среда, 20 октября 2021 г.

Бюджет движения денежных средств: алгоритм составления

 

ОЛЬГА ВОРОБЬЕВА


Что хуже убытка? Только кассовый разрыв. В отличие от первого второй заметен сразу. Действительно, как не заметить, когда нет денег на зарплату, налоги и платежи поставщикам. Кроме того, именно несвоевременная оплата по долгам, а не отрицательный финансовый результат – причина банкротства. Предупредить подобное поможет бюджет движения денежных средств (БДДС). В статье рассказываем об особенностях его формирования.

БДДС – это

БДДС – это один из трех финансовых бюджетов. Кроме него есть еще:

  • бюджет доходов и расходов (БДР). Подробнее читайте о нем в статье «БДР» 
  • балансовый бюджет.

В БДДС отражаются плановые поступления и платежи, а также считается чистый денежный поток (ЧДП). Вместе с остатками по деньгам последний показывает либо профицит, либо дефицит денежной массы.

Главная цель составления БДДС – управление платежеспособностью компании. Из нее вытекают частные задачи:

  • обоснование необходимости привлечения и расчет величины дополнительных финансовых ресурсов (заемных средств);
  • осознание нерациональности текущих условий расчетов с контрагентами и их последующая корректировка;
  • создание информационной основы для план-фактного анализа денежных потоков и поиска причин нестыковки прогноза и реальности.

Как связать БДДС и БДР или откуда берутся данные

Сразу условимся: в статье мы исходим из того, что организация:

  • составляет БДР;
  • располагает информацией о том, кому и когда будет платить, от кого и в какой период ждать поступления. Данные о платежах не обязательно должны быть представлены в виде подробных графиков. Подойдут и средние коэффициенты инкассации, рассчитанные по прошлым периодам (об этом – далее).

Такие сведения – залог простого и максимально верного формирования БДДС.

В основе планирования денежных потоков – будущие доходы и расходы. Доходы лягут в основу притоков, а расходы – оттоков. Правда, важно помнить: это совсем не одно и то же. Вот некоторые различия.

 Таблица 1. Разница между доходами, расходами и денежными потоками

Критерий для сравнения

Доходы и расходы

Денежные потоки

Какой бюджет формируют

БДР

БДДС

В какой момент отражаются в бюджете

Когда у компании возникает право или обязанность на их признание. Например:

  • организация планирует в III квартале отгрузить продукцию конечному потребителю на 100 млн руб. Вся эта сумма попадет в доход данного периода независимо от оплаты;
  • предприятие спрогнозировало в БДДС начисление зарплаты работникам за июль. Выплата делится на две части: (1) аванс в июле и (2) остаток суммы в августе. Но в расходы включится полная величина, причем в бюджетных расчетах июля

Когда осуществляется платеж в пользу контрагента или поступает оплата. Наличный/безналичный характер и валюта расчетов не играют роли. Например:

  • план продаж на III квартал – 100 млн руб. Из них (1) наличными придет 10, (2) на расчетный счет поступит 60, (3) еще 25 заплатят за отгрузку в предыдущие периоды. Итого денежный приток составит – 95;
  • зарплата, налоги, проценты по кредитам и т.д. попадают в оттоки не в месяце их начисления, а в момент совершения платежа

Что включают/не включают

Включают «неденежные» составляющие. В числе доходов – это:

  • положительные курсовые разницы;
  • результат переоценки основных средств и нематериальных активов, когда он относится в прочие доходы, а не на добавочный капитал;
  • излишки, обнаруженные в ходе инвентаризации и т.п.

В числе расходов:

  • амортизация;
  • отрицательные курсовые разницы;
  • оценочные резервы (по сомнительным долгам, под обесценение финансовых вложений и снижение стоимости материальных ценностей) и т.п.

Не включают полученные и выданные авансы

Включают:

  • авансы полученные (увеличивают денежные притоки);
  • авансы выданные (формируют оттоки);
  • денежные операции, которые не относятся к доходам или расходам (выдача займов, возврат основной суммы долга по кредиту).

Не включают «неденежные» доходы и расходы

Какой итог формируют

Прибыль или убыток

ЧДП

Как связаны с НДС

Если БДР строится по тому же принципу, что его фактический «собрат» – отчет о финансовых результатах, то в статьях бюджета нет ни НДС к уплате, ни к возмещению

Если бюджет формируется по принципам бухгалтерского отчета о движении денежных средств, то НДС в БДДС «сидит» в строках:

  • «Прочие поступления» – для входных сумм от покупателей;
  • «Прочие платежи» – для налога, который перечислится поставщикам/подрядчикам в цене покупок

К чему ведет различие между доходами, расходами, денежными потоками

К возникновению дебиторской и кредиторской задолженности.

Например:

  • полученные авансы и остаток расхода, который не закрыт платежом – это кредиторка;
  • выданные авансы и доходы, под которые не пришли платежи – дебиторка

Приведенное в таблице определяет в том числе суть разницы между БДР и БДДС.

БДДС: как составить прямым и косвенным методом

Есть два подхода к формированию БДДС:

  • прямой. На основе плана по доходам и расходам из БДР, а также с учетом особенностей расчетов с контрагентами организация считает будущие поступления и платежи;

  •  косвенный. За базу берется прогнозный финансовый результат, а также изменения активов и обязательств из балансового бюджета. Путем корректировки первого на величины последних находят ЧДП. Затем считают плановые остатки денег.

Рассмотрим подробнее оба подхода.


БДДС прямым методом: форма и пример

Вот этапы составления такого бюджета.

Этап 1. Определяемся с начальным остатком денег

Это отправная точка. В идеале следует взять фактическое значение денежных средств в кассе, на расчетном, валютном и специальных счетах, которое сложилось на последний день, предшествующий бюджетному периоду. Например, на 31 декабря.

Однако есть очевидная сложность. Бюджеты готовятся заранее, поэтому узнать фактический остаток не выйдет. Он еще неизвестен. Можно остановиться на плановом значении из БДДС предыдущего года. Если оно не сильно отклоняется от реальности, то вполне сгодится. Когда разрыв между планом и фактом значителен, тогда откорректируйте план с учетом текущей ситуации.

Этап 2. Считаем поступления

Ориентируемся на значения выручки и прочих доходов из БДР, которые переводим в денежные потоки с помощью графиков платежей и/или коэффициентов инкассации.

Важно помнить также о разбивке поступлений на три группы:

  • текущие (операционные);
  • инвестиционные;
  • финансовые.

О том, что включает в себя каждая группа, читайте в статье «Анализ движения денежных средств компании».

Выручка участвуе тв формировании текущих поступлений, а прочие доходы – инвестиционных и финансовых. Обобщенная формула для расчета притоков выглядит так:

Рисунок 1. Формула для определения денежного притока в БДДС

Как определить значения первых трех слагаемых? Либо по графикам платежей, либо на основе коэффициентов инкассации.

Идеальный вариант – качественно сделанные графики с расписанными датами получения денег от контрагентов в соответствии с условиями договоров. Однако часто они не составляются вообще, либо формируются на срок короче периода бюджетирования.

Выходом становится расчет коэффициентов инкассации по фактическим данным предыдущего года либо квартала при условии, что система расчетов с контрагентами за это время не менялась. Ведь если вместо существовавшей ранее для покупателей отсрочки платежа теперь от них требуется аванс или предоплата, то ценность прошлых цифр – невелика.

Предположим, что изменений не было. Как тогда вычислить эти коэффициенты? Воспользуйтесь следующим алгоритмом.


Рисунок 2. Расчет коэффициентов инкассации для денежных притоков

Для большей точности разумно рассчитать несколько фактических значений коэффициентов, например, в поквартальном разрезе за год, а затем вывести среднюю величину.

Допустим, коэффициенты окажутся равными 0,6, 0,3 и 0,1. Значит, 60% дохода закрываются денежным платежом в текущем месяце/квартале, еще 30% приходят как аванс, а 10% – оплата отсрочки прошлых периодов. Умножайте их на плановые доходы текущего периода и найдете составляющие поступлений.

Этап 3. Вычисляем платежи

Логика расчета платежей – та же самая, что и для поступлений. Нужны:

  • разделение потоков на три группы по типам операций – текущие, инвестиционные, финансовые;
  • расчет сумм на основе расходов из БДР, инвестиционных и операционных бюджетов.

Инвестиционные и операционные потребуются, чтобы:

  • определить величину капитальных затрат, то есть приобретений основных средств и нематериальных активов. Кроме того, материалов и товаров. Их особенность в том, что они попадают в расходы в отсроченном режиме. Поэтому денежные оттоки по ним иногда формируются раньше расхода;
  • убрать амортизацию, ведь она – неденежный расход;
  • корректно разнести выплаты по периодам. Это зависит от типа платежа и вида контрагентов. Например, для зарплаты можно использовать упрощенное соотношение 50÷50, где первая половина – аванс текущего месяца, вторая – окончательный расчет следующего.

Увязка между расходами и денежными оттоками сложится по такой обобщенной зависимости:

Рисунок 3. Увязка между расходами и денежными оттокам

Для вычисления платежей в пользу поставщиков и подрядчиков также пригодятся коэффициенты инкассации. По аналогии с поступлениями считайте их по трем группам, а затем умножайте на плановые суммы приобретений.

Рисунок 4. Расчет коэффициентов инкассации для денежных оттоков

Этап 4. Считаем ЧДП и остатки денег на конец периода

Разница между плановыми притоками и оттоками определит ЧДП, который также считается в разрезе трех видов операций. Затем вычисляется общее значение чистого потока как сумма частных. Добавляйте его к начальному остатку из первого этапа – получите деньги на конец периода бюджетирования.

Важный технический момент: планирование начинайте с текущих операций, затем переходите к инвестиционным, а завершайте финансовыми. Это так, потому что дефицит денег чаще всего закрывается привлечением кредитов и займов. Они относятся к финансовым поступлениям. Чтобы понять, есть ли в них потребность и, если да, то в каком объеме, сначала определитесь с тем, что дают операционная и инвестиционная деятельность вместе взятые.

Пример статей БДДС, который сформирован прямым методом, смотрите на схеме. Также скачивайте его в формате Excel-таблицы.

Рисунок 5. Структура БДДС прямым методом: пример

БДДС косвенным методом: форма и пример

Здесь также выделим четыре этапа.

Этап 1. Берем за основу финансовый результат – чистую прибыль или убыток

Это итоговая строка БДР. В ней сводятся доходы и расходы по всем хозяйственным операциям предприятия. Именно с этого начинается первая проблема применения косвенного метода. Ведь нам требуется разграничить потоки по трем видам деятельности. Логично, что и финансовый результат следует разделить подобным образом.

С операционной составляющей все просто. По ней отдельно рассчитывается прибыль (убыток) от продаж. А вот выделение результата в части инвестиционных и финансовых операций в БДР, как правило, никто не делает. Как быть? Есть как минимум два варианта:

  • сделать дополнительные расчеты, вычленив из состава прочих доходов и расходов те, что относятся к инвестиционным, и те, которые попадают в финансовые. Если аналитика организована хорошо и/или подобных операций немного, то это недолгий процесс;
  • ничего не считать. При этом исходить из допущения, что чистая прибыль (убыток) – это результат исключительно операционной деятельности. Точность вычисления ЧДП в разрезе групп пострадает, однако получится сэкономить время.

Этап 2. Убираем влияние неденежных доходов и расходов

В таблице из начала статьи мы привели перечень таких составляющих. Выделяйте их в составе БДР или с помощью операционных бюджетов. Затем корректируйте чистую прибыль/убыток следующим образом:

  • неденежные расходы прибавляйте;
  • неденежные доходы вычитайте.

Этим вы упраздните их воздействие на финансовый результат и сделаете его ближе по значению к ЧДП.

Этап 3. Корректируем на изменения активов, за исключением денежных средств, и обязательств

Данный этап основывается на балансовом бюджете и сводится к тому, чтобы:

  • определить изменения по всем статьям за исключением «Нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)» и «Денежных средств». Это так потому, что они уже учтены. Первые – в составе чистой прибыли (убытка), от которой отталкиваемся. Вторые – в ЧДП, который вычисляем. Причем для амортизируемых активов расчет делается по первоначальной, а не по остаточной стоимости. Причина – влияние амортизации уже принято во внимание на предыдущем этапе. Не нужно дублировать его еще раз;
  • вычесть изменения активов;
  • добавить изменения пассивов.

С последними двумя пунктами опять возникает проблема разграничения между видами деятельности. Некоторые составляющие разносятся без труда. Например, изменения:

  • запасов – это текущие операции;
  • внеоборотных активов и краткосрочных финансовых вложений – инвестиционные;
  • заемных средств и собственного капитала – финансовые.

А как быть с дебиторской и кредиторской задолженностью? Ведь в их составе остатки по расчетам по всем типам операций:

  • по зарплате и налогам – текущие;
  • за поставку оборудования – инвестиционные;
  • по дивидендам – финансовые и т.д.

На этот случай есть два варианта решения, схожие с обозначенными выше:

  • углубиться в аналитику и разделить права требования и обязательства по видам деятельности;
  • отнести изменения дебиторки и кредиторки в полных суммах к текущим операциям.

Этап 4. Получаем ЧДП и добавляем его к остатку денег на начало бюджетного периода

В результате преобразований чистый финансовый результат превратится в ЧДП. Добавляйте его к остатку денег на начало периода, получите итоговый результат.

Пример статей БДДС косвенным методом мы привели на рисунке 5. Шаблон этого же варианта в табличной форме с графами временных отрезков есть в Excel-файле для скачивания.

Рисунок 6. Пример статей БДДС косвенным методом

В качестве итога скажем: очевидно, что прямой метод проще при формировании БДДС. В нем сложнее сделать расчетные ошибки и ему не требуются никакие допущения в отношении прибыли, дебиторки и кредиторки. Однако он плох с точки зрения анализа, так как не дает ответа на важный вопрос: в чем причина расхождений между финансовым результатом и остатками денег.

https://bit.ly/3BWb3B4


вторник, 19 октября 2021 г.

10 Web Design Trends for 2022

 Designers should be considering the impact of both light and dark—specifically white space and Dark Mode—when developing experiences for the Web next year.

That's among the key design predictions for 2022 explored in an infographic (below) from Red Website Design.

The piece covers 10 trends to watch, including technical considerations such as page load times and dynamic scrolling.

It also looks at why designing for the thumb—i.e., mobile-friendliness—will be more important than ever.


https://bit.ly/3n7Foqd

Целеполагание как ключевая проблема менеджмента

 Если не знаешь куда плыть, то любой ветер попутный.

После публикации предыдущей статьи, посвященной проблеме целеполагания на национальном уровне, завязалась дискуссия, в которой меня заинтересовали две точки зрения: (1) целеполагание отождествляется с маниловщиной, фантазией, которые вредят делу; (2) в ряду проблем российского менеджмента отсутствие целеполагания не самая большая из них. Поскольку здесь я намерен обсудить проблемы целеполагания на уровне предприятия, то рассмотрю и эти точки зрения.

Целевое управление

Под целеполаганием я понимаю ту часть системы управления организацией, которая обеспечивает постановку целей развития и отслеживает достижение целей. Чтобы понять значение системы целеполагания в управлении, полезно провести аналогию с технической системой, например, ракетой запущенной в цель. Датчики системы управления ракетой определяют положение цели. Вычислительная система определяет отклонение траектории ракеты от положения цели. После этого приводятся в действие двигатели, корректирующие курс ракеты. Аналогичные функции выполняет система целеполагания предприятия, которая обеспечивает определение целевых показателей, сбор информации о фактическом положении дел, определение отклонений от выбранного курса и инициирование принятия решений об устранении отклонений.

Согласование целей

Что же касается целевого управления компанией, то оно имеет более сложную организацию. Это связано с тем, что компания представляет собой общность людей, каждый из которых имеет собственные цели, не совпадающие с целями компании. Поэтому система целеполагания должна иметь механизмы согласования целей множества заинтересованных сторон. Главным инструментом согласования целей служат стратегические цели и стратегия. Именно на основе общности долгосрочных целей у людей формируется мотивация к сотрудничеству. Цели образуют иерархию …

Идеал

Верхний уровень целей – идеал, который выражается в форме миссии организации. Идеал определяет смысл того, чем занимаются люди в этой компании, “какой храм они строят”. К сожалению, этого понимания нет у сотрудников большинства предприятий. Поэтому смысл работы для них состоит лишь в добывании средств к существованию. Безусловно этот мотив не может вдохновить людей щедро отдавать свою энергию для достижения целей организации.


Стратегические намерения

Стратегические намерения выражаются как видение будущего компании. В отличие от миссии, видение связано с определенным горизонтом, например, 5 лет и отражает твердое намерение организации, достичь определенных рубежей в своем развитии. Хорошее стратегическое видение дает яркую, выразительную картину будущего, которое притягивает к себе сотрудников и вдохновляет их на работу с высокой самоотдачей.

Стратегическое видение формирует и распространяет в организации лидер, добиваясь того, чтобы сотрудники восприняли видение, как желанную для них цель.

Очень немногие руководители обладают способностью создавать и доносить другим стратегическое видение. В большинстве своем руководители компаний даже не подозревают, что формирование видения является главной задачей лидера. Это то немногое, что невозможно делегировать кому бы то ни было. Без этого ключевого звена в системе целеполагания компания уподобляется кораблю, капитан которого не умеет прокладывать курс; его корабль носится по волнам, отдаваясь на волю стихии.

Стратегические цели

Ясно сформулированные, измеримые стратегические цели фиксируют стратегическое видение и определяют систему координат, в которых движется компания. Стратегические цели определяют долгосрочные приоритеты, являются руководством для планирования на оперативном горизонте, обеспечивают основу для согласования целей различных подразделений.

Немногие российские компании имеют четко определенные стратегические цели. Даже если цели провозглашены, они чаще всего, не имеют связи со стратегическим видением и миссией компании. Наиболее распространенными видами целей являются целевые показатели выручки и прибыли. Однако, в отсутствие “верхних этажей” системы целеполагания – стратегических намерений и миссии – эти цели остаются не более чем пожеланиями, за которыми нет ясно сформулированной модели поведения компании на рынке и организационной концепции, с помощью которых должны достигаться финансовые результаты.

Стратегические проекты

Система целеполагания не заканчивается определением целевых показателей. Она включает и определение стратегических проектов, осуществление которых обеспечивает достижение поставленных целей. Мало определить цель, нужно разбить путь к цели на “кванты” и уметь оперировать этой “квантовой моделью” в управленческой деятельности.

Проектный подход к управлению продолжает оставаться terra incognita для огромного большинства российских компаний. Именно по причине отсутствия инструментов управления стратегией целеполагание многих компаний напоминает маниловские “проджекты”. Не случайно в среде “управленцев” сформировалась представление о том, что управление на основе целей – это маниловщина. Действительно, если у вас нет умения управлять движением к цели, то ваши цели не более чем мечты.

Оперативный контроллинг

Все, о чем мы говорили до сих пор, это стратегический уровень целеполагания. Но это не все, что необходимо для целевого управления. Система целеполагания организации состоит из трех компонент: стратегические цели и показатели (мы рассмотрели их выше), оперативные цели и показатели, а также цели и показатели деятельности сотрудников.


Оперативный уровень целеполагания обычно формируется в процессе годового планирования. Он включает целый ряд проекций: финансово-экономические показатели, показатели бизнес-процессов, показатели деятельности компании на рынке и другие. В “продвинутой” системе управления может быть 7-9 проекций, включая, например, цели и показатели в области управления знаниями и корпоративной культуры. Чем больше проекций объекта управления “видит” менеджмент, тем выше его способность улавливать “опережающие” сигналы и реагировать на изменения, которые еще только зреют. Высший пилотаж – это менеджмент в пространстве 9D.

В реальной жизни оперативная деятельность предприятия чаще всего оторвана от стратегического уровня управления – показатели годовых планов не связаны со стратегическими целями. Проекции же оперативного контроллинга ограничиваются финансовыми показателями (зачастую неполноценными и искаженными) и фрагментами показателей некоторых основных процессов. При таком уровне оперативного контроллинга пространство менеджмента ограничено размерностью не более чем 1.5D.

KPI

Показатели деятельности сотрудников, так называемые KPI, относятся к той части системы целеполагания компании, которая направляет каждого сотрудника к целям, согласованным с целями компании. Индивидуальные показатели позволяют измерить личный вклад сотрудника в достижение целей компании.

По моим наблюдениям, многие руководители компаний проявляют интерес к системе KPI в стремлении повысить результативность сотрудников и стимулировать их к более интенсивному труду. Проблема в том, что зачастую это делается в отрыве от остальных уровней системы целеполагания, рассмотренных выше. Показатели KPI “придумываются”, поскольку у компании не определена миссия, не сформулирована стратегия, не сформирована система показателей оперативного уровня. В этой ситуации KPI существуют “сами по себе” и не играют направляющей и стимулирующей роли, ради которой они создавались. Поэтому нет ничего удивительного в том, что после формального внедрения подобной системы KPI выясняется, что никаких положительных эффектов не выявлено, а появляются негативные явления в виде углубления демотивации сотрудников.

ИТОГИ

Как видно, при детальном рассмотрении, система целеполагания подавляющего большинства российских компаний находится на весьма низком уровне развития. Она не позволяет удерживать фокус деятельности компании на долгосрочных целях, не позволяет управлять приоритетами, не обеспечивает согласования целей подразделений и сотрудников с целями компании, не создает мотивации для интенсивного, творческого труда и профессионального роста людей.

Так ли значима эта проблема? Может быть есть задачи поважнее, чем построение системы управления, способной определять цели и достигать их?

Но в этом случае теряется смысл существования самой организации как целенаправленной системы. Она превращается в “эволюционную” систему, подобную природным, экологическим системам, вроде леса, озера, болота … Наверное, не случайно организацию, которая не определила (или забыла) смысл своего существования, где господствует застой, называют “болотом”.

Для компании, действующей на рынке, в условиях конкуренции, система целеполагания является центральным звеном системы управления. Она является стержнем стратегии, она определяет, какой должна быть организационная структура, бизнес-процессы, корпоративная идеология.


Стоит только вынуть этот стержень из системы, как она превращается в набор бесполезных фрагментов. Что при этом происходит с компанией хорошо известно. Вместо того чтобы двигаться вперед, как ракета, направленная в цель, компания существует в режиме “тушения пожаров”, преодолевает перманентные кризисы, борется за выживание. К сожалению, это удел очень многих компаний. Именно поэтому я называю проблему целеполагания ключевой проблемой российского менеджмента.

Для построения системы целевого управления в вашей компании пользуйтесь нашими вебинарами и учебными курсами;

  • Как создается стратегическое видение
  • Управление стратегией с помощью сбалансированной системы показателей
  • Целевое управление: BSC, KPI, контроллинг

Автор: Александр Кочнев

https://bit.ly/3aUUlq2


Учимся определять точку безубыточности

 Точка безубыточности определяет порог прибыльности от реализации товара и означает уровень цены, объема продаж и себестоимости продукта, при которых все издержки компании будут равны выручке от реализации (т.е. прибыль = 0). Точка безубыточности предприятия является контрольной точкой для разработки стратегии ценообразования, установления цены на товар, значений максимальных скидок и проведения ценовой дискриминации. Понятие точки безубыточности производства широко используется для защиты инвестиционных проектов, утверждения бизнес плана компании. По факту точка безубыточности показывает, каким должен быть объем продаж компании при прогнозируемом уровне затрат для получение нулевой прибыли от проекта.

При расчете точки безубыточности вы должны определить ее значение в денежном выражении (объем продаж или выручка) и в натуральном выражении (в единицах продукции). Иногда рассчитывают необходимый уровень маржинальной прибыли в точке безубыточности, который означает рентабельность продаж при текущих переменных затратах на производство.

В данной статье мы рассмотрим подробно понятие «точки безубыточности производства», покажем как найти и определить точку безубыточности предприятия на простом примере, а также раскроем особенности расчета точки безубыточности для непроизводственных видов деятельности: торговли и сферы услуг.

Как рассчитать?

Универсальная формула для расчета точки безубыточности выглядит следующим образом: P*X = FC+VC(X) и означает равенство выручки от реализации фактическим затратам компании. Описание основных показателей для расчета точки безубыточности:

Показатель в формулеОписание
Pфактическая цена продажи товара покупателю, может быть средней ценой продажи продукта (в случае, когда рассчитывается точка безубыточности для группы товаров)
Xколичество единиц продукции, которое необходимо произвести для достижения порога безубыточности продаж; другими словами это объем производства в натуральном выражении (в штуках, литрах, килограммах и т.п.)
FCпостоянные затраты — затраты, которые несет компания вне зависимости от того, какой объем товара она производит, такие затраты не изменяются при изменении объема производства; это все затраты, которые в любом случае будет нести компания (даже при нулевом объеме продаж); к ним относятся затраты на персонал (окладная часть), аренда помещений и любые организационные расходы компании; планируемый рекламный бюджет на развитие проекта, страховка, налоги и т.п.
VC(X)переменные затраты — затраты, которые необходимо понести компании для производства 1 единицы товара. Переменные издержки напрямую зависят от объема производства и изменяются при изменении объема продаж; это могут быть затраты на сырье и упаковку продукта, затраты на обслуживание производственных мощностей при их работе (электроэнергия), затраты на приобретение товара (для магазинов), транспортные расходы, сдельная заработная плата и % от продаж, премии сотрудникам, акции по стимулированию продаж, и т.п.

Существует несколько вариантов расчета точки безубыточности по данной формуле. Рассмотрим наиболее часто применяемые способы.

Первый вариант расчета: знаем затраты и объем продаж

На основе указанной формулы вы можете вычислить цену, при которой компания сможет достигнуть нулевой прибыли при имеющемся уровне затрат и плановом объеме продаж. В таком случае вы определите минимальный порог цены, который вам обеспечит достижение точки безубыточности проекта. Для того, чтобы рассчитать точку безубыточности таким способом, вам необходимо знать: постоянные расходы вашей компании, (переменную) себестоимость производства 1 единицы продукции и объем продаж, который вы планируете производить. Пороговое значение цены для нахождения точки безубыточности вы можете определить по формуле:

P = (FC+VC(X)) / Х, где VC(x) — это произведение себестоимости 1 единицы продукции и целевого объема продаж.

Приведем пример того, как рассчитать точку безубыточности первым способом: Мы разработали продукт с себестоимостью 5 руб и в ходе исследования рынка определили, что спрос на него составит 200 штук в месяц при условии, что стоить он будет 19 рублей. Именно такая цена является привлекательной для нашей целевой аудитории. Но нам необходимо понять, сможем ли получать доход от такой продажи? Нам необходимо рассчитать цену в точке безубыточности для проекта, зная что постоянные затраты будут составлять 1500 рублей.


Подставив в формулу имеющиеся данные мы получим: Минимальная цена = (1500+5*200)/200 = 12,5 рублей. Таким образом, при цене в 12,5 рублей наш проект станет безубыточным. Это значит, что цена в 19 рублей позволит получать нам дополнительную прибыль с продаж и будет выгодной для компании.

Второй вариант расчета: знаем цену и затраты

Данный вариант является наиболее распространенным в мировой практике. Чаще всего компания при запуске проекта знает цену, по которой рынок готов купить товар и по которой товар будет соответствовать своему рыночному позиционированию; а также знает постоянные и переменные затраты на развитие проекта. В таком случае нам необходимо определить объем, который позволит выйти на нулевую прибыль при имеющемся уровне затрат.Найти точку безубыточности в таком случае поможет формула:

X = FC / (P-VC), где VC — себестоимость 1 единицы продукции, Р — цена 1 единица товара, а FC — постоянные затраты проекта.

Приведем пример, как провести расчет точки безубыточности по второму способу в Excel. Предположим, мы открываем компанию по производству яблок. Мы знаем, что постоянные затраты нашего производства составят 1500 рублей, себестоимость 1 единицы будет 7 рублей, а цена отгрузки — 15 рублей. Нам необходимо рассчитать объем производства в точке безубыточности проекта — используем для этого формулу выше.


Подставив в формулу имеющиеся данные, мы получим: Объем производства в натуральном выражении= 1500 / (15-7) = 188 единиц. Умножив получившееся значение на цену — мы получим выручку, при которой наш проект станет безубыточным.

Третий вариант расчета: для сферы услуг и торговли

Данный вариант поможет определить точку безубыточности для сферы торговли (оптового, розничного, интернет — магазина) или для отрасли услуг. Если компания не является производственным предприятием, то рассчитать себестоимость 1 единицы товара для нее либо сложно, либо эти значения слишком разные, чтобы брать по ним среднее значение. Когда у торгового предприятия 1000 наименований по совершенно разной входящей цене, удобнее учитывать в расчетах целевую рентабельность продаж, а не фактические показатели себестоимости. Для отрасли услуг также удобнее рассчитывать точку безубыточности на основе целевой рентабельности работы.

Рентабельность продаж — это установленное соотношение между ценой товара и его себестоимостью. Другими словами компания определяет норму прибыли, которую он планирует зарабатывать с продажи товара (наценку на его себестоимость). Зная целевую рентабельность и постоянные затраты, можно определить необходимый размер выручки в точке безубыточности по следующей формуле:

S = FC / R, где S — выручка от продаж за период, R — целевая рентабельность продаж, а FC — постоянные затраты проекта.

Разберем на примере такой вариант расчета. Предположим мы решили открыть компанию по оказанию консалтинговых услуг. В связи с широтой понятия наших услуг нам очень сложно определить себестоимость 1 проекта, поэтому нам проще заложить в бизнес план целевую рентабельность по проекту. Мы решили установить норму рентабельности продаж на уроне 57%. Мы прогнозируем, что наши постоянные затраты в месяц будут составлять 280 000 рублей, а средняя цена услуги будет составлять 8 000 рублей.


Таким образом, используя нашу формулу мы можем определить точку безубыточности проекта: Целевой объем продаж = 280 000 / 57% = 491 228 рублей. Предположив, что средняя цена нашей услуги будет составлять 8 000 рублей, нам для окупаемости проекта необходимо получать по 61 клиенту в месяц (491228 / 8000 = 61).

График точки безубыточности

Определить точку безубыточности проекта можно также графическим методом. Для того, чтобы построить график для нахождения точки безубыточности вам необходимо знать: уровень постоянных затрат, себестоимость 1 единицы товара и цену продажи 1 единицы товара. Затем вы должны построить 2 кривых. Первая кривая будет являться суммой всех издержек компании (и зависеть от объема производства): y = FC+VC(x). Вторая кривая будет означать выручку от продажи товара, которая будет зависеть от объема производства компании: y = px.


Пересечение двух данных кривых и будет являться точкой безубыточности проекта.

https://bit.ly/3n2rJAI


50 Profitable Side Hustle Ideas

 

Rawpixel | Getty Images

You know how to do something people would hire you for, but only if they know you are available.

If you're looking for ways you can earn a few extra bucks with a side hustle, you'd likely encounter hundreds of strategies for make some money. However, depending on your unique needs and your skills, earning a respectable amount of cash, and doing it quickly, might be well within your reach. 

No matter where you're from or what you do for a living, thanks to the conveniences afforded to us by the internet, making money is no longer a constant and never-ending struggle. With the proverbial world at our fingertips, as long as you know how to tap into the vast amount of opportunities found in the digital ether of cyberspace, you can earn some extra income, even if you're in a tight bind. 

Some of the strategies listed below offer a quick fix for making some money, others will take a sizable investment of your time. Either way, select a method that fits within your skill set and ensure that you deliver a serious amount of value. At the end of the day, that's what it's all about.

1. Sell items on  or .

One of the surest ways you can make cash if you're in a bind is to sell items on Ebay or Craigslist. Any used items like furniture, household appliances, collectibles or anything else that you're just not using or is collecting dust, can be sold online to make some money. If you're serious about this, you can even do it professionally for others and collect a small commission for each sale. Take quality photos and write a good description and you'll be in great shape. 

2. Recycle used smartphones on Gazelle.

I've sold a few used smartphones on Gazelle and it's a no-hassle way of making some cash if you have an old iPhone or Samsung  or another device sitting around. While you won't get top-dollar for it, you will be able to get a little bit of cash that might just help you out depending on your financial situation.

3. Drive for Uber or Lyft.

One of the most widely available ways for making money is to drive for Uber or Lyft. The  has quite literally exploded, and both Uber and Lyft are at the forefront. The best part? You can turn on and off your availability through these networks with the simple click of a button, effectively allowing you to make money no matter what time of day or night it is.

4. Deliver for PostMates.

Another option for earning a side income is to deliver for PostMates. Similar to working for Uber and Lyft, you can work whenever you want. While the pay might not be enormous, you do have the ability to earn tips. If you're in a highly-trafficked area such as Los Angeles or New York City, this is a great way to earn some cash and you don't even need a car.

5. Rent your spare room on Airbnb.

AirBnB offers a great resource for people that are willing to rent out a spare room or even their entire home. If you're in a bind for some fast cash, AirBnB offers you an avenue for creating an income. You'll get paid 24 hours after a guest checks in, which is to avoid any problems or potential scams that might arrive. Some people earn their primary income just by renting out rooms or homes on AirBnB.

6. Manage social media for small businesses. 

Many small businesses need a social media manager and simply don't have the time nor the expertise to be constantly posting on  like Facebook, Instagram,  or Twitter. Take it upon yourself to contact local businesses and offer up your services for a contracted monthly fee. This is an easy way to make money no matter where you live.

7. Answer questions on JustAnswer.

Websites like JustAnswer pay you to answer professional questions. If you have a high-level skill such, as experience in law, medicine or information technology, you could get paid to help others navigate certain topics or areas of contention that they might be faced with in life.

8. Sell services on Fiverr.

Fiverr helped give birth to the Gig Economy. Although services start out at $5, some Fiverr sellers are earning six-figure-plus revenues annually. You can sell just about anything on this platform, but to succeed and become a Super Seller, you need to deliver massive amounts of value, even at those lower price-points.

9. Do micro-jobs on Mechanical Turk.

's Mechanical Turk platform is one way you can earn money, though it won't make you rich by any measure. However, if you're looking to take on micro-jobs that can be done in a few minutes each, by stringing them together, you could earn some cash that might help you out if you're in a bind.

10. Tutor over Skype.

You can tutor people over Skype, no matter where you might live. This is great, especially if you're a digital nomad and you're looking to earn more money than the local job market can potentially provide. Tutor people from the U.S. or U.K. if you're traveling through Asia or another low-cost-of-living country around the world.

11. Get a part-time job.

Okay, so maybe you need some cash and you already have a full-time job and you're just not comfortable making money online or trying to hustle with some web-based project. You could get a part-time job. You can kiss your social life goodbye, but it's certainly a more guaranteed additional stream of income.

12. Start a blog.

Okay, so you won't make money that fast with a blog. But, if you start a blog and deliver enormous amounts of value, you could set yourself up with a platform for ending a tremendous amount of passive income. This is something you can easily build on the side with just a few hours of work per week, but you need to stay consistent and post great content regularly.

13. Create an online course. 

Create an online course with a platform like Udemy or Teachable and leverage some of your skills to create a healthy income. Depending upon how much time you invest in your course, you could make a substantial side revenue stream by creating courses that deliver tremendous amounts of value.

14. Build a sales funnel with ClickFunnels.

As an online marketer and a software engineer, I am obsessed with sales funnels. However, many people struggle with creating the proper funnel that converts. It takes a high degree of technical and marketing knowledge. However, ClickFunnels, a SaaS business with over 40,000 customers, which was started by Russell Brunson, takes all the guesswork out of that. Build a sales funnel and automate your selling with a platform like this.

15. Write an ebook.

I've long been drawn to the passive income supplied by creating an ebook and publishing an accompanied print-on-demand paperback. By using platforms like KDP and CreateSpace, both by Amazon, you can create an easily create and sell an ebook that costs nothing to produce, and a paperback that earns you money only when it sells, removing much of the prior friction it took to get published.

16. Produce an audiobook.

Use a platform like ACX to create and sell audiobooks on platforms like Audible and iTunes. If you have a great idea for a non-fiction audiobook where you can teach a difficult skill like stock trading, foreign currency investing, accounting, online marketing or others, you can easily create a five-figure monthly income with the right volume of audiobooks.

17. Become a personal chef.

Are you a good cook? You could become a personal chef and prepare meals for other people. You could easily market your services on social media or even go all out and build yourself a website. There are also plenty of websites you can use to market your services such as HireAChef.

18. Do mystery shopping.

Companies of all kinds are looking for mystery shoppers. Mystery shoppers buy in secret, documenting their experiences with the retailer. This can be done at a physical store or an online store. If you do a simple search on becoming a mystery shopper, you can likely locate several services that will assist you. Or, you can simply contact companies directly to pitch your mystery shopping services to them.

19. Walk dogs.

Almost anyone can walk dogs. If you live in a dog-filled neighborhood, create a few flyers on your computer and slip them into mailboxes. Identify yourself as a dog walker and pitch your price. Build up a steady stream of clients and your dog-walking service will grow over time.

20. Babysit or become a nanny.

If you need to make some quick cash, you could always start babysitting or even become a part-time nanny. You use a variety of sites to do this like Care.com or SitterCity or even post your services on social media sites. You'll get vetted and rated for your services, so be sure to provide a top-notch experience.

21. Clean houses.

Housekeeping is always an option. There are loads of private families and home owners that are renting out their homes on a short-term basis that need housekeeping or house cleaning services. You can list your services on a site like HouseKeeper.com and many others to promote yourself.

22. Participate in marketing focus groups.

Marketing companies are always holding focus groups to study the consumer's response to products, services and advertisements across a variety of mediums. I used to participate in these studies often in college, and so can you. You don't need any special training to do it.

23. Have a garage sale.

You could always hold a garage sale to make some money by getting rid of excess clutter in your house. This is great if you have children that have outgrown toys or you simply have a large number of items that you're looking to part ways with. Post up some signs around town or advertise on Craigslist.

24. Create YouTube tutorials.

Although this isn't the quickest way you can make money with a side income, creating YouTube tutorials can help you earn a respectable amount of income as long as what you deliver is engaging and keeps people interested for long enough. You could also use free tutorials to upsell viewers on products and services you might be offering.

25. Sell technical services on Upwork.

I've used Upwork as a platform to hire graphic and web designers for a long time. But Upwork also provides a platform for accountants, lawyers and other professionals to earn money. Keep in mind that you're keeping with thousands of other service providers so getting this off the ground will take you some time.

26. Design logos on 99Designs.

If you're graphically inclined and you're get a programs like Photoshop and Illustrator, you could potentially compete for design work on 99Designs. However, you won't get paid unless your design is chosen as the winning design, meaning you need to be a very good designer to make income that's worthwhile here.

27. Become a personal shopper.

Want to shop for others? You could effectively become a personal shopper. If you live in an urban metropolis with concentrated wealth, then personal shopping services are in high demand in your area. Scour the web and other online resources such as ThumbTack to find people looking for personal shoppers.

28. Use TaskRabbit.

TaskRabbit links you up with people that are looking to complete specific tasks in your area. Tasks include things like lifting heavy furniture, assembling furniture and so on. You'll need to register and get vetted but it's a simple way you can make a bit of extra income.

29. Sell products on Etsy.

Use Etsy to sell crafts or other home-made items. Etsy is one of the largest resources for selling handmade goods on the internet. You could also sell digital items such as digital posters that can be printed out.

30. Teach a language.

If you know a second language, and you're well-versed enough in it, you could teach it to others. You can even teach English to students, or if you're traveling as a digital nomad, you could teach English as a second language in your country of choice.

31. Wash and detail cars.

Wash and detail cars in your area. Hand out fliers in your neighborhood or post on social media offering your services. Mobile car washing and detailing has become a relatively lucrative business in more upscale neighborhoods.

32. Open a Mobile Pet Grooming Service

Try your hand at pet grooming. Purchase and outfit a mobile van so that you can groom pets on the go. This does require a small investment, but it's a side job you could enjoy when you have spare time.

33. Start a food truck.

Purchasing a food truck requires a substantial investment, but the food truck business is growing significantly. Location and cuisine choice is important. Be sure to do ample research before getting started.

34. Become a freelance article writer.

Write articles for other people. If you have a passion for writing, you could help out other bloggers or even become a ghost writer for a well-known author. Use sites like Freelancer, Upwork and others to advertise your services.

35. Personal training.

Find clients that you can help out to achieve their weight loss or fitness goals. Create meal plans or construct workout routines and you could make an admirable income for your efforts.

36. Give music lessons.

If you play the piano, guitar or another instrument, consider teaching others in your local area. Advertise online through social media or through your personal or professional networks.

36. Become an affiliate marketer.

Affiliate marketing is an extremely alluring industry. However, many affiliate marketers don't make much money. If you have the skills it takes to succeed in this arena, you could quite literally make a small fortune. But be careful not to get drawn into pie-in-the-sky hopes or dreams of making money without putting in much effort.

37. Do email marketing.

Email marketing is one of the most profitable forms of marketing that exists online. However, attracting subscribers and making a personal connection with them takes a good deal of work. Use platforms like LeadPagesAweberConstant ContactMailChimp and ConvertKit to get things off the ground.

38. Write resumes. 

Good at writing resumes? Use sites like LinkedIn and other professional sites to advertise your resume writing services. Do a few for free and grab some raving reviews, then watch your sales skyrocket.

39. Be an extra in movies.

If you're looking to make a few extra bucks without a major investment of your, try your hand at being an extra in a movie. There's a lot of sitting around and waiting, but the pay is good if you're in a production city like Los Angeles, New York, London or Vancouver.

40. Reduce your expenses.

Sometimes, making some extra cash can be done by cutting expenses. When was the last time you audited all your monthly expenses? How much is going out the door for that gym membership you don't use or those pricey lunches you have every day?

41. Start a GoFundMe Page.

Try raising some personal funds using GoFundMe. You can advertise your page to your network through social media, and if you can create a compelling enough story, you might just have enough takers that decide to help you out.

42. Sell your hair.

Have long hair? Why not sell it to make a few extra bucks? Advertise your hair for sale on a site like HairSellOn or any number of others that are out there.

43. Become a house sitter.

Become a professional house sitter and watch homes for people that go on vacation or have a second home and don't spend much time there. HouseSitter.com and Care.com both offer house-sitting jobs.

44. Teach driving lessons to students.

Are you a great driver? Why not get licensed as a driving instructor? You can advertise your services both online and offline, or use a site like Indeed.com to search for part-time driving instructor jobs.

45. Become a local tour guide.

If you live in a vacation destination, consider becoming a local tour guide. You could even offer your services for free and then ask for a tip at the end, drawing more people into touring with you.

46. Become a virtual assistant.

Virtual assistants are in high demand, but it only makes sense from an income standpoint if you have lots of free time and you're very organized. It also doesn't hurt to live in an area with a lower cost of living.

47. Do interior decorating.

If you have an eye for design, consider doing interior decorating for clients. Use a site like Houzz to advertise your services to the masses.

48. Sell on CafePress.

CafePress allows you to sell items that feature a digital design. If you're a great graphic designer, you could create a number of designs that would fit different formats such as shirts, hats and cups, and earn a commission when they sell.

49. Invest with LendingClub.

LendingClub is a peer-to-peer lending service that you can invest in. If you have some extra cash and you're looking to put it to use, you can leverage this platform to invest in businesses from a wide range of industries. Risk is cacluated for you using algorithms, and the more risk in an investment, the more potential for reward.

50. Create a smartphone app.

If you have some app development skills and you're proficient at Swift or Android-based development platforms, you could try your hand at creating a smartphone app. Obviously, this isn't a quick or easy way to make money, but could pay off big with the right idea.

https://bit.ly/3jA2RQ3