суббота, 27 августа 2016 г.

"Тектология" А.А. Богданова: основные различения

Картинки по запросу offshore ready: strategies to plan and profit

А.А. Богданов вводит основные различения, соответствующие идее и замыслу тектологии: «Первые попытки точно определить, что такое организация, привели к идее целесообразности… Идея целесообразности заключает в себе идею цели. Организм, организация имеют свою «цель» и «сообразно» ей устроены. Но цель предполагает кого-то, кто её ставит и реализует, существо сознательно-активное, устроителя, организатора… Эта… постановка вопроса… приводила к принятию личного творца, бога… С развитием науки, однако, выяснилось, что те соотношения, которые выражаются словом «целесообразность», могут возникать и развиваться вполне естественным путём… в природе существует объективная целесообразность. Она – результат мировой борьбы организационных форм, в которой формы… «более целесообразные» сохраняются: процесс естественного подбора. И само понятие целесообразности оказывается… только аналогией или, вернее, метафорой, способной вводить в заблуждение. Ясно, что оно не годится для научного определения организованности. Попытки формально определить организованность как гармонию, или соответствие частей между собой и с целым… просто замена слова «организованность». Надо выяснить, в чём заключено это соответствие… Биологи уже давно характеризовали организм как «целое, которое больше суммы своих частей»… Дело идёт об его жизнеспособности… В разъединённом состоянии части… обладают жизнеспособностью… настолько пониженной… но исследовать вопрос в таких сложных системах, как организм, и на таких относительных, трудно измеряемых величинах, как жизнеспособность, всего менее удобно; лучше начать с комбинаций более простых… рынок… Таково, например, элементарное сотрудничество… зависят от способа сочетания данных сил. В первом случае… целое оказалось практически больше простой суммы своих частей, во втором… её меньше. Первое обозначается как организованность, второе – как дезорганизованность. Сущность этих понятий сводится к сочетанию активностей… И всё-таки… некоторая парадоксальность остаётся… соединение активностей может уменьшить их практическую сумму… когда они друг другу противодействуют… взаимно «дезорганизуются». Но каким образом величины могут соединяться так, чтобы это увеличивало их практическую сумму?… Надо представить организуемые активности вместе с теми сопротивлениями, которые они преодолевают… Сопротивления… могут и изменяться в зависимости от условий самого сотрудничества… Дело сводится к отношениям между организуемыми активностями и теми сопротивлениями, на которые они направлены… наличные активности соединяются более успешно, чем противостоящие им сопротивления… Для целого сумма увеличивается на той стороне, на которой соединение более стройно, заключает меньше «противоречий». Это и означает более высокую организованность» /1989, т.1, с. 112-118/.
Тем самым, сознательно-активный, целеустремлённый вариант организационного действия А.А. Богданов рассматривает как более частный и не раскрывающий исходное явление организации чего-либо. Он делает акцент на «объективной целесообразности» как результате «борьбы организационных форм». Более того, он отказывается от необходимости использовать термин «целесообразность». Более удачным представляется ему опыт изучения организмов, у которых «целое больше суммы частей». Анализируя явления совмещения различных сил, активностей А.А. Богданов различает два противоположных результата совмещения – повышение и понижение суммарной активности.
Активность каждой части преодолевает сопротивление, а сопротивление зависит от условий сотрудничестваЧем меньше противоречий, которые приходится преодолевать, тем больше сохраняется активности. Организованность означает уменьшение и сниженное проявление противоречий. Но «противоречие» и означает также, что единицы, входящие в отношение друг с другом, сохраняют свою изолированность, закрытость для иного и самодостаточность(см. сх. 28):
 
Схема 28
Поскольку часть в целом теряет часть своей «автономности» и принимает бытие иного, другой части и самой целостности, то постоянство совместного бытия приводит к постоянности модифицированности исходного бытия и совмещения признаков «себя» и «иного» в пределах сохранности базовых признаков бытия или к бытию «в-себе» и «для-себя» (см. также: Анисимов О.С., 1997). Указанное преодоление противоречий как раз и связано с переходом от бытия «в-себе» как изолированного, к бытию «для-себя», сохраняющего предопределяющее начало «в-себе» бытия в новой целостности, в отличие от утери этого в бытии «для-иного» (см. сх. 29):
 
Схема 29
При совмещённом сохранении частей, когда появляется целое без разрушающих противоречий, части становятся обеспечивающими бытие друг друга, совмещая функции сервирующего и сервируемого. И тогда возможности целого становятся большими, чем сумма отдельных возможностей частей. На этом эффекте происходит качественный переход от систем деятельностей к сфере деятельностей, обладающей организмическими и механизмическими качествами. Подобный тип явления обсуждал и Маркс, анализируя природу рынка как взаимополезного обмена товарами. Отмеченная А.А. Богдановым «стройность» организованности также означает тип совмещения, когда части уже не противостоят друг другу.
Сложность подобного анализа осмысливается А.А. Богдановым в контексте относительности относимости содержания реальных явлений к типовым и обобщенным средствам анализа, вводимым при создании учения об «организации», а также конструктивной условности таких различений, как «активность» и «сопротивление».
«Понятие «активности вообще» или «энергии» генетически имеет основой именно активность человека; она впервые и стала объектом мышления… К животным понятие «активности» мы относим постольку, поскольку представляем их по образу людей. К стихийным явлениям идея «работы», а затем более общая и отвлечённая идея «энергии» применяется вследствие того, что в нашем опыте они оказывают на различные комплексы такое же изменяющее воздействие, разлагающее или комбинирующее, какое достигается человеческими усилиями. Это не надо понимать в том смысле, чтобы стихийная активность отождествлялась с нашей. Научное познание всегда имеет в виду глубокое различие… но и оно… исходным пунктом для выработки понятия энергии вообще брало и варьировало понятие трудового усилия… «Трудится» только человек, «работает» и домашний скот, и машина, и сила ветра… Энергия же охватывает и механическую работу, и все процессы, способные переходить в неё или из неё получаться… Когда какая бы то ни была активность, разлагающая или комбинирующая, направляется на определённые комплексы, она неизбежно встречает сопротивление… измеряется той суммой усилий… энергии, которая затрачивается на то, чтобы его преодолеть. Оно даёт нам некоторую характеристику самих комплексов; оно зависит от их состава… и от их строения, т.е. взаимоотношений между этими элементами… Но понятие «сопротивление» не является чем-либо особым и самостоятельным. Это та же активность… противопоставленная… Инерция материи… оказалась проявлением концентрированной в ней энергии… Таким образом, категории «активность – сопротивление»… обратимы… В этом смысле нет принципиальных различий в природе: между живым и неживым, сознательным и стихийным… элементы всякой организации… с организационной точки зрения, сводятся к активности – сопротивлениям. Само понятие «элементов» для организационной науки всецело относительное и условное: это просто те части, на которые сообразно задаче исследования понадобилось разложить его объект… никаких рамок анализу здесь поставить нельзя… Полной идеальной организованности в природе не бывает; к ней всегда примешана, в той или иной мере, дезорганизация… Нейтральный комплекс есть такой, в котором организующие и дезорганизующие процессы взаимно уравновешены… Для тектологии первые, основные понятия – об элементах и об их сочетаниях. Элементами являются активности – сопротивления всех возможных родов. … В тектологии сохраняет силу… идея относительности. Организованная система бывает таковой не вообще, а лишь по отношению к каким-либо определённым активностям, сопротивлениям, энергиям… по отношению к другим она может быть дезорганизованной, а третьим – нейтральной… Высокоорганизованным признаётся такой организм или коллектив, который способен преодолеть активности-сопротивления своей нормальной среды» /1989, т.1, с. 118-126/.
Мы видим, какие сложности испытывает А.А. Богданов при попытке использования естественного языка. Эти сложности преодолимы лишь в процессе создания специального, конструктивного языка, обладающего соответствующей базовой онтологией, парадигматической дифференциацией и правилами синтагматического семантического синтезирования (см. также: Анисимов О.С,, 1997, 2001, 2002), Гегель смог преодолеть подобные трудности за счёт введения «онтологии духа», развёртываемой псевдогенетически с содержательными дифференцировками на каждом переходе от уровня развитости к более высокому уровню развитости и при раскрытии механизма развития (см. также: Анисимов О.С. 2000). У него «энергия» порождается процессом разотождествления прежней самоотождествлённой формы бытия. Она сопровождает противостояние между соответствием морфологии форме бытия и возникшим несоответствием. Само возникновение несоответствия приписывается «активности» формы, её «духу» или духу, проявляющемуся на этом уровне развитости в этой форме. Активность выступает фундаментальной характеристикой духа, и она присуща духу на всех уровнях развития. Противоположность активности – «тождественность» бытия – является как бы инобытием активности, временной стабилизацией, кажущимся отсутствием активности. Тем самым, активности не обязательно нужен повод, внешняя причина, так как она обладает внутренним основанием своего происхождения, а внешний повод лишь маскирует подлинность причины (см. сх. 30):
 
Схема 30
Неслучайно развитие Гегель рассматривал как тип саморазвития.
Активность людей может быть охарактеризована лишь в сравнительном рассмотрении и в рамках псевдогенетической лестницы развития. Сама же эта «лестница» является результатом теоретического конструирования, тем способом мыслительного бытия, которым не владел А.А. Богданов. А Гегель своей онтологией, «системой» и обосновывал саму возможность подобного мышления, «метода». К. Маркс, склонный следовать этому методу и создавший замечательный образец мысли в своём «Капитале», не понял системы, не принял её и, поэтому, недопонял и содержания метода.
А.А. Богданову приходится проводить эмпирическое сопоставление активности людей с «активностью» животных и иных «объектов». Такими же эмпирическими выступают рассуждения о «работе», «энергии», «труде». Но он исходит из обобщающей идеи бытия «активности», атрибутами которой выступают разложение и комбинирование (см. сх. 31):
 
Схема 31
Эти два проявления активности, имеющие характер «структурации» и «деструктурации», соотнесены с морфологической определённостью частей и целого, самосохранность которых и порождает эффект сопротивления. Затрачиваемые усилия должны иметь свой источник, носителя. Именно он, поэтому, и затрагивает энергию. А.А. Богданов подчёркивает, что это усилие по преодолению сопротивления предполагает усилия по препятствованию и тоже является «активностью» (см. сх. 32):
 
Схема 32
 А.А. Богданов материи приписывает все энергетические характеристики, и она является «тем», что предстаёт как носитель, источник активности. Но остаётся скрытым объяснение активности бытия материи. Она лишь фиксируется. Ещё Аристотель отмечал, что активной является форма, а не материя. Вся история анализа активности была связана с тем, какую онтологию тот или иной мыслитель предлагал, и насколько она была удачно объясняющей, а также насколько обоснованной выступала сама процедура её введения. Методологическая рефлексия предстаёт здесь основной опорой для оценки точки зрения автора. А.А. Богданов такой рефлексии не даёт. Он предлагает лишь своё «видение».
И всё же эта рефлексия иногда «выходит наружу». Он анализирует понятие «элемент» организации. С одной стороны, элемент сводится к сумме «активностей-сопротивлений» (см. сх. 33):
 
Схема 33
Поскольку элемент, в свою очередь состоит из «микроэлементов», то каждый микроэлемент реализует обе функции – воздействия и защиты от воздействия, сопротивляется и проявляет активность во вне. Обе функционально различные формы активности присущи всем единицам.
С другой стороны, А.А. Богданов вводит зависимость объёма «части целого» от исследовательской задачи. Рамки ставит «исследователь» (см. сх. 34):
 
Схема 34
Сталкиваясь с затруднением и ставя перед собой задачу, исследователь в рамках определённой задачи и осуществляет разложение «объекта». Но наметив методологическую рефлексию, А.А. Богданов быстро возвращается к внутриобъектному стилю мышления, говоря о несуществовании «полной организованности» в природе. В то же время принцип относительности, имеющий рефлексивно-методологический источник, позволяет ему вводить не просто типы организованностей, а использовать эти типы как средства анализа, устанавливая типологически значимые особенности любой реальной организованности в зависимости от выбранных противостоящих ей «активностей-сопротивлений» (см. сх. 35):
 
Схема 35
Характерно, что задачей тектологии А.А. Богданов усматривает систематизацию опыта организации и поэтому считает тектологию эмпирической наукой.
«Методы всякой науки определяются прежде всего её задачами. Задача тектологии – систематизировать организационный опыт… это наука эмпирическая… Тектология должна выяснить, какие способы организации наблюдаются в природе и в человеческой деятельности; затем – обобщить и систематизировать эти способы; далее – объяснить их, т.е. дать абстрактные схемы их тенденций и закономерностей… определить направления развития организационных методов и их роль в экономии мирового процесса. Общий план этот аналогичен плану любой из естественных наук, но… охватывает материю всех других наук и всей жизненной практики… только со стороны метода, т.е. интересуется повсюду способом организации этого материала… Возникают огромные, исключительные трудности. Обобщение должно считаться с фактами бесконечно разнообразными… преодолевать и силу привычки… предрассудки специализации… К счастью, существует… математика. Она берёт все явления как величины и подчиняет их одним и тем же формулам… отвлекается от всего конкретного характера элементов, скрытых под его схемами… Так должна поступать и тектология. Её обобщения должны скрывать эту конкретность под безразличными символами… Само математическое мышление – процесс организационный… Сама тектология – единственная наука, которая должна не только непосредственно вырабатываь свои методы, но также исследовать и объяснять их; поэтому она и представляет завершение цикла наук. Вырабатывать подходящую символику… одно из основных условий успеха… Чтобы перейти в область собственно тектологии, надо отвлечься… заменить их безразличными символами и выразить связь их абстрактной схемой. Эту схему мы будем сравнивать с другими аналогично полученными схемами и этим путём вырабатывать тектологические обобщения… Индукция представляет три основные формы: обобщающе-описательную, статистическую и абстрактно-аналитическую. Все они применимы к явлениям организации – дезорганизации… Высшие ступени исследования достигаются методом абстрактно-аналитическим. Он устанавливает основные законы явлений, выражающие их постоянные тенденции. Средством для этого служит «абстрагирование», т.е. отвлечение, удаление усложняющих моментов; оно обнаруживает в чистом виде основу данных явлений… Реальное абстрагирование необходимо дополняется мыслительным… Когда же выяснены общие законы, то дедукцией даётся твёрдая опора для планомерной организационной деятельности – практической и теоретической… Полный расцвет тектологии будет выражать сознательное господство людей как над природой внешней, так и над природой социальной. Ибо всякая задача практики и теории сводится к тектологическому вопросу: о способе наиболее целесообразно организовать некоторую совокупность элементов – реальных или идеальных… Успех тектологических обобщений и выводов зависит прежде всего от правильного анализа… Тектология… соединяет экспериментальный характер естественных наук» /1989, т.1, с. 127-134/.
В рассуждении А.А. Богданова заложена двойственность. С одной стороны, он идёт путём естественных наук, фиксируяэтапы регистрации описаний, их эмпирического обобщения с помощью систематизации, выявления тенденций и рассмотрения их в «чистом» виде, построения абстрактных схем и объяснения «выделенных» замещений реальных описаний. Однако самое сложное и неудачно раскрываемое звено, этап на таком пути – создание абстрактных схем. Этот процесс реализует идею абстрагирования как «удаление усложняющих моментов». Поэтому и в практическом образце организационного действия, и в символическом, знаковом замещении морфология регистрированного, описательного лишь упрощается с выделением наиболее значимого для познания. Как происходит переход от первичного материала описаний, даже если он уже систематизирован, к знаковым замещениям – остаётся неясным. Но идея абстрагирования позволяет считать, что осуществляется замена эмпирического элемента элементом знаковой системы, рассмотренного вне связи с другими элементами системы, а связывание этих элементов идёт по критерию того же повторения «связей» в эмпирическом материале (см. сх. 36):
 
Схема 36
Абстрактные схемы не предполагают здесь введения нового типа содержаний, что и характерно для индукции по А.А. Богданову, тогда как именно введение, конструктивное полагание теоретических замещающих, новых содержаний и выступало сквозной линией обсуждений в немецкой классической философии и, наиболее отчётливо, обоснованно – у Гегеля, как переход к сущностному этапу познания. Менее осознанно, но отчётливо это было продемонстрировано и Марксом. Теоретическое обобщение предстаёт как внесение, скрепление со знаком нового типа содержания «вместо» эмпирического, описательного. При этом это содержание подчиняется тем требованиям, которые сформулировал Гегель в своём «методе», качественно преодолевающем зависимость от ситуативности и историчности, вносящим «псевдогенетичность» в псевдогегелевском раскрытии содержания понятий (см. сх. 37):
 
Схема 37
Математика вводит не только символы, знаки, но и конструктивные содержания, лишённые, правда, псевдогенетического их развёртывания. Сам А.А. Богданов отмечает, что в этих символических схемах осуществляется отвлечение от всего конкретного материала описаний. Но что стоит за последующим введением новых содержаний или, как говорил Гегель, теоретическим полаганием, он не обсуждает. Сами по себе знаковые средства остаются бессодержательными, если их не снабдить содержанием. Дело состоит не в введении «символики», а в конструктивно-онтологическом мышлении. А.А. Богданов как бы и имел это в виду, говоря о переходе к абстрактным схемам, о сравнивании абстрактных схем, так как сравнивать нужно что-то содержательное, а не сами мыслительные, точнее – языковые знаковые средства. Только тогда теоретическое мышление приводит к «законам».
Несмотря на поверхностный характер рассмотрения механизмов мышления, А.А. Богданов применяет все эти рассуждения к организационным явлениям, что является крайне значимым. Это и означает переход к содержательной почве методологии. Сами же организационные стороны и мышления, и действия обсуждал подробно уже Гегель, а фрагментарно – многие другие мыслители. Само учение Гегеля о «воле» является учением о внесении в первичную адаптированность и имитационное бытие момента внутреннего конструктивизма, усиленного и оформленного мышлением, снабженного возможностями языковой системы. Сам процесс внесения такой деформации опосредуется рефлексивной природой духа. Поэтому можно считать гегелевское учение о воле провозвестником учения А.А. Богданова, совмещающего познавательное и преобразующее отношение к реальности. Если Гегель усматривал во всей своей системе «рост духа» как самостановление и, следовательно, рост совмещения отражения и преобразования, то А.А. Богданов стремится изучить, а затем и практически использовать преобразующие возможности, выявленные в их познании. При этом он опасно распространяет этот принцип, не оговаривая его ограничения. Гегель же рассмотрел согласование обоих принципов: проявление воли и её ограничение исходя из её помещённости в «единое» – универсум и её основу – дух.
Огромное значение имеет внесение организационного момента в бытие познания, науки, философии, осуществляемого А.А. Богдановым.
«Всякий научный вопрос можно ставить и решать с организационной точки зрения, чего специальные науки либо не делают, либо делают несистематически… Организационная точка зрения вынуждает ставить и новые научные вопросы… Во многих случаях достаточно её решительного и ясного применения к той или иной задаче, чтобы сразу получилось новое освещение всех ранее известных фактов, а затем и новые выводы… В организованной системе каждая часть или сторона дополняет собой другие части или стороны… вопросы называют «философскими». В этом названии скрываются две идеи. Первая – что эти вопросы не подлежат ведению специальных наук; она вполне правильная. Вторая – та, что эти вопросы не имеют строго научного характера, не исследуются всецело научными методами, а какими-то особыми, «философскими». Она должна быть отвергнута… опыт всех наук показывает, что решение частных вопросов достигается лишь тогда, когда их предварительно преобразуют в обобщённые формы… отношение тектологии к специальным наукам: объединяющее и контролирующее… Методы всех наук для тектологии – только способы организации материала, доставляемого опытом… её собственные методы не составляют исключения… Для тектологии мораль – только предмет исследования, как организационная форма в ряду других… чужда морали как математика. Философия теоретическая стремилась найти единство опыта, а именно в форме какого-нибудь универсального объяснения… Для тектологии единство опыта не «находится», а создаётся активно – организационным путём… постоянная проверка её выводов на опыте обязательна» /1989, т.1, с. 134-140/.
Если научное познание подчинено ценности результата, «научного знания», то внесение организационного подхода означает рассмотрение знания лишь как результата организуемых познавательных усилий. В зависимости от способа познания и применяемых способностей, средств, как отмечали Кант, Гегель, получится тот или иной результат – «знание». Оно может быть ближе или дальше от «истины», что и предопределяет анализ способов реализациипознавательной функции. Тем самым, в немецкой классической философии, более явно, чем до неё, уже были созданы «технологические и теоретические» предпосылки к организационному мышлению (см. сх. 38):
 
Схема 38
Рефлексивная самоорганизация и любая форма организации познавательного процесса и любой деятельности человека, коллектива, является предпосылкой для слежения за ходом процесса, критического анализа и корректирования, а, следовательно, и постановки рефлексивных вопросов, могущих, как подчёркивает А.А. Богданов, опережать и приводить к новым целям, новым видениям ранее фиксированного. Он же подчёркивает, что организационная рефлексия весь процесс, деятельность и т.п. видит структурированно и потому может корректировать с направленностью на придание структурности разрозненному или недостаточно ставшему единым процессу(см. сх. 39):
 
Схема 39
Более поверхностно он анализирует философию. Подхватывая интегральную направленность в познании, А.А. Богдановне увидел механизма самоорганизации внутри философского познавательного отношения к реальности, механизма рефлексивной коррекции, о которой много размышлял Гегель. Это легко понимаемо при той незначительности внимания А.А. Богданова к механизмам мышления в функциональном поле познания. Если философия опирается на сложившееся многообразие наук, то она восстанавливает синтетическое знание не теми же способами, что и частные науки, с большой ролью эмпирического обобщения и созерцательности, формалистического или рассудочного конструирования теорий, что и критиковал Гегель у своих предшественников, а иными способами, с иной ролью мышления, рефлексии и критериев организации теоретического мышления (см. сх. 40):
 
Схема 40
Наука редко рефлектирует способы построения понятий, теорий, теоретического мышления. Философия, до Гегеля, рефлектировала это мышление несистематически и не полно. Но Гегель дал псевдогенетическую программу хода развития духа и обосновал подлинно научные формы мышления в теоретическом звене познания. Они стали внутренним «механизмом» самокоррекции в реальном теоретическом мышлении. Вопреки поверхностному пониманию Гегеля в ММК, методологи в нём (ММК) оформили огромный опыт рефлексии механизмов и процессов мышления, сложившийся в конце XIX и в первой половине ХХ в. (см. также: Анисимов О.С., 1996; Щедровицкий Г.П., 1995, 1997). В результате конструктивизм и замещающий характер абстракций, понятий, теорий был достаточно осознан, как и возможности своевременных поправок в ход мышления, придающий процессу и результату нужную определённость. Но сущность содержания этих результатов лишь подтвердила то, о чём говорил Гегель, а уровень понимания этой сущности остался более низким, чем достигнутый Гегелем (см. также: Анисимов О.С. 2000, 2001, 2002).
Поэтому рефлексивно осмысливаемое движение мысли Гегеля не противостоит установке на исторически конкретную организацию познавательного и практического процесса, деятельности. Оно подготавливает саму возможность критериально обеспеченного перехода к рефлектируемой, организованной практике. Именно методология и осуществила этот выход, разделяя онтологии и парадигмы языков отдельных наук и общей теории деятельности, предполагая философские основания в построении онтологии деятельности как особый тип сервиса (см. сх. 41):
  
Схема 41
В рефлексии целедостижения, деятельности и т.п. содержанием анализа прежде всего являются именно действия, а лишь вторично – моменты, стороны и т.п. единого действия. При предметизации научных исследований это единство расчленяется и оформляется в познании «сторон реальности». Философия восстанавливает единство знания и это осуществляет на абстрактном уровне, давая онтологические и категориально-понятийные ориентиры для научных исследований и рефлексии практики. Так как рефлексия целостно организуется за счёт введения деятельностного подхода, деятельностной онтологии и парадигматических различений, то языковые средства методологии, обслуживая рефлексию и, через неё, «практику», использует возможности как предметизированных наук, так и философии. Более систематическое изучение и структурное совмещение всех этих «слоёв» в пространстве рефлексии универсума деятельности было сделано нами в рамках «Московского Методолого-педагогического Кружка», ММПК.
Литература
  1. Анисимов О.С. Основы методологии. Т.1-2. М., 1994.
  2. Анисимов О.С. Акмеология мышления. М., 1997.
  3. Анисимов О.С. Гегель: мышление и развитие. М., 2000.
  4. Анисимов О.С. Метод работы с текстами и интеллектуальное развитие. М., 2001.
  5. Анисимов О.С. Язык теории деятельности: становление. М., 2001.
  6. Анисимов О.С. Онтологии в рефлексивном пространстве. М., 2002.
  7. Анисимов О.С. Маркс: экономическая онтология, метод мир деятельности. М., 2002.
  8. Богданов А.А. Тектология как организационная наука. Т.1-2. М., 1989.
  9. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995.
Анисимов О.С.
Источиник: Анисимов О.С.Организационные онтологии и анализ систем деятельности
(А.А. Богданов и современная методология). - М., 2002. п. 1.3.

среда, 24 августа 2016 г.

Принципы формирования ЦФО

Существует несколько принципов формирования центров финансовой ответственности (ЦФО) предприятия: по видам деятельности/бизнесам, по процессам/функциям, по группам продуктов/услуг, по группам покупателей, по каналам сбыта, по регионам.

Формирование ЦФО по видам деятельности

Если предприятие ведет деятельность в нескольких бизнес-направлениях, то каждая бизнес-единица («дивизион») в административной структуре рассматривается как ЦФО, имеющий статус центра прибыли или даже центра инвестиций. Это и понятно. Ведь каждый бизнес имеет своих клиентов, поставщиков, конкурентов, свои продукты или услуги, свою структуру доходов и расходов и значительные полномочия по управлению собственными ресурсами. Следовательно, это ЦФО, отвечающий, как минимум, за валовую прибыль по своему направлению деятельности. Как максимум, он может быть наделен полномочиями по принятию инвестиционных решений. И тогда он поневоле становится центром инвестиций.

Например, предположим, что в нашей компании Best Corporation торговые, производственные, логистические и монтажные подразделения со временем «отпочковались» от материнской компании и оформились как самостоятельные бизнесы, сотрудничающие между собой, но ведущие свою игру на свободном рынке. А почему бы и нет? Тогда мы получаем множественную бизнес-модель с четырьмя бизнес-единицами: торговый дом, производство, логистика и монтаж. Если при этом все обеспечивающие процессы (финансы, персонал и др.) со своими накладными расходами остались на уровне управляющей компании, то каждая бизнес-единица будет центром прибыли, т.е. отвечать за валовую прибыль от своей деятельности (выручка минус все прямые затраты).

Формирование ЦФО по процессам

В пределах каждого вида деятельности или бизнес-единицы ЦФО могут выделяться по типам бизнес-процессов, которые за ними «закреплены». Как это понять? Очень просто. Ведь, фактически, ответственность за исполнение тех или иных процессов несут структурные подразделения в административной структуре. Например, отдел маркетинга, отдел логистики, служба персонала и т.д. Стало быть, по этому принципу каждое подразделение может получить статус того или иного ЦФО. Например, отдел продаж становится ЦФО «Продажи», производственный департамент – ЦФО «Производство» и т.д. А может и не получить, если у него нет полномочий или возможностей влиять на свои финансовые результаты. Таким подразделениям приходиться довольствоваться почетным званием ЦФУ. Чаще всего, ЦФО и ЦФУ именно так и определяют, т.е. финансовую структуру как бы накладывают на административную и берут с нее «слепок» и затем просто меняют этикетку. Но это ошибка. Ведь существуют и другие измерения для выделения ЦФО, и финансовая структура может оказаться сложнее, чем административная.

Формирование ЦФО по продуктам

В рамках бизнес-модели предприятия могут существовать несколько продуктовых направлений. Тогда каждое из них может рассматриваться как центр дохода или центр маржинальной прибыли. Допустим, в нашем примере мы выделяем такие продукты, как «Сантехническое оборудование», «Инженерное оборудование», «Монтажные услуги». Замечательно. Тогда каждое из них можно было бы назвать центром дохода или прибыли и вести для них учет выручки или маржинальной прибыли (выручка от продажи данного продукта минус прямые переменные затраты на его закупку или производство). Управленческий учет усложняется. Ничего не поделаешь… Но тогда и в административной структуре должны быть лица, отвечающие за выручку или маржинальную прибыль от этих продуктов. Иначе это будет уже не ЦФО, а всего лишь ЦФУ.

Формирование ЦФО по клиентам

Если вновь обратиться к бизнес-модели предприятия, то можно увидеть, что его деятельность чаще всего направлена на обслуживание нескольких групп клиентов. Тогда по каждой из них можно сформировать соответствующий ЦФО. И они в финансовой структуре также будут рассматриваться как центры доходов или центры маржинальной прибыли. Например, мы знаем, что у нашего предприятия Best Corporation три целевые группы клиентов: строительные компании, бюджетные организации и физические лица. Прекрасно. Тогда формируем по каждой из них свой ЦФО при условии, что потом будет с кого спросить за доходы или маржу от этих групп клиентов. Например, в отделах оптовых продаж за строительными компаниями и бюджетными организациями могут быть закреплены свои менеджеры по сбыту, а за физических лиц отвечает специальное подразделение – Розничный отдел, т.е. свой небольшой магазинчик на территории предприятия. 

Формирование ЦФО по каналам сбыта

ЦФО могут быть образованы и в соответствии с каналами сбыта, если в административной структуре имеются подразделения или должности, отвечающие за работу с этими самыми каналами сбыта. Тогда в финансовой структуре они также будут рассматриваться как центры доходов или центры маржинальной прибыли. Например, у нашей любимой Best Corporation в соответствии с ее бизнес-моделью имеется пять каналов сбыта: прямые оптовые продажи в офисе, прямые оптовые продажи на выставке, тендерные торги, розничные сети, розничные продажи в офисе. За все процессы, связанные с оптовыми продажами (первые четыре канала) отвечают структурные подразделения Отдел городских продаж и Отдел региональных продаж, а за розничные продажи из офиса – Розничный отдел. Следовательно, эти подразделения можно рассматривать как ЦФО, отвечающие за свои каналы сбыта.

Формирование ЦФО по регионам

Очевидно, что ЦФО могут формироваться и по регионам, где компания осуществляет свою деятельность. Скажем, если у компании есть несколько филиалов в других городах или странах, то каждый их них будет центром прибыли. Если филиалов или представительств нет, то в административной структуре могут быть специальные подразделения, отвечающие за свои регионы. Например, Отдел городских продаж и Отдел региональных продаж. Тогда каждый из них будет центром доходов. Более того, внутри этих подразделений могут быть свои ЦФО, отвечающие за продажи в разных районах города или областях. 

В общем, мы видим, что вариантов формирования ЦФО по всем перечисленным признакам может быть много. Причем, эти признаки не исключают друг друга, а могут использоваться в разных сочетаниях. Например, продукты-клиенты, продукты-регионы, продукты-каналы сбыта, клиенты-регионы и другие. В итоге как бы на их пересечении могут возникать менее крупные ЦФО, входящие в состав более крупных. В этих случаях говорят о т.н. матричных финансовых структурах



Такое тоже возможно. Это полезно, так как мы получаем возможность отслеживать финансовые показатели по разным «проекциям» бизнес-модели и определять «слабые звенья» или, наоборот драйверы финансового успеха предприятия. Однако плодить мелкие ЦФО и детализировать без надобности финансовую структуру также не стоит, так как это приведет к резкому усложнению управленческого учета, что может оказаться непосильной задачей для предприятия.

Топ-15 самых влиятельных брендов 2016 года

Что такое бренд? И что делает его влиятельным? Чем дольше бренд продержится на рынке, тем лучше для него.
А чем больше людей знают о бренде, тем более успешным и влиятельным будет бренд. Узнаваемость бренда - ключевой фактор для его успешности.
Успешный и влиятельный бренд получает большую долю рынка, чем его конкуренты. И любой бренд будет искать все возможные способы для дальнейшего продвижения.
Влиятельные бренды существуют во всех секторах - технологии, автомобильный сектор, телекоммуникации, алкогольные напитки, розничная торговля, развлечения, финансовые услуги, элитные товары, рестораны и во многих других.
Но все влиятельные бренды имеют общие черты: узнаваемый логотип, лояльность клиентов, постоянство, аутентичность.
Ниже представлены 15 самых влиятельных брендов 2016 г.
15. Cisco
Cisco - американская транснациональная компания, разрабатывающая и продающая сетевое оборудование, предназначенное в основном для крупных организаций и телекоммуникационных предприятий.
Одна из крупнейших в мире компаний, специализирующихся в области высоких технологий. Изначально занималась только корпоративными маршрутизаторами.
Одной из особенностей бизнес-модели компании стала многоуровневая разветвленная система сертификации инженеров по компьютерным сетям.
Благодаря тому, что экзамены этой системы проверяют знание не только продукции Cisco, но и знание сетевых технологий и протоколов, многие организации, даже работающие на сетевом оборудовании других фирм, признают ценность профессиональных сертификатов Cisco.
В частности, сертификация на уровне эксперта (CCIE) является одной из самых известных и уважаемых в компьютерной индустрии.
В Cisco работают около 75 тыс. сотрудников на сегодняшний день.
14. BMW
BMW AG - это аббревиатура от Bayerische Motoren Werke AG - "Баварские моторные заводы". BMW - немецкий производитель автомобилей, мотоциклов, двигателей, а также велосипедов.
Фирма была основана Карлом Фридрихом Раппом в октябре 1916 г., официально промышленная компания BMW была зарегистрирована 20 июля 1917 г., но первоначально как производитель авиационных двигателей: Bayerische Flugzeug-Werke.
На сегодняшний день это ведущий автомобильный бренд класса люкс, которые является самым влиятельным автомобильным брендом в мире.
На сегодняшний день в компании работают около 116 324 сотрудников. В прошлом году стоимость бренда выросла на 4%. Стоимость бренда - $28,8 млрд, а доход - $82,8 млрд.
13. AT&T
AT&T - одна из крупнейших американских телекоммуникационных компаний и один из крупнейших медиаконгломератов.
Является крупнейшим поставщиком как местной, так и дальней телефонной связи в США, а также вторым крупнейшим провайдером беспроводных услуг в США. По данным на конец 2015 г., насчитывалось около 137,3 млн пользователей.
AT&T была основана в 1875 г. Изначально AT&T называлась Southwestern Bell Corporation.
Компания является ведущей в телекоммуникационном секторе, а стоимость бренда достигает $32,6 млрд.
AT&T тратит приблизительно $3,6 млрд на рекламу. В прошлом году стоимость бренда AT&T выросла на 12%.
В настоящий момент в AT&T работает 253 тыс. сотрудников.
12. Amazon
Amazon - американская компания, крупнейшая в мире по обороту среди продающих товары и услуги через интернет и один из первых интернет-сервисов, ориентированных на продажу реальных товаров массового спроса. Штаб-квартира расположена в Сиэтле (штат Вашингтон).
Компания Amazon.com была создана в 1994 г. американским предпринимателем Джеффом Безосом, а в 1995 г. был запущен сайт.
Компания была названа в честь реки Амазонки, самой полноводной в мире. Изначально на сайте продавались только книги.
В июне 1998 г. магазин начинает продавать музыкальные диски, а в ноябре того же года - видеопродукцию.
Позднее в ассортименте появились MP3-записи, программное обеспечение, видеоигры, электроника, одеждa, мебель, продукты питания и игрушки.
В настоящее время сервис Amazon.com охватывает 34 категории товаров, в том числе электронные книги, бытовую электронику, детские игрушки, продукты питания, хозяйственные товары, спортивные товары и многое другое.
У этой компании также есть филиалы за пределами США: в Бразилии, Канаде, Великобритании, Германии, Японии, Франции, Италии, Испании, Индии и Китае.
11. Samsung
Samsung Group - южнокорейская группа компаний, одна из крупнейших в Южной Корее, основанная в 1938 г. На мировом рынке известна как производитель высокотехнологичных компонентов, телекоммуникационного оборудования, бытовой техники, аудио- и видеоустройств. Главный офис компании расположен в Сеуле.
Компании, входящие в концерн Samsung Group, занимаются электроникой и микроэлектроникой, химической промышленностью, строительством, автомобилестроением, тяжелой промышленностью, финансами и кредитами, страхованием.
Структура концерна включает полный цикл производства электроники, начиная от добычи ресурсов, их переработки и заканчивая готовыми изделиями.
Большинство подразделений конгломерата выполняют подчиненные функции по отношению к компаниям, занятым непосредственно в изготовлении готовой электронной продукции, и работают исключительно на концерн или только внутри Южной Кореи.
Эта особенность четко просматривается из распределения прибыли по подразделениям. Таким образом, основной доход концерна приходится на электронную промышленность.
Samsung потратила около $3,3 млрд на рекламную кампанию в прошлом году, однако стоимость бренда снизилась на 2%. На сегодняшний день стоимость бренда Samsung составляет $36,7 млрд.
10. GE
GE (General Electric) - американская многоотраслевая корпорация, производитель многих видов техники, включая локомотивы, энергетические установки (в том числе и атомные реакторы), газовые турбины, авиационные двигатели, медицинское оборудование, фототехнику, бытовую и осветительную технику, пластмассы и герметики.
Штаб-квартира компании расположена в городе Фэрфилд, штат Коннектикут (США).
Компания основана в 1878 г. изобретателем Томасом Эдисоном и первоначально называлась "Эдисон электрик лайт", после объединения в 1892 г. с компанией "Томсон-Хьюстон электрик" получила свое современное название.
В настоящий момент компания включает 6 подразделений. В компании работают свыше 305 тыс. сотрудников.
Стоимость бренда GE оценивается в $36,7 млрд, а доходы - $92,3 млрд.
9. McDonald's
McDonald's - американская корпорация, до 2010 г. крупнейшая в мире сеть ресторанов быстрого питания, работающая по системе франчайзинга.
Компания основана в 1940 г. братьями Диком и Маком Макдоналдами (первый ресторан открылся в Сан-Бернардино, Калифорния), в 1948 г. впервые в мире сформулировала принципы концепции быстрого питания.
Под торговой маркой McDonald's работает свыше 32 060 ресторанов в 118 странах мира (в том числе около 14 тыс. из них расположены в США). Из них значительная часть (25 578) управляется по франчайзингу, поэтому ассортимент ресторанов, размер и состав порций может сильно различаться в разных странах.
Ассортимент ресторанов включает гамбургеры (в том числе "Биг-Мак"), сэндвичи, картофель фри, десерты, напитки и т. п. В большинстве стран мира в ресторанах сети продают пиво, однако в России рестораны "Макдоналдс" являются полностью безалкогольными.
За последний год вложения McDonald's в рекламу составили $720 млн, а стоимость бренда снизилась на 1%.
8. Disney
The Walt Disney Company - один из крупнейших финансовых конгломератов индустрии развлечений в мире.
Основанная 16 октября 1923 г. братьями Уолтером и Роем Диснеями как небольшая анимационная студия, в настоящее время является одной из крупнейших голливудских студий, владельцем 11 тематических парков и двух аквапарков, а также нескольких сетей телерадиовещания, к числу которых относится Американская телерадиовещательная компания.
Штаб-квартира компании Уолта Диснея и основные производственные мощности сосредоточены в подразделении Walt Disney Studios (студия Уолта Диснея) в городе Бербанк, штат Калифорния, США.
На сегодняшний день в компании работает свыше 180 тыс. сотрудников. Стоимость бренда в 2016 г. выросла на 14%. При этом Disney потратила на рекламу около $2,6 млрд.
7. IBM
IBM - американская компания со штаб-квартирой в Армонке (штат Нью-Йорк), один из крупнейших в мире производителей и поставщиков аппаратного и программного обеспечения, а также ИТ-сервисов и консалтинговых услуг.
Корпорация представлена практически во всех странах мира. Наибольшее число сотрудников компании работает в США (105 тыс., около 27%), в Индии на постоянной работе в IBM занято 75 тыс. персонала (около 19%).
В настоящий момент в IBM работает свыше 380 тыс. сотрудников по всему миру.
Компания потратила на рекламу приблизительно $2,6 млрд, несмотря на снижение стоимости бренда на 17% в 2016 г.
6. Toyota
Toyota Motor Corporation - крупнейшая японская автомобилестроительная корпорация, также предоставляющая финансовые услуги и имеющая несколько дополнительных направлений в бизнесе. Главный офис компании находится в городе Тоёта, префектура Айти (Япония).
Toyota Motor Corporation является основным членом Toyota Group. С этой компанией в основном ассоциируется бренд Toyota. Свою деятельность компания начинала с выпуска автоматических ткацких станков.
Toyota - мировой лидер по продаже гибридных электромобилей и одна из крупнейших компаний, продвигающих использование гибридных автомобилей на массовый рынок по всему миру.
Стоимость бренда Toyota оценивается в $42,1 млрд.
На рекламу Toyota потратила $3,6 млрд. В настоящий момент в компании работает 338 875 сотрудников по всему миру. За 2016 г. стоимость бренда выросла более чем на 10%.
5. Facebook
Facebook - одна из крупнейших социальных сетей в мире. Была основана 4 февраля 2004 г. Марком Цукербергом и его соседями по комнате во время обучения в Гарвардском университете - Эдуардо Саверином, Дастином Московицем и Крисом Хьюзом.
Первоначально веб-сайт был назван Thefacebook и был доступен только для студентов Гарвардского университета, затем регистрацию открыли для других университетов Бостона, а затем и для студентов любых учебных учреждений США, имеющих электронный адрес в домене .edu.
Начиная с сентября 2006 г. сайт доступен для всех пользователей интернета в возрасте от 16 лет, имеющих адрес электронной почты.
Facebook входит в пятерку наиболее посещаемых веб-сайтов мира.
На июль 2016 г. аудитория Facebook составила 1,71 млрд пользователей- это те, кто заходил на сайт хотя бы раз в месяц или за указанный промежуток времени был зафиксирован с помощью кнопки Like и следящих cookie.
Суточная активная аудитория в марте составила 720 млн человек - столько фиксируется следящей сетью Facebook ежедневно.
24 августа 2015 г. число посетителей социальной сети Facebook впервые составило 1 млрд человек.
1,03 млрд человек в месяц используют мобильное приложение Facebook.
Каждый день в социальной сети пользователи оставляют 6 млрд лайков и комментариев и публикуют 300 млн фотографий.
На сайте зафиксировано 200 млрд "дружеских связей".
Количество просмотров страниц сайта в октябре 2011 г. составило 1 трлн, количество просмотров видео на сайте достигло в 2015 г. отметки 8 млрд в день.
Благодаря этому сайту Марк Цукерберг в 23 года стал самым молодым миллиардером планеты.
4. Coca-Cola
Coca-Cola - безалкогольный сильногазированный тонизирующий напиток, производимый компанией The Coca-Cola Company.
Напиток продается более чем в 200 странах мира. Согласно некоторым статистическим данным 94% жителей всей планеты хоть раз слышали о бренде "Кока-Кола".
Точная формула натуральных специй "Кока-Колы" является коммерческой тайной. Оригинальная копия формулы хранится в главном хранилище банка SunTrust Bank в Атланте.
В течение нескольких лет стоимость бренда Coca-Cola постепенно росла, и в прошлом году она выросла на 4%.
Coca-Cola потратила чуть более $4 млрд на рекламу.
В настоящий момент стоимость бренда Coca-Cola оценивается в $58,5 млрд.
В компании Coca-Cola работает около 129 200 сотрудников по всему миру.
3. Microsoft
Microsoft Corporation - одна из крупнейших транснациональных компаний по производству проприетарного программного обеспечения для различного рода вычислительной техники - персональных компьютеров, игровых приставок, КПК, мобильных телефонов и прочего, разработчик наиболее широко распространенной на данный момент в мире программной платформы - семейства операционных систем Windows.
Подразделения компании также производят семейство игровых консолей Xbox, а также аксессуары для персональных компьютеров.
C 2012 г. производит собственный планшетный компьютер - Surface. Продукция Microsoft продается более чем в 80 странах мира, программы переведены более чем на 45 языков.
Штаб-квартира компании находится в городе Редмонд, штат Вашингтон, США.
В компании работает свыше 128 тыс. сотрудников. Это один из самых влиятельных брендов в мире IT.
На рекламу Microsoft потратила около $1,9 млрд. Стоимость бренда оценивается в $75,2 млрд. За последний год стоимость выросла на 9%.
2. Google
Google - крупнейшая поисковая система интернета, принадлежащая корпорации Google Inc.
Первая по популярности система (77,05%), обрабатывает 41 млрд 345 млн запросов в месяц (доля рынка - 62,4%), индексирует более 25 млрд веб-страниц..
Поисковая система Google была создана в качестве учебного проекта студентов Стэнфордского университета Ларри Пейджа и Сергея Брина.
Они в 1996 г. работали над поисковой системой BackRub, а в 1998 г. на ее основе создали новую поисковую систему Google.
В 2016 г. в Google работает 53 600 сотрудников. Стоимость бренда составляет около $82,5 млрд, а доходы - $68,5 млрд.
За последний год наблюдался значительный рост стоимости бренда - 26%. По оценкам расходы на рекламу Google составили $3,2 млрд.
1. Apple
Apple - американская корпорация, производитель персональных и планшетных компьютеров, аудиоплееров, телефонов, программного обеспечения.
Один из пионеров в области персональных компьютеров и современных многозадачных операционных систем с графическим интерфейсом. Штаб-квартира - в Купертино, штат Калифорния.
Благодаря инновационным технологиям и эстетичному дизайну корпорация Apple создала уникальную репутацию, сравнимую с культом, в индустрии потребительской электроники.
Компания занимает первое место в мире по рыночной капитализации, размер которой по состоянию на 11 января 2016 г. составляет $537 млрд.
На сегодняшний день стоимость бренда оценивается в $154,1 млрд.
В компании работает около 92 600 сотрудников по всему миру.
Apple, являясь одним из самых узнаваемых брендов в мире, потратила на рекламу $1,8 млрд.

Что такое финансовая структура?



Финансовая структура – это иерархия центров финансовой ответственности (ЦФО) предприятия. Финансовая структура основана на административной, но не сводится к ней. Структурные подразделения в административной структуре отвечают за исполнение и результаты соответствующих внутренних бизнес-процессов, а ЦФО в финансовой структуре отвечают за определенный финансовый результат, влияющий на общие финансовые результаты деятельности компании. В частности, некоторое структурное подразделение и ЦФО могут совпадать. Иногда, одно структурное подразделение может включать в себя несколько ЦФО, или наоборот, несколько структурных подразделений могут быть объединены в один ЦФО. Поэтому административная и финансовая структуры – это не одно и тоже. Вместе с тем, нельзя сказать, что это «две большие разницы», так как между ними существуют очень сильные взаимосвязи. И изменения, скажем, в административной структуре могут повлечь изменения в финансовой, и наоборот, после построения финансовой структуры могут произойти изменения в административной. 

Виды центров финансовой ответственности

Итак, что же такое ЦФО? Центр финансовой ответственности – это объект финансовой структуры,отвечающий за определенный финансовый результат, который влияет на общие финансовые результаты деятельности всего предприятия. В этом определении ключевое слово: «отвечающий». Руководитель ЦФО должен отвечать за свой финансовый результат, а значит, он должен иметь возможность влиять на него, а не просто вести учет финансовых показателей. Ответственность всегда связана с полномочиями. Если есть ответственность, значит, должны быть и полномочия влиять на то, за что ты отвечаешь. Как известно, «нельзя нести чемодан без ручки». Это неудобно и неэффективно. Например, если у отдела закупок нет полномочий влиять на выбор поставщиков, планы закупок и закупочные цены (допустим, все в приказном порядке спускается сверху), то отдел закупок мы не можем назвать центром финансовой ответственности. Это будет всего-навсего центр финансового учета (ЦФУ). Ведь учет-то никто не отменял. Его надо вести всегда. Даже, если нет полномочий влиять на результаты, которые надо учитывать.

А что такое финансовые результаты? Какими они могут быть? По-крупному, их всего четыре. Это доходы, расходы, прибыль и отдача на инвестиции. Больше нет. Поэтому и ЦФО можно разделить на четыре основных вида:

Центр доходов – это центр финансовой ответственности, влияющий только на доходы от своейдеятельности. Это ЦФО, имеющий право что-либо продавать и полномочия использовать это право по своему усмотрению, чтобы влиять на выручку от продажи того, что он имеет право продавать. Чаще всего, это отделыактивных продаж в составе предприятия. Конечно, затраты есть всегда. Даже у центра доходов. Каждый наш шаг связан с какими-то затратами. Но в центре доходов затраты либо несущественны и, как говорят физики, ими можно пренебречь, либо руководители таких ЦФО на них повлиять не в силах. Ну нет у них таких полномочий и все. Скажем, тому же отделу продаж спускается сверху небольшой бюджет и жестко контролируется его исполнение. Какие ж тут затраты? Остается влиять только на доходы.

Центр затрат - это центр финансовой ответственности, влияющий только на затраты, возникающие в результате его деятельности. Это зеркальная ситуация. У центра затрат доходов нет и в принципе быть не может либо они от него не зависят. Такое тоже бывает. А вот величина затрат, которые есть всегда, находится в его полной власти. И центр затрат имеет право распоряжаться своими затратами по своему усмотрению, чтобы их, разумеется, сократить до предела, но при условии решения тех задач, для которых эти затраты и предназначены. Например, служба персонала ничего не продает, но отвечает за свои затраты, прописанные в бюджете на персонал (на обучение сотрудников, оценку персонала, привлечение внешних консультантов, услуги кадровых агентств и др.). Но, главное, служба персонала имеет полномочия эти затраты сокращать или увеличивать в рамках бюджета, чтобы решать поставленные задачи наиболее эффективно и результативно. И именно за это отвечает. И поэтому служба персонала – центр затрат. Казалось бы, все понятно. Но здесь есть некоторые нюансы. В зависимости от специфики деятельности выделяют несколько типов центров затрат.

Центр нормативных затрат – это центр финансовой ответственности, влияющий на соблюдение нормативов затрат, но не на общие затраты, связанные с его деятельностью. Например, если увеличивается объем продаж, то естественно будут увеличиваться и объемы производства продукции, и объемы закупок сырья и материалов. Но тогда и затраты, связанные с производством и закупками, тоже поползут вверх. Но производственные и закупочные подразделения за это отвечать не могут, так как это не от них зависит. А отвечать они могут (и должны) за нормативные затраты, рассчитанные на единицу выпускаемой или закупаемой продукции. 

Центр управленческих затрат - это центр финансовой ответственности, влияющий на общий уровень расходов, запланированных в бюджете (не будем пока делать различий между понятиями затраты и расходы, хотя, строго говоря, это не совсем одно и то же). Например, это могут быть опять же служба персонала или отдел маркетинга и рекламы. У них есть свой бюджет расходов, и они отвечают за его соблюдение и желательно экономию.

Центр инвестиционных затрат - это центр финансовой ответственности, влияющий на уровень инвестиционных расходов, связанных с приобретением или совершенствованием активов предприятия. Это значит, что эти затраты не учитываются при расчете прибыли, а финансирование осуществляется из прибыли за счет инвестиционного бюджета. Например, подразделение, которое занимается разработкой и изготовлением новых видов продукции – это центр инвестиционных затрат (не путать с центром с центром инвестиций!). Например, на предприятии это может быть конструкторский отдел, где происходит полный цикл работ по созданию новых продуктов – от эскиза до изготовления опытных образцов. Ведь опытные образцы новой продукции – это новые активы, которые затем «идут» в серийное производство и зарабатывают для компании деньги

Центр прибыли - центр финансовой ответственности, влияющий как на доходы, так и на расходы, связанные с его деятельностью. Но мы знаем, что, если из доходов вычесть расходы, то получаем какую-то прибыль. Получается, что центр прибыли может влиять на прибыль как «сверху» (через доходы), так и «снизу» (через расходы) и, стало быть, должен отвечать за всю прибыль, которая от него зависит. Например, предприятие в целом или бизнес-единица в составе корпорации – это центры прибыли, так как они отвечают за размер чистой прибыли от своей деятельности. Вроде все понятно. Но здесь вновь возникают нюансы. Ведь не все же могут отвечать за чистую прибыль. Есть и другие виды прибыли: операционная, валовая, маржинальная… Поэтому в теории и на практике часто выделяют дополнительный вид ЦФО – центр маржинального дохода. Это центр финансовой ответственности, влияющий на свои доходы и на свои прямые затраты, связанные только с его деятельностью. Поэтому мы получаем не чистую прибыль, а что-то другое: маржинальную, валовую, контролируемый вклад в прибыль. Например, если департамент маркетинга и продаж включает в себя отделы продаж (центр доходов), закупок (центр затрат) и маркетинга (центр затрат), то его можно было бы назвать центром маржинального дохода, так как он отвечает лишь за свой контролируемый вклад в прибыль (выручка минус затраты на закупку и маркетинг). Но мы не будем этого делать, а будем называть все ЦФО такого рода центрами прибыли, имея в виду, что прибыль у них будет у каждого своя, и считаться она будет по-разному. 

Центр инвестиций - центр финансовой ответственности, влияющий не только на прибыль, но и на отдачу от инвестиций в свою деятельность. А раз так, то руководители центра инвестиций имеют право эти самые инвестиции делать и принимать решения о том, как это сделать получше, чтобы и отдача от них была побольше. Понятно, что центром инвестиций является компания в целом, если ей эти инвестиции никто сверху не навязывает и не запрещает. Либо центром инвестиций в рамках своего инвестиционного бюджета может быть бизнес-единица в составе корпорации, если управляющая компания ей это разрешает делать. Тогда руководители центра инвестиций, кроме прибыли, отвечают еще и за показатели эффективности инвестиций, например, коэффициент рентабельности инвестиций, коэффициент эффективности инвестиций, период окупаемости инвестиций, экономическая добавленная стоимость и другие. 

Все ЦФО при разработке финансовой структуры объединяются в иерархию, так как они могут включать в себя более мелкие ЦФО или входить в состав более крупных. При этом важно «вкладывать» все ЦФО друг в друга правильно, т.е. не нарушая простых правил, исходящих из обычной логики и здравого смысла. А здравый смысл подсказывает, что центр инвестиций может включать в себя все, что угодно: и другие центры инвестиций, и центры прибыли, и затрат, и доходов. Центр прибыли может включать в себя все, кроме центров инвестиций, а центры доходов и затрат - только центры доходов и затрат соответственно. Это можно наглядно показать на картинке.