понедельник, 14 февраля 2022 г.

SPACE анализ. Формула. Пример в EXCEL


 

Каждая компания стремится сделать свой бизнес успешным, найти перспективные возможности для реализации новых идей. Чтобы воплотить все в реальность, компания оценивает привлекательность бизнеса, используя модель SPACE анализа. Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс 

О модели SPACE анализа

Аббревиатура SPACE расшифровывается как Strategic Position and Action Evaluation, что в переводе на русский означает, дословно: «оценка стратегического положения и действия». Так называют метод анализа, при помощи которого определяют сильные и слабые стороны компании на конкретном рынке. Оценка стратегического положения компании данным методом производится по 4 группам факторов:

Стабильности обстановки (усл. обозн. ES).

Промышленного потенциала (усл. обозн. IS).

Конкурентных преимуществ (усл. обозн. CA).

Финансового потенциала (усл. обозн. FS).

Важно! Принято считать, что предложенные группы факторов условны и компания может подбирать их индивидуально, руководствоваться своими переменными.Тем не менее применяют SPACE анализ по единому принципу, следуя общим правилам. Каждый фактор оценивается экспертами отдельно по шестибалльной шкале (от 0 до 6). Принцип оценки строится на:

  • сопоставлении фактических и нормативных значений;
  • использовании, изучении экономической статистики в соответствующей отрасли.

После их оценки вычисляют среднее значение в каждой из перечисленных групп и отображают их графически, на осях координат. Таким образом представляют разные стратегические состояния: агрессивное, конкурентное, консервативное либо оборонительное. Далее, в зависимости от полученного стратег. состояния, определяют рациональный механизм стратегии для компании. 

Факторы стабильности обстановки


Факторы промышленного потенциала


Факторы конкурентных преимуществ


Факторы финансового потенциала


Матрица стратегического положения и оценки действий

Простыми словами, матрица в данном случае – это система координат, где каждая ось соответствует одной конкретной группе факторов, а каждая четверть (квадрант) – стратегическому состоянию.


Как видно, на рисунке оси координат поделены на 6 частей. Более и не требуется, т. к. максимальная оценка факторов – 6. Далее, на рисунке по осям координат показаны 4 группы факторов (ES, IS, CA, FS), а по четвертям (квадрантам) – 4 стратегических состояния (агрессивное, конкурентное, оборонительное, консервативное). Описание и тех. и других представлено выше.

4 стратегических состояния (агрессивное, конкурентное, консервативное, оборонительное)

В рамках SPACE анализа выделяют 4 стратег. состояния, каждому из которых соответствует та либо иная стратегия:

  1. Агрессивное (aggressive state). Присуще стабильной привлекательной отрасли, в которой компания занимает в определенной степени преимущественное положение. Это позволяет ей адекватно отвечать на изменения рынка, увеличивая свое присутствие на нем (т. е. повышая свою конкурентоспособность). Речь идет о сильной компании, чья продукция конкурентоспособна на стабильном прирастающем рынке. Механизм ее стратегии направлен на увеличение производства, продаж, дальнейшее продвижение и освоение рыночных секторов, а также на ценовую войну, направленную на «истощение» конкурентов.
  2. Конкурентное (competitive status). Характерно для сравнительно нестабильных отраслей (рынков), где компания получает конкурентные преимущества. Критичным фактором являются угрозы, вызывающие потерю финансирования. Поэтому основные задачи компании, решающие эту проблему, касаются поиска финансовых ресурсов и «раскручивания» сбытовых сетей.
  3. Консервативное (conservative state). Отмечается на рынках со стабильной ситуацией, но малыми темпами роста. Несмотря на наличие определенного финансового потенциала, компаниям приходится направлять усилия на его стабилизацию. Критичной является конкурентная составляющая продукции. Поэтому в части стратегии компании следует повышать качество продукции, сохраняя ее преимущества, снижать ее себестоимость, а также, сокращая производство, выходить на другие перспективные рынки, осваивать новые виды продукции.
  4. Оборонительное либо защитное (defensive, protective state). Характерно для малопривлекательных видов деят-ти. Отсутствие конкуренции компании, что типично для подобного состояния, объясняется сосредоточением капитала в наиболее экономически привлекательных, выгодных отраслях. Критичными являются почти все факторы. В такой ситуации компания может попытаться «переждать» неблагоприятный период либо перепрофилироваться на другую деят-ть. Ключевым для нее моментом становится парирование всевозможных угроз. В этой связи она может также уменьшить, реструктуризировать производство, снизить инвестиции. Крайний для нее вариант – уход с рынка.

Графическое представление различных стратегических состояний

Выстроить графическое представление того либо иного состояния компании несложно. Для этого требуется:

  1. На матрице отметить среднее значение (от 0 до 6) каждой группы факторов (ES IS, CA, FS). (На каждой оси значения отмечают в виде точки!).
  2. Соединить точки между собой (получается 4 прямые).

Четыре прямые образуют фигуру четырехугольника. Это и есть графическое представление того либо иного стратегического состояния компании. Какое именно состояние получилось, определяют так:

  1. Прямая, которая соединяет две точки, максимально удалена от центра в четверти FS – IS, значит состояние агрессивное (aggressive state)


2. Прямая максимально отдалена от центра в четверти IS – ES, следовательно, состояние конкурентное (competitive status).


3. Прямая максимально отдалена от центра в четверти CA – FS, значит состояние определяется как консервативное (conservative state).


4. При максимальном отдалении прямой от центра в четверти CA – ES состояние определяется как оборонительное (defensive, protective state).


Как применять SPACE анализ на практике

Принцип SPACE анализа позволяет достаточно быстро провести оценку бизнеса компании. Его доступность и наглядность представления результатов являются несомненными преимуществами. Схематично весь процесс построения модели можно отобразить в следующей последовательности:

  1. Определение факторов оценки. Компания берет для оценки 4 основные группы факторов либо подбирает их индивидуально, с учетом специфики своей деят-ти. Например, оценивает привлекательность бизнеса по своей конкурентоспособности, финансовой силе, а также привлекательности отрасли и стабильности обстановки.
  2. Собственно оценка каждого фактора в каждой группе (по шкале от 0 до 6). Предположим, в группе «Стабильность обстановки» компания выставила следующие оценки: стабильность прибыли – 4, развитие инновационной деят-ти – 2, маркетинговые и рекламные возможности – 3. По такому же принципу выставляются оценки и остальным факторам.
  3. Расчет среднего значения каждой группы факторов. К примеру, при расчете среднего значения группы факторов «Стабильность обстановки» получится следующий результат: (4 + 2 + 3) / 3 = 3.
  4. Графическое отображение результатов расчета (построение SPACE матрицы). По осям координат откладывают необходимые средние значения факторов, ставят на их месте точки, затем все точки соединяют и получают четырехугольник. Так, к примеру, для отображения результатов среднего значения группы факторов «Стабильность обстановки», нужно на матрице отсчитать 3 деления по оси ES. Выглядит это так:


5. Определение стратегического состояния компании по полученной четырехугольной фигуре. Варианты: aggressive state, competitive status, conservative state либо defensive, protective state. Состояние определяют по тому, в какой четверти прямая наибольше удалена от центра.
6. Нахождение механизма стратегии для компании по соответствующему стратегическому состоянию. Каждому состоянию компании соответствует свой механизм стратегии.

Область применения SPACE анализа, особенности и критика

SPACE анализ оценивает стратегическое положение компании, а также ее действия. В этом состоит его ключевое предназначение. Следует заметить, что стратегический анализ сегодня не достаточно популярен. Малый и средний бизнес так и вовсе им пренебрегают. Да и сама система анализа не пока не нашла должного применения и развития на предприятиях.  Хотя именно он в условиях современного рынка видится наиболее актуальным и эффективным.

По мнению экспертов, при удачном определении стратегии посредством SPACE анализа компания может добиться ощутимых успехов и занять подобающее место на рынке. Тем не менее используют его по большей части научные сообщества и специалисты за рубежом.

Следует заметить, что анализ базируется на том, что сильная сторона компании — ее финансовая мощь и конкурентоспособность продукции. Именно эти два фактора являются определяющими в части стратегической позиции компании. Что касается стабильности рынка и преимуществ отрасли, то они применяются, скорее всего, как характеристики отрасли.

Как известно, принцип построения модели SPACE базируется на оптимальной подборке факторов. Причем результат анализа зависит именно от этого, а объективных критериев для отбора данных факторов не существует. В этом заключается основной недостаток SPACE анализа. Следовательно, главное в анализе – правильно подобрать факторы и дать им точную оценку. «Правильность» и точность при этом определяет специалист, который выстраивает модель. Конечно, при таком подходе не исключаются отклонения в ту либо иную сторону. Для их сглаживания допускается использование некой средней (стандартной) величины, которая выделена путем изучения разных позиций экспертов.

Модель SPACE представляет собой альтернативу, позволяющую компании анализировать и выбирать стратегию в зависимости от конкретной сложившейся ситуации. С учетом выстроенной модели компания может рассмотреть разные стратегические позиции и варианты поведения в условиях рынка. Но при этом она не может сопоставлять те либо иные позиции в количественном соотношении. Например, говорить, что одна стратегии «во столько-то раз» привлекательнее, лучше, чем другая.

Польза SPACE модели очевидна. Ее применение позволяет выбрать подходящую стратегию развития, запланировать соответствующие мероприятия, вывести бизнес на новый уровень.  Все это в совокупности обеспечивает устойчивость к воздействию различных внешних и внутренних факторов. Результат – успешное позиционирование на рынке.

SPACE анализ. Пример в Excel

Для начала разберем пример, используя таблицу Word, а затем по ее образцу составим шаблон таблицы для SPACE анализа в Excel. Задачи и в том, и другом случае будут общими:

  1. Оценить привлекательность компании по 4 факторам,
  2. Рассчитать среднее значение каждой группы факторов.
  3. Отобразить результаты расчетов в системе координат.
  4. Определить стратегическое состояние компании.

Далее в таблице представлены условные данные по 4 группам факторов. Ф – условное обозначения фактора (Ф1 – фактор1, Ф2 – фактор2 и т. д.).


В системе координат следует отметить точки: СА = 4, ES=3, FS=2 и IS=5. Возьмем графическое изображение матрицы (см. выше) и красным цветом обозначим данные точки, затем соединим их в фигуру.



По полученному изображению видно, что четверть (квадрант) ES – IS более всего удалена от центра. Следовательно, состояние компании на рынке определяется как competitive status (конкурентное). Это хороший показатель, который свидетельствует о том, что продукция компании конкурентоспособна в условиях относительно нестабильного рынка. Возможным угрозам, негативно влияющим на финансовый потенциал, компании следует противостоять путем поиска финансовых ресурсов, развивая сеть сбыта.

По аналогии можно оценить привлекательность компании на основе данным из таблицы Excel. Ее шаблон, составленный на основе данных из предложенной выше таблицы, показан далее. В Excel факторы представлены блоками. Для каждого блока предусмотрена оценка и среднее значение факторов.

И еще один вариант шаблона, но уже на английском языке, приведен ниже. Принцип его построения тот же. Таблица Excel состоит из 3 блоков, каждый из которых соответствует определенной группе факторов (их названия указаны в шаблоне на английском). Для каждого блока отведены столбцы для оценки (англ. – рейтинга) и комментариев (среднего значения, проч.).

Пример SPACE матрицы

Предположим, предприятие оценивает свою привлекательность по стандартным четырем факторам, перечисленным выше. Среднее значение каждого из них равняется:

  • конкурентные преимущества: CA = 3;
  • фин. потенциал: FS = 1;
  • стабильность обстановки: ES = 2;
  • пром. потенциал: IS = 2.

На основе этих средний значений строится график (SPACE матрица) в следующем порядке:

  1. По оси FS отмечают точку для «финансового потенциала» (=1)
  2. По оси IS – точку для «пром. потенциала» (=2).
  3. По оси ES – точку для «стабильности обстановки» (= 2).
  4. По оси CA –точку для «конкурентных преимуществ» (=3).

После соединения всех отмеченных точек получается четырехугольник следующего вида (SPACE матрица, полученный четырехугольник красного цвета):


На графическом изображении матрицы видно, что от центра координат предельно удалена прямая в четверти «CA, ES». Это означает, что предприятие пребывает в состоянии «обороны» (defensive, protective state). Защитное (оборонительное) стратегическое состояние говорит о следующем:

  1. Продукция предприятия мало конкурентна по сравнению с продукцией других участников рынка.
  2. Поскольку все факторы критичны, предприятие, находясь в состоянии защиты, должно направлять все свои силы на отражение, минимизацию внешних и внутренних угроз.
  3. Между тем тактика обороны, в свою очередь, ориентирована на постепенный уход с рынка. Поэтому для предприятия не исключается и такой исход событий.
Автор статьи - Амина С.

https://bit.ly/3BmkV7B

Комментариев нет:

Отправить комментарий