суббота, 22 апреля 2023 г.

Менеджмент. Глава 2. Разновидности систем управления

 



Концепции и принципы нового управленческого мышления сводятся к следующему:



  1. Необходимость реформирования социальной подсистемы в направлении реализации главного его принципа "Кадры решают все"
  2. Реинжиниринг*
  3. Создание внутренних рынков корпораций
  4. Интеграция процессов управления
  5. Развитие и поддержка малых предприятий
  6. Новые измерители эффективности управления
  7. Разделение права собственности и функции управления
  8. Утверждение контрактных отношений
  9. Усиление регулирующей роли государства
  10. Управление нововведениями

Эволюция теории и практики менеджмента нашла свое отражение в трех основных типах моделей: американской, японской и маркетинговой.

Японскую систему менеджмента характеризуют следующие основные черты:

  1. Умение использовать человеческий фактор*
  2. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности
  3. Гласность и ценности корпорации
  4. Управление основанное на информации
  5. Управление ориентированное на качество
  6. Постоянное присутствие руководства на производстве
  7. Поддержание чистоты и порядка
  8. Система продвижения и оплата труда на основе стажа работы

Основные направления развития российской системы управления:

  1. Создание новых форм организации
  2. Ориентация на долгосрочную перспективу, проведение фундаментальных исследований
  3. Комплексная механизация и компьютеризация производственных процессов
  4. Создание адаптивных производственных систем
  5. Определение приоритетных направлений инвестиций
  6. Нововведения, интеграция, интернационализация
  7. Диверсификация производства
  8. Децентрализация управления

  1. Основные направления нового управленческого мышления и их характеристики.
  2. Новые ориентации в кадровой политике.
  3. Реинжиниринг и его направления.
  4. Создание внутренних рынков корпораций и новых измерителей эффективности управления.
  5. В чем смысл усиления регулирующей роли государства?
  6. Характеристика американской модели менеджмента.
  7. Характеристика японской модели менеджмента.
  8. Характеристика маркетинговой модели менеджмента.
  9. Особенности и основные черты японской системы менеджмента.
  10. Характеристика трех основных элементов японской системы управления.
  11. Кадровая политика и подготовка кадров в японии.
  12. В чем суть ротации персонала и обоснование её необходимости?
  13. Три главных направления развития российской системы управления.
  14. Основные направления развития российской системы управления.

Реинжиниринг - это перестройка на современной информационной и технологической основе организации хозяйственной деятельности и управления.

Ротация персонала - регулярная смена (один раз в несколько лет) рядовыми и руководящими работниками своего места работы внутри фирмы.



Параграф 1. Новое управленческое мышление

  В рамках нового управленческого мышления, новой философии управления, главным фактором эффективности любой фирмы становится качество управления на всех уровнях.

       В России переход к эффективному управлению на научных принципах не только необходим и возможен, но и становится главным средством осуществления экономических реформ.

       Концепции и принципы развития науки и практики менеджмента и главные направления нового управленческого мышления должны иметь следующие ориентации (рис. 1.4).


Рис. 1. 4. Этапы бизнес-инжиниринга

       1. Необходимость реформирования социальной подсистемы в направлении реализации главного его принципа "Кадры решают все".

       Новое управленческое мышление связано с осознанием необходимости включения человеческого фактора в систему управления, опоры на развитие творческих способностей работников и самореализации их личности.

       Надежность управления определяется тремя факторами: людьми, материалами и капиталом. Влияние этих трех факторов на быстрые темпы роста экономики любой страны велико потому, что они составляют основные ресурсы управления.

       Весьма важным, хотя и не замеченным до недавнего времени фактором эффективности, является замена физического труда, квалифицированного и неквалифицированного знанием. В результате решающее влияние на продуктивность оказывают уже не рабочие, а "работники знания" - менеджеры*, техники, специалисты.

       Базовый фактор в развитии современной экономики - норма "накопления мозгов", темпы, которыми страна производит людей, обладающих образованием, воображением, теоретическими знаниями и аналитическим мастерством. Страна, в которой не созданы условия для развития этого базового фактора, неизбежно сталкивается с "утечкой мозгов" и замедленным развитием экономики.

       В 90-х годах в теории управления организациями происходит изменение исходной концептуальной модели управления. Персонал начинает рассматриваться как основной ресурс фирмы, определяющий в первую очередь успех деятельности всей организации.

       На смену теории, рассматривающей персонал* как издержки, которые надо сокращать, появилась теория управления человеческими ресурсами, в соответствии с которой персонал представляет собой один из ресурсов фирмы, которым надо грамотно управлять, создавать условия для его развития, вкладывать в него средства.

       Разработанная и теоретически обоснованная концепция человеческих ресурсов основана на признании экономической целесообразности капиталовложений, связанных с набором персонала, обучением, развитием и повышением его потенциала.

       Отличительными особенностями концепции человеческих ресурсов являются: применение экономических критериев для оценки роли человеческого фактора в производстве, внутрифирменное управление и перестройка всей системы работы с кадрами.

       2. Реинжиниринг*, т. е. перестройка на современной информационной и технологической основе организации хозяйственной деятельности и управления ( см. рис. 1.5 ).

       Начинать надо, как и в любом деле, с постановки целей, то есть со стратегического моделирования. Это то же самое, что и стратегическое планирование (выработка целей и путей их достижения с помощью различных техник: swot-анализа, дерева целей, маркетингового анализа), - новшество содержится лишь в заключительной процедуре. Бизнес-инжиниринг требует, чтобы результаты вашего планирования были занесены в стандартные взаимосвязанные учетные регистры или блоки.

       На втором этапе моделируют организационную структуру, необходимую для осуществления поставленных целей, то есть проецируют стратегию* на функции и организованные звенья фирмы. Это делается путем прописывания соответствующих взаимосвязей. В выявлении взаимосвязей и есть сильная сторона интегрированного решения: теперь любые изменения в целях бизнеса будут автоматически приводить к определенным изменениям в организации.

       Для современной экономики России характерно созидание и развитие предприятий различных форм собственности. Это обстоятельство предполагает необходимость коренной перестройки организационных структур и интеграционных процессов в рамках хозяйствующего субъекта.

       Обращает на себя внимание четко выраженная тенденция к уменьшению жесткости и иерархичности сложившихся структур, расширению использования кооперации между организациями, дальнейшему развитию программно-целевого управления. На высшем уровне сосредотачиваются функции интеграции деятельности фирмы и разработка общих стратегий, связи с внешними организациями и оценка предложений нижних уровней. Такие меры приводят к уменьшению бюрократических процедур и значительному сокращению управленческого аппарата.

       Переход от структурного моделирования к процессному (третий этап) позволяет выстроить несвязанные функции в набор последовательных действий (работ), направленных на достижение конкретной цели.

       В рамках нового управленческого мышления необходим программно-целевой подход к формированию структуры производственных подразделений, внутрифирменному планированию производства с ориентацией на минимизацию времени переналадок оборудования. Такая форма специализации ориентирует каждый коллектив производственной системы на выпуск конечной продукции, а не на объем работ по группам оборудования. Подобный подход обеспечивает повышение производительности труда, способствует снижению себестоимости производства, повышению качества продукции, уменьшению незавершенного производства, сокращению длительности производственного цикла, повышению фондоотдачи.

       На заключительном этапе от качественного описания бизнес-процессов переходят к количественному. Процессная модель обеспечивается с помощью операционных бюджетов (проще говоря, составляются сметы всех работ), которые затем сводятся в бюджете доходов и расходов, бюджете движения денежных средств и бюджете по балансовому листу. Это и есть финансовая модель бизнеса: его цели, сформулированные на первом этапе, отражаются в соответствующих статьях бюджета.

       Таким образом, результат обеспечивается строгой последовательностью действий от этапа к этапу. Причем конечные блоки предыдущего этапа становятся входными для следующего. Добросовестно выстроенная финансовая модель бизнеса - это хорошая основа для того, чтобы усовершенствовать его стратегию.

       Ноу-хау бизнес-инжинирига - детальное и формализованное описание элементов управления бизнесом. А это стало возможным благодаря тому, что появились стандарты описания тех звеньев управления, которые не поддаются количественному измерению (например, структура и бизнес-процессы). В результате удалось задействовать компьютерные технологии, и это обеспечило настоящий прорыв, новое качество поддержки принятия управленческих решений.



       3. Создание внутренних рынков корпораций. Речь идет о перенесении закономерностей и принципов рыночного хозяйства на внутреннюю деятельность компаний. Такие преобразования должны охватывать все подразделения.



       С этой целью в рамках предприятий созданы автономные подразделения, полностью работающие на хозрасчете. Эти подразделения несут всю полноту ответственности за свою производственную деятельность. Каждое подразделение финансирует свою работу, вступает на коммерческой основе в партнерские отношения, как с внутренними подразделениями фирмы, так и с внешними организациями. В центральном же органе управления концентрируется решение только стратегических вопросов развития, связанных с крупными инвестициями.



       4. Интеграция процессов управления, т. е. интеграционные процессы в управлении, ориентированные на более эффективное использование всех видов ресурсов (в первую очередь научно-технических, инвестиционных и финансовых), что приводит к появлению многообразных форм горизонтального объединения организаций.

       5. Развитие и поддержка малых предприятий. Они могут создаваться на основе любых форм собственности как отдельными гражданами, так и различными структурами (предприятиями, организациями, государственными органами). Особое значение создание малых предприятий приобретает при разукрупнении сложившихся высокомонополизированных фирм, что приводит к преодолению доминирующей роли хозяйственных субъектов.

       Кроме того, малые предприятия способны активизировать структурную перестройку экономики, снизить безработицу, расширить конкуренцию и оперативно реагировать на изменения потребностей рынка.

       6. Новые измерители эффективности управления. В качестве целевых показателей организационных преобразований следует применять такие общие характеристики деятельности фирмы, как финансовые результаты, например, достижение финансовой стабильности или обеспечение финансового роста. При этом под финансовой стабильностью фирмы понимается её способность своевременно и в полном объеме решать следующие задачи:



  • выполнять свои обязанности по платежам;
  • обеспечивать финансовыми ресурсами свои производственно-хозяйственные потребности;
  • создавать финансовый резерв на случай изменения требований со стороны внешней среды или покрытия непредвиденных убытков.


       Применение финансовых результатов в качестве цели организационных преобразований полностью согласуется с пониманием фирмы как коммерческого предприятия, целью которого является получение прибыли (дохода).

       Однако следует иметь в виду, что во многих случаях не финансовые измерители лучше свидетельствуют о достижениях организаций, перспективной эффективности управленческих моделей. Такими качественными критериями оценки выступают интеллектуальный капитал, удовлетворенность потребителя, полнота и комплексность технологий.



       7. Разделение права собственности и функций управления. Раньше право собственности было монопольным и принадлежало исключительно государству. В настоящее время государственный сектор собственности составляет примерно 10%. Это обстоятельство и привело к появлению новой функции - управление собственностью.



       Соотношение категорий собственности и организации управления, их взаимосвязь и взаимопонимание могут иметь один из двух вариантов:



  • право собственника и функции руководителя сочетаются в одном лице (сфера торговли, услуг);
  • собственник, владея контрольным пакетом акций, не имея необходимой компетенции и опыта, нанимает профессионального руководителя.


       8. Утверждение контрактных отношений во всех формах собственности. Это расширяет сферу действия конкурентных сил с соответствующим воздействием на эффективность.

       Низкая эффективность госсектора является одной из важнейших причин современного кризиса государственных финансов как в России, так и во многих странах Запада.

       Наибольшие возможности для развития конкуренции в госсекторе открываются в сфере его взаимодействия с рыночными структурами посредством контрактных отношений, рыночного тестирования. Развитие контрактных отношений сопровождается усилением роли конкурентного отбора предложений. Победителем выходит конкурсант, предложивший наиболее выгодные для заказчика контракта.

       Необходим и новый социальный контракт, охватывающий систему социальной защиты работающих.

       9. Усиление регулирующей роли государства - важнейшее направление в решении проблем рыночной экономики. Как показывает конкретный опыт развитых индустриальных стран, своим высоким благосостоянием они обязаны не только "невидимой руке" рынка, по Адаму Смиту, но и, возможно, в большей мере "невидимой руке" государства. Функции государства распространяются практически на все сферы социально-экономической жизни. Оно устанавливает нормы и правила экономических отношений, а при необходимости непосредственно вмешивается в них. Современные неудачи в реформировании экономики России обусловлены прежде всего неудовлетворительным государственным управлением.

       Регулирующая роль государства по отношению к организации проявляется, во-первых, в создании благоприятной сферы для функционирования предприятий и, во-вторых, в стимулировании внутренних преобразований на предприятиях.

       10. Управление изменениями - ключ к будущему. Единственной константой в современном бизнесе является изменение. Оно проникает в каждую область, делая устаревшими не только продукцию и предприятия, но также и людей. Изменения происходят в беспрецедентном, иногда нервирующем темпе. Будущее за теми компаниями и людьми, которые могут управлять изменениями, - могут быстро к ним приспосабливаться, быстро на них отвечать, предвидеть их и предчувствовать и, таким образом, могут заранее запланировать, как извлечь из них выгоду.


Параграф 2. Типы моделей менеджмента и организаций

 Эволюция теории и практики менеджмента нашла свое отражение в многообразных направлениях. То, что происходит сегодня в теории и практике управления, называют "тихой управленческой революцией". Ее начало совпало со вступлением общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному направлению в менеджменте, нашедшему свое отражение в так называемой американской модели менеджмента, и относительно новому, поведенческому, бихевиоральному, нашедшему отражение в японской модели, приходит новое (неформальное), которое принято характеризовать как обновленческое, инновационное или маркетинговое, "информационное" (табл. 1.2).

Т а б л и ц а 1.2

Характеристика основных типов организаций* (по Оучи)

Организация типа "А" (американская модель)
Организация типа "j" (японская модель)
Организация типа "Z" (маркетинговая модель)
1. Найм работников на относительно короткое время1. Пожизненный найм работников1. Долгосрочный найм
2. Индивидуальное принятие решений2. Коллективное принятие решений2. Коллективное принятие решений
3. Индивидуальная ответственность3. Коллективная ответственность3. Индивидуальная ответственность
4. Быстрое развитие и продвижение4. Медленное развитие и продвижение4. Медленное развитие и продвижение
5. Механизмы явного, точного контроля5. Механизмы косвенного контроля5. Косвенный неформальный контроль с точными, формализированными критериями
6. Способствование развитию специализированной карьеры работников (по вертикали)6. Способствование неспециализированной карьеры работника (диверсифицированный подход)6. Умеренно специализированная карьера работников
7. Избирательное (дифференцированное)отношение к работнику как к таковому7. Холистический (целостный) подход к работнику как личности7. Холистический подход, включая семью


       Суть американской модели менеджмента заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит прежде всего от факторов, лежащих в её границах (рациональной организации производства продукции, снижения издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и эффективности использования всех ресурсов). Фирма рассматривается как закрытая система. При таком подходе цели и задачи считаются заданными и стабильными в течение длительного времени; основой стратегии* является непрерывный рост и углубление специализации производства; организационная структура* строится по функциональному принципу (с четким разделением аппарата управления по службам); решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение кадрами управления указаний сверху.

       Суть японской модели менеджмента и организации деятельности сформулирована американским ученым японского происхождения У. Оучи в его так называемой теории.

       Японская модель, являющаяся результатом специфической культуры и экономической системы, оценивается специалистами как обеспечивающая наибольшую гармоничность и мобильность организации, так необходимую в современном динамическом мире. Особенности японской системы проявляются в управлении персоналом и трудовыми ресурсами*, производством, сбытом, финансами. Система пожизненного найма и продвижения в зависимости от выслуги лет и возраста, организация групповой работы, оплата труда с учетом возраста, вклада в рационализацию и качество процесса, система непрерывного обучения преимущественно на производстве - основные характеристики этой модели управления. Принцип оптимизации работы всей производственной системы как целостности является определяющим в организации управления производством.

       Если сторонники современной японской системы управления доказывают, что в японских фирмах организацию приспосабливают под человека, то в системе управления американской фирмы, напротив, представления о функциях, задачах и должностных обязанностях, правах и взаимодействиях предшествуют найму работников. По сформулированным требованиям производится поиск наиболее подходящих кандидатов на конкретную должность, иными словами, людей приспосабливают к системе.

       Идеальная (в смысле эффективности и интегрированности) организация, по мнению У. Оучи, не должна иметь ни официальной организационной структуры, ни какой-либо формальной структуры вообще. В качестве примера коллектива с такой структурой им приводится хорошо сыгранная баскетбольная команда [38].

       Суть маркетинговой модели - новой философии управления определяется следующими моментами:



  • ставка на человека самореализующегося (в отличие от человека экономического и человека социального);
  • фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями, как клан;
  • фирме должно быть присуще постоянное обновление, питающееся внутренним стремлением и нацеленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель.


       Новая философия управления основана на системном, ситуационном подходе. Фирма - открытая система. Главные предпосылки её успеха лежат не внутри, а вне ее. Успех связывается с тем, насколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду (экономическую, научно-техническую, социально-политическую) и приспосабливается к ней. Ситуационный подход*к управлению означает, что все внутреннее построение системы управления есть ответ на воздействия внешней среды. Организационные механизмы приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений. Маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании.

       Воплощением нового подхода стало стратегическое управление, которое предполагает дополнение планирования потенциала фирмы планированием её стратегии* на основе прогнозов будущего состояния среды. Изменение ситуации вызывает изменение стратегии. Предусматриваются специальные меры для уменьшения сопротивления переменам.

       Новая концепция управления требует новых установок персоналу, новой управленческой культуры (стремления к радикальным переменам, готовности к риску, организации на освоение новых возможностей и т. п. ).

       Специалисты справедливо считают, что не существует единой идеальной модели управления, поскольку каждая фирма уникальна. Она должна искать собственную модель. Среди факторов, которые определяют выбор управленческой модели:



  • размер фирмы;
  • характер продукции;
  • характер среды, в которой она действует.


       С точки зрения последнего фактора выделяют следующие модели управления:



  • модель рационального внутрифирменного управления в спокойной внешней среде;
  • модель управления в условиях достаточно динамичного и разнообразного рынка;
  • модель в условиях динамичного научно-технического прогресса;
  • модель приспособления к спонтанно, неожиданно возникающим под воздействием внешней среды фирмы проблемам.


       Фирмы находятся в процессе постоянного поиска своей модели управления. Это непрерывный процесс, ибо меняются сама фирма и её среда. Большинство американских компаний осуществляют отдельные организационные изменения не реже раза в год, а крупные реорганизации проводят каждые 4-5 лет. Общее же направление эволюции - переход от модели управления в условиях массового производства и относительно низкого уровня конкуренции к модели управления в значительной степени индивидуализированного производства и обострившейся конкуренции.

       Современная система управления должна быть простой и гибкой. Ее главным критерием является обеспечение эффективности и конкурентоспособности. По мнению специалистов, она должна иметь следующие характеристики:



  • небольшие подразделения, укомплектованные меньшим числом, но более квалифицированных людей;
  • небольшое число уровней управления;
  • структура, основанная на группах (командах) специалистов;
  • характер и качество продукции*, графики и процедуры работы, ориентированные на потребителя.

       По мнению российских специалистов, принципами управления (90-е годы XX столетия) являются:

  1. лояльность к работающим;
  2. ответственность как обязательное условие успешного менеджмента;
  3. коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали;
  4. атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих;
  5. обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах;
  6. своевременная реакция на изменения в окружающей среде;
  7. методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой;
  8. непосредственное участие в работе подчиненных групп на всех этапах как условие согласованной работы;
  9. умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер*: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и т. п.;
  10. этика бизнеса;
  11. честность и доверие к людям;
  12. опора на фундаментальные основы, менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал*;
  13. видение организации, т. е. четкое представление о том, какой - она должна быть;
  14. качество личной работы и её постоянное совершенствование.

       Необходимость изучения в нашей стране в современных условиях теории и практики менеджмента очевидна. С переходом к рыночной экономике предприятия и объединения действуют в качественно других условиях. Что производить, как и для кого - эти вопросы они будут решать самостоятельно. Поэтому представляет большой интерес и практическую пользу рассмотрение современных систем и методов управления.


Параграф 3. Особенности и основные черты японской системы менеджмента

       Японская система менеджмента признана наиболее эффективной во всем мире, и главная причина её успеха - умение использовать человеческий фактор.

       После войны, пережив затяжное и длительное восстановление, Япония в 50-60-х годах продемонстрировала быстрый рост, по своим темпам в 2-3 раза опережающий развитие таких стран, как США, ФРГ, Англия, Франция и Италия. Существенными факторами быстрых темпов развития были: низкий уровень военных расходов, дешевая рабочая сила; значительна роль факторов организационно-управленческого характера.

       Япония во все времена (и особенно после войны) уделяла большое внимание вопросам управления, еще в 60-е годы японские специалисты утверждали, что современное общество от конкуренции в финансовой и технической областях перешло к стадии конкуренции в способности управлять. История японской экономики свидетельствует о постоянной эволюции в структурах, методах и процедурах управления, о критическом пересмотре сложившихся традиций, активном заимствовании зарубежного опыта и выработке собственных высокоэффективных, оригинальных решений в области менеджмента.

       Менеджмент в Японии, как и любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.

       Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально-психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда. Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения своим подчеркнуто прогрессивно-фискальным механизмом, в обществе минимально расслоение по благосостоянию, и это дает возможность использовать чувство коллективизма максимально эффективно.

       Чем отличается японский метод управления от методов, используемых в большинстве стран Европы и Америки? Прежде всего своей направленностью: основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий, - повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте главной целью является максимализация прибыли, т. е. получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями.

       По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления.

  1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией. Стабильность также способствует улучшению взаимоотношениями между работниками управленческого уровня и рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для улучшения деятельности компании. Стабильность дает возможность количественного увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны, и сознательного направления вектора их активности на цели более значимые, чем поддержание дисциплины. Гарантии занятости в Японии обеспечивает система пожизненного найма - явление уникальное и во многом непонятное для европейского образа мысли.

  2. Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты. Японская система управления старается также создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких как приоритет качественного обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов. Управление* стремится постоянно прививать и поддерживать и корпоративные ценности на всех уровнях.

  3. Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение. Во многих фирмах, собирающих телевизоры, применяют систему сбора информации, при которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто отвечал за исправность того или иного узла. Таким образом выявляются не только виновные за неисправность, но главным образом причины неисправности и принимаются меры для недопущения подобного в будущем. Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей, и чтобы увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения.

  4. Управление, ориентированное на качество. Президенты фирм и управляющие компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля качества. При управлении производственным процессом их главная забота - получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя заключается в закреплении усилий по контролю за качеством и в итоге в работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством.

  5. Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро справиться с затруднениями и содействовать решению проблем по мере их возникновения, японцы зачастую размещают управленческий персонал* прямо в производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.

  6. Поддержка чистоты и порядка. Одним из существенных факторов высокого качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве. Руководители японских предприятий стараются установить такой порядок, который может служить гарантией качества продукции и способен повысить производительность благодаря чистоте и порядку.



       В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношений между рабочими и управляющими.

       Изучение японского управления стало не большой, но растущей отраслью западных экономик. Повышенный интерес к японским методам управления трудовыми ресурсами вызывается тем, что японские рабочие и служащие, получая примерно одинаковую заработную плату*, трудятся с гораздо большей интенсивностью, творческой отдачей и продолжительностью, чем в других развитых странах.

       Стремление японцев работать с максимальной отдачей кроется не в каких-то мистических чертах их национального характера, а в использовании продуманной до мелочей, четко организованной и в то же время гибкой и адаптивной системы управления трудовыми ресурсами, которая выступает как один из ключевых элементов японской системы управления производством в целом.

       Каковы же основные компоненты японского организационно-управленческого потенциала?

       Выделяются три основных элемента, которые в своей совокупности образуют японскую систему управления трудовыми ресурсами:



  1. система пожизненного найма;
  2. система продвижения и оплаты труда на основе стажа работы (система "НЭНКО");
  3. наличие в каждой фирме своих независимых профсоюзов.


       Первое гарантирует каждому наемному работнику постоянную занятость в течение всего периода трудовой активности, в ответ он должен отвечать высокой лояльностью к фирме и высокой производительностью работы.

       Второе предусматривает распределение заработной платы, премий и выплат, изменение служебного положения в зависимости не столько от конкретных количественных показателей труда, сколько от стажа работы в данной компании.

       Третье - в рамках этого профсоюза делается попытка принудительного объединения всех работников фирмы независимо от их статуса, профессиональной принадлежности и т. п. Создается иллюзия совпадения целей и интересов у наемных работников и руководства кампании.

       Пожизненный найм. В самых общих чертах механизм функционирования этой системы обычно действует следующим образом. Ежегодно компания или государственное учреждение нанимает определенное число выпускников высших и средних учебных заведений, которые в торжественной обстановке принимаются в число работников фирмы на испытательный срок. В течение года они проходят полный курс подготовки к определенной должности в том или ином подразделении компании под руководством специально выделенного сотрудника.

       По истечении года сотрудники, зарекомендовавшие себя положительно, включаются в постоянный штат компании, а через пять или более лет (и при достаточно высоких показателях работы) могут быть назначены на различные руководящие должности на среднем уровне в иерархической лестнице в системе управления фирмой. По достижении пенсионного возраста все работники, кроме управляющих высшего уровня, должны выйти на пенсию. Для производственных рабочих также есть испытательный срок, в течение которого они должны подтвердить свою квалификацию, а также жесткие сроки для выхода на пенсию.

       При найме на работу большинство японских фирм использует довольно жесткую систему отбора кандидатов в постоянный контингент работников, которая включает:

  1. избранные каналы притока новых сотрудников за счет поддержания постоянных связей с определенными учебными заведениями, использование при приеме на работу системы заявок и рекомендаций;
  2. систему экзаменов и собеседований при приеме на работу;
  3. исследование семейного положения, оценку рекомендаций и отзывов;
  4. обязательное использование испытательного срока с подведением итогов его прохождения.

       Кадровая политика и подготовка кадров. Главная цель кадровой политики Японии - повышение квалификации различных категорий работников, включая управляющих. Для этой цели широко используются различные курсы и программы обучения, ориентированные на самые различные категории работников. В настоящее время практически каждый рабочий японской промышленности имеет законченное среднее образование.

       Квалифицированный японский рабочий расходует на профессиональную подготовку в шесть раз больше времени, чем рабочий американской компании. Практически каждый работник японской компании независимо от уровня образования и занимаемой должности участвует в деятельности различных курсов повышения квалификации.

       Кроме высоких профессиональных качеств в последнее время прививается, воспитывается или вырабатывается у каждого работника способность в максимально короткие сроки приспосабливаться (адаптироваться) к постоянно изменяющимся и усложняющимся условиям производственной деятельности.

       Объем производственной практики у японского рабочего больше, чем у американского, поскольку, придя на работу в цех, прежде чем занять определенное рабочее место*, он знакомится практически со всеми видами работ в цехе. В СШA практика, которую приобретает рабочий, поступив в цех на работу, ограничивается в большинстве случаев одним рабочим местом. Японский рабочий делает карьеру не на одном постоянном месте работы, его мобильность в компания достаточно высока, он может работать почти на любом месте в цехе, да и в других цехах, особенно близких по технологическому профилю.

       Особое внимание уделяется подготовке и повышению квалификации управленческих кадров. Обучение осуществляется с максимальной интенсивностью и с привлечением наиболее известных в Японии и за рубежом теоретиков и практиков управления.

        Одним из самых популярных лозунгов, которые можно встретить в японских фирмах, являются такие, как "Персонал - основное богатство компании", "Кадры решают все!" и т. п. Постоянное акцентирование внимания на том, что успехи компании прежде всего зависят от людей, в полной мере соответствует одному из основных постулатов японской школы менеджмента, а именно, о необходимости максимального использования человеческого фактора в управлении.

       Рассматривая своих работников как часть капитала, от которого в значительной мере зависит эффективность работы организации не только в настоящем, но и в перспективе, компании вкладывают крупные суммы в профессиональную подготовку и систематическое повышение квалификации своих работников.

       Японские компании по чисто экономическим причинам осуществляют инвестиции в развитие человеческих (трудовых) ресурсов. А чтобы максимизировать отдачу этих инвестиций, компании удерживают за собой обученных работников в течение длительного времени. По этой же причине на работников, выполняющих функции, не требующие специальной подготовки, пожизненный найм не распространяется.

       По данным исследований, системой пожизненного найма охвачено 30-35% всех рабочих и служащих. Таким образом, большинство не застраховано от увольнений.

       В конечном итоге это дает весьма высокий экономический эффект. Обычно каждый работник крупной японской компании после зачисления его в "элиту" постоянного персонала охватывается так называемой программой развития карьеры, рассчитанной на долгосрочную перспективу.

       Эти программы включают, как правило, не только различные формы подготовки, но и периодическую оценку уровня их квалификации, эффективности работы и т. д.

        Необходимо отметить, что существующий широкий набор стимулирующих факторов настолько силен, что, однажды ступив на движущуюся лестницу карьеры, тот или иной менеджер* уже не может остановиться и вынужден работать с максимально возможной интенсивностью. В противном случае он рискует потерять все, чего добился за долгие годы упорного труда.

       В японских фирмах широко распространена практика стажировки управляющих за рубежом - краткосрочные на один-два месяца (20-25 управляющих различных рангов), либо долгосрочная - индивидуальная стажировка в зарубежных странах.

       Ротация персонала - регулярная смена (один раз в несколько лет) рядовыми и руководящими работниками своего места работы внутри фирмы. Меняется не только должность, но и подразделение. Ротации персонала уделяется большое внимание, поскольку, по мнению японских специалистов, длительное пребывание работника на одной и той же должности вызывает потерю интереса к работе, снижение уровня ответственности и исполнительской дисциплины. Каждые два года управляющие должны представлять в письменном виде отчеты о проделанной работе и свои предложения по поводу их предполагаемой карьеры в будущем. С учетом мнения соответствующих руководителей эти соображения используются кадровой службой в ходе планирования ротации.

       Курсы подготовки управляющих включают в себя помимо специальных дисциплин большой объем занятий по психологии, человеческим отношениям, выработке умения обращаться с подчиненными, организовывать групповые действия и др.

       Организационные структуры управления в японских компаниях. Для японских фирм (компаний) характерна эластичная структура, позволяющая ей благодаря системе внутрифирменной мобильности и переводов работников относительно легко и благополучно адаптироваться к новым условиям. Эластичная и неконкурентная форма перераспределения рабочей силы японской компании в значительной мере продиктована тем, что оплата труда не связана строго с сеткой тарифных ставок*, определяющих расценку по видам исполнительных работ.

       Организационные структуры управления в японских корпорациях построены, как правило, по линейно-функциональному принципу.

       Вместе с тем в японских управленческих структурах весьма велика роль органов, обеспечивающих горизонтальные связи на разных уровнях управления, - различного рода постоянно действующих совещаний руководителей разных рангов.

       В ряде фирм используется такая организационная форма, как штабные службы, существующие на высшем уровне управления и не несущие непосредственной линейной и функциональной нагрузки.

       Для японских корпораций характерно активное использование механизмов групповой ответственности и программно-целевых методов управления, применяющихся для решения таких задач, как научно-исследовательские и проектные разработки*.

       Важнейшим организационным аспектом всех структур управления является группа. Для японской системы управления характерны групповое стимулирование и групповая ответственность.

       Система принятия решений "рингисэи" (в 94% фирм), обеспечивающая углубленную проработку и согласование решений. Классическая процедура "рингисэи" предусматривает многократное согласование подготавливаемого решения на нескольких уровнях управления, начиная с рядовых сотрудников и кончая высшим руководством, утверждающим решение, прошедшее все стадии согласования.

       К концу циркуляции документ-проект оказывается завизированным личными печатями десятков начальников различных рангов.

       В послевоенные годы японские предприниматели усиленно осваивают американские методы управления кадрами, особенно вопросы улаживания трудовых конфликтов*. На вооружение были взяты такие разработки, как система "человеческих отношений", "беседы с персоналом", система "участия в управлении" и т. д. Эти управленческие новшества накладывались на уже известные японские методы, как "пожизненный найм" система "оплаты по старшинству".

       Если американские предприниматели в своей деятельности учитывают прежде всего прибыль и стоимость акций, т. е. исходят из интересов сегодняшнего дня, то японские управляют промышленной деятельностью своих фирм, исходя из долговременной стратегии*.

       Второе различие заключается в самой организации управления. На американских предприятиях жестко разграничены служебные и производственные обязанности, а контроль за их использованием осуществляет вышестоящее лицо, поэтому в поле зрения рабочих и служащих попадает ограниченный круг вопросов, выполнение которых им поручено. На японских предприятиях ответственность за многие важные вопросы производственной деятельности несет персонал, который постоянно повышает свою квалификацию. Таким образом, управление в США "иерархическое", а в Японии - "всеобщее".

       В краткосрочном плане японская система управления проигрывает американской из-за большой сложности принятия решений и большого количества времени и средств, затрачиваемых на обучение персонала на всех уровнях. Но в долгосрочной перспективе она повышает эффективность производства, поскольку стимулирует соучастие рабочих в управлении и усиливает их ответственность и заинтересованность в делах фирмы.

       Япония обеспечила себе лидирующее положение в мире благодаря целевой ориентации всей экономики на повышение качества производимых товаров.

       Высокое качество японских товаров во многом обеспечивается японской "культурой стыда", т. е. тем, что производство недоброкачественной, неисправной продукции считается позорным. Уровень брака* и частота поломок японских автомобилей, телевизоров, интегральных схем и других товаров в десять с лишним раз ниже, чем у западных изделий. Сравнение этих двух концепций свидетельствует о "близорукости" американских установок" (табл. 1. 3). Например, реконструкция производственной системы или производственной единицы с целью повышения качества приводит к краткосрочному росту производственных затрат, но в долгосрочном плане, напротив, сокращает их.

       За послевоенные годы в Японии произошла подлинная революция качества.

       Успехам Японии в этой области способствовали целый комплекс специальных мер государственного регулирования и целенаправленная политика частного бизнеса.

       Среди основных факторов можно назвать следующие:

  • радикальное обновление японскими компаниями основных фондов путем закупок новейших зарубежных достижений в области техники и технологии;
  • широкие учебные программы по изучению передовых теорий и практики обеспечения качества, которые развернуты буквально в общенациональном масштабе;
  • создание, развитие и эффективное использование государственных систем стандартизации и контроля экспортной продукции;
  • организационные меры по перестройке внутрифирменного управления качеством;
  • специальные и весьма эффективные меры организации труда и мотивации персонала, которые позволяют достигать более высокой производительности и качества.

       Специфическая японская форма организации работы персонала, получившая название "кружки контроля качества", привлекает пристальное внимание.

       Что же представляют собой японские кружки контроля качества? На первый взгляд они выглядят довольно просто: это небольшие группы рабочих, которые создаются непременно по добровольному принципу в цехах и на производственных участках, т. е. непосредственно на рабочих местах. Члены кружка сами избирают из своей среды руководителя. Основная задача - поиск, изучение и решение практических задач, а также постоянное обучение всех членов кружка. Работая в кружке, рабочие совместно со специалистами и управляющими принимают участие в решении общих проблем, осуществляя на практике менеджмент, основанный на участии.

Т а б л и ц а 1.3

Сравнительная оценка двух концепций качества

Концепции качества
Американская модель
Японская модель
1. Более высокое качество равносильно более высоким издержкам1. Более высокое качество равносильно более низким издержкам
2. Более высокое качество равносильно более низкой производительности2. Более высокое качество равносильно более высокой производительности
3. Контроль качества находится в руках инспектора по контролю за качеством3. За качество отвечает коллектив рабочих
4. Производство более крупных изделий равносильно низким издержкам4. Производство более мелких изделий снижает издержки
5. Производительность труда растет благодаря разделению труда между теми, кто думает и кто производит5. Все рабочие должны думать: думающий рабочий - это продуктивный рабочий
6. Всегда существуют потери в затратах, качестве и при доставке6. Никаких потерь в затратах, качестве и доставке
7. Автоматизация может позволить сократить затраты и устранить производственные дефекты, но сама она вызовет проблемы в отношениях с профсоюзами7. Автоматизация сокращает трудовые издержки и устраняет производственные дефекты
 8. Высокое качество гарантирует потребительское доверие на долгий срок
 9. Низкое качество равносильно лишним затратам, а лишние затраты - это зло


       По мнению японских специалистов, причины низкого качества или производительности не всегда могут быть известны отдельным рабочим, инженерам или менеджерам, но групповой подход к анализу и устранению этих проблем всегда будет более эффективным.

       Деятельность кружков непрерывна, она не прекращается с решением какой-либо отдельной проблемы. Члены кружка совместно с инженерами и менеджерами постоянно изучают технологию производства и управления, стремясь найти новые пути улучшения качества и роста производительности. Кружок чаще всего состоит из 6-12 человек, которые собираются на совместные совещания по соглашению с администрацией, эти совещания частично проходят в рабочее время, а частично - в нерабочее.

       Включение в состав кружка качества линейных управляющих нижнего звена (бригадиров и мастеров) и их совместное обучение является одним из наиболее важных нововведений, характеризующих японский подход к управлению качеством.

       Сфера деятельности кружков очень широка, это: уменьшение брака; совершенствование технологических процессов; модификация инструмента и оборудования; рационализация; снижение издержек производства; повышение квалификации и обучение персонала; техника безопасности; организация труда; трудовая дисциплина и т. д. Можно сказать, что главная цель кружков контроля качества - оптимизация и повышение эффективности производственного процесса в широком смысле слова.

       Этим они отличаются, например, от американских групп нулевых дефектов, имеющих весьма ограниченную цель - организацию самоконтроля на рабочем месте.

       В среднем кружки собираются два раза в месяц, затрачивая на заседания более часа. В том случае, если заседание кружков проходит в нерабочее время, большинство компаний предоставляет рабочим за это денежную компенсацию (соревнование кружков, обучение и т. д. также оплачиваются фирмой).

       Руководитель кружка поощряет своих товарищей высказывать любые мнения и предложения, даже те, которые на первый взгляд могут показаться абсолютно нереальными или лишенными смысла. Даже те предложения, которые их авторы сами не могут достаточно убедительно обосновать, принимаются для коллективного обсуждения всеми членами кружка.

       По мнению японских специалистов и управляющих-практиков, качество продукции* отнюдь не определяется контролем и не может быть улучшено посредством усиления контроля.

       Улучшение качества может быть лишь в том случае, если каждый занятый будет вносить свой вклад и прилагать для этого все свои силы.

       Средняя экономия в год за счет реализации одного предложения кружка качества составляет около 5 тысяч долларов. На каждого члена кружка приходится 50-60 внедренных предложений. Необходимо отметить, что денежное вознаграждение за одно предложение независимо от его эффективности невелико. Величина вознаграждения является чисто символической, даже самые выдающиеся предложения, которые ведут к патентной заявке, очень редко превышает 600 долларов.

       Японская система управления качеством дает очень высокие результаты. Так, например, её применение на телевизионном заводе в Чикаго после покупки этого завода Японией у американской фирмы "Моторола" уровень брака через четыре года снизился в 50 раз. На дочернем предприятии другой японской компании, купленной в Америке, за два года количество дефектов было уменьшено в 10 раз и т. д.

       К универсальным элементам, лежащим в основе концепции кружков качества, можно отнести следующие три:



  • тесный контакт между администрацией, профсоюзом и работниками (в отличие от положения в компаниях США);
  • как управляющие, так и рабочие должны быть обучены передовым, эффективным приемам и методам обеспечения качества. Для японцев такое массовое обучение стало естественным уже с начала 50-х годов (в США такое обучение организовано только для инженеров и специалистов по обеспечению качества);
  • подход к деятельности по обеспечению качества должен учитываться и быть особенно сильно приспособленным к конкретным национальным условиям и всему действующему набору инструментов организации и управления.

Параграф 4. Становление и развитие российской системы управления

       Общей теории менеджмента, пригодной для всех времен и народов, не существует - есть только общие принципы управления, которые порождают американскую, японскую, немецкую или российскую систему менеджмента со своими неповторимыми особенностями.

       Осуществляемая в стране радикальная экономическая реформа, сложные и во многом еще неизведанные пути перехода к хозяйственному механизму нового типа, необходимость структурной перестройки, поиск методов оздоровления экономики и обеспечения её сбалансированности вызывают интерес к процессам, протекающим в экономике промышленно развитых капиталистических стран, к мировому опыту выхода из кризисных ситуаций, преодоления негативных явлений в экономике (инфляции, монополизма, безработицы, несбалансированности потребительского рынка, дефицитов, нарушений в системе денежного обращения и др. ), обеспечения эффективного ведения хозяйства. В этой связи практически важным и полезным является целенаправленное изучение опыта использования разнообразных факторов экономического развития в США, Японии, Западной Европе, в целом ряде других стран, показавших в самое последнее время реальные возможности не только преодоления кризисов, но и скачкообразного перехода к новому качеству экономического роста. Главное в изучении этого опыта - выявить методы и механизмы, обеспечивающие удовлетворение спроса непосредственных потребителей, быстроту окупаемости и надежность эффекта от капитальных вложений, ориентацию на прогрессивные технологии и способы высокопродуктивного ведения хозяйства. В конечном счете все это и выступает в качестве важнейших факторов роста производительности труда в современных условиях.

       Весьма плодотворным представляется подход, стимулирующий попытки изучать управленческие и организационные идеи развитых государств в связи с решаемыми проблемами перестройки управления в России.

       В последние годы в российской экономике создаются новые типы производственно-хозяйственных организаций - корпорации, холдинги, ассоциации, консорциумы, ФПГ - финансово-промышленные группы, предпринимаются шаги по организации малого бизнеса, практически завершился процесс формирования акционерных предприятий. В результате, как намечается, будут постепенно сформированы условия для того, чтобы предприятия резко повысили эффективность и прибыльность своей работы, начали действовать с ориентацией на реального потребителя.

       Однако не существует единых рецептов того, каким образом в кратчайшие сроки и с минимально возможными издержками обеспечить решение стоящих перед предприятиями проблем, каким образом должны изменяться конкретные формы и методы управления в условиях действия нового хозяйственного механизма.

       Интерес представляет анализ конкретных шагов и действий, которые предпринимают производственные и технические лидеры западных государств для того, чтобы осуществить очередной рывок в "борьбе за лидерство".

       Основным направлением развития промышленности, вероятно, будет сочетание сложившихся организационных форм управления и новейших технических средств и технологий. Кроме концентрации производства в сверхкрупных фирмах, которые будут занимать ключевые позиции в экономике XXI в., будут также в достаточно большом числе функционировать более мелкие, обеспечивающие и обслуживающие их компании.

       Наряду с концентрацией уровень конкурентоспособности будет определяться такими факторами, как развитие производства новых видов продукции и стимулирование становления новых потребностей. С ними связаны тенденции продолжения роста затрат на исследовательские и опытные разработки, рекламу и маркетинг.

       Особое место занимает обеспечение стабильного роста качества и надежности новых изделий при одновременном снижении цен на новые виды продукции. Курс берется на повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала при ориентации на удельное сокращение численности производственных и управленческих работников. Все это практически означает выпуск как можно большего количества новых пользующихся повышенным спросом изделий, цены на которые будут ниже, чем у конкурентов, а качественные и эксплуатационные характеристики и надежность - выше.

       Одного желания добиться преимуществ в конкурентной борьбе, естественно, недостаточно. Нужно как минимум разработать правильную стратегию* и тактику борьбы за лидерство, определить приоритетные области инвестиций и направления работы, сконцентрировать усилия и ресурсы на развитии наиболее перспективных областей техники, технологии и управления.

       Каким же образом крупные промышленные компании развитых стран Запада планируют обеспечить решение этих задач? В какие области будет в предстоящее десятилетие направлена подавляющая доля финансовых и материальных ресурсов, имеющихся в распоряжении промышленных компаний и банков? В каком направлении будет развиваться система управления производством? Эти же вопросы остро стоят и для России.

       Ответы на эти вопросы помогут, как представляется, выявить некие общие контуры производственной, технологической и управленческой стратегии передовых западных фирм, реализация которой призвана помочь им закрепиться на уже завоеванных и новых рынках.

       Для резкого повышения уровня конкурентоспособности предполагается осуществить целый комплекс согласованных технических, технологических и организационно-управленческих мероприятий. Их реализация и должна определить весь курс действий в ближайшие годы.

       Конечным результатом, как считают управленческие стратеги Запада, должно стать создание производственных систем нового поколения, которые будут работать в режиме так называемого нововведенческого конвейера. Суть этого подхода заключается в том, чтобы нацелить предприятия, во-первых, на постоянное внедрение в производство новых, более совершенных изделий; во-вторых, на неуклонное сокращение всех видов затрат на производство продукции; в-третьих, на повышение качественных и потребительских характеристик при снижении цен на выпускаемые изделия.

       По существу ставится задача объединить в рамках хозяйственных комплексов нового типа гибкость и адаптивность мелкосерийного производства с низкими издержками и высокой производительностью труда массового производства. Считается, что такое сочетание позволит обеспечить не только стабилизацию, но и снижение издержек во всех звеньях производственно-сбытовой цепочки при постоянном внедрении в серийное производство новых изделий, расширении номенклатуры выпускаемой продукции и изменении ассортимента, что и должно в итоге создать условия для победы в конкурентной борьбе.

       Для того, чтобы в наиболее короткие сроки и с минимальными вложениями выйти на намеченные рубежи, необходимо сосредоточить усилия на трех главных направлениях:

  1. комплексной автоматизации производственных процессов;
  2. совершенствовании форм и методов управления, включая организацию производства и развитие технико-технологической базы;
  3. развитии кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, активности и лояльности каждого работника. Именно такая конкуренция ресурсов считается наиболее перспективной для того, чтобы создать адаптивные производственные системы нового поколения, которые ещё недавно существовали только в теории.

       При совпадении общих стратегических направлений борьбы за лидерство существуют и некоторые особенности в подходах ведущих японских и американских компаний к тому, как обеспечить свое преимущество в экономическом соперничестве на мировом рынке.

       Например, специфика японского подхода состоит в том, что автоматизация и компьютеризация производства не рассматриваются как самоцель и безусловная гарантия успеха. Более того, специальные и весьма настойчивые усилия предпринимаются для того, чтобы при переходе на выпуск все более сложных и совершенных в техническом отношении изделий резко снизить техническую, технологическую и организационную сложность их изготовления.

       Чтобы обойти своих конкурентов, предполагается по-иному расставить приоритеты в ходе создания двух базовых предпосылок для победы в конкурентной борьбе:

  1. Разработка такой технологии и такой организации производства, чтобы изготавливать любые, даже самые сложные изделия на основе стандартных, простых и легко управляемых наборов операций, осуществляемых на универсальном, гибко и в широком диапазоне переналаживаемом оборудовании. Основная идея японского подхода состоит в том, чтобы при общей ориентации на повышение уровня автоматизации в максимальной степени упростить и рационализировать работу производственных подразделений, благодаря тщательной технологической и конструкторской подготовке производства добиться минимизации числа незапрограммированных отклонений от запланированного и четко рассчитанного хода производственного процесса.

  2. Создание организационно-управленческих условий для того, чтобы все или подавляющее большинство отклонений обнаруживались и урегулировались непосредственно производственным персоналом* на уровне рабочего места, участка, цеха. В результате планируется создать механизм управления, который как бы осуществлял саморегулирование снизу.



       Для того, чтобы реализация такого подхода стала возможной на практике, планируется наряду с автоматизацией сконцентрировать усилия и ресурсы на разработке новых технологических процессов, позволяющих организовать ускоренный переход на производство новых изделий и изготовление мелких партий на принципах крупносерийного и массового производства.

       Несколько иной подход начиная с середины 80-х годов использовали многие крупнейшие американские компании, которые для обеспечения преимуществ в конкурентной борьбе сделали главную ставку на ускоренную широкомасштабную автоматизацию и компьютеризацию всех видов производственных и управленческих операций. Коротко суть этого подхода состоит в том, чтобы добиться рационального функционирования производственных подразделений за счет руководства сверху, через создание адаптивных информационных систем, сложного набора оптимизационных моделей и количественных методов, способных быстро обнаружить и предложить вариант ликвидации любого незапланированного отклонения на том или ином этапе производственно-сбытового цикла.

       Однако уже сегодня становится ясным, что параллельное проведение полной автоматизации и информатизации, т. е. реализация на практике концепции так называемого завода будущего, требует огромных объемов инвестиций, но далеко не всегда дает ожидаемый результат, если осуществляется изолированно, без соответствующей перестройки всего комплекса организационно-управленческих факторов, влияющих на производственно-сбытовую деятельность.

       При ориентации на сверхавтоматизацию возникает реальная опасность того, что слишком сильный крен в сторону суперсложных информационных систем не обеспечит условий для опережающего совершенствования и упрощения технологии и производственных процессов, внедрения новых методов организации производства, использования резервов, заложенных в человеческом факторе.

       В результате может получиться, как это, например, случилось в некоторых крупнейших автомобильных компаниях США, что сверхавтоматизация вместо экономии и роста эффективности стала одной из причин крупных убытков. Кроме того, сравнительный анализ опыта крупных американских и японских компаний, выпускающих сложную в техническом отношении продукцию, показал, что инвестиции в повышение квалификации и совершенствование организационно-управленческой составляющей дают во много раз более высокий экономический эффект, чем просто инвестиции в автоматизацию основного производства.

       Все более очевидным становится то, что главной характерной чертой новых систем российского внутрифирменного управления в 90-е годы должна стать ориентация на долгосрочную перспективу, проведение фундаментальных исследований, диверсификацию операций, инновационную деятельность, максимальное использование творческой активности персонала. Децентрализация, сокращение уровней в аппарате управления, продвижение работников и их оплата в зависимости от реальных результатов станут основными направлениями изменений в аппарате управления (см. табл. 1.4).

       Процесс модификации организационных структур управления, конкретных российских форм и методов руководства производственно-сбытовыми операциями по сути дела уже начался и развивается по ряду конкретных направлений. В качестве основных из них можно назвать следующие.

       Во-первых, осуществление децентрализации производственных и сбытовых операций. С этой целью в рамках крупнейших российских компаний уже созданы или создаются полуавтономные или автономные подразделения, полностью отвечающие за прибыли и убытки. На эти подразделения возлагается вся полнота ответственности за организацию производственно-сбытовой деятельности, в относительно небольшом органе корпоративного управления концентрируется решение только стратегических вопросов развития, связанных с крупными инвестициями. Каждое подразделение полностью финансирует свою деятельность, вступает на коммерческой основе в партнерские отношения с любыми организациями.

       Во-вторых, нововведенческая экспансия, поиск новых рынков и диверсификация операций. Это направление реализуется через создание в рамках крупных компаний нововведенческих фирм, ориентированных на производство и самостоятельное продвижение на рынках новых изделий и технологий и действующих на принципах "рискового финансирования". Широко распространенной практикой крупных компаний становится создание в наиболее перспективных областях небольших предприятий, нацеленных на завоевание в кратчайшие сроки прочных позиций на рынке.

       Эти предприятия могут создаваться как самостоятельными, так и по соглашению с другими компаниями как бы на кооперативных началах. В указанных ассоциациях могут принимать участие сотни фирм.

Т а б л и ц а 1.4

Основные направления развития российской системы управления

N п/п

Характеристика российской модели управления

1.

Создание новых форм организаций (корпорации, холдинги, ассоциации, ФПГ)

2.

Концентрация производства

3.

Создание малых предприятий

4.

Ориентация на долгосрочную перспективу, проведение фундаментальных исследований

5.

Увеличение затрат на исследовательские и опытные разработки, рекламу и маркетинг

6.

Комплексная автоматизация и компьютеризация производственных процессов

7.

Создание адаптивных производственных систем нового поколения, работающих в режиме нововведенческого конвейера

8.

Повышение качества и надежности новых изделий

9.

Разработка стратегии и тактики борьбы за лидерство

10.

Определение приоритетных областей инвестиций

11.

Совершенствование форм и методов управления

12.

Развитие кадрового потенциала

13.

Нововведение, интеграция, интернационализация

14.

Диверсификация производства

15.

Децентрализация и сокращение уровней в аппарате управления

16.

Развитие интеграционных процессов в управленческой деятельности



       В-третьих, дебюрократизация, постоянное повышение творческой и производственной отдачи персонала. Для этого предпринимаются самые разнообразные меры, включая распределение акций среди персонала и образование предприятий, находящихся в коллективной собственности их работников.

       Характерной чертой последних лет и, судя по всему, предстоящего периода становится переход от узкой специализации к интеграции в содержании и характере самой управленческой деятельности, в стиле управления. Известно, что в условиях специализации рост производительности труда обеспечивается за счет дробления работ, функций, знаний. Более специализированные работы требуют и большего объема усилий по координации, которая осуществляется в основном работниками среднего уровня управления и штабных служб. В результате число уровней управления постоянно возрастает, а каждый работник чувствует все большее отчуждение от своей деятельности. Теперь уже ясно, что путь к чрезмерной специализации является тупиковым.

       Курс берется на развитие интеграционных процессов в управленческой деятельности. Если при специализации типичным является авторитарный стиль руководства*, то для интеграции - координационный, демократический*. Руководитель должен не приказывать своим подчиненным, а направлять их усилия, помогать раскрытию их способностей, формировать вокруг себя группу единомышленников. При таком подходе организационные структуры из пирамидальных должны превращаться в плоские, с минимальным числом уровней между высшим руководителем и непосредственными исполнителями, с ориентацией на связь с потребителями.

       Таким образом, в последние годы в развитых западных странах как на уровне всей экономической системы, так и в отдельных компаниях происходят крупномасштабные структурные, технологические, организационные и управленческие сдвиги, ориентированные на резкое повышение эффективности и прибыльности в условиях постоянного обострения конкурентной борьбы. Большинство проводимых изменений ориентировано на дебюрократизацию организационных структур, отказ от использования административных рычагов координации и контроля, предоставление руководству компаний самых широких полномочий в решении производственно-сбытовых проблем.

       Постановка ряда коренных вопросов о путях активизации экономического развития ведущих стран мира с использованием современных подходов к взаимодействию технического прогресса, производства и потребления позволяет по-новому взвесить и оценить отдельные факторы, действие которых должно быть направлено на ускорение экономической реформы в нашей стране, на преодоление кризисных явлений и негативных тенденций. Первоочередными являются меры по демонополизации экономики, по осуществлению реформы систем налогообложения, ценообразования, снабжения и сбыта, по изменению практики размещения государственных заказов, по созданию всей рыночной инфраструктуры.

       Интересы неуклонного повышения уровня производительности труда неотделимы от системы экономического стимулирования, от инструментов воздействия на экономические процессы. Из этого и нужно исходить при введении новой системы налогообложения прибылей предприятий и доходов населения, осуществлении финансового контроля, обеспечении связи между конечными результатами и материальным стимулированием, переходе к активной кредитной политике, отвечающей реальной экономической конъюнктуре.

       В этой же связи хотелось бы особо подчеркнуть, что мы стоим перед необходимостью по-новому организовать и осуществлять внешнеэкономические связи. Опыт промышленно развитых капиталистических стран учит тому, что в современных условиях бесперспективными являются ограничения в использовании международного разделения труда, искусственное сдерживание современных форм внешнеэкономических связей. Эффективный рост экономики, успешная реализация достижений научно-технического прогресса уже на деле стали невозможными без состязательности и конкуренции на мировом рынке, без производственной кооперации на межгосударственном уровне.

       Созидательный потенциал, заложенный в наиболее полном и последовательном переходе к экономическим методам управления во всем их объеме и разнообразии, позволит надежно, шаг за шагом повышать производительность общественного труда, обеспечивать пропорциональное и сбалансированное развитие экономики, создать надежную и эффективную российскую систему менеджмента со своими неповторимыми особенностями.


https://cutt.ly/H5sYUr4

Комментариев нет:

Отправить комментарий