среда, 14 сентября 2016 г.

Организационное моделирование на основе онтологий: от бизнеса к государству

Картинки по запросу Организационное моделирование

Дмитрий Кудрявцев, Лев Григорьев

Введение

Организационное моделирование является средством описания организационного устройства и порядка функционирования социально-экономических систем, предназначенным для совершенствования организационного управления, развития информационной архитектуры, накопления и обмена знаниями, стандартизации и сертификации деятельности, поддержки коммуникаций.
В настоящее время в области организационного моделирования происходят перемены: 
  • Расширяется спектр областей применения организационных моделей.
  • Расширяется число пользователей организационных моделей.
  • Изменяется объект моделирования: на смену бизнес-процессам приходит архитектура организации.
Вследствие таких перемен, происходит стихийное увеличение числа языков и методов организационного моделирования, которое напоминает строительство Вавилонской башни [Vernadat, 2002]. Для интеграции информации, создаваемой с использованием разных языков организационного моделирования стали использоваться специальные универсальные языки, например UEML [Vernadat, 2002],  и онтологии [Uschold, Jasper, 1999; Gruninger, 2000; Тельнов, 2002]. Потребность в интеграции элементов модели повышает сложность управления организационной моделью. В результате возникают очень высокие требования к квалификации специалистов, поддерживающих модель и обеспечивающих интеграцию информации, что в свою очередь сдерживает применение организационного моделирования. Для преодоления указанных проблем предлагается метод организационного моделирования на основе онтологий, который используется как для моделирования коммерческих организаций, так и органов власти.

Метод организационного моделирования на основе онтологии 

Организационное моделирование может быть представлено в виде процесса преобразования знаний, который для метода организационного моделирования на основе онтологии выглядит следующим образом (см. рис. 1): 
  1. Получение знаний, подразумевающее извлечение существующих или генерацию новых знаний и их концептуализацию. В результате данного этапа создаются входные частные организационные модели. Примерами частных моделей являются модель административного процесса, описывающая процедуру его реализации, описание бюджетной целевой программы или описание распределения полномочий какого-либо подразделения или органа власти. 
  2. Формализация знаний, состоящая в представлении частных организационных моделей на едином языке организационного моделирования и их интеграции в общую организационную модель. 
  3. Распределение знаний, обеспечивающее предоставление нужных знаний (семантика), в нужном виде (синтаксис и оформление), в нужное место, в нужное время. В результате выполнения данного этапа из общей организационной модели генерируются выходные частные организационные модели с заданным содержанием и в заданной форме, которые потом доставляются потребителям. 
  4. Использование знаний при решении бизнес/государственных задач.

Рис. 1. Цикл преобразования знаний об организации

Важной особенностью предлагаемого метода организационного моделирования является  наличие этапа формализации знаний, в отличие от традиционных подходов к моделированию, в которых накопление знаний происходит в формате их получения.
В основе единого языка организационного моделирования лежат:
  • Единый формат представления данных организационной модели — формат представления данных, который обеспечивает формальную запись знаний, представленных в организационной модели. 
  • Организационная онтология — онтология², объектом описания которой является моделируемая организация (класс организаций). Использование онтологии в качестве семантической основы языка моделирования позволяет подстраивать его под специфику моделируемой организации и методы решения задач.
Наличие единого формального языка организационного моделирования:
  • обеспечивает интеграцию разнородной информации, распределенной в организации;
  • повышает эффективность коммуникаций;
  • позволяет автоматически формировать частные организационные модели. При этом спецификацию содержания и формы представления частных моделей с помощью единого языка могут задавать пользователи, не являющиеся специалистами в информационных технологиях.

Внедрение административного моделирования на основе онтологий

В рамках НИОКР [Моделирование ОВГМО, 2006] представленный метод административного моделирования на основе онтологий был адаптирован для поддержки задач административной реформы органов государственной власти. Ключевыми направлениями использования административного моделирования в рамках  реализации Концепции административной реформы в Российской федерации в 2006-2008 годах являются оптимизации структуры и функций органов власти, регламентация деятельности органов власти, внедрение механизмов управления по результатам. В результате НИОКР под каждое из указанных направлений использования административного моделирования были разработаны соответствующие проблемно-ориентированные решения, компоненты которых представлены в таблице 1.
Для методической поддержки административного моделирования разработаны:
  • Проект стандарта общей административной модели, который включает административную онтологию, являющуюся семантической основой административного моделирования, и формат представления данных общей организационной модели.
  • Проект стандарта представления частных административных моделей, который содержит спецификации содержания и формы представления частных административных моделей.
  • Методика по административному моделированию, описывающая основные типы административных моделей (организационно-функциональная модель, модель административных процессов, модель результативности), а также предлагаемый подход к моделированию.
  • Руководство по жизненному циклу моделирования, которое описывает роль программных средств в реализации предлагаемого подхода, а также уточняет практические аспекты реализации жизненного цикла моделирования.
  • Методики по созданию и использованию основных типов административных моделей (организационно-функциональная модель, модель административных процессов, модель результативности).
  • Справочники, представляющие собой существующие способы классификации и образцы заполнения отдельных частей административной модели. Использование справочников повышает качество создаваемых моделей, повышает скорость создания моделей, облегчает интеграцию моделей, позволяет передавать опыт и лучшие практики государственного и муниципального управления.
  • Опорные административные модели, определяющие структуру административных моделей для решения различных задач и уровней государственного управления.
  • Референтные административные модели, являющиеся примерами наполнения административных моделей для решения различных задач и уровней управления. Референтные модели были получены в результате выполнения пилотных проектов с Минэкономразвития (уровень ФОИВ) и с Ямало-Ненецким АО (уровень Субъектов РФ).
Для программной поддержки административного моделирования разработано программное средство ГОС-Мастер версия 2.0, поддерживающее предложенную административную онтологию и стандарты моделирования, которое предназначено для специалистов органов государственной власти Российской Федерации, занимающихся вопросами проведения административной реформы. ГОС-Мастер используется для моделирования органов государственной власти с 2005 года и первоначально (версия 1.0) был ориентирован на поддержку формирования стандартов представления АУП — административно-управленческих процессов.
Для обучения административному моделированию разработан учебный курс для государственных служащих «Моделирование деятельности органов исполнительной власти как  инструмент административной реформы».
Для нормативно-правового обеспечения внедрения административного моделирования разработан комплект проектов нормативно-правовых актов и распорядительной документации.
Таблица 1. Компоненты проблемно-ориентированных решений для органов государственной власти
Решение 1: Оптимизация структуры и функций органов властиРешение 2: Разработка административных регламентовРешение 3: Управление результативностью
Общие компоненты
Инструменты / Программные продукты
ГОС-Мастер
Методические материалы
  • Проект стандарта представления полной организационной модели, который включает административную онтологию, являющуюся семантической основой административного моделирования, и формат представления данных общей организационной модели
  • Проект стандарта частных организационных моделей (человекочитаемых и машиночитаемых) для различных ролей с методиками их использования, который содержит спецификации содержания и формы представления частных административных моделей.
  • Методические рекомендации по административному моделированию, описывающая основные типы административных моделей (модель результативности, организационно-функциональная модель, модель административных процессов), а также предлагаемый подход к моделированию.
  • Руководство по жизненному циклу моделирования, которое описывает роль программных средств в реализации предлагаемого подхода, а также уточняет практические аспекты реализации жизненного цикла моделирования.
Справочники
Справочные классификаторы
Обучение
Тема 1. Система современных взглядов и идей организационного менеджмента
Тема 2. Моделирование деятельности органов власти в контексте административной реформы
Частные компоненты
Методические материалы
Методика построения организационно-функциональной модели
Референтные и опорные модели
  • Сводная организационно-функциональная модель (ОФМ) для органов исполнительной власти (ОИВ) государства в целом
  • Опорная ОФМ для Федерального ОИВ
  • Опорная ОФМ для Субъекта РФ
  • Референтная ОФМ для Федерального ОИВ (Минэкономразвития)
  • Референтная ОФМ для Субъекта РФ (Ямало-Ненецкий АО)
Обучение
Тема 3. Построение организационно-функциональной модели органа исполнительной власти
Инструменты / Программные продукты
ГОС-Мастер Графикс
Мастер административных регламентов
Методические материалы
  • Методика создания моделей административных процессов в ГОС-Мастер Графикс
  • Методика построения модели административного процесса с помощью Мастера административных регламентов
Референтные и опорные модели
  • Опорная процессная модель для Федерального ОИВ
  • Опорная процессная модель для Субъекта РФ
  • Референтная процессная модель для Федерального ОИВ (Минэкономразвития, Минсвязь)
  • Референтная процессная модель для Субъекта РФ (Ямало-Ненецкий АО)
Обучение
Тема 4. Построение модели процессов органа исполнительной власти
Методические материалы
Методика построения модели результативности
Референтные и опорные модели
  • Сводная модель результативности (для государства в целом)
  • Опорная модель результативности для Федерального ОИВ
  • Опорная модель результативности для Субъекта РФ
  • Референтная модель результативности для Федерального ОИВ (Минэкономразвития)
  • Референтная модель результативности для Субъекта РФ (Ямало-Ненецкий АО)
Обучение
Тема 5. Построение модели результативности деятельности
Реализация представленного выше метода административного моделирования в бизнесе осуществлена с помощью программного средства ОРГ-МАСТЕР®, которое имеет 7-ми летнюю историю применения в проектах по организационному развитию и совершенствованию бизнес-процессов. ОРГ-МАСТЕР® используется в коммерческих организациях России и стран СНГ, при этом размер клиентов-пользователей ОРГ-МАСТЕР® варьируется от небольших компаний до холдинговых структур с количеством работников до 10000 человек [Методология компании "Бизнес Инжиниринг Групп"; Кудрявцев, Григорьев, 2005; Kudryavtsev, Grigoriev, 2006].

Заключение

В статье был предложен метод организационного моделирования на основе онтологий. Данный метод повышает эффективность и адаптивность организационного моделирования, а также позволяет справиться с ограничениями существующих подходов к организационному моделированию, основанных на графических языках организационного моделирования. В статье дано краткое описание результатов НИОКР «Моделирование деятельности органов власти, государственных и муниципальных организаций», которые представляют собой необходимое методическое, программное, образовательное и  нормативно-правовое обеспечение административного моделирования на основе онтологий для органов государственной власти.

Примечание

  1. В работе использованы результаты НИОКР «Моделирование деятельности органов власти, государственных и муниципальных организаций», выполненной компанией «Бизнес Инжиниринг Групп» по заказу Министерства экономического развития и торговли в 2006 году. Работа поддержана  грантом РФФИ №07-01-00053-а. 
  2. Онтология — формальная спецификация разделяемой концептуальной модели.

Литература

1. Gruninger, M., Atefi, K., Fox, M., Ontologies to support process integration in enterprise engineering, Computational and Mathematical Organization Theory, 6, pp. 381-394, 2000.
2. Kudryavtsev D., Grigoriev L., Kislova V., Zablotsky A.   Using ORG-MASTER for knowledge based organizational change, International Journal “Information Theories & Applications”, 2006, Volume13, Number 2.
3. Uschold M, Jasper R Framework for Understanding and Classifying Ontology Applications // Proceedings of the IJCAI-99 workshop on Ontologies and Problem-Solving Methods (KRR5) Stockholm, Sweden, August 2, 1999.
4. Vernadat F. UEML: towards a unified enterprise modeling language International Journal of Production Research, — vol. 40, no. 17, 2002.
5. Гаврилова Т. Онтологический инжиниринг. // Труды конференции “КИИ’ 2002”, Москва, Физматлит, 2002. — с.845-853.
6. Кудрявцев Д., Григорьев Л., Кислова В. Заблоцкий А. ОРГ-МАСТЕР® как инструмент совершенствования бизнес-процессов. // VIII Международная научно-практическая конференция «Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы управления знаниями», 9-10 июня, 2005, Москва, Россия.
7. [Методология компании "Бизнес Инжиниринг Групп"] Методология бизнес-инжиниринга. Интернет-ресурс: http://bigc.ru/publications/bigspb/metodology/.
8. [Моделирование ОВГМО, 2006] "Моделирование деятельности органов власти, государственных и муниципальных организаций" // Отчет по научно-исследовательской работе выполненной компанией АНО КМЦ "Бизнес-инжиниринг" по заказу Министерства экономического развития и торговли в рамках целевой программы "Административная реформа", шифр темы:  22.5.1, 2006 год.
9. Тельнов Ю.  Использование стандартов (методологий) моделирования (IDEF, UML, ARIS) на различных стадиях реинжиниринга бизнес-процессов и проектирования информационной системы // Сборник трудов II-й Всероссийской практической конференции "Стандарты в проектах современных информационных систем". — М., 2002. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий