понедельник, 19 июня 2017 г.

Джеффри Дж. Фокс. Как стать первоклассным руководителем

В наше время компания будет прибыльной только тогда, когда в ней царит дух сотрудничества, когда руководитель четко ставит цели, а каждый сотрудник на своем рабочем месте заботится об успехе компании. Поэтому для руководителя как никогда важно окружить себя талантливыми сотрудниками. Книга Джеффри Фокса содержит выверенные и зачастую нестандартные рекомендации, как выполнить эту нелегкую задачу.


Как может судьба человека оказаться в руках дурака?
БобДилан
Не перечь ему и не указывай.
Вилли Нельсон

Мистер Харт. Хороший руководитель вселяет в людей энтузиазм. Он повышает в должности, поощряет и хвалит своих подчиненных. Если вы верите в то, что способные и активные люди — это ключ к успеху предприятия, то мистер Харт только что многому вас научил. Если же вы в это не верите, то отложите эту книгу и отдайте ее кому-нибудь еще.
Хороший руководитель: простая формула успеха
  1. Нанимайте на работу только превосходных работников.
  2. Следите за тем, чтобы работа поручалась подходящим людям. Увольняйте неподходящих.
  3. Объясняйте своим служащим, что именно нужно сделать.
  4. Объясняйте, почему это должно быть сделано.
  5. Предоставьте выполнение работы тем, кому вы ее поручили.
  6. Позаботьтесь об обучении своих сотрудников
  7. Умейте слушать людей.
  8. Устраняйте барьеры, которые сковывают людей, помогите им чувствовать себя уверенно
  9. Контролируйте ход работ.
  10. Благодарите своих сотрудников на людях и наедине.
Компании работают так, как работают их руководители. Cлужащие всегда перенимают манеры своих начальников. Если он всегда опаздывает, пунктуальность перестает быть обязательной. Если он — лидер, то хорошие и способные работники всегда будут следовать за ним. Хорошие руководители прекрасно знают это правило и ведут компанию к успеху не указами и распоряжениями, а личным примером. Начальник должен работать сам, если он хочет, чтобы компания работала.
Нет начальника выше клиента. Клиент оплачивает труд работников фирмы, и поэтому все они, включая ее директора, должны работать на него. Любая работа в компании имеет смысл, только если она прямо помогает привлечь и удержать клиентов. Руководитель должен освобождать своих служащих от выполнения тех корпоративных процедур, которые могут препятствовать привлечению и сохранению клиентов. Некоторые работники думают, что они работают для коллектива. Это неверно! Покупатель самый главный начальник. Разочарованные покупатели — вот кто на самом деле может уволить любого работника.
Научить или выгнать. Одна из самых больших проблем в бизнесе — это то, что окружающая обстановка меняется, а политика компании остается прежней. Есть три варианта взаимодействия руководителя с подчиненными: научить, выгнать или — не делать ничего и наблюдать, как посредственность становится нормой.
Новая метла не обязательно должна чисто мести. Считается, что новый начальник должен «встряхнуть» подразделение, «привести людей в чувство», «сдвинуть дело с мертвой точки» и т.д. Часто новому руководителю представляют список тех, кто считается недостаточно усердным и лояльным. Мудрый начальник сначала сам послушает и понаблюдает и только потом будет принимать какие-либо решения, касающиеся людей.
Посредственность есть зло. Посредственность — это коварный недуг, который подтачивает жизнеспособность, способность к инновациям и энергию любой организации. Если посредственность поощряется, то и самые хорошие работники очень скоро покажут посредственные результаты. Посредственность начинается тогда, когда слабое руководство нанимает на работу еще более слабых сотрудников.
Нанимайте не спеша, увольняйте быстро. Цена ошибки при найме огромна. Чтобы этого избежать, действуйте медленно и осторожно, нанимая на работу нового сотрудника. Просмотрите как можно больше кандидатов. И не игнорируйте собственную интуицию. Вы никогда не узнаете, правильного ли человека вы выбрали, пока не увидите его в работе. Если вы допустили ошибку, наняв на работу не того человека, исправьте ее как можно быстрее. Существует много причин для увольнения сотрудника. Возможно, была совершена ошибка при найме, и человек не подходит для данной работы. В любом случае, когда становится ясно, что работника следует уволить, это надо сделать быстро. Если служащий неисполнителен, неуправляем и нетрудолюбив, то об этом известно всем в организации. Каждый, кто с ним работает, знает об этом. Чем дольше начальник откладывает увольнение, тем сильнее сотрудники будут сомневаться в компетентности своего руководителя.
Вы не должны играть жестко. Хорошему руководителю в тягость увольнять людей. Хороший руководитель вдвойне не любит увольнять тех, кто ему нравится. Однако иногда это необходимо. И сделать это нужно достойно. Поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы поступали с вами. Люди понимают реальность. Подойдите к ним с уважением, и вам удастся самую тяжелую ситуацию изменить к лучшему.
Имейте дело только с людьми категории А (рис. 1).Вы можете превратить сотрудника категории А– (минус) в сотрудника категории А, а из группы В+ в работника из группы А. Но вы никогда не сможете сделать из сотрудника С сотрудника В или А. Никогда!Сотрудники А обычно обходятся дороже, но и отдача от них больше.

Рис. 1. Группы работников
Принцип подчинения и право вето — это эффективная стратегия для тех, кто хочет окружить себя талантливыми сотрудниками и не дать неудачникам проникнуть в организацию.
Десять бед. Когда примерного исполнителя покидает усердие и дела идут все хуже и хуже, поищите причину среди «десяти бед». Существует множество факторов, из-за которых качество работы ваших сотрудников может пострадать. Задача руководителя — выяснить, в чем проблема и побеседовать с подчиненным. Беседа может закончиться двояко: либо (1) подчиненный принимает программу возвращения к нормальной работе, разработанную начальником; либо (2) работник увольняется. Вот список десяти бед: долг, депрессия, развод, пьянство, болезнь, тяга к азартным играм, наркотики, психические отклонения, смерть, чрезмерная увлеченность развлечениями.
«Ресторатор», а не «ресторантор». Хорошо, если вам есть, с кого брать пример, если вы можете перенять что-то у талантливых руководителей. Но не стремитесь прыгнуть выше головы. Не пытайтесь быть кем-то, кем вы не являетесь. Пожалуйста, проявите хоть немного скромности.
Превратите лень в желание работать. Хорошие руководители учатся на своих ошибках. Стажер прогулял занятия и его могли уволить, но руководитель дал ему шанс, и стажер реализовал свой потенциал.
Сын швеи. Пусть у вас будут принципы. Живите в соответствии с ними. Учите им других. Не меняйте их. Ваши коллеги хотят иметь начальника с твердыми принципами, даже если они не всегда с ним согласны.  Хороший руководитель должен помнить свои корни и тех, кто помогал ему. Никогда не забывайте, что своим успехом вы обязаны не только себе.
Щедрый хозяин. Наем сотрудника на работу — это контракт, соглашение. Новый служащий соглашается выполнять определенную работу за определенную плату. Хороший руководитель должен избавиться от лишних проблем еще при найме сотрудника. Пусть не останется ничего неясного по поводу зарплаты, премий, характера работы, рабочего времени, политики компании и правил поведения на работе. Вы должны быть уверены в том, что у служащего не осталось никаких сомнений по поводу условий. Сделка есть сделка.
Передавайте полномочия вниз по служебной лестнице. Если вы поручаете кому-либо что-то сделать без соответствующих инструкций или предоставления необходимой информации, то вы не даете задание, а задаете ошибку, которую неизбежно сделает ваш сотрудник. Если вы не следите за выполнением задания, не проводите проверок, это означает, что вы не передали полномочия, а отказались от них. Если вы дали поручение, но лишили подчиненного полномочий и инструментов для его выполнения, то считайте, что вы никому ничего не поручали. Схема, как правильно давать поручения, такова: передайте задание, работу или проект сотруднику низшего ранга (тому, кому меньше платят), но убедитесь в том, что он сможет хорошо выполнить работу. Это называется поручением, это ключ к эффективной работе. Делегируйте полномочия, передавая их на все более низкие уровни управления — чем ниже, тем лучше. Организация, в которой этого не происходит, тупеет.
Осторожно: набравшие семь баллов приведут в компанию тех, кто набрал пять. Самый надежный способ принести в организацию посредственность и некомпетентность — это нанять плохого или среднего менеджера по найму. Плохому или среднему менеджеру по найму можно дать семь баллов по десятибалльной шкале за компетенцию, способности, опыт, отношение к работе и поведение. Люди, получившие семь баллов, никогда не наймут тех, у кого 9 или 10 баллов. Набравшие семь баллов наймут людей с пятью баллами, поскольку те не смогут составить конкуренцию, потому что они всем довольны и им можно меньше платить. Те, у кого семь баллов, могут выгодно выглядеть на фоне тех, у кого пять баллов, и они знают об этом.
Спросите: «Что бы вы делали, если бы я умер?» Не позволяйте своим сотрудникам перекладывать на вас то, что входит в круг их обязанностей. Хороший руководитель должен понимать, что его отдел, группа, команда или организация не будут развиваться, если он стремится сам принимать все решения. Сотрудники проведя работу пришли докладывать результаты руководителю. «У меня три вопроса. Во-первых, помогут ли новые компьютеры лучше обслуживать наших клиентов? Во-вторых, уменьшат ли новые компьютеры наши расходы? В-третьих, можем ли мы себе позволить их купить?» Сотрудники принялись снова говорить о том же. Они выдавали все новые подробности, условия, предположения, но не могли принять никакого решения. Неожиданно начальник выбрался из своего кресла, лег на пол, сложил руки на груди, закрыл глаза и спросил: «Какое бы решение вы приняли, если бы я умер?» И ответ, наконец, был дан. Хороший руководитель заставляет своих сотрудников принимать решения.
Не стоит заводить собаку, чтобы лаять самому. Если вы купите сторожевую собаку и пустите ее бегать по двору, то не будете выходить ночью на улицу и лаять на незнакомых людей и непрошеных гостей. Это обязанность сторожевой собаки. А теперь давайте вернемся к вам в офис. Если вы нанимаете сотрудника на какую-либо работу, дайте ему соответствующие инструкции и позвольте действовать самостоятельно. Вы должны брать на работу умных и способных людей. Подробно обсудите с ними, что и почему они должны делать, а потом разрешите им выполнять свою работу. Пусть они сами разберутся как. Позвольте им попытаться что-то сделать, допустить ошибку и начать все с начала. Будьте для них источником сил и возможностей, а не надоедливой помехой. Время от времени проверяйте своего сотрудника. Но проверяйте то, как продвигается проект, а не то, как работает человек.
Вы получите то, что контролируете, а не то, на что рассчитываете. Сотрудники небольших компаний обычно очень заняты. Они одновременно являются покупателями, дистрибьюторами, продавцами, поставщиками, сослуживцами, управляющими. У них постоянно есть срочные, не терпящие промедления дела. И каждый, сознательно или бессознательно, стремится отложить на потом непривлекательную, тяжелую или сложную работу. Они помнят о срочном и забывают о важном. Ваш контроль не должен быть назойливым и раздражающим, он не должен мешать людям делать свое дело. Не надо никому устраивать допросы. Просто поинтересуйтесь: «Как дела с тем-то и с тем-то?» Это поможет вашему подчиненному понять, чему вы отдаете предпочтение. Так вы сможете обратить внимание сотрудников на важные и срочные дела.
Будьте внимательны. На встрече со служащими будьте внимательны. Слушайте человека, который выступает с докладом. Задавайте вопросы и слушайте ответы. Не витайте в облаках. Не читайте ничего, что непосредственно не относится к встрече. Не просматривайте свой ежедневник. Если вы невнимательны, ваши сотрудники это моментально обнаружат. У них может появиться опасение, что их дела и идеи никого не интересуют. Они начнут беспокоиться, что зря тратят ваше время, почувствуют себя ненужными и незначительными. Просто быть внимательным недостаточно. Вы должны это доказать. Возьмите на заметку хорошие идеи. Согласитесь что-нибудь сделать так, как предлагают ваши сотрудники, и сделайте это. И не забывайте их благодарить.
Выслушайте каждого. Слушайте то, что говорят другие. У каждого есть свой опыт. Возможно, он будет не таким, как ваш. У каждого есть свои идеи. Мудрость — это привилегия не только образованных. Выслушать человека ничего не стоит, надо только найти для этого немного времени. Мистер Ф. был большим человеком, потому что всегда уважал так называемых маленьких людей.
Дал слово — держи. Хороший руководитель должен быть уверен, что его сотрудники сдержат свое слово. Задача начальника подать им пример. Это непростая проблема и большая ответственность, потому что занятие бизнесом подразумевает огромное количество обещаний.  Если вы не сдержите свое слово, то издержки будут неожиданными и огромными. Недовольные клиенты уйдут к вашим конкурентам. Устранение недостатков в работе и решение проблем обслуживания клиентов дорого обойдутся компании. Пересмотр условий сделки, возмещение убытков и возврат денег клиенту тоже стоят недешево. Организации, которые хотят добиться успеха, держат свое слово. Люди, сдерживающие свои обещания, процветают в успешных компаниях. А хороший руководитель обеспечивает процветание своих сотрудников.
«Никогда не позволяйте мне делать ошибки». Ваши сотрудники должны быть уверены, что могут свободно сказать вам то, что вы должны знать, а не то, что вы хотите услышать.  Из установки «никогда не позволяйте мне делать ошибки» следуют два правила:
  1. Хороший руководитель никогда не позволит своему начальнику совершить ошибку.
  2. Хороший руководитель должен научить каждого тому, как не позволить клиенту сделать ошибку.
Семь простых слов. Хороший руководитель не боится не знать всего на свете или не знать какого-нибудь факта. После обсуждения какого-либо вопроса, управляющая обычно спрашивала совета. Начальник же всегда отвечал: «Я не знаю. А вы что думаете?» Когда уверенный в себе начальник говорит: «Я не знаю», — он дает другим людям импульс подумать. «Я не знаю» — это признание за другим права на собственную точку зрения и поощрение способности анализировать ситуацию. «Я не знаю. А вы что думаете?» — эти слова побуждают сотрудников высказать начальнику свое мнение. Это называется управлением людьми.
Позвольте им съесть свой торт. Хороший руководитель поощряет небольшие праздники с угощением.
Не говорите наугад. Следите за тем, что вы говорите. Следите за тем, как вы это говорите. То, что говорит начальник, влияет на отношение служащих к себе, друг к другу, к организации и к клиентам. Не разговаривайте об одном сотруднике с другим, равным или близким ему по должности. Не унижайте начальника перед подчиненными. Не критикуйте клиента: вы измените отношение к нему у своих служащих.
Заключите соглашение о критике. Сделайте так, чтобы люди не боялись критиковать. Вы не будете управлять компанией эффективно, избегая делать сотрудникам замечания, например по поводу их неприемлемого поведения. Не делать замечаний, ждать, когда что-нибудь изменится по милости Господа, не значит решать проблему. Хороший руководитель заключает соглашение о критике каждый раз, когда вступает в отношения начальник – подчиненный. Текст договора прост: «Мы заключаем соглашение о том, что в случае, если что-то будет выполняться неправильно, вы будете достаточно открыты и разумны, чтобы воспринять критику с моей стороны и обсудить создавшееся положение. Это позволит нам говорить откровенно и не опускаться до критиканства». Новый начальник может заключить договор со всеми сотрудниками сразу, но хороший руководитель обычно заключает соглашение с каждым в отдельности.
Пусть сверкнет молния. Хороший руководитель награждает своего подчиненного, нескольких подчиненных или всех сотрудников сразу неожиданными премиями. Молния может выглядеть по-разному. Это могут быть деньги, подарки, туристическая путевка, поздравительные открытки или публичная благодарность. Здесь не существует правил, но все хорошие работники понимают, что нужно, чтобы тебя отметили. В этой ситуации выигрывают все. Служащие чувствуют к себе внимание и лучше работают. Клиенты знают, что о них заботятся, и обращаются в вашу компанию снова и снова. Бизнес идет. Руководитель выполнил свою работу.
Не унижайте себя, унижая других. Никогда – ни публично, ни в частной беседе — не унижайте и не запугивайте подчиненного. Никогда не стройте из себя «крутого парня». Вы можете и должны быть твердым — психически и эмоционально. Вы можете и должны иногда принимать жесткие решения. Но, будучи жестким руководителем, вы одновременно можете и должны быть внимательным и тактичным человеком. Хвастуны, тираны, деспоты, безумцы и психопаты заведомо слабы. Их авторитет является следствием их служебного положения, а не личных качеств.
Прислушивайтесь к мнению обманщиков, глупцов и мошенников. Источники интересных идей могут быть самыми неожиданными. Хороший руководитель прислушивается к мнению каждого. Принимайте в расчет советы обманщиков, глупцов и мошенников. Не пропускайте мимо ушей слова крикуна, болвана или жулика. Любой из них может подарить вам факт, совет или идею и тем самым дать ключ к решению проблемы. Хорошего руководителя волнует только качество идеи, а не ее источник.
Не проверяйте счета своих подчиненных. Отчеты, содержащие записи о расходах, похожи на Кодекс чести. Люди с честью в Кодексе не нуждаются. Бесчестным людям Кодекс не указ. Новые служащие должны быть поставлены в известность о политике компании в отношении расходов. Лишние деньги, полученные служащим в дополнение к фактическим расходам, являются, по сути, добычей грабителя. Вы должны уволить вора или, по крайней мере, отрубить ему одну или обе руки. Нерациональные траты на нужное дело говорят просто о нерасчетливости сотрудника. Разумно иногда устраивать случайную проверку счетов каждого служащего, чтобы убедиться, что никто не подделывает отчеты или не маскирует тщательно лишние расходы Но постоянная проверка счетов — это пустая трата времени. Каждая секунда, потраченная вами на проверку счетов, — это секунда, украденная из времени, которое вы должны проводить с подчиненными и клиентами.
Тренировка в автобусе. Хорошие руководители верны своим принципам. Они честны, этичны, справедливы и заботливы. Эти принципы закладываются еще в детстве, в школе, и большую роль в этом играют родители, учителя и сверстники. Большинство черт характера руководителя зависят от того, занимался ли он спортом, ходил ли в театр, участвовал ли в спорах и дебатах, играл ли в музыкальной группе. Все эти занятия, начинающиеся обычно в раннем возрасте, помогают людям научиться быть членом команды, учитывать мнение других, брать на себя ответственность, уметь выигрывать и проигрывать с изяществом и — быть лояльным своей команде. Хороший руководитель — борец, выступающий за свою команду. Хороший руководитель отстаивает то, что отстаивает его организация. Хороший руководитель не позволит людям, публично представляющим компанию, запятнать ее имя. Патриоты, несущие флаг компании, люди, создающие и продающие товар, которым могут гордиться, — грозная сила. Хороший руководитель дает право нести флаг только лучшим из работников.
Будьте удачливы. Быть удачливым — не значит выиграть в лотерею. Удача — это результат размышлений, поиска, подготовки, умения слушать и использовать свои шансы. Быть удачливым — значит что-то делать. Не рассуждать о работе, а взять в руки лопату и начать копать; найти ручку и наконец-то что-нибудь написать или купить книгу о мастерстве продаж и начать продавать. Очевидно, что существуют миллионы обстоятельств, не поддающихся контролю. Но быть удачливым значит использовать свой шанс на успех и предоставить своим подчиненным шанс сделать то же самое. Хороший руководитель — скромный, благодарный и везучий человек. Эти черты характера будут привлекать к вам других хороших людей. А они, в свою очередь, будут снова и снова обеспечивать вам удачу. Простой и недорогой механизм.
Строгость, справедливость и дружелюбие, но не фамильярность. Будьте сдержанны в отношениях с подчиненными. Ставьте каждому из них четкие задачи, оговаривайте сроки их исполнения и объем затраченных средств. Честность высоко ценится. Подчиненные ожидают справедливости и заслуживают, чтобы их наказывали справедливо, чтобы их выслушали и справедливо разбирались в ситуации: они заслуживают справедливого руководителя. Хороший руководитель излучает дружелюбие, но он не должен быть приятелем для своих подчиненных. Да они и сами не хотят этого. Они тем более не хотят, чтобы руководитель был дружен с одним из них. Дружба может привести к фаворитизму, что плохо скажется как на руководителе, так и на его «любимчике». Фаворитизм заведомо несправедлив.
«Уйти» — оставьте это слово для игры в скрэббл. Хороший руководитель никогда не уходит и не дает своей компании сдаться и уйти с рынка. Они могут проиграть, но не сдаться и уйти.
Ваши сотрудники – это ваш «гелий». Гелий — это газ, позволяющий воздушным шарам взмывать в небо. Вы — «воздушный шар», а ваши подчиненные — «гелий». «Гелий» — это квинтэссенция всего, что приводит к успеху. В игре побеждают игроки на поле, а не тренер, стоящий неподалеку. У хорошего руководителя — хорошие подчиненные. Энергичные, хорошо обученные подчиненные делают своего начальника лучшим из лучших. И хороший начальник знает об этом.
Отдавайте 90% своего времени лучшим работникам. Это означает, что если вы собираетесь тратить 40 часов в месяц на планирование, работу, тренировку и руководство подчиненными, то 24 часа вы должны уделить лучшим из них, 12 перспективным и 4 — отстающим. Не верьте мифу, что лучший работник хочет работать самостоятельно.
Волшебное зеркало. Вы должны нести личную ответственность за все. Отвечайте за свои действия и действия ваших подчиненных. Считается, что частые ошибки — это вина кого-то другого, чья работа не имеет отношения к вашей. Тот руководитель, который не боится взять всю ответственность на себя, выделяется на фоне остальных. Хороший руководитель не ищет козла отпущения и не старается оправдать себя. «Господа, когда вы ищете виновного, советую вам для начала посмотреть в зеркало. Тот, кого вы видите в отражении, — он и только он ответственен за все ваши победы и поражения. Ответственность начинается с себя». Хороший руководитель публично признает себя ответственным как за свои собственные ошибки, так и за ошибки всей команды. И он не упустит случая при всех выразить сотруднику благодарность за любую успешную работу.
Десять минут обучения ежедневно. Учите чему-либо или тренируйте кого-нибудь каждый день. Будьте учителем сами или подготавливайте кого-то учить других. Учеба и тренировка — это часть непрерывного воспитания, которое повышает квалификацию сотрудника и способствует успеху компании. Обучить подчиненного чему-либо — значит немедленно повысить его работоспособность. Хороший руководитель знает, что лучшие сотрудники — это те, кто умеет учиться, и такие люди всегда тянутся к учителям. Обучая, учителя сами узнают много нового. Хорошие руководители, обучая, закрепляют за компанией лучшие кадры.
Предоставьте своим подчиненным свободу. Во многих компаниях, вероятно, начнется анархия, если время от времени не устанавливать жесткие правила. И, вероятно, чем крупнее компания, чем больше людей в ней работает, чем больше спорных ситуаций возникает, тем сильнее она нуждается в определенном контроле. Но чем больше правил, тем слабее компания. Ее развитие прекращается, как только число правил начинает расти. Правила не должны мешать вашей работе с клиентами, а это очень часто происходит. Слабые руководители скрываются за правилами. Хорошие — относятся к ним критически. Они постоянно уточняют правила, переписывают их, чтобы они не теряли актуальности и эффективности. Все правила надо регулярно пересматривать, чтобы они не мешали качественной работе. Хорошие руководители не создают правил; они создают для своих подчиненных условия, чтобы те могли эффективно работать. Не позволяйте правилам отрицательно влиять на работу ваших сотрудников и на них самих. Множество правил это первый сигнал, предупреждающий о том, что компания нанимает слабых работников, которые не могут ничего решить самостоятельно. Хороший руководитель нанимает сотрудников, которым не нужны ни правила, ни те, кто их устанавливает. Отсутствие лишних правил сохраняет деньги и время руководителя и всей компании.
Орел не полезет в нору за крысой. Орел символизирует собой достоинство. Хороший руководитель слишком ценит себя и слишком в себе уверен, чтобы опускаться до грязной борьбы. Он никогда не будет кричать на оппонента, распространять грязные слухи или нападать исподтишка. Хорошие руководители ни перед кем не извиняются. Они не раздражаются и не стреляют из-за угла.
Подставьте себя под пулю, предназначенную вашим подчиненным. Хороший руководитель всегда найдет способ защитить своих подчиненных. Каждый может совершить ошибку. Хорошие сотрудники не совершают ошибки нарочно. Они стремятся добросовестно выполнять свою работу, выигрывать и добиваться успехов. А на своих ошибках они учатся. Но ошибки могут быть существенными, а полученные уроки бесполезными. Хороший начальник никогда не оставит своего служащего один на один с проблемами. Он не станет жертвовать кем-то ради собственного спасения.
Большие надежды. Большие надежды — это стиль жизни, стимул к поиску дороги в будущее. Хорошие руководители понимают, что, говоря о больших надеждах, они освобождают своих сотрудников от оков прошлого, от приверженности к старым методам и способам решения проблем. Большие надежды увеличивают творческий потенциал компании, поощряют применение различных новшеств.
Не бойтесь прослыть чудаком. В выдающихся руководителях всегда есть нечто запоминающееся. У них могут быть свои причуды, странности или необычные требования к подчиненным. Руководитель со странностями ломает стереотипы, установившиеся среди сотрудников в связи с их служебным положением. Он сообщает своей организации, что отличаться от других — это нормально и что не надо бояться проявлять свою индивидуальность. Руководители со странностями терпят в своих компаниях необычных и талантливых подчиненных. Компетентный руководитель, пусть он и слывет чудаком, уверен в себе и независим в суждениях, он менее подвержен стадному чувству и мышлению. Не соглашаясь с некоторыми общепринятыми нормами, начальник-чудак задает тон своей компании, которая, в конце концов, пробует идти своим, оригинальным путем.
Не уставайте. Не показывайте того, что вы устали. Не выглядите уставшим. Не зевайте. Подчиненным нужен энергичный, бодрый, всюду успевающий руководитель. Быть энергичным — это не значит отчаянно изображать из себя лихорадочно занятого человека. Пусть у вас будет приподнятое настроение, а не безумный энтузиазм. Энергия заряжает. Энергичный руководитель заряжает энергией всю организацию. А энергичная организация всегда побеждает организацию, которая впала в летаргический сон. Не уставайте. Усталость говорит о том, что вам пора на пенсию.
Подарите свой выигрыш подчиненным. Устроить в офисе тотализатор, когда все на что-нибудь ставят, — веселое дело. Хороший руководитель участвует в этом, но не выигрывает. Он найдет способ проиграть, дисквалифицировать самого себя, отдать выигрыш кому-то другому. Когда побеждает подчиненный, побеждает руководитель. Когда подчиненный побеждает в игре, проводимой компанией, побеждает и руководитель, и компания.

Коносуке Мацусита. Принципы успеха

В книге представлены 105 принципов успеха, сформулированных великим гуру бизнеса XX века Коносуке Мацусита, основателем Matsushita Electric, создавшей такие известные бренды, как Panasonic, Technics и National. Все принципы очень просты, но одновременно и чрезвычайно глубоки, так как основаны на целостном понимании закономерностей бизнеса, жизни и психологии человека.
У меня не получилось сделать конспект этой книги. Сама книга является конспектом мыслей Коносуке Мацусита. Поэтому представляю полный текст. Коносуке Мацусита «Принципы успеха».— М: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 126 с.

Менеджмент
Цель бизнеса. Бизнес — это нечто такое, что одни люди делают для счастья других. Бизнес — одно из человеческих стремлений. Глава предприятия, его сотрудники, поставщики, потребители — все они люди. Все они вовлечены в общую погоню за счастьем человечества. Управляя бизнесом, надо глубоко понимать людей и их внутреннюю природу.
Предприниматель подобен художнику. Увлеченный бизнесом — это художнику творящий на бесконечно разворачивающемся холсте. Подобно художнику, использующему краски, кисти и холст, чтобы создать прекрасную картину, бизнесмен использует людей, товары и капитал, чтобы разработать новую продукцию и предложить услуги в ответ на постоянно меняющиеся потребности времени. В этом смысле бизнесмен — это художник с многогранным талантом.
Суть организации. Нормальный рост организации зависит от твердости принципов бизнеса. Есть много вещей, которые надо помнить при ведении бизнеса, но важнее всего: зачем компания существует и как ею надо управлять. Критически важно иметь твердые принципы. Ведь только с ясными и хорошо обоснованными принципами бизнеса можно создать здоровое предприятие.
Организация и общество. Всякий бизнес— общественное явление, не стоит думать о нем как о частной собственности. Поскольку любая организация стремится к благоденствию, используя общественные ресурсы — землю, деньги, оборудование — и человеческий труд и талант, она ответственна перед обществом за то, что делает. В этом смысле организация — общественное явление. Вам не следует думать, что вы можете делать с бизнесом все, что вам взбредет в голову, просто потому, что вы его владелец.
Законы природы и менеджмент. Если вы делаете то, что разумно и естественно, вроде раскрытия зонта, когда начинается дождь, то ваш бизнес будет процветать. Когда вы выходите в дождь или в пасмурный день, вы, естественно, берете зонт. Таким образом вы следуете законам здравого смысла: вы знаете, что, если вы не хотите промокнуть под дождем, надо захватить зонт. То же самое можно сказать и о бизнесе. Вы производите хорошую продукцию—и получаете разумную прибыль. В простой ситуации это совершенно обычные действия, у вас будет мало ошибок, и ваше предприятие будет успешным.
Настойчивость — залог успеха. Вы добьетесь успеха, если не будете останавливаться на полпути. Когда люди терпят неудачу, даже добиваясь праведных целей, используя подходящие методы и напряженно работая, это обычно происходит потому, что они останавливаются на полпути. Если вы отказываетесь от своей цели прежде, чем ее достигнете, тогда чего вы добьетесь?
Хорошие и плохие времена. Успех в бизнесе не приходит благодаря хорошим временам, как и неудача — не следствие плохих времен. Мы можем быть благодарны судьбе, когда бизнес идет хорошо, но когда начинается спад, мы часто глубже вдумываемся в суть вещей, которые мы не принимали во внимание в хорошие времена. Например, «почему это изделие не продается?», или «может быть, есть способ снизить цену этого продукта?». Спад часто открывает прекрасные возможности для возврата к проектированию. Очень помогает мысль о том, что «хорошие времена — это хорошо, а плохие — еще лучше».
Гибкость и рост в менеджменте. Предположение о том, что мир развивается вечно, — вот то, что делает возможным сильный менеджмент. Весной распускаются новые листочки, а осенью они увядают и опадают. Такова природа постоянной циклической смены сезонов. В человеческом обществе тоже есть циклы, и проявляются они в действиях и организаций, и людей. Хотя могут быть отклонения и сбои, в целом все вещи соответствуют принципу постоянного развития. Если вы хотите видеть свою организацию сильной и растущей, лучше считать, что мир не деградирует, а непрерывно развивается.
Прибыль. Получение прибыли — часть социальной ответственности организации. Отсутствие прибыли — преступление перед обществом. Прибыль— награда за производство продукции или предоставление услуги, которые принесли пользу потребителям и сделали их счастливей. Часть прибыли идет на государственные налоги и должна служить для развития всего общества. Значит, компания просто обязана получать достаточную прибыль. Действительно, компании, которые не производят ничего полезного для общества, не платят налоги, влезают в долги и в конце концов выходят из бизнеса.
Вопрос в том, как вы победили. Выдающиеся предприниматели стремятся быть победителями, ведь теми, кто победил, народ будет восхищаться. Победить — крайне важно для бизнеса, но вы не должны идти на компромисс с законом, лишь бы победить. Те, кто стремится к победе, не брезгуя ничем, не могут рассчитывать на доверие. Наша цель — победить достойно, чтобы каждый мог отдать нам должное и восхититься результатом.
Защищенный менеджмент. Практикуя «защищенный менеджмент», вы сможете сохранить вашу компанию стабильной и постоянно растущей. Дамба на пути водного потока служит резервуаром, защищающим от проливных дождей во время наводнения и создающим важные запасы во время засухи. И в управлении предприятием тоже полезно иметь разного рода «дамбы». Компания, которая оснащена такими дамбами, может пережить тревожные времена, даже если в экономике начался спад.
Будьте открыты к переменам. Мир не стоит на месте. Каждый день должен быть лучше, чем предыдущий. Все меняется — наше общество, организации и даже сердца и мысли людей. Бизнес вынужден приспосабливаться к переменам в обществе и постоянно стремиться сегодня делать свое дело лучше, чем вчера, а завтра — лучше, чем сегодня. Компания, начинающая каждый день со свежих идей о переменах, будет благоденствовать и развиваться.
В успехе заложены зерна неудачи. Каждая ошибка несет в себе зерно успеха, а каждый успех чреват опасностью неудачи. Каждый вправе наслаждаться успехом. Но успех может притупить чувство опасности и привести к росту самомнения. Неудача же, напротив, может создать возможности для нового успеха, если, конечно, вы осознаете прошлые ошибки и будете стараться их не повторять.
Доверие требует времени. Завоевание доверия требует времени, потерять же его можно в одно мгновение. Доверие завоевывается не быстро и не просто. Оно создается постепенно благодаря самоотверженным усилиям и безграничной заботе. Но как бы долго ни создавалось доверие, его можно лишиться в одно мгновение. Именно поэтому о доверии нельзя забывать ни на миг.
Не позволяйте себе опаздывать. Опоздав сегодня на один день, можешь потерять год, а то и остаток жизни. Важно принимать решения после тщательного обдумывания и внимательного учета всех деталей, но сегодня развитие стремительно ускоряется. Если мы не вооружимся бесстрашием и проницательностью, чтобы думать быстро и принимать решения без колебаний, то окажемся за бортом.
Миссия производителя. Миссия производителя — предлагать качественные, приемлемые по цене товары и продвигать их на рынок.  Нашему обществу даровано изобилие товаров. И все-таки не так много товаров удовлетворяют всем условиям с точки зрения цены, эффективности, качества, конструкции, удобства и защиты окружающей среды. Миссия производителя — выпускать такие товары и продвигать их на рынок.
Руководите с уважением и благодарностью. Вы должны суметь показать свое уважение и внимание каждому сотруднику. Если у вас несколько десятков сотрудников, вы можете говорить с ними откровенно и неформально, поскольку вы всех их знаете. Они смогут непосредственно воспринимать ваши пожелания и ваши оценки. Если у вас несколько сотен сотрудников, вам надо работать с представителями коллектива, предполагая, что ваши идеи и мнения передаются верно, но не забывая при этом об уважении и чуткости в общении с подчиненными. Когда же у вас сотни тысяч сотрудников, все, что вы можете сделать, — это молиться, чтобы ваш голос дошел до каждого и они поняли ваши мысли и желания.
Интуиция и наука — два колеса одной повозки. Не стоит полностью доверяться ни интуиции, ни науке. Интуиция и вдохновение, рождающиеся из долгой практики и опыта, могут оказаться миражами. Действительно, многие изобретения и исследования были сделаны благодаря интуиции. Но одной интуиции недостаточно. Да, интуиция важна, но есть еще и наука.
Не сдавайтесь до последнего. В бизнесе, как и в спорте, вы можете выиграть или проиграть в последний момент. Даже команда, находящаяся в обороне, может набрать очки в последний момент игры. И команда, ведущая атаку, может допустить ослабление своей защиты. Если вы упорны и настойчивы, вы можете «поймать волну». То же самое происходит и в бизнесе.
Нет причин для сбоя. Если вы делаете то, что следует делать, и не делаете того, что не следует, вы никогда не проиграете. Если вы планомерно, день за днем делаете то, что надо, вы не можете проиграть в бизнесе. Если вы подходите к работе добросовестно, вам нечего бояться или тревожится насчет того, все ли будет хорошо. Вот где проходит граница между успешными и неуспешными компаниями.
Настоящий победитель скромен. Действительно успешный человек относится к каждому успеху сдержанно и скромно. Мир полон людей, которые становятся заносчивыми и важными после мизерного успеха, но они забывают, что этот успех не должен быть последним. Человек, который воистину успешен, добившись цели, остается спокойным, скромным и ведет себя достойно.
Правила объединения людей. По тому, каких людей вы набрали, можно судить, станут они активом или балластом. При правильных вычислениях один плюс один равно двум. Но когда речь идет о людях — все зависит от того, как вы их комбинируете, так что один плюс один может получиться и три, и даже пять. По тем же причинам если комбинация плоха, то один плюс один может стать нулем или даже отрицательной величиной. 11ри найме и назначении на должность важно учитывать не только индивидуальные способности, но и то, какие плоды будут приносить комбинации этих способностей.
Все работы одинаково ценны. Не важно, в какой области трудится человек: профессий много, и каждая из них имеет ценность. Ценность всех работ одинакова. Есть много возможных областей приложения усилий, но все они ценны постольку, поскольку нужны обществу. Даже совсем мелкие задачи иногда выходят на первый план, когда общество зависит от них. Нам следовало бы знать все о важности и ценности той работы, которую мы делаем.
Правильно расставляйте приоритеты. Сначала беспристрастно примите решение, а затем обратитесь к чувствам, и ни в коем случае не наоборот. Когда вы сталкиваетесь с трудной ситуацией, важно сначала принять решение, спокойно и профессионально. И только после того, как вы это сделаете, можете предаться чувствам и эмоциям. Только оставаясь холодным и отстраненным, можно противодействовать обстоятельствам. Но если вы отдадите первенство эмоциям, вы не сможете принять верное решение.
Ценность другого мнения. Можно многому научиться, сохраняя сознание открытым к другим мнениям. Менеджер часто чувствует себя оглушенным непрерывным потоком претензий или непростых задач, которые ставят перед ним клиенты, а то и собственные сотрудники. Но если вы можете сохранять сознание открытым и внимательно слушать все, что говорят, то сумеете извлечь уроки, полезные для бизнеса, и получить интересные подсказки для дальнейшего совершенствования.
Энтузиазм важнее способностей. Когда вы поручаете кому-то работу, помните, что для обеспечения успешного результата энтузиазм значит гораздо больше, чем способности. Когда вы определяете, кому поручить ту или иную работу, отдавайте предпочтение энтузиазму, а не способностям. Если вы видите, что данный человек имеет только 60% нужных способностей, но 100% энтузиазма, то, выбрав его, вы не ошибетесь.
Достоинства и недостатки неразрывны. При найме на работу уделите 70% внимания сильным сторонам человека и только 30% — его слабостям. У каждого человека есть и слабые, и сильные стороны. Если вы слишком зациклитесь на слабостях своих подчиненных, то почувствуете, что им ничего нельзя поручить с уверенностью. Не стоит постоянно говорить о недостатках ваших сотрудников — так они постепенно утратят интерес к работе. Важно постоянно говорить об их достоинствах.
Как делегировать ответственность. Лучший подход к работе с подчиненными — это делегирование ответственности с сохранением права вмешаться. Когда вы даете людям поручения, вам не стоит обсуждать с ними мелкие детали, но в то же время не надо отдавать им все на откуп. Ведь в итоге ответственность остается на вас. Вам следует требовать регулярных отчетов и, если надо, помогать советами. Правильное делегирование предполагает регулярные проверки, общение и отчеты.
Правила воспитания. Эффективная формула обучения сотрудников: 10% строгости, 90% — мягкости. Люди не могут учиться без мягкого и терпеливого наставника, но терпимость сама по себе еще не все. Самая эффективная формула — 10% строгости и 90% мягкости. Но эти 10% строгости способны изменить очень многое.
Отсутствие проблем может обернуться проблемой. Отчеты, в которых ни слова нет о проблемах, сами являются предвестниками проблемы. Отчеты, говорящие о том, что все идет нормально, должны настораживать. Не может быть, чтобы не было проблем, — просто их никто не пытался обнаружить. Даже когда дела в норме, уже есть вопросы, ждущие от вас их разрешения. Бизнес, который признает это и настойчиво ищет проблемы, требующие решения, может долго сохранять стабильность.
Поощрения и наказания. Лидер не сможет победить, пока он не научится применять поощрения и наказания. Применение поощрений и наказаний — деликатный вопрос, поскольку ничтожно малые воздействия могут вести к невообразимым долговременным последствиям. Эффективное применение поощрений и наказаний поддерживает порядок в организации, высокие побуждения и мораль. Чего же еще следует ожидать от лидера, если не этого умения?
Работа
Зачем мы работаем. Работа, с помощью которой вы просто зарабатываете себе на хлебу может оказаться трудной, но работа, способная наполнить вашу жизнь смыслом, никогда не бывает в тягость. Для чего вы работаете? Конечно, для того, чтобы поддерживать себя на плаву. Но если это единственный стимул, то работа принесет вам одни трудности. Когда вы считаете работу бременем, вы все время ищете способы, как бы избежать ее выполнения или сделать ее по минимуму. Работа может стать захватывающей и легкой, если считать ее вкладом в собственную жизнь и средством улучшения мира.
Начни с первого шага. Что бы мы ни делали, мы всегда делаем это шаг за шагом. Люди всегда стараются отложить на потом дела, которые кажутся им грудными или неинтересными. ‘Гак же и в нашей повседневной работе мы склонны оттягивать ту ее часть, которая сложна или неприятна, даже если это чревато проблемами. Но если вы задумаетесь, то поймете, что, пока вы не измените свой подход, у вас ничего не будет получаться.
Работать, чтобы научиться. Не всякому суждено стать звездой, но если вы отдаетесь работе целиком, то, несомненно, будете хорошим специалистом в своей области. Люди становятся знаменитыми благодаря тому, что они с блеском решают трудные задачи. Каждый стремится стать звездой, но не каждом суждено добиться такого статуса. Однако если вы сосредоточитесь на своей работе и будете планомерно выполнять ее изо дня в день, то сможете приобрести отличные навыки и стать прекрасным специалистом в своей области. А заодно покажете окружающим, что и они способны добиться, по меньшей мере, такого же мастерства.
Нельзя играть в одиночку. Как один игрок не может играть в командную игру, так и вы не сможете сделать вашу работу в одиночку. Результаты в игре становятся возможными благодаря усилиям многих партнеров так же, как производство осуществляется персоналом под руководством директора. Всегда есть наставник, организующий и поддерживающий вас. Нельзя играть одному. Не важно, каковы ваши способности, — без сотрудничества с другими людьми вы не сможете справиться даже с простейшим заданием. Важно помнить об этом со скромностью и благодарностью.
Проявляйте инициативу. Если вы постоянно стремитесь быть впереди, то непременно отыщете путь к успеху. Некоторые люди не выполняют задания своевременно, а позволяют им накапливаться. Стремясь потом сделать все сразу, они напрягаются и начинают нервничать. Да и результаты часто разочаровывают. Это порочный круг. Вам надо быть впереди и проявлять инициативу. А если вы позволите обстоятельствам оказаться впереди вас, то ваши преимущества обратятся в недостатки. Если же вы всегда стремитесь быть впереди, у вас в любую минуту найдутся возможности для инноваций и экспериментов и вы будете побеждать.
Проявляйте заботу о клиенте. Если вы обслуживаете каждого клиента с чувством признательности, люди будут тянуться к вашему бизнесу. Без всяких слов ясно, что люди не будут постоянными покупателями магазина, где обслуживают небрежно. Когда клиент собирается уходить, вам надо реагировать так, как если бы вы сложили руки в благодарственном жесте. Такая глубокая признательность для клиента лучше всяких слов, и он, конечно, придет к вам снова.
Истинная мудрость добывается потом и кровью. Настоящая мудрость не рождается ниоткуда, она добывается потом и кровью, благодаря неустанным усилиям. Сидя за столом, вы можете разрабатывать какие угодно планы, но лишь немногим из них суждено осуществиться па практике. Настоящая и жизненно важная мудрость рождается на вашем рабочем месте, благодаря непрерывным усилиям.
Работайте так, будто вы свой собственный босс. Если вы будете работать, представляя себя боссом своего собственного предприятия, ваше отношение к работе изменится и ваши результаты улучшатся. Если вы рассматриваете компанию как модель общества, тогда вы — владелец своего предприятия. Если вы желаете своему предприятию процветания, то ваши руководители и ваши подчиненные становятся в некотором смысле вашими клиентами. Если вы думаете о них как о своих клиентах, то слова «большое спасибо» всегда должны быть у вас на устах. И, как ни странно, ваша работа станет тогда более активной и плодотворной.
Старайтесь видеть хорошее в тех, кто работает рядом. Если вам кто-то не нравится, вряд ли вы будете нравиться ему. А если вам кто-то нравится, скорее всего, и к вам он будет испытывать дружеские чувства. На любой работе вы можете встретить людей, которые вам не нравятся. Даже если вы ни как этого не проявляете, все равно человек что-то почувствует и, вероятно, ответит тем же. А это затруднит выполнение вашей работы. Поэтому важно видеть в других положительное. И тогда другие люди тоже будут воспринимать вас позитивно.
Учиться можно у любого лидер. Выдающиеся лидеры помогают подчиненным развиваться, но и под руководством посредственных лидеров можно расти и совершенствоваться. Многие люди развивают свои таланты под крылом настоящих лидеров, но с лидерами везет не всем. Редко в тени выдающихся лидеров рождаются еще более великие лидеры. Напротив, лидер без таланта или выдающихся способностей может поддержать подчиненного и стать по отношению к нему трамплином для преодоления трудностей.
Мелочей не бывает. Пренебрежение мелочами может создать огромные трудности на пути к большой цели. Приходилось ли вам ловить себя на том, что вы пренебрегаете каким-то делом, если оно кажется вам мелким? Старая поговорка гласит, что даже муравейник может победить целого оленя. Гели вы не решаете мелких задач» то они могут, накопившись, превратиться в гору и угрожать существованию вашей организации. Вам никогда не стоит пренебрегать мелочами.
Коллективная мудрость — основа менеджмента. У двух людей вы можете научиться большему, чем у одного, а у трех — большему, чему двух, поэтому слушайте людей всегда, ведь именно так мы становимся мудрее. Когда вы сталкиваетесь с проблемой, не надо пытаться решать ее слишком усердно в одиночку. Есть предел тому, что может знать один человек, но совет трех коллег может стать фонтаном мудрости. При этом надо понимать, с кем и как провести этот совет и каким образом использовать его результаты.
Ловушка самоуспокоенности. Если вы слишком гордитесь одним успешным результатом, вы никогда не дождетесь второго. Когда вы добились какого-то успеха, ваша вера в себя растет, иногда слишком быстро. Может быть, вас прельщает быть удовлетворенным тем, чего вы уже достигли. Люди такого типа быстро исчерпывают свой потенциал. Когда достигает цели некий проект и вы представляете себе, что результат достигнут благодаря усилиям кого-то другого, то вы чувствуете горячее желание повторить успех.
Идите до самого конца. Помните: работа не сделана, пока вы не довели ее до самого конца. Сделать работу даже на 99% недостаточно. Даже если отсутствует всего одна деталь, изделие дефектно. Возьмите себе за правило не расслабляться и не терять бдительность до тех пор, пока вы убедитесь, что последняя деталь поставлена на место и дело завершено.
Информация дает жизнь тому, кто ею владеет. Вы можете думать, что это свойство человека — искать информацию, но на самом деле это информация тянется к подходящему человеку. Информация — это жизнь. Она быстро находит тех людей, которые признают се важность и действительно хотят ею обладать. Информация обходит тех, кто только праздно собирает данные и не может пустить их в дело. Будет использоваться информация или нет — зависит от человека.
Важно встречаться лицом к лицу. Не важно, насколько продвинутыми могут стать технологии, — вам нужны способы общения, передающие душевное тепло и искренние чувства. Современные телекоммуникационные системы позволяют нам связываться с кем угодно в мире двадцать четыре часа в сутки. Как следствие, в бизнесе наметилась тенденция организовывать дело, даже не встречаясь с партнерами. Использование современных средств не должно быть единственным способом общения. Люди — это сложная смесь чувств и отношений. И если они не встречаются лицом к лицу, душевное тепло не будет передаваться.
Самая лучшая услуга — это улыбка. Улыбка может стать вашей главной услугой. Есть виды услуг, которые вы можете предложить привередливому клиенту, чтобы он купил вашу продукцию, — бесплатные подарки, скидки и т.п. Но самая лучшая услуга, какую вы можете предложить, — это улыбка. Нет никого, кому бы не нравилось улыбающееся лицо. Улыбка — это то, что все и всегда готовы принять. Более того, это самая лучшая услуга, поскольку она ничего не стоит.
Зарабатываете ли вы то, что вам платят? Поставьте себя на место вашего босса и спросите себя: «Хотел бы я иметь такого работника?» Некоторые люди думают, что все, что они должны делать на работе, — это отрабатывать свою зарплату. Но как насчет нанимателя? Спросите себя: если бы вы были президентом компании, наняли бы вы себя на таких условиях? Что же вам следует предпринять, чтобы начать делать нечто большее, чем простое отрабатывание своей зарплаты?
Нужно любить свою работу. Чем больше вы пытаетесь полюбить вашу работу, тем лучше вы будете ее делать. Рели вы делаете работу, которая вам не нравится, но вы знаете, что ее, хочешь не хочешь, придется делать, ваши результаты будут так себе. Напротив, если работа вам по душе, она вдохновляет вас, доставляет удовольствие, и это делает ее более интересной. В этом случае вас будут посещать хорошие идеи, и стоит ли говорить, что ваши результаты будут превосходны.
Сосредоточьтесь на том, что вы можете сделать. Если вы считаете, что причин для того, чтобы сделать что то, больше, чем причин этого не делать, ваша работа будет успешной. Люди стремятся найти больше причин для того, чтобы не делать что-то, чем для того, чтобы делать. Но если никто ничего не делает, а только извиняется за отсутствие результата, то итог будет плачевным. Возьмите за правило искать как можно больше причин для того, чтобы делать дело. Это вымостит дорогу к впечатляющим достижениям и приведет ваше предприятие к успеху.
Выход есть всегда. Выход из трудной ситуации есть всегда, поэтому не важно, насколько велика проблема, — вы найдете решение. Перед лицом трудной ситуации мы можем расстроиться и опустить руки. Но это может усугубить положение. Какой бы плохой ни была ситуация, вы должны сохранять хладнокровие. Выход есть всегда. Остановитесь, соберитесь с мыслями — и делайте то, что следует.
Если вы колеблетесь — вернитесь к началу. Если вас одолевают сомнения и вы не знаете, каким путем идти, вернитесь туда, откуда вы начали, и вы увидите правильный путь. Если вы не смогли покорить вершину, железное правило состоит в том, чтобы вернуться на то место, откуда начался неудачный штурм. То же самое можно сказать и о работе. Когда проблема внезапно возникает, мы впадаем в панику, начинаем метаться от одного решения к другому и в конце концов попадаем в еще худшую ситуацию. В таких обстоятельствах помогает возврат к началу и обдумывание ваших исходных соображений о выполнении работы. Тогда перед вами само собой возникнет то направление, в котором вам надо идти.
Выговор или нагоняй — это ваш шанс преуспеть. Когда вас критикуют, это значит, что от вас чего-то ожидают. Таким образом, порицание подвигает вас к тому, чтобы оправдать эти ожидания. Всем нам нравится получать комплименты, но когда похвал слишком много, мы можем стать самодовольными, и рост прекратится. Что нам на самом деле нужно, так это найти тех людей, которые будут критиковать и ругать нас. Понукания и осуждение способны принести пользу.
Кто может — делает, а не говорит, что это не его дело. Люди, которые действительно знают, что они делают, никогда не уклоняются от дела, говоря: «Это не моя работа». Когда вы работаете в организации, вы не в состоянии вершить большие дела, пока не достигнете некоторого статуса. Вам не разрешат делать все, что вы бы хотели сделать. Но смириться с тем, что вам нельзя делать ничего важного, пока вам не дадут более высокий статус, — значит продемонстрировать недостаток энтузиазма и решимости. Мы должны проявлять преданность нашей работе, по крайней мере в глазах сотрудников более высокого ранга.
Работайте так, чтобы одобрить себя в конце дня. Мы должны полноценно проживать каждый день, чтобы, оглядываясь назад, испытывать удовлетворение. Часто ли мы говорим себе в конце дня: «Сегодня я поработал на славу»? Дни, в которые мы получили прекрасный результат и знаем, что сработали отлично, приносят нам в жизни наибольшее удовлетворение. Нам надо просто пытаться делать каждый день что-то, с чем мы можем себя поздравить.
Жизнь шлифует человека, как бриллиант. Подобно алмазу, человеческая жизнь может сиять прекрасным светом, когда ее отшлифуешь. Пока алмаз не обработан, он не блестит, но ослепительно сверкает после шлифовки. Это происходит потому, что в нем скрыта возможность сияния. Все люди подобны необработанным алмазам. И даже если сейчас они не блистают, все зависит от того, как они отшлифованы.
Энтузиазм движет людьми сильнее, чем знания или умения. Вы можете иметь знания и талант, но без энтузиазма вы ничего не создадите. Возьмите человека, решительно и неуклонно взбирающегося по служебной лестнице все выше и выше. Да, талант и знания важны, но, безусловно, более важное качество — энтузиазм или страсть к чему-то. Самые важные изобретения рождаются именно при высшей степени такой страсти. Что нам надо культивировать даже прежде, чем знания и талант, так это энтузиазм.
Жизнь
Жизнь человека ценна сама по себе. Политика, учеба, бизнес — каждая сфера деятельности человека направлена на защиту мира, счастье людей и процветание. Люди — это не пешки в политике, не сосуды для наполнения знаниями и не инструменты коммерции или промышленности. Напротив, это политика, обучение и бизнес-инструменты обогащения человека и удовлетворения его нужд. Война и бедность продолжают опустошать землю, поскольку некоторые люди думают, что есть что-то более важное, чем человеческая жизнь.
К успеху — через раскрытие потенциала. Состоявшимся человеком может стать каждый. Того, кто достиг положения в обществе, стал богат и знаменит, называют счастливчиком, и есть разные аспекты успеха. Но успех не сводится к тому, чтобы разбогатеть. Каждый может стать состоявшимся человеком. Каждый должен добиться реализация того потенциала, с которым он пришел в этот мир.
Признайте существование неравенства. Если вы стремитесь к самому наилучшему, признавая, что мир изначально неодинаков для всех, вы можете стать счастливым. Не все люди рождаются равными. Это—факт. Есть предел, который нельзя переступить просто в силу рождения. Те, кто может принять неравенство и работать над его преодолением, найдут свое счастье.
Надо ценить ниспосланное нам небесами. Нам надо признать особым даром то, что небеса дают каждому из нас, и относиться к этому с верой и благодарностью. Как не бывает на свете двух одинаковых лиц, так не бывает двух одинаковых по взглядам, потенциалу или талантам людей. Все мы разные. Это говорит о том, что небеса не дают человеку более одного особого дара, но пролагают для каждого особый путь. Так что все мы, безусловно, обладаем исключительным, особым священным даром. И нам надо сделать все, чтобы наш особый дар нашел применение в этом мире.
Будьте всегда готовы к приходу смерти. Вместо того чтобы бояться неизбежной смерти, нам надо бояться, что мы окажемся не готовы к ее приходу. Каждого страшит смерть, но она неизбежна. Мало проку в том, чтобы трепетать перед ней. Подготовка к смерти означает размышление о том, как нам полнее реализовать потенциал нашей жизни.
У истины много граней. Вещи выглядят по-разному с разных сторон. Не судите о них только с одной тонки зрения. Рели вы смотрите на круглую колонну сверху, она выглядит как круг, а сбоку она похожа на прямоугольник. Так же и в вашей работе: хорошее и плохое могут меняться местами, в зависимости от того, как вы на нее смотрите. Нет ничего более опасного, чем суждение о вещах с какой-нибудь одной точки зрения.
Стремитесь творить добро. Люди, по своей природе, делают и хорошие, и плохие вещи, но нам следует по меньшей мере стремиться делать больше хороших вещей, нем плохих. Никто в этом мире не совершенен. В ходе нашей жизни мы стремимся делать хорошие вещи, но, поскольку мы люди, мы можем ошибаться. А чтобы действительно быть людьми, мы должны жить так, чтобы, когда подсчитывается совершенное нами хорошее и плохое, хорошее перевешивало.
Растите, спрашивая «почему?». Мы можем расти каждый день нашей жизни, если сохраним открытость сознания и всегда будем задавать вопрос «почему?». Прогресс и развитие в человеческой культуре всегда начинаются с вопроса «почему?». Если мы сохраняем открытость сознания, у нас будут бесконечно возникать вопросы. Нам надо пытаться поддерживать и наш собственный рост, и прогресс общества, постоянно спрашивая «почему?».
Познавайте себя. Если вы правильно понимаете себя, вы можете избежать многих ошибок. Нам надо постоянно стремиться к правильной самооценке, пониманию наших способностей, склонностей и недостатков. Если мы будем действовать именно так, то сможем заниматься тем, что лучше всего нам подходит, направлять нашу энергию на работу, которая нам по плечу, и редко совершать неправильные шаги.
Добивайтесь того, во что верите. Ваша цель начинает приближаться к вам лишь тогда, когда вы страстно желаете этого. Вы можете получить только то, чего страстно желаете, — будь то деньги, какая-то вещь или информация. Было бы наивным надеяться, что то, чего вы хотите, само придет к вам в руки без всяких усилий. Усилия начинаются с поиска.
Слабость рождает силу. Учитывая свои слабости, вы можете отыскать самый лучший путь для приложения усилий. Люди, естественно, стремятся скрыть свои слабости. Они хотят выглядеть безупречны ми и сильными. Результатом, однако, может стать утрата неповторимости, которой они наделены с рождения. Те, кто показывает себя как есть, включая слабости, часто могут открыться перед другими с неожиданной стороны, причем их общение становится гораздо более интенсивным и эффективным. Вот почему слабости обращаются порой в преимущества.
Как жить правильно. Если вы хотите жить правильно, то, что вы думаете, должно быть в согласии с тем, что вы делаете. Ваши слова, не важно, сколь они возвышенны или убедительны, не произведут никакого впечатления, если ваши дела будут им противоречить. Такое противоречие сделает вас посмешищем. Соответствие слов и дел — именно таким должно быть естественное положение вещей.
Думайте о себе как о хранителе данных вам благ. Все в этом мире — ваша жизнь, ваши деньги, ваши вещи — дано вам взаймы. Не проматывайте их безрассудно. Наши тела — кровь, сердце и другие органы — работают не по нашей воле, а по своим собственным законам. В этом смысле наши тела даны нам взаймы небесами на время нашей жизни. Деньги постоянно переходят из рук в руки, и гак случилось, что в данный момент они оказались у вас. Если паши тела и наши деньги даны нам взаймы, нам следует распоряжаться ими с крайней осторожностью.
Учитесь у шума ветра. Если Ваше сознание открыто, вы можете учиться даже у шума Ветра. У вас может быть богатый и исключительный опыт, но если вы рассеянны, то можете проспать прекрасную возможность увидеть что-то полезное и научиться новому. Что бы вы ни делали, относитесь к своей жизни серьезно. Таким образом вы будете непрерывно расширять свои знания, так, что сможете извлечь истину даже из слабого дуновения ветерка.
Живите по средствам. Если вы укладываетесь в то, что зарабатываете каждый месяц, вам не потребуется одалживать и вы будете жить счастливой жизнью. Не переоценивайте ваши возможности. Секрет стабильной и комфортной жизни — жить по стандарту, который может обеспечен тем, что вы сами зарабатываете. А когда ваша жизнь спокойна, вы можете направить свои усилия на развитие ваших отношений с другими людьми.
Вера в удачу изменяет судьбу. Если вы верите, что вы счастливчик, то судьба будет и дальше благоволить вам. Пытайтесь смотреть на все, что происходит вокруг, с оптимизмом. Когда случается мелкая неприятность, убедите себя, что вам повезло, поскольку не случилось большого несчастья. Ощущая себя счастливчиком, вы можете получить отличный трамплин для ваших усилий. Бера в удачу — это свойство, которое в самом деле может изменить к лучшему вашу судьбу.
Не избегайте одиночества. Масса людей борется с одиночеством. Но если вы не стремитесь избавиться от одиночества, то и страдать от него не будете. Иногда одиночество бывает для нас нелегким испытанием и мы колеблемся между тем, чтобы бороться с ним — идя на компромисс с окружающими и проявляя к ним ласку в надежде обрести общение, — и принятием одиночества, чтобы воспользоваться им как источником силы. Но нам не стоит избегать одиночества. Если мы встретим наше одиночество лицом к лицу и продолжим нашу работу, мы обнаружим, что мы на самом деле не одиноки.
Обратите критику в совет. Встречая критику с видом непогрешимости, можно лишь усилить ее. А внимательно к ней прислушиваясь, можно обратить ее в хороший совет. Враждебное неприятие критики может вызвать еще более резкую критику и породить бесконечную словесную перепалку. Попробуйте лучше прислушаться к тому, что может сказать критика вашему сердцу. Не важно, в чем именно она заключается, — в ней может содержаться разумное зерно.
Все зависит от того, как вы смотрите на вещи. Жизнь может совершенно измениться в зависимости от того, смотрите вы на вещи позитивно или негативно. Даже взгляд на простой лист бумаги может совершенно изменить качество вашей жизни. Кто он, кто ведет к лучшей жизни? Человек, который использует бумагу как нечто ценное и незаменимое, или тот, кто относится к ней как к ерунде, которую можно найти где угодно? От взгляда на вещи может зависеть очень многое.
Ложь гораздо хуже, чем страх. Бояться стоит не самой ошибки, а того, что вы в ней себе не признаетесь. Рели вы человек, которого ошибки ничему не учат, то не важно, сколько раз вы ошибались. Надо стремиться извлекать выгоду даже из ошибок. Бы должны сделать все возможное, чтобы, даже когда с вами случится серьезная неприятность, быть готовым научиться на своем опыте.
Занимайтесь одним делом. У вас могут быть сотни или тысячи причин для беспокойства, но вам не надо думать о каждой из них одновременно. Поводы для беспокойства, какие бы они ни были, не давят на нас с непреодолимой силой. Мы сосредоточиваем свое внимание па устранении отдельных проблем, когда мы сталкиваемся с большими неприятностями. Нам не надо впадать в панику из-за слишком большого числа проблем, лучше всего просто рассматривать их по очереди.
Открытое сознание — кратчайший чуть к успеху. Сохраняя открытое, незашоренное сознание, вы сможете быстрее расти и набираться мудрости. Открытое, незашоренное сознание может оставаться свободным от корысти, злобы и соблазнов, чтобы видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, и делать благодаря этому верные суждения. Постоянно сохранять сознание в таком состоянии — непростая задача, для нее нужно время, но это—кратчайший путь к жизненному успеху.
Расширяйте взгляд на мир. Если вы хотите прожить долгую и наполненную жизнь, расширяйте свой взгляд на мир. Жить долгую жизнь с узкой перспективой мучительно и трудно. Человек с ограниченным взглядом на мир, не только не понимают, куда идет, но испытывает трудности и во всем остальном. Часто он ввязывается в бессмысленную борьбу. В стремлении к общему миру, счастью и процветанию даже 360° перспективы не вполне достаточно.
Жизнь состоит из взлетов и падений. Жизнь — это череда взлетов и падений, так что не окунайтесь с головой в радости и огорчения, а встречайте их со смирением. В жизни белые и черные полосы сменяют друг друга, шлифуя ваш характер и углубляя опыт. Нам не следует предаваться самодовольству, когда мы находимся на вершине успеха, и впадать в уныние, когда нас постигают неудачи. Вместо этого надо постоянно стремиться к развитию с усердием и смирением.
Жизнь открыта для тех, кто мечтает. К тем, кто разучился мечтать, приходит недовольство, а те, кто добивается исполнения желаний, находят причины, чтобы жить. Воображение не знает границ. Но, естественно, мы хотим осуществить наши мечты в реальной жизни. И хотя достигнутая цель может выглядеть не совсем так, как мы себе представляли, люди, добивающиеся исполнения своих желаний, чувствуют прилив сил, которых нет у тех, кто разучился мечтать.
Даже зависть бывает полезна. В умеренных дозах зависть может стать трамплином для роста. Зависть, несомненно, нежелательна, но, тем не менее, она присуща человеческой природе и вряд ли исчезнет. Несомненно, зависть может быть самой подлой вещью, если она в избытке. Но в умеренных дозах она может стать стимулом и трамплином для роста, внося в нашу жизнь напряжение и динамизм.
Воспринимайте вещи такими, как они есть. Если вы можете видеть действительность такой, как она есть, судить о ней и поступать соответственно, то всегда отличите хорошее от плохого. Человеческое сердце легко смутить. В тяжелой ситуации мы нередко впадаем в мнительность и неуверенность. Но нам надо постараться исключить поверхностные впечатления, открыть свое сознание и объективно увидеть все за и против, хорошее и плохое — как оно есть. Только так мы можем решить наши проблемы.
Корень неудачи кроется в нас самих. Принимайте успех как подарок судьбы, а неудачу — как недостаток усилий. Когда дела идут хорошо, некоторые люди приписывают это себе, а когда плохо — во всем винят других. Но такие люди не могут надеяться на рост. Те, кто принимает успех как подарок судьбы и выражает благодарность всем, кто помогал, а при неудаче видят ее источник прежде всего в себе, — это те люди, которые действительно развиваются.
Успех зависит от энтузиазма. Вероятность успеха у людей, не обладающих энтузиазмом, равна лишь 1 %, тогда как те, кто полон энтузиазма, могут рассчитывать на 99%. Вероятность того, что человек, лишенный энтузиазма, преуспеет в бизнесе, не больше 1 %. С другой стороны, путь к успеху открыт для тех, кто полон энтузиазма, даже если они сталкиваются со многими проблемами, то движутся вперед, а то откатываются назад, совершают повторяющиеся ошибки, — поскольку страсть питает мудрость и приближает самые отдаленные результаты.
Перенимайте хорошие привычки. Перенимая у кого-то хорошие привычки, вы сами становитесь их источником. Привычки — это набор правил, обладателем которого вы можете стать, приложив усилия. Самый быстрый способ приобрести хорошие привычки—наблюдать за человеком, который уже их имеет. Чтобы обогатить свою жизнь, вам надо приобрести такие привычки, которые усилят ваши способности и помогут вашему развитию.
Дружелюбие привлекательно. Те, кто настроен по отношению к остальным дружелюбно, получают благодаря этому информацию. Люди обычно судят об остальных по внешним проявлениям, поведению, манере говорить и т.п. Но если вы хотите поддерживать долговременные отношения, то не можете судить об остальных поверхностно. Вот почему те, кто дружески настроен, весел и ведет себя благородно, оказываются привлекательными для остальных. Дружелюбие — одно из самых важных качеств, обладание которым дает особую силу.
Берите пример с черепахи. В жизни, как в сказке про черепаху и зайца: если вы действуете последовательно, вас не постигнет неудача в достижении цели. Если вы мчитесь и скачете, у вас есть шансы быстро достичь своей цели, но вы также можете пуститься по неверной дороге и истощить свои силы раньше, чем доберетесь до цели. Как и черепахе из сказки, вам следует поддерживать непрерывное движение, шаг за шагом. Это самый лучший метод.
Люди должны делиться вдохновением. Только тот, кто дарит вдохновение другим, может сам испытывать его снова и снова. Люди, которых посещает вдохновение, испытывают радость, подъем и полны желанием поделиться этим с другими. Способность достигать вдохновения — это особый человеческий талант.
Держите ваши антенны наготове. Если вы чутки и наблюдательны, вы можете уловить, куда течет время. Мы не можем держать руку на пульсе времени и следить за переменами в фасонах и вкусах, просто сидя за нашими столами. Мы должны выйти на улицу, настроить антенны нашего сознания, тщательно наблюдать и внимательно слушать. Тогда мы узнаем, где найти подсказки для понимания времени.
Истины вокруг нас. Если ваше сознание уже открыто и восприимчиво, вы сможете учиться у всего, что вас окружает. В словах людей и в явлениях природы содержатся великие истины, как, впрочем, и подсказки для изобретений и инноваций. Чтобы получить доступ к этим подсказкам, сначала нам надо открыть сознание всему, что может войти с ним в контакт.
Забота о других вознаграждается. Прежде чем ждать чего-то от других, сначала отдайте им себя. Люди склонны отдавать предпочтение своим собственным интересам и потребностям. К этому толкает инстинкт выживания, но это лишает человеческие отношения теплоты и истинной заботы. Чтобы выбраться из порочною круга, нам надо поставить на первое место нужды других людей. Когда мы заботимся о других, они начинают заботиться о нас, и как только порочный цикл разрушится, общество станет богаче.
Не жалейте слов благодарности. Выражения благодарности, признательности, вежливости — великие стимуляторы человеческих отношений. Даже станки не работают гладко, если их не смазывать своевременно. Тем более мы не можем механически строить человеческие отношения без приветствий и добрых пожеланий. Такие выражения свидетельствуют о заботе и любезности — «спасибо», «простите», «я извиняюсь», «после вас». Они играют огромную роль в налаживании человеческих отношений и помогают сделать нашу жизнь более приятной.
Свобода в рамках порядка. Свобода — это ценность для всех и каждого. Нам надо заботиться о том, чтобы она никем не нарушалась. Свобода вовсе не означает, что вы можете делать все, что вам вздумается. Помимо вас, все остальные тоже хотят наслаждаться свободой. Позорно пользоваться собственной свободой, создавая трудности другим. Границы, в каких вы можете пользоваться свободой, зависят от того, насколько эффективно вы сумеете уравновесить ее с социальным порядком вокруг вас.
Карма. Признание глубинных кармических связей между людьми делает нас скромнее. Людям может казаться, что они связаны между собой искусственными связями, основанными на персональной воле и желаниях. Но на самом деле от человека к человеку протянуты мистические связи, предначертанные судьбой. Нам следует радоваться тому, что такие кармические связи существуют. Благодарность, которую мы чувствуем за это к миру, должна помочь нам найти в себе больше смирения.
В выигрыше тот, кто умеет слушать. Хорошо слушая, можно накопить больше информации, чем хорошо говоря. Не важно, какой вы оратор, — вы не можете привлечь людей или добыть информацию одними разговорами. Скорее можно отыскать полезную информацию среди людей, если вы всегда готовы слушать. Давайте станем хорошими слушателями.
Не старайтесь получить больше, чем дали сами. Бедность и конфликты исчезли бы, если бы мы всегда давали больше, чем получали. Что происходит, когда кто-то пытается дать меньше, чем получил? Это порождает людей, которые всегда соображают, как получить блага, ничем не жертвуя. Следствия этого — бедность и конфликты. Брать и давать — это правило нашего мира. Не пытайтесь все время думать о том, как бы выгадать.
Противоречия и гармония идут рука об руку. Хотя все вещи в мире разные, они пребывают в гармонии. Импульс к тому, чтобы уничтожить вес различия или противоположности, понятен. Но он ведет нас к душевным страданиям и дискомфорту. Кроме того, непохожие на нас тоже имеют полное право на существование. Гораздо больше смысла в том, чтобы принять их, чем отвергать, и вам стоит объединяться с теми, кто терпим к различиям.
Секрет вечной молодости — в молодости души. Молодость вечна для тех, кто сохраняет молодость души. Принято считать, что, пока человек молод, он более энергичен, подвижен и глаза у него сверкают. С другой стороны, и в старости многие полны жизни и энергии. Молодость — это молодость в сердце. Она не покидает тех, кто встречает перемены каждого нового дня с верой и надеждой на лучшее.
Поддерживайте хорошее здоровье. Только с крепким здоровьем можно добиться успеха и славы. Здоровье — критический фактор жизненного успеха. В мире профессионального спорта, например, чем лучше атлет, тем больше он готов физически к соревнованию. Атлеты, которым удалась долгая карьера в спорте, ведут простую и здоровую жизнь. Берегите себя, иначе вы не сможете добиться славы в любой сфере деятельности. Самое главное в поддержании собственного здоровья – умеренность в еде, нагрузках, полноценный сон и позитивное мышление.
Дорога вперед открыта. У каждого из нас собственная тропинка. Нам не дано знать, какой путь мы совершим в жизни, но ясно, что неповторимая и исполненная смысла дорога лежит перед каждым из нас и никто другой не может ею следовать. Это путь, который мы можем пройти лишь однажды. Иногда дорога широкая и спокойная, иногда узкая и опасная. Бывают взлеты, бывают падения. Иногда она может быть прямой и гладкой, а в другое время становится крутой и изнурительной. Вы будете удивляться тому, что за хорошим отрезком пути следует плохой. По временам вам будет хотеться избежать этого или найти утешение в забытьи. Но вы убедитесь, что это единственный путь, которым вы можете следовать. Пока вы будете всматриваться в чужие жизни и мучиться вопросом о том, что делать, жизнь может казаться конченой. Чтобы понять жизнь, вам надо начать действовать. Освободите ваше сознание — и вперед.
Принципы успеха. Путь может казаться долгим, а цель недостижимой, но если вы весь, без остатка, устремлены вперед, новый путь всегда будет открыт для вас. И это принесет вам глубочайшее счастье.