пятница, 1 ноября 2019 г.

Денис Жилин. Теория систем. Опыт построения курса


Книга «Теория систем» оставила неоднозначное впечатление. С одной стороны, меня интересует системный подход, в первую очередь, в менеджменте. И в этом плане книга, пожалуй, подбросила несколько полезных идей. С другой стороны, это не первый, прочитанный мною труд по кибернетике и общей теории систем, который дает ощущение бесплодности изучения систем на самом абстрактном уровне – систем, как таковых. По крайней мере, не сравнить с ценностью книг Деминга или Сенге, рассматривающих наши организации, как системы. Однако, учитывая, что это уже 5-е издание книги, возможно, моя оценка не верна)) Ссылку на книгу я встретил на сайте leanzone.ru.
Денис Жилин. Теория систем. Опыт построения курса. – М.: URSS, Ленанд, 2017. – 176 с.

Глава 1. Цели человека и задачи познания


На протяжении всего существования человечества люди стремятся достичь собственных целей. Чтобы предугадывать результаты своих действий и придумывать, как ему действовать, человек постоянно вынужден мысленно решать две задачи — экспертную и конструктивную. Экспертная задача — на основании данных о настоящем моменте описать прошлое или предсказать будущее, а также описать глубинные и неочевидные процессы в настоящем. Решением экспертной задачи является сценарий. Сценарий должен отвечать на вопрос «что было бы, если…?», «что будет, если…?» или «что происходит в настоящий момент, если…?».
Конструктивная задача — создать нечто с заранее заданными свойствами. Для теории систем ее можно сформулировать так: «создать систему с такими-то интегративными свойствами». Частный случай конструктивной задачи — «не допустить возникновения чего-то с заданными свойствами». Решением конструктивной задачи является проект. Проект должен отвечать на вопрос «как сделать так, чтобы…?».
К сожалению, человеческая деятельность далеко не всегда планируется идеально. Крайне распространенная ошибка очень многих людей, в том числе и обладающих широкими возможностями для деятельности, — принятие проекта, к которому не была решена экспертная задача. Такой проект мы будем называть утопией.

Глава 2. Объект


Человека окружают объекты — нечто, существующее помимо человека, что человек может воспринимать своими ощущениями. Того, кто обладает сознанием и ощущениями и способен ставить цель, мы будем в дальнейшем называть субъектом. Любой объект обладает качеством. Человек никогда не может ощутить качество объекта, ибо качество — нечто, присущее объекту самому по себе, вне зависимости от наличия или отсутствия субъекта, а субъект ощущает объект только во взаимодействии с ним. Для субъекта качество проявляется некими своими сторонами — свойствами.
Некоторые свойства могут быть описаны количественно, то есть проявляться в той или иной мере. Меру количественного описания свойства будем называть параметром. При этом, любой параметр мы можем определить только с точностью, которая задается измерительными приборами. Но неточность приборов — это еще не все. Один из выводов квантовой механики – принцип неопределенности Гейзенберга – состоит в следующем: ни для одного объекта невозможно сколь угодно точно одновременно определить координату и импульс. Погрешности их одновременного определения описываются формулой:

где ∆х — погрешность в определении координаты, ∆р — погрешность в определении импульса, h — постоянная Планка.
Поскольку свойства объектов проявляются в их взаимодействиях с другими объектами, они зависят не только от качества, но и от внешних условий. Например, белая бумага при свете красного фонаря будет красной, а при свете зеленого — зеленой. Изменение свойств объекта в зависимости от условий называется поведением объекта. Более того, свойства объекта зависят и от субъекта. Например, человек будет считать мак красным, а пчела — ультрафиолетовым.
Свойство также можно рассматривать как объект, несколько отличающийся от исходного объекта (который мы в дальнейшем будем называть объектом нулевого уровня, или объектом-0). Можно говорить о «свойствах свойств», «свойствах свойств свойств» и т. д., строя объекты все более и более высоких уровней.
Изменение качества объекта во времени называется процессом. Процесс проявляется в изменении свойств. Процесс может быть, как непрерывным, так и ограниченным во времени. В последнем случае он называется событием.
Обьекы-0 состоят из материи — несотворимой и неуничтожимой вечной сущности. Материя двулика: она может проявляться в виде вещества или в виде энергии. Вещество характеризуется массой и протяженностью. При некоторых условиях вещество и энергия могут переходить друг в друга по соотношению Эйнштейна: Е = 2, где Е — энергия, m — масса, с — скорость света. Постулат о несотворимости и неуничтожимости материи получил название закона сохранения материи. Из него следует, что объекты-0 нельзя полностью уничтожить: материя, из которых они созданы, сохранится. Из этого следует, что качество нельзя уничтожить, а можно только изменить вместе с изменением объекта.
Если качество объекта можно изменить, то в нем, кроме сохраняемой сущности — материи, должна быть и какая-то несохраняемая сущность. Она, называется информацией. Процесс отображения свойств, то есть перенос информации от объекта к субъекту, называется познанием.
Чтобы описать информацию количественно, нужно воспользоваться определением Шеннона: информация — есть мера количества снятой неопределенности:


где N — количество всех возможных состояний, n — количество возможных состояний после получения информации I (подробнее см. Введение в теорию информации).
Понятие структуры тесно связано с понятием «информация». Наличие структуры снимает какое-то количество неопределенности, а значит, является (субъекту) информацией. Любая структура (и, соответственно, закодированная в ней информация) устойчива в неком диапазоне условий. Свойства объекта порождаются его структурой, а значит — содержащейся в нем информацией. Из этого следует три важных вывода:
  1. Свойства имеют информационную природу.
  2. Разные свойства объекта взаимосвязаны через его структуру, поэтому познание структуры — ключ к познанию объекта.
  3. Существование материи без структуры (то есть не несущей никакой информации) невозможно.
В соответствии со вторым законом термодинамики в изолированной совокупности взаимодействующих объектов все процессы протекают таким образом, чтобы энтропия росла. В 1872 году великий австрийский физик Л. Больцман сформулировал понятие энтропии как меры беспорядка и ввел формулу для ее расчета: S = k∙lnW, где S — энтропия, k — константа Больцмана, a W — число возможных микросостояний в данном макросостоянии. Любая структура, любой порядок уменьшают неопределенность.
Второй закон термодинамики можно переформулировать следующим образом: структуры, предоставленные сами себе, имеют обыкновение разрушаться.
Материя без информации невозможна, ибо ничем ни для чего не проявляется. С другой стороны, информация без материи тоже невозможна, так как для информации нужен носитель. То есть материя и информация находятся в неразрывном единстве. Но при этом материя (энергия) воздействует на информацию (вплоть до возможности ее уничтожения), а информация — на материю, то есть материя и информация находятся в постоянном противоречии и борьбе. Такая пара сущностей является диалектической противоположностью, а снятие противоречий между ними есть причина развития.
Для познания объекта человек использует модели.

Глава 3. Моделирование как инструмент познания


В соответствии с двумя видами задач (экспертной и конструктивной^ существуют два вида моделей (рис. 1). Для решения экспертной задачи моделируется уже существующая система. Получившаяся модель будет познавательной. Она подгоняется под реальность путем последующего сравнения предсказаний модели с действительным развитием событий. Для решения конструктивной задачи нужно создать модель системы!! с заданным свойством. Такая модель называется прагматической, то есть, такой, под которую потом будет подгоняться реальность.


Рис. 1.Соотнесение целей, задач и моделей
Для повышения адекватности моделей их необходимо фальсифицировать, то есть отслеживать расхождения предсказаний модели с действительностью и вносить в модель изменения, после чего снова сравнивать предсказания, полученные на основании измененной модели с действительностью, снова вносить изменения и т.д. Механизм фальсификации — основное отличие научных моделей от всех остальных (подробнее см. Карл Поппер. Логика научного исследования).
Модель должна быть экономичной. Решение задач с использованием модели должно занимать как можно меньше времени, энергии, материалов и т.п. Для повышения экономичности моделей используют прием, называемый бритвой Оккама: «Не множь сущностей без необходимости». Например, если десять явлений могут быть адекватно описаны одной моделью, то не нужно придумывать свою модель для каждого явления.
Любой объект можно моделировать огромным числом разных моделей, каждая из которых будет адекватна в своих границах применимости (т. е. для решения определенных задач), которые всегда должны быть указаны.
Классификацию можно считать элементарным моделированием, поскольку все остальные модели так или иначе на ней основываются. В ходе классификации объекты разбиваются на группы с одинаковым набором некоторых свойств, называемые классами. Классификация иерархична. Не существует наилучшей классификации. Любая классификация (как и любое другое моделирование) осмыслена только для решения тех или иных задач и оказывается неким компромиссом между адекватностью и экономичностью.
Если свойства объектов изменяются непрерывно, то их можно также делить на классы, но это деление будет условным, и соответствующая классификация тоже будет условной. Пример условных классов — теплый и холодный, высокий и низкий и т.п.
Для отнесения объекта к тому или иному классу выбирается один или несколько признаков класса — свойств, наличие которых сопряжено с наличием других свойств (тех, которые необходимы для решения задачи). Поскольку свойства зависят от условий, при изменении условий классификация может стать неадекватной. Второй подводный камень связан с открытостью классов, в результате чего никогда нет гарантии, что в какой-то момент не будет обнаружен объект, который по всем признакам можно отнести к данному классу, но который многими характерными свойствами; данного класса не обладает. В эту ловушку попал основоположник классификации Аристотель. Он предложил определение человека как «двуногое без перьев».

Глава 4. Понятие «система»


Свойство совокупности, которое не является суммой или средневзвешенным свойств отдельных компонентов совокупности называется интегративным (эмерджентным) свойством. Совокупность, обладающая интегративным свойством, называется системой.
Из этого можно сформулировать экспертную и конструктивную задачи теории систем. Экспертная задача: каким интегративным свойством будет обладать та или иная взаимосвязанная совокупность объектов. Конструктивная задача: как создать или сохранить такую взаимосвязанную совокупность объектов, чтобы получить или сохранить то или иное интегративное свойство.
Любая система состоит из компонентов и связей между ними, а также их связей с внешней средой. Связи могут быть пространственными (структурными) и временными (причинно-следственными). Структурные связи обеспечивают порядок в пространстве, причинно-следственные связи обеспечивают порядок во времени.

Глава 5. Системное устройство Мира


По утверждению А. А. Богданова, «организационные методы едины для всех областей». Из этого следует, что теория систем — наука о правилах перехода с уровня на уровень, а естественные науки поставляют информацию о характере систем своего уровня. Интегративное свойство оказывается очень удобным для определения различных объектов изучения естественных наук. При этом оптимально определение должно выглядеть следующим образом: «Объект есть совокупность таких-то компонентов, обладающая таким-то интегративным свойством». Например, «Молекула — совокупность атомов, обладающая меньшей энергией, чем суммарная энергия любых ее отдельных фрагментов»; «Биоценоз — совокупность живых существ, способных поддерживав функционирование друг друга на большем промежутке времени, чем функционирование любого отдельно взятого живого существа» и т.д.
При этом, теория систем не позволяет решить проблему сводимости: можно ли свойства систем высокого уровня вывести из свойств систем низкого уровня. Грубо говоря, можно ли предсказать поведение животного, зная, из каких молекул оно состоит. Законы низкоорганизованных систем определяют законы высокоорганизованных, но не наоборот.

Глава 6. Фундаментальные принципы в системах


Функционирование любых систем подчиняется фундаментальным принципам. Их часто называют законами. Например, закон сохранения материи: материя не исчезает в никуда и не возникает ниоткуда, но только переходит из одного вида в другой.
Деградация структур. Второй закон термодинамики звучит так: в замкнутой (не обменивающейся с внешней средой ни массой, ни энергией) термодинамической системе все процессы протекают в направлении увеличения энтропии. Таким образом, конечный пункт развития любой замкнутой системы — состояние с максимумом энтропии. Структуры в этом состоянии разрушены. Чтобы система не пришла в столь запущенное состояние, чтобы в ней сохранялась, поддерживалась и даже развивалась структура, она должна быть открыта, то есть обмениваться с внешней средой массой и энергией.
В соответствии со свойствами термодинамических потенциалов при образовании структуры во внешнюю среду выделяется энергия, которая в ней и рассеивается. Если рассеивающуюся энергию не восполнять, то дальнейшее структурирование остановится, когда в системе исчерпаются запасы энергии. Чтобы структурирование продолжалось, нужно подводить к системе энергию (рис. 2).


Рис. 2. В соответствии со вторым законом термодинамики структурирование системы должно сопровождаться увеличением энтропии во внешней среде
Более строго процессы образования структур в неравновесных потоках описал Пригожин с сотрудниками. Такие структуры Пригожин называет диссипативными (от слова «диссипация», что означает «рассеивание»). Для нас важна необходимость постоянного подведения массы и энергии к структуре, чтобы структура могла существовать. При этом хаос вокруг структуры будет увеличиваться (подробнее см. Илья Пригожин. Порядок из хаоса).
Любая материя несет в себе какую-то информацию. Например, если нам нужно изготовить деталь определенной прочности, мы можем изготовить ее из килограмма грязного чугуна, не обращая внимания на внутренние и поверхностные дефекты (закладываем материю), или из легированной стали, обработанной так, чтобы минимизировать количество внутренних дефектов (закладываем информацию).
Человек никогда не использует объекты как таковые. Он использует их свойства. Например, в одежде он фактически использует теплоизолирующую способность, удобство, способность впитывать влагу, а никак не одежду саму по себе. Поэтому производители одежды производят ее не ради одежды самой по себе, а ради ее свойств, то есть фактически производят свойства. Но свойство — это информация. Следовательно, любой производитель производит информацию. За производимую информацию производитель получает плату. Та часть цены товара, которую получает производитель за произведенную им информацию, называется добавленной стоимостью.
Подытожим все, что написано в этом разделе. Для реализации интегративного свойства системе нужны ресурсы, которые в принципе ограничены. Для конструирования системы, а также для поддержания ее функционирования эти ресурсы должны быть распределены наиболее эффективно. Распределение ресурсов есть управление.
Из ограниченности всех ресурсов следует закон предельной полезности, первоначально сформулированный для экономических систем: добавление каждой новой порции ресурса приносит меньшую пользу, чем добавление предыдущей такой же порции (подробнее см. Теория предельной полезности).
Из ограниченности ресурсов следует также наличие пар свойств, которые не могут одновременно реализовываться в полной мере (антагонизм свойств). Например, общество должно хорошо кушать и охранять себя от внешних врагов. Чтобы хорошо кушать, нужно масло, чтобы обороняться — нужны пушки. Для производства и того, и другого нужны люди, число которых ограничено. Поэтому количество произведенных пушек и произведенного масла оказываются антагонистичными свойствами (рис. 3).


Рис. 3. Объемы производства пушек и масла — антагонистичны свойства. По осям отложены максимальные объемы производства пушек и масла при данном количестве ресурсов
Если среди заранее заданных свойств находятся антагонистичные (а так бывает всегда хотя бы потому, что любой системе требуется надежность, а это универсальное антагонистическое свойство), то перед конструктором встают антагонистичные цели. У конструктора возникает принципиальная проблема выбора (ППВ). Однако объективного критерия для оценки полезности каждого свойства не существует. Как правило, конструктор решает ППВ, сообразуясь со своей системой ценностей. Поскольку системы ценностей у разных людей разные, обязательно найдется индивид, который будет недоволен данным решением. Если принять иное решение, найдется другой недовольный им индивид. Поэтому задача системного конструктора — задача неблагодарная, ибо всегда найдутся недовольные его работой. Получается, что ключевой проблемой оптимального конструирования систем оказывается проблема систем ценностей.
Другой случай, в котором проявляется ограниченность ресурса — достижение идеала. Зависимость требуемых ресурсов от степени приближения к идеалу возрастает в бесконечность, и 100%-ного идеала достичь нельзя (рис. 4).


Рис. 4. Рост затрат при приближении к идеалу
Правила эффективного управления:
  • Если системе нужно несколько ресурсов, то их соотношение должно быть таким, чтобы суммарная полезность была максимальной.
  • При конструировании системы и управлении ею нужно ориентироваться на системы ценностей тех субъектов, в чьих целях создается или функционирует система.
  • Затрачивая ресурсы на совершенствование системы, нужно уметь вовремя остановиться, поймав тог момент, когда затраты на эту процедуру становятся неприемлемо велики
Только стационарные системы могут быть устойчивы неограниченное время. Стационарные системы это такие системы, в которых количество входя щей материи равно количеству выходящей. Если поток на входе меньше, чем поток на выходе, то расходуется материя, содержащаяся в системе. Когда она иссякнет, потом станет стационарным, если это иссякание не приведет систему к гибели.

Глава 7. Порождение интегративного свойства


Для возникновения интегративного свойства необходимо определенным образом структурировать ресурсы, иными словами, нанести на ресурсы информацию. Таким образом, интегративное свойство имеет информационную природу. Чем сложнее структура системы, то есть, чем больше информации содержит система, тем больше интегративных свойств может у нее возникнуть.
Система может образоваться двумя путями: либо ее конструирует субъект, либо она возникает путем самоорганизации.

Глава 8. Исследование систем


Процесс познания связан с неким отображением познаваемого объекта познающим субъектом. Из этого следует, что для адекватного познания познающий субъект должен быть сложнее познаваемого объекта (иначе говоря, у него должно быть больше возможных состояний), в противном случае каким-то частям познаваемого негде будет отображаться.
Никакая система не может быть не связана с внешней средой. При этом, если принять, что целое сложнее его части и что познающее должно быть сложнее познаваемого, исследователь должен находиться во внешней среде. Если он будет включен в систему, то система-будет заведомо сложнее исследователя и познать ее будет невозможно.
Однако исследователь должен быть связан с системой. Иначе он не получит о ней никакой информации. Связавшись с исследуемой системой, исследователь может, сам того не подозревая, образовать с ней новую систему, которая будет иметь иные свойства, чем система имела бы при его отсутствии. Поэтому свойства любой системы зависят от исследователя! Очень ярко это проявляется в квантовой механике [Гейзенберг], а также различных науках, изучающих системы, состоящие из людей. Э. Берн, например, подробно описывает подводные камни, подстерегающие группового психотерапевта. Натыкаясь на них, он сам вступает в групповые отношения, которые пытается корректировать (см. Эрик Берн. Игры, в которые играют люди).
Возникает артефакт — представление об измененной системе как о неизмененной. Необходимость изменения системы для изучения ее структуры формирует дилемму: либо мы изучаем структуру системы (с соответствующими артефактами), либо ее функционирование, но никак не их вместе. Получается некий аналог принципа неопределенности Гейзенберга.
Любой исследователь натыкается на непреложное действие закона: чем больше влияем, тем меньше знаем, и наоборот. Но наиболее интересно положение самопознающей системы. Чтобы познать себя, она должна быть сложнее себя самой. Попытка такой системы познать себя приведет к ее усложнению, попытка дальнейшего самопознания — к дальнейшему усложнению и т.д. Например, публикация результатов опросов общественного мнения заставляет людей учитывал эти результаты в своей деятельности, и в дальнейшем — формирует общественное мнение.
Модели систем, как правило, многоуровневы. Простейший уровень модели — модель «черного ящика». Это модель, не рассматривающая внутреннее устройство системы, а описывающая только внешние связи и функции системы. Пример негативного результата такого подхода — модель московского водопровода, которой до недавнего времени руководствовались московские управленцы (рис. 5).


Рис. 5. Система Мосводопровод: а) на первый взгляд, б) на более внимательный взгляд
В используемой модели «Мосводопровод» представляется «черным ящиком» с одним входом (различные источники природной воды) и одним выходом (краны потребителей). Если мало воды на выходе (в кране), значит, надо подать больше воды на вход, увеличивая количество используемых водоисточников. На самом деле у системы два выхода — краны потребителей и дыры в трубах. Чтобы увеличить количество воды в кранах, достаточно перекрыть второй выход, залатав трубы.
Если начать забираться внутрь «черного ящика» (или компоновать различные «черные ящики»), то модель системы становится иерархической. По мере усложнения модели она перестает укладываться в голове одного исследователя, и он отдает моделирование отдельных объектов другим исследователям, а сам рассматривает эти объекты как «черные ящики», о свойствах которых ему сообщают другие исследователи. На границе «епархий» возникает огромное количество неувязок.
Все модели делятся на два принципиально разных типа. Первый — функциональная модель, описывающая последовательность действий системы для достижения интегративного свойства. Второй — структурная модель, описывающая элементы с их характерами, системообразующие связи и потоки, идущие по этим связям. Эти две модели не могут быть одновременно сколь угодно точными. Смешение структурной и функциональной модели недопустимо — из элемента не может следовать функция, и наоборот. Эти две модели должны друг другу соответствовать, то есть каждому элементу приписывается некая функция, а каждую функцию выполняют какие-то элементы.
Моделирование систем — это искусство. Моделирование, как и любой творческий процесс, протекает в результате самоорганизации структур мозга, не управляемой сознанием, являясь во многом следствием интуиции.
Любое моделирование начинается с постановки задачи. Далее необходимо решить вопрос, является ли поставленная задача задачей теории систем, то есть относится ли она к интегративному свойству. Если задача действительно является задачей теории систем, то только тогда объект имеет смысл моделировать как систему. Далее процесс моделирования различается в зависимости от того, какую модель мы строим: прагматическую или познавательную.
В зависимости от того, с каким ресурсом мы имеем дело и какую информацию нужно на него нанести, приходится привлекать аппараты частных наук. Если мы хотим построить молекулу определенной структуры — аппарат химии, если соорудить нечто, что выдержит определенные нагрузки — аппарат сопротивления материалов, если сделать нечто, что почти не испытывает сопротивления воздуха — аппарат аэродинамики и т.д.[1] Существуют и другие приемы построения прагматических моделей. Эти приемы разрабатываются и изучаются специальной отраслью науки, называемой «теория решения изобретательских задач».

Глава 9. Дезорганизация и устойчивость систем


Все в мире находится в постоянном движении, результатом которого нередко бывает нарушение функционирования систем. Наша деятельность тоже может приводить к нарушению функционирования систем. Дезорганизация системы — лишение системы интегративного свойства. Разрушение системы — уничтожение какой-либо части структуры системы с потерей интегративного свойства (подробнее см. Аркадий Пригожин. Дезорганизация).
Устойчивость системы — ее способность сохранять структуру при различных внешних воздействиях. Соответственно неустойчивость системы — способность изменять свою внутреннюю структуру под влиянием внешних воздействий. Любое развитие и изменение системы проходит через стадию ее разрушения, поэтому чем более устойчива система, тем хуже она развивается.
Частным и, пожалуй, наиболее ярким случаем устойчивости системы является гомеостаз — поддержание внутренних параметров системы в определенных пределах при колебании внешних параметров.
Механизмы дезорганизация. Если мы лишаем систему материальных ресурсов, то через какое-то время это неминуемо приведет к разрушению структуры (2-й закон термодинамики). Разрушить элемент можно, приложив к нему «активность», превышающую его «сопротивление». Стойкость системы к разрушению определяется наименее стойким звеном (этот аспект подробно изучается теорией ограничений; см., например, Элияху Голдратт, Джефф Кокс. Цель. Процесс непрерывного улучшения).
Стабилизация системы сводится к сопротивлению указанным воздействиям. Существует два механизма влияния на них: добавление избыточных звеньев, наличие обратной связи (последний может, как стабилизировать, так и дестабилизировать систему). Если изменение какого-либо параметра в контуре обратной связи приводит к его дальнейшему изменению, то говорят, что в этом контуре реализована положительная обратная связь (этот контур еще называют порочным кругом). Если изменение какого-либо параметра в контуре обратной связи подавляет его дальнейшее изменение, то говорят, что в этом контуре реализована отрицательная обратная связь.
Системы с положительной обратной связью неустойчивы. В целенаправленных системах обратная связь играет еще одну крайне важную роль — она направляет функционирование системы к цели.

Глава 10. Развитие систем


Любой акт изменения и, в частности, развития есть последовательность дезорганизации и организации. В процессе развития часть старых связей в системе разрывается, образуются новые связи, и система меняет свои свойства, в том числе и интегративные. Причем развитие может быть, как конструктивным, то есть протекающим с увеличением содержащейся в системе информации (а, следовательно, с появлением новых интегративных свойств), так и деструктивным, то есть протекающим с уменьшением количества содержащейся в системе информации (а, следовательно, с уничтожением интегративных свойств).
В основе изменений лежит противоречие. Противоречие может быть структурным и функциональным. Структурное противоречие так или иначе связано с потоками ресурсов между объектами, ибо именно эти потоки способны дезорганизовать (в частности, разрушить) структуру. Функциональные противоречия возникают в результате разнонаправленных причинно-следственных связей, то есть объекты стремятся уничтожить друг друга как причину.
Противоречие имеет информационную природу. Структура противится своему изменению. Если бы было иначе, все структуры были бы абсолютно неустойчивы. В итоге противоречие оказывается следствием устойчивости систем.
Для предсказания путей развития системы нужно начинать с выявления противоречий в ней и между ней и внешней средой. Задача осложняется тем, что большинство противоречий в системах – скрытые, но могут стать фатальными в ходе своего развития. Для выявления скрытого противоречия требуются зачастую большие усилия, и процедура поиска таких противоречий скорее — искусство. Переход противоречия в открытую стадию проявляется как конфликт. Любое развитие ведет к снятию противоречия.
Чем сложнее система, тем больше в ней противоречий (особенно, запрятанных в низких уровнях) и тем труднее предсказать ее развитие. Если в системе содержится противоречие, конструктор должен для начала попытаться ее оптимизировать. И только если это невозможно — достраивать какие-то подсистемы, направленные на снятие противоречия.
Общая теория развития называется диалектикой. По Гегелю, в качестве основных положений диалектики рассматривают три закона диалектики:
  1. Единство и борьба противоположностей.
  2. Отрицание отрицания.
  3. Переход количественных изменений в качественные.


Рис. 6. Ян (светлый) и инь (темный) — диалектический символ древнекитайской философии, отображающий взаимодействие противоположностей. Слишком большой инь порождает растущий ян, а когда последний становится слишком большим, вновь порождает инь…
Единство и борьба в диалектической паре уже есть противоречие. Оно означает, что отдельно сопряженные объекты не могут существовать, так как немыслимы друг без друга. Диалектические понятия немыслимы одно без другого, так как, либо определяются друг через друга, либо соответствуют противоположным подклассам. Например, понятие «хищник» и «жертва».
Формирование системы из диалектической пары происходит за счет контура обратной связи, который в диалектической паре имеется по определению (в определении говорится о взаимном воздействии противоположностей). Именно контур обратной связи, с одной стороны, снимает противоречие между компонентами, а с другой — придает диалектической паре интегративное свойство.
Любое развитие требует какого-то изменения структуры, при котором происходит разрыв одних связей и образование других. Разрыв связей нарастает как снежный ком, все ускоряясь и ускоряясь. Получается интересная ситуация: разрыв некоторых связей (начало перестройки системы) провоцирует разрыв других связей, вызывая усиление перестройки системы! Налицо положительная обратная связь, которая может привести к распаду системы, что есть качественное изменение.
С другой стороны, формирующаяся система конфигурируется и организует потоки таким образом, что вовлечение в нее новых элементов с подходящими ролями облегчается. Контур положительной обратной связи, приводящий к разрушению старой системы (больше разрывов связей — слабее связи оставшихся элементов — больше разрывов связей), сменяется контуром положительной обратной связи, приводящим к созданию новой системы (больше образующихся связей — устойчивее система — больше новых связей успевает образоваться). И так происходит до тех пор, пока не исчерпаются запасы элементов со свободными входами и выходами. Иначе говоря, включится контур отрицательной обратной связи (больше связанных элементов — меньше возможностей для дальнейшего связывания — меньше вновь связанных элементов), итогом функционирования которого будет стабилизация структуры системы.
Видимо, скачкообразностью качественной перестройки любых систем объясняется отсутствие остатков переходных форм эволюции живого мира, каковое отсутствие дает сильный козырь в руки разного рода креационистов. Если принимать идею скачкообразной перестройки, эти переходные формы должны были существовать всего несколько поколений, и найти их остатки — большое везение.
В ходе качественных скачков часть компонентов системы всегда меняет свой класс на противоположный. Процесс перехода объекта в противоположный класс называется отрицанием. Развитие любой системы всегда проходит через отрицание.
Для адекватного моделирования в структуре объекта должна содержаться структура его противоположности, обладающая всеми свойствами последней. Противоположности становятся все больше и больше похожи друг на друга! Объект становится также, если не лучше, приспособлен к некой роли, как его противоположность. Простой пример: кто такой человек, владеющий силовыми приемами борьбы с другими людьми, информацией о наиболее эффективных путях осуществления преступной деятельности и имеющий обширные связи в преступной среде? Это может быть, как бандит, так и милиционер. Потому-то часто хорошие милиционеры получаются из дворовой шпаны, а отъявленные бандиты — из милиционеров.
Поскольку развитие любых систем имеет схожие причины (противоречия) и подчиняется одинаковым законам (законам диалектики), общие пути развития всех систем тоже оказываются в целом схожи. Пути развития частных систем от возникновения до гибели неоднократно описывались. Так, Л.Н. Гумилев полностью проследил развитие этноса (интегративное свойство — преобразование окружающей среды с целью обеспечения своего воспроизведения и расширения; подробнее см. Лев Гумилев. Струна истории).
Системы в своем развитии проходят несколько этапов (рис. 7).


Рис. 7. Эволюция систем по траектории всплеска
Траектории развития систем. Количественные динамические модели можно представить зависимостью тех или иных параметров от времени. Эту зависимость обычно отображают графиком функции, где по оси абсцисс — время, а по оси ординат — некий параметр. Если необходимо проследить одновременное изменение нескольких параметров, то их откладывают по осям координатной сетки, формируя тем самым фазовое пространство.
Поскольку параметры, отложенные по осям, зависят друг от друга, то геометрическим местом точек, которые могут реализоваться при развитии системы, будут линии. Эти линии называются траекториями системы в фазовом пространстве. Время при этом обычно по осям не откладывается, но его изменение обозначается стрелкой. Иногда точками отмечают равные промежутки времени и тогда видно, насколько быстро система движется по своей траектории (рис. 8).


Рис. 8. Траектория системы «хищник — жертва» в фазовом пространстве. Крестиками отмечены равные временные промежутки
Область фазового пространства, в которую сходятся траектории развития системы, называется аттрактором (от английского «to attract» — притягивать). Если у системы существует два аттрактора, то при каких-то исходных значениях параметров система устремится к одному аттрактору, а при каких-то — к другому. Диапазон исходных значений параметров, при которых система стремится к данному аттрактору, называется бассейном аттрактора.
Если есть бассейны аттракторов, то есть и границы между ними. Если состояние системы лежит строго на границе бассейнов, то малейшее изменение условий «сталкивает» ее в один из двух бассейнов. Более того, границы бассейнов могут иметь настолько сложную и извилистую форму, как, например, у фракталов, что если точка находится вблизи этой границы, то для предсказания ее поведения нужно определить исходные параметры с очень большой точностью (см. Бенуа Мандельброт. (Не)послушные рынки: фрактальная революция в финансах).
Разрыв и образование новых связей часто подвержены разным случайным воздействиям. Поэтому в точках качественных скачков траектория развития системы может ветвиться. Точка, в которой происходит разветвление траекторий развития системы, называется точкой бифуркации (подробнее см. Илья Пригожин. От существующего к возникающему).
Катастрофы. Траектории развития системы могут быть столь причудливы, что в окрестностях некой точки сколь угодно малое изменение внешних условий может привести к скачкообразному изменению параметров. Это означает, что происходит катастрофа. Нужно заметить, что катастрофические изменения параметров происходят настолько быстро, что не описываются даже экспонентой. Мгновенность катастрофических изменений не позволяет списать их на действие контуров обратной связи, так как на их раскрутку все-таки нужно какое-то время.
Моделированием подобных скачков занимается специальный раздел математики, именуемый «теория катастроф». Теория катастроф использует достаточно сложный математический аппарат, поэтому детально вдаваться в нее мы не будем. Скажем лишь, что катастрофы возможны в системах, параметры которых зависят друг от друга явно нелинейно (то есть не могут
В связи с описанными траекториями можно разбить системы на три класса:
  1. Очень неустойчивые системы. Их траектории развития сильно зависят от множества случайных факторов, которые невозможно взять под контроль. Поведение таких систем невозможно предсказать. Их поведением невозможно управлять. Такие системы мы будем называть хаотическими.
  2. Неустойчивые системы. Неконтролируемые случайные факторы не оказывают существенного влияния на их поведение. Цепью определенных воздействий ее развитие можно направить по той или иной траектории. Однако если такую систему предоставить саму себе, в дело вступят случайные факторы и предсказать направление ее развития станет трудно. Такие системы мы будем называть управляемыми.
  3. Устойчивые системы. Все траектории развития таких систем (по крайней мере, в достаточно большой области фазового пространства) ведут к одному аттрактору, поэтому даже значительные воздействия со временем сглаживаются. Для такой системы решаема экспертная задача, ибо ее поведение не зависит от случайных факторов. В то же время решить конструктивную задачу для такой системы, то есть направить развитие системы в заранее заданном направлении практически невозможно.
[1] Вот почему роль общей теории систем не вполне понятна. – Прим. Багузина


среда, 30 октября 2019 г.

How to Become a Productive Entrepreneur


Sophisticated entrepreneurs would agree that building a business is a hard thing to do. It costs not only time but efforts as well. Over the years, your business productivity decreases. It might be hard to stay motivated and inspired to achieve better results.  However, being a productive businessman, you can get out the most of your career: win new partners, increase higher wages, and improve yourself. Thus, finding out the ways to become productive is a must.

You can increase your productivity once and for all. One thing you should do is to make efforts.
Here are 11 tips:
  1. Organize your workplace. If you have a well-organized workplace, you can improve time management skills and, therefore, increase productivity. Being inspired by OmniPapers infographic about workplace organization, we have decided to share it with you.
     
  2. Use stickers. Sometimes everything you have is your plan for a day. Obviously, it is hard to keep in mind all tasks and meetings you have, so using stickers is a must. Use different colors to mark different types of tasks (meetings, calls, deals, etc.). The most urgent tasks you can stick to your computer screen to keep it next to you.
  1. Prioritize tasks. Once Eisenhower suggested a decision matrix to divide tasks according to their urgency. The main idea is to write down all tasks you have to prioritize them. Sometimes we waste time on things that are not worth doing.
  1. Hold morning meetings. People claim that productivity is higher in the morning, so conduct important meetings at 9-10 AM. Hint: try standing meetings as it keeps people focused not relaxed.
  1. Don't use social networks. People love to socialize with other human beings, but using social networks can decrease your productivity at work. You might notice that reading 'news' on Facebook is time-consuming, so you need to stop doing right now. Set a rule that you can't be online while working.
  1. Use online tools. We live in the digital era, which means surfing the Internet daily. If you want to get out the most of it, start using online tools. First of all, you can download apps that track time you spend on completing different tasks (Toggl, Atracker, Timely, etc.).
  1. Create reminders. Being an entrepreneur, you might spend your day in a hurry. Thus, you forget to do important things. Don't try to keep everything in your mind, create reminders in Gmail or a phone. The one thing you should remember is that you can't switch it off until the task is done.
  1. Take breaks. It's nearly impossible to work 8-9 hours a day and complete all your tasks on a high level. As soon as you feel tired, take a pause. You can drink a cup of green tea to boost spirits, walk a bit, or read something interesting. Plus, standing up from time to time can help you save health.
  1. Boost inspiration. As far as you understand, you should stay inspired to complete tasks. There are many things to draw inspiration from, and you should pick up the best one for you. By the way, you can try mind mapping not only for a better company performance but your inspiration as well.
  1.  Stay healthy. If you want to be productive, you need to stay healthy. Pick up a comfortable office chair, change the brightness level and the color temperature of the screen, and use mini elliptical trainers while working.
  1.  Be optimistic. Once somebody said, “Do what you love. Love what you do”. Actually, it is the best key to success. As soon as you start enjoying your work, you'll start doing tasks faster without sacrificing the quality. Try to enjoy the process!
Being a productive entrepreneur means achieving more without sacrificing your personal life. Life is not a paradise, so let's bend over backwards to enjoy it!

How to Write Emails that Pave the Way Towards Action

What does it take for an idea to register? The challenge is that information alone isn’t enough to convince or teach. The way you deliver information matters.
When Melissa Studzinski joined General Mills as a brand manager for the product Hamburger Helper, she got binders of data, market research and surveys, and briefs to help do her job. These “death binders,” as she called them, overwhelmed her with information in the abstract. What clicked for Melissa and her team was when they started visiting moms cooking in their kitchens. She says,
“I’ll never forget one woman, who had a toddler on her hip while she was mixing up dinner on the stove. We know that ‘convenience’ is an important attribute of our product, but it’s a different thing to see the need for convenience firsthand.”
Chip and Dan Heath tell this story in Made to Stick to illustrate the power of concreteness, how decision-making can be easier when guided by specific experiences. For Melissa, actually seeing moms in their homes delivered insights into the value of predictability and convenience for mothers and the kids they were feeding, over the extensive variety the company had been pushing. After simplifying the product line and adapting the ads, sales of Hamburger Helper increased by 11%.

In email marketing, it’s easy to deliver death by confusing abstractions or to take haphazard stabs at what we think will motivate. Instead we can educate, nurture, and convince much more effectively by using concreteness.

How Concrete Language Motivates

Concrete things exist in the real world. You can reach out and touch them, or stub your toe on them, and that vividness provides an entry-point into your audience’s reality. By doing some of the mental work in how your message is presented, people don’t have to expend extra brainpower unpacking fuzzy abstractions and figuring out exactly what you mean.
Whether it’s Aesop’s fables or a punchy elevator pitch, concreteness makes messages easier to understand, remember, and even believe. Concrete language is easier for the brain to parse and recall, and as psychologists Jochim Hansen and Michaele Wänke found in a 2010 study, the mind takes speedily processed and recallable information as more true and believable.
Take this pair of sentences used in the study:
  • In Hamburg, one can count the highest number of bridges in Europe. [concrete]
  • Hamburg is the European record holder concerning the number of bridges. [abstract]
Even when meaning and level of detail are the same, as in these Hamburg bridge descriptions, subtle linguistic framing makes a meaningful difference in how the information is digested.
“Linguistic concreteness makes the described situations more imaginable,” Hansen and Wänke write. “Increased imaginability, in turn, causes people to believe the statements with greater likelihood.” Framing the information as an experience that the reader is performing instead of plainly stating the fact that Hamburg has the most bridges in Europe feels more concrete, and so, adds credibility and persuasiveness.
Concrete language also paves the way for easier judgment calls and decisions. Because people can imagine and believe concrete statements, they can also envision outcomes and feel more comfortable making decisions towards those outcomes. For instance, researchers found that using more concrete language like “one share of IBM stock” rather than a generic “asset” in disclosures increased investors’ willingness to invest in a firm.
The researchers also found that highlighting concrete language reduces feelings of psychological distance. If you’re not familiar with something, confusing jargon, vague generalities, and abstract ideas end up becoming reasons to lose interest. In email of course, those are immediate reasons to unsubscribe, delete, ignore, or even spam.
Concreteness offers a bridge of believability and affinity to cross over and explore new things.

Applying Concreteness In Your Emails

So what does communicating with concreteness mean in practice? Present your message in a way that’s easy to imagine, visualize, and even feel as a reader. That may involve:
  • vivid storytelling
  • specificity and contextual details
  • images, graphics, and photos
  • illustrative examples, like testimonials and case study details
  • language of the senses
  • personas and personalization, speaking to the experiences and needs of specific people (or types of people)
  • describing a shared experience, like coming together to solve the same problem
You’re using details, but not just any old details either. They have to be specifics that take into account the audience’s point of view. That way, they can inhabit, imagine, and absorb.
As the Hamburg bridge examples shows, word choice and framing matters too. Here’s a brief primer from psychologists Gün Semin and Klaus Fiedler’s “Linguistic Category Model” which categorizes types of words from concrete to abstract:
  • Descriptive action verbs describe specific behaviors in specific situations, with little room for interpretation. They’re less likely to have positive or negative connotations. e.g., count, crouch, kiss, run
  • Interpretive action verb describe general behavior in a specific situation and requires some interpretation. These verbs also tend to have positive or negative connotations. e.g., help, cheat, threaten
  • State verb describe emotional, mental, or feeling states that have no clear beginning or end. e.g., believe, love, admire, envy
  • Adjectives are the most abstract type of word and require a lot of interpretation. e.g., creative, impulsive, reliable
To aim for concreteness, then, use more descriptive and interpretive action verbs and hold off on the adjectives.
Since concreteness helps close gaps with psychological distance, it’s especially useful when you’re dealing with newness — new users or audience members, new features, and other types of new situations. Concreteness, funnily enough, is your welcoming, pillowy soft landing for your readers' minds.

Let’s look at a few email examples:

Close.io
About a week after a new app signup for Close.io, a sales CRM tool, they trigger a very long email from CEO Steli Efti.
Why does this message clock in at over 1,000 words? It’s sharing many stories, all designed to build a bridge to the reader and hopefully ferry them over closer to activation and engagement.
Instead of saying something like “Get started because Close.io is the best!” — Steli shows you why with a resonating origin story. You learn that the Close.io team is solving a pain they had experienced firsthand. That’s why the specific descriptions of existing solutions that turn people into “manual data-entry-monkeys” feels magnetic. They’ve walked in your shoes, their product started out as their own secret sales sauce — this is Close.io’s version of showing that they’ve been in moms’ kitchens and understand their needs.

After testimonial quotes from real-life happy customers, Steli brings the focus back to you. Envision your future — you’ll make better calls and emails, escape the data-entry monkey zoolife, and gain sales data insights — and here are all the details on how that all comes into existence.
Casetext
Casetext is a handy platform for legal writing, research, and publication. Their mission is to make legal knowledge and resources free and understandable. Here’s an email Casetext sent out about one of its contributors Leah Litman, who has written about retroactivity of a law affecting convictions.

The message describes how Leah’s Casetext piece was cited in a legal brief to the Supreme Court, providing a concrete example of the reach and impact that publishing your work on Casetext and being part of its community can have. Your words can go all the way to the top!
Instead of listing out cool, snazzy features or even a bunch of abstract benefits, Casetext succeeds in making all that come together in telling Leah’s story.
The call-to-action button is a great concrete touch, too:

Instead of something generic like “learn more” or “sign up” — it’s a specific and relevant direction: start writing!
Appcues
Appcues, a user onboarding tool, unsurprisingly has put some thought into their triggered activation emails. A few days after you sign up for the product, you get an email with the subject line “Honestly, I was blown away…”

The email highlights one specific company, StoryboardThat, and the specific successes — 112% increase in conversions! — they had using Appcues.
This is a story that will resonate with Appcues’s target audience: here’s a real-life small team that has to deal with many competing priorities but wanted to make their user onboarding more effective. Here is what actually happened after they starting using Appcues, including this impressive A/B test result that blew the customer away.

Their call-to-action button copy is on point too. Even though the link simply takes you into the app, the message is not about signing in or checking Appcues out. Instead, it’s about the very clearly defined goal that the reader has: increase your conversion rate.


Finally, the Appcues team includes the picture of the person featured in the story, which makes it easier to see and understand who was impacted. Aaron is a real person, very much like you, who wants to increase conversion rates without having to wrangle a bunch of code.

Telling relevant stories, showing specific examples, and using concrete language is simply part of good writing and effective communication. Still, concreteness is a remarkably helpful principle that keeps you thinking about your reader and customer’s experience. It battles against your curse of knowledge, the fact that your product or business takes up such a large part of your mind compared to a visitor or prospect, or even loyal customer, and often gets in the way of getting your actual point across.
Our emails and messages shouldn’t be death-by-information but helpful bridges and balloons that bring people up and over to where they want to go.
by Janet Choi








вторник, 29 октября 2019 г.

Momentum towards useful change


How to Think Differently to Drive Results Innovation Training and Development 

Michael Cardus


Imagine a solved version of the problematic situation by:
  • making exceptions into the rule,
  • changing the location of the complaint pattern,
  • changing who is involved in the complaint pattern,
  • changing the order of the steps involved,
  • adding a new element or step to the complaint pattern,
  • increasing the duration of the pattern,
  • introducing arbitrary starting and stopping,
  • increasing the frequency of the pattern,
  • changing the modality of the problematic behavior.
– Steve de Shazer – Clues pp 99
Each of the above suggestions for change that is different are useful as a skeleton-key to break a pattern and cause you to take notice of what is different and what difference that makes.
I am cautious about the work ‘imagine’  because it may lead us to believe that we are creating a utopian end point.
I’ve argued before that utopian end points ignore the past, create self-imposed stress, and increase resistance due to the fact that they are generally achievable.  In this context imagine is used to hold and slightly vary a pattern of thinking that we currently have in the face of the problem.
Leadership, change, problem solving is contextual interaction. There is an example of something that is a problem and it is worth improving. Knowing the context and observing the interactional difference within the suggestions above may be a skeleton-key that is close enough to open the door to cooperation, then create some momentum towards useful change.


Dr. Robert Cialdini's 6 Principles of Persuasion

Over the past few weeks, we’ve explored the 6 principles of persuasion by Dr. Robert Cialdini, with more than 50 real-life marketing examples.

Here’s a recap of how these 6 principles work, and how to use them in your own marketing strategy:


Reciprocity

In many social situations, we pay back what we received from others.

When you offer something first, people will feel a sense of indebtedness, which will make them more likely to comply with your subsequent requests. We’re deeply wired to be reciprocal.
There are three factors that will make this principle more effective:
  • Offer something first – allow them to feel indebted to you
  • Offer something exclusive – allow them to feel special
  • Personalize the offer – make sure they know it’s from you
_____
commitment&consistency

We tend to stick with whatever we’ve already chosen.

We are bombarded with hundreds of choices to make every single day. For convenience, we simply make a single decision and then stick to it for all subsequent related choices.
The way to earn customer loyalty using this principle is to make them commit to something (a statement/stand/identity). They will then feel an automatic compulsion to stick with it.
Follow these three ways to leverage off this principle:
  • Ask your customers to start from small actions – so they’ll have to stick to it.
  • Encourage public commitments – they’ll be less likely to back out.
  • Reward your customers for investing time and effort in your brand.
_____
socialproof

We tend to have more trust in things that are popular or endorsed by people that we like.

How to work it:
  • Experts – Approval from credible experts in the relevant field
  • Celebrities – Approval or endorsements from celebrities (paid or unpaid)
  • Users – Approval from current/past users (ratings, reviews and testimonials)
  • ‘Wisdom of crowds’ – Approval from large groups of other people
  • Peers – Approval from friends and people you know
_____

liking

We are more likely to comply with requests made by people we like.

That can range from our closest friends to complete strangers that we are attracted to.
This explains why we trust word-of-mouth recommendations from our peers, as well as stuff endorsed by our favorite singers.
Follow these factors to make the Liking principle work:
  • Physical attractiveness – [Make your website] well-designed, function and suit what you’re selling.
  • Similarity – Behave like a friend, not a brand. Show them that you can relate to, and understand them.
  • Compliments – Have a voice; use social media platforms not to broadcast, but hold intimate conversations and form relationships with your customers.
  • Contact and Cooperation – Fight for the same causes as your customers. Nothing builds rapport and closeness like good old-fashioned teamwork.
  • Conditioning and Association – Associate your brands with the same values that you want to communicate and possess.
 _____
authority

We follow people who look like they know what they’re doing.

This hold especially true in fields where we aren’t experts. Most headlines utilize this principle by including phrases like “scientists say”, “experts say”, “research shows”.
You can give off the air of authority if you pay attention of these factors:
  • Titles – Positions of power/experience
  • Clothes – Superficial cues that signal authority
  • Trappings – Accessories/indirect cues that accompany authoritative roles
_____
scarcity

We are always drawn to things that are exclusive and hard to come by.

We assume that things that are difficult to obtain are usually better than those that are easily available. We link availability to quality.
You can learn to trigger your customers’ sense of urgency with these methods:
  • Limited-number – Item is in short supply and won’t be available once it runs out.
  • Limited-time – Item is only available during that time period.
  • One-of-a-kind Specials – Sometimes utilize one or both of the above techniques. Also from one-off events (e.g. collaborations, anniversaries)
  • Utilising Competitions – Our inclination to want things more because other people also want them is often utilized in auctions or bids.

Conclusion: Use these principles to your advantage, but remember to get the fundamentals right.

These principles are powerful because they bypass our rational minds, appealing to our subconscious instincts. They elicit what Dr. Cialdini terms the “click, whirr” automatic response in all of us.
However, do note that while these principles can help bring more awareness for your brand, the biggest factor that ultimately drives customer satisfaction, loyalty and sales is a great product.
All marketing efforts will only work when they’re supporting a product that brings true value to customers.

Full list of links: