вторник, 7 сентября 2021 г.

Глубинные знания для руководителя

 


Представьте точку и две линии выходящие из неё и образующие угол. 

Чем дальше от точки, тем шире угол. Этот образ хорошо показывает рост проблем в бизнесе – чем дальше от корня, тем больше проблем. Владея глубинными знаниями можно понимать глубинные причины проблем. Если эти знания участвуют в системе принятия решений руководителя – решения эффективны. Нам кажется, что мы знаем всё о простых объектах, которые мы используем каждый день, но это не так. Их суть глубже, чем нам кажется на первый взгляд. Обязательно к изучению каждому руководителю. Этой информации нет в учебниках менеджмента.

Слово - инструмент управленца
На земле много народов, много языков, но «смыслы» слов все используют одни и те же (все кушают, растят детей, работают – у всех народов смыслы одинаковы), вот только кодируют их по-разному. Как будто происходит огромный эксперимент и соревнование по тому, какой народ создаст лучший код к конкретному смыслу, кто придумает лучшее слово-оболочку, наиболее адекватно отражающее смысл.

Теория коммуникаций смыслами

СЛОВО – ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНЦА

«В начале было Слово»
Ветхий Завет книга Бытия

Слово – основа коммуникаций. Любая совместная деятельность людей начинается со слова.

Я изучил учебники по управлению, где рассматриваются основы управления, изучал профессиональные работы по управлению для профессионалов, но нигде не нашёл тех главных знаний о слове, которые нужны управленцам.

Это было шокирующее открытие. В каждом учебнике есть раздел о коммуникациях, и везде приводится примерно одна и та же схема коммуникаций; на ней даже правильно отражены ключевые этапы коммуникаций. Но каким образом произошло так, что схема верна, а её пояснение ужасающе неточно и при этом везде остаётся для нас полной загадкой? Может быть, это произошло по причине того, что раздел называется «коммуникации», а не «слово»? Как бы то ни было, я вношу в новую теорию управления раздел, посвящённый Слову.

Современная теория управления в разделе «Коммуникации» обходит вопрос рассмотрения «слова» стороной, не уделяя ему большого значения – в этом первая ошибка. Управленец должен знать об этом вопросе как можно больше. Любая технология и её передача другим людям базируются на словах. И этот вопрос нужно обсудить в самом начале нашего с вами пути. Мы открыли для себя, что мало кто понимает, как устроено слово и как оно работает, а это очень важно в ежедневной работе управленца.

Мы исследовали этот вопрос и нашли в нём много интересного.
Предлагаем вам наш вариант «погружения управленца в знания, позволяющие понять, что такое слово». Что бы получить максимальное удовольствие и эффект от прочитанного, обязательно ответьте письменно на приводимые ниже вопросы. Основательно подумайте над этими вопросами и дайте на них краткие и ясные ответы. Вопрос «вытягивает из мозга» самую главную информацию, которой он пользуется для принятия ежесекундных решений. Это и есть ключевые базовые знания. Ваши ответы на вопросы – это ваша базовая платформа, на основе которой вы принимаете решения. Если изменить эти базовые основы, сразу изменятся решения. Ответив на вопросы, вы «сами для себя» поймете, на каких основах сегодня у вас строится система принятия решений. Усвоив новые знания, вы сравните то, что у вас есть сегодня, с тем, что предлагается. И если вы примете новое, посчитав его лучшим, и замените свои текущие основы на новые, вы измените свою систему принятия решений в лучшую сторону.

Наша цель – изменить вашу систему принятия решений. Но понять это (изменилась или не изменилась система принятия решений) можно только в одном случае – если Вы изучите Вашу текущую основу этого процесса, ответив на приводимые ниже вопросы. Вопросы есть в начале каждого раздела. Обязательно отвечайте на них. Познайте «себя в настоящем», чтобы сравнить «себя в будущем» с «собой в прошлом».

Заварите кофе или чай и, не спеша, ответьте самим себе на эти вопросы. Хотите ответов или инсайтов? Инсайтов? Поработайте.

1. Что вы можете рассказать самое главное, на ваш взгляд, о Слове своему сотруднику или соратнику или своему ребёнку?

2. Опишите принцип обмена информацией между людьми с помощью слова и роль слова в этом обмене.

3. Пример: В следующем году компания решила купить завод, и владельцы компании говорят так – теперь это наша Цель, наша Стратегия и наше Видение. На примере этой компании поясните причину того, что один и то же объект внимания может называться разными словами (это наша цель, стратегия, видение).

4. Укажите ключевую проблему в общении группы людей, связанную со словом.

5. Дайте определение понятию «Состояние объекта
внимания». Причём не определение словосочетания «состояние здоровья» или «состояние экономики», а определение понятия «Состояние объекта внимания» (фактически дайте определение одному слову «состояние»). Это определение должно подходить по смыслу и к понятию «состояние здоровья», и к понятию «состояние экономики».

Проблемы в терминах

И что он имел в виду?

В обычной жизни в разговорной речи проблем в словах не возникает. Но, когда описывается какая-то теория или какое-то явление в науке или профессиональной деятельности, возникает потребность в точных терминах. В науке управления такие проблемы прослеживаются до сих пор. И вот пример проблем в менеджменте:

Ситуация – к нам пришёл человек и стал рассказывать: «…. мы – маленькая развивающаяся компания в области продажи макаронных изделий. Сегодня мы заказываем свою продукцию на чужом, не подконтрольном нам производстве. На годовом собрании мы подумали и решили, что нам нужен свой собственный завод – таково наше видение, наша задача, наша цель и наша стратегия…»

Проблема из этого примера: Встаёт вопрос – как разобраться в терминах?

Архитектура слова

Мы редко видим то, что лежит на поверхности, и ещё реже этим пользуемся.
В русском языке много слов, описывающих одно и то же. Всё это вносит огромную путаницу в процесс стратегического планирования и управления. И каждое слово показывает некий новый оттенок объекта описания. Выбор и применение конкретного слова зависит от ситуации и от человека, применяющего слово. Попытаемся раскрыть вам варианты решения этой проблемы.

Что такое слово?

Оно состоит из двух частей – Оболочка (написание, звучание) и Смысл, наполняющий оболочку (можно ещё сказать, что за словом скрывается некая сущность). Любое слово можно представить как корзину, в которой лежит какое-то понятие, некий образ – Смысл.

Или, если «думать шарами», то слово – это оболочка шара, внутри которого лежит Смысл как образ того, что мы представляем в тот момент, когда слышим слово.

Бывает две ситуации:

1. слово способно отразить весь смысл, находящийся внутри него (слово как бы окутывает собой смысл)

2. смысл огромен, и тогда слово не может окутать смысл; тогда слово – просто указатель на нечто, огромное по смыслу.

Иногда может быть, что одно слово (корзина) может иметь внутри себя разное наполнение в зависимости от ситуации, хотя звучит оно одинаково – для одного любовь – это счастье, для другого – горе (разное наполнение одной оболочки).

Александров на земле много, но слово Александр – это лишь Имя, лишь корзина, в которую помещается ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО СМЫСЛ.
Смысл, как правило, всегда большой и многогранный, а слово – маленькое. И слову очень трудно отразить все грани смысла. Слово изо всех сил пытается своим звуком, настроением, ударением, цветовой гаммой передать смысл. Поэтому, если смысл велик, человек может его обернуть, укутать сразу в несколько слов.

В приведенной выше ситуации (примере) человек передавал нам смысл того, что происходит в их компании, описывая этот смысл разными словами, каждое из которых указывало на какую-то грань смысла.

Слово – «Цель» – указывает на приоритет и главенство некой сущности, на концентрацию людей в компании и процессы по достижению этой сущности.
Слово «Видение» указывает на то, что эта цель пока виртуальна и находится по времени в будущем. Предстоит ещё многое сделать, чтобы её достичь.
Слово «Стратегия» говорит о том, что достижение этой сущности (завода) есть уже выбранный и определённый путь достижения целей компании.
Как конфету можно завернуть в три обёртки, так и смысл можно обернуть в три слова, где у каждой обёртки будет отражение своей грани смысла и будет причина, объясняющая, почему эта обёртка первая, эта – вторая, а эта – третья. Нужно к Слову относиться как к Оболочке или Указателю, так как Слово не является Смыслом.

Смысл

Все купленные конфеты были в одинаковых обёртках, но нас ждал сюрприз – под обёрткой все конфеты были разные…

Основная масса людей в этом мире считает: всё, что они хотят сказать и говорят другим людям, концентрируется сгустком в словах и с помощью слов передаётся другому человеку. То есть всё, что вы хотите отдать (передать информацию), вы концентрируете в слове и полной коробочкой отдаёте другому человеку. Другими словами, вся информация от вас закладывается вами вместе со Смыслом в Слова и передаётся другому человеку. Это ошибочное мнение.

Что такое смысл?
Представим смысл как Шар, построенный из тысячи маленьких шаров, как некую большую группу, состоящую из маленьких объектов. Шар из тысячи маленьких шаров, связанных друг с другом. Смысл накапливается внутри человека по одному слову в течение всей жизни. Люди, общаясь словами, передают друг другу Слова – коды к Смыслам. Слова не несут внутри себя Смысла. Слово – это «код», который, попадая в человека, вытягивает Смысл из недр самого человека. Код даёт команду найти и вытащить Смысл по этому слову.

Но у каждого человека есть свой личный ШАР СМЫСЛА для конкретного слова.
У одного человека смысл огромен и многогранен, у другого – мал и не проработан. Поэтому часто, когда люди общаются, они не совсем понимают друг друга. К примеру, почему дети не понимают родителей? Родители поясняют словами, а у детей пока нет смысла за этими словами – слова-коды, произносимые родителем, ловятся ребёнком, но не могут вытащить из себя смысл, так как его пока нет. И слово «отскакивает» от ребёнка, так как ребёнок думает, как и взрослый, смыслами. Взрослому человеку трудно читать книгу по ядерной физике, потому что в книге лишь слова, а мозг оперирует Смыслами. Код входит в систему доставания смыслов – если достать ничего не может (нет смыслов), то идёт непонимание или отторжение. Кстати, и взрослому человеку нужно многое пережить в жизни, чтобы появился смысл за словами из Библии. Кстати, обратите внимание, что дети в 1,5 года не смотрят мультики, которые с удовольствием смотрят дети 5 лет. Изображения, как и слова, не имеют для маленьких детей в мультиках никакого смысла.

Меньше слов – больше смысла

Лучше поспать, чем пытаться его слушать...

Обратите внимание, что словоблудие – враг общения, так как общение есть это процесс взаимодействия слова и смысла. Зачем вызывать из головы лишние образы (смысловые шары)? Владелец словоблудия похож на бестолкового управленца, которому нужно в 5 раз больше ресурсов для достижения цели. Обычно словоблудием прикрывают внутреннюю пустоту. Иногда словоблудие происходит, когда человек пытается показать свою образованность в русском языке. Но всё гармоничное уравновешено. Словоблудие – это уход из равновесия. Будьте гармоничны, не «опускайтесь» до словоблудия. Повторение одного и того же не относится к словоблудию, так как имеет цель показать новую грань уже известного.

Разные языки и народы

Слово - это ДНК смысла

Слово, если представить его живым, изо всех сил старается точно отразить то, что в нём заложено внутри или то, на что оно указывает. Слово служит концентратором и кодированием смысла; слово – это ДНК смысла. На земле много народов, много языков, НО «смыслы» все используют одни и те же (все кушают, растят детей, работают – у всех народов смыслы одинаковы), вот только кодируют их по-разному. Как будто происходит огромный эксперимент и соревнование по тому, какой народ создаст лучший код к конкретному смыслу, кто придумает лучшее слово-оболочку, наиболее адекватно отражающее смысл. И чем более точно слово прикреплено к смыслу, тем лучше происходят коммуникации между людьми, тем быстрее и лучше люди понимают друг друга, и, значит, тем быстрее развивается общество в целом.

Многоязычность мира будто является постоянным напоминанием о том, что слово это не смысл, а лишь попытка его отразить.
В обществе в разные моменты времени главенствуют разные слова
Каждая сущность однажды становится в наших умах главнее других сущностей. Но как только она отдаст нам всё, что может отдать, мы её меняем на новую.

Слова можно сравнить с людьми. Люди тоже стоят то вверху, то внизу власти в разные моменты времени. Человек, стоя у власти, находится на виду и влияет на других людей. Так и слово поднимается вверх и становится заметным и влияет на умы людей гораздо сильнее, чем тогда, когда оно было не на виду и не на самом верху.

Мы прогнозируем, что слово «Состояние» скоро станет главенствующим в умах людей (подробнее ниже).

Приведём аналогию: Никто не думал, что он (ЭТОТ ЧЕЛОВЕК) станет президентом.

До своего президентства человек по фамилии Путин был известен многим людям (как и слово «состояние») не в качестве президента, а как простой человек. Но пришло время стать этому человеку на главенствующую позицию (так и слово «Состояние» теперь станет главенствующим – хотя раньше оно было рядовым). Это слово будет главенствующим в течение определённого срока (как и президент), чтобы выполнить свою миссию – открыть во всех ракурсах новые возможности, заложенные в этом понятии, а затем уступить место какому-то новому понятию, которое пока является рядовым, и люди пока не замечают сокрытое в нём. В разные моменты времени люди делают акцент на разных понятиях и словах (видят новый срез в уже известном), чтобы «выжать» из нового понятия максимум, чтобы полностью осознать новое. Осознание нужно для возможности использования этого нового: осознал – применил – получил результат; и когда тема станет исчерпанной, наступит «затруднение», потом появится новый «лидер», то есть новая грань, доселе скрытая от нас.

Что даёт знание о слове?

Первый шаг на пути движения к пониманию истинного смысла слова, для его эффективного применения.

Точный Смысл Слова

«Уточните значение слов, и вы избавите человечество от большей части его заблуждений»
Рене Декарт

Как люди не обращают внимания на то, как устроено слово, точно так же люди не обращают внимания и на нахождение точного смысла, скрывающегося за словами. Читая, вы увидите, какие огромные знания скрываются за точными формулировками значений слов. Толковые словари, давая значения слов, лишь пытаются приблизиться к точным формулировкам. Точная формулировка – это точное Знание. Есть огромная пропасть между полезностью точного знания и полезностью предположения или лишь приближения к точному знанию. Я «умею водить автомобиль» или я «предполагаю, что умею водить автомобиль». Точное знание позволяет его использовать, а неточное знание не продвигает нас вперёд, мы не можем использовать его в своих целях. Точное знание люди называют Истиной. Степень приближения к истине очень важна. Есть огромная разница между понятиями «верю» и «знаю». Разница в том, ЧТО это вам даёт. Вы знаете, что ваш сотрудник профессионал, или вы верите в то, что он профессионал? Вы знаете, что то что рекомендует Джек Траут – это верно, или вы верите в то, что это верно?

Огромная разница в последствиях.

По отношению к бизнесу точное знание – знание истины – позволяет идти вперёд быстро и уверенно, смело опираясь на точное знание. Точное знание – истина – открывает новую дверь на новый уровень знаний. И человек так устроен, что максимально эффективен в своих действиях только тогда, когда опирается на точные знания. Потому что для того, чтобы идти вперед, нужно увидеть, куда идти, а, увидев новый уровень совершенства, устремиться к нему.

Точное Знание, а не догадка - Истина

Объект, который мы не познали, является чудом. Управлять чудом невозможно.

Точное Знание, а не догадка - Истина
Объект, который мы не познали, является чудом. Управлять чудом невозможно.

Часто люди не до конца точно понимают то, с чем имеют дело. Есть некий туман, скрывающий целостное, и люди видят лишь части целого. Оказалось, что туман присутствует даже в самом простом – в словах, которыми мы пользуемся. Есть слова, которым почти невозможно дать определение (слово «состояние»). Это интересное ощущение, когда мозг упирается в некий потолок и становится неспособным дать определение слову – просто одному слову «состояние». Не определение словосочетанию «состояние здоровья», а определение одному слову «состояние». Попробуйте….

Истина полна ясности и точности. Когда человек касается истины, происходит озарение – явное ощущение того, что это знание является точным (появляется свет в тех областях знаний, где раньше было темно и ничего не видно) и открываются новые знания, ранее невидимые. Появляется новый путь, доселе не известный тому, кто только что открыл для себя истину.

Истину нужно искать, чтобы познать новый уровень совершенства. Истина – это инструмент. Управленец по своей сути – созидатель, а созидание требует точных знаний. Нет точных знаний – и тогда почти невозможно созидать, совершенствовать и совершенствоваться. Касание Истины даёт Знание. Знание раскрывает глаза на чудо, делая его понятным и управляемым. Следовательно, Истина дает Знание, а Знание дает Власть влияния, так как влияние – это способность изменять/совершенствовать объект внимания. Иначе говоря, если устройство и принцип работы объекта вам непонятны, тогда это «нечто» вам непонятно, и влиять на него вы не сможете.

Значит, путь поиска Истины ведет к Власти (в хорошем смысле этого слова). Вывод: нужно стремиться достигать Истины, перестав довольствоваться второсортностью предположений. Меньше предположений – больше точных знаний.

Слово в командном общении 

Говоря с человеком, Вы думаете, что он понимает так же, как и вы, то, о чём вы говорите. Но это не так. У каждого человека свой смысл, стоящий за конкретным словом.
Бизнес держится на общении. Достигать высоких целей можно только командой. Общение внутри команды должно быть эффективным. Это означает, что все должны друг друга понимать. Понимание базируется на Смыслах. Но в любой команде всегда есть проблема того, что у каждого человека СВОЙ смысл привязан к конкретному слову. Решение проблемы заключается в гармонизации уровня подготовленности команды. Другими словами, нужно у всей команды выровнять величину смысла, стоящего за словом. К примеру, генеральный директор закончил MBA, а его команда управленцев – нет. Он им что-то говорит, используя слова из курса, а они его вроде и понимают, но не так, как это понимает директор, потому что, учась на MBA, директор наращивал величину смысла за каждым бизнес-понятием. Нужно команду управленцев направить на MBA или Mini–MBA, чтобы хоть как-то увеличить смыслы, стоящие за бизнес-понятиями.

Люди мыслят Смыслами.

Слово в рекламе 

Не пишите по-русски в китайской газете.

Реклама состоит из слов и визуальных образов. Нужно, что бы те, кто будет читать или смотреть Вашу рекламу, уже имели внутри себя те смыслы и сущности, которые Вы желаете вызвать в них своей рекламой. Вспомните – выше в тексте был пример о том, что маленькие дети не смотрят мультиков, потому что мультипликационный образ как слово является кодом, и, если у ребенка пока нет смысла за образом, он не смотрит мультик. Так и взрослые – если за визуальным образом или словом нет смысла, он не воспримет эту рекламу.

Слово – это сущность, участвующая в процессе коммуникаций и играющая в этом процессе одну из главных ролей.

Разъяснение некоторых постулатов

Что бы действовать – нужно Точное Знание.
Ещё пример.
Вот одна из идей, которую излагает Джек Траут в своих книгах: " ...нельзя заниматься линейным расширением товарных линий. Нельзя под одной маркой выводить много товаров…". Траут называет это «расфокусировкой сознания» и «ловушкой линейного расширения». Зная архитектуру слова, сегодня можно понять что происходит. За одним словом (кодом) появляется много самостоятельных смыслов. Мозгу привычнее, когда одному слову соответствует (принадлежит) один смысл. Действительно, линейное расширение товарных линий не соответствует тому, КАК информация организована в сознании человека. Информация может быть устроена и сложнее, но сложность мешает восприятию.
Выше я дал вам отрывок из глубинных знаний, которые создаю и даю руководителям. Периодически, я буду публиковать здесь материалы из глубинных знаний.
Спасибо за внимание.
Исаков Сергей
Ректор Alfa School of Management

Комментариев нет:

Отправить комментарий