пятница, 25 ноября 2016 г.

Леверидж

Леверидж – один из способов управления активами и пассивами компании (предприятия, фирмы), который подразумевает получение прибыли в перспективе. По своей сути леверидж – это финансовый рычаг, использование которого позволяет в корне изменить финансовую деятельность компании и ее общую прибыль.

Леверидж представляет собой отношение между двумя видами капитала – активами с фиксированной доходностью (облигациями, привилегированными акциям) и ценными бумагами с «плавающей» прибылью (к примеру, простыми акциями).

Леверидж можно рассчитать как отношение общих средств предприятия к его заемному (привлеченному) капиталу.

Сущность левериджа

По своей сути леверидж характеризует объемы привлеченного компанией капитала и особенности его применения. Сам термин в современной экономике может пониматься по-разному. Слово «leverage» является исконно английским и переводится как «рычаг». При этом в самой Великобритании применяется немного другое определение рычага – «gearing».

Как уже упоминалось, леверидж – это способность компании грамотно управлять своими активами и пассивами. Основным показателем успеха при этом является размер чистой прибыль – разница между доходами и расходами предприятия.

В практике бизнеса левередж – это весьма опасный инструмент. С одной стороны он позволяет повысить доходы компании за счет большего кредитного плеча, а с другой – повышаются финансовые риски. Часто для их ограничения используется так называемая идентификация уровня левериджа. Данный параметр предусматривает отсутствие успехов компании в достижении своих целей (в виде ожидаемого дохода) по причине больших затрат.

Классификации и возможности левериджа

Каждая компания должна рассчитывать значение левериджа и контролировать его. Для облегчения работы такой «рычаг» можно условно разбить на два вида:

1. Производственный леверидж. Этот параметр можно охарактеризовать как соотношение суммы двух видов затрат предприятия (постоянных и переменных) и вариабельности дохода компании (до вычета из показателя величины налогов и процентов). Если организация имеет большие производственные затраты, то у нее будет высокий показатель производственного левереджа. Такая компания отличается неустойчивостью на рынке, ведь даже несущественное изменение объемов может привести к снижению доходности.

2. Финансовый леверидж отображает реальную связь между всеми видами финансовых ресурсов (привлеченных и собственных), а также прибылью компании. При этом величина финансового левереджа непосредственным образом влияет на общую степень риска работы компании, а также требуемую норму доходов. В практической деятельности удалось доказать, что чем больший объем процентов к выплате, тем ниже доходы предприятия. Вот почему высокий уровень плеча (финансового левереджа) существенно повышает уровень финансового риска.

3. Производственно-финансовый леверидж. Данная категория является обобщающей и в некоторой степени объединяет черты описанных выше «рычагов». Единственное отличие ПФЛ в том, что его нельзя определить каким-то исчисляемым параметром. Основная задача – помочь предпринимателю получить наглядную интерпретацию бизнеса и пространственное сопоставление основных показателей.

Определить воздействие производственно-финансового левериджа можно с учетом трех параметров – чистой доходности, затрат (финансовых и производственных), выручки.

Благодаря перечисленным видам левериджа появляется возможность:

- более точно принимать решения финансового и экономического характера. К примеру, с ним проще проанализировать затраты на рекламу, сбытовое стимулирование, расходы на покупку нового оборудования;

- делать четкие обоснования объемов продажи продукции и роста производства, принимать правильные решения по поводу инвестирования и ведения ценовой политики, привлечения оборотных средств и определения нормативов структуры капитала.

Главная сложность левериджа – в проблемах его вычисления. Чтобы точно произвести расчет, необходимо владеть полной информацией о переменных и постоянных расходах компании

Производственный леверидж и его расчет

Чтобы правильно применять механизм производственного левериджа, важно знать суть маржинального метода, то есть уметь четко разделять переменные и постоянные расходы компании. Чем меньше величина постоянных расходов в общей величине затрат компании, тем чувствительнее объем прибыли к изменениям в производственном процесс.

Расчет производственного левериджа (Эпл) можно выполнить по одной из двух формул:

1. Эпл = ТСМ/П,

где ТСМ – это общая маржинальный доход компании, а П – это ее прибыль.

2. Эпл = (TFC+П)/П = 1+(TFC+П),

где TFC – это суммарные постоянные расходы компании.

На практике производственный леверидж зависит от удельного объема постоянных расходов в общем показателе затрат компании. При этом нужно учитывать, что чувствительность уровня прибыли компании к изменениям в объемах реализации товара компании не всегда однозначна и может зависеть от величины переменных и постояннынх затрат предприятия.

Производственный левередж способен показать свою эффективность только на коротких промежутках. Как только происходит изменение общей суммы постоянных затрат компании, руководству снова приходится преодолевать точки безубыточности и приспосабливаться к новым условиям деятельности.

Чтобы исключить вышеописанные проблемы многие компании стараются при ухудшении общей конъюнктуры на товарном рынке направлять свои силы на снижение общих расходов компании. В случае когда конъенктура, наоборот, улучшается, все действия направляются на оптимизацию работы структуры без оглядки на затраты в производственном процессе. Особенность таких периодов – возможность эффективно и быстро оптимизировать производство, реконструировать старое или установить новое оборудование.

Особенности производственного левериджа:

1. Положительное действие производственного «рычага» можно наблюдать только после того, как компании удалось перейти точку безубыточности.

2. По факту роста объемов продаж и оставления позади точки безубыточности действие значения производственного левереджа все время снижается. Таким образом, увеличение объемов продаж неизбежно приводит к росту объемов прибыли. При этом не стоит забывать и об обратном эффекте, когда снижение объемов продаж может привести к еще большему уменьшению доходов компании.

3. Прибыль предприятия и величина производственного левериджа имеют обратную зависимость. При этом, чем больше доход компании, тем меньше на нее действует производственный «рычаг».

4. Производственный левередж проявляет себя только в краткосрочной перспективе. Это объясняется тем, что постоянные расходы предприятия могут находиться на одном уровне лишь какой-то небольшой промежуток времени.

Финансовый леверидж и его расчет

Часто финансовой левередж представляется как один из основных показателей устойчивости компании. Его суть – отображение реального отношения между двумя типами активов компании:

- с одной стороны – это облигации и привилегированные акции;
- с другой стороны – это простые акции.


Финансовый леверидж - это возможность компании менять объемы и структуру долгосрочных пассивов для регулирования общей величины чистой прибыли.

Чтобы определить финансовый леверидж и степень его влияния на рентабельность компании (ЭРА) используется целая группа формул.


При этом есть два варианта расчета финансового левериджа:

1. Вариант первый:

2. Вариант второй:


В качестве итоговой формулы, которая в полной мере позволяет учесть особенности финансового левериджа можно привести:


Благодаря последней формуле можно увидеть, насколько существенной является степень риска компании в случае применения заемного капитала. При этом, чем сильнее параметр финансового левериджа давит на предприятие, тем выше финансовые риски:

инвестор поится потерять свои дивиденды и разницу на курсе акций;
- банкир рискует не получить своевременно переданный компании кредит.

С помощью первого варианта расчета можно вычислить безопасный размер займа и его условия, а с помощью второго – определить величину финансового риска компании в целом.

Расчет коэффициента ЭФЛ может показать, насколько объем валового дохода компании выше прибыли, которая облагается налогом. При этом нижний предел данного коэффициент – это «единица».Чем больше компания привлекает капитала извне, тем больше приходится выплачивать процентов и тем выше уровень финансового рычага. Как следствие, делается предварительное заключение о высоком финансовом риске.

Производственный леверидж – эффективный инструмент управленческого учета

Керимов В.Э
Процветающее предприятие – это предприятие, получающее устойчивую прибыль от своей деятельности. Это задача может быть реализована на стабильной основе, если предприятие постоянно изучает спрос на рынке, имеет четкую ценовую политику, а также применяет эффективные методы планирования, учета, анализа, контроля и управления объемами производства, качеством продукции и затратами. Всем этим требованиям всецело отвечает управленческий учет, целью которого является обеспечение информацией менеджеров предприятия, ответственных за конкретные сферы и виды деятельности.
Одним из эффективных методов управленческого учета является методика анализа соотношения “затраты – объем – прибыль” (“Cost – Volume – Profit” или “CVP–анализ”), которая позволяет определить точку без-убыточности (порог рентабельности), т.е. момент, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы. Проведение данного анализа невозможно без такого важного показателя как производственный леверижд (leverage в дословном переводе – рычаг). С его помощью можно прогнозировать изменение результата (прибыли или убытка) в зависимости от изменения выручки предприятия, а также определить точку безубыточной деятельности (порог рентабельности).
Необходимым условием применения механизма производственного левериджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат предприятия на постоянные и переменные. Как известно, постоянные затраты не зависят от объема производства, а переменные – изменяются с ростом (снижением) объема выпуска и продаж. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.
Производственный леверидж определяется с помощью следующей формулы:
 (1)
либо  (2)
где ЭПЛ — эффект производственного левериджа;
МД — маржинальный доход;
Зпост — постоянные затраты;
П — прибыль.
Найденное с помощью формулы 1 значение эффекта производственного левериджа в дальнейшем используется для прогнозирования изменения прибыли в зависимости от изменения выручки предприятия. Для этого используют следующую формулу:
 (3)
где DП – изменение прибыли, в %;
DВ – изменение выручки, в %.
Для наглядности рассмотрим эффект производственного левериджа на следующем примере:
Пример 1. Предприятие производит и реализует один товар. Ниже приведены данные, характеризующие его деятельность:
1. Сумма продаж (выручка)
5000
2. Переменные затраты
3600
3. Маржинальный доход (п. 1 – п. 2)
1400
4. Постоянные затраты
1000
5. Прибыль (п. 3 – п. 4)
400
6. Объем реализованного товара, шт.
2000
7. Цена за единицу товара, руб.
2500
8. Эффект производственного левериджа (п. 3 : п. 5)
3,5
Используя механизм производственного левериджа спрогнозируем изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения выручки, а также определим точку безубыточной деятельности. Для нашего примера эффект производственного левериджа составляет 3,5 единиц (1400 : 400). Это означает, что при снижении выручки предприятия на 1%, прибыль сократится на 3,5%, а при снижении выручки на 28,57% мы достигнем порога рентабельности, т.е. прибыль станет нулевой. Предположим, что выручка сократится на 10% и составит 4500 тыс. руб. (5000 – 5000 *
* 10 : 100). В этих условиях прибыль предприятия сократится на 35% и составит 260 тыс. руб. (400 – 400 ґ 35 : 100).
Производственный леверидж является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную стратегию предприятия в управлении затратами и прибылью. Величина производственного левериджа может изменяться под влиянием:
  • цены и объема продаж;
  • переменных и постоянных затрат;
  • комбинации любых перечисленных факторов.
Рассмотрим влияние каждого фактора на эффект производственного левериджа на основе вышеприведенного примера.
Увеличение цены реализации на 10% (до 2750 руб. за единицу) приведет к увеличению объема продаж до 5500 тыс. руб., маржинального дохода – до 1900 тыс. руб. (5500 – 3600) и прибыли до 900 тыс. руб. (1900 – 1000). При этом также увеличится маржинальный доход в расчете на единицу товара с 700 руб. (1400 тыс. руб. : 2000 шт.) до 950 руб. (1900 тыс. руб. : 2000 шт.). В этих условиях для покрытия постоянных затрат потребуется меньший объем продаж: точка безубыточности составляет 1053 шт. (1000 тыс. руб. : 770 руб.), а запас прочности предприятия увеличится до 947 шт. (2000 – 1053) или на 47%. Как следствие, предприятие может получить дополнительную прибыль в сумме 500 тыс. руб. (900 – 400). При этом, эффект производственного левериджа снизится с 3,5 до 2,11 единиц (1900 : 900).
Снижение переменных затрат на 10% (с 3600 тыс. руб. до 3240 тыс. руб.) приведет к увеличению маржинального дохода до 1760 тыс. руб. (5000 – 3240) и прибыли до 760 тыс. руб. (1760 – 1000). В результате этого точка безубыточности (порог рентабельности) увеличится до 2840,9 тыс. руб. [1000 : (1760 : 5000)], что в натуральном выражении составит 1136 шт. (2840,9 : 2,5). Как следствие, запас прочности предприятия составит 2159,1 тыс. руб. (5000 – 2840,9) или 864 шт. (2159,1 тыс. руб. : 2,5 тыс. руб.). В этих условиях эффект производственного левериджа на предприятии снизится до 2,3 единиц (1760 : 760).
При снижении постоянных затрат на 10% (с 1000 тыс. руб. до 900 тыс. руб.) прибыль предприятия увеличится до 500 тыс. руб. (5000 – 3600 – 900) или на 25%. В этих условиях точка безубыточности в денежном выражении составит 3214,3 тыс. руб. [900 : (1400 : 5000)], а в натуральном выражении – 1286 шт. (3214,3 : 2,5). При этом запас прочности предприятия будет соответствовать 1785,7 тыс. руб. (5000 – 3214,3) или 714 шт. (1785,7 : 2,5). Как следствие, в результате снижения постоянных затрат на 10% эффект производственного левериджа составит 2,8 единиц (1400 : 500) и по сравнению с первоначальным уровнем снизится на 0,7 единиц (3,5 – 2,8).
Анализ приведенных расчетов позволяет сделать вывод о том, что в основе изменения эффекта производственного левериджа лежит изменение удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия. При этом необходимо иметь в виду, что чувствительность прибыли к изменению объема продаж может быть неоднозначной на предприятиях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных затрат. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.
Следует отметить, что в конкретных ситуациях проявление механизма производственного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования. Эти особенности состоят в следующем.
1. Положительное воздействие производственного левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточной своей деятельности.
Для того, чтобы положительный эффект производственного левериджа начал проявляться, предприятие в начале должно получить достаточной размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные затраты независимо от конкретного объема продаж, поэтому чем выше сумма постоянных затрат, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточности своей деятельности. В связи с этим, пока предприятие не обеспечило безубыточность своей деятельности, высокий уровень постоянных затрат будет являться дополнительным “грузом” на пути к достижению точки безубыточности.
2. По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного левериджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к все большему темпу прироста суммы прибыли.
3. Механизм производственного левериджа имеет и обратную направленность – при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия.
4. Между производственным левериджем и прибылью предприятия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже эффект производственного левериджа и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный леверидж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности.
5. Эффект производственного левериджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты предприятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность. Иными словами, после такого скачка эффект производственного левериджа проявляется в новых условиях хозяйствования по-новому.
Понимание механизма проявления производственного левериджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадии жизненного цикла предприятия.
При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда им еще не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению постоянных затрат предприятия. И наоборот, при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного запаса прочности, требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены. В такие периоды предприятие может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов.
При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что высокий их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Кроме того, следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокое значение производственного левериджа, теряют гибкость в управлении своими затратами.
Однако, несмотря на эти объективные ограничители, на каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения, при необходимости, суммы и удельного веса постоянных затрат. К числу таких резервов можно отнести: существенное сокращение накладных расходов (расходов по управлению) при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка; продажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов с целью снижения потока амортизационных отчислений; широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность; сокращение объема ряда потребляемых коммунальных услуг и другие.
При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, так как между суммой этих затрат и объемом производства и продаж существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности ведет к росту маржинального дохода, что позволяет быстрей преодолеть эту точку. После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост прибыли предприятия. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести: снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их труда; сокращение размеров запасов сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка; обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и другие.
Использование механизма производственного левериджа, целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволит увеличить потенциал формирования прибыли предприятия. 

Производственный леверидж и его влияние на прибыль


Производственный леверидж — это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности. Производственный леверидж определяется с помощью одной из двух формул.

Aлeкcaндр Никoлaeвич Xopин, доктор экономических наук, профессор кафедры учета анализа и аудита экономического факультета MГУ


Производственный леверидж (англ. leverage — рычаг) — это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.
Необходимым условием применения механизма производственного левериджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат предприятия на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем больше изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.
Производственный леверидж определяется с помощью одной из двух формул:
Эпл = TCM / π (1),
либо
Эпл = (TFC + π) / π = 1 + (TFC / π) (2)
где Эпл — эффект производственного левериджа; ТСМ — общий маржинальный доход; TFC — общие постоянные затраты; π — прибыль.

Найденное с помощью формулы (1) значение эффекта производственного левериджа в дальнейшем служит для прогнозирования изменения прибыли в зависимости от изменения выручки предприятия. Для этого используют следующую формулу:
Yπ = ∆π / ∆TR (3)
где ∆π — изменение прибыли, %; ∆TR — изменение выручки от продаж, %.
Для наглядности рассмотрим эффект производственного левериджа на примере:
1. Сумма продаж (выручка) — 375 000 руб.
2. Переменные затраты — 250 000 руб.
3. Маржинальный доход (п. 1 — п. 2) — 125 000 руб.
4. Постоянные затраты — 80 000 руб.
5. Прибыль (п. 3 — п. 4) — 45 000 руб.
6. Объем реализованной продукции — 500 шт.
7. Цена за единицу — 750 руб.
8. Эффект производственного левериджа (п. 3 / п. 5) — 2,78.

Используя механизм производственного левериджа, спрогнозируем изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения выручки, а также определим точку безубыточной деятельности. Для нашего примера эффект производственного левериджа составляет 2,78 единицы (12 5000 / 45 000).
Это означает, что при снижении выручки предприятия на 1% прибыль сократится на 2,78%, а при снижении выручки на 36% мы достигнем порога рентабельности, т.е. прибыль станет нулевой. Предположим, что выручка сократится на 10% и составит 337 500 руб. (375 000 — 375 000 * 10 / 100). В этих условиях прибыль предприятия сократится на 27,8% и составит 32 490 руб. (45 000 — 45 000 * 27,8 / 100).
Производственный леверидж является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную стратегию предприятия в управлении затратами и прибылью. Величина производственного левериджа может изменяться под влиянием:
  • цены и объема продаж;
  • переменных и постоянных затрат;
  • комбинации перечисленных факторов.

Рассмотрим влияние каждого фактора на эффект производственного левериджа на основе вышеприведенного примера.
Увеличение цены реализации на 10% (до 825 руб. за шт.) приведет к увеличению объема продаж до 412 500 руб., маржинального дохода — до 162 500 руб. (412 500 — 250 000) и прибыли — до 82 500 руб. (162 500 — 80 000). При этом также увеличится маржинальный доход в расчете на единицу изделия с 250 (125 000 руб. / 500 шт.) до 325 руб. (162 500 руб. / 500 шт.)
В этих условиях для покрытия постоянных затрат потребуется меньший объем продаж: точка безубыточности составит 246 шт. (80 000 руб. / 325 руб.), а маржинальный запас прочности предприятия увеличится до 254 шт. (500 шт. — 246 шт.), или на 50,8%. Как следствие, предприятие может получить дополнительную прибыль в сумме 37 500 руб. (82 500 — 45 000). При этом эффект производственного левериджа снизится с 2,78 до 1,97 единицы (162 500 / 82 500).
Снижение переменных затрат на 10% (с 250 000 руб. до 225 000 руб.) приведет к увеличению маржинального дохода до 150 000 руб. (375 000 — 225 000) и прибыли — до 75 000 руб. (150 000 — 80 000). В результате этого точка безубыточности (порог рентабельности) увеличится до 200 000 руб. [80 000 / (150 000 / 375 000)], что в натуральном выражении составит 400 шт. (200 000 : 500).
Как следствие, маржинальный запас прочности предприятия составит 175 000 руб. (375 000 — 200 000), или 233 шт. (175 000 руб. / 750 руб.) В этих условиях эффект производственного левериджа на предприятии снизится до 2 единиц (150 000 / 75 000). При снижении постоянных затрат на 10% (с 80 000 руб. до 72 000 руб.) прибыль предприятия увеличится до 53 000 руб. (375 000 — 250 000 — 72 000), или на 17,8%.
В этих условиях точка безубыточности в денежном выражении составит 216 000 руб. [72 000 / (125 000 / 375 000)], а в натуральном выражении — 288 шт. (216 000 / 750). При этом маржинальный запас прочности предприятия будет соответствовать 159 000 руб. (375 000 — 216 000), или 212 шт. (159 000 / 750). В результате снижения постоянных затрат на 10% эффект производственного левериджа составит 2,36 единицы (125 000 / 53 000) и по сравнению с первоначальным уровнем снизится на 0,42 единицы (2,78 — 2,36).

Анализ приведенных расчетов позволяет сделать вывод о том, что в основе изменения эффекта производственного левериджа лежит изменение удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия. При этом необходимо иметь в виду, что чувствительность прибыли к изменению объема продаж может быть неоднозначной на предприятиях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных затрат. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем больше изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

Следует отметить, что в конкретных ситуациях проявление механизма производственного левериджа может иметь особенности, которые необходимо учитывать в процессе его использования. Эти особенности состоят в следующем:
  1. Положительное воздействие производственного левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточности своей деятельности. Для того чтобы положительный эффект производственного левериджа начал проявляться, предприятие вначале должно получить достаточной размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные затраты независимо от конкретного объема продаж, поэтому чем выше сумма постоянных затрат, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточности своей деятельности. Поэтому, пока предприятие не обеспечило безубыточность своей деятельности, высокий уровень постоянных затрат будет являться дополнительным «грузом» на пути к достижению точки безубыточности.
  2. По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного левериджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к нарастающему темпу прироста суммы прибыли.
  3. Механизм производственного левериджа имеет и обратную направленность: при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия.
  4. Между производственным левериджем и прибылью предприятия существует обратная зависимость.Чем выше прибыль предприятия, тем ниже эффект производственного левериджа, и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный леверидж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности.
  5. Эффект производственного левериджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты предприятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность. Иными словами, после такого скачка эффект производственного левериджа проявляется в новых условиях хозяйствования по-новому.

Понимание механизма проявления производственного левериджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадии жизненного цикла предприятия.
При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда им еще не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению постоянных затрат предприятия. И наоборот, при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного запаса прочности требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены. В такие периоды предприятие может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов.
При управлении постоянными затратами необходимо иметь в виду, что их высокий уровень в значительной мере зависит от отраслевых особенностей деятельности, определяющих различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Кроме того, следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокое значение производственного левериджа, теряют гибкость в управлении своими затратами.
Однако, несмотря на эти объективные ограничители, на каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения при необходимости суммы и удельного веса постоянных затрат. К числу таких резервов можно отнести:
  • существенное сокращение накладных расходов (расходов по управлению);
  • продажу части неиспользуемого оборудования и нематермальных активов с целью снижения потока амортизационных отчислений;
  • широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность;
  • сокращение объема потребления некоторых коммунальных услуг и др.

При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение их постоянной экономии, так как между суммой этих затрат и объемом производства и продаж существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности ведет к росту маржинального дохода, что позволяет быстрее преодолеть эту точку. После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост прибыли предприятия. К основным резервам экономии переменных затрат можно отнести:
  • снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их труда;
  • сокращение размеров запасов сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка;
  • обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и др.

Использование механизма производственного левериджа, целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволят увеличить потенциал формирования прибыли предприятия.


Комментариев нет:

Отправить комментарий