суббота, 18 февраля 2023 г.

«НЛП-уровни» Р. Дилтс. Инструмент #15

 


Пирамида «НЛП-уровни», разработанная Дилтсом, описывает структуру личности человека, а также организации. Каждый уровень пирамиды хранит информацию определённого качества:

  • Окружение – всё, что нас окружает в повседневной жизни.
  • Поведение – всё, что связано с деятельностью человека (организации).
  • Способности – уровень знаний и опыта, которые стоят за нашим непосредственным восприятием окружения.
  • Убеждения и ценности – уровень дозволения и мотивации, структурирующий весь опыт человека как личности.
  • Идентичность – с какой личностной ролью или самоощущением связана проблема или результат.
  • Духовность – видение, смыслы.

Понимая значения и содержание каждого «НПЛ-уровня», можно влиять как на собственные установки, так и на персонал, задействованный в изменения. Изменения на верхнем уровне будет неизбежно вызывать изменения на нижних. Например, привычка опаздывать находится на уровне «Поведение». И решение надо искать на два уровня выше  «Убеждения и ценности». При этом изменения на нижних уровнях, не обязательно вызывают изменения на верхних.

«НЛП-уровни» в нашей практике

Многие знают концепцию «НЛП-уровни». Но в нашей практике редко, кто задумывается, что эти уровни можно рассматривать как источники  сопротивления изменениям. Например, как консультанты по организационному развитию, мы столкнулись с ситуацией, когда разработанная нами стратегия  практически всегда встречала отпор со стороны сотрудников заказчика. При  тщательном разборе ситуации мы пришли к интересным выводам. На самом деле сопротивление не было однородным. Да, многие избегали перемен из-за несовпадения своих ценностей (уровень  «Убеждения»).  Особенно связанных с непопулярными решениями о сокращении штата или изменении ФОТа. Мы же – «семейная компания». У нас не увольняют.

Но были и такие, которые просто не знали, что конкретно они должны сделать, чтобы попасть в новую реальность (уровень «Поведение»).

Или знали «что», но не знали «как» (уровень «Способности»). И воспринимали наши советы как в известном анекдоте про консультантов: «Мыши, станьте ёжиками». И тогда мы взяли на себя ещё и научение персонала новым компетенциям.

https://cutt.ly/c3VMscU

Комментариев нет:

Отправить комментарий