Пирамида «НЛП-уровни», разработанная Дилтсом, описывает структуру личности человека, а также организации. Каждый уровень пирамиды хранит информацию определённого качества:
- Окружение – всё, что нас окружает в повседневной жизни.
- Поведение – всё, что связано с деятельностью человека (организации).
- Способности – уровень знаний и опыта, которые стоят за нашим непосредственным восприятием окружения.
- Убеждения и ценности – уровень дозволения и мотивации, структурирующий весь опыт человека как личности.
- Идентичность – с какой личностной ролью или самоощущением связана проблема или результат.
- Духовность – видение, смыслы.
Понимая значения и содержание каждого «НПЛ-уровня», можно влиять как на собственные установки, так и на персонал, задействованный в изменения. Изменения на верхнем уровне будет неизбежно вызывать изменения на нижних. Например, привычка опаздывать находится на уровне «Поведение». И решение надо искать на два уровня выше «Убеждения и ценности». При этом изменения на нижних уровнях, не обязательно вызывают изменения на верхних.
«НЛП-уровни» в нашей практике
Многие знают концепцию «НЛП-уровни». Но в нашей практике редко, кто задумывается, что эти уровни можно рассматривать как источники сопротивления изменениям. Например, как консультанты по организационному развитию, мы столкнулись с ситуацией, когда разработанная нами стратегия практически всегда встречала отпор со стороны сотрудников заказчика. При тщательном разборе ситуации мы пришли к интересным выводам. На самом деле сопротивление не было однородным. Да, многие избегали перемен из-за несовпадения своих ценностей (уровень «Убеждения»). Особенно связанных с непопулярными решениями о сокращении штата или изменении ФОТа. Мы же – «семейная компания». У нас не увольняют.
Но были и такие, которые просто не знали, что конкретно они должны сделать, чтобы попасть в новую реальность (уровень «Поведение»).
Или знали «что», но не знали «как» (уровень «Способности»). И воспринимали наши советы как в известном анекдоте про консультантов: «Мыши, станьте ёжиками». И тогда мы взяли на себя ещё и научение персонала новым компетенциям.
https://cutt.ly/c3VMscU
Комментариев нет:
Отправить комментарий