Лидерство
Лидерство - способность вдохновлять группу на достижение целей
Лидерство - это НЕ Менеджмент:
- Менеджмент - способность справляться со сложными ситуациями: хороший менеджер создает порядок и логичность путем разработки формальных планов, создания четких организационных структур и контроля достижения запланированных результатов.
- Лидерство - способность справляться с переменами: лидер устанавливает направление движения путем создания картины (видения) будущего, после чего организует людей, сообщая им данное видение и вдохновляя их на преодоление препятствий и достижение целей.
Лидерство - это НЕ Власть:
- Власть - это способность человека А влиять человека Б таким образом, что Б вынужден делать что-то не являющееся его целью и лежащее за пределами его интересов -> /функция ресурсов и зависимости/ - Лидерство - это способность вдохновлять группу на достижение целей -> /функция доверия/
Лидерство - это НЕ Менеджмент:
- Менеджмент - способность справляться со сложными ситуациями: хороший менеджер создает порядок и логичность путем разработки формальных планов, создания четких организационных структур и контроля достижения запланированных результатов.
- Лидерство - способность справляться с переменами: лидер устанавливает направление движения путем создания картины (видения) будущего, после чего организует людей, сообщая им данное видение и вдохновляя их на преодоление препятствий и достижение целей.
Лидерство - это НЕ Власть:
- Власть - это способность человека А влиять человека Б таким образом, что Б вынужден делать что-то не являющееся его целью и лежащее за пределами его интересов -> /функция ресурсов и зависимости/ - Лидерство - это способность вдохновлять группу на достижение целей -> /функция доверия/
Теория личных качеств
Теория личных качеств (trait theory) различает в человеке лидера при наличие в его персональности определенных качеств и характеристик.
Теории личных качеств в общем случае НЕВЕРНЫ, не имеют доказательств и не подтверждаются исследованиями.
Однако выявлены некоторые персональные черты, которые в некоторой степени встречаются в лидерах чаще, чем в других людях, не обладающих лидерскими способностями:
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (emotional intelligence) - в большей степени, чем IQ, опыт и знания или любой другой отдельный фактор - может предсказать, кто станет лидером!
Теории личных качеств в общем случае НЕВЕРНЫ, не имеют доказательств и не подтверждаются исследованиями.
Однако выявлены некоторые персональные черты, которые в некоторой степени встречаются в лидерах чаще, чем в других людях, не обладающих лидерскими способностями:
- амбиции и энергия
- желание быть лидером
- честность и прямота
- самоуверенность
- интеллект
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (emotional intelligence) - в большей степени, чем IQ, опыт и знания или любой другой отдельный фактор - может предсказать, кто станет лидером!
Поведенческие теории
Поведенческие теории выделяют два вида поведения человека:
Поведенческие теории предполагают, что доминирующие поведение является тем фактором, который позволяет выявить потенциального лидера.
Однако поведенческие теории не принимают во внимание фактор ситуации, который влияет на успех или провал деятельности лидера
- поведение, ориентированное на людей (отношения между людьми)
- поведение, ориентированное на задачу (наибольшее внимание оказывается факторам, содержащимся в выполняемой задачи)
Поведенческие теории предполагают, что доминирующие поведение является тем фактором, который позволяет выявить потенциального лидера.
Однако поведенческие теории не принимают во внимание фактор ситуации, который влияет на успех или провал деятельности лидера
Модель Фидлера
Данная модель является продолжением поведенческой теории, однако уже принимает во внимание фактор ситуации.
Согласно этой модели тип поведения, наиболее подходящий для лидера, зависит от степени контроля лидером общей ситуации. Так, в условиях низкой и высокой степени контроля лучше действуют лидеры с поведением, ориентированным на задачу. В условиях умеренного контроля лидеры с поведением, ориентированным на людей, более эффективны.
Степень контроля над ситуацией, в свою очередь, определяется состоянием следующих факторов:
Можно подобрать лидера, подходящего для данной ситуации, а можно изменить ситуацию, в зависимости от типа лидера
Согласно этой модели тип поведения, наиболее подходящий для лидера, зависит от степени контроля лидером общей ситуации. Так, в условиях низкой и высокой степени контроля лучше действуют лидеры с поведением, ориентированным на задачу. В условиях умеренного контроля лидеры с поведением, ориентированным на людей, более эффективны.
Степень контроля над ситуацией, в свою очередь, определяется состоянием следующих факторов:
- Отношения с Членами Группы (ОЧГ): степень уверенности, доверия и уважения членов группы по отношению к своему лидеру
- Структурированность Задач (СЗ): Степень детализации и структурированности задач, выполняемых группой
- Должностные Полномочия (ДП): Степень влияния лидера на принятие решений по найму, увольнениям, продвижениям и повышениям зарплаты.
Можно подобрать лидера, подходящего для данной ситуации, а можно изменить ситуацию, в зависимости от типа лидера
Последователи и Пас-гол теория
Независимо от того, что делает лидер, эффективность зависит от действий его последователей. Последователи критичны! Лидерство - есть интерактивные взаимоотношения.
С этим мнением созвучна пас-гол теория:
Роль лидера помогать последователям в достижении их целей, указывать нужное направление и обеспечивать необходимые условия и поддержку, следя за тем, чтобы эти цели были совместимы с общими задачами группы или организации
Пас-гол теория выделяет два типа ситуационных переменных (см. рисунок) - те, что не подвластны контролю сотрудников (факторы окружения) и те, что являются характеристиками их персональности (факторы персональности подчиненных).
Лидеры могут/должны быть гибкими, и один и тот же лидер может демонстрировать разные типы поведения (лидерские стили) в зависимости от ситуации
С этим мнением созвучна пас-гол теория:
Роль лидера помогать последователям в достижении их целей, указывать нужное направление и обеспечивать необходимые условия и поддержку, следя за тем, чтобы эти цели были совместимы с общими задачами группы или организации
Пас-гол теория выделяет два типа ситуационных переменных (см. рисунок) - те, что не подвластны контролю сотрудников (факторы окружения) и те, что являются характеристиками их персональности (факторы персональности подчиненных).
Лидеры могут/должны быть гибкими, и один и тот же лидер может демонстрировать разные типы поведения (лидерские стили) в зависимости от ситуации
Транзакционные и Трансформирующие лидеры
Транзакционные Лидеры - лидеры, которые ведут или мотивируют своих последователей в направлении установленных целей путем прояснения ролей и требований задач
Трансформирующие Лидеры - лидеры, которые вдохновляют последователей переступать через своекорыстие и которые способны производить глубокое и незабываемое впечатление на своих последователей.
Харизматичный лидер - последователи приписывают героические или экстраординарные способности данному типу лидеров
- Пропорциональное вознаграждение: обмен вознаграждения на усилия, обещает поощрение за хорошие показатели, признает достижения
- Управление отклонениями (активное): ищет отклонения от правил и стандартов, осуществляет корректирующее воздействие
- Управление отклонениями (пассивное): вмешивается только в случае, когда стандарты не соблюдены
- Невмешательство: отказывается от ответственности, избегает принимать решения
Трансформирующие Лидеры - лидеры, которые вдохновляют последователей переступать через своекорыстие и которые способны производить глубокое и незабываемое впечатление на своих последователей.
- Харизма: наделяет видением и чувством мисси, внушает гордость, завоевывает уважение и доверие
- Воодушевление: вселяет большие надежды, использует символы для фокусирования усилий, выражает важные цели простыми и понятными средствами
- Интеллектуальное поощрение: поощряет интеллект, рациональность и аккуратность в принятии решений
- Индивидуальный подход: оказывает персональное внимание, использует индивидуальный подход к каждому сотруднику, учит, советует.
Харизматичный лидер - последователи приписывают героические или экстраординарные способности данному типу лидеров
Лидерские стили
В результате проведенного исследования были выявлены 6 лидерских стилей:
Каждый из этих стилей формируется на различных компонентах эмоционального интеллекта, оказывает различное влияние на атмосферу в коллективе и рабочий климат, и для каждого из стилей существуют ситуации, в которых тот или иной стиль лидерства наиболее эффективен.
Искусный лидер не ограничивается только одним стилем. Подобно игроку в гольф, выбирающему в зависимости от специфики удара и других обстоятельств наиболее подходящую клюшку, умелый лидер для достижения цели будет задействовать тот стиль лидерства, который наиболее эффективен в каждой конкретной ситуации
Каждый из этих стилей формируется на различных компонентах эмоционального интеллекта, оказывает различное влияние на атмосферу в коллективе и рабочий климат, и для каждого из стилей существуют ситуации, в которых тот или иной стиль лидерства наиболее эффективен.
Искусный лидер не ограничивается только одним стилем. Подобно игроку в гольф, выбирающему в зависимости от специфики удара и других обстоятельств наиболее подходящую клюшку, умелый лидер для достижения цели будет задействовать тот стиль лидерства, который наиболее эффективен в каждой конкретной ситуации
Принудительный лидерский стиль
Принудительный стиль лидерства имеет следующие характеристики:
- Образ действий лидера: Требует немедленного согласия и подчинения
- Фраза, отражающая стиль: "Делай, что я тебе говорю"
- Черты эмоционального интеллекта, лежащие в основе стиля: Жажда достижений, инициатива, самоконтроль
- Когда стиль работает лучше всего: Кризис, реструктуризация, санация или с проблемными сотрудниками
- Общее влияние на рабочий климат: Негативное
Авторитетный лидерский стиль
Авторитетный лидер умеет создать и довести до своих последователей видение - желаемое положение вещей в будущем. Четко и ярко обрисовывая конечные цели, он сохраняет за своими последователями гибкость в выборе средств для достижения этих целей.
Авторитетный стиль лидерства имеет следующие характеристики:
Авторитетный стиль лидерства имеет следующие характеристики:
- Образ действий лидера: Мобилизует людей для достижения видения
- Фраза, отражающая стиль: "Идем со мной"
- Черты эмоционального интеллекта, лежащие в основе стиля: Самоуверенность, сопереживание, катализатор перемен
- Когда стиль работает лучше всего: Когда перемены требуют нового видения или когда необходимо задать четкое направление
- Общее влияние на рабочий климат: Наиболее позитивное
Заботливый лидерский стиль
Руководитель, придерживающийся заботливого стиля лидерства, сфокусирован на людях и взаимоотношениях. Его основная цель - сделать сотрудников счастливыми и создавать среди них гармонию.
Заботливый стиль лидерства имеет следующие характеристики:
Заботливый стиль лидерства имеет следующие характеристики:
- Образ действий лидера: Создает гармонию и выстраивает эмоциональные связи
- Фраза, отражающая стиль: "Люди прежде всего"
- Черты эмоционального интеллекта, лежащие в основе стиля: Сопереживание, выстраивание взаимоотношений, коммуникации
- Когда стиль работает лучше всего: Когда необходимо "залатать трещины" в отношениях внутри команды или мотивировать людей в стрессовых ситуациях
- Общее влияние на рабочий климат: Позитивное
Демократичный лидерский стиль
Демократичный лидер призывает своих последователей принимать активное участие в принятии решений. Многочисленные собрания, обсуждения, направленные на достижение консенсуса среди всех членов команды, характерны для данного стиля лидерства.
Демократичный стиль лидерства имеет следующие характеристики:
Демократичный стиль лидерства имеет следующие характеристики:
- Образ действий лидера: Добивается консенсуса посредством всеобщего участия
- Фраза, отражающая стиль: "Что вы думаете по этому поводу?"
- Черты эмоционального интеллекта, лежащие в основе стиля: Сотрудничество, командное лидерство, коммуникации
- Когда стиль работает лучше всего: Когда необходимо вовлечь сотрудников в задачу/проблему или получить от них ценный совет
- Общее влияние на рабочий климат: Позитивное
Задающий темп лидерский стиль
Данный лидер задает чрезвычайно высокие стандарты, и сам показывает пример соответствия им. Он одержим потребностью делать вещи лучше и быстрее и требует того же от своего окружения. Он быстро определяет "отстающих" и требует от них большего. Если они не справляются, он просто меняет их на тех, кто удовлетворяет требованиям.
Задающий темп стиль лидерства имеет следующие характеристики:
Задающий темп стиль лидерства имеет следующие характеристики:
- Образ действий лидера: Устанавливает высокие стандарты деятельности
- Фраза, отражающая стиль: "Делай как я… живо!"
- Черты эмоционального интеллекта, лежащие в основе стиля: Добросовестность, жажда достижений, инициатива
- Когда стиль работает лучше всего: Чтобы получить быстрые результаты от высокопрофессиональной и замотивированной команды.
- Общее влияние на рабочий климат: Негативное
Наставнический лидерский стиль
Лидеры-наставники помогают сотрудникам определить их уникальные черты, сильные и слабые стороны и соотнести их со своими карьерными стремлениями. Такие лидеры поощряют сотрудников устанавливать долгосрочные цели по саморазвитию и помогают выработать план по их достижению. Руководителям, придерживающимся наставнического стиля лидерства, присущи отличные навыки делегирования, они назначают сотрудникам сложные задания, на которых те бы могли развиваться.
Наставнический стиль лидерства имеет следующие характеристики:
Наставнический стиль лидерства имеет следующие характеристики:
- Образ действий лидера: Развивает людей для будущего
- Фраза, отражающая стиль: "Попробуй сделать это"
- Черты эмоционального интеллекта, лежащие в основе стиля: Развитие других людей, сопереживание, самосознание
- Когда стиль работает лучше всего: Чтобы помочь сотрудникам улучшить показатели деятельности или развить долгосрочные компетенции
- Общее влияние на рабочий климат: Позитивное
Функции и методы лидерства
В применении к процессам формирования и реализации Стратегии лидер выполняет две основные функции:
Для реализации лидерских функции используются три метода:
- Во-первых, лидер должен обеспечивать совпадение целей возглавляемой им группы с целями организации. (Подгруппы могут вырабатывать собственные цели, несовместимые или конфликтующие с целями компании, в то время как для реализации поставленных перед организацией задач должна существовать единая система целей, которая принимается каждым в организации.)
- Во-вторых, лидер должен контролировать распределение "фокуса внимания" в группе. Проблемы, заботы, идеи, концепции, действия, которым участники уделяют основное внимание, серьезнейшим образом влияют на успешность организации в долгосрочной перспективе.
Для реализации лидерских функции используются три метода:
- Коммуникации
Лидер обеспечивает желаемое поведение окружающих за счет убеждения участников сфокусировать внимание на идеях и действиях, которые лидер считает важными. Коммуникации, возможно, являются главным механизмом лидерства. Лидер должен иметь четкое представление какой "месседж" он или она "несет в массы" - Ролевая модель
Действия самого лидера ясно дают понять, какие идеи он или она считают важными. Если президент компании считает проведение маркетинговых исследований критичными для разработки успешной стратегии, ему самому следует принимать активное участие в осуществлении данных исследований. - Система вознаграждения
Формируемая лидером система вознаграждения позволяет управлять "фокусом внимания" участников группы, а также сообщить участникам группы о приоритетах лидера
https://tinyurl.com/mr2t3t86
Комментариев нет:
Отправить комментарий