воскресенье, 17 октября 2021 г.

Ценообразование и ЖЦТ

 


Ценообразование и структура рынка

Структура рынка (а именно: количество игроков в отрасли, присутствие крупных игроков, степень влияния отдельных конкурентов на ситуацию в отрасли) является одним из факторов, который необходимо учитывать при постановке цен. Рыночная среда может значимо повлиять на условия ценообразования, такие как — гибкость повышения или понижения цен, быстрота внедрения ответных мер, угроза развития ценовых войн и т.д.

Совершенная конкуренция

Характеризуется неограниченным количеством игроков, которые реализуют однородные товары. Рынок открыт для новых игроков. Ни один из игроков рынка не обладает значительной рыночной властью, чтобы влиять на уровень цен в отрасли. Совершенная конкуренция — «утопия», не существующая модель рынка. Но к данной структуре близки рынки сельскохозяйственных товаров и сырьевые отрасли.

Монополистическая конкуренция

Характеризуется большим количеством игроков, реализующих разнородные друг от друга товары. На рынке активно применяются методы дифференциации и стратегии нишевого маркетинга, позволяющие наделить продукт уникальными свойствами, за которые возможна надбавка к цене. Существование разнородного ассортимента позволяет компаниям управлять ценами и устанавливать необходимый уровень прибыли. Наличие большого спектра товаров-заменителей является ограничением к монополизации цен.

Олигополия

Характеризуется незначительным количеством игроков, которые держат в своих руках основной бизнес отрасли. Другими словами на рынке 2-3 компании генерируют доминирующий объем продаж и обладают высоким уровнем рыночного влияния. Цены на рынке контролируются этими крупными игроками, которые и задают уровень средних цен в отрасли. Крупные игроки могут устраивать ценовые войны, но чаще используют стратегию дифференцированного маркетинга. На рынке-олигополии возможно существование множества мелких игроков, но все они следуют уровню цен, который задают лидеры рынка. В ситуации олигополии активно проводятся акции со значимым снижением цены, которые позволяют достичь временного преимущества = времени реакции конкурента.

Монополия

Характеризуется доминированием на рынке одного продавца. Монополист реализует продукт, не имеющий близких аналогов и полностью контролирует уровень цен в отрасли. Устанавливает приемлемую для себя цену, за исключением отраслей, регулируемых государственными органами власти.

Зависимость цены от стадии ЖЦТ

Каждый продукт имеет свою кривую жизненного цикла и последовательно проходит через основные ее этапы: внедрение, рост, насыщение, спад. Стратегия ценообразования изменяется каждый раз, когда товар переходит на новую стадию своего жизненного цикла.

Первая стадия: Внедрение на рынок

На стадии внедрения закладывается начальная стратегия ценообразования на основе факторов конкуренции, эластичности спроса и потребительского восприятия стоимости товара. Стратегически важно установить правильно цену на стадии внедрения продукта на рынок, так как первоначальная цена является отправной точкой к дальнейшей стратегии развития цены.

Если рынок не чувствителен к цене (обычно в случае уникального товара)– компания может использовать стратегию «снятия сливок» и устанавливать высокий уровень цен для более быстрой окупаемости инвестиций и достижения высокой нормы прибыльности.

Если рынок чувствителен к цене — компания использует стратегию проникновения на рынок и устанавливает низкий уровень цен. Низкий уровень цен позволяет при высокой чувствительности рынка к цене стимулировать пробные покупки и значимо нарастить объем продаж, укрепив свое рыночное положение.

Вторая стадия: стадия роста

На стадии роста необходимо быть готовым к постепенному снижению цены, вызванному увеличением количества игроков и укреплением существующих игроков. Новые игроки обычно входят на рынок с более совершенной технологией, которая позволяет создавать низко затратное производство. Существующие игроки наращивают свой бизнес вместе с ростом рынка и получают возможность реализации товара по более низким ценам благодаря экономии от масштаба.

Даже без появления новых игроков может возникнуть необходимость в снижении цены, так как для дальнейшего роста бизнеса необходимо привлекать новые аудитории, которые обычно имеют более высокую чувствительность к цене, чем существующая лояльная база потребителей.

Третья стадия: стадия насыщения

На стадии насыщения необходимо прогнозировать продолжение снижения цен: конкуренция в отрасли усиливается, неэффективные фирмы (неспособные выйти на конкурентный уровень затрат) уходят с рынка. На стадии насыщения бизнесу необходимо работать в направлении сокращения издержек и себестоимости продукции, в направлении унификации производства, чтобы максимально долго сохранять существующий уровень прибыли и конкурентоспособность.

На стадии насыщения активно проводятся агрессивные ценовые акции – значимые снижения цен для того, чтобы «украсть» клиентов конкурентов. Высок риск возникновения ценовых войн.

Четвертая стадия: стадия спада

На стадии спада средняя цена на рынке продолжает снижаться. Целью стратегии ценообразования становится выживание. На стадии спада неэффективные игроки уходят с рынка и остаются одна или несколько фирм. После передела рынка цены начинают стабилизироваться и даже могут демонстрировать рост, вызванный необходимостью сохранения прибыли.

Очень редко на данной стадии отмечается значимы рост цен. Такая ситуация возникает, когда товар становится раритетом и резко приобретает высокую ценность для узкого круга рынка.

https://bit.ly/2Z0o9ys

Комментариев нет:

Отправить комментарий