурентами. Поэтому покупатели хотят сэкономить как на цене, так и на усилиях по приобретению. Большинство продуктов покупатели воспринимают как операционные (даже на рынке b2b, а уж на рынке b2c и подавно). Клиент не видит ценности в поставщике и предпочитает выбирать среди  нескольких компаний (тендер). Офисная бумага у всех одинакова, товар не дефицитен. Значит, главный фактор принятия решения – цена.

Консультационный тип

В  консультационных продажах клиенты приступают к совершению покупки не имея достаточной информации либо о собственной проблеме (ориентир на симптоматику), либо о способах ее решения. У покупателя недостаточно высокая квалификация по специфике продукта. Товар технически сложный и/или информация о предложениях меняется достаточно быстро. Задача продавца – помочь рассмотреть проблему под разными углами зрения. Потом создать новые уникальные продукты путем комбинирования различных элементов. Такой конструкторский набор получается: автомобиль, станок. Мы, например, переводили пластиковые окна из категории операционные продажи в консультационные. Нашли более 40 дополнительных элементов, которые позволяли комбинировать решения. Или расширяли «строительный гипс» от моно-продукта к отраслевым рецептам.

Партнерский тип поставщика

Часто партнерские продажи присутствуют на рынке b2b при продаже услуг или инновационных решениях. При таких продажах компании нет необходимости обладать требуемыми компетенциями. Это для закупщика «over skill». Клиент приходит с запросом типа «Томно мне» или «Что-то идет не так, подумайте…». Поставщик сам разработает и внедрит решения. Интеграция поставщика в компанию-партнера настолько высокая, что уже невозможно найти границу между сотрудниками исполнителя и внутренним персоналом. Задача продавца – помочь найти решение вне существующих рецептов и процессов. Это редкий, но дорогой тип продаж. В своей практике мы т.о. часто заменяли отдел маркетинга или стратегический комитет. Проекты шли по 2…4 года.

Вся эта концепция хорошо коррелирует с моделью Дэвида Майстера «Типы консалтинговых проектов», только без отраслевой консалтинговой специфики.

По нашему опыту основной проблемой продавца в переговорах – это переубедить, что товар не носит операционный характер. А принадлежит к двум другим группам. Но, к сожалению, сотрудники склонны вставать в тупик при прямом запросе – «Чем Ваш продукт лучше?». «Ценой!». И теряют возможность заработать на экспертизе. Есть знакомые, которые в рамках импорто-замещения создали продукт и оценили его в ₽ 6 млн. (себестоимость + маржа 40%). При том, что ближайший конкурент «стоил» ₽ 30 млн. Не готовы были продавать консалтинг.

https://tinyurl.com/wsf7v8ah

Анализ портфеля и определение стратегии закупок по модели Кралича

Анализ портфеля и определение стратегии закупок по модели Кралича

Многие компании по всему миру для формирования конкурентной стратегии снабжения используют Матрицу Кралича (Kraljic Model), предложенную им еще в 1983 году («Purchasing Must Become Supply Management» - Harvard Business Review, 1983). "Преклонный" возраст модели не мешает успешно применять её на практике.

Простота и четкость матрицы позволяют найти оптимальное решение. Кралич выделяет четыре ключевых подхода к снабжению и полагает, что выбор лучшей стратегии поставок обусловлен уровнем поставок, техническим риском и стратегическим значением продукта/услуги для покупателя.

Концепция Кралича

Концепция Кралича основана на двух параметрах:

  • Влияние на прибыль (Profit Impact): стратегическое значение закупок с точки зрения добавленной стоимости продуктовой линейки, процента сырья в совокупных издержках и их влияния на прибыльность.
  • Риск для поставок (Supply Risk): сложность рынка поставок, складывающаяся из дефицита поставок, темпов замещения технологий и/или материалов, барьеров для доступа, затрат на логистику и монопольной или олигопольной структуры, зависимости от поставщиков.

Матрица Кралича (Kraljic Model)

Стратегии снабжения по матрице Кралича



Стадии применения модели:

  1. Подготовьте портфельный анализ (анализ затрат и потребности, анализ рынка снабжения и портфеля поставщиков)
  2. Определите критерии для анализа влияния на прибыль и рисков для поставок
  3. Определите уровень детализации портфельного анализа (единичный или групповой уровень, отношение к отделу, бизнес-единице или корпорации)
  4. Заполните матрицу
  5. Проанализируйте и обсудите результаты
  6. Определите портфельную стратегию по закупкам и действия по улучшению процессов, вписав их в квадрант матрицы Кралича
  7. Внедрите стратегию и ведите контроль ее реализации

Классификация поставщиков

Мы с вами рассматривали классификацию поставщиков на основе Матрицы Кралича, по которой поставщиков можно разделить на поставщиков некритических, основных, проблемных и стратегических материалов. Внутри Матрицы Кралича можно классифицировать поставщиков на поставщиков материалов для производства (direct), товаров для перепродаж, поставщиков оборудования и поставщиков услуг (indirect).

Классификацию поставщиков по произведенным материалам можно осуществлять на основе двух критериев: компетенция в области производства (производственная компетенция) и компетенция в области разработки (технологическая компетенция):

  • Поставщик деталей и материалов: компетенция поставщика — технология работы с производимыми материалами и рациональное производство отдельных деталей (например, металлических);

  • Поставщик компонентов и функциональных групп: поставщик может производить отдельные детали и осуществлять их монтаж (например, сборка телевизионных трубок);

  • Поставщик модулей: поставщик собирает модули из множества деталей и функциональных групп и поставляет, как правило, в режиме «точно-в-срок» уже скомплектованные модули для включения их в производственный процесс получателя. Ответственность за разработку и завершающий монтаж лежит при этом на получателе (например, сиденья для автомобилей);

  • Системный поставщик: поставщик предлагает производителям им самим разработанные функциональные единицы (например, прибор для считывания электронных карт в различного рода автоматах).

Наивысшие требования как к компетенции в области разработок, так и в области производства предъявляются к системным поставщикам. Самыми важными требованиями, которым сегодня отвечают лишь несколько предприятий в мире являются:

  • готовность к системной интеграции на основе использования уже имеющихся на предприятии технологий,

  • управление всем проектом,

  • оптимальная организация цепочки создания стоимости благодаря наличию профессионального менеджмента у суб-поставщиков,

  • умение справиться с комплексной задачей,

  • готовность принять на себя ответственность за риски на рынке, в том числе и за риск поручительства,

  • наличие достаточных средств, для проведения научно-исследовательских и конструкторских работ,

  • наличие предприятий, работающих в различных странах мира в режиме «точно-в-срок»


Другой классификацией поставщиков без учета производственного материала является подразделение всех поставщиков:

  • на поставщиков товаров, предназначенных для продаж: поставщик поставляет продукты, которые дополняют спектр продуктов производителя (получателя);

  • на поставщиков производственного оборудования и машин: поставка оборудования и машин для производственных и административных нужд;

  • на поставщиков услуг и сервиса: гибкое предоставление услуг, которые не относятся к основной компетенции получателя.

 Источник: "Управление поставщиками"/Штефан М. Вагнер - М.,2006

Выбор и оценка поставщика. По материалам одного проекта. 

Здесь разговор коснется процесса выбора и оценки поставщиков. Надежность поставщика является важной компонентой успеха и устойчивости компании. Особенно в кризис. Мы определим принципы формирования портфеля поставщиков, проанализируем роль поставщиков в нашем производстве, сформируем требования к поставщику, обсудим некоторые антикризисные меры.

 

Чтобы грамотно управлять закупками, нам необходимо ответить на 4 вопроса:

  1. что мы покупаем,
  2. где мы покупаем,
  3. у кого и на каких условиях,
  4. как мы будем покупать в будущем.

 

Для создания качественного продукта требуется не только выбор и оценка поставщика, но и управление поставщиками. Управление поставщиками – это создание портфеля поставщиков и управление им.

 

Фазы развития рынка и принципы взаимодействия с поставщиком. 

На ранних стадиях рынка от снабжения требовалось только одно – постоянное наличие необходимого товара. Позднее стали требовать минимальную цену. Потом пришла пора качества и дополнительного сервиса. Относительно недавно многие рынки, в частности, рынок электротехнической продукции, вошли в такую фазу развития, которая требует создания конкурентных преимуществ совместно с поставщиками. То есть сейчас мы говорим о реальном партнерстве.

Высшей формой партнерства является форма, при которой цепочка поставок от трех до четырех компаний является единой системой логистики – вертикальная интеграция. К сожалению, не могу привести конкретный пример в российском бизнесе. Таким примером может быть, предположим, интеграция компании-разработчика, производителя электро-установочных изделий, производителя трансформаторов, испытательной лаборатории и инжиниринговой компании. Или такая цепочка: производитель кабельной продукции – производитель электро-установочных изделий – производитель светотехнической продукции. В другой области это может быть такая цепочка: производитель волокна – производитель ткани – производитель одежды – розничная сеть магазинов одежды.

Такая форма партнерства позволит реально повысить конкурентоспособность всех предприятий в цепи создания ценности. Например, единственным преимуществом местных производителей перед импортом является способность производить больше того, что продается, по более низкой цене, быстрее импортеров и перестать делать то, что не продается. В таком объединении можно обмениваться информацией по вопросам продаж и планов производства с целью уменьшения складских запасов и сокращения времени на освоение новой продукции, реально сокращать время выполнения заказов клиентов и др.

 

Для определения собственной стратегии в отношении поставщиков необходимо выполнить несколько этапов работ. Давайте разберем один конкретный пример.

Мы уже рассказывали о компании, в которой начали изменения с реорганизации внутренних поставок и складирования. Вторым шагом было создание портфеля поставщиков и разработки стратегии управления снабжением.

 

Шаг 1. Анализ номенклатуры закупаемой продукции.

 

Для начала провели анализ номенклатуры закупаемых материалов и разделили их по следующим категориям: 

  1. Некритические для производства/продаж – те материалы, которые можно легко заменить аналогами и отсутствие которых не приведет к остановке производства или потере клиентов;
  2. Основные материалы  для производства/продаж. К ним, в том числе, относятся и расходные материалы для оборудования;
  3. Проблемные материалы – это материалы из категории основных, которые сложны в закупке, транспортировке, хранении, обработке (например, дефицитные, скоропортящиеся, опасные, требующие особых условий транспортировки и хранения и т.д.);
  4. Стратегические материалы – те наиболее значимые высокорентабельные материалы, которые сейчас и в будущем будут основными, и из них будет изготавливаться основной продукт, который в настоящий момент находится в разработке.

 

Шаг 2. Определение роли поставщика в процессе производства.

 

Далее в зависимости от категории материалов определили и категории (роли) поставщиков (см.рисунок 1). 


Рисунок 1. Зависимость роли поставщика от роли материалов

 

 Шаг 3. Определение характеристик хорошего поставщика по разным категориям.

 

Потом определили, каким основным требованиям должен соответствовать тот или иной тип поставщика:

 

Обычный поставщик.

Некритических материалов оказалось достаточно много наименований. Частота поставок была разной: и однократная, и регулярная, и периодическая. На них приходилось порядка 40% операций по оформлению и приемке заказов. Поэтому приняты были следующие требования к поставщикам:

  1. удобство работы с ним: минимальное плечо поставки (от момента заказа до прихода товара), обязательная доставка силами поставщика по согласованному графику, удобная комплектация, при многократных поставках в месяц оформление единым счетом и пакетом документов и др.
  2. стандартное качество и низкие цены
  3. целесообразное сотрудничество по договорным обязательствам

При этом оптимальным количеством поставщиков по одному виду товара выбрали 2 поставщиков с разделением объема закупок между ними 50:50. Для подстраховки менеджер по закупкам должен будет периодически проводить мониторинг рынка и иметь еще 2 страховочных поставщиков на случай необходимости «перехвата» товара.

 

Врезка антикризисных мер

<<В кризисной ситуации некритические материалы становятся первым претендентом на снижение затрат по ним. Тщательно проанализируйте всю номенклатуру и определите, от каких товаров можно отказаться, а какие можно заменить более дешевыми  аналогами, по каким товарам можно снизить требование по качеству. Отказаться от запасов такой продукции в первую очередь.>>

 

Квалифицированный поставщик

Основные материалы – наиболее затратная часть. Частота поставок, в большинстве случаев,  регулярная. Любая задержка в поставке материалов или некачественная комплектация может обернуться остановкой производства. Для компенсации этого приходится держать очень большие страховочные запасы, что серьезно увеличивает затраты. Материалы со скрытыми дефектами, попадая в производство, приводит к дефектам готовой продукции и рекламациям клиентов. Поэтому были приняты следующие требования к поставщикам основных материалов:

  1. Надежное снабжение: строгое соблюдение оговоренных сроков, точность комплектации, резервирование материалов на складе поставщика, доставка силами поставщика
  2. Стабильное качество продукции, кроме того, поставщик берет на себя функции проверки качества выпускаемой продукции и гарантирует проверку качества
  3. Обязательная отсрочка платежа. При этом идеальным сроком посчитали наличие инвестиционного ресурса в 7 дней (т.е. с момента, когда сырье уже в виде готовой продукции отгружено клиенту и за него получены деньги, до момента оплаты кредиторской задолженности остается 7 дней).

При этом определили, что количество поставщиков по одному виду продукции будет также 2 (в некоторых случаях 3) с распределением объема закупок между ними 70:30, т.е. один основной поставщик, другой запасной. Здесь мониторинг рынка должен проводиться постоянно, но основной акцент делается на развитии партнерских отношений с выбранными поставщиками. И поэтому крайне важно серьезно отнестись к оценке поставщика при его выборе. Замена поставщика может обойтись компании очень дорого.

  

Врезка антикризисных мер

<<В кризисной ситуации нацельтесь …на будущее. Оцените все имеющиеся у вас ресурсы: клиенты, поставщики, склад, товары, технологии, оборудование, персонал и т.д.. Проведите анализ изменений на рынке и составьте свой прогноз развития ситуации на вашем рынке, на рынке поставщиков и для вас. Вам необходимо определить, что у вас есть уникального и что из имеющегося вам потребуется в будущем. Необходимо избавиться от всего, что вам не нужно, даже если когда-то вы за это заплатили дорого. При отсутствии в компании инвестиционного ресурса оставьте только тот минимум материалов, которые крайне важны для выживания и нужны клиентам.>>


Надежный поставщик

 

Проблемных материалов оказалось не так много. Но риски и затраты по ним были очень высокие. Среди них оказались также и товары, которые приходилось закупать в большом объеме в Китае из-за периодически возникающего дефицита на российском рынке, долго ждать поставки и долго хранить. На проблемные материалы приходилось 24% затрат и 18% времени простоя производства.

После анализа всех видов проблем решили, что поставщики проблемных материалов должны соответствовать следующим требованиям:

  1. Готовность проводить совместные программы по оптимизации поставок: менять нормы отгрузки, качество упаковки, частоту поставок, заботиться о повышении сохранности продукции, безопасности транспортировки, хранения, обработки.
  2. Совместное фокусирование на создании стоимости, в том числе способность и готовность поставщика взять часть процесса обработки на свое производство, а также проводить обучение рабочих и операторов грамотной работе с сырьем, оказывать технологическое консультирование и поддержку.
  3. Близость поставщика. Для удаленных поставщиков – наличие каналов распределения или региональных складов, близких к нашему производству; или предоставление такого срока кредита, пусть и в несколько траншей, который будет погашаться, как минимум, в момент обработки закупленного сырья.
  4. Долгосрочные договоры.

 

Почти по всем проблемным материалам решено было выбрать по одному поставщику, который проявлял ранее не только партнерские намерения, но и готовность к интеграции. Это – предпочтительный поставщик. Совместные программы требуют много времени и сил обеих сторон. И здесь не подходят оппортунистические отношения и давление на поставщика. На случай форс-мажорных обстоятельств рынок регулярно должен просматриваться на предмет наличия страховочного поставщика для однократного приобретения разового объема.

  

Врезка антикризисных мер

<<Что делать с кредиторской задолженностью при низкой платежеспособности? Сместите все задержки оплат на товары, не приносящие ни прибыли, ни денег в оборот. Платите вовремя только за товары наибольшей значимости, отобранные из категории основных, проблемных и стратегических материалов. Не расплачивайтесь сразу с теми поставщиками, которых вы заменили или вывели из ассортиментной линейки. Платите тем поставщикам, без которых нельзя обойтись, и которые продемонстрировали свою устойчивость и лояльность >>

 

Стратегический поставщик


Стратегические материалы – это те материалы, доля участия которых в создании стоимости достаточно высока сейчас и в будущих ключевых, высокорентабельных продуктах; они имеют определенную долю затрат в общих издержках, высокое участие в создании прибыли. Таких материалов оказалось около 12% из всей номенклатуры.

 

После тщательного анализа всех проблемных ситуаций с такими материалами, а также планов развития/разработки новой продукции и программ снабжения, определили следующие требования к стратегическому поставщику: 

  1. готовность к системной интеграции и согласованной предпринимательской политике на основе уже имеющейся на предприятии технологии
  2. оптимальная организация собственного производства благодаря наличию хорошего взаимодействия со своими субпоставщиками
  3. наличие достаточных средств для осуществления научно-исследовательских и конструкторских работ, нацеленность на инновации
  4. готовность принять на свою ответственность рыночные риски

 

После анализа рынка снабжения стало понятно, что фактически ни один поставщик не соответствует данным требованиям. Было принято решение выбрать по одному наиболее близкому к данному портрету поставщику для дальнейшего его развития и кооперации. На этого поставщика перевести 70% объема закупаемой продукции, а 30% оставить на квалифицированном поставщике. В дальнейшем переводить на него весь объем, но только тогда, когда компания будет абсолютно уверена в высокой степени надежности и партнерства.

 

Врезка антикризисных  мер

<< В кризис вы можете увидеть, насколько грамотно была определена стратегия снабжения, и тщательно ли осуществлялся выбор поставщика в предыдущий период. Именно по работе существующих поставщиков проблемных и стратегических материалов будет видно качество вашего процесса  выбора поставщика и управления поставщиками. И именно сейчас особенно много и тщательно надо работать над изменением системы бизнеса. Предыдущие методы были ориентированы на рост. Теперь ситуация изменилась принципиально и требуются новые, качественные, малобюджетные формы взаимоотношений, другие процессы и технологии. Необходимо выстраивать систему, которая позволит выстоять бизнесу сейчас и станет базой для будущего роста. Не стоит ждать весны и тихо поглядывать, что же будет происходить, или думать, что кризис вас мало коснется. Уже сейчас требуются быстрые, решительные и методичные действия, которые не заканчиваются только секвестированием бюджета.>>

 

 

Шаг 4. Анализ портфеля поставщиков и оценка. 

После определения портретов хорошего поставщика в зависимости от его роли был проведен тщательный анализ всех имеющихся поставщиков для выбора основных поставщиков с целью оптимизации всего портфеля. Весь список используемых поставщиков состоял из 211 компаний. При этом только 98 из них использовались достаточно постоянно, и только к  56 не возникало серьезных претензий по работе. Распределение объемов закупок между поставщиками было случайным, долгосрочных контрактов подписано не было, оценка работы поставщиков не велась, за исключением фиксации рекламаций. По некоторым материалам претензии были ко всем поставщикам и поэтому дополнительно провели анализ рынка, расширив списки потенциальных поставщиков по видам продукции (long list).

      

После определения роли материалов и роли поставщиков было принято решение постепенно сократить портфель поставщиков до 114 компаний (процесс выбора поставщика см. на рисунке 2).

 

Для выбора поставщиков был создан механизма выбора и оценки поставщика по всем категориям и видам товара. В качестве основы выбрали из всех методов схему взвешенных оценок.

 

Пример применения схемы взвешенных оценок:

Например, по одному из видов сырья определили  фактор качества, как наиболее важный. Также выбрали два других параметра – цену и обслуживание, менее важные, но существенные. Определили, что рейтинг поставщика будет оцениваться в предположении, что качество составляет 50% его исходной величины, а цена и обслуживание – по 25%.

 

Выбрали систему начисления очков:

Качество – вычесть процент забракованных предметов из исходных 100

Обслуживание – за каждую задержанную поставку вычесть 5 очков из 100

Цена – подсчитывается наименьший индекс цены на  основании известных данных в процентах от действительно уплаченной цены (разделить минимальную известную цену на фактически уплаченную и умножить на 100)

 

В последнем квартале поставщик задерживал поставки 5 раз, минимальная цена на тот период составляла 95% от уплаченной и забраковали 12% поставленной продукции. Оценили по схеме:

Качество:                          50%х(100-12)=44,00

Обслуживание:                 25%х(100-25)=18,75

Цена:                              25%х95          =23,75

Итого:                                                     86,50

 

При оценке других поставщиков по этой схеме данный поставщик занял в рейтинге 3 место.

 

Надо отметить, что в каждой категории материалов (некритические, основные, проблемные, стратегические) были определенные по разным видам продукции индивидуальные параметры оценки, которые зависели от степени значимости продукта в линейке закупаемой продукции и от степени развитости рынка снабжения. Например, требования к поставщикам кабеля и пластика отличались.

Рисунок 2. Процесс выбора и оценки поставщика

 

 Шаг 5. Работа с поставщиком. 

Далее были проведены встречи со всеми поставщиками, которые попали в short list. Им сообщили о требованиях и наиболее важных аспектах взаимодействия. Был предложен в течение еще одного квартала (по некоторым материалам – 1 месяц) своеобразный испытательный срок, по окончании которого будет принято решение об объемах и сроках контрактов. Всем поставщикам давалась обратная связь по  оценке работы, и сообщался его рейтинг среди других поставщиков. В результате такой работы количество поставщиков сократилось за 2 квартала до выбранного значения. А претензии по качеству поставки (сроки, комплектация, качество продукции) в среднем уменьшились только за 1 квартал на 34%.

 

Врезка антикризисных мер

<< Сейчас необходимо провести серьезную работу с основными клиентами и поставщиками. Определить совместно прогнозы продаж и закупок, возможности и состояние рынка клиентов и поставщиков, открыто проговорить положение и финансовое состояние. Такие встречи надо сделать регулярными. Очень важно делать критериальные замеры и следить за динамикой. Только такие совместные и открытые усилия позволят удержаться на плаву и быстро стартовать после кризисного дна. >> 



Разработка стратегии снабжения

8 шагов

Шаг 1. Определите финансовые и рыночные цели компании на долгосрочную (видение), среднесрочную и краткосрочную (1 год) перспективу

 

Куда идет компания?

 

Каждая компания имеет свое видение, даже если оно не записано и не сформулировано. Если спросить владельцев и топ-менеджеров о том, какой они видят в далеком будущем свою компанию, то вы узнаете то самое видение – образ будущего своей компании:

  • какой будет деятельность организации,
  • какое место она будет занимать на рынке,
  • какой продукт производить,
  • с какими клиентами будет работать,
  • какой будет культура производства,
  • какого размера будет компания,
  • какие будут  в ней работать сотрудники,
  • с кем она будет конкурировать и т.п.

Это будущее создается уже сейчас и немаловажную роль в этом созидании играет отдел закупок. Для тщательного анализа и проверки целей примените Модель 5 сил конкуренции Портера - этот инструмент позволяет определить структуру отрасли, понять природу отраслевой конкуренции и выявить возможности получения прибыли с учетом существующей конфигурации 5 сил, выбрав уникальную модель бизнеса.

Всегда лучше определять настоящее с позиции будущего, чтобы вы из текущего состояния (точки А) прошли в ожидаемое будущее состояние (точку Б), а не в состояние «ЁПэРэСэТэ». Как вы будете идти к этому будущему: интенсивно (а), поэтапно (b) или постепенно (c)?

Рисунок. Стратегические цели снабжения.

Каким должно быть снабжение на этом пути? Какова его роль? Какую роль сыграют поставщики?

 

Чего добивается компания в этом году?

Разработайте финансовые и рыночные цели компании. Определите потенциал для достижения успеха и выберите ключевое направление развития в этом году. Запишите все это в стратегическую карту целей, отрывок из которой представлен ниже на рисунке. 

Стратегическая карта целей. Фрагмент,

Очень полезно будет провести SWOT - анализ снабжения, оценить сильные и слабые стороны снабжения, проверить и скорректировать (при необходимости) цели и составить план стратегических мероприятий.

Видео с разъяснениями и шаблонами представления стратегии смотрите внизу.

Шаг 2. Определите цели процесса закупок.

 

Проверьте, нет ли противоречия в целях. Например, при рыночной цели, подразумевающей региональную экспансию, невозможно поставить закупочную цель – снижение издержек. Безусловно, закупки всегда должны снижать издержки, но в качестве цели снижение издержек в данном случае не подойдет – невозможно будет добиться основной рыночной цели и цели закупок, они противоречат друг другу.

 

Цели обязательно должны быть конкретны, измеримы, обеспечены внутренними ресурсами и внешними возможностями, ограничены во времени, принимаемы исполнителями. Сверьте темпы движения к цели – интенсивно, поэтапно или постепенно – они тоже должны обеспечивать выбранный общеорганизационный темп.

Шаг 3. Определите структуру – централизованные или децентрализованные закупки

 

Идеальной организационной формы закупок не существует. В каждом отдельном случае и на каждом этапе развития рынка и компании необходимо принимать взвешенное решение.

Следует распределить снабженческие задачи по организационным подразделениям так, чтобы:

  • эффективнее проходили заказы от внешнего и внутреннего потребителя к поставщику,
  • минимизировалось разнообразие закупаемой продукции,
  • минимизировалось количество поставщиков одной продукции,
  • сокращались расходы на процессы закупки и поставки,
  • был выигрыш по снижению цены на объемы,
  • обеспечивалась оборачиваемость товарного запаса и не повышались расходы на хранение,
  • обеспечивалась скорость и гибкость реакции на изменение спроса и появление новых высокотехнологичных материалов,
  • была возможность обеспечить интеграцию ноу-хау поставщиков.

 

Три правила:

1. для централизованного снабжения оставить то, что другие не могут выполнить;

2. обычные задачи регламентировать, автоматизировать и передать на выполнение неспециалистам;

3. инновационные и стратегические задачи оставить в руках специалистов

 

Шаг 4. Определите собственную долю участия в создании стоимости – «делай или покупай»

 

Компания должна принципиально разделить задачи с поставщиками. Выбор между полным производством своими силами и получением материалов со стороны является стратегическим решением, которое принимается с учетом четырех параметров: цели предпринимательской деятельности, возможностей рынка снабжения, технологической сложностью продукции и основной компетентностью предприятия.

 

Для определения основной компетенции предприятия необходимо проанализировать затраты, способность удовлетворять клиентов, конкурентоспособность (сложность при копировании) и инновационность (интеллектуальный капитал и коллективные умения). Основная компетентность предприятия является чаще набором умений, а не технологий. Сможет ли компания быстро выпустить на рынок новый качественный продукт, оптимально организовать логистическую цепочку от поставок сырья до конечного продукта, предложить минимальную цену и донести свою продукцию до потребителя?

 

Принимать решение «делай или покупай» необходимо как можно раньше, определив ответственных за это решение, обдумывать и принимать решение командой, подключать поставщиков на раннем этапе, создавать мощную логистику и постоянно проверять правильность принятого решения, уметь вовремя изменить решение.

 

Шаг 5. Определите роли и поведение: отдел снабжения будет основным игроком или специалистом

 

Все процессы реализуются людьми и от их способностей, мотивации и этики зависит успех снабжения. Снабженцы должны стать основными игроками, высококлассными специалистами, обладающими широкими знаниями и большим количеством умений. Задача снабженца состоит в том, чтобы собрать специалистов внутри предприятия и специалистов поставщиков, объединить их знания и обеспечить интеграцию ноу-хау. Квалификация снабженцев начинается со знания материала и распространяется на все предпринимательские процессы внутри компании и между организациями – на логистику, расчет затрат, снижение издержек, инжиниринг, обслуживание, консультирование, разработку новой продукции, интеграцию.

 

Из простого оператора по размещению заказа снабженец превращается в управляющего процессами и поставщиками, т.е. сфера его ответственности переросла простую функциональную задачу, где показателем качества работы и квалификации было отсутствие претензий по наличию продукции.

Шаг 6. Определите рынок снабжения – глобальные, локальные или местные  закупки

 

Этот вопрос, пожалуй, наиболее спорный. Где и у кого покупать материалы, продукцию и услуги? По всему миру существует тенденция к глобальным закупкам, даже если внутренний рынок позволяет обеспечивать потребности компании. В России более или менее крупные компании стремятся также к поставкам всех материалов от прямого, желательно крупного, производителя, даже если объемы закупок являются слишком маленькими для данного поставщика.

 

Глобальные закупки являются стратегическим мероприятием с долгосрочным эффектом воздействия, что требует на начальном этапе довольно серьезных инвестиций: создание альянсов с поставщиком, интеграция процессов, совместные разработки, согласование структур прибыли и затрат, перемещение мест расположения производства и т.д.

 

То есть такие закупки выгодно применять только по отношению к стратегическим или дефицитным материалам с высоким уровнем технологичности. И важно учитывать все риски при глобальных закупках, особенно, логистические затраты, таможенные вопросы и, как правило, увеличивающиеся сроки и объемы поставок, что ведет к большим запасам. А с другой стороны в нашей стране мало производителей, способных предоставлять круглогодично необходимые объемы, стабильное должное качество и оптимальную цену. Решением будет «выращивание» собственного поставщика – партнера, но к этому вопросу надо подходить очень внимательно.

Шаг 7. Определите политику управления поставщиками

 

Этому вопросу необходимо уделить особое внимание – от того, какие отношения вы будете строить с поставщиками, как будете к ним относиться, зависит будущих успех закупок. Сейчас почти все увлеклись конкурсными закупками и политикой давления на поставщика, если размер закупок позволяет, хотя бы отчасти, оказывать давление на поставщика. На многих рынках это привело к снижению цены, но обратной стороной медали оказалось резкое снижение качества и без того не самого лучшего качества российской продукции.

 

Шаг 8. Разработайте стандарты и процедуры

 

Сделав все предыдущие шаги, вам необходимо будет разработать «Политику снабжения», регламенты и стандартные процедуры по всему процессу закупок, а также показатели, позволяющие оценить качество процесса. Пренебрежение регламентами и стандартами приведет к постоянным сбоям в процессе и бесконечному «тушению пожаров». Вариативность решений, возникающих в нестандартизированном процессе, не позволит добиться намеченных целей. Стандартизация и совершенствование процесса закупок – важный принцип снабжения и основа для его эффективности.



Наталья Уразова https://tinyurl.com/jtdr88pr

среда, 18 сентября 2024 г.

Финансовая модель бизнеса

 


Финансовая модель – схематичное представление о состоянии экономического объекта или его элементах (компании целиком или ее отделов), включающее финансовые и нефинансовые показатели аналитики. Модель позволяет спрогнозировать будущее состояние бизнеса, его изменение и оценить текущее, в пределах заданного временного промежутка.

Она базируется на финансовых показателях, но может включать и натуральные – объемы производства или реализации, нормы по расходованию полуфабрикатов и т.д.


Функции финансовой модели

Финансовое моделирование дает возможность получить максимально точную аналитику по сложным и неоднозначным ситуациям, связанным с принятием управленческих решений

Помимо этого:

  • Анализ финансовой модели предприятия, оценка настоящего и будущего финансового положения, сопоставление ожиданий и факта, возможность согласовать работу отделов для достижения зафиксированных целей;
  • Анализ ситуации и определение возможностей более эффективного использования ресурсов, находящихся в распоряжении компании;
  • Выявление критичных показателей, при которых экономические объекты или их элементы (компания или бизнес) находят или утрачивают экономический ценность (рентабельность, точки безубыточности и пр.);
  • Оценка уровня рисков и выявление критичных показателей бизнеса для их контроля;
  • Выявление направления оперативного реагирования на изменение внешних и внутрикорпоративных факторов;
  • Анализ эффективности внедрения новых областей бизнеса и существенных инвестиционных кампаний (IRR, NPV, PB и т.д.);
  • Понимание общей цены бизнеса.

Сфера применения финмоделей очень широка:

  • проектное финансирование;
  • бюджетирование и менеджмент финансов;
  • венчурные сделки;
  • M&A и Private Equity;
  • управление активами;
  • личные инвестиции;
  • аудит;
  • продажи (B2B);
  • маркетинг;
  • стратегический менеджмент;
  • предпринимательство.

Виды финансовых моделей

Существует много вариантов построения фин. моделей. Их наполнение зависит от многих факторов: целей проекта, масштаба, типа инвесторов, сферы деятельности, стадии проекта, и т.д. Большинство классификаций группируют их на основании временных признаков, свойств моделируемых объектов, отраслей применения и т.п.


Классификация финансовых моделей, обусловленная назначением их использования


Еще один вариант группировки опирается на метод финанализа. Для каждой группировки характерны свои способы анализа бизнес-процессов предприятия. Наиболее часто берут нормативные, предикативные и дескриптивные модели.


Группировка по финанализу

Структура финансовой модели

Анализ бизнеса производится обычно в трех направлениях – по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Каждое направление описывает свои объекты анализа. Дополнительно в модели могут описывать внешнее окружение экономического объекта. Комплекс этих элементов наиболее полно описывает финансово-хозяйственную деятельность предприятия.


Структура финансовой модели (укрупненно)


Каждый элемент модели представлен набором объектов, являющихся предметом финансового анализа и моделирования.


Таблица 1. Объекты финансового анализа

Элемент финансовой модели

Объект анализа

Операционная деятельность

Продажи

Объемы и цены продаж, номенклатура, акцизы, наличие (отсутствия) НДС, экспортных пошлин и прочих налогов с продаж

Производство

Удельные затраты материалов и внешних услуг на производство товаров и услуг в разрезе номенклатуры товаров и услуг раздела «Продажи», наличие в них входящего НДСа и импортных пошлин

Сотрудники

Штатная численность, размеры ФОТ, график работы, размеры налогов с ФОТ (мед. страхование, отчисление в ПФР и другие, если предусмотрено законодательством)

Оборотный капитал

Нормативы дебиторской и кредиторской задолженности по поставщикам и покупателям, длительность производственного цикла (расчет незавершенного производства), объем оборотного капитала, необходимого для работы организации

Проценты по займам и кредитам

Проценты по полученным и выданным займам, которые отражаются в отчете о прибылях и убытках

Инвестиционная деятельность

Покупка\продажа активов

  • Входящие и исходящие денежные потоки при покупке и/или продаже активов (земельные участки, здания, транспорт, машины, оборудование, лицензии и т.д.);
  • Импортные и экспортные пошлины при приобретении движимого имущества, если оно поставляется из-за рубежа;
  • Срок полезного использования активов и дата ввода их в эксплуатацию (постановки на баланс) с последующим расчетом амортизации и остаточной стоимости основных средств, а также терминальной стоимости

Финансовая деятельность

Графики получения и возврата займов, как полученных, так и выданных; схемы финансирования деятельности (за счет собственного и заемного капитала или лизинга)

Общие параметры модели

Налоговое окружение

Налоги, налоговые базы, ставки, способы распределения и получения налоговых платежей, например, региональный или федеральный бюджет (может понадобиться для подготовки бизнес-плана в государственные структуры, например, для получения субсидий)

Макроэкономическое окружение

Ставки инфляции, обменные курсы валют и прогноз их изменения

Ставки дисконтирования

Расчеты стоимости денег во времени, используя ставки дисконтирования

Стартовое состояние

Стартовое состояние бизнеса (баланс), если финансовая модель составляется для уже функционирующего бизнеса


Исходя из функций основных фин. моделей, выделяют два направления работы с ней: планирование фин- и хоздеятельности на разных ее уровнях и сопоставление полученных данных с фактическими. Модели этих двух плоскостей идентичны по структуре, отличаются лишь источниками получения информации.


Данные для построения: План продаж, План найма, План закупок, p&l, cf и пр.

Если рассматривать плоскость планирования бизнес-процессов предприятия, моделирование можно представить как взаимосвязь планов/бюджетов, описывающих разные уровни планирования, отталкиваясь от длины срока.

Каждый уровень имеет характерные особенности.


Таблица 2. Уровни планирования ФХД

Уровень

Действия

Срок

Стратегия бизнеса

Постановка целей «надолго», исходя из внешних и внутренних возможностей и рисков

5-10 лет

Стратегическое планирование

Отображение решений и инициатив предыдущего этапа в денежном и натуральном выражении. Укрупненный план без конкретики

5-10 лет

Среднесрочное

Укрупненный план без конкретики с уточнением раз в год

1-3 года

Краткосрочное

Обеспечение ликвидности бизнеса.
План как четкий приказ к исполнению

год

Оперативное (объемно-календарное)

План сводный, по продуктовым категориям с конкретизацией до номенклатуры

Квартал (иногда год)

Операционное

Постановка четких задач сотрудникам

Четкие даты исполнения


Основные параметры выделения уровней – период планирования, степень конкретизации и цель составления модели. Комплексная финмодель не что иное, как иерархия уровней планирования, где каждый из них можно рассматривать как отдельную подсистему (модель).


Инструменты финансового моделирования представлены программными средствами, используемыми для получения управленческой отчетности. Они делятся по уровням автоматизации – от электронных таблиц, до специализированных решений, автоматизирующих весь круг финансовых задач на предприятии.


Одним из комплексных инструментов управления, с помощью которого выполняют построения финансовых моделей, является 1С:ERP. Данная система представляет широкие возможности для построения комплексных финансовых моделей, описывающих все уровни планирования.


Ниже представлена схема уровней планирования, наложенная на возможности инструментария бюджетирования, планирования и Монитора целевых показателей (МЦП), реализованная на базе 1С:ERP.


Таблица 3. Инструментарий 1С:ERP для всех уровней планирования

Уровень планирования

Инструменты 1С:ERP

Стратегия бизнеса

Не подлежит автоматизации

Стратегическое планирование

Блок «Бюджетирования» с консолидированными бюджетами без конкретизации по аналитикам

Среднесрочное

Блок «Бюджетирования» с консолидированными бюджетами без конкретизации по аналитикам и МЦП

Краткосрочное

Блок «Бюджетирования» и МЦП

Оперативное (объемно-календарное)

МЦП и планы продаж по категориям и по номенклатуре, а также планы закупок, производства и сборки\разборки (блок «Планирование»)

Операционное

Документы заказов клиента, поставщикам, производству, на перемещение, внутреннее потребление, сборку и разборку, а также ремонт


Для каждого уровня в 1С:ERP предусмотрен свой набор механизмов построения финансовых моделей. Стратегический, среднесрочный и краткосрочный уровни представлены возможностью формирования бюджетов различной степени детализации. Оперативные и операционные уровни представлены планам различной функциональности и документами заказов. Все эти элементы совместно позволяют создавать комплексные финансовые модели.


О других возможностях построения системы бюджетирования также можно прочитать на нашем сайте.


Все бюджеты системы делятся на: операционные (функциональные, инвестиционные, бюджеты ЦФО) и финансовые.


Схема классификации бюджетов


Каждый тип бюджетов предназначен для реализации конкретной цели предприятия.


Таблица 4. Классификация бюджетов.

Тип бюджета

Объект анализа

Цель моделирования

Операционные

Функциональные

Бизнес-процессы

Совокупность финансовых бюджетов (текущие дела) и рост эффективности бизнес-процессов

Инвестиционные

Проекты развития компании

Совокупность финансовых бюджетов (инвестиционная деятельность) и управление инвестициями

Бюджеты ЦФО

ЦФО

Рост эффективности ЦФО и мотивация сотрудников

Финансовые (мастер бюджеты)

Бюджетный баланс

Компания/Группа

Описывает прогноз по активам и пассивам и их трансформацию

БДР

Прогнозирует финансовый результат и раскрывает его содержание

БДДС

Прогнозирует движение потоков финансов


Бюджеты составляются и для отделов, и для фирмы в целом (на среднем и краткосрочном уровне). Бюджеты отделов собирают в единый бюджет по компании с разрезами по отделам и общим итогом или без детализации по отделам. В обоих случаях они представляют собой комплексную финмодель, описывающую стратегический уровень планирования. Информацию для бюджетов транслируют из оперативных планов и заказов. Каждый элемент данной системы представляет собой отдельную модель – оперативный и операционный уровни планирования.


Бюджетная модель – система взаимосвязанных бюджетов


Итоговые или мастер-бюджеты (уровень стратегического планирования) любого предприятия – БДР и БДДС, и операционные бюджеты строятся на основании данных предоставленных бюджетами нижестоящих уровней. Причем часть операционных бюджетов входит в БДР в виде статей, влияя в итоге на денежные потоки и БДДС. И уже на основании данных мастер-бюджетов происходить построение прогнозного баланса.


Схема построена бюджетной модели представлена тремя элементами – входящими источниками данных, процессом построения бюджетов и обработкой результатов построения модели.


Схема связи подсистем планирования


Источники данных блока «Бюджетирования» представлены инструментарием операционного и оперативного (объемно-календарного) планирования. Последнее использует на входе фактические показатели учета, оперативные планы продаж, закупок, на производство и т.д. прошлых периодов, а также информацию по заказам и планы бюджетирования. На выходе планирование формирует заказы для исполнения, а также заполненные данные планов в статьи бюджетов, и обеспечивает инструментарий контроля и анализа через план-факт.

Бюджетная модель – это один из вариантов построения комплексных финансовых моделей. Она позволяет реализовывать основную функцию финансового моделирования – управлять производительностью предприятия, посредством чего осуществляется процесс планирования, организации выполнения, контроля и анализа. В основе построения финансовой модели лежит оценка различных показателей деятельности предприятия (финансовые, нефинансовые, суммовые, количественные и пр.).


Финансовые метрики

Управление производительностью строится на базе методик управления по финансовым метрикам —механизмом, который позволяет оценить эффективность того или иного бизнес-процесса. Метриками выступают ключевые характеристики деятельности или эффективности процессов, отделов и работников.

Такой вид управления позволяет повысить управляемость бизнеса за счет комплексного планирования и контроля его деятельности на всех горизонтах (от стратегии до оперативного плана).


Методики управления производительностью


Сегодня наиболее востребована методика – Balansed Scorecard (DSC), или сбалансированная система показателей (ССП). Она описывает системный подход к измерению эффективности предприятия и его деятельности через построение системы показателей, разделенных на несколько составляющих (перспектив).


Согласно теории, все цели делят на четыре перспективы: финансы, внутренние бизнес-процессы, клиенты, сотрудники и развитие. Исходя из целей предприятия, количество составляющих может быть увеличено. Предполагается, что все цели компании и показатели перспектив связаны между собой и работают одновременно.


Схема компоновки показателей в разрезе перспектив


В 1С:ERP данный функционал реализован через подсистему «Монитор целевых показателе», где перспективы из ССП – «Категория цели», используются как визуализация группировки целевых показателей.


Здесь можно построить моделей с иерархией целей и целевых показателей, предоставляется возможность для их мониторинга, расшифровки до аналитик, а также визуализации на панели показателей для вывода их на монитор руководителя. Он графически отображает информацию о текущем состоянии и динамике целевых показателей. Состав и внешний вид показателей настраивается исходя из целей пользователей и требований к визуализации показателя.


Внешний вид монитора целевых показателей


Монитор поддерживает несколько уровней визуализации: графическое представление, семафорная система, табличная форма и расшифровка данных.

Целевые показатели монитора представлены иерархической структурой – структурой целей. Для каждой задается алгоритм расчета. На верхних уровнях расположены стратегические цели, на нижних– соответственно, среднесрочные, краткосрочные, операционные и т.д.


Для каждой высокоуровневой цели выделяют подцели, успешное выполнение которых обеспечит достижение вышестоящих.


https://tinyurl.com/2bknhzhc

Разберемся в финансовой модели совместно с международной бизнес-школой Laba и бизнес-аналитиком Виктором Рыжовым. Виктор – основатель аналитической компании Bintels, а также лектор курсов «Финансовое моделирование» и «Power BI» в Laba.

В этом видео поговорим о структуре финмодели. Определим, как часто нужно ее обновлять и кто должен это делать. Узнаем, чем полезны финансовые отчеты о движении денежных средств (cash flow), прибылях и убытках (P&L) и балансе. А еще Виктор Рыжов объяснит, почему для финансового моделирования не придумали ничего лучше Excel и расскажет, как рассчитать реальные цифры и не допустить кассового разрыва.


https://tinyurl.com/bdfjubpa