понедельник, 26 сентября 2016 г.

Новые подходы к моделированию процессов и корпоративной архитектуры предприятия

Григорьев Л.Ю., Кудрявцев Д.В., Спиридонов В.В., Кислова В.В.
Что вы узнаете, прочитав эту статью?
  • Вы составите представление о бизнес-инжиниринге и современных технологиях описания (моделирования1)   деятельности компаний (в том числе процессного описания); 
  • Вы увидите реальные ситуации, в которых работает описание (моделирование) деятельности компаний и бизнес-инжиниринг;
  • Вы познакомитесь с ОРГ-МАСТЕР® – отечественным инструментом для описания и структурирования компаний, эффективность применения которого подтверждается обширной практикой.
Рассматриваемый в настоящей работе материал относится к области, терминология в которой еще не до конца сформировалась. Поэтому мы будем стараться указывать (в скобках, сносках) синонимичные термины, чтобы сделать статью понятной для более широкого круга читателей.
Работа ориентирована на широкую аудиторию, часть ее содержит информацию, предназначенную для специалистов в области бизнес-моделирования.

Моделирование компании и инженерный подход в менеджменте

Бизнес-инжиниринг – технология организационного управления, основанная на использовании точных описаний деятельности предприятия, его процессов, структур, целей и других компонентов (в форме карт, моделей, схем и пр.).
Подобно тому, как инженер занимается построением и преобразованием технических систем, анализирует схему устройства, находит возможность улучшения, вносит изменение, в бизнес-инжиниринге производится построение и преобразование бизнес-систем, создается описание фирмы (чертеж, схема, бизнес-модель), в которое целенаправленно вносятся изменения.
Организация деятельности предприятия рассматривается как система некоторых моделей, описывающих его внутреннее устройство и протекающие в нем процессы. Сравним, например, возможное описание (бизнес-модель) предприятия по аналогии с описанием (построением моделей) технических и органических систем (автомобиль и человек)2 –  Таблица  1.
Уровень описанияАвтомобильЧеловекПредприятия
общий видавтомобиль в целомчеловек в целомпредприятие в целом
отдельные узлы системычертеж двигателя, коробки передач автомобиляголовы, руки у человекапроизводство, маркетинг, продажи предприятия
различные аспекты системыэлектрическая схема, механическая схемакровеносная система, скелет человекацели, функции, структура, финансы предприятия
сочетание различных аспектов системыэлектромеханическая схема двигателя автомобилякровеносная система на фоне скелета для человекараспределение ответственности за исполнение функций предприятия
система в эксплуатациипроцесс включения автомобиляпроцесс переваривания пищи у человекапроцессы предприятия
Но если для первых двух объектов имеются общепризнанные способы их упрощенного отображения (Рис.1),  то подобные стандарты в области моделирования только создаются и   являются предметом конкуренции   различных школ и фирм производителей соответствующего программного обеспечения.




Рис. 1. Некоторые популярные варианты моделей автомобиля и человека
Помимо отсутствия таких общепринятых стандартов, сложность моделирования деятельности предприятий обуславливает  жесткая технологическая зависимость применения методов бизнес-инжиниринга от наличия и качества поддерживающих эти методы программных систем.  Программные продукты, образующие технологическую основу   бизнес- инжиниринга,  в нашей стране относят к классу Orgware 3(“Org”   указывает на управление организацией деятельности), а в западной классификации они попадают в ряд систем Business Process Analysis (BPA). Подобные системы все чаще применяются как в России, так и за рубежом для проведении организационных изменений и внедрения информационных систем. По результатам исследований Gartner Group4 рост мирового рынка систем класса BPA в 2004 году составил 15%.

«Клиент созрел», или признаки необходимости бизнес-инжиниринга

Для выявления ситуаций, в которых целесообразно применение методов бизнес-инжиниринга, рассмотрим некоторые причины обращения клиентов в нашу компанию и формулировки типовых запросов.

Наведение порядка и борьба с «текучкой»

Часто клиенты говорят: «Надоело уже, у нас бардак, мы героически с ним боремся». К сожалению «геройство» обычно состоит в борьбе с плохо поставленными процессами. Если посмотреть на оперативки с «передовой линии военных действий»5,  то оказывается, что  зачастую в компании решаются одни и те же вопросы. О стратегии в такой ситуации думать некогда, нужно думать о том, как выполнить конкретный заказ, потому что одно не поставили, другое забыли и т.д.  Некогда поднять голову и осмотреться.
Некоторые топ-менеджеры просто чувствуют, что «что-то не то».  У них возникает какое-то интуитивное ощущение, что они не справляются с п отоком информации. В результате  они хотят четко задокументи ровать все необходимое, наконец,  навести порядок. И на самом деле, это не просто интуиция, а действительно, жизненная необходимость.

Прояснение ситуации

У ряда клиентов вследствие эволюционного развития фирмы (неконтролируемого роста)   и постоянных перемещений и ротаций всегда возникали  вопросы: «А чем человек занимается?». Такие вопросы тоже стимулируют желание формализации.  Высшие менеджеры   хотят понять, что делается в компании, зачем это делается, и кто принимает участие в том, что делается.   В ключевых аспектах  им хочется увидеть картину деятельности, выстроенную как процесс. 
Или они хотят заняться стратегией, но прежде чем вести о ней речь, хотят разобраться с тем, к чему пришли на настоящий момент, провести инвентаризацию.
Другой вариант. Приобрели компанию, сменился собственник. Для более детального понимания купленной компании необходимо провести ее описание.

Постановка регулярного менеджмента

Перед некоторыми менеджерами (как правило, по персоналу  или организационному развитию 6)  стоит задача работать с организационной структурой, с процессами, с должностными инструкциями и т.д. В результате они сталкиваются с рядом неудобств:  должностные инструкции  меняются, тут же параллельно нужно вручную заносить изменения в положение об отделе и т.д. Это вызывает огромное раздражение, и им хочется получить инструмент для облегчения работы.
Они  хотят получить возможность в будущем регулярно выполнять то, что сделано один раз, а способом закрепления накопленного опыта считают организационные регламенты. При этом необходимо, чтобы бумага отражала текущее положение вещей.   Им еще важно   все максимально замоделировать   для того , чтобы выделить больше времени на творческую работу с персоналом, а  не тратить его на  бумажную работу.
Некоторые хотят наладить внутренний контроль исполнения (исполнительской дисциплины), регулярного выполнения сотрудниками своей работы  в заданные сроки. Для создания такой системы контроля также нужно вначале создать соответствующие регламенты  –  эталоны правильных действий .

Изменение процессов и структур

У многих  компаний возникла необходимость в изменении структуры, поскольку старая перестала соответствовать выполняемым в компании процессам и требованиям рынка. Такая необходимость может возникать как в масштабах всей компании, так и в отдельных функциональных областях. Одному из клиентов, например, нужно было с нуля сформировать функционал в области маркетинга, создать соответствующую структуру, распределить людей, сделать различные регламенты проведения исследований, акций продвижения. При выполнении этих работ, он использовал  систему моделирования.
У других  клиентов вследствие M&A (Mergers and Acquisitions, слияний и/или поглощений) произошло объединение компаний. В результате им необходимо  было поделить сферы влияния, выделить управляющую компанию, какие-то функции отдать ей.  Здесь тоже уместно было промоделировать возможные варианты для принятия окончательного решения.
 И  наконец,  компании хотят заняться улучшением своих процессов. Одни чувствуют, что работают менее эффективно, чем могли бы.  Д ругие делают это под влиянием моды. Но для всех процессы – это внутренний двигатель компании, естественное и единственное средство реализации бизнеса. Вопрос только в том,  насколько они  описаны и выделены как объекты управления. Говорят,  что    отец процессного подхода Эдвард    Деминг на все вопросы бизнесменов « как улучшить дела в компании» отвечал, что рецепт только один – «займитесь своими процессами».
У всех периодически возникают какие-то сложности, например  с обработкой заказа клиента. «То заказ потеряется, то у нас претензии большие по факту, то потом выясняется, что с этими претензиями никто не работал, то несем издержки – сырье не то купили. Сырье не то купили не потому, что глупые, а потому, что спланировали изначально не то производство. А производство спланировали не то, потому что продажи спланировали не те» .

Подготовка компании к автоматизации

Клиенты понимают, что «автоматизировать хаос нельзя, надо сначала навести порядок. Нет смысла автоматизировать, если нет порядка, нет понимания куда мы идем, что мы ждем от нашего бизнеса, кто за что должен отвечать». Перевод  на операционный язык известного  выражения « бардак автоматизировать нельзя, иначе будет автоматизированный бардак»,   сводится к тому, что  сначала  нужно грамотно выстроить процессы, а потом запускать процесс автоматизации.
В этом смысле «информационщики», которые обычно бегут впереди паровоза («мост уже запланирован, пора планировать реку»7),  положительно влияют на уровень менеджмента в компании. Вот, говорят они, мы можем точно описать нашу вотчину - «информационную архитектуру»: серверы, сети, приложения и т.п., а где посмотреть на архитектуру бизнеса? Ответом на этот вопрос является создание бизнес-модели.

Повышение управленческой стоимости компании

Некоторые клиенты (как правило, собственники, они же генеральные директора), начинают осознавать, что они становятся зависимыми от того состава людей, с которыми когда-то начинали этот бизнес. Возникают высокие организационные риски. Уход менеджера может повлечь за собой закрытие целого отдела и поставить под вопрос существование всей компании. В результате клиентам хочется создать корпоративную память, перевести человеческий интеллектуальный капитал в организационный.
Развитием этого является желание иметь единую модель (базу знаний), которая всегда доступна и обеспечивает единую среду, единый язык общения, единое понимание устройства организации. Такая модель снижает межфункциональные конфликты. Начнем хотя бы с того, что люди говорят на едином управленческом языке, у них формируется единый глоссарий. «Если мы построили организационную структуру, то она называется именно так, и какую бы задачу ни решал финансовый отдел, или отдел логистики, они оперируют теми же понятиями организационной структуры, подчиненности и всего остального. Если мы построили номенклатурный справочник, то он для всех единый».

Как помогают в этих ситуациях подход и методы бизнес-инжиниринга

Все бизнес-инжиниринговые решения исходят из желания «правильно выстроить организацию», которое в свою очередь основано на следующем постулате8: «на 99% те или иные ошибки – это влияние не плохих способностей людей, а плохой организации дела».  Т.е. надо не заниматься бесконечным поиском, перестановкой и воспитанием  сотрудников,  а попробовать сначала создать организационные условия для их эффективного функционирования. 
Надо отметить, что бизнес-инжиниринговый подход вовсе не отвергает важность «человеческого фактора». Работа в соответствии с новыми стандартами организации деятельности требует серьезных подвижек в корпоративной культуре компании. Поэтому в проектах реформирования организаций обычно выделяют два аспекта, а фактически два дополняющих друг друга проекта:
  1. Оптимизация бизнес-модели
  2. Управление изменениями  
Для проведения изменений в производственном поведении персонала  требуется  специальная HR- поддержка, которая осуществляется на протяжении всего проекта и требует отдельного рассмотрения . В рамках же настоящей статьи мы сосредоточимся на задачах оптимальной перестройки различных аспектов бизнес-модели компании.
Подход к решению этих  задач может характеризоваться двумя критериями 9:
  1. Степенью комплексности – от независимого (в рамках одного функционального аспекта) до взаимосвязанного комплексного решения задач
  2. Масштабом решения – от локального (для отдельного объекта – подразделения, процесса) до решения в масштабе всего предприятия
В зависимости от принятого подхода роль инструментов бизнес-инжиниринга может быть разной, что проиллюстрировано заливкой на рис. 2.



Рис. 2 Зависимости роли инструментов бизнес-инжиниринга от вида решаемой задачи.
Решение, попадающее в область 1, может проводиться с использованием подручных средств – офисных приложений и “рисовалок” типа Visio. Роль инструментов класса Orgware в таких случаях невелика.
Эффект от использования более развитых инструментов бизнес-моделирования увеличивается для решений в областях 2 и 3 и максимально проявляется в случае применения продуктов класса Orgware для решений из области 4.
Примерами таких решений, которые реализуются в масштабах всего предприятия, могут быть связки задач типа:
  • «наведение порядка» + «оптимизация процессов» + подготовка к автоматизации
  •  «прояснение ситуации» + «внедрение регулярного менеджмента» + «оптимизация процессов»
 Здесь мы опять пользуемся лексикой из запросов клиентов. Но терминологически более точно подобные решения можно охарактеризовать как направленные на изменение корпоративной архитектуры компании.
Роль корпоративной архитектуры и ее содержание подробно рассмотрено в отдельной статье10,  поэтому на   Рисунке 3  приводится только краткое   представление компонентов данного понятия.
Сегодня множество российских компаний, желающих улучшить управление своим бизнесом, реализуют проекты изменений, касающиеся того или иного фрагмента корпоративной архитектуры. Их успешность во многом зависит от того, насколько менеджеры компании или консультанты, помогающие им в проведении этих изменений, могут, осуществляя частные изменения, адекватно представить целое. А  не видя это целое, невозможно не только найти оптимальное решение, отвечающее стратегическим интересам фирмы, но и просто грамотно сформировать требования к необходимым изменениям. Происходит это потому, что все части корпоративной архитектуры тесно связаны между собой. 
Наибольшей опасностью при принятии решений уже упоминавшийся выше Эдвард  Деминг считал «локальную оптимизацию или субоптимизацию». Функционирование любого, составляющего систему процесса ,  должно оцениваться в терминах его вклада в достижение целей всей системы, а не по его индивидуальной эффективности.
Именно при переходе к управлению корпоративной архитектурой в полной мере реализуются возможности инструментов класса Orgware11.  Использование для решения таких задач простых подручных средств представляется неэффективным и, как в песне, «развести тучи руками» скорее всего не получится. Собственно, возможность полноценной работы с таким объектом, как «корпоративная архитектура», а не только с отдельными процессами или структурами и отличает подлинные Orgware12.
Их отличают следующие возможности:
  • Описание в единой модели основных составляющих корпоративной архитектуры предприятия (процессов, структур, целей, информации и др.) и их взаимосвязей.  Возможность работать с единой базой данных и хранить информацию о деятельности предприятия «в одном месте».
  • Наглядное и удобное для восприятия представление знаний о компании разным заинтересованным лицам (руководству, сотрудникам компании, аналитикам, специалистам  по ИТ, партнерам, контролирующим и сертифицирующим органам) .  Автоматическое получение отчетов из единой модели: регламенты процессов (в текстовом, табличном или графическом видах), положения о подразделениях и функциональных областях, должностные инструкции, которые позволяют легко узнать, кто, чем и зачем занимается в компании, какие существуют взаимосвязи.
  • Поддержание единой системы терминов, понятий и их отношений, которая повышает эффективность внутрифирменных коммуникаций.
В конечном итоге такие результаты применения инструментов класса Orgware ведут к следующим стратегическим последствиям для компании:
  • У менеджмента появляется системный взгляд на компанию, который позволяет понять, на чем сконцентрироваться, а на что не нужно тратить особых усилий.
  • Внедряется процессная система управления, которая поддерживает фокус на клиента и обеспечивает стабильность качества поставляемых услуг и продуктов.
  • Снижение организационной  зависимости от конкретных менеджеров и  общее повышение прозрачности снижают риски компании и тем самым повышают ее стоимость.
  • Прозрачность и скорость моделирования, комплексность  и точность принимаемых  решений повышают скорость проведения организационных изменений,  в результате чего компания приобретает конкурентное преимущество в части гибкости и адаптивности .
Мы полагаем, что к  этому моменту Вы должны были получить ответ на вопрос  « зачем нужен бизнес-инжиниринг?»,  а также понять те преимущества, которые получает компания за счет применениям продуктов класса orgware.  Оставшаяся часть статьи отвечает на вопрос “Как устроен  ОРГ-МАСТЕР®  –  наиболее эффективная российская система класса orgware ?”.

Ключевая концепция (Core concept) ОРГ-МАСТЕР®

Основные особенности ОРГ-МАСТЕР®  суть следствие ключевой концепции, заложенной в его основу, поэтому она требует отдельного рассмотрения. 
Эта концепция, которая отличает ОРГ-МАСТЕР®  от других систем своего класса 13 ( далее – аналогов), заключается в разделении форматов (языков, средств) для структурирования (ввода, хранения, внутреннего представления) и внешнего представления (публикации) организационных знаний. Для пояснения этой концептуальной идеи рассмотрим вначале особенности внешнего представления организационных знаний.
  Формат («язык») представления знаний определяется в первую очередь требованиями потребителей результатов моделирования. Можно выделить несколько таких групп потребителей знаний об организации. Эти группы имеют разное образование (как гуманитарное, так и техническое), уровень квалификации, разный опыт работы (и связанные с ним привычки), а также преследуют разные цели при использовании организационных знаний. Все это выражается как в разных информационных потребностях по содержанию, так и в предпочтениях к разным форматам представления знаний (Табл. 2)14:

Аналитики, сотрудники – владельцы процессовОптимизация структур и процессовСтандартные нотации представления процессов (нотации IDEF0, IDEF3, EPC, ЛФС и т.д.), возможно, специальные отчетыПроцесс во взаимосвязи с другими процессами и объектами управления (цели, показатели, структуры…)
Специалисты по ITПостановка задач для ИТ-решений в рамках подготовки к внедрению информационных системСтандартные нотации представления процессов (IDEF3, DFD и т.д.)Таблицы информационных структур
Партнеры, контрагентыСоздание партнерств, совместных предприятий, аутсорсингГрафическое представление процесса в удобном для восприятия виде.Стандарты взаимодействия (регламент процесса, отражающий только точки и характеристики взаимодействия)
Контролирующие и сертифицирующие организации. Система внутреннего контроля.Проверка соответствия управления компанией требованиям стандартов (ISO9000, 14000, отраслевые стандарты по безопасности труда, закон Sarbanes-Oxley, внутренние стандарты и т.п.)Текстовые документы (политики, положения, должностные и технологические инструкции)Общепринятые графические форматы
Специальные таблицы соответствия требований и фактической организации

Можно соглашаться с выводами по содержанию и формам представления информации,  указанным в таблице или нет, предлагать свои варианты требований и форм представлений   и т.п. Но дело не в этом (система быстро перестраивает формы любых отчетов в т.ч. графических) . Представления знаний заинтересованным сторонам в указанных  выше или подобных форматах осуществляется как в ОРГ-МАСТЕР®,  так и в продуктах-аналогах.
Но в этих системах  производится отождествление формата конечного графического представления и графического же ввода информации в систему. Т.е. создать модель для них означает  « нарисовать» соответствующую диаграмму.  Технология моделирования базируется  на подходе , отражающем различные аспекты деятельности компании через взаимосвязанные графические модели.
Но для каждого знакомого с моделированием не на словах, а на деле достаточно ясно, что даже для сравнительно небольших компаний графические системы имеют существенные ограничения, как на уровне отдельных процессов (по глубине моделирования), так и всей их системы ( ограничения по управляемости большим числом взаимосвязанных объектов) . Для крупных компаний графические методы создания бизнес-модели, тем более  всегда упираются в эффект масштаба,   что  становится критическим фактором реализуемости проекта, а главное, возможности сопровождения.
Как уже говорилось, отличие ОРГ-МАСТЕР®   от  этих аналогов  заключается   в применении специального входного интерфейса и внутреннего представления (структурирования) знаний, отличного от внешнего представления. Это позволяет компактно накапливать большие объемы знаний и эффективно оперировать с ними как при создании, так и при модификации модели!
В ОРГ-МАСТЕР®  в качестве основного формата структурирования  знаний используется особый предметно-ориентированный язык15,   опирающийся на две основные конструкции:  классификаторы  и их  проекции-взаимосвязи,  с помощью которых единым образом описываются все элементы бизнес-модели.   Интерфейс  ОРГ-МАСТЕР® поддерживает   ввод конструкций этого языка в базу знаний , при этом  существуют формальные правила – семантика и синтаксис этого языка ,  позволяющие записывать его конструкции с помощью текстового редактора .  Как будет показано дальше , ORL –  это язык  более высокого уровня, чем недавно появившиеся универсальные языки описания процессов класса BPML (Business Process Modeling Language).  Хотя его основные элементы  – классификаторы и проекции – теоретически могут описывать любые артефакты16,  но в  нашем  случае область  его применения ограничена описанием системы деятельности предприятия, причем  внешнее окружение затрагивается лишь   в той мере, в которой оно влияет на эту деятельность. Язык ORL ориентирован на определенную концепцию описания выбранного объекта моделирования, причем не только процессов предприятия, но и сложной системы отношений между всеми элементами корпоративной архитектуры. Выбор необходимого и достаточного набора   классификаторов и проекций,  а также их кластеризация по предметным областям  позволяют всесторонне описать предприятие  как субъект экономической деятельности.
Как же выглядят эти базовые конструкции?
Классификаторы – это иерархические  списки ( древовидные  модел и)   выделенных объектов управления (организационных звеньев, функций, материальных ресурсов, баз и хранилищ данных, документов и т.п.), которым могут быть приписаны различные атрибуты: тип, значения, комментарий. Элементы классификатора связаны между собой   отношениями  типа «часть-целое». Пример  фрагмента классификатора и схематическое изображение процесса его создания из неструктурированной первичной информации приведен на Рис. 4.



Фрагмент классификатора «Бизнес-процессы»
1. Основные процессы
 1.1. Изучение рынка и потребителей
  1.1.1. Выявление потребностей клиента
     1.1.1.1. Проведение количественных оценок
     1.1.1.2. Проведение качественных оценок
   1.1.2. Оценка удовлетворенности клиента
  1.2. Разработка виденья и стратегии
2. Процессы управления и обеспечения

Рис. 4  Структурирование информационных объектов

Проекции – это матричные модели, задающие систему отношений между классификаторами в любой их комбинации. Связи также могут иметь дополнительные атрибуты (направление, название, индекс, шкала) - см.  Рис.5.
Так же как пространственный объект любой сложности (например, здание) может быть представлен конечным числом двумерных (плоских) проекций – чертежей, так и несколько матриц дают возможность строить многомерные структурные описания системы, делают сложные конструкции обозримыми и документируемыми, см.Рис.6.
Применение в качестве основных инструментов моделирования классификаторов и проекций уходит своими корнями в инженерию знаний – «направление искусственного интеллекта, появившееся тогда, когда разработчики баз знаний17  столкнулись с весьма нетривиальными проблемами трудности «добычи» и формализации знаний». Долгое время и в разных странах в рамках инженерии знаний разрабатывались (и продолжают разрабатываться) методы и технологии извлечения, структурирования и представления знаний, которые могут быть использованы и в бизнес-инжиниринге. Для использования существующих наработок необходимо лишь согласовать терминологию: система классификаторов и проекций в инженерии знаний будет трактоваться как онтология предприятия, а отдельные классификаторы – как частные онтологические модели. Поэтому при разработке классификаторов и проекций в бизнес-модели можно с успехом использовать методические рекомендации по созданию онтологий18  ( онтологического инжиниринга).
Иллюстрация разделения форматов и средств структурирования и представления знаний показана на Рис. 7.
Поясним,  что означает элемент «простая графика» на данном рисунке. В    последних версиях программного продукта  ОРГ-МАСТЕР® язык классификаторов и проекций дополнен возможностью создания модели (структурирования знаний) в графическом редакторе диаграмм, однако такой формат является только вспомогательным, хотя и полезным для распараллеливания сбора информации о процессах. Основное же назначение этого модуля –  презентационная графика для различных групп пользователей.
В итоге, несмотря на обилие «языков» представления знаний для разных целей и элементов модели, в ОРГ-МАСТЕР® есть единый внутренний системообразующий «язык», пронизывающий ВСЮ бизнес-модель. Этот единый «язык» обеспечивает прозрачность взаимосвязей между любыми элементами бизнес-модели.
В отличие от ОРГ-МАСТЕР® в продуктах-аналогах нет единого «языка» структурирования и хранения знаний. В данных продуктах,  как уже говорилось,  различия  между внешним и внутренним представлениями отсутствуют. С пециальные языки-нотации разработаны только для представления знаний – библиотека типов диаграмм.  Нужные типы диаграмм   подбираются  специалистами по моделированию  для определенных объектов и уровней обобщения (например, для описания процессов используется Value Added Chain для высшего руководства и Event-Driven Process Chain для аналитиков и разработчиков информационных систем).
В результате процесс разработки  модели в так их  систем ах несколько напоминает ситуацию, возникшую на строительстве объекта « Вавилонская  башня» несколько тысячелетий назад.  Новые подходы позволяют снять данный «проблемный вопрос» и приводят ситуацию в управляемое состояние – см.  Рис. 8:



Рис.8. Системообразующая сила единого внутреннего языка структуризации знаний

Стоит отметить, что в рамках новейших подходов к информатизации предприятия,  например   концепции  адаптивной корпоративной архитектуры HP Darwin Reference Architecture и других аналогичных проектов, начинают появляться единые языки, позволяющие единообразно описывать процессы компании: BPEL (Business Process Execution Language)  и BPML (Business Process Modeling Language) 19.  Смысл подобных инициатив – обеспечить непосредственную перенастройку информационной системы при изменениях в бизнес-процессах, записанных на таком языке.
Для пояснения соотношения языка классификаторов и проекций ORL с языками BPEL и BPML необходимо сделать небольшой экскурс в теорию систем и системного анализа20:
«При отображении сложных систем основная проблема состоит в том, чтобы найти компромисс между простотой описания, позволяющей составить и сохранять целостное представление об исследуемом или проектируемом объекте, и детализацией описания, позволяющей отразить многочисленные особенности конкретного объекта. Один из путей решения этой проблемы был предложен М. Месаровичем21  –  задание системы семейством моделей, каждая из которых описывает поведение системы с точки зрения соответствующего уровня абстрагирования. Для каждого уровня существуют характерные особенности, законы и принципы, с помощью которых описывается поведение системы на этом уровне. Такое представление названо стратифицированным, а уровни абстрагирования – стратами».
В качестве примера простейшего стратифицированного описания можно рассмотреть компьютерную программу (Рис. 9):



Рис. 9  Стратифицированное представление компьютерной программы

На нижней Страте 1 работа программы непосредственно в компьютере описывается на внутреннем языке команд процессора ЭВМ, управляющих работой и взаимодействием ее узлов. На Страте 2 работа программы описывается с помощью абстрактных нефизических понятий на выбранном языке программирования. Такой язык понятен как машине, так и человеку. На Страте 3 работа программы описывается с помощью графического языка, который легко воспринимается человеком. Описание системы на каждой страте производится с помощью своего «языка». Особенности языка будут определяться составом «потребителей» языка и их целями.
Такой стратифицированный подход можно применить и к «языкам»,  используемым в  ОРГ-МАСТЕР®,  что позволяет понять соотношение между ними (Табл. 3):

СтратаЯзык описанияПотребителиКлючевые цели использования
Страта 1Графические нотации, таблицы, текстовые документыЧеловек («читатель»)
  • Анализ элементов/фрагментов модели
  • Визуальный анализ и оценка моделей
  • Принятие решений на основе бизнес-модели
  • Исполнение регламентов, созданных на основе модели
Страта 2Система классифика>-торов и проекций – язык ORLЧеловек («писатель»)
  • Разработка элементов/фрагментов модели
  • Распределение элементов/фрагментов модели
  • Автоматический анализ модели
  • Интеграция элементов модели
  • Интеграция (слияние) отдельных моделей
Страта 3BPEL/BPMLМашина
  • Хранение и машинная обработка (анализ) модели
  • Обмен моделями между разными системами моделирования
  • Выполнение модели в приложениях (исполнительные системы, Web-сервисы)

Рассмотрим теперь каковы практические последствия использования уникальной концепции построения системы моделирования, опирающейся на технологии менеджмента знаний.

Преимущества подхода,  основанного на технологии менеджмента знаний

Отметим сначала, что  продукт обладает всеми базовыми возможностями, которые были указаны для систем класса Orgware в разделе «Как помога ют в этих ситуациях подходы и инструментарий бизнес-инжиниринга».  Поэтому   остановимся лишь на тех  особенностях и отличиях ОРГ-МАСТЕР®,  которые обусловлены ключевой концепцией его построения .
Использование «языка» классификаторов и проекций позволяет описывать любые элементы предприятия, а не только процессы компании. Это особенно важно в масштабных проектах организационного развития и изменения корпоративной архитектуры. Для решения подобных задач в ОРГ-МАСТЕР® может быть построена комплексная модель всего предприятия. Для облегчения и стандартизации задачи построения полной модели используются типовые  схемы моделей ( метамодели),  описывающие необходимый набор классификаторов, их свойств и перечень проекций. На рисунке  11  представлена условная схема модели, отражающая всю корпоративную архитектуру компании. Такая схема модели может использоваться как целиком, так и по частям, в зависимости от решаемой задачи.
Естественно, набор классификаторов и проекций в пределах каждой предметной  области (обозначены эллипсами)   может быть значительно шире – см. фрагмент реальной модели на Рис. 12 .



Рис. 12 Фрагмент внутренней структуры полной модели предприятия в ОРГ-МАСТЕР®.
  • Благодаря использованию вместо библиотеки стандартных объектов и диаграмм универсального «языка» внутреннего представления модели, ОРГ-МАСТЕР® становится очень гибким и адаптивным. Хотя в ОРГ-МАСТЕР® и существуют стандартные (типовые) схемы модели (см. рис. 12),  пользователь может  самостоятельно их расширять, вводя дополнительные объекты и связи, отражающие, например, юридические аспекты деятельности, влияние неформальной структуры или уровень лояльности клиентов. Любые свойства, которые вы считаете необходимыми для вашего управления, могут быть добавлены в модель. В нашей практике такая возможность была реализована при работе с органами государственного управления, модель которых, серьезно отличается от модели коммерческого предприятия. И наоборот,  необходимость решения локальных   задач позволяет существенно упрощать создаваемые модели. В конечном итоге модель строится настолько сложной, насколько это требует ее применение для решения практических проблем.
  • Наличие единого языка обеспечивает прозрачную взаимную увязку в модели объектов управления, которые относятся к разным областям (см. рис. 11). Это обеспечивает непротиворечивость  частных моделей организации , представленных  в различных нотациях (модель процессов, стратегическая модель, модель информации   и т .п.).  С другой стороны ,  единый язык облегчает коммуникацию между специалистами-разработчиками модели из разных областей. Сочетание информационной непротиворечивости (в модели) с эффективными коммуникациями людей, позволяет сделать предприятие интегрированным и обеспечить создание целостной корпоративной архитектуры компании.
  •   ОРГ-МАСТЕР® дает возможность путем анализа модели быстро давать ответы на вопросы «здравого смысла», которые не очевидны и требуют дедукции (reasoning)22.  Например, 1) мы знаем ,  какую роль в организационно-ролевой структуре выполняет сотрудник, 2) мы знаем ,  какие функции выполняются теми или иными элементами структуры, 3) мы знаем ,  в выполнении каких процессов присутствуют те или иные функции, 4) мы знаем ,  достижение каких целей поддерживают те или иные процессы   и т.п.  ( Ранее  мы последовательно установили такие взаимосвязи в модели).  Теперь программа может автоматически дать ответ на вопрос:  в  достижение каких целей вносит вклад конкретный сотрудник? Для получения таких ответов в программе используются многомерные отчеты.
  • ОРГ-МАСТЕР® позволяет снизить требования к квалификации и количеству специалистов,  занятых созданием и актуализацией модели. Продукт и технологию работы легко осваивают работники предприятия (в отличие от  многих продуктов-аналогов). Благодаря единому «языку» для моделирования,  не нужны специалисты по языкам моделирования  ( условно  « лингвисты»).  При подборе специалистов по бизнес-инжинирингу в таком случае можно руководствоваться более прагматичными требованиями (системное мышление, знание предметной области и т.п.). Можно, конечно, и для работы с продуктами-аналогами набирать не «лингвистов», а специалистов по одному языку для выполнения различных работ, но тогда получается международная команда с группой переводчиков – в результате неумолимо растет количество бизнес-инженеров разного калибра.
  • ОРГ-МАСТЕР® позволяет легко создавать модель, а также быстро вносить в нее изменения, что дает возможность существенно повысить скорость выполнения проектов. Он обладает высоким КПД. Сравнительный анализ отношения затраченного времени к количеству исполнителей проектов моделирования крупных энергокомпаний,   реализованных с применением средств  ОРГ-МАСТЕР® и ARIS-Toolset,  показывает многократную экономию ресурсов.
  • И главное: применение традиционных средств моделирования, идущих от «картинок» процессов, несет с собой риски никогда не довести комплексную модель предприятия до требуемой степени завершенности, т.к. изменения в современной бизнес-системе могут превысить скорость их отражения в модели. ОРГ-МАСТЕР® гарантирует практическую реализуемость сложных взаимосвязанных моделей для крупных предприятий, что подтверждается успешными проектами, решающими разные задачи в различных отраслях23.

Примечания

  1. Примем простое рабочее определение понятия «моделирование». Моделирование – это упрощенное, но точное описание реальности, отражающее ее определенные аспекты.
  2. Для предприятия, нам кажется, больше подходит сравнение со зданием, к чему мы еще вернемся, рассматривая понятие «корпоративная архитектура». 
  3.  «Orgware» -  новый класс программ для управления организацией  || 06-08.2001 ||  Экспресс-Электроника 
  4. www.gartner.com>  
  5. Цитаты, выделенные курсивом, – это слова клиента.
  6. Хотя пока для российских компаний такие позиции – еще экзотика! 
  7. Хенрик Ягодзинский. 
  8. Данное утверждение опять-таки принадлежит отцу менеджмента качества Эдварду Демингу.  
  9. Стоит отметить, что как масштаб, так и комплексность решения не подразумевают его «одномоментность»: любое системное масштабное решение будет растянуто во времени и состоять из множества частных решений, главное, что такое множество будет согласованным и в конечном итоге охватит все предприятие.
  10. См. нашу статью «Корпоративная архитектура и ее составляющие».
  11. Естественно, возможны случаи, когда этим термином авторы какого-либо продукта называют инструменты другого класса (последний пример – Business Studio). Но, увы, за всеми не уследишь.
  12. >См. нашу статью по поводу термина orgware в Толковом словаре журнала «Методы Менеджмента Качества», 2003 г.
  13. Несмотря на длинный список программных продуктов, имеющихся в мире, в данной статье ОРГ-МАСТЕР® сопоставляется с программными продуктами, которые наиболее представлены на рынке России и стран СНГ – BPWin, ARIS и, отчасти, Corporate Modeler фирмы Casewise.
  14. Подчеркнем, что здесь описываются потребности различных групп в информации, касающейся того, «как организована деятельность», а не оперативная информация о ее результатах.  
  15. Условное название этого языка - ORL (Organization Relations Language – язык организационных отношений).
  16. АРТЕФАКТ (от лат. artefactum – искусственно сделанное) - предмет или система, созданные человеком.
  17. База знаний – совокупность знаний предметной области, записанная на машинный носитель в форме, понятной эксперту и пользователю, которая является ядром в системах искусственного интеллекта, а в применении к бизнес-инжинирингу может трактоваться как бизнес-модель, созданная в ОРГ-МАСТЕР®.
  18. Гаврилова Т., Хорошевский В. Базы знаний интеллектуальных систем. – СПб: Питер, 2000; или Наталья Ф. Ной и Дэбора Л. МакГиннесс Разработка онтологий 101: руководство по созданию Вашей  первой онтологии. - Стэнфордский Университет, Стэнфорд, Калифорния, 2001. http://ifets.ieee.org/russian/depository/ontology101_rus.doc; или Riichiro Mizoguchi Tutorial on Ontological Engineering – The Institute of Scientific and Industrial Research, Osaka University, 2003.
  19. Язык BPEL4WS — http://www-106.ibm.com/developerworks/library/ws-bpel/
  20. Язык BPML — www.bpmi.org/bpml-spec.esp.
  21. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. – СПб: СПбГТУ, 1997. 
  22. Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. – М: Мир, 1973.
  23. Mark S. Fox, M. Gruninger Enterprise Modeling, The American Association for Artificial Intelligence, 1998. http://www.eil.utoronto.ca/enterprise-modelling/papers/fox-aimag98.pdf
  24. см. статьи по результатам проектов и работ с успешными пользователями ОРГ-МАСТЕР®.

https://bit.ly/3SoiI3o

Комментариев нет:

Отправить комментарий