Составление и заключение договоров поставки товаров между государствами требует от сторон знания специальной терминологии. Во избежание случаев неверного толкования понятий, используемых в сфере ВЭД и, как следствие, возникновения споров, необходимо руководствоваться правилами, закрепленными в Инкотермс.
Понятие Инкотермс
Инкотермс — документ, имеющий статус международного нормативного акта, изданный в форме словаря, содержащего перечень терминов, наиболее широко используемых при заключении договоров внешних поставок, и исчерпывающих определений к ним. Его основная задача — стандартизация и оптимизация условий международных договоров поставки для приведения их в соответствие законам всех стран-участников контракта.
В настоящее время действуют правила толкования торговых терминов Инкотермс в редакции 2010 года (таблица актуальна на 2015г. и 2016г.). Основное отличие от предыдущей версии 2000 года в том, что теперь их действие распространяется не только на международный, но и на внутренний товарооборот. Кроме того, условия инкотермс 2010 включают в себя две новых аббревиатуры: DAP (поставка в пункте) и DAT (поставка в терминале), использование которых позволяет сторонам более точно определять момент перехода риска от продавца к покупателю.
Область применения Инкотермс
Международные торговые термины Инкотермс призваны регулировать следующие сферы торговых взаимоотношений:
Определение даты поставки товара.
Распределение между сторонами договора транспортных издержек и иных расходов, связанных с перевозкой груза;
Урегулирование условий перехода ответственности за риски, связанные с гибелью, утратой или порчей товара в процессе транспортировки.
Содержание Инкотермс
Все термины, входящие в состав Инкотермс, обозначены в виде трехбуквенной аббревиатуры, первая буква в которой указывает на момент и место перехода обязательств от поставщика к получателю:
E — обязательства переходят к покупателю непосредственно в момент отправки и, соответственно, в месте отправки товара;
F — точкой перехода обязательств является терминал отправления перевозки при условии, что основная часть транспортировки остается неоплаченной;
С — оплата основной перевозки производится в полном объеме, обязательства переходят в момент поступления груза к терминалу прибытия;
D — «полноценная доставка», когда переход обязательств осуществляется в момент принятия товара покупателем.
Действующие условия Инкотермс 2010 содержат 11 терминов, из которых 7 применимы к грузоперевозкам, осуществляемым любым видом транспорта, и 4 — исключительно к способам поставки товара посредством наводных перевозок (морской транспорт и транспорт территориальных вод).
Универсальные термины:
EXW — «самовывоз» или категория перевозок, где точкой франко, то есть местом перехода ответственности от поставщика к получателю, является непосредственно склад продавца.
FCA — режим, обязывающий продавца доставить товар к месту приема его перевозчиком в соответствии с условиями договора (оплата экспортных пошлин —обязанность поставщика).
CPT — оплата основной части перевозки, то есть до точки прибытия, лежит на продавце, который, в соответствии с договором, осуществляет доставку товара перевозчику (расходы на страховые и таможенные сборы, взносы за импорт и растаможку на покупателе).
CIP — режим доставки, практически аналогичный категории CPT, разница заключается в возложении обязанности по уплате страховки на продавца;
DAT — распределение расходов между продавцом и покупателем: первый оплачивает поставку до терминала прибытия и экспортные платежи и страховые сборы, второй – таможенную очистку и оставшуюся часть транспортировки до места назначения.
DAP — поставка товара к месту назначения с возложением обязанностей по уплате импортных пошлин и налогов в адрес государства-получателя на покупателя.
DDP —доставка товара к месту назначения с возложением расходов на продавца в полном объеме.
Термины, применяемые к грузоперевозкам, осуществляемым морским и иным наводным транспортом:
FOB — отгрузка товара на судно, принадлежащее покупателю или оплаченное им, при этом оплата части доставки до терминала входит в обязанность продавца;
FAS — доставка товара к судну покупателя без отгрузки. Бремя оплаты отгрузки и доставки лежит на получателе.
CFR — перевозка груза до порта, указанного в договоре. Все расходы по доставке, оплате страховки, разгрузки и перевалочных работ при этом покупатель несет самостоятельно.
CIF — режим поставки, аналогичный категории CFR, однако оплата страховых взносов возлагается на продавца.
Комментариев нет:
Отправить комментарий