четверг, 12 октября 2023 г.

Стратегический менеджмент. Часть 4. Внешняя среда организации

 


Внешнее окружение настолько нестабильно и настолько непредсказуемо, что без понимания действия переменных этого окружения невозможно эффективное выполнение управленческих функций. Эффективное обеспечение деятельности организации - это своевременное и адекватное реагирование на поведение внешней среды.

Концепция организации как открытой социальной системы базируется на таком мышлении, согласно которому все внутриорганизационное построение системы управления есть ничто иное как ответ на различные по своей природе воздействия со стороны внешней среды организации и некоторых других характеристик ее организационного контекста, в частности, технологии производства и качества ее человеческих ресурсов.

К такому выводу зарубежные практики и теоретики управления пришли к середине 50-х прошлого столетия. Именно в это время началось ускоренное развитие событий, которые, нарастая, стали менять границы, структуру и динамику предпринимательства. Такие ситуации П. Друкер определил как «эпоху без закономерностей».

Большая часть отечественных предпринимателей пока придерживается мнения, что они держат свою судьбу в собственных руках. Все неурядицы в бизнесе рассматриваются как издержки инфляционного периода экономики и несовершенства законодательства.

Однако это не так. Часть наших предпринимателей, которые профессионально связаны с внешнеэкономической деятельностью, начали воспринимать воздействие внешних переменных как нечто объективное. Реальность развития отечественной и мировой экономики позволяет сказать, что перемены продолжаются, причем такими темпами, что можно с уверенностью предсказать дальнейшее нарастание неустойчивости, по крайней мере, на 20-25 лет вперед.

В мире предпринимательства произошло значительное нарастание изменчивости условий. И. Ансофф выделяет следующие факторы изменчивости. Под влиянием глобализации предпринимательской деятельности, нехватки ресурсов и ускоренного технического обоснования конкуренция не ослабевает, а ожесточается. Проблемы производства и сбыта продукции нарастают и усложняются, и на них накладываются другие сложности: технологические прорывы, устаревание, изменения в структуре экономики и рынка, отношения между предприятием и государством, предприятием и обществом. Часто предпринимательские проблемы не заменяют постоянных забот о конкуренции и производстве, а накладываются на них.

Для нынешних отечественных организаций это означает, что их роль в обществе стала неоднозначной, что привычный мир производства и бесконкурентного сбыта продукции сменился непривычным миром маркетинга, незнакомых технологий, неожиданных конкурентов, новых запросов потребителей и новых рамок социального контроля.

Многие проблемы, с которыми сталкиваются сегодня руководители предприятий -предпринимательских, образовательных, общественных, государственных - являются следствием воздействия внешней среды. В этом отношении предприятия, подобно биологическим организмам, вынуждены приспосабливать свою деятельность к внешней среде. В противном случае сохранение эффективности и его выживание становится проблематичным. Именно в силу такого понимания значения внешней среды для организации многие (если не все) деловые люди при учреждении новых предприятий используют следующую стратегию: вначале необходимо добиться, как модно говорить, более органичного "вписывания" (интегрирования) вновь создаваемого предприятия во внешнюю среду, а уж после этого сосредоточиться на сбалансированной оптимизации внутренней среды организации. Эффективность и результативность деятельности организации являются не внутренними характеристиками, а проявлением ее потенциала во внешней среде. Следовательно, организация должна жить в полном согласии, единении с внешней средой, с ее требованиями и ожиданиями.

Даже если бы внешняя среда была не настолько подвижной и непредсказуемой, какой она есть на сегодняшний день, руководству предприятий все равно пришлось бы учитывать влияние этой среды. Мы убедились в том, что предприятия по многим факторам связаны с внешней средой. Внешняя среда устанавливает требования к миссии и целям их достижения, влияет на текущие процессы деятельности предприятия. Поэтому было бы большой ошибкой со стороны руководителей предприятия, если бы они игнорировали влияние внешних факторов. Следовательно, каждое предприятие нуждается в оценке того, какого рода перемены во внешней среде ожидают его в будущем.

Эмери и Триет приводят в качестве примера провал одной английской фирмы по производству пищевых консервов, которая «так и не сумела осознать, что ряд внешних событий становится настолько взаимоувязанным, что это ведет к необратимым общим изменениям.

Поскольку достижение сформированной миссии организации должно происходить в конкретных условиях воздействия и состояния внешней среды, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении и оценивать возможное их влияние на организацию.

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого руководство определяет, оценивает и контролирует внешние, по отношению к организации, факторы, чтобы определить возможности и угрозы для ее деятельности.

В мире и особенно в нашей стране произошло значительное нарастание изменчивости условий, в которых протекает предпринимательская деятельность организаций.

Изменение внешней среды оказывает серьезное влияние на управляемость организации. В настоящее время число новых задач управления, обусловленных изменениями внешней обстановки, неуклонно возрастает. Многие из них принципиально новы и не могут быть решены, исходя из опыта, полученного в предыдущей управленческой практике.

Множественность задач, наряду с расширением географических рамок рыночной экономики, приводит к дальнейшему усложнению управленческих проблем.

Сложность и новизна создают возрастающую нагрузку на высшее звено управляющих, в то время как совокупность управленческих навыков, выработанных ранее, все меньше соответствует условиям решения проблемы.

Новые задачи возникают все чаще. Новизна, сложность и темпы их появления повышают вероятность будущих неожиданностей.

Анализ внешней среды помогает сделать выводы об условиях деятельности организации.

Опираясь на анализ глубинных процессов, можно предсказать многое из того, что остается скрытым от глаз, сложности видимых условий, и что может обнаружить себя внезапным ударом по интересам предприятия как стратегическая неожиданность.

Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить надвигающиеся угрозы в любые выгодные возможности.

С точки зрения этих угроз и возможностей, роль оценки и анализа внешней среды в процессе планирования достижения миссии заключается, по существу, в ответе на три конкретных вопроса:

.Где сейчас находится организация?

.Где, по мнению руководства, должна находиться организация в будущем при выполнении выбранной миссии?

.Что должно сделать руководство, чтобы организация переместилась из того положения, в котором находится сейчас, в то положение, где она должна быть, чтобы обеспечить выполнение миссии?

Внешняя среда организации в самом общем смысле – это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать.

Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в постоянном движении, постоянно подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют процессы производства и т.д.

Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха и способности выжить. Вместе с тем эта способность является условием осуществления запланированных стратегических изменений.

Ближнее и дальнее организационное окружение

Среда существования организации делится на две части.

Первая часть – «ближнее» окружение – непосредственно влияет на организацию, увеличивает или уменьшает эффективность ее работы, приближает или отдаляет достижение ее целей.

Обычно оно включает клиентов, поставщиков, конкурентов, государственное регулирование и требования муниципальных властей, профсоюзы и т.д. Организация тесно взаимодействует с этой частью своей среды, а менеджеры пытаются воздействовать на ее параметры, управлять ближним окружением с целью изменения их в благоприятном для организации направлении.

Вторая часть – «дальнее» окружение – включает все те факторы, которые могут оказывать воздействие на организацию, но не прямое, а опосредованное. Это, например, макроэкономические факторы, требования законодательства, изменения в государственной или региональной политике, социальные и культурные особенности.

Воздействия этих факторов на организацию труднее определять и изучать, но нельзя игнорировать, так как именно они часто определяют тенденции, которые со временем будут влиять на «ближнее» организационное окружение. Менеджеры не могут управлять параметрами дальнего окружения, но должны отслеживать тенденции их изменения и учитывать их в своих планах.

Классификация факторов внешней среды

Основные факторы внешней среды, воздействующие на организации, могут быть разделены на четыре крупные группы:

  • политические и правовые;
  • экономические;
  • социальные и культурные;
  • технологические.

Они представляют части комплексного анализа среды, и мы последовательно рассмотрим каждую из этих частей (с приведением примеров).

1. Политические и правовые факторы. Они могут быть представлены следующим образом:

Изменения в налоговом законодательстве

Антимонопольное законодательство

Расстановка политических сил

Денежно-кредитная политика

Отношения между деловыми кругами и правительством

Государственное регулирование

Патентное законодательство

Федеральные выборы

Законодательство об охране окружающей среды

Политические условия в иностранных государствах

Правительственные расходы

Размеры государственных бюджетов

Отношения правительства с иностранными государствами

 

 

Некоторые из них воздействуют на все коммерческие организации, например, изменения в налоговом законодательстве. Другие – только на небольшое количество фирм, действующих на рынке, например, антимонопольное законодательство. Третьи существенны только для политических организаций, например, расстановка политических сил или результаты выборов в Государственную Думу.

Однако, в той или иной мере, прямо или опосредованно, политические и правовые факторы влияют на все организации. Например, на производителя игрушек будут влиять стандарты безопасности игрушек, изменения в правилах импорта и экспорта сырья, оборудования, технологий, изменения в налоговой политике государства, введение льгот для предприятий, использующих труд инвалидов и т.д.

Экономические факторы могут быть представлены следующим образом:

Инфляция

Изменение спроса

Структура потребления и ее динамика

Денежно-кредитная и финансовая политика

Ставки денежного рынка

Тенденции на рынке ценных бумаг

Экономические условия в иностранных государствах

Уровень производительности труда в отрасли и темпы ее роста

Ставки налогов

Динамика ВНП

 

Например, уровень процентной ставки в экономике оказывает значительное влияние на потребительский спрос. Для приобретения товаров потребители часто берут в долг. Менее вероятно, что они будут поступать подобным образом при наличии высоких ставок процента. В качестве примера можно при вести рынок жилья, где процент прямо влияет на спрос на дома, что в свою очередь, на количество начатых новых жилищных проектов.

В следующей таблице обобщены основные социально-культурные факторы, с которыми организации сталкиваются чаще всего.

Рождаемость

Отношение к труду

Смертность

Отношение к отдыху

Коэффициенты интенсивности иммиграции и эмиграции

Отношение к качеству товаров и услуг

Коэффициент продолжительности жизни

Требования контроля за загрязнением окружающей среды

Располагаемый доход

Экономия энергии

Стиль жизни

Отношение к правительству

Образовательные стандарты

Проблемы межэтнических отношений

Покупательские привычки

Социальная ответственность

 

Социальное благосостояние

Данные факторы фактически формируют стиль нашей жизни, работы, потребления и оказывают влияние на все организации.

Новые тенденции создают тип потребителя и соответственно вызывают потребность в других товарах и услугах, других стратегиях организации. Хорошим примером этому может служить возросшая обеспокоенность западных потребителей состоянием окружающей среды, на которую некоторые организации ответили применением перерабатываемой упаковки и отказом от использования в производстве хлористых фторуглеводородов.

Например, стареющее население создает благоприятные возможности (в смысле увеличения спроса на их услуги) для организаций, работающих в областях защиты пенсионеров, благотворительности, здравоохранения и т.д.

При изучении технологического фактора рассматриваются возможные изменения в технологической сфере, способные отразиться на деятельности компании, создавая для нее как дополнительные возможности и преимущества, так и ограничения.

Воздействие технологических факторов можно оценить как процесс созидания нового и разрушения старого. Ускоряющиеся технологические перемены укорачивают среднюю продолжительность жизненного цикла продукта, поэтому организации должны предугадывать, какие перемены несут новые технологии. Например, в свое время изобретение аудиодисков явилось причиной закрытия заводов, выпускавших виниловые пластинки.

 Кроме того, технологические перемены могут воздействовать не только на производство, но и на другие функциональные области, например, на кадры, (подбор и подготовка персонала для работы с новыми технологиями, или проблема увольнения избыточной рабочей силы, высвобождающейся вследствие внедрения новых, более производительных технологических процессов).

Подход к изучению компонент внешней среды организации

Изучая различные компоненты макроокружения, очень важно всегда иметь в виду следующие два момента. Первое — это то, что все компоненты макроокружения сильно влияют друг на друга. Изменения в одной из компонент обязательно приводят к тому, что происходят изменения в других компонентах макроокружения. Поэтому их изучение и анализ должны вестись не по отдельности, а системно, с отслеживанием не только собственно изменений в отдельной компоненте, но и с уяснением того, как эти изменения скажутся на других компонентах макроокружения.

Второе — это то, что степень воздействия отдельных компонент макроокружения на различные организации различна. В частности, степень влияния зависит от размера организации, ее отраслевой принадлежности, территориального расположения и т.п. Считается, что крупные организации испытывают большую зависимость от макроокружения, чем мелкие. Чтобы учитывать это при изучении макроокружения, организация должна определить для себя, какие из внешних факторов, относящихся к каждой из компонент макроокружения, оказывают значительное влияние на ее деятельность. Кроме того, организация должна составить список тех внешних факторов, которые являются потенциальными носителями угроз для организации. Также необходимо иметь список тех внешних факторов, изменения в которых могут открыть дополнительные возможности для организации.

Анализ макросреды

Общепринятым подходом рассмотрения макросреды является РЕSТ – анализ. Эта техника выделяет факторы, влияющие на состояние макросреды компании в среднесрочной и долгосрочной перспективах, и предписывает проводить анализ в соответствии с компонентами, соответствующими этим факторам.

Под аббревиатурой РЕSТ подразумевается анализ политического (Political), экономического (Economic), социального (Social) и технологического (Tehnological) факторов.

Иногда в англоязычной литературе встречается и другой порядок упоминания этих четырех сфер, являющихся объектами макросреды (Social – Tehnological – Economic – Political)

На практике анализ четырех факторов не всегда является достаточным. Часто добавляются следующие факторы:

  • правовые (уровень защиты прав потребителей, возможные изменения законодательства; особенности трудового законодательства);
  • экологические (законы охраны окружающей среды, нормы загрязнения окружающей среды);
  • демографические (половозрастные характеристики населения и их динамика, динамика прироста населения, миграция населения);
  • физические (изменение климата, риск возникновения стихийных явлений, доступность природного сырья);
  • культурные (культурные традиции, особенности культуры).

Анализ макросреды с расширенным числом факторов анализа (по сравнению с РЕSТ – анализом) называется РЕSТplus – анализ.

Совокупность факторов РЕSТplus – анализа можно представить следующим образом:

Результаты РЕSТ – анализа можно использовать следующим образом:

  1. Выделить факторы внешней среды, влияющие на организацию;
  2. Провести оценку степени их влияния на бизнес компании (влияние всех положительных факторов на бизнес компании оценивается до трех плюсов, влияние отрицательных – от одного до трех минусов. Если влияние какого-либо фактора получило оценку «0», то это значит, что влияние данного фактора на бизнес незначительно и его можно не учитывать при разработке стратегии);
  3. Фактора необходимо проранжировать по убыванию степени их влияния на бизнес.
РЕSТ – анализ можно применять как инструмент анализа доступных ресурсов

Система отслеживания внешней среды

  Для результативного изучения состояния компонент макроокружения в организации создается специальная система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими-то особыми событиями, так и проведение регулярных (обычно один раз в год) наблюдений за состоянием важных для организации внешних факторов. Проведение наблюдений может осуществляться множеством различных способов.

Наиболее распространенными способами наблюдения являются:

• анализ материалов, опубликованных в периодической печати, книгах, других информационных изданиях;

• участие в профессиональных конференциях;

• анализ опыта деятельности организации;

• изучение мнения сотрудников организации;

• проведение собраний и обсуждений внутри организации.

Система анализа макроокружения дает необходимый эффект, если она поддерживается высшим руководством и обеспечивает его необходимой информацией, если она тесно связана с системой планирования в организации и, наконец, если работа аналитиков, работающих в этой системе, сочетается с работой специалистов по стратегическим вопросам, которые в состоянии проследить связь между данными о состоянии макроокружения и стратегическими задачами организации и оценить эту информацию с точки зрения угроз и дополнительных возможностей реализации стратегии организации.

Анализ неопределенности организационной среды

Как мы уже отмечали, существует множество факторов среды, которые влияют на организацию и эффект воздействия которых на организацию может быть не совсем явным. Для того чтобы оставаться прибыльными, организации должны противостоять неопределенности обстановки.

Под неопределенностью следует подразумевать то, что зачастую решения приходится принимать без достаточной информации о факторах среды, и руководителям, и принимающим решения, трудно предсказать внешние изменения.

Различной конкретной обстановке соответствуют различные уровни неопределенности.

Эти различные уровни могут быть классифицированы на основе анализа двух характеристик:

  1. степени простоты и сложности обстановки;
  2. степени стабильности или нестабильности (динамичности) событий.

Измерение неопределенности внешней среды по принципу «простая – сложная»

Измерение по принципу «простая – сложная» имеет отношение к количеству и несхожести внешних элементов, связанных с деятельностью организации: в сложной среде взаимодействует множество различных внешних элементов, оказывающих влияние на организацию.

В простой среде действуют, например, продовольственные магазины, или курсы обучения иностранному языку. В сложной среде действует, например, университет, т.к. он вступает во взаимодействие с правительством, профессиональными и научными организациями, выпускниками и т.д.

Измерение неопределенности внешней среды по принципу «стабильная – нестабильная»

Измерение неопределенности внешней среды по принципу «стабильная – нестабильная» имеет отношение к темпам изменения внешней среды.

Получить представление о неопределенных условиях внешней среды можно путем сведения многочисленных факторов обстановки к модели, которая будет достаточно понятна и с помощью которой можно свести к минимуму негативные воздействия этих условий.

1. Состояние «Простая – стабильная» (ПС) - самая простая для работы организации среда. Низкий уровень неопределенности. Оценить информацию о внешней среде относительно легко, так как количество ключевых элементов невелико.

2. Состояние «Сложная – стабильная» (СС) – представляет в некоторой степени более высокий уровень неопределенности. При внешнем аудите необходимо учесть большое количество факторов, проанализировать их и оценить их воздействие на эффективность организации. Однако в подобной среде внешние факторы не меняются быстро или неожиданно. Имеется большое количество внешних элементов, но, хотя они и меняются, перемены относительно постепенны и предсказуемы (например, университеты, страховые компании, компании по производству электрооборудования и т.д.).

Состояние «простая – нестабильная» (ПН). В простой - нестабильной внешней обстановке происходит дальнейшее возрастание уровня неопределенности.

Рис. Матрица измерений неопределенности внешней среды

Хотя у организации может быть всего несколько внешних факторов воздействия, их изменения труднопредсказуемы, и они неожиданно реагируют на инициативы организации. Примерами организаций, действующих на таком типе внешней среды, являются производители модной одежды, персональных ЭВМ, шоу-бизнес и т.д. Действующие в этом секторе организации сталкиваются с постоянно меняющимися предложением и спросом.

Состояние сложная – нестабильная (СН) – наиболее высокий уровень неопределенности. На организацию действует большое количество внешних факторов, они часто изменяются и резко реагируют на инициативы организации. (Например, авиакомпании, которым в течение всего лишь нескольких последних лет пришлось противостоять росту числа региональных авиакомпаний, регулированию, войне цен, взлету цен на топливо, тесноте а аэропортах, изменению спроса потребителей; компании связи, фармацевтические фирмы и т.д.).

http://www.bizeducation.ru/

«Социальное доказательство» Р. Чалдини. Инструмент #24

 


Экспериментальный социальный психолог, который изучал психологию уступчивости. На личном опыте выяснял действие механизмов просьб и требований, которые он назвал «орудиями влияния». Чалдини известен благодаря книге «Психология влияния» (пять переизданий, более 5 млн. экз.), а также описанию манипулятивной техники «Дверь в лицо». В своих работах выделил шесть основных принципов социального влияния. Один из которых назвал «Социальное доказательство». Если коротко, то «Социальное доказательство» можно описать тремя словами «Большинство не ошибается». Хотя это и не так. Но эволюционное поведение, которое способствовало выживанию индивидуума, сформировало это мем.

Согласно принципу «Социальное доказательство», люди  в незнакомой/непривычной ситуации для того, чтобы решить как действовать в ситуации, ориентируются на как ведут в аналогичной ситуации другие люди. Склонность к подражанию обнаружена как у детей, так и у взрослых. Более того, подражание – главный способ научения. Принцип «Социальное доказательство» может быть применен с целью побудить человека подчиниться тому или иному требованию; при этом данному человеку сообщают, что многие люди (чем больше, тем лучше) соглашаются или согласились с этим требованием.

На этом принципе построены рекламные кампании типа «Уже 400 000 человек стали нашими клиентами». Ведь ошибиться может один человек. Ну, десять. Но 400 000 точно не могут ошибаться!

Усиливающие факторы

Чтобы этот принцип сработал с высокой степенью вероятности необходимо наличие двух факторов. Во-первых, неуверенность. Чем более нестандартна ситуация, тем больше человек будет чувствовать себя неуверенно. И тем больше он будет доверять мнению других людей. Вспомните себя. Перед тем, как совершить покупку чего-либо дорогостоящего в первый раз, вы обзваниваете знакомых, задаете вопросы в соцсетях…

Во-вторых, это сходство. Люди в большей степени склонны следовать примеру тех, кто на них похож. Доказательства воздействия поступков «похожих других» на поведение людей содержатся в статистике самоубийств, собранной социологом Дэвидом Филлипсом. Именно поэтому, ограничения на освещении СМИ суицидов, массовых расстрелов в общественных местах и т.п. сюжетов вполне оправданы.  Менее одиозные примеры ограничения этого принципа видны (точнее не видны) при трансляции футбольных матчей.  Когда режиссеры принципиально не показывают болельщиков, выбежавших на поле. Чтобы не провоцировать подобные случаи.

«Социальное доказательство» в практике

Один из моих самых используемых инструментов массового влияния. Постоянно использовал как при разработке рекламных кампаний, так и речевых шаблонов менеджеров по продажам. Все эти «филиалы в 11 городах России», «1 млн. квадратных метров», «каждый третий житель Казахстана» и, наконец, моё любимое «800 тренингов, 15 тысяч участников» (это правда, честно-честно) как раз из серии «Социальное доказательство» в действии.

И в управлении изменениями также этот принцип великолепно работает. Начиная от подготовки заявления о необходимости перемен под лозунгами «80% компаний уже внедрило…». Заканчивая вербовкой большинства «Все уже согласны. И маркетинг, и продажи. И даже (о, Боже) – бухгалтерия. Остались только вы». Как противовес агрессивному меньшинству Талеба, так и для противодействия консерваторов Роджерса.

https://utraining.ru/

Как сделать индивидуальный план развития сотрудника

 

Редактор: Никита Решетников

Разбираемся, зачем нужен ИПР, кто и как его составляет, а также узнали, что делать, если сотрудник не хочет развиваться

Мы уже рассказывали, как в компаниях Ozon и Авито обучают сотрудников. Теперь разберемся с индивидуальным планом развития (ИПР) — инструментом, который применяется для точечной прокачки навыков работников. 

Поможет нам в этом Ольга Пышко — карьерный консультант и HR в iRecommendWork. Ольга более 15 лет проработала в Сбербанке и АО «Группа „Илим“», где в том числе занималась индивидуальными планами развития сотрудников. Она объяснит, каких сотрудников важно развивать по плану, как правильно составить ИПР и проконтролировать его выполнение, какие разделы включить в документ.

Ольга Пышко, HR в iRecommendWork, карьерный консультант

Что такое ИПР и зачем он нужен

ИПР — это документ с конкретными шагами для развития компетенций, которые должен прокачивать сотрудник, чтобы приблизиться к достижению бизнес-показателей. 

Допустим, обычного специалиста назначили на руководящую должность. У него появляется команда, новый функционал и потребность в развитии управленческих компетенций. В такой ситуации новому руководителю необходим конкретный план, где будет указано, что и когда надо делать для приобретения недостающих навыков. 

Зачем нужен ИПР:

  1. Компания получает более эффективных и результативных сотрудников, ведь план составляется на основе задач бизнеса.
  2. План дисциплинирует и задает вектор движения к намеченной цели. Он позволяет не размазывать усилия, а сосредоточиться только на том, что нужно здесь и сейчас.

Кто создает план

Выделю 3 роли: сам сотрудник, его непосредственный руководитель и эйчар.

Сотрудник

План составляет сотрудник. Зачастую эту мысль сложно принять работникам компании, они удивляются: «Откуда я знаю, что развивать и как?»

Действительно, провести самоанализ не так-то просто, поэтому на помощь сотруднику должен прийти его непосредственный руководитель. 

 

Руководитель

Важно, чтобы в компании регулярно проводились индивидуальные встречи между руководителем и каждым его подчиненным. Именно на таких встречах в формате обратной связи обсуждаются проблемы и зоны роста, которые следует развивать сотруднику.

Допустим, новый менеджер сообщает, что ему тяжело дается управление командой, где собраны люди старше него. Его руководитель предлагает поработать над этой проблемой — так соответствующая компетенция попадает в план развития. 

 

Эйчар

Роль эйчара в составлении ИПР зависит от масштабов компании. Ресурсы HR-службы ограничены, поэтому нужно продумать, как их использовать правильно.

Например, на последнем месте работы я лично отвечала за 800 работников, в том числе проверяла их планы. Но наиболее пристально отслеживала отдельную группу сотрудников — резервистов. 

В кадровый резерв включали действующих сотрудников компании, которые были заинтересованы в развитии, показывали результат и обладали необходимым потенциалом и амбициями. Для них мы проводили оценку управленческих компетенций и давали обратную связь по скиллам, рекомендуемым к развитию. 

Кроме того, эйчары могут обучать коллег работать с ИПР. Если сотрудник пишет себе план уже несколько лет подряд, то он понимает, что делать. Но человек, который только стал линейным руководителем, чаще всего не представляет, как составить этот документ. Поэтому мы проводили обучение для новичков: рассказывали, что такое ИПР, объясняли и показывали, как его заполнять — правильно формулировать зоны развития и мероприятия.   

 

Кого нужно учить

Во всех организациях, где я работала, было четкое распределение, на кого составляется ИПР, а на кого нет. Обычно планирование развития начиналось с должности главного специалиста или линейного руководителя.

Однозначно всем руководителям нужен ИПР.

При этом если обычный специалист проявлял заинтересованность в составлении ИПР, ему всегда шли навстречу. Рекомендую давать возможности для развития тем сотрудникам, которые сами этого хотят: не дожидайтесь, пока они займут какие-то определенные должности. 

 

Содержание и пример плана

Нет универсального рецепта: в разных организациях могут быть свои шаблоны документа, с разной структурой и содержанием. Например, форма может быть такой:


Как создать ИПР

Как правило, ИПР составляется на год, но некоторые организации используют трехмесячные планы — для быстрой и интенсивной прокачки какого-то одного навыка.  

 

Цели компании

Первым делом сотрудник вместе со своим руководителем формулирует бизнес-задачи, которые будет решать. Этот шаг позволяет синхронизировать план развития с целями компании на будущий год.

 

Компетенции и цели для развития

На этом шаге сотрудник определяет, какие компетенции ему нужны, чтобы решать бизнес-задачи. При этом в ИПР могут быть как «софтовые», так и «хардовые» навыки. 

Далее из всего набора компетенций нужно выбрать 2–3 ключевых навыка, которые и предстоит развивать в рамках плана. Наконец, по каждому выбранному навыку формулируются цели развития по методу SMART. Например, так: «К 31 декабря 2022 года я освоила навык делегирования. Около 60% задач, которые раньше выполняла сама, теперь поручаю сотрудникам — даю полномочия на их решение». 

Вот 3 инструмента, с помощью которых сотрудник понимает, над какими компетенциями стоит поработать:

  1. Индивидуальные встречи с непосредственным руководителем, который может указать варианты развития. Причем не всегда идет речь о проблемных зонах — иногда лучше прокачивать сильные стороны, а не слабые.
  2. Оценка компетенций. Если в компании проводится оценка компетенций по методу «360 градусов», то ее результаты могут лечь в основу ИПР.
  3. Самоанализ. Сотрудник проводит самоанализ своих навыков на соответствие бизнес-задачам и определяет, что нужно прокачать для повышения эффективности.

Индивидуальные встречи с руководителем на этом этапе критически важны. В одной компании, куда я пришла на позицию эйчара, меня попросили составить ИПР для себя. Мой руководитель сказал: «Давай сама, знаешь ведь, как это делать. Я посмотрю потом и согласую». 

Так делать не нужно: если сотрудник лишается права поговорить о себе и своем развитии, это демотивирует. Кроме того, план, который составлен без участия руководителя, может восприниматься как формальность. 

Эйчар точно такой же сотрудник, он тоже ждет обратной связи и рекомендаций. Любой человек хочет, чтобы о нем и о его целях поговорили. 

 

Программа развития

Чтобы сотрудники не ломали голову над тем, как прокачать конкретный навык, мы предлагали им воспользоваться руководством по развитию. Это объемный справочник, где подробно описаны компетенции и даны рекомендации по их прокачке. Нужно только выбрать то, что подходит конкретному человеку, и вписать это в ИПР.

Способы прокачки навыков делятся на 4 группы: развитие на рабочем месте, специальные задания и проекты, обучение на опыте других, самостоятельное развитие.

Развитие на рабочем месте. Успешность прокачки навыка на 70% зависит от того, что мы делаем на рабочем месте. Поэтому в ИПР важно прописать, как сотрудник будет развивать компетенции в свой ежедневной работе.

Специальные задания и проекты позволяют прокачать компетенции за пределами должностных обязанностей. Например, я договаривалась с вузами и сузами о том, чтобы мои коллеги раз в квартал могли выступить перед студентами: показать презентацию, рассказать о работе, ответить на вопросы. Это спецпроект, в рамках которого сотрудники развивали навык публичных выступлений.

Обучение на опыте других. В вашем окружении всегда найдется хотя бы один человек, у которого сильно развита интересующая вас компетенция. Этот человек может стать примером и источником полезного опыта.

Я так и прописываю в плане: 

  1. Обратиться к Иванову Ивану — узнать, как он настраивает процессы делегирования в своей команде.
  2. Взять на заметку 1–2 рекомендации коллеги. 
  3. Внедрить этот новый опыт в свою ежедневную практику. 

Иногда сотрудники говорят, что не знают такого человека, у которого можно чему-то научиться. Тогда я пишу предварительный пункт: «Найти эксперта в своем окружении и обратиться к нему за помощью».

Обучение и самообучение. Обычно в любой организации есть обучающие мероприятия. Нужно оценить, какие из них соответствуют целям сотрудника, и вписать их в ИПР.

Но в последние годы мы шли от обратного: формировали план обучения на год, ориентируясь на запросы сотрудников. Например, если видели, что большинство коллег интересуются темами эмоционального интеллекта, то включали соответствующий тренинг в программу.  

Кроме тренингов, в блоке саморазвития нужно указать конкретные книги, которые сотрудник будет читать. Но не все любят возиться с литературой: в таких случаях я предлагала заменить книги на регулярное изучение публикаций в соцсетях по интересующей теме.   

 

Сроки выполнения 

Важно зафиксировать в календаре конкретные сроки по каждому пункту плана. Когда сотрудник пойдет на тренинг? До какого числа он прочитает эту книгу? Когда найдет наставника из числа коллег?

План без дат — это не план. Отсутствие сроков расхолаживает, их фиксация дисциплинирует. 

 

Согласование ИПР

Руководитель сотрудника должен проверить и подписать план. Обычно это происходит на индивидуальной встрече, но в крупных компаниях весь процесс часто автоматизирован. 

Например, наши сотрудники заполняли ИПР в специальной программе. Эйчары и руководители получали и проверяли эти планы — если видели формальное заполнение или отсутствие конкретики, то возвращали на доработку.

 

Как контролировать выполнение плана

За контроль отвечает руководитель. Он должен встречаться с каждым своим сотрудником — спрашивать, как идет процесс и какие сложности появились. Например, может выясниться, что коллега пропустил выбранный тренинг из-за высокой нагрузки — руководителю важно держать руку на пульсе и помогать при необходимости.

Если руководитель впервые работает с конкретным сотрудником, то я рекомендую им хотя бы раз в квартал встречаться для обсуждения ИПР. В остальных случаях встречи можно проводить реже — каждые полгода. 

В конце года проводится встреча с подведением итогов достижения бизнес-показателей и выполнения ИПР. Напротив каждого пункта плана ставится запись «исполнен» или «не исполнен». Факт выполнения фиксируется со слов сотрудника, но руководитель может проверить: спросить, что изменилось, и сверить это со своими наблюдениями.

Например, наших резервистов часто вызывали к руководству, причем вместе с их планами развития. Директора открывали ИПР и спрашивали: «Вот ты поставил себе такую-то компетенцию. Расскажи, что ты делаешь для ее развития и как идет процесс?»

Если некоторых пунктов плана достичь не удалось, то руководитель вместе с сотрудником анализирует, что пошло не так. Возможно, цели были слишком амбициозными, не хватило контроля, дисциплины, мотивации. Непроработанную компетенцию часто переносят в план на следующий год и проводят работу над ошибками.

Контрольные встречи необходимы, чтобы сотрудник занимался развитием, а не отделывался отписками.

 

Что делать, если сотрудник не хочет развиваться 

Скептики есть в любой компании, это не зависит от должности и возраста. Я работала с шестидесятилетними сотрудниками на производстве, которые с охотой писали планы развития. При этом встречала двадцатипятилетних линейных сотрудников, которые могли долго возмущаться: «Да зачем это нужно, только время терять!»

Здесь важна четкая позиция: это надо сделать, потому что составление и реализация индивидуального плана развития — это часть работы руководителя. По моему опыту, проблема часто идет сверху вниз: если линейный менеджер игнорирует ИПР, скорее всего, и его руководитель не видит ценности в планировании развития. 

При «продаже» идеи ИПР стоит идти сверху вниз: начинайте с топ-менеджеров. 

Если сотрудник не хочет реализовывать индивидуальную программу развития, то нужно понять причины. Это может свидетельствовать о системных проблемах и неудовлетворенности процессами. Например, так бывает, если резервист перегорел, потому что уже давно ожидает продвижения. В результате у сотрудника падает мотивация к развитию — зачем, если все равно нет никакого результата.  

 

Выводы: что стоит знать про ИПР

  1. ИПР — это план, где указаны:
  • компетенции, которые будет прокачивать сотрудник;
  • цели и конкретные способы развития;
  • сроки реализации каждого пункта.
  1. Обычно ИПР составляется на год при участии самого сотрудника, его непосредственного руководителя и эйчара.
  2. План развития нужен главным специалистам и руководителям, остальным сотрудникам — по желанию.
  3. Создание ИПР можно разбить на этапы:
  • формулирование целей компании;
  • выбор компетенций и целей сотрудника для развития;
  • разработка программы, включающей развитие на рабочем месте, участие в спецпроектах, изучение опыта других людей и самообучение;
  • фиксация сроков выполнения всех мероприятий;
  • согласование плана развития.
  1. Непосредственный руководитель сотрудника отвечает за контроль выполнения плана развития. Промежуточные встречи могут проходить каждый квартал или раз в полугодие, а финальное подведение итогов — в конце года. 
  2. Фиксация результатов проводится со слов сотрудника, но руководитель может проверить: узнать, что было сделано и изменилось, а потом сверить ответы со своими наблюдениями.
  3. Не всем сотрудникам интересно составлять и реализовывать ИПР — это нормально, скептики есть в любой команде. Важно не опускать руки, а работать с людьми, выяснять причины нежелания.

Редактор: Дарья Коростеньская

Шаблон индивидуального плана развития сотрудника

Адаптируйте под свои задачи и пользуйтесь

Индивидуальный план развития (ИПР) — инструмент, который применяют для прокачки навыков сотрудников. Это план действий, в котором пошагово зафиксировано, что и когда должен сделать работник, чтобы достичь профессиональных и карьерных целей.

Ниже пример, как заполнять индивидуальный план развития.

Индивидуальный план развития

ФИО: Афанасьев Кирилл Викторович

Должность: юрисконсульт

Руководитель: Кирютенко Ирина Сергеевна

Отдел/грейд: договорной отдел

Hard Skills
Рекомендации от руководителяОжидаемый результат
Получить уверенные знания законодательства о персональных данныхНе менее 70% положений о персональных данных в договорах согласовываются самостоятельно, без участия руководителя договорного отдела.

С руководителем согласовываются только положения о трансграничной передаче данных и об обработке специальных и биометрических персональных данных.
Soft Skills
Принимать самостоятельные решенияНе менее 70% договоров подписывается и согласовывается самостоятельно, без участия руководителя договорного отдела.

С руководителем согласовываются только юридически сложные ситуации и вопросы. Согласование происходит в отдельно отведенное для этого время.
Научиться передавать знания коллегамНаписать инструкцию для младшего юрисконсульта, согласовать ее с руководителем, ознакомить с ней младшего юрисконсульта и научить его применять инструкцию.
Научиться вести деловые переговорыСотрудник поучаствовал минимум в 15 встречах и лично согласовал не менее 8 договоров.
Карта развивающих действий
Рекомендации от руководителяОжидаемый результатСрокФактический результат и комментарий
Развитие на рабочем месте
Самостоятельно согласовывать и вносить правки в договоры с клиентами.

Постепенно брать на себя правовые вопросы согласования договоров
Не менее 70% договоров подписывается и согласовывается без участия руководителя договорного отдела.

С руководителем согласовываются только юридически сложные ситуации и вопросы. Согласование происходит в отдельно отведенное для этого время.
До 15 декабряЗа период подписано самостоятельно 26 договоров (91% всех договоров, которые были в работе у сотрудника).
Участвовать в очных и онлайн-переговорах с крупными клиентамиСотрудник поучаствовал минимум в 15 встречах и лично согласовал не менее 8 договоров.До 20 декабряПроведена 21 встреча, за период подписано 11 договоров с клиентами.
Регулярно проверять шаблоны договоров с клиентами на соответствие закону и актуальность, анализировать их и предлагать руководителю правки в шаблоныСотрудник проверил все шаблоны и провел встречу с руководителем договорного отдела, на которой представил предложения по доработке документов.До 25 декабряАнализ шаблонов проведен, из 4 предложений 3 приняты, 1 отложено для дальнейшего обсуждения.
Спецзадания / проекты
Подготовить и согласовать с клиентом «Кино» полный пакет документов для сделки:
-лицензионный договор;
-DTA (Data Transfer Agreement);
-SCC (Standard Contractual Clause).
Готовый пакет документов согласован с руководителем и подписан всеми сторонами сделки.До 25 декабряПакет готов, согласован, подписан.
Коучинг
Написать инструкцию для младшего юрисконсульта по подготовке поручений на обработку персональных данных клиентовНаписать инструкцию для младшего юрисконсульта, согласовать ее с руководителем, ознакомить с ней младшего юрисконсульта и научить его применять инструкцию.До 20 декабряИнструкция готова, согласована, применяется в работе.
Самообучение
Посмотреть вебинары по персональным данным (152-ФЗ и GDPR)Уверенные знания законодательства о персональных данных, достаточные для самостоятельной работы. Успешное прохождение внутреннего тестирования (результат — не менее 80%).До 31 октябряТестирование пройдено, результат — 87%.
Подготовить вопросы по итогам вебинаров и свои ответы на них для обсуждения и уточнения со старшим юрисконсультомНе менее 70% положений о персональных данных в договорах согласовываются самостоятельно.
С руководителем согласовываются только положения о трансграничной передаче данных и об обработке специальных и биометрических персональных данных.
До 15 ноябряЗа период подписано самостоятельно 4 положения о персональных данных (80% всех положений о ПД, которые были в работе у сотрудника).

Результат:

Руководитель

Решение: план по развитию выполнен успешно «30»  декабря  2022 года

HR

Ознакомлен: Еремчук И. О. «30»  декабря  2022 года

Сотрудник

Ознакомлен:  Афанасьев К. В. «30»  декабря  2022 года




https://huntflow.ru/