Урок 1. Что такое управление?
ЧТО ТАКОЕ УПРАВЛЕНИЕ?
Управление – это не радостное событие, а творческий и часто мучительный процесс. В кибернетике (общей теории управления) есть такое определение: «Управление – это процесс целенаправленного воздействия со стороны управляющей подсистемы (органа управления) на управляемую подсистему (объект управления)». В этом определении нет лишних слов.
Во-первых, это процесс, т.е. некоторая последовательность управляющих воздействий, распределенных во времени и, возможно, пространстве.
Во-вторых, это процесс целенаправленный. Управление всегда имеет цель. Если цели нет, то процесс может быть, но это уже будет не управление, а что-то другое. Эти случаи мы рассматривать не будем.
В-третьих, эта цель достигается в результате деятельности или выполнения некоторой работы неким «объектом управления».
В-четвертых, этот объект управления достигает цели не самостоятельно, а в результате влияния на него некоего «органа управления».
Все просто. Есть два объекта. Один влияет на другой для достижения некоторой цели. Таким образом. Мы можем выделить четыре необходимых условия для процесса управления:
1. Цель.
2. Процесс воздействия.
3. Орган управления.
4. Объект управления.
Пожалуй, и все. Эта самое общее, хотя и намеренно упрощенное, определение понятия «управление». Это определение справедливо для любых процессов управления: техническими системами, организациями, людьми, самим собой и т.д. Оно позволяет понять общие характеристики любых процессов управления и отсеять все, что управлением не является. И это уже хорошо.
Урок 2. Что такое менеджмент?
ЧТО ТАКОЕ МЕНЕДЖМЕНТ?
Друзья, мы продолжаем изучение основ менеджмента. В первом уроке мы раскрыли понятие «управление» в самом широком смысле этого слова. Но ведь менеджмент – это тоже управление! Зачем же тогда использовать англоязычные термины, если у нас есть замечательное и красивое русское слово «управление»? Но, как мы знаем, взаимопроникновение и взаимовлияние языков, - это обычная история. Ведь любой язык – это открытая система. И в русском языке сейчас есть сотни или даже тысячи заимствованных слов, которые мы уже давно считаем своими, почти родными. Новые термины приносят новые смыслы и смысловые оттенки. Так и с менеджментом.
Менеджмент – это частный, но самый сложный вид управления. В данном случае мы говорим не об управлении техническим средствами или какими-либо технологическими процессами, а об управлении людьми, которые для достижения своих целей объединились в социальную систему, т.е. организацию. Короче говоря, менеджмент – это управление организацией. Именно наличие людей создает принципиальную сложность для данного вида управления, поскольку здесь имеет место противоречие между целями системы (организации) и целями ее элементов (людей, сотрудников, персонала). В технических системах, если они спроектированы грамотно, цели элементов «работают» на цели системы. Они согласованы. Например, колесо в автомобиле сделано круглым, а не квадратным, поскольку именно эта форма способствует движению автомобиля. И у колеса нет иной цели, кроме того, чтобы крутиться и работать на общую цель системы.
С организациями сложнее. У людей есть свои цели, и они далеко не всегда согласованы с целями организации. Выражаясь научно, здесь мы имеем дело с внутренней поведенческой неопределенностью. Элементы системы обладают сознанием и собственными целями! Представьте, если бы в автомобиле у каждого колеса и, вообще, у каждой шестеренки были какие-то свои цели. Далеко бы уехали? А в организации так и есть. И что со всем этим хозяйством делать? Управлять! Вот для этого и необходим менеджмент. Думаю, что основное назначение менеджмента как раз и состоит в том, чтобы согласовать цели организации и цели сотрудников, т.е. найти некий баланс целей. И чтобы в итоге все были счастливы и довольны.
https://bit.ly/3sOdmDM
Комментариев нет:
Отправить комментарий