суббота, 2 июля 2022 г.

PEST-анализ: что это такое и как его провести на примерах

 


ЕВГЕНИЯ ЧЕРНОВА


Стратегический менеджмент – это работа с неопределенностью во внутренней и, особенно, во внешней среде компании. Однако решения, принимаемые на верхнем уровне, не должны быть только интуитивными, иначе вероятность ошибки высока. Для большей формализации принятия решений и помощи топ-менеджерам в стратегическом управлении компанией существует действенный инструмент – это PEST-анализ. О практическом применении PEST-анализа расскажем в статье.

Что такое PEST-анализ

PEST-анализ – это инструмент для определения стратегии компании в долгосрочном периоде. Иногда его также называют STEP-анализом, но суть от этого не меняется. Период прогнозирования составляет от 3 до 10 лет. Аббревиатура PEST складывается из английских слов:

Politics (политика) – политическое окружение компании.

Economics (экономика) – экономическое окружение компании.

Socio – Culture (социум – культура) – социально-культурное окружение.

Technology (технологии) – технологическое окружение компании.

Все четыре фактора являются факторами макросреды не случайно. Пест-анализ ориентирован на получение результатов верхнего уровня. Он дает так называемый helicopter view – взгляд сверху на внешнее окружение компании и место компании на рынке.

Методика PEST схожа с выполнением более привычного всем SWOT-анализа и заключается в:

  1. Составлении матрицы, ячейками которой будут факторы внешней среды, наиболее влияющие на компанию.
  2. Выработке стратегии компании, наиболее полно отвечающей прогнозам по динамике факторов внешней среды.

Какие факторы PEST-анализа рассматривать?

Рассмотрим наиболее часто используемые факторы.

Политические факторы

Политика играет важную роль в формировании бизнес-среды в регионе, государстве и на общемировом уровне. Один принятый закон может ограничить перспективы ведения того или иного бизнеса или наоборот подарить новые возможности для компании.

Поэтому всегда нужно мониторить следующие факторы:

  • общемировая политическая ситуация. Какие страны в хороших отношениях между собой, между какими намечаются разногласия, какие страны станут ареной военных действий или политических санкций;
  • внешняя политика страны, в которой расположена юрисдикция компании;
  • вхождение / выход страны в различные союзы и общества (здесь скрыто много возможностей для роста);
  • внутренняя политика на государственном уровне;
  • налоговая политика;
  • уровень влияния государства на отрасль, его отношение к отрасли;
  • отношение государства к иностранному капиталу, уровень влияния на инвестиционные процессы;
  • субсидирование государством конкретных регионов, законодательные послабления для регионов;
  • внутренняя политика на региональном и муниципальном уровне;
  • различные межгосударственные соглашения о раскрытии информации, об избежании двойного налогообложения и т.д.

Экономические факторы

Влияние факторов этой группы на компанию трудно переоценить, поэтому их нужно рассматривать особенно тщательно.

Перечислим основные:

  • динамика ВПП,
  • уровень инфляции,
  • ставка рефинансирования и связанная с ней динамика в банковской сфере,
  • изменение курса рубля,
  • уровень безработицы,
  • динамика доходов населения,
  • цены на нефть,
  • рост и насыщенность отраслевых рынков,
  • уровень конкуренции,
  • динамика на смежных рынках, влияющая на затраты компании,
  • уровень использования налоговых схем в отрасли.

Социально-культурные факторы

Факторы этой направленности оказывают косвенное воздействие на успешность компании.

К ним относятся:

  • демографические данные: рождаемость, смертность, возрастной состав населения, миграционная динамика;
  • уровень жизни населения, зарплатные ожидания;
  • обычаи и ценности, устоявшиеся нормы потребления и мифы;
  • уровень образованности, квалификация кадров;
  • трудоспособность и производительность населения.

Технологические факторы пест-анализа

Набирают все большую ценность, так как технологический прогресс ускоряется, степень его влияния на все сферы бизнеса, даже самые нетехнологичные, увеличивается.

К технологическим факторам относятся:

  • научные открытия, новые технологии,
  • изменения в патентном законодательстве и индустрии,
  • влияние интернета и мобильных технологий на отрасль,
  • расходы конкурентов на R&D.

Важно, что влияние факторов на различные компании из разных отраслей не одинаково и поэтому список ключевых факторов компания всегда должна вырабатывать самостоятельно.

Зачем проводить PEST-анализ

Во-первых, для того, чтобы лучше понимать внешнюю среду компании, ее возможности и угрозы. Ведение бизнеса вслепую, на основании ограниченной информации и субъективных ощущений возможно в стартап-проектах, в малом бизнесе, но недопустимо для средних и крупных бизнесов и серьезных инвестиционных проектов. Понимая возможности и угрозы внешней среды, компания защищает себя от критичных ошибок.

Во-вторых, для определения стратегии компании. Не секрет, что компании с разработанной стратегией выигрывают конкурентные войны, потому что не принимают разрозненных и противоречащих одно другому решений. Стратегия представляет собой:

  • действия, которые компания будет совершать в ближайшие годы;
  • продукты, которые она будет выпускать;
  • регионы, в которых она будет увеличивать или уменьшать присутствие;
  • инвестиции, которые она будет совершать или, наоборот, внешнее финансирование, которое она будет привлекать.

Чтобы выбрать правильную стратегию, нужно понимать, какие возможности вам дает рынок.

В-третьих, Пест-анализ дает исходные данные для выстраивания управления рисками в компании, фактически описывая макроэкономические риски. Как известно, составляющие управления рисками – это их определение, оценка и разработка мер по минимизации их воздействия. Проследим, как работает в этом случае ПЕСТ.

Руководство по проведению PEST-анализа

Как и любой другой, PEST-анализ начинается со сбора первичной информации о внешней среде компании. Чем эта информация будет шире, многостороннее и объективнее, тем лучших результатов можно добиться с помощью PEST.

Для сбора информации можно использовать специализированную литературу по геополитике, обзоры макрорегионов и рынков на них, аналитические отчеты по отраслям, данные статистики, отчеты и прогнозы крупных аналитических агентств. Неплохо быть членом отраслевых ассоциаций, общаться на международных выставках и конференциях, для того чтобы узнавать новости точки зрения разных игроков, находящихся по разные стороны рынка: производителей, поставщиков, потребителей, дилеров и так далее. Не нужно забывать и про инсайдерскую информацию, получаемую на переговорах, и про узкоспециализированные сайты, размещающие новости на рынках и в отраслях.

Обратите внимание! Поскольку PEST-анализ составляется на долгосрочную перспективу, вас должен интересовать прогноз по значимым изменениям внешней среды в дополнение к состоянию на сегодняшний день.

Итак, первым шагом к составлению PEST будет определение на основании собранной информации факторов, влияющих на компанию, и их отнесение по четырем группам: политические, экономические, социально-культурные, технологические.

Пример 1

Перед советом директоров российского угледобывающего предприятия, расположенного в Кузбассе, поставлена задача – определить стратегию предприятия на 5 лет с тем, чтобы увеличить добычу и реализацию угля на 50%. Было решено провести сначала PEST-анализ, обновить свои знания об отрасли. Предприятие заказало несколько обзоров угольной отрасли в мире и маркетинговое исследование об угольном рынке в РФ. Также были опрошены несколько контрагентов и ключевые сотрудники на предприятии. Все они сделали свои прогнозы по развитию рынка, уровням потребления и месте предприятия на угольном рынке.

На основании проведенных исследований исполнители выделили факторы, оказывающие влияние на предприятие. Ранее в статье мы приводили основные факторы из каждой группы, для примера возьмем по три фактора.

Факторы PEST
Политические
1Государственные программы поддержки угольной отрасли
2Сложности в районе Донбасского угольного бассейна
3Все более жесткие экологические нормативы
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
1Возрастающая конкуренция со стороны газодобывающих предприятий
2Падение внешних и внутренних цен на уголь
3Сокращение закупок угля странами ЕС вследствие экологических ограничений и санкционной политики
Социально-культурные
1Снижение численности населения
2Снижение уровня жизни
3Повышение образованности населения
Технологические
1Ускоренное развитие альтернативной энергетики
2Разработка передового угледобывающего оборудования странами-конкурентами
3Повышение точности контроля и сертификации угля

Вторым шагом будет определение степени влияния каждого фактора на компанию. Для этого пригласите экспертов (желательно не менее пяти) и попросите их оценить:

  1. Влияние каждого фактора по пятибалльной шкале,
    где 1 – минимальное влияние,
    5 – максимальное влияние фактора,
  2. Вероятность изменения каждого фактора по трехбалльной шкале,
    где 0 – в будущем фактор перестанет существовать,
    1 – фактор не изменится в ближайшее время,
    2 – фактор усилится в ближайшее время.

Рассчитайте среднее значение по влиянию факторов и средневзвешенное значение по каждому фактору с учетом прогноза изменений.

Пример 2

В качестве экспертов угольнодобывающий завод представил трех членов совета директоров, отвечающих за добычу, реализацию и финансирование, а также аудитора предприятия, имеющего опыт аудита других угольных заводов и председателя Ассоциации предприятий угольной отрасли. После того, как эксперты проставили свои оценки, была подготовлена сводная таблица (кликните, чтобы увеличить).

Tabl_big.jpg

Итоговая таблица представляется в знакомом матричном виде, факторы в каждой ячейке которой проставлены по убыванию влияния.

ПолитическиеЭкономические
Все более жесткие экологические нормативы4,2Падение внешних и внутренних цен на уголь3,36
Сложности в районе Донбасского угольного бассейна3,84Возрастающая конкуренция со стороны газодобывающих предприятий3,36
Государственные программы поддержки угольной отрасли1,52Сокращение закупок угля странами ЕС вследствие экологических ограничений1,92
Социально-культурныеТехнологические
Снижение численности населения4,48Разработка передового угледобывающего оборудования странами-конкурентами8
Снижение уровня жизни1,92Повышение точности контроля и сертификации угля2,72
Повышение образованности населения1,44Ускоренное развитие альтернативной энергетики2,64

Третьим шагом в проведении PEST-анализа будет выработка стратегии, включающей в себя наиболее «выигрышные» ответные действия на сигналы внешней среды.

В этом поможет таблица, в которой на каждый фактор внешней среды прописано наиболее выгодное для компании ответное решение. Из совокупности таких решений и будет состоять стратегия.

Пример 3

Совет директоров проанализировал матрицу факторов PEST-анализа и разработал решения – ответы на возможности и риски внешней среды.

Факторы PESTСредневзвешеннаяДействия
Политические  
1Все более жесткие экологические нормативы4,2Заключать контракты с представителями стран третьего мира, чьи нормативы пока позволяются использовать сравнительно дешевый уголь
2Сложности в районе Донбасского угольного бассейна3,84В период сниженной конкуренции занимать более активную позицию на рынке сбыта, увеличивать объем добычи
3Государственные программы поддержки угольной отрасли1,52Использовать возможности поддержки, осваивать субсидии, входить в ассоциации
Экономические  
1Падение внешних и внутренних цен на уголь3,36Снижать себестоимость добычи угля, лоббировать свои интересы на рынке ж/д поставок
2Возрастающая конкуренция со стороны газодобывающих предприятий3,36Увеличивать экспортную составляющую
3Сокращение закупок угля странами ЕС вследствие экологических ограничений1,92Заключать контракты с представителями стран третьего мира, чьи нормативы пока позволяются использовать сравнительно дешевый уголь
Социально-культурные  
1Снижение численности населения4,48Запустить программу рабочей миграции квалифицированных кадров из соседних регионов
2Снижение уровня жизни1,92Оптимизировать фонд оплаты труда, использовать повышенные премии за действительно высокое качество работы
3Повышение образованности населения1,44Привлекать молодых специалистов по программам стажировок
Технологические  
1Разработка передового угледобывающего оборудования странами-конкурентами8Закупать передовое оборудование с тем, чтобы снизить стоимость добычи
2Повышение точности контроля и сертификации угля2,72Использовать тесты качества угля на разных стадиях добычи для снижения имиджевых потерь
3Ускоренное развитие альтернативной энергетики2,64Инвестиции в проекты по альтернативной энергетике.

В итоге у руководства заводом появился черновик стратегии:

  • использовать возможности экспорта, особенно в Азиатский и Латиноамериканский регионы, а также на Ближний Восток;
  • поддерживать конкурентную цену за счет оптимизации затрат на добычу (оборудование и ФОТ) и на транспортные расходы (лоббирование интересов в отрасли ж/д перевозок);
  • использовать заведомо более высокое качество продукции для построения долгосрочных отношений с крупными зарубежными заказчиками;
  • привлекать квалифицированные кадры в регион посредством различных программ, самостоятельно и совместно с государством.

Заключение

Мы наглядно рассмотрели проведение PEST-анализа, чтобы вы смогли сделать его самостоятельно и убедиться, какие значимые результаты может он принести. Конечно, у этого инструмента есть свои преимущества и недостатки. Помните, что сделанный однажды PEST-анализ должен обновляться раз в год, так как внешняя среда постоянно меняется. Но на его обновление, а также на то, чтобы тактически быть в курсе событий, вам понадобится не так много времени. Ведь вы уже будете знать, куда смотреть и у вас будет готовый шаблон пест-анализа!


https://bit.ly/3OB0QjQ

Комментариев нет:

Отправить комментарий