среда, 15 февраля 2017 г.

В сетях вендинга


Продажа товаров посредством специальных торговых автоматов распространена ныне во всем мире. Такая торговля, получившая название вендинга, удобна не только тем, что удовлетворяет потребности человека на пути его следования, но и тем, что может осуществ­ляться круглосуточно и без участия торгового персонала

Ставка на машины

Вендинг (от англ. «vend», «vending» — торговать через автоматы) — продажа товаров и услуг с помощью автоматизированных систем (торговых автоматов). На сегодня вендинг получил широкое распространение в мире как удобный и не очень требовательный способ ведения торговли или оказания услуг без участия человека. Среди главных причин столь высокой популярности вендинга — достаточно низкие первоначальные вложения и быстрая окупаемость бизнеса.

Вендинговый бизнес не возможен без использования специальных машин-автоматов. Торговый автомат представляет собой специальную машину, состоящую из устройства или совокупности устройств и выполняющую по заданному алгоритму все операции в процессе продажи определенного товара покупателю без непосредственного участия продавца. Алгоритм торгового автомата задается его конструкцией или программным обеспечением.

Существующие на сегодня торговые автоматы можно условно разделить на две группы:


1. Автоматы по продаже товаров. Продают газеты, холодные напитки в банках и бутылках, горячие и холодные напитки на розлив, горячие блюда, соки фреш, попкорн, средства личной гигиены, презервативы, фасованный корм для животных и т. д.



2. Автоматы по продаже услуг. К ним относят информационные и интернет-киоски, автоматы для пополнения счета и оплаты услуг, копировальные, музыкальные, детские игровые автоматы и т. д.

Очевидное удобство применения торговых автоматов и их недорогое обслуживание способствовало развитию целых вендинговых сетей. Кроме того, теперь есть большой выбор всевозможных торговых автоматов на любой вкус, что и объясняет чрезвычайную популярность вендингового бизнеса. Для получения навыков в обслуживании вендингового автомата не требуется даже специального обучения, поскольку большинство из них достаточно просто в эксплуатации. Обслуживание может осуществляться по любому графику, так как не привязано, по сути, к какому-то определенному времени суток и зависит только лишь от наполненности автомата.

Зарубежный опыт показывает, что многие вендинг-предприниматели открывали свое дело как дополнительный заработок в свободное от основной работы время. Через некоторый период оно становилось их основным видом деятельности.

Нередко вендинговые автоматы приобретают владельцы торговых точек, сервисных центров с целью расширения спектра услуг для своих клиентов. Во многих случаях это, как правило, автомат для приготовления кофе и чая или терминал пополнения счета. Часто случается, что после приобретения одного автомата для нужд своих клиентов предприниматели, более пристально рассмотрев все выгоды вендингового бизнеса, начинают заниматься им как отдельным направлением.

Если верить статистике, примерно каждая пятая покупка в таких странах, как США, Япония и Канада, совершается через торговые автоматы, где один такой аппарат приходится в среднем на 20–40 человек. В странах Европейского Союза установлено более 5 млн различных торговых автоматов. Они используются везде, начиная от парковок и заканчивая огромными супермаркетами, и приносят своим владельцам колоссальную прибыль. Сегодня общий мировой оборот через торговые автоматы составляет сотни миллиардов долларов.

Большая линейка всевозможных торговых автоматов делает этот бизнес весьма привлекательным как для частных предпринимателей, так и для крупных компаний.

Правила вендинга

Мировой опыт использования вендинга позволил сформулировать определенные правила и закономерности в этой сфере. Несмотря на видоизменение устройств для вендинговой торговли и вовлечение в нее все большего числа товаров и услуг, эти правила несильно изменились и нашли свое практическое применение во всем мире.

Вендинг начинается с выбора конкретного его направления. До начала вендингового бизнеса нужно тщательно изучить рынок и конкурентную среду, составить свой бизнес-план, в соответствии с которым будет создаваться и развиваться будущая вендинговая сеть. Здесь важно просчитать не только стоимость вендинговых автоматов, но и расходы на установку, обслуживание, ингредиенты и непредвиденные расходы.
Начнем с того, что при выборе конкретного направления вендинга нужно руководствоваться следующими факторами:

•численность населения населенного пункта, развитие торговой инфраструктуры, благосостояние жителей;

•наличие конкурентов, наличие и степень развития смежных направлений вендинга;

•опыт вендинг-операторов в соседних населенных пунктах (по области);

•анализ рынка торговых автоматов.


В первую очередь следует выбрать места, где будут располагаться торговые автоматы. Первая ошибка, которую допускают начинающие вендоры, — сосредоточение на самой покупке оборудования. Однако для начала необходимо тщательно просчитать все варианты расположения торговых автоматов, после чего определить их оптимальное количество. Анализ мест будущей установки и сопоставление рентабельности, доходности тех или иных торговых автоматов в конкретных условиях позволяют сформировать первичное знание об эффективности начала вендингового бизнеса.

Следует также учитывать, что для различных видов торговых автоматов существуют свои места установки. Например, кофейные автоматы целесообразно размещать в офисных центрах, больших магазинах, вокзалах, а не в «спальных» районах. Поэтому в зависимости от направления вендинга нужно проанализировать будущие торговые точки. Главное условие доходного места — наличие людей и отсутствие пунктов питания. Торговые автоматы размещаются в офисных зданиях, учебных и лечебных заведениях, на автозаправочных станциях, т. е. практически всюду, где предполагается скопление людей.

Следующее правило состоит в правильном выборе того, чем торговать и с помощью каких аппаратов. Делая свой выбор, необходимо учитывать современные тенденции вендингового бизнеса, т. е. чем торгуют конкуренты и в чем сейчас испытывает потребность потенциальный клиент.
После того как имеется четкое понимание направления вендинга, мест установки и количества автоматов, необходимо приступать к их приобретению. В этом ответственном деле рекомендуется обратиться за помощью к профессионалам, что станет залогом надежности и высокого качества оборудования, которое будет приобретено, поскольку от этого во многом зависит успешность вендингового бизнеса. Кроме того, у профессиональных торговцев вендинговым оборудованием можно ознакомиться со всем ассортиментом предлагаемых торговых автоматов и получить квалифицированную консультацию. Важно ознакомиться с условиями гарантийного и постгарантийного обслуживания оборудования. Надежность, добросовестность и хорошая репутация производителя — это гарантия успешного бизнеса, который приносит хорошую прибыль с минимальными проблемами.

После покупки вендинговых автоматов сразу же необходимо приступить к решению вопроса о закупке компонентов (ингредиентов), которыми будет торговать вендинговая машина. Следует учитывать, что одним из залогов успешности и популярности автоматов является качество используемых ими ингредиентов.

Следующий шаг — это обслуживание автомата. Сюда относится своевременное пополнение ингредиентов, расходных материалов, инкассация и т. д. Эти процедуры сами по себе несложные и нетрудоемкие, посему обслуживание одного автомата будет занимать не более двух–трех часов в неделю.

Сегодня многие вендинговые компании предлагают передовые технологии наблюдения за состоянием автоматов. В частности, разработчики вендинговых автоматов предлагают контролеры со встроенным GSM/GPRS-модулем, который обеспечивает удаленный контроль оборудования. Собственник автомата сможет всегда быть в курсе состояния, наполненности и работоспособности аппарата. Такой сервис значительно облегчает процесс обслуживания торговых автоматов.

К тому же не стоит пренебрегать правильным и своевременным оформлением вендинга, чтобы не иметь проблем с законодательством и не потерять уже вложенные финансы.

Pro et contra вендингового бизнеса

Главным преимуществом вендинга считается его приемлемость для различных масштабов бизнеса и стартового капитала. Все же следует выделить наиболее существенные преимущества, которые поднимают вендинг на одно из первых мест по привлекательности для бизнеса:

1. Минимальный стартовый капитал.

2. Отсутствие необходимости в офисных, торговых и складских помещениях.

3. Отсутствие расходов на рекламу.

4. Торговля за наличные.

5. Долговечность и устойчивость бизнеса в кризисные для экономики периоды.

6. Возможность владельцу вендингового бизнеса самостоятельно планировать свой график работы, использовать вендинг как основное или дополнительное занятие.

7. Сами торговые автоматы, которые, в отличие от продавцов-людей, могут работать 24 часа в сутки без перерывов на обед, перекуров, отпусков, болезней и пр. Также торговые автоматы не обманывают покупателя и не воруют товар.


Конечно, у вендинговых автоматов есть и недостатки. Основные из них:

1. Опасность повреждения вендингового оборудования хулиганами.

2. Поломка автомата.

3. Необходимость поддержания автомата в презентабельном виде (мойка, чистка и т. д.).

4. Необходимость регулярного обхода автоматов, не оснащенных специальным оборудованием, для контроля остатков компонентов.

5. Использование фальшивых денег высокого качества для приобретения товаров.

6. «Безэмоциональность» торгового автомата по сравнению с «живым» продавцом. Однако уже разрабатываются «говорящие» автоматы, способные отвечать на простые вопросы.

Вендинг по-украински

Вендинг, как и любой новый бизнес, развивается очень быстро. Нашел он своих поклонников и в Украине. У нас торговые автоматы появились достаточно давно: сначала это была продажа жетонов для проезда в метро, газет, потом кофе, воды, бутербродов, закусок, карточек мобильной связи, платежные автоматы.

Как показывает практика, самыми популярными стали платежные терминалы и кофейные автоматы. Первые наиболее выгодны, так как нет необходимости их обслуживать, покупать наполнители, достаточно лишь забирать выручку и заправлять бумагу в принтер, о чем проинформируют специально установленные датчики.

При этом существует ряд ограничений на товары вендинговой торговли. В частности, запрещено торговать:

•алкогольными напитками и табачными изделиями;
•огнеопасными товарами бытовой химии, пиротехническими игрушками;
•горюче-смазочными материалами;
•изделиями, реализация которых запрещена законодательными актами;
•товарами, которые не имеют сопроводительных документов и документов, подтверждающих качество и безопасность товаров, наличие которых обусловлено нормативными актами.


Украинское законодательство отдельно не регулирует рынок вендинговых услуг. Специальные правила торговли через торговые автоматы нормативной базой не предусмотрены, поэтому в данном случае применяются общие правила торговли с учетом особенностей торговли через означенные пункты продажи.

Разрешение на установку
Этот вопрос регулируется Правилами работы мелкорозничной торговой сети, утвержденными приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 08 июля 1996 года № 369 (далее — Правила № 369). Согласно п. 3 Правил № 369, торговые автоматы относятся к пунктам некапитальной застройки (пунктам мелкорозничной торговой сети, при которой помещения не имеют торгового зала для покупателей). Размещение пунктов мелкорозничной торговой сети осуществляется в соответствии с требованиями Земельного кодекса Украины и законодательства о благоустройстве населенных пунктов, планировании и застройке территорий, об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения, пожарной охране, государственной автоинспекции и архитектуре.

Документы на товар
Хозяйствующий субъект, осуществляющий автоматизированную торговлю, обязан иметь документы на все товары, реализуемые через автоматы. Полный перечень приведен в п. 28 Правил № 369. В частности, это:

•товарно-транспортные и приходно-расходные накладные, приемные акты, заборные письма и пр. с указанием названия, сорта, количества, цены и общей стоимости товара;

•документы, согласно которым поступили товары, подлежащие обязательной сертификации, с обозначением регистрационных номеров сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия и/или декларации о соответствии, если это установлено техническим регламентом для подтверждения соответствия определенного вида товара;

•копии гигиенических заключений, заверенных печатью субъекта хозяйствования, от которого получены эти товары, в отношении товаров, не подлежащих обязательной сертификации в соответствии с утвержденным Министерством здравоохранения Украины перечнем;

•документы, удостоверяющие соответствие качества товаров требованиям нормативных документов (для импортных товаров — копии сертификатов, изложенные на языке страны-экспортера и на украинском или русском языке, заверенные печатью субъекта хозяйствования, от которого получены эти товары). Субъект хозяйствования, в подчинении которого есть пункты мелкорозничной торговой сети, обязан иметь вышеуказанные документы на все товары, реализуемые в этих пунктах.


По общему правилу субъекты хозяйственной деятельности должны реализовывать товары через торговые автоматы лишь при наличии документов, удостоверяющих их качество и безопасность.

Использование регистраторов
Согласно ст. 2 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06 июля 1995 года № 265/95-ВР (далее — Закон о РРО) к регистраторам расчетных операций относятся и автоматы по продаже товаров (услуг) и т. д.

Согласно п. 3 ст. 3 Закона о РРО, для продажи товаров (услуг) разрешается использовать только автоматы, включенные в Государственный реестр регистраторов расчетных операций, с соблюдением установленного порядка их использования.

Согласно ст. 15 Закона о РРО, контроль за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности порядка проведения расчетов за товары (услуги), других его требований возложен на органы государственной налоговой службы путем проведения плановых или внеплановых проверок. В случае если установлено использование незарегистрированного РРО, нарушителям грозит применение штрафных санкций и административная ответственность, предусмотренные Законом о РРО и другими нормативно-правовыми актами.

Главными условиями для успеха вендингового бизнеса специалисты рынка называют выбор удачного места установки автомата, тесное сотрудничество с поставщиком, а также наличие сети из 5–7 торговых автоматов, что позволит быстро окупить затраты и выйти на приемлемый уровень рентабельности.


Таким образом, вендинговый бизнес — это бизнес, который подразумевает создание посредством торгового автомата удобного сервиса и круглосуточного обслуживания для обеспечения комфорта покупателей.


Комментариев нет:

Отправить комментарий