четверг, 22 марта 2018 г.

Что такое PIC/S? Каково ее влияние на доступ лекарственных препаратов на другие рынки


Характерная черта современного фармацевтического рынка – это его глобализация. Один и тот же лекарственный препарат может поступать на рынки разных стран. На рынок конкретной страны может поступать лекарственный препарат, произведенный на нескольких производственных площадках, размещенных в разных странах. Каждая страна допускает препарат на рынок только после детальной экспертизы. Подтверждение качества и оценка условий производства (в том числе на соответствие GMP) подтверждается на этапе государственной регистрации. В то же время объем препаратов единовременно поступающих на регистрацию, география производства препаратов и расхождения в стандартизации значительно увеличивают нагрузку на соответствующий регуляторный орган в каждой стране мира. Такое положение усугубляется еще и тем, что разнообразие лекарственных форм, сложность технологических процессов и их специфика требуют специальных знаний. Поэтому бывает, что в стране складывается ситуация когда найти компетентных специалистов очень сложно. Отсюда возникает потребность в гармонизации требований к производству и контролю качества и распределению усилий регуляторных органов посредством процедуры взаимного признания результатов инспектирования производственных площадок. Взаимное признание в свою очередь требует стандартизации подходов к инспектированию. 
Именно для этих целей в начале 1970-х была принята конвенция о сотрудничестве фармацевтических инспекций (PIC), а в 1995 предложена схема PIC. Известная аббревиатура PIC/S сегодня используется для описания как PIC (the Pharmaceutical Inspection Convention), так и PIC/S (the Pharmaceutical Inspection Co-operation Scheme), работающих параллельно. Штаб-квартира PIC/S расположена в Женеве, Швейцария. 
Ключевой целью PIC/S является гармонизация всей системы инспектирования соответствующих стран-участниц PIC/S, а именно: 
  • Упрощение взаимодействия между национальными органами стран-участниц; 
  • Поддержание взаимного доверия; 
  • Обмен информацией и опытом; 
  • Совместное обучение GMP/GDP-инспекторов; 
  • Гармонизация нормативных требований. 
Особое внимание Исполнительный комитет PIC/S уделяет обучению GMP/GDP-инспекторов. Обучение проводится ежегодно в формате семинаров и экспертных собраний. В этом отношении PIC/S уникален, так как не существует других международных организаций, которые бы предоставляли возможность совместного обучения инспекторам регуляторных органов (отдельно, регуляторные органы или такие организации как ВОЗ или EMA проводят общие курсы обучения, преимущественно для новых инспекторов). В результате участия в заседаниях PIC/S, представители регуляторных органов стран-участниц получают возможность приобщиться к разработке и гармонизации международных руководящих указаний и методических рекомендаций по применению GMP. Исполнительный комитет также обеспечивает одинаковую трактовку GMP и элементов системы качества непосредственно для GMP/GDP-инспекторатов. С помощью так называемой «системы быстрого оповещения» регуляторные органы автоматически получают преимущество в виде оповещения о некачественной, фальсифицированной, незарегистрированной или просроченной серии лекарственных средств на рынке какой-либо страны-участницы. Система PIC/S о предупреждении и отзыве является частью более широкой системы, которая включает систему предупреждения и отзыва стран-членов Европейского Союза, Европейской Зоны Свободной Торговли/Договоров о взаимном признании. 
Существуют и косвенные выгоды для фармацевтической отрасли, если национальный регуляторный орган становится членом PIC/S. Такие выгоды включают: 
  • Сокращения объема дублирующих инспекционных проверок со стороны зарубежных инспекторатов; 
  • Экономия затрат на сопровождение инспекций; 
  • Упрощение выхода отечественных производителей на внешние рынки; 
  • Снижение нагрузки на национальный инспекторат в отношении проверки зарубежных производителей. 
PIC/S позволяет более эффективно использовать ресурсы для инспектирования путем добровольного обмена отчетами о проведенных GMP-инспекциях. Некоторые страны мира (например, Колумбия, Молдова, Казахстан) даже не являясь членом PIC/S признают сертификаты GMP, выданные одним из членов PIC/S. Часто можно услышать о том, что PIC/S - это некий «элитарный клуб ценителей качества фармацевтической продукции». 
На текущий момент деятельность PIC/S распространяется только на стандарт GMP. Однако на симпозиуме в 2011 году, посвященном 40-летию организации Исполнительный комитет PIC/S предложил расширить мандат схемы на GDP, GCP и GVP, создать Академию инспекторов для структурированного и гармонизованного обучения инспекторов. 
Партнерами PIC/S являются такие авторитетные международные организации, как Всемирная организация здравоохранения, Детский фонд ООН UNISEF, Европейское агентство лекарственных средств (European Medicines Agency), Европейский директорат по качеству лекарственных средств (European Directorate for the Quality of Medicines). 
PIC создана в конце октября 1970 года Европейской Ассоциацией свободной торговли (EFTA, от European Free Trade Association) под названием «Конвенция о взаимном признании результатов инспекционных проверок производства фармацевтической продукции» (англ. The Convention for the Mutual Recognition of Inspections in Respect of the Manufacture of Pharmaceutical Products). Первоначально, в мае 1971 года, членами PIC стали 10 стран-участниц EFTA: 
  • Австрия; 
  • Дания; 
  • Финляндия; 
  • Исландия; 
  • Лихтенштейн; 
  • Норвегия; 
  • Португалия; 
  • Швеция; 
  • Швейцария; 
  • Великобритания. 
В последующие годы конвенцию PIC ратифицировали страны: 
  • Венгрия (1976); 
  • Ирландия (1977); 
  • Румыния (1982); 
  • Германия (1983); 
  • Италия (1990); 
  • Бельгия (1991); 
  • Франция (1992); 
  • Австралия (1993). 
Однако Австралия стала последней страной, которая смогла ратифицировать конвенцию PIC. Уже в начале 1990-х стало очевидно, что противоречия PIC и европейского законодательства не позволяют отдельным странам ЕС, являющихся членами PIC подписывать соглашения с другими странами, которые стремятся присоединиться к PIC. К тому же, в Европейском Союзе право подписывать соглашения с другими странами имеет только Еврокомиссия, которая как раз и не является членом PIC. Поэтому с ноября 1995 года параллельно с PIC начинает действовать Схема PIC, которая сегодня вместе с PIC и объединена под единой аббревиатурой PIC/S. 
В таблице представлены основные различия между PIC и PIC/S
PICPIC/S
КонвенцияСхема
Официальный договорНеофициальная организация
Имеет правовой статусНет правового статуса
Между странами, необходима ратификация через парламентМежду регуляторными органами, отвечающими за проведение инспектирования 
Предполагает взаимное признание результатов инспекционных проверок Предполагает преимущественно обмен информацией и опытом, совместному обучению инспекторов









По состоянию на сентябрь 2013 года в PIC/S входит 43 регуляторных органа из различных стран. Кроме вышеперечисленных в PIC/S вступили регуляторные органы следующих стран: 
  • Нидерланды (1995); 
  • Чешская Республика (1997); 
  • Словацкая Республика (1997); 
  • Испания (1998); 
  • Канада (1999); 
  • Сингапур (2000); 
  • Греция (2002); 
  • Малайзия (2002); 
  • Латвия (2004); 
  • Чешская Республика (ветеринария) (2005); 
  • Польша (2006); 
  • Эстония (2007); 
  • Южная Африка (2007); 
  • Аргентина (2008); 
  • Мальта (2008); 
  • Кипр (2008); 
  • Франция (2009); 
  • Израиль (2009); 
  • Литва (2009); 
  • Соединенные Штаты Америки (2011); 
  • Украина (2011); 
  • Словения (2012); 
  • Индонезия (2012); 
  • Новая Зеландия (2013); 
  • Китайский Тайбэй (2013). 
На разных стадиях вступления находятся страны-кандидаты: 
  • Бразилия; 
  • Иран; 
  • Япония; 
  • Корея; 
  • Филиппины; 
  • Турция; 
  • Великобритания (ветеринария). 
К рассмотрению приняты заявки на вступление от: 
  • Армения; 
  • Беларусь; 
  • Мексика; 
  • Уганда. 
Свое намерение присоединиться к PIC/S выразили регуляторные органы Гонконга, Казахстана, Узбекистана и Туркменистана. В 2010 году между PIC/S и Росздравнадзором был подписан Меморандум о взаимопонимании, хотя попытки вступить в PIC/S Россия предпринимала с 2002 года - подавались предварительные заявки, по линии ВОЗ проводилось обучение инспекторов. Однако периодическая реорганизация системы государственного контроля лекарственных средств так и не позволила довести дело хотя бы до стадии предварительного рассмотрения заявки на вступление. 
Для вступления в PIC/S необходимо выполнить ряд условий: 
  • Законодательство в сфере обращения ЛС должно быть сопоставимо с действующими принципами, заявляемыми государствами-членами PIC/S; 
  • Наличие правил GMP, эквивалентных или сопоставимых с правилами GMP PIC/S (примечание - Первые версии GMP PIC/S были основаны на принципах GMP ВОЗ, затем в 1989 году были приняты правила GMP ЕС, и в 2007 году правила PIC/S эквивалентны правилам ЕС); 
  • Инспекционная система сопоставима со стандартами PIC/S; 
  • Наличие действующего GMP-инспектората с функционирующей системой качества, отвечающей принципам PIC/S; 
  • Компетентные инспектора. 
Для сопровождения процедуры вступления каждому кандидату назначается два куратора. Самым важным и ответственным этапом в процедуре вступления является аудит законодательной базы страны, документации СМК инспектората и компетентности инспекторов со стороны кураторов PIC/S. Как правило во время такого аудита проводится инспекция не менее трех предприятий-производителей ЛС, их производственных участков. Аудиторы от PIC/S никогда не вмешиваются в процесс таких инспекций, их задача – наблюдать исключительно за работой инспекторов оцениваемого регуляторного органа. Подготовка к проверке при вступлении в «Схему» (или к повторной проверке) вынуждает усовершенствовать государственную систему GMP инспектирования. Как результат повышается эффективность GMP инспектората. 
Ориентировочный срок вступления в PIC/S составляет 4-6 лет. Исполнительный комитет PIC/S заседает два раза в год: первый раз – в мае в Женеве, а второй – осенью, в разных странах мира. Осеннее мероприятие приурочено к проведению международного семинара, проходящего в рамках обучения инспекторов, обеспечения контактов и взаимодействия между регуляторными органами, унификации толкования стандартов GMP. Этому семинару предшествует заседание исполнительного комитета PIC/S. 
Поэтому, для успешного вступления России в элитарный клуб PIC/S нам, как минимум, необходимо: 
  1. Утвердить и поддерживать актуальность правил GMP, сопоставимых с правилами GMP PIC/S. 
  2. Определить место фармацевтического инспектората в структуре государственных органов исполнительной власти (Росздравнадзор vs. Минпромторг); 
  3. Укомплектовать фармацевтический инспекторат профессионалами численностью не менее 10-30 человек; 
  4. Внести изменения в федеральное законодательство как в сфере обращения лекарственных средств (ФЗ-61), так и в сфере защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (ФЗ-294). 
  5. Наделить фармацевтический инспекторат правом: 
    • Проведения инспекций отечественных и иностранных производителей в рамках процесса регистрации; 
    • Приостановления обращения ЛС при выявлении несоответствия его производства требованиям GMP. 
     6. Определить статус фармацевтического инспектората Таможенного Союза. 

Александр В. Александров


понедельник, 19 февраля 2018 г.

Top 31 Most Promising Drugs 2018


All the most promising drugs approved by FDA in 2017 and their future potential

In 2017, the Center for Drug Evaluation and Research (CDER) of FDA approved 46 novel drugs. This represents a significant growth compared to the 22 new novel medications approved in 2016. The positive trend of approval in 2017 signifies that we are still going to see many novel drug launches in 2018.

Here is the list of the most promising drugs approved in 2017 that have been recently launched or will be launched in 2018:


Sources: Annual reports, SEC filings, Press releases, Company websites, U.S. FDA website

https://igeahub.com/


Emotional intelligence predicts performance and success



Helle Jørnung



At Best Talent recruiting candidates for Life Sciences is taken beyond the usual level of outlining skills and competences. Emotional intelligence is the key to success also within Life Sciences.
In a high performing environment intensely focused on intelligence (as measured by IQ), skills, and competences it may come as a surprise that the emotional intelligence (EQ) rather than the IQ is an indicator of how successful you will become.
“Research now points to EQ as being the critical factor for star performances and business success directly linked to level in the hierarchy and salary, and more so than the IQ,” Helle Jørnung ,Managing Director at Best Talent explains, carrying on, “And this is data driven
– I might add. ”She refers to studies demonstrating that among 90% of top-performers the EQ is more pronounced than the IQ and that among 20% of bottom performers the EQ is fairly low. Acknowledging emotional intelligence as a key instrument to finding the right candidate who will also live up to the employer’s expectations on performance is quite essential by the book of Best Talent.
Assessing both IQ and EQ
“Life science is a hard core data driven business area, and it only comes natural to be highly focused on university degrees, professional skills and expertise during the process of recruiting.
The point is however, that the highly skilled candidate, who may appear perfect on paper, may end up being a poor performer.
EQ can be acquired
The consultants at Best Talent have accepted the fact that it takes more than masters of science or business, PhD’s and publication lists to demonstrate what added value as an employee a candidate will bring. Hence, the EQ as well as IQ assess every candidate – and the results are integrated to match the expectations, demands, culture, values etc. of the employer. “IQ is a constant factor – that does not change much over time. EQ however, is a set of competences that can be acquired and developed in time. EQ grows on us – so to speak – as we grow as human beings physically and mentally. Our model takes this into account, and with this tool we have a unique method to predict who will match a specific job – and the working place, ”she says, and ends, “Testing the EQ alongside the IQ is a unique way to identify and match the right candidates with focus of delivering high performing and successful employees to our life science clients.”
FACTS ABOUT Best Talent
• Best Talent Performs Executive Search in Scandinavia and globally with an Executive Life Science Organisation of Headhunters located in more than 40 countries.
The key to solving this discrepancy is to assess and evaluate the EQ as well as the IQ of candidates,” Helle Jørnung says.

пятница, 9 февраля 2018 г.

Приняты изменения в перечень лекарств и медицинских изделий, закупаемых международными организациями


Правительство приняло постановление № 1083 от 27 декабря 2017 года, которым внесены изменения в постановление Кабинета Министров Украины от 23 августа 2016 года № 557 «Об утверждении перечня лекарственных средств и медицинских изделий, закупаемых на основании соглашений (договоров) о закупке со специализированными организациями, которые осуществляют закупки по направлениям использования бюджетных средств в 2016 году по бюджетной программе 2301400 "Обеспечение медицинских мероприятий отдельных государственных программ и комплексных мероприятий программного характера».
Постановление № 1083 вступило в силу 30 декабря 2017 года.
В соответствии с утвержденными Постановлением изменениями уточняется, что для целей настоящего постановления термин «медицинское изделие» применяется к любым изделий (товаров), указанных в перечне.
Кроме того, Постановлением изменено количество медицинских изделий, закупаемых в соответствии с программой, а также исключены несколько позиций таких изделий.
Также Постановлением исключены несколько позиций лекарственных средств для лечения больных вирусным гепатитом В и С, внесены изменения в дозировки определенных препаратов и не исключено подразделение «Лабораторный мониторинг резистентности ВИЧ к Abbott RealTime».
Обращаем также внимание, что 20 декабря 2017 года на сайте Минздрава была опубликована для общественного обсуждения первая часть проектов (номенклатуры) лекарственных средств, изделий медицинского назначения, оборудования и других товаров, работ, услуг, которые будут закупаться по направлениям использования бюджетных средств в 2018 году по бюджетной программе КПКВК 2301400 «Обеспечение медицинских мероприятий для отдельных государственных программ и комплексных мероприятий программного характера». То есть, это перечень товаров, которые будут закупаться международными специализированными организациями за средства Государственного бюджета на 2018 год.

С 1 марта импортёры должны будут соответствовать требованиям о системе качества


Обращаем внимание субъектов фармацевтического рынка, что с 1 марта 2018 года вступают в силу положения Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой и розничной торговли лекарственными средствами, импорта лекарственных средств (кроме АФИ), утвержденных постановлением КМУ от 30 ноября 2016 года, № 929, которые устанавливают следующие обязательства для импортёров лекарственных средств (пункты 194-200, 258, 259, 265):
  • для обеспечения качества лекарственных средств вводится и функционирует фармацевтическая система качества, включающая соответствующие элементы надлежащей производственной практики, надлежащей практики дистрибуции, надлежащей практики хранения и управления рисками для качества в части, касающейся деятельности по импорту лекарственных средств.
  • необходимо наладить систему отбора и хранения образцов лекарственных средств;
  • ни одна серия лекарственного средства не может быть разрешена для продажи или поставки до того, как уполномоченное лицо лицензиата не подтвердит ее соответствие требованиям регистрационного досье и лицензии на импорт;
  • необходимо проводить испытания стабильности лекарственных средств после их поступления на рынок вместе с производителем (или осуществляет один субъект по согласованию);
  • в отношении осуществления внешней (аутсорсинговой) деятельности должен быть заключён контракт между заказчиком и исполнителем; до начала осуществления деятельности необходимо оценивать законность, пригодность и компетентность исполнителя; заказчик должен иметь возможность проводить аудиты.
Указанные требования законодательства должны быть с 1 марта урегулированы в контракте, заключённом лицензиатом (импортёром) с иностранным производителем и/или поставщиком лекарственного средства и/или владельцем регистрационного свидетельства. В таком контракте должны быть учтены требования надлежащей производственной практики, гармонизированной с законодательством ЕС, касающиеся импорта:
  • обученный персонал, имеющий необходимую квалификацию;
  • надлежащие помещения и площади;
  • оборудование и правильное его обслуживание;
  • письменные методики (процедуры) и инструкции согласно фармацевтической системы качества;
  • соответствующие средства для хранения и транспортировки;
  • инструкции и методики (процедуры), изложенные в виде конкретных требований к выполнению процессов (операций).
Таким образом, до 1 марта 2018 года импортёры должны привести свою деятельность в соответствие с новыми положениями Лицензионных условий.
Напомним, что вышеуказанные требования к системе качества импортёров с некоторыми модификациями были перенесены из действовавших ранее Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по импорту лекарственных средств, утверждённых приказом Минздрава Украины от 20 февраля 2013 года № 143.

четверг, 8 февраля 2018 г.

What’s driving the rapid growth of the top 20 biopharma companies in the world?


I’ve been remarking for some time now that the whole biopharma sector globally has grown enormously over the past few years. And thanks to the investment bankers at Torreya I can add a few numbers to put that into perspective, along with the booming role that China has played and is likely to continue to play over the next generation.

One of the charts that really leaped out at me was a look at the market valuations of the top 20 companies. In the past 6 years, says Torreya’s new report out on the industry, those valuations have doubled in size, growing from about $1.45 trillion to very close to $3 trillion.

The standouts are Celgene, up 351%, and J&J, which grew by $204 billion to today’s $380 billion (up about 1% since Torreya gathered the numbers). That rise alone is getting into the same ballpark as all of Roche’s $232 billion. And lets keep in mind that the swelling valuations among the top 20 biopharmas have been tracking rapidly growing stock indexes as well.




This is occurring during a time in which most governments — outside the US — are more likely than ever to get aggressive about containing the cost of drugs, which helps explain why the 12 big governments in Europe spend 1.2% of GDP on drugs, compared to 2.03% in the US, where cost controls have not been put in place by the government. The US, by the way, is just a little ahead of Japan on that score, which registers 1.93% of GDP going to pharmaceuticals.

Rare diseases and oncology will remain a central focus in R&D. Torreya carved out the top 20 pure-play rare disease companies in the world and calculated they have a market value of $315 billion — which gets back to that J&J comparison to put it into perspective.

If you focus on the value of companies that spotlight rare forms of cancer, there’s another $193 billion. So now you’re talking around a half trillion dollars for the total.

China, meanwhile, has seen its Pharma sector boom. Over just the last 18 months, the value of the top 20 pharma companies in China grew from $450 billion to $534 billion — up 19%. And Torreya believes this is not a bubble. Over the next 50 years they expect the pharma sector in China will quadruple in size, while the US will double and major European markets will be under the 2X level.



The US will account for 33% of pharma revenue this year, with China weighing in at 10% and Western Europe at 22%. In 2060, Torreya’s analysts believe that China will grow to 18%, edging out Western Europe at 17% though still well behind the US share of 30%.

In many respects, this century should mark China’s arrival as one of the Big 3 biopharma markets. For now, though, it remains one of the most poorly understood markets in the world.

Biologics in general, and rare disease biologics in particular, will continue to be standouts for the growth companies in the industry, Torreya figures. RNA tech, gene therapies and gene editing will drive future growth while cell therapies become much more routine. And new innovations in pharma manufacturing will create more opportunities at a time that miniature implantable devices help automate the regular use of therapeutics.