Сервис «Работа.ру» в 2020 г. провёл опрос среди 3 500 трудоспособных жителей РФ. В фокусе исследования оказались причины увольнений и критерии, по которым люди отдают предпочтения, выбирая новое место работы.
31 % опрошенных в качестве главной причины увольнения назвали «нежелание работодателя повышать заработную плату». Также причинами послужили следующие факторы1:
- профессиональное выгорание, стресс или состояние здоровья – 15 %,
- отсутствие карьерного роста – 13 %,
- желание работать рядом с домом – 10 %,
- желание больше времени уделять личной жизни / семье – 7 %,
- конфликты с коллегами или начальством – 4 %,
- желание переехать в другой город / страну – 4 %,
- другое – 16 %.
При выборе новой работы, помимо вознаграждения, кандидаты обращают внимание на график работы, расстояние до офиса, надёжность и известность компании, перспективу карьерного роста, обучение и др.
Исследование проливает свет на то, почему в последнее время материальная мотивация перестала вдохновлять сотрудников. Причины, по которым люди меняют места работы и отдают предпочтения новым работодателям, часто лежат в области нематериальной мотивации персонала.
Вместе с трекером и экспертом по развитию бизнеса Юлией Баландиной мы попробуем развенчать мифы о нематериальной мотивации сотрудников на примере реальных кейсов в новом материале Yva.ai.
Миф #1 Нематериальная мотивация обходится компаниям бесплатно или очень дёшево
И да, и нет. Цена вопроса зависит от инструмента, который используют HR-ы для того, чтобы стимулировать сотрудников к работе. «Вспомним опыт Советского Союза, когда во всех предприятиях использовались социалистические соревнования», – предлагает Юлия Баландина, эксперт по развитию бизнеса, коуч, бизнес-тренер, трекер.
Люди бились за то, чтобы быть первыми. Тех, кто работал за десятерых и добивался максимальной производительности труда, называли «стахановцами». В честь Алексея Стаханова, советского шахтёра, который за смену в 14,5 раз превысил трудовую норму2.
Корпоративные конкурсы и сегодня пробуждают у сотрудников азарт к работе. В одной из компаний, в которой эксперт работала ранее, нужно было поднять продажи. Директор утвердила план продаж, а Юлия с коллегами предложили отмечать ежедневные достижения сотрудников эмоциональными мемами на стенде в столовой.
«Мы сделали специальные картинки-значки: «какашечка» доставалась тем отделам, кто план не выполнил. Значок «Ок» предназначался уложившимся в план. А для тех, кто сделал сверх плана, была картинка «Вау»», – со смехом в голосе вспоминает Юлия.
В течение трёх дней они проверяли выполнение плана продаж и в конце рабочего дня расклеивали значки в таблице «Результаты продаж». Таблица висела на видном месте, на доске объявлений в столовой. Сначала сотрудники вяло реагировали на происходящее. Но когда один отдел три раза словил «какашку», дело пошло. Коллеги начали по-доброму потешаться над ними – «самые какашечные ребята в нашем магазине». У отстающих взыграли эмоции.
«До обеда сотрудники спокойно работали, а после загоняли ко мне посланца. Он спрашивал: «Ну, что у нас там? Сколько мы наторговали»? Я смотрела в программе и озвучивала цифру. Если они не дотягивали до плана, то оставшиеся полдня активно работали, иногда не только догоняя план, но и перевыполняя его», – рассказывает Юлия.
Это была своеобразная игра. В компании не возникло войны между отделами. Наоборот, соревнование сплотило коллектив. Появились безобидные шутки. Работать стало веселее.
Вскоре отстающая команда уверенно вышла на стабильное «Вау». Продажи поднялись. Чтобы поощрить старание ребят, по окончанию каждого месяца участникам торжественно вручали сладкие призы. Топовая команда получала вкусный тортик, середнячкам доставались сладости, а отстающих подбадривали горьким шоколадом.
Конечно, расходы могут быть более существенными. Например, если вы захотите порадовать отличившуюся команду походом в кино или же наградить отдельных сотрудников ценными призами – ноутбуками, планшетами, мобильными телефонами и т. п.
Ещё один вид нематериальной мотивации, основанной на признании заслуг работника и соревновательном стимуле – участие в отраслевом чемпионате профессионального мастерства. Тут уже работодателю придётся потратиться. Основными расходами станут взнос за участие, командировочные (суточные, оплата проезда) и средняя зарплата конкурсантов.
Для большинства сотрудников важно, чтобы руководитель отмечал их достижения и благодарил за хорошую работу. Это вдохновляет людей и мотивирует добиваться высоких результатов. Признательность сотруднику можно выразить с помощью искренних добрых слов. Такой инструмент нематериальной мотивации при большой моральной ценности в финансовом плане абсолютно бесплатен для компании.
Об успешных сотрудниках можно рассказать в корпоративной газете, на сайте компании или в интернете. В душе каждому человеку хочется пережить свою минуту славы. Дайте людям возможность почувствовать себя звездой корпоративного ролика. Это не повлечёт за собой дополнительных трат.
Если бюджет позволяет, с благодарностью можно придумать что-то более грандиозное. Так в IT-компании Neti с 2018 г. действует бессрочный мотивационный проект «Скажи спасибо». Сотрудники могут выразить благодарность коллеге в специальной группе корпоративной соцсети Yammer. Для этого нужно выбрать адресата, написать ему «спасибо» и коротко рассказать, за что ты благодарен.
За каждую «спасибку» получателю начисляется один бонус (1 бонус = 100 ₽). Также бонусы предусмотрены для активных благодарителей. Накопленные бонусы можно обналичить и потратить на билеты в кино, гаджеты, хобби и т. п. Купить на «спасибо» можно всё, что пожелаешь, кроме алкоголя и продуктов питания3.
Мотивировать людей можно профессиональными курсами или мастер-классами по интересам. Создание комфортной зоны отдыха для сотрудников с кофемашиной, массажными креслами и столами для настольного тенниса тоже относится к инструментам нематериальной мотивации. Разумеется, эти методы уже влекут за собой немалые траты.
«На сегодняшний день существуют даже компании (в основном это IT-сфера и в первую очередь легендарный Google), в которых затраты на пакет нематериальной мотивации превышают затраты на прямую оплату труда рядовых сотрудников»4, – комментирует Алексеева Галина, HR-эксперт, коуч, бизнес и карьерный консультант.
Миф #2 Нематериальная мотивация имеет более пролонгированный эффект, чем материальная
И это… правда! По мнению Елены Устюговой, руководителя группы повышения операционной эффективности КПМГ в России, повышение зарплаты приводит к росту мотивации и производительности труда, только если она изначально значительно ниже рынка.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что эффект от материальной мотивации в среднем длится около 4 месяцев. «Повышение заработной платы может привести к небольшому росту производительности, но эффект будет краткосрочным»5, – комментирует глава направления практики HR-консалтинга ANCOR Consulting Юлия Подоксёнова.
Результаты воздействия на персонал через нематериальные стимулы носят более длительный характер. Юлия Баландина приводит в пример ещё одну историю с технической работницей сети магазинов, в котором продавались товары для ремонта и благоустройства квартиры.
«Дело было в нулевых. В то время рынок испытывал сложность с техническим персоналом. Надо было очень постараться, чтобы найти адекватную и непьющую уборщицу, поэтому за таких сотрудников держались», – начинает рассказ Юлия.
Техничка, о которой пойдёт речь, относилась именно к таким. Сотрудница была старожилой компании, но за ней водился один «грешок». К уборке женщина относилась недобросовестно, создавая видимость чистоты.
Она загоняла мусор в места, которые не бросаются в глаза. Спокойно могла замести грязь под коврики для ванной или тумбочки в выставочном зале. Неприятности для неё наступали со старта распродаж.
«Люди с удовольствием брали мебель с витрины со скидкой, но когда из под комода или стеллажа тянулась паутина с собранным в ней мусорорм, приправленным пылью, неприятно делалось всем. Некоторые покупатели даже отказывались от мебели, но чаще требовали дополнительную скидку», – рассказывает Юлия.
На техничку было сложно повлиять. Основатели бизнеса и директор по магазину пытались с ней проводить моральные беседы, взывали к совести. Её лишали премиальных, из которых в основном и состояла зарплата уборщицы. На неё ругались и даже кричали. Всё было бесполезно.
В итоге, нерадивую сотрудницу уволили, но на этом история не заканчивается. Так как на должность технического специалиста народ шёл неохотно и не отличался трезвостью, было решено её вернуть. Эпопея со скандалами из-за мусора под мебелью продолжилась, но ровно до дня рождения уборщицы.
«А в день рождения произошло её волшебное преображение. В этот день в офисе случайно оказался основатель бизнеса. И мы уговорили его присоединиться к поздравлениям. Он согласился с условием, что просто постоит и говорить ничего не будет. Его присутствие произвело неизгладимое впечатление на сотрудницу – сам владелец пришёл её поздравить», – вспоминает Юлия.
С этого дня уборщицу как подменили. Больше мусора не было нигде. Убираться она стала досконально. И самое интересное – человек начал по-настоящему болеть за общее дело. Она могла, например, подойти к продавцу и аккуратно сказать, что он не вежливо с клиентом общался. Могла сделать замечание дворнику, если он вдруг что-то не дочистил или оставил неудобным подход к магазину.
Миф #3 Нематериальная мотивация не работает. Это блажь, а не необходимость. Без неё вполне можно обойтись
А вот это неправда! Истории о неработающей нематериальной мотивации обычно идут из компаний, где зарплата сотрудников существенно ниже среднерыночной. «В таких условиях нематериальные способы поощрения, скорее всего, будут давать обратный эффект и вызывать реакцию: «И зачем это нам? Лучше бы просто денег дали»», – объясняет Галина Алексеева.
В остальных случаях нематериальная мотивация может не работать из-за неправильно выбранного стимула или ошибках в его реализации.
https://cutt.ly/X2ylQUS
Комментариев нет:
Отправить комментарий