суббота, 29 июля 2023 г.

Strategy. Стратегия – определение и ее суть

 


Стратегия – определение и ее суть в академических изданиях, учебниках по стратегическому менеджменту, энциклопедических изданиях и словарях излагается неоднозначно. Образно говоря, определений понятия стратегия столько же, сколько авторов. В слово «стратегия» теоретики и практики вкладывают различную суть и дают разные определения, что затрудняет или делает невозможным эффективное стратегическое управление.

Перечислить определения в краткой статье невозможно. Хотя, такие попытки были. Например, на сайте emergentapproach.com [1] приведено 75 различных определений понятия стратегия, разбираться с которыми интересно, но сложно. Суть использование слов “стратегия развития” варьируется в зависимости от контекста, масштаба, стиля управления, принятого в компании. Кроме того, это слово не всегда относится к общей стратегии.

Разночтение в роли стратегии вынудили предположить, что все возможные определения принимают одну из пяти форм (5 Ps Минцберга) [2]

План (Plan): сознательно намеченный курс действий для достижения цели.

Паттерн [3] (Pattern of behavior): последовательный паттерн поведения, возникающий как преднамеренно, так и непреднамеренно.

Позиция (position in respect to others): в окружении относительно соперника(ов)

Перспектива (perspective): общее для всей организации чувство цели в мире

Прием (ploy), уловка: маневр для достижения определенной цели (например, перехитрить соперника)

Однако и этот, несомненно, полезный взгляд на суть стратегии не дает полного понимания ее роли и содержания в стратегическом управлении. Поэтому, прежде чем давать определение рассмотрим место стратегии в этом процессе.

В стратегическом управлении определение корпоративной стратегии является третьим этапом процесса планирования. Сокращенно этап планирования называют POST[4]. Аббревиатура складывается из следующих слов:

Намерения – Purpose [5] (включая миссию, видение, ценности);

Стратегические цели – Objective;

Стратегия – Strategy (каждая из целей (или ограниченное число целей) может иметь свою стратегию).

Тактика – Tactics (каждая стратегия может иметь свою собственную тактику (действия)


Отметим, что в данной последовательности Стратегия занимает не первое место, а является промежуточным этапом между намерениями, целями и действиями. К сожалению, этот аспект четко не сформулирован ни в учебной, ни в академический литературе, что порождает многообразие подходов к смыслу понятия стратегия и приводит к различным определениями.

Таким образом, Стратегия, это общий подход или общая модель поведения для достижения целей организации. Если говорить образно, то цели определяют «куда мы идем», а стратегия отвечает на вопрос «как». Т.е. определяет путь достижения целей.

Причем стратегия носит концептуальный характер, а тактика более конкретна. Как писал китайский генерал и философ Сунь-Цзы: «Все люди могут видеть тактику, которую я использую для победы, но никто не может видеть стратегию, из которой развивается великая победа» [6].

В порядке примера, для достижения роста (намерение, цель) компания будет выходить со своим товаром на новые географические рынки с высоким потенциалам потребления. При этом предложение товара будет утонено с учетом потребности покупателей локальных рынков, а товаропроводящая сеть будет формироваться путем привлечения партнеров в регионах (стратегическая концепция). Тактические шаги будут включать решения и действия, связанные с реализацией данной стратегии. А именно, исследования и выбор регионов экспансии; поиск партнеров для реализации продукции, согласование условий поставки, построение логистических цепочек поставки и др.

Однако особенности понятия стратегии этим не ограничиваются

Стратегии развития и развивающиеся стратегии

Основными стадиями стратегического управления являются стратегический анализ, формулирование стратегии и ее реализация. Среди исследователей и стратегов существуют разные мнения о том, как эти три основные области стратегического управления связаны друг с другом. Это разногласие приводит к появлению двух различных подходов к стратегическому управления, а именно: предписывающего подхода и эмерджентного подхода

Предписывающий подход

Данный подход (также называемый преднамеренным, рациональным и директивным) означает, что три стадии стратегического управления взаимосвязаны последовательным образом. Это означает, что вы проводите анализ для разработки стратегии, которая затем реализуется. Стратегия прописана заранее, и ее суть такая, как описано в предыдущей публикации. Т.е. это концептуальный путь достижения стратегических целей, подкрепленный тактическими действиями.

Предписывающий подход исходит из того, что, должны проанализированы все, доступные организации варианты на рациональной основе (на основе фактов), а затем выбран наилучший вариант. При этом, образно говоря, компания сама создает свое будущее. Однако предписывающий подход чрезвычайно трудно реализовать в условиях, когда окружающая среда нестабильна и непредсказуема. Появляющиеся неожиданные изменения внешней среды мешает или даже делает невозможным использование рациональной модели.

Эмерджентный (развивающийся) подход к стратегии

Эмерджентная стратегия [2], это стратегия, конечная цель которой неясна и элементы которой разрабатываются в течение ее жизненного цикла по мере реализации стратегии. Фундаментальное различие между преднамеренной (предписывающей) и развивающейся стратегией заключается в том, что преднамеренная фокусируется на выполнении задач, в то время как развивающаяся стратегия не является фиксированным долговременным планом.


Поскольку внешняя среда нестабильна и характеризуется частыми неожиданными изменениями, то компании должны отреагировать на это изменение и адаптироваться к ним, чтобы оставаться прибыльными. При этом процесс разработки стратегии итеративный и характеризуется в значительной степени неформальным процессом проб и ошибок, в ходе которого отдельные лица и / или группы внутри организации узнают больше об окружающей среде, в которой они конкурируют, и о том, как наилучшим образом использовать ее преимущества.

Эмерджентный подход (также называемый нерациональным и интуитивным) утверждает, что три основные области (анализ, формулирование стратегии и ее реализация) взаимосвязаны, и реализуются одновременно. При этом, образно говоря, компания не столько создает свое будущее, сколько стремиться к выживанию.

Каждый из подходов имеет свои достоинства и недостатки. Предписывающий подход ограничен в среде неопределенности, в тоже время эмерджентный подход к стратегическому управлению предлагает очень ограниченное альтернативное решение проблемы. Ограничивает организационные возможности инноваций и просто заставить организацию сосредоточиться на краткосрочных задачах.

Заключение

Оба подхода имеют свои плюсы и минусы. Однако, помимо критики, предписывающий подход приводит к формулированию стратегии развития и является основой стратегического управления. Ее важность нельзя игнорировать. Эмпирические данные указывают на существование как формального (предписывающего), так и неформального (возникающего) процесса стратегического управления. Не существует чисто стратегии развития (преднамеренной) или эмерджентной (развивающейся) стратегии. Продуманная стратегия может иметь некоторые аспекты эмерджентного подхода, а эмерджентный подход может иметь некоторые преднамеренные аспекты. Обобщенно совместное существование двух подходов показано на рисунке.


Стратегическое управление, это не статичный процесс, это динамичный и меняющийся процесс. Выбор стратегии зависит от ситуации и характера требуемого решения. В одной организации может одновременно существовать как преднамеренные, так и эмерджентные стратегии.

Таким образом стратегия должна быть гибкой и утоняться не в соответствии с календарными датами, а по мере необходимости.

Источник: https://www.dekanblog.ru/2022/08/enciklopediya/strategii-razvitiya-i-razvivayushhiesya-strategii

___________________


Эта статья подготовлена на основе издания The On-Line Encyclopedia of Strategic Management: Notes & Concepts[7]. Использовалась также публикация Rich Horwath. What is Strategy? Статья является одной из подобных публикаций по различным аспектам Стратегического менеджмента, выложенных на данном сайте. Статьи предназначены для всех, кто заинтересован в углубленном понимания стратегического менеджмента и нуждается в корректных источниках по данной теме. Для просмотра других статей откройте рубрику Энциклопедия (в меню сайта) или перейдите по данной ссылке.


[1] https://emergentapproach.com/wp-content/uploads/2022/01/Chapter-1_75-Definitions-of-Strategy-v1.16.2022.pdf


[2] Mintzberg H. (1987), Five Ps for strategy, California Management Review, 30(1), 11-24. Mintzberg


[3] Паттерн, в данном случае, понимается как повторяющийся шаблон или образец


[4] Возможны варианты, например a) MOST (Mission, Objectives, Strategies, Tactics); b) VMOST (Vision, Mission, Objectives, Strategies, Tactics) c) GOST (Goals, Objectives, Strategies and Tactics).


[5] Стратегические Намерения (миссия, видение, ценности) https://www.dekanblog.ru/2022/07/enciklopediya/strategicheskie-namereniya-missiya-videnie-cennosti/


[6] https://www.strategyskills.com/what-is-strategy/


[7] https://manualzz.com/doc/29276881/encyclopaedia-of-strategic-management–concepts

t

Комментариев нет:

Отправить комментарий