Татьяна Гаврилова
Введение
Среди множества новейших тенденций, программных систем и продуктов легко растеряться даже специалистам. Нужны ли нам все эти модные (и весьма дорогие) ERP, workflow, CALS, CRM и прочие «навороты», ведь угнаться за гонкой аббревиатур в IT-технологиях нет никакой возможности. Новые термины появляются с частотой в полгода, и с той же скоростью исчезают с горизонта.
Такие вопросы правомерно возникают у руководителей предприятий, и тут чрезвычайно важно разглядеть те действительно новые ростки, которые могут вывести управление компании на принципиально более эффективный уровень информационно-функциональной поддержки. Что же касается упомянутых выше новых терминов и названий, то стоит разобраться с причинами бесконечного разнообразия систем, и сразу снимается половина вопросов.
Первая причина - чисто конъюнктурная. Проще всего разницу пояснить на индустрии модной одежды. Конкуренция велика, производителей десятки тысяч, целевая функция одежды не меняется столетиями – чтобы было удобно и красиво. Для привлечения покупателя нужны новые лозунги, новые лэйблы. И вот уже не брюки из ткани «деним», а джинсы; не пиджак, а кардиган и блейзер, и т.д.
Также как в одежде, целевая функция всех систем автоматизации неизменна, это информационная поддержка бизнеса или производства. Все. Дальнейшее зависит от взгляда - как смотреть на весь этот муравейник – сверху, сбоку, изнутри, по-этажно, по-процессно, по-объектно…
Вторая причина связана как раз с различиями во взглядах, или в целях. Название класса системы обычно указывает на ее целевую функцию и это хорошо надо понимать, чтобы потом не удивляться почему пробуксовывает, например, финансовый модуль в западной системе, ориентированной на работу с клиентами класса СRM (Сustomer Relationship Management). Также невозможно требовать от бухгалтерской системы функциональности, присущей, например, системам работы с поставщиками класса SCM (Supply Chain Manament)
Третий аспект связан с тем принципом, согласно которому производится структурирование информации (Рис.1). Критериев декомпозиции и агрегирования информации – сотни, соответственно вопрос состоит в том, насколько Ваше виденье информационной структуры соответствует виденью проблемы разработчиков приобретаемого Вами softa. Правда, из рекламных описаний систем зачастую совершенно невозможно понять тех принципов и, главное ограничений, которые они в себе несут. Это не злой умысел, это естественный взгляд с одной «колокольни».
И, наконец, четвертая объективная проблема, отсутствие специалистов-аналитиков высокого уровня, способных разобраться в реальной системе управления и информационной инфраструктуре компании, с одной стороны, и хорошо знакомых с особенностями и новинками рынка автоматизированных систем, с другой. Таких специалистов нигде не готовят, а умельцы, любовно выращенные на предприятиях, перегружены тактическим «латанием» дырок, а не стратегическим анализом. По уже понятным причинам этих людей не может быть в IT-фирмах (IT – Information Technologies), сопровождающих и внедряющих конкретный продукт.
Выход из этого тупика придуман не нами – это услуги консультантов и/или подготовка аналитиков на предприятии. Подготовка аналитиков настолько сложная задача, что заслуживает отдельного разговора (см. далее).
Задача профессионального консультанта-аналитика – разобраться в специфике основных трудностей предприятия и рекомендовать внедрение той системы, которая максимально просто и дешево решает имеющиеся проблемы.
На практике все происходит в точности наоборот – сначала IT-специалисты выбирают инструмент (под влиянием рекламы, лоббирования, личных предпочтений, интереса, своего понимания автоматизации), а затем убеждают в правильности выбора топ-менеджеров. Эта практика стара как и сама автоматизация, так хорошо известен снобистский лозунг первых автоматизаторов во времена советских АСУ “Сделаем клиенту не то, что он просит, а то, что ему нужно!”
Рис 1. Роль структурирования в автоматизации
Рис.1. иллюстрирует подход к формированию методологии автоматизации, при котором выбор стратегии структурирования рассматривается как минимум наравне с технологией реализации, и ни в коем случае не следует за ней. В то время как на практике технологическая «телега»почти всегда ставится впереди «лошади» структурирования.
Новая концепция «управление знаниями» (УЗ) или Knowledge Management (КМ) действительно помогает поменять взгляд на автоматизацию корпорации, так как акцент в ней ставится на ценность информации. Новизна концепции УЗ заключается в принципиально новой задаче – копить не разрозненную информацию, а знания, т.е. закономерности и принципы, позволяющие решать реальные производственные и бизнес-задачи. При этом в расчет берутся и те знания, которые «невидимы» – они хранятся в памяти специалистов, а не на материальных носителях.
1. Двойственность понятия «управление знаниями»
Понятие «управление знаниями» появилось в середине 90-ых годов в крупных корпорациях, для которых проблемы обработки информация приобрели особую остроту и стали критическими. При этом стало очевидным, что основным узким местом является работа (сохранение, поиск, тиражирование) со знаниями, накопленными специалистами компании, так как именно знания обеспечивают преимущество перед конкурентами. Обычно информации в компаниях накоплено даже больше, чем она способна оперативно обработать. При этом часто одна часть предприятия дублирует работу другой просто потому, что невозможно найти и использовать знания, находящиеся в соседних подразделениях.
Различные организации пытаются решать этот вопрос по-своему, но при этом каждая компания стремится увеличить эффективность обработки знаний.
Управление знаниями можно рассматривать и как новое направление в менеджменте, и как направление в информатике для поддержки процессов создания, распространения, обработки и использования знаний внутри предприятия (Рис.2).
Рис.2. Дуализм дисциплины “Управлеие знаниями”
Можно рассматривать и как новое направление в менеджменте и как направление в информатике для поддержки процессов создания, распространения, обработки и использования знаний внутри предприятия.
Ресурсы знаний различаются в зависимости от отраслей индустрии и приложений, но, как правило, включают руководства, письма, новости, информацию о заказчиках, сведения о конкурентах и технологии, накопившиеся в процессе разработки. Сами эти ресурсы могут находиться в различных местах: в базах данных, базах знаний, в картотечных блоках, у специалистов и могут быть рассредоточены по всему предприятию. Разнообразие информационных составляющих представлено на рис.3.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий