четверг, 25 декабря 2014 г.

Нейминг для веб-проекта. Логика креатива



Когда у меня в очередной раз спросили: “почему ваш стартап называется Ahoba (;?”, — я решил, что больше не буду пересказывать одно и то же объяснение. Надо написать об этом статью, дабы убить двух зайцев: раз и навсегда расставить точки над i в вопросе выбора названия для нашего проекта и поделиться полезной методологией проработки нейминга для веб-проектов.

Нейминг как часть работы по созданию атрибутов брендинга — деятельность, состоящая из двух частей. “Художественной” — когда идеи идут из внутренних соображений автора. И “маркетинговой” — когда средствами статистического анализа собираются и учитываются внешние требования: вкусы и предпочтения, реакция аудитории и т.д.

Некоторые, работая над неймингом, опираются только на художественные аспекты, другие, напротив, оперируют лишь маркетинговым анализом. Описанная под катом методология основана на гармоничном сочетании первого и второго…



Бренд, Брендирование и Брендинг


Как и многие прочие термины неточных наук, понятие “бренд” разными авторами в разных источниках и в разное время может трактоваться по-разному…

Во второй половине 20-го века “брендами” называли лишь всемирно известные символики компаний и продуктов. Сегодня под “брендом” подразумевают любую уникальную атрибутику, разработанную для создания ассоциаций с любой компанией, товаром или услугой. Дать определение этого понятия можно с юридической, финансовой, маркетинговой, психологической и прочих позиций.

В учебниках по маркетингу, в журналистских статьях, в научно-популярных книгах можно встретить разные трактовки слова “бренд”, смешивание понятий “брендинг” и “брендирование” или, напротив, их разграничение и выделение отдельных сущностей вроде “интернет брендинг”, “стратегический брендинг” и т.д. Имея привычку заниматься велосипедостроением, дадим свои определения подходящие под контекст “веб-проектов”:

Бренд — набор уникальной атрибутики, состоящей из названия, логотипа, цветовой схемы, доменного имени, слогана, краткого ключевого описания и т.д., предназначенный для создания положительной или пояснительной ассоциации с веб-проектом.

Брендирование — работы по проектированию и созданию атрибутики бренда.

Брендинг — комплекс долгосрочных мероприятий по популяризации и созданию положительных потребительских ассоциаций с проектом в целом и его атрибутики в частности.

Ориентируясь на эти определения, можно увидеть, что работы по созданию и продвижению бренда, состоят из множества различных мероприятий. В данной статье рассмотрен лишь один этап — разработка имени проекта, или т.н. “нейминг”.

Нейминг, и почему его выделяют в отдельную работу


Нейминг — работа по созданию названия нового проекта. Без зазрения совести этот аспект брендирования можно назвать самым важным. Почему?

  • Название есть всегда. У проекта может не быть логотипа, может не быть слогана, но у него всегда есть название;
  • Имя проекта присутствует во всех рекламных, маркетинговых материалах и мероприятиях (за редким случаем отсутствия оного в тизерной рекламе);
  • Подобрав неудачное название, все прочие усилия над брендингом можно свести на “нет”.

Помимо этого, всех людей условно можно поделить на тех, у кого “гуманитарный”, и тех, у кого “математический” склады ума. Для первых образом для возникновения подсознательных ассоциаций с брендом служит логотип или персонаж, используемые в брендинге. Для вторых же основа ассоциаций — именно название.

Всё вышесказанное доказывает важность и первостепенность работ над неймингом для нового проекта. Кроме того, хотелось бы сказать о “доступности” этой процедуры для широкого круга лиц…

Ну, правда, чтобы нарисовать логотип, нужно как минимум уметь рисовать, и в частных случаях — обладать навыками работы с графическим редактором. Чтобы придумать название, нужно уметь сочинять, и в общем случае — говорить. Не хочу обидеть высокооплачиваемых маркетологов, специализирующихся исключительно на работе над неймингом, у которых наверняка получится более грамотное название, но сочинять и говорить, в той или иной степени, умеем мы все. Соответственно, многие люди могут самостоятельно подобрать хорошее название для своего проекта (что также подтверждено тысячами примеров удачных названий, подобранных фаундерами или инженерами проектов). Надо лишь рассказать об основных правилах и ограничениях при нейминге.

Требования к названию веб-проекта


Все требования можно условно объединить в четыре большие группы.

Маркетинговые:

  • Название должно быть уникальным (как минимум среди прочих веб-проектов). Это необходимо для однозначной идентификации, выделения среди конкурентов, SEO-оптимизации и т.д.;
  • В названии должны быть отображены и подчеркнуты преимущества и особенности проекта и\или его принадлежность к определенной тематике;
  • Название должно быть масштабируемым, чтобы в будущем не ограничивать возможности бренда.

Эстетические:

  • Необходимо, чтобы название четко и однозначно звучало, легко произносилось;
  • Желательно, чтобы оно приятно выглядело и при написании.

Психологические:

  • Смысловая нагрузка названия не должна нести сознательных и подсознательных негативных ассоциаций;
  • Следствие эстетических требований — название должно быть легко запоминающимся;
  • Название должно нести изначально положительный или нейтральный эмоциональный фон.

Практические:

  • У названия должна быть однозначная транскрипция. Особенно это актуально для проектов, которые будут продвигаться средствами телемаркетинга;
  • Название и доменное имя должны легко набираться на спец. клавиатурах мобильных устройств (важно, если планируется мобильная версия).


Как видно из списка требований, большинство из них достаточно субъективны, некоторые перекликаются друг с другом…

Всё это усложняет формальность работы над названием, поэтому, чтобы избежать “абстрактных рассуждений” и оставаться в рамках логических изысканий, необходимо дополнить требования практическими “ограничениями”.

Первое ограничение, с которого стоит начать, это определение целевой аудитории проекта. Мы придумываем название не для себя, а для наших пользователей. Разработчики, конечно, тоже частный случай пользователей, но в данном случае меньшинство не должно иметь весомых преимуществ. Название для пользователей, а не для разработчиков или владельцев.

Второе ограничение — определение тематики и бизнес-модели проекта. Стоит начать с бизнес-модели, выбрав между B2B, B2C, C2C, C2B. Каждое из этих направлений несет ряд своих ограничений на название. После этого необходимо определить ключевую тематику и категорию проекта. Например: тематика — недвижимость, категория — строительство.

Разобравшись с требованиями и ограничениями, переходим к следующему этапу формализации задачи — составлению брифа на разработку названия.

Бриф на разработку имени веб-проекта


Бриф — краткий формальный список требований, пожеланий, ограничений и описаний, которым должно соответствовать разрабатываемое имя проекта. Желательно ограничивать объем брифа в один лист формата А4, это позволяет держать всю рабочую информацию перед глазами, что крайне важно при работе над названием.

Содержание брифа может варьироваться от тематики и сферы проекта, для которого разрабатывается название, но большинство пунктов и их содержание остаются неизменны. Ниже с пояснениями перечислены пункты типичные для большинства брифов на название.

  1. Краткое функционально-маркетинговое описание проекта — ориентируясь на него, формулируется смысловая нагрузка для имени.
  2. Тематика проекта — ограничивает область слов, которые могут использоваться в названии; задает характер эмоций, которые должно передавать название и т.д.
  3. Целевая аудитория — возраст, пол, социальный статус, вкусы и предпочтения, связанные с тематикой проекта, стереотипы, ассоциации, существующие у данной ЦА и т.д.
  4. Основные или близкие конкуренты — 1-5 рассмотренных конкурентов в формате: название, доменное имя, краткое описание.
  5. Бизнес-модель и типовые способы продвижения и реклама для неё — определяет контекст, в котором чаще всего будет использоваться название.
  6. Ранжированный список требований, от самых важных к самым незначительным, с указанием обязательных — на соответствие этому списку проверяются промежуточные и конечные варианты названия.

Для большей ясности, что же конкретно должно быть в брифе, приводим его пример, написанный для нашего, тогда ещё безымянного проекта Ahoba (;

Пример брифа на разработку имени — проект Ahoba (;


Краткое описание проекта: 
Web SaaS browser-based сервис, состоящий из универсального онлайн-редактора для создания дизайна макетов с автоверсткой в готовый документ; облачного хранения и хостинга дизайн-проектов пользователей с возможностью опубликовать их как веб-сайт.

Тематика:
Дизайн для бизнеса. Дизайн “на каждый день”: для учебы, для быта, для социальных сетей и т.д.

Целевая аудитория:
Любые люди (от профессиональных дизайнеров до домохозяек и школьников), самостоятельно решающие задачу создания дизайн-макета и верстки в конечный документ для чего-либо средствами ПК или планшета;

Конкуренты:
Macaw — нативный (Windows, MacOS) визуальный редактор для разработки дизайна веб-страниц с функцией автоверстки в лаконичный и чистый html\css код.

Webflow — визуальный онлайн-редактор для создания веб-страниц, основанный на фреймворке для разработки фронд-энда сайтов Bootstrap.

Canva.com — визуальный онлайн редактор для создания полиграфических (листовки, буклеты, постеры и т.д.) и медиа (иллюстрации, коллажи и т.д.) проектов. Основан на подготовленных бесплатных изображениях, позиционируется как “редактор для непрофессионалов”.

Бизнес-модель и основные виды продвижения:
B2C-сервис, продвигаемый в интернете средствами SEO, блоггинга, социальных медиа, контекстной рекламы, е-майл рассылок.

Список требований:
  • Название должно иметь позитивное эмоциональное сознательное и\или подсознательное содержание и форму. Главное конкурентное преимущество нашего проекта — он удобный, приятный, работа в нём вызывает приятные чувства.
  • Написание названия должно быть приятным и запоминающимся, т.к. в основном будет использоваться именно письменная форма.
  • Название должно быть максимально уникальным, т.к. продвижение будет основываться на создании лояльного комьюнити и брендинге. Чем выше уникальность, тем проще это сделать.


Алгоритм и методика подбора, создания названия


Имея на руках бриф с исходными данными для проработки названия, можно непосредственно приступать к процессу его создания. Для этого существуют различные методики: от мозгового штурма до статистических методов в филологии. Я расскажу о методологии-алгоритме, который использую сам. Этот способ нельзя назвать уникальным, я встречал его элементы во многих источниках, но как формально описанный и законченный алгоритм он мне не попадался…

Шаг 1. Анализируем данные из брифа и выбираем один (иногда можно выбрать два, но не больше) “формата” для названия:

Формат #1 “Функциональное название” — в названии содержится описание возможностей проекта;

Формат #2 “Указательное название” — в названии описывается тематика проекта;

Формат #3 “Техническое название” — название, содержащее как описание возможностей, так и тематику проекта.

Формат #4 “Эмоциональное название” — смысловая нагрузка названия не важна, ключевое — эмоциональное содержание.

Шаг 2. В зависимости от формата названия подбирается способ его создания. Ниже даны сочетания “Формат-Способ создания”, подробнее о способах написано в четвертом шаге.

Функциональное название: Аналогия, Удаление, Метонимия, Оксюморон, Подражание, Соединение, Сокращение;

Указательное название: Аналогия, Вырезание, Метонимия, Перенесение, Подражание, Соединение, Сокращение;

Техническое название: Акроним, Соединение, Сокращение;

Эмоциональное название: Аллитерация, Удаление, Метонимия, Оксюморон, Перенесение, Подражание, Неологизм.

Шаг 3. Сбор “рабочего словаря”. Рабочий словарь — список слов и словосочетаний, которые можно использовать в названии. Это не само название, это рабочий материал, слова, которые подвергнутся “обработке” на следующем шаге.

Отмечу, что этот шаг необязательный для некоторых способов создания имен, таких как: Подражание, Неологизм и т.д.

  • Мой алгоритм сбора рабочего словаря такой:
  • Из брифа берем тематику проекта;
  • Вводим в любимый поисковик запрос: “модные тенденции в _тематика_проекта_”;
  • Из поисковой выдачи выбираем 3-7 статей (именно полноценных статей из блогов или журналов);
  • Читаем статьи, выписывая из них тематические, описательные слова и словосочетания;
  • Таким образом набираем 100-300 позиций в словаре;
  • “Фильтруем” словарь, убирая слова не подходящие под требования удобства (с плохой транскрипцией, сложные в написании и т.д.), отсеиваем “заезженные”, явно не уникальные слова для названий;
  • Получаем рабочий словарь из 30-50 позиций.


Когда словарь готов, переходим к следующему шагу.

Шаг 4. Разработка вариантов названий. 
На втором шаге мы определились со способами того, как можно получить название, на третьем собрали “рабочий материал” для этих способов. На следующем шаге мы применяем способы к рабочему материалу и составляем варианты. Ниже о способах:

Аналогия (для Функциональных и Указательных названий) — использование какого-либо слова, имени собственного без изменений. Основной критерий к такому слову — оно несет в себе “нужные” для названия ассоциации. Примеры: Mustang (Ford), Эльдорадо.

Соединение (для Функциональных, Указательных и Технических названий) — соединение двух и более частей разных слов. Например: Eveready, Лукойл.

Сокращение (для Функциональных, Указательных и Технических названий) — создание фразы или словосочетания, характеризующих проект, и сокращение её до аббревиатуры. Например: МТС, HP.

Метонимия (для Функциональных, Указательных и Эмоциональных названий) — к какому-либо частному понятию, добавляют обобщающую характеристику или наоборот. Например: Вселенная золота, Мир ковров.

Подражание (для Функциональных, Указательных и Эмоциональных названий) — подбор существующего, или создание нового слова, своим звучанием вызывающего ассоциации с тематикой или функциональностью проекта. Например: Schwepps, Агуша.

Оксюморон (для Функциональных и Эмоциональных названий) — короткая фраза-шутка, основанная на противоречии. Например: Lowe Alpine, True Lies.

Удаление (для Функциональных и Эмоциональных названий) — частный случай “Неологизма” — удаление из слова слога, части букв. Например: Ководство.

Перенесение (для Указательных и Эмоциональных названий) — применение слов, не связанных с тематикой проекта, и не имеющих прямых ассоциаций с ним. Например: Apple.

Акроним (для Технических названий) — создание нового слова из частей многословного названия. Например: из названия “Коммунистический союз молодежи” получилось “Комсомол”.

Аллитерация (для Эмоциональных названий) — повторение слогов или целых слов в одном ритме и с рифмой. Например: Coca-Cola, Shake'n'Bake.

Неологизм (для Эмоциональных названий) — придумывается абсолютно новое слово, которое используется в качестве имени собственного для нового проекта. Например: Kodak.

На практике выполнение этого шага сводится к созданию 1-3 вариантов названия по каждому способу, характерному для выбранного формата. Полученные готовые варианты должны подвергнуться финальной выборке, что описано в последнем шаге.

Шаг 5. Выбор конечного варианта.
На этом этапе я предпочитаю действовать “от потребителя”. Т.е. протестировать полученные варианты на фокус-группе и, основываясь на мнении представителей ЦА из неё, выбрать конечный вариант. Ниже описана методология бесплатного, быстрого тестирования названий.

Среди своих друзей, знакомых и родственников ищем 8 человек — представителей ЦА. Четверо из них должны быть доступны для обращения по телефону (для проверки слухового восприятия названия) и еще столько же должны быть доступны в каком-либо средстве электронной переписки (чтобы узнать, как воспринимается письменная форма названия).

Формулируем фразы, с которыми будем обращаться к представителям ЦА. При этом необходимо как логически, так и эмоционально их подготовить к процедуре выбора, презентовав варианты максимально нейтрально:

— Привет! Можно узнать твоё мнение? Необходимо выбрать название для проекта, который _краткое_описание_проекта_. Варианты следующие, выбери только один:
Вариант#1
Вариант#2

Вариант#N


Следует упомянуть об исследованиях, в которых говорится, что, когда перед человеком ставят неочевидный выбор, в 30% случаев он склонен выбрать последний или первый вариант. Чтобы это явление негативно не сказалось на конечном названии, для каждого представителя ЦА случайно “перемешиваем” варианты.

Получив у представителя фокус-группы вариант, необходимо уточнить, совпадают ли задуманные эмоции и вложенный в вариант смысл с увиденным и прочувствованным у выбравшего его. Фраза:

— А что у тебя ассоциируется с Вариант#Выбранный?

В итоге имеем статистику, которую можно свести к таблице вида:

Опрашиваемый представитель ЦА | Выбранный вариант | Ассоциация

Если в этой таблице какой-либо вариант встречается чаще других, и у 50% выбравших его возникли “правильные” ассоциации, то он и выбирается в качестве конечного. 

Для полноты понимания, как этот алгоритм и методику использовать на практике, приведем пример, каким образом с его помощью было получено название Ahoba (;

Пример использования алгоритма для создания названия Ahoba (;


Шаг 1. Проанализировав данные из брифа, выбираем формат для наименования нашего проекта — Эмоциональное название.

Шаг 2. Выбираем все способы создания Эмоциональных названий: Аллитерация, Удаление, Метонимия, Оксюморон, Перенесение, Подражание, Неологизм.

Шаг 3. Собираем рабочий словарь:
  • Вводим в Google поисковый запрос: “современные тенденции дизайна”;
  • Читаем первых 3 статьи из выдачи, выписываем 121 тематическое и характеризующее тематику слово;
  • “Отфильтровав” словарь, получаем 32 рабочих позиции: Стиль, Design, Кисть, Макет, Объект, Красота, Удобство, Для всех, Гама, Современный, Внешний, Опора, Изменение, Глубина, Тонко, Плоскость, Видит, Для тебя, Цвет, Удачный, Полный, Мысль, Яркий, Взгляд, Везде, Небо, Пустота, Угол, Синий, Мой, Оттенок, Свет.

Шаг 4. Используя рабочий словарь, каждым способом придумываем один вариант для названия.
  1. Аллитерация: Desi-Dsign;
  2. Удаление: Нешнитиль (от “Внешний стиль”);
  3. Метонимия: Синяя кисть;
  4. Оксюморон: Color for all (“Цвет для всех”);
  5. Перенесение: Небо;
  6. Подражание: Kha-he (звук пера, когда проводишь им по графическому планшету);
  7. Неологизм: Ahoba (;


Шаг 5. “Презентация” для фокус группы началась с подбора этой самой группы. Т.к. наш проект позиционируется как сервис “понятный новичкам, приятный профессионалам”, то в фокус-группе должны быть как профессиональные дизайнеры, так и обычные пользователи ПК. Соответственно, учитывая различный уровень компьютерной грамотности среди представителей фокус-группы, были подготовлены два варианта фраз-описаний к названиям.

Первый:
— Привет! Можно узнать твоё мнение? Необходимо выбрать название для онлайн-редактора, в котором можно разрабатывать дизайн-макеты. Варианты следующие, выбери только один:
Desi-Dsign
Нешнитиль
Синяя кисть
Color for all
Небо
Kha-he
Ahoba (;


Вторая фраза звучала так:
— Привет! Вот представь: тебе самостоятельно нужно придумать дизайн визитки, или буклета, сделать коллаж. Ты находишь в интернете сайт, где это можно сделать. Как думаешь, какой из вариантов, лучше подойдет для названия такого сайта? Выбери только один:
Desi-Dsign
Нешнитиль
...


Также не забываем “перемешивать” варианты ответов для каждого опрошенного.

Двое выбрали вариант “Color for all”, по одному голосу было отдано за “Kha-he” и “Синяя кисть”, а оставшиеся четверо выбрали “Ahoba (;”, указав ассоциацией к нему что-то веселое, интересное, прикольное — как раз то, что мы и хотели вложить в Бренд нашего проекта. 

***

На этом историю по изысканиям названия для нашего проекта, да и в целом статью из серии “How to… придумать имя для веб-проекта”, можно завершить. Добавлю лишь немного статистики: по описанной выше методологии было подобрано 3 имени для личных проектов и исполнено около 20 заказов на нейминг с фриланса. Недовольных именами проектов пользователей замечено не было… В комментариях предлагаю поделиться ссылками на прочие методологии для нейминга, обсудить данную методологию и другие.

Кирилл, 
руководитель проекта Ahoba (;

10 Excellent Options for Managing To-Do Lists Online

by Steven Snell

Most designers have a lot of different things going on all at once. There are multiple projects that need attention, deadlines that must be met, and there are always personal tasks that have to be done as well. Fortunately, there are a number of resources to help you with managing these tasks. In this post we’ll feature 10 of the best options, and 14 alternatives are also listed at the end.
Remember the Milk is a free to-do list manager that offers a number of features, including use of a map to locate your tasks, sharing your tasks with others, and the ability to search your tasks. It’s alsoavailable for the iPhone.
Remember the Milk
Ta-da Lists is a free to-do list manager from 37signals. Ta-da Lists prioritizes simplicity. You can quickly create a list and add new items. Your lists will have RSS feeds that you can use to keep track of the items on the list.
Ta-da Lists
Vitalist allows you to create projects and contexts to organize your task lists. There is a free account with a limited number of projects, contexts and contacts, or you can upgrade for more.
Vitalist
Gubb is a free to-do list manager with a lot of features. It is accessible via mobile phones, lists can be emailed to yourself or to others, lists can also be sent via text message, tasks can be dragged and dropped, and much more.
Gubb
Jott is a bit different than most of the other options. With Jott Assistant and Jott Salesforce you call a number, speak your notes, and Jott will convert it to text. It is well integrated with mobile phones and Outlook. Pricing is $3.95 per month for a basic plan or $12.95 per month for Jott Pro. A pay-as-you-go plan is also available.
Jott
HiTask is free but offers a premium plan with added features like unlimited tasks, no ads, and support. The free version is accessible by mobile phone, and allows you to assign and tag tasks.
HiTask
Tweeto is a free option that features a simple interface. It allows you to email your lists, tag and organize your tasks, and can be used offline via AJAX (you can load Tweeto while you are connected, disconnect, and leave the browser open).
Tweeto
Done-zo is a free, simple option. If you have a Google account you won’t even need to sign up with Done-zo. You can quickly add new tasks and sort and filter them by task, context and due date.
Done-zo
Todoist is a simple and free option for managing to-do lists. It offers features like Gmail integration and mobile access.
Todoist
Toodledo is a free to-do list manager that allows you to use folders, subtasks, priorities, contexts, and goals to organize your tasks. It’s also available for mobile phones. The collaboration tools allow you to share your items with other users.
Toodledo

14 Other To-Do List Options:

10 советов фрилансерам, как расставлять приоритеты задачам

Вы когда-нибудь задумывались: «А сколько стоит пароход построить?”, “А сколько — дизайн-макет сделать?”, “А из чего складывается такая цена?»

Пароход — штука архисложная; его стоимость — это цена на материалы (металл, пластик и что там ещё нужно), оплата труда рабочих верфи, амортизация на износ оборудования, оплата инженерных изысканий и так далее и тому подобное…

А что с дизайн-макетом? Из чего складывается его цена? Ну, допустим, вложим в стоимость “амортизацию оборудования” — деньги на ПК и ПО, которые регулярно нужно обновлять. А что ещё? Остается, собственно, только оплата труда дизайнера-верстальщика. А как её рассчитать? Тут способов два: либо оплата за человеко-часы (сколько времени потратил — столько и оплатили); либо другой более распространенный подход — сдельная оплата (т.е. оценил бриф-ТЗ на макет, прикинул его сложность, назвал стоимость).

Что в первом случае (прямо), что во втором (косвенно), стоимость будет зависеть от времени, которое вы тратите на свою работу. А из чего складывается это время? Есть факторы внутренние: мотивация, навыки работы, муза, в конце концов… Они подвластны лишь вашей силе воли, тут дза-дзен и прочее самосовершенствование вам в помощь. Но остаются ещё и факторы внешние: от обстановки в рабочем кабинете до методологии, по которой вы работаете, — и с ними всё интереснее…




Факторы внешние обычно более податливы к оптимизации. Что же дает оптимизация этих внешних факторов? Экономию времени. А это, в свою очередь, — повышение доходов. Формула проста. Например: Вы оптимизировали внешние факторы своей работы, и теперь то, что вы делали раньше за 2 часа, делается за 1 час. Допустим, за 2 часа вы дизайнерили один баннер, получая за него 1500 рублей, теперь за те же 2 часа вы разрабатываете два баннера, зарабатывая 3000 рублей, и при этом тратите столько же усилий. Заманчиво звучит, не правда ли? Как же этого добиться, в чем же здесь “серебряная пуля”?

Общие советы по оптимизации труда фрилансера


Есть ряд советов, о которых стоит упомянуть, прежде чем перейти к теме статьи:

  • Используйте прототипы — промежуточный результат работ, который можно показать заказчику, согласовывая работу на раннем этапе, а не занимаясь переделками постфактум.
  • Используйте подходящие инструменты для своих задач. Не стоит стрелять из пушки по воробьям, делая подписи к изображениям в Фотошопе, как и не стоит пытаться отретушировать фотографии в Паинте.
  • Автоматизируйте рутину — простенький макрос, расставляющий слои, может сэкономить вам уйму времени.
  • Автоматизируйте вообще всё, что только можно. Машино-часы сегодня ничего не стоят в отличие от времени человека. Почему бы не переложить на компьютер ту работу, что вы делаете вручную? Это может быть что угодно от размещения прототипа макета в интернете с авто-уведомлением заказчика до генерации основы структуры кода или целиком всего css ваших html-макетов.
  • Выбирая новый инструмент, в первую очередь обращайте внимание на то, как в нём удобно и быстро решаются рутинные задачи. Да, какой-то редактор может быть сверхфункциональным, но пользоваться этим функционалом придется через загроможденный и сложный интерфейс. В итоге, на работу тратится намного больше времени, чем при использовании менее функционального, но более удобного решения.


Возможно, эти пять советов и не ускорят вашу работу в два раза, но если их грамотно применить — на треть вы ускоритесь точно! После такого вступления, можно, наконец, перейти непосредственно к теме данной статьи, а именно — к переводу публикации одного известного в определенных кругах блогера, а по совместительству фрилансера-дизайнера — Стивена Снелла. Все вышеозначенные советы не будут работать без главного, без фундамента любой деятельности — умения планировать свою работу. А планирование, в свою очередь, начинается с расстановки приоритетов текущим делам и задачам. Именно об этом и рассказывает Стивен, основываясь на своём многолетнем опыте работы фрилансером.

***

10 советов фрилансерам, как выставлять приоритеты задачам


Если вы дизайнер-фрилансер, то в вашей повседневной работе будет возникать множество проблем, связанных с расстановкой приоритетов выполнения различных дел. Когда вы начинаете собственный фриланс-бизнес, это всегда означает, что вы будете иметь дело не только с непосредственным выполнением заказов, используя свои профессиональные навыки, но и будете заниматься решением финансовых вопросов, общением с заказчиками, маркетингом и прочими аспектами, не связанными с разработкой дизайна. Для многих фрилансеров эти периферийные задачи и обязанности являются самой сложной частью их деятельности…

У фрилансера всегда много дел, которые необходимо сделать, и всегда ограничено время на их выполнение. Умение правильно расставить приоритеты между задачами, соответственно, получив очередность выполнения работ — это залог и основа высокой производительности своего труда. Если вы уже какое-то время работаете фрилансером, то вы наверняка осознали важность этих вопросов и ищете ответы на них для себя. Но даже если вы новичок или только собираетесь попробовать себя во фрилансе — в любом случае стоит заранее задуматься о том, как правильно, а главное эффективно расставлять приоритеты своих дел.

При правильном подходе вы сможете выполнять наиболее важные, значимые задачи вовремя и с максимальной производительностью, хотя, если вы похожи на меня, то вы все равно всегда будете делать меньше, чем вам хочется… Тем не менее, если не задумываться о приоритетности ваших текущих дел, вы точно пропустите сроки выполнения заказов или будете работать над чем-то не таким важным и срочным, по сравнению с более приоритетными задачами, которые у вас сейчас есть.

В этой статье я тезисно расскажу о главных моментах, связанных с расстановкой приоритетов задач дизайнера-фрилансера. Всё нижесказанное основано на моём личном опыте, который я получил, совершив много ошибок и набив не меньше шишек…

У всех фрилансеров или свободных дизайнеров каждый их день — это насыщенный делами и задачами напряженный труд, всегда ограниченный сроками. По каким же принципам спланировать свою работу, правильно выставив приоритеты задачам?..


1. Всегда помните о дедлайнах


Самый первый и очевидный способ ранжирования задач — всегда задавать отдельный дедлайн для каждой из них. Большинство ваших проектов имеют срок сдачи: для одних он обозначен строго, для других служит, скорее, неким ориентиром. Будь то срок завершения проекта или просто веха окончания какого-то этапа работ, соблюдение дедлайнов является важной частью взаимодействия с клиентом.

Для ранжирования работ применяется следующее правило: чем ближе дедлайн у задачи, тем выше у неё приоритет. Также следует принимать во внимание, что даже если до дедлайна много времени, это еще не значит, что вы все успеете вовремя. Ставьте собственные дедлайны для выполнения отдельных подзадач — это поможет вам не пропустить срок сдачи, оговоренный с клиентом.


2. Учитывайте условия оплаты


Следующий интересующий нас фактор — когда и как оплатят нашу работу? Будет ли оплата разбита на несколько частей, соответствующих степени завершенности проекта? Если да, то вы, скорее всего, назначите такой задаче повышенный приоритет, чтобы быстрее завершить ее часть и отправить заказчику счет… 

Но стоит ли делать ставку на задачу, которую вы выполните быстрее, чем сможете получить оплату? Надеяться на досрочную оплату, не имея на то конкретных договоренностей — не самая удачная причина повышения приоритетов. Особенно в условиях сегодняшней экономики, когда постоянный приток денег в бизнес жизненно необходим, и финансовые траты вашего заказчика могут быть четко запланированы без возможности корректировки.


3. Концентрируйтесь на крупных, главных задачах


Один из главных принципов расстановки приоритетов — время, которое потребуется для завершения задачи или проекта. Допустим, у вас есть список из 10-ти задач: на решение двух потребуется значительное время, а остальные 8 можно выполнить достаточно быстро (например: е-майл переписка, отправка счета и т.д.). В таком случае, следует мелким задачам поставить повышенный приоритет и быстро с ними расправиться. Как только с ними будет покончено, у вас останется только 2 задачи, на которых гораздо проще сконцентрироваться уже без отвлечения на другие дела.


4. Учитывайте, сколько потребуется времени на задачу, и сколько его у вас есть вообще


Совет #4 — достаточно очевидный, но немаловажный фактор. У вас будут задачи, на выполнение которых потребуется уйма времени; задачи, решаемые буквально за пару минут, и, разумеется, те задачи, что не попали в эти две категории. Если у вас остался только час рабочего времени, лучше всего сосредоточиться над тем, что вы успеете завершить за такой срок.


5. Оценивайте ваши взаимоотношения с конкретным заказчиком


С некоторыми заказчиками вы, возможно, будете работать на постоянной основе. Они будут выступать стабильным источником постоянного дохода, а также рекомендовать вас другим клиентам. В первую очередь заботиться о заказчиках, которые держат вас на плаву, — хороший способ расстановки приоритетов.

Вдобавок к вышесказанному стоит отметить, что прочные отношения с клиентом тоже не будут лишними: вы будете знать, кого из них можно будет попросить о небольшой отсрочке (если, например, у вас случится “завал”). Работая с клиентами, старайтесь больше узнавать о них, в будущем это поможет правильно приоритизировать задачи от них.


6. Используйте To-Do списки


У фрилансера всегда очень много дел, которые ему нужно сделать. Держать их в голове — не только ненадежно, но и очень сложно. Хорошая практика — использовать To-Do List. Даже больше, я рекомендую иметь несколько To-Do списков. Я, как правило, использую Еженедельный To-Do List, составляя список дел, которые необходимо выполнить за неделю. Затем, я разбиваю дела на небольшие задачи и использую Ежедневный To-Do List. Таким образом, Еженедельный список позволяют видеть картину в целом, а Ежедневный — непосредственно контролировать свою работу, точно зная что и сколько нужно сделать, чтобы не чувствовать себя неуспевающим или не переутомляться, нагоняя сроки.

Ранее я публиковал пост, в котором сделал обзор различных сервисов для ведения списка дел — “The best options for managing a to-do list online”. У каждого из них свои функциональные особенности. Но на самом деле не важно, какой сервис вы используете, даже если вы просто будете вести свой список дел на бумаге, это позволит сосредоточиться на наиболее важных задачах, тем самым, более грамотно расставляя приоритеты вашим делам.


7. Строго соблюдай обязательства, данные клиентам


Одним из важнейших факторов, влияющих на то, как мы должны расставлять приоритеты, является правило “строгого соблюдения данных обязательств”. Ваша репутация — это второе, что вам приносит доход, после ваших навыков и умений. Обещая что-то клиенту, всегда выполняйте свои обещания. Даже если по договоренности у вас нет строгого дедлайна по задаче, все равно оговаривайте с клиентом примерные сроки и точно их соблюдайте. Такое отношение положительно скажется на восприятии качества оказываемых вами услуг, клиент всегда это оценит и запомнит, и позже, когда у него возникнет ещё одна необходимость в подобных услугах, он опять обратится к вам.


8. Подумайте, а сколько времени освободит то, что вы делаете


Если вы можете получить новый заказ с уже формально определенными сроками выполнения, или вы завершаете текущий проект из вашего списка задач, всегда учитывайте, сколько времени у вас будет на выполнение прочих дел. Если у вас есть время на отдых, на хобби, на общение с друзьями, то вы всегда будете в состоянии двигаться дальше в работе, доделывая текущие заказы или беря новые. Что, в свою очередь, обеспечивает стабильность ваших доходов. Да, выставляя приоритеты рабочим задачам, никогда не забывайте, что нужно выделять время на отдых и прочее — только так можно держать себя в тонусе, а соответственно и иметь хорошую производительность.


9. Приступая к заказу, обдумайте: Сколько работы вы можете сделать, имея то что уже у вас есть (ТЗ, бриф, контент и т.д.), без дополнительного обращения за чем либо к клиенту?


Все дизайнеры часто попадают в ситуацию, когда они не могут выполнить свою работу из-за того, что им что-то нужно от заказчика. Часто, это контент для макета сайта: текст и\или изображения, в других случаях — обратная связь, чтобы согласовать текущий этап и больше его не переделывать, а продолжить выполнение работы. Эти проблемы становятся головной болью для дизайнера или того, кто работает с клиентом, потому что они полностью блокируют вашу работу, пагубно влияя на оговоренные сроки выполнения заказа.

Когда вы расставляете приоритеты выполнения ваших задач, всегда учитывайте то, сколько вы сможете сделать, не обращаясь к заказчику за чем-либо. Очень много раз было так, что я начинал работать над чем-то, только чтобы добраться до точки, когда я не мог продолжать дальше без получения чего-либо от клиента. Ожидание фидбека может стать большой паузой в вашей работе. Очень хорошо, если вы заранее это учтете и запланируете на время этой паузы выполнение каких-либо других работ, чтобы зря не простаивать. Вообще, при прочих равных условиях, те задачи, что вы можете выполнить не отвлекаясь на ожидания клиента (даже на 10 минут), должны иметь больший приоритет, и приступать к ним стоит в первую очередь.


10. Учитывайте степень завершенности, готовности ваших задач


Последний аспект: всегда нужно принимать во внимание, на какой стадии находится выполнение вашего проекта. Психологически, если вы близки к завершению, вы подсознательно будете хотеть выполнить работу, чтобы уже закончить проект. То же самое, но в меньшей степени происходит, когда вы подходите к завершению какой-то крупной вехи в работе. Так происходит почти у всех во время завершения работ. В начале же может быть по-разному. Если проект интересный, вы воодушевлены им и как можно быстрее стараетесь приступить к работе. А может быть по-другому: из-за того, что проект не такой уж интересный, и вы пока в самом начале, тот факт, что впереди очень много работы, заставляет всё время откладывать её. Учитывайте это и будьте готовы сделать над собой усилие, чтобы получить прогресс в самом начале — дальше будет легче.
Блог компании Ahoba