Открыть собственное дело с каждым днем все проще, и ты наверняка об этом уже думал. Отдельное спасибо Николаю Никишову, научившему меня в свое время этой методике.
Чтобы прикинуть перспективы своего бизнеса, тебе нужен быстрый, и в то же время достоверный способ посчитать затраты и прибыль. Есть такой способ. Я научу тебя рисовать удобные бизнес-сценарии в электронных таблицах на примере выдуманной студии веб-дизайна.
В этой статье:
- Как правильно настроить мышление
- Как выписать затраты
- Как пользоваться электронными таблицами
- Как выписать доходы
- Как составить баланс и посчитать прибыль
Настраиваемся думать
Ты уже знаешь, какой именно бизнес ты хочешь делать, кто потребитель твоего продукта или услуги и как ты будешь их продавать? Тебе важно понимать, что цель бизнеса — деньги, и вся эта статья — о них и о том, как о них думать.
Тебе важно правильно настроить свое мышление. Когда ты размышляешь о своем бизнесе — ты мечтаешь, и это — правильно. Но есть опасность: мечта легко перестает в иллюзии. Легко мечтать не только вечерком на диванчике, легко также рисовать нелепые цифры в табличках. Типа планировать сказочную прибыль.
Чтобы не впадать в иллюзии, сразу ответь, что важнее: помечтать и затем испытать провал в жизни или достоверно все продумать и затем победить? Если ты хочешь победить в реальности, то бизнес-план — это must. Думай искренне.
Думаем о затратах
Задача номер один. Достоверно выписать расходы, стартовые и ежемесячные.
Это очень просто. Стартовые расходы — это деньги, которые ты вкладываешь единожды в начале своего бизнеса. Например, покупка мебели, ремонт помещения и уставной фонд — это все стартовые расходы. Чего еще не забыть:
- юридические услуги (регистрация предприятия, консультации и т.п.)
- первая аренда и ремонт помещения
- мебель, компьютеры + ПО, оборудование, коммуникации, канцелярия
- транспортные расходы
- представительские расходы (обеды с нужными людьми, новый мобильник)
- маркетинговые затраты (реклама и полиграфия)
- кадровые затраты (поиск людей)
Выписывать суммы нужно настолько детально, чтобы ты сам в них верил. Скажем, избегай писать «примерно $5,000» в графу «мебель». Это недостоверно и строго говоря, это не цифра. К инвестору не придешь со словами «мне нужно примерно $14,000». Составь несколько типовых конфигураций рабочих мест и посчитай стоимость каждого. Тем не менее, вполне достаточно вписать в статью «канцелярия», например, $50, потому что эта цифра выглядит достоверной для небольшого офиса. Здравый смысл здесь — лучший советчик.
Чтобы обмануть свое творческое мышление и не дать ему в этом процессе улететь в иллюзорный мир, сделай так. Сначала выпиши список затратных статей (мебель, компьютеры, и т.д.) как можно подробнее, и только потом приступай к их заполнению цифрами. Во-первых, так ты победишь страх белого листа. Во-вторых, ты еще не будешь видеть нарастающей суммы, и не будет бессознательного страха перед выписыванием очередной затратной статьи. Типа, «я боюсь, цифра приближается к большой, я лучше сам от себя скрою что мне еще нужны деньги...» Помни — практически любые затраты поддаются оптимизации, нередко весьма заметной, и ты обязательно займешься этим позже. Пиши все.
Какие суммы писать в затратные статьи? Реальные! Категорически нельзя занижать затраты относительно того, что есть реально на рынке, это табу. Ты не имеешь права планировать снять офисную квартиру за $100/месяц, рассчитывая на везение или стараясь уменьшить смету. Если в твоем регионе офисная квартира стоит $400/месяц — пиши $450, помня про коммунальные услуги! Также избегай завышать цифры, хотя вот с этим проще — будет что потом оптимизировать.
Чтобы адекватно оценить стартовые затраты, тебе нужно уточнить все цифры. Не бери их из головы, пусть вся информация о суммах имеет свой источник — телефонный звонок или прайс-лист.
Расписывание стартовых затрат занимает несколько дней.
Задача номер два. Ежемесячные затраты. Вот типичные статьи:
- зарплаты по каждой должности (зарплатный фонд)
- аренда офиса
- коммуникации
- юридические услуги
- представительские расходы
- налоги
- фонд на непредвиденные расходы (резервный фонд)
Поступай точно также — сначала выпиши статьи, а потом заполни их цифрами.
Подробнее о зарплатах. Избегай называть людей по именам в бизнес-плане. Человек в бизнесе выполняет функцию, а не фигурирует сам по себе. И зарплата выплачивается не Васе Пупкину, а программисту или водителю. Зарплаты тоже следует уточнять по биржам труда, а не выдумывать. Некоторые должности получают не только фиксированную ставку, но и процент с продаж. Мы это рассмотрим позже.
Обязательно планируй неприятности! Здесь я имею в виду фонд на непредвиденные расходы, они обязательно будут. Очень часто возникает желание «оптимизировать» этот фонд, но делать этого категорически нельзя. Нет ничего неприятнее ситуации, когда возникает срочная потребность в деньгах, а их нет. Нередко начинающий бизнес серьезно страдает из-за дефицита буквально мизерных денег. Если все будет хорошо, то резервный фонд будет постепенно накапливаться, а потом и приносить проценты в банке. Но все хорошо не будет, я обещаю.
Резервный фонд можно наполнять по-разному. Популярный вариант — зачислять в этот фонд % от всей прибыли (5-10%). Другой вариант — вести его как отдельный расход с фиксированной ежемесячной суммой отчислений.
Затраты хорошо печатать на бумажке и носить эту бумажку с собой в кафе. Меньше чем за неделю ты с друзьями сможешь довольно неплохо оптимизировать затратную часть.
Думаем в таблицах
Задача номер три. Посчитать эти цифры в электронных таблицах. На самом деле, здесь фигурируют элементарные формулы и научиться рисовать бизнес-план — очень просто. Один раз ты поймешь, как это делается — и сможешь прикидывать любые сценарии, даже если ты никогда не пользовался этими программами.
Когда бумажка с затратами готова, пора выносить цифры в электронную таблицу и начинать планировать. Открывай Microsoft Excel или
OpenOffice.ORG Calc, и вперед. Создавай два листа.
Один — стартовые расходы, второй — ежемесячные расходы (этот лист позже станет нашим основным рабочим инструментом). В обоих листах запиши расходы в два столбика — статья затрат и сумма.
Сделай также столбики будущих месяцев. Тебе нужно знать, сколько денег ты потратишь и заработаешь в начале, сколько — через два месяца и т.д.
Столбики будущих месяцев
Самый важный момент. Ежемесячные затраты и доходы бизнеса следует выписывать накопительно. Затраты одного месяца прибавляются к затратам предыдущего. Так получается общая сумма, вложенная в дело по такой-то статье затрат на такой-то месяц.
Например. Программист стоит, скажем, $500. Он поработал месяц — компания заплатила ему $500. Затраты на программиста на первый месяц бизнеса составили $500. Программист поработал еще месяц — компания заплатила ему еще $500. И еще месяц и еще $500. Затраты на программиста на конец третьего месяца составили $1,500.
Программист
Разумеется, не надо вводить эти цифры вручную, для этого есть простейшие формулы.
Трюк здесь заключается в том, что доходы тоже выписываются накопительно и мы видим разницу: сколько всего денег потратили на такой-то месяц, сколько всего денег заработали на такой-то месяц. Это позволяет увидеть момент выхода в безубыточность, а затем, слава Богу, в прибыль.
Итак, расчерти лист, напиши статьи расходов, ежемесячную сумму, напиши ближайшие месяцы, и каждый месяц пронумеруй. В моем примере проект рассчитывается на несколько месяцев вперед.
В сумме ты получаешь общий расход на каждый месяц. В моем примере видим, что за первый месяц работы компания потратила более $9,000 (включая стартовые затраты), а на десятый месяц — более $54,000
Думаем о доходах
Задача номер четыре. Давай считать самое приятное — доходы. Перечитай еще раз раздел про настройку мышления.
Важно
Доходы — это не прибыль. Если мы купили оптом десять килограмм семечек по $0.10/кг, а продали в розницу по $0.06/стакан (стакан = 100гр, он одноразовый и стоит $0.02):
Расходы: $3.00 = ($0.10 * 10) + ($0.02 * 100)
Доходы: $6.00 = $0.06 * 10 * 10
Прибыль: $3.00 = $6.00 - $3.00
Давай пока исходить из того, что картина расходов у тебя фиксированная, а вот варианты получения прибыли — разные. Будем их называть сценариями.
Таких сценариев важно нарисовать несколько. Например, если у вас будут покупать только самый дешевый продукт. Или, напротив, если сфокусировать внимание только на состоятельных клиентов.
Рисовать сценарий довольно просто: выпиши количество продаваемых единиц услуги или продуктов в каждый месяц и фиксированную стоимость одной услуги или продукта.
Также создай строку с суммой дохода за конкретный месяц. Как видишь, доходы тоже считаются инкрементально — доход одного месяца прибавляется к доходу предыдущего. Таким образом, ты видишь валовый доход на каждый момент времени.
На данном этапе возникает популярная ошибка: описывать сценарии доходов в виде только вот этой валовой суммы. Мол, «в октябре создадим вебов на три тыщи!». Так нельзя. Сумма должна сформироваться сама и быть обоснованной.
Думаем о балансе
Задача номер пять. Теперь, когда ты уже представляешь себе затраты и доходы, можно посчитать самое интересное — прибыль.
Разница между расходом и доходом — это прибыль. Это деньги, заработанные твоей компанией на данный момент времени. Это называется баланс.
Вот именно ради этой цифры ты и делаешь бизнес-план. Именно баланс — это чистая прибыль компании за вычетом всех расходов и инвестиций. Момент, когда баланс станет положительным — это точка выхода на безубыточность. Это момент, когда ты уже выплатил все кредиты, заплатил людям за работу и т.п., у тебя уже нет долгов и остались чистые деньги.
В скачиваемом примере я рассчитываю популярную в юных умах идею создания веб-студии. Вот тебе веб-студия. Видно: как бы студия не работала, чистая прибыль за целый год работы составит максимум три тысячи долларов.
Рассмотрим примеры.
Сценарий №1. Обычный сценарий развития веб-студии — начинаем с дешевых проектов, постепенно учимся и зарабатываем более дорогих клиентов. За десять месяцев работы компания выйдет в ноль с чистой прибылью около $13. А за год работы компания заработает три тыщи!
Сценарий №2. Делаем очень много дешевых вебов. Ес-но, учитываем момент накопления опыта и клиентов, и поэтому выходим на полную мощность где-то через месяцев восемь. Эта фирма не окупится никогда, принеся за год убытков более чем на $24,000. (Кстати, такой подход к созданию веб-студии довольно популярен в юных умах. Мол, а давайте обкатаем технологию и будем делать много дешевых сайтов. Не работает.)
Сценарий №3. Фокус внимания держим на вебах в средне-высокой ценовой категории. Тут по динамике видно, что фирма окупится через год и один месяц и будет приносить прибыль около $3,000 в месяц. Фирма из шести человек.
Сценарий №4. Это будет относительно элитная веб-студия, зарабатывающая себе только состоятельных клиентов. Тут обратите внимание: окупаемость компании зависит от тех двух клиентов, которые раскошелятся на продукт стоимостью в $6,000. Это риск. Окупаемость — на десятый месяц, затем прибыль низкая, меньше $3,000 в месяц. Теперь поиграйся с этим сценарием в табличке: убери сначала одного, а потом второго клиента с бюджетом в $6,000. Страшно, да?
Эта схема — далеко не единственная и подойдет не для каждого бизнеса. Некоторые бизнесы настолько просты, что все планирование поместится на один экран — например, деятельность юриста или частного медика. Другие бизнесы сложнее и имеют такие зависимости, что их придется просчитывать иначе.
Главное вот что.
Если ты научишься пользоваться такой схемой — то ты сможешь придумать и свою собственную;
Если ты научишься писать достоверные вещи и думать достоверно, то у тебя будет больше шансов преуспеть в бизнесе.
Домашние задания
Заработай на вебе!
Оптимизируй затраты и попробуй сделать описываемую веб-дизайнерскую фирму прибыльной. Это возможно.
Легко считать почасовку
У тебя единица продажи — один час, этот час продается по разной цене в зависимости от специалиста, и продается определенное количество часов каждый месяц. В этом случае рассчитывай зарплату людей тоже в часах, но плати фиксированно.
О зарплате
Можешь добавить в схему коэффициент увеличения зарплаты и премии, зависящие от завершения проекта.
Посчитай НДС.